Заседание № 63
О проекте федерального закона № 141028-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении семьям возможности воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребёнка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас в рамках первого чтения пункт 26 поставлен на фиксированное время. Мы рассматриваем пункт 26, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Слово для доклада предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации статс-секретарю - заместителю министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрию Викторовичу Воронину. Прошу вас, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые депутаты Государственной Думы, представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона разработан в целях оказания материальной поддержки семьям, имеющим детей, заключившим по 31 декабря 2010 года включительно кредитный договор (договор займа) на приобретение или строительство жилого помещения. Вы знаете, что Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусматривает в качестве одного из направлений распоряжения средствами или частью средств материнского семейного капитала возможность их направления на улучшение жилищных условий. При этом распорядиться указанными средствами федеральным законом допускается не ранее чем по истечении трёх лет со дня рождения или усыновления второго, третьего ребёнка или последующих детей. С учётом срока введения в действие этого закона, 1 января 2007 года, это означает в практическом плане возможность распоряжения указанными средствами не ранее чем с 1 января 2010 года. В условиях роста процентных ставок по кредитам особую остроту приобретает вопрос материальной поддержки семей, имеющих детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые, не дожидаясь возможности использования на эти цели средств материнского семейного капитала, решили приобрести или построить жилое помещение с привлечением средств, предоставляемых кредитной организацией по кредитному договору или договору займа. Проектом представляемого федерального закона предусматривается возможность для семей, которые заключили соответствующие договора по 31 декабря 2010 года включительно, воспользоваться правом на распоряжение средствами или частью средств материнского семейного капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения или усыновления второго, третьего ребёнка или последующих детей, направив указанные средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным. С учётом предусматриваемого проектом федерального закона срока его вступления в силу, 1 января 2009 года, предлагаемые изменения в федеральный закон позволяют распорядиться средствами материнского семейного капитала уже в 2009 году. С учётом необходимости предоставления гражданам возможности в максимально сжатые сроки воспользоваться средствами материнского семейного капитала для погашения взятых кредитов на приобретение или строительство жилья проектом федерального закона предлагается минимизировать сроки перевода средств материнского (семейного) капитала по указанному направлению их использования, а именно не позднее двух месяцев с даты принятия решения территориальным органом Пенсионного фонда по заявлению о распоряжении. Это в свою очередь потребует корректировки механизмов перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, что нашло отражение в предлагаемых проектом федерального закона поправках в статью 9 этого закона. Более детально вопросы, связанные с переводом средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, будут урегулированы в рамках последующей корректировки постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Учитывая огромную социальную значимость данного решения, просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется Фариде Исмагиловне Гайнуллиной. Включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект. Доклад официального представителя правительства Юрия Викторовича Воронина избавляет меня от необходимости излагать предлагаемые законопроектом нормы. Лишь отмечу, исходя из ситуации, складывающейся в экономике, что действительно законопроект предложен своевременно, он актуален. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по нему не имеется. Законопроект предполагает расходы федерального бюджета, которые необходимо будет направить и реализовать через бюджет Пенсионного фонда и его региональные отделения, в пределах 26 миллиардов рублей. Юрий Николаевич, исходя из социальной значимости данного законопроекта комитет предлагает рассмотреть его сегодня в первом чтении и в целом. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать это предложение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово для содоклада предоставляется депутату Карпович Наталье Николаевне. Включите микрофон, пожалуйста. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона о материнском капитале. Комитет был определён ответственным за прохождение его в Государственной Думе ещё в 2006 году и все эти годы плотно работал по этому законодательству, в том числе 10 апреля 2008 года были проведены парламентские слушания. Ряд вопросов, касающихся материнского капитала, сегодня уже решён. Принятие данной законодательной инициативы в условиях экономического кризиса, безусловно, очень актуально. Хотелось бы сказать только об одном дополнении - о внесении в постановление Правительства Российской Федерации номер 862 дополнения, что материнским капиталом, который пойдёт на погашение кредита по ипотеке, может воспользоваться законный супруг. Чаще всего эти ипотечные кредиты и залоги оформлены, конечно же, на мужей женщин, которые находятся в отпуске по уходу за вторым и третьим ребёнком. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей данный законопроект поддерживает, считает его актуальным и своевременным и просит коллег поддержать принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Вопросы есть, вижу руки. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Юрий Викторович, бесспорно, данный законопроект необходимо поддержать и хоть как-то направить в нужное русло материнский капитал, который пока никак не может быть использован, но это что, судороги перед смертью или осознанное решение, подсказанное кризисом? Если ни то ни другое, а рациональное предложение, то почему в прошлый раз не поддержали инициативу нижегородского правительства о расширении права использовать материнский капитал, в частности, на высокотехнологичное лечение самого ребёнка? Хотелось бы услышать, чем вы руководствовались, принимая решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к кому? РЯБОВ Н. Ф. А я сказал, к Юрию Викторовичу. ВОРОНИН Ю. В. Спасибо за вопрос. Вы знаете, тема о направлениях использования материнского (семейного) капитала очень подробно обсуждалась при принятии этого закона, и то направление, о котором вы говорите, также детально рассматривалось. Тем не менее Государственной Думой было принято решение о трёх направлениях использования, которые зафиксированы в законе, и перечень не расширяется, просто сокращается срок наступления права использования по одному из направлений. Вообще же, что касается необходимости поддержки, если требуется высокотехнологичное лечение, то данная проблема решается другим способом - увеличением квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Это решение принято, и мы полагаем, что данный способ помощи гораздо более эффективен, чем дробление средств материнского (семейного) капитала, направление его на множество целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, прошу, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Юрий Николаевич. У меня также к Юрию Викторовичу вопрос. Правильно тут сказано, это социально значимая инициатива. Право такое даётся, но у нас часто бывает, что право есть, а реализовать его невозможно. Скажите, пожалуйста, при подготовке законопроекта, вообще-то, определялось, на какое количество семей это будет распространяться? И в связи с этим: для чего ввели временной барьер - право имеют только те, кто до такого-то числа взял этот ипотечный кредит? Не получится так, что право мы пропишем, а семей таких, которые взяли этот кредит и у которых есть этот семейный капитал, вообще-то, и не найдётся на самом деле? Откуда взялась цифра "27 миллиардов рублей"? Или это опять общие подходы и общие рассуждения? Я прошу сказать конкретно, на сколько семей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович, прошу. Вопрос понятен. ВОРОНИН Ю. В. По данным Пенсионного фонда, порядка девяноста тысяч семей получили сертификат, дающий право на использование средств