Заседание № 78
О проекте федерального закона № 141106-6 "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за передачу либо попытку передачи запрещённых веществ и предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении. Пункт 6 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Александровича Поневежского. Пожалуйста, Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект № 141106-6 был принят в первом чтении 20 ноября 2012 года, во втором чтении - 12 февраля 2013 года. Настоящим законопроектом предлагается усилить административную ответственность за передачу либо попытку передачи запрещённых веществ и предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы, по проекту замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Прошу принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть ли желающие записаться на выступления по мотивам голосования по данному законопроекту? Нет. Выносится на "час голосования".
Пункт 6 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 38 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 141106-6 "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за передачу либо попытку передачи запрещённых веществ и предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 20 ноября. В материалах к законопроекту имеется одна таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Комитет просит утвердить таблицу поправок и принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 02 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим на "час голосования".
7-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Второе чтение законопроекта. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 01 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 141106-6 "О внесении изменений в статью 9.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за передачу либо попытку передачи запрещённых веществ и предметов лицам, содержащимся в учреждениях исполнительно-уголовной системы или изоляторах временного содержания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, заместитель министра юстиции Российской Федерации. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В последние годы наметилась негативная тенденция роста числа правонарушений, связанных с передачей в учреждения уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания запрещённых предметов. Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, запрещённых предметов, с 2005 по 2010 год увеличилось в два раза - с 4800 до 9500 человек. В 2011 году за совершение указанных правонарушений привлечено к наказанию в виде административного штрафа более 6200 человек. Ежегодно увеличивается и количество изымаемых сотрудниками учреждений УИС, изоляторов временного содержания запрещённых веществ и предметов, в том числе денежных средств и алкогольных напитков. Особой проблемой стала нелегальная доставка средств мобильной связи в указанные учреждения. Если в 2004 году было изъято 5700 мобильных средств связи, то в 2007 году - уже 26 400, то есть в пять раз больше, в 2010 году было изъято 40 тысяч мобильных телефонов, а в 2011 году - более 47 тысяч мобильных телефонов. В настоящее время за передачу либо попытку передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, СИЗО или в изоляторах временного содержания, статьёй 19.12 КоАП предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей с конфискацией запрещённых предметов, веществ или продуктов питания. В сложившихся условиях эта мера ответственности представляется недостаточной. Законопроектом предлагается установить административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей за указанное правонарушение. Кроме того, статья 19.12 КоАП приводится в соответствие с действующим законодательством: согласно статье 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следственные изоляторы являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, поэтому предлагается слова "следственных изоляторов" исключить. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Юрий Сергеевич предметно рассказал о законопроекте, обосновал необходимость его принятия, это меня избавляет от того, чтобы на нём подробно останавливаться. Я должен сказать, что, так же как и в предыдущих случаях, сегодня ставится вопрос о недейственности и несоответствии санкций, которые указаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Несомненно поддерживая данный законопроект, мы в то же время обращаем внимание на то, что, может быть, совместно с Министерством юстиции стоит обратить внимание на необходимость более предметного изучения не только санкций, указанных в рамках данного проекта, но и в принципе вопроса о действенности санкций в Кодексе об административных правонарушениях. Данный законопроект поддерживается нашими уважаемыми коллегами из Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, являющегося соисполнителем по законопроекту. Мы предлагаем принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый докладчик, я попросил бы вас прокомментировать, сказать об эффекте от такого ужесточения, если можно так это назвать, - увеличения штрафа с полутора тысяч до 3 и даже до 5 тысяч рублей. Вы действительно считаете, что после того как такие суммы неподъёмные (в кавычках) будут грозить нарушителям установленного режима, они испугаются и перестанут нарушать? Или вы таким образом просто демонстрируете, что всё-таки работаете над решением этой задачи и как-то минимизируете проникновение запрещённых продуктов и предметов? Может быть, всё-таки другие какие-то способы ужесточения, если уж эта задача стоит, надо искать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо вам большое за вопрос. Понятно, что, наверное, одним только повышением санкций не решить ни одну проблему, любую проблему, социальную в том числе, как и ту, о которой мы говорим, тем не менее уже сейчас понятно, что, с одной стороны, действующая санкция явно дестимулирующей не является для подобного вида правонарушений, с другой стороны, надо понимать, что санкция должна быть соразмерна деянию, соответствовать тому нарушению, о котором мы говорим. Я думаю, что установление такой санкции сможет переломить тот тренд, о котором было сказано в моём выступлении. Мы будем анализировать практику применения этой нормы и, может быть, предлагать дополнительно ещё какие-то решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Юрий Сергеевич, мы согласны с тем, что одним ужесточением вопрос не решить. Как вы думаете, может быть, вот тот список запрещённых предметов, точнее, разрешённых предметов, которые могут быть у человека с ограниченной свободой, пора уже расширить? Он много лет существует и не изменялся. Ну почему не дать человеку возможность, допустим, второе одеяло иметь в камере или накладки на глаза, для того чтобы ночью он мог спать? Это первый вопрос. И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, какое продолжение получила и чем закончилась история с начальником колонии в Брянской области, который устроил там дом отдыха для отдельных заключённых за деньги, позволял им смотреть телевизор, наслаждаться в целом жизнью и даже выезжать за границу? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, спасибо вам за ваши вопросы. Ну, вы знаете, я честно признаюсь, уголовно-исполнительная тематика, так скажем, моим функционалом не является в министерстве, я здесь просто в функции статс-секретаря этот законопроект представляю, поэтому, что касается вашего второго вопроса, мне нужно получить дополнительную информацию у коллег, мы обязательно вам информацию представим по этому поводу. Что касается перечня запрещённых предметов, то я при подготовке к сегодняшнему выступлению ознакомился с теми материалами, которые мне мои коллеги из соответствующего департамента представили: вы знаете, у меня он, честно говоря, тоже вызвал много вопросов. Мне кажется, что мы должны здесь двигаться в двух направлениях: с одной стороны, в отношении тех предметов, которые действительно представляют опасность и мешают следствию, мы должны, наверное, ужесточать санкции, но в отношении тех предметов, которые делают пребывание заключённых, ну, каким-то более человеческим, гуманным, мы должны эти нормы ослаблять, как мне кажется. По части позиций, я думаю, мы готовы дискутировать, и я обязательно о вашей озабоченности скажу коллегам из департамента, в котором этой тематикой занимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Куликов. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Уважаемый Юрий Сергеевич, не кажется ли вам, что та статистика по количеству нарушений, которой вы оперируете, совершенно недостоверна? Вот вы говорите о том, что уже почти пятьдесят тысяч мобильных телефонов изымается, - на самом деле как минимум в десять раз больше! То, что вы предлагаете, не изменит ситуацию - сформировался рынок с определёнными тарифами на доставку тех или иных запрещённых предметов в места заключения, - вы этим только поднимете тарифы этого рынка. Не надо ли пересмотреть вашу политику? Может, должно быть уголовное наказание за одно-два подобных происшествия, может быть, стимулирование тех, кто не нарушает, повышение заработной платы и, естественно, кратное, может быть десятикратное повышение штрафов? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Олег Анатольевич, спасибо вам за вопрос. Что касается статистики, я думаю, что любая статистика, безусловно, обладает определённой степенью достоверности. Мы здесь вынуждены оперировать тем, что у нас имеется, - это официальная статистика, которой мы располагаем, она базируется на реальных фактах привлечения к ответственности. Безусловно, как и у любого правонарушения, у этого правонарушения есть определённая латентность, я думаю, что у этого правонарушения она достаточно высокая и в реальной статистике, конечно, цифры выше. Когда я приводил эту статистику, прежде всего моей задачей было показать, что у нас существует негативный тренд в отношении этого правонарушения. Что же касается санкций, я, наверное, повторю то, что я уже говорил ранее, отвечая на вопросы ваших уважаемых коллег: мне кажется, что всё-таки санкция должна быть соразмерна деянию, и, наверное, всё-таки мы не поддержали бы введение уголовной ответственности за вот этот вид режимного нарушения, потому что какое нарушение, такая, собственно, и санкция. Здесь можно дискутировать о её размере, но мне кажется, что всё-таки должна остаться административная санкция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Юрий Сергеевич, ни для кого не секрет, что сегодня получается двойное наказание: и для гражданина, который попал в учреждения, и для его родственников или знакомых. Если они хотят передать разрешённые вещества и предметы, надо записаться утром, в определённые часы идёт приём этих предметов, если ты не успел в эти часы передать, то надо опять записываться на следующее утро, и надо целый день или два дня потратить, для того чтобы осуществить передачу. Получается, что и родственники наказаны, и гражданин, который попал в эти места лишения свободы. Вопрос заключается в следующем: упростит или усложнит передачу разрешённых веществ и предметов лицам, содержащимся в учреждениях, принятие этого федерального закона? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Владимир Иванович, спасибо вам за вопрос. Понятно, что проблема эта существует. Наверное, тюрьма в любой стране - это всегда некий проблемный сектор, проблемы существуют в тюрьмах даже в самых развитых правовых системах, поэтому наше министерство и затеяло, и проводит последовательно реформу уголовно-исполнительной системы. Мы стараемся таким образом воздействовать на уголовную политику государства, чтобы и сократить количество лиц, содержащихся в местах заключения, и дифференцировать режим для разных групп заключённых. Естественно, это не может произойти сразу, но я думаю, что положительная тенденция в этом направлении наметилась. И поверьте, тюремная реформа - это один из главных приоритетов министерства. Теперь уже ответ непосредственно на ваш вопрос. Безусловно, что касается запрещённых предметов, в усилении ответственности за их передачу, наверное, и заключается цель этих нововведений, а в отношении разрешённых предметов должен порядок упрощаться, действительно их передача не должна быть чем-то дискомфортным для родственников и близких заключённого. В отношении же запрещённых предметов должен устанавливаться действительно жёсткий запретительный режим. Мы пытаемся это сделать в данном случае такой точечной поправкой. Я согласен, необходимо продолжить работу в части обеспечения как раз достойного, комфортного для близких заключённого режима передачи разрешённых предметов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". От фракции. Вопрос всесторонне освещён как Юрием Сергеевичем, так и Владимиром Николаевичем. Необходимость в повышении санкций очевидна, хотя это не отменяет и комплекс других мер. Учитывая, что мы вносим законопроект в первом чтении, фракция за его принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Я скажу, что наша фракция решила проголосовать за в первом чтении. От себя ещё раз добавлю, что считаю подход формальным, увеличение штрафа с полутора тысяч до 3 тысяч, даже до 5 тысяч рублей не остановит тех нарушителей, которые передавали, передают и будут передавать, особенно не продукты питания. Я здесь выступаю категорически против вот такой, ну, ласковой, что ли, меры наказания, как штраф, по отношению к тем, кто передаёт запрещённые вещества. Вот здесь тоже как-то так, знаете, завуалировано. Что такое вещества? Надо понимать, что это в том числе и наркосодержащие вещества, алкоголь, технические какие-то средства, деньги. Так вот, этот законопроект, может быть, даже и узаконивает как-то, ну, в общем-то, такую мягкую ответственность, бархатную для таких нарушителей - в виде штрафа. Таким образом, получается, коллеги, что, в очередной раз подтверждая, что да, эти нарушения у нас караются всего лишь штрафом, вы потакаете тем злодеям, которые и за решёткой получают то, что привыкли получать здесь. Ещё раз говорю, что я не имею в виду продукты питания, одеяла, одежду, вот это, на мой взгляд, вообще должно не так регулироваться, как сейчас, - чуть ли не поштучно расписано, что можно передавать, а что нельзя раз в месяц или два раза в месяц. И я хочу высказать свою позицию коллегам из Министерства юстиции. Пора задуматься: а нужно ли вообще держать в тюрьмах сотни тысяч людей, которые вполне могли бы жить на свободе, да, отрабатывая те грехи, те преступления, которые они совершили, ну например за дорожно-транспортные нарушения? Я остаюсь при своей позиции: не надо людей сажать в тюрьмы и заставлять их там проходить вот эту академию (в кавычках), пусть работают, пусть живут дома, пусть питаются и одеваются сами, не нужно, действительно, пополнять и без того вот такую многочисленную армию сидящих, сидящей России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не выступают? Нет. Докладчик? Не выступает. Владимир Николаевич? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 09 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Законопроект принят.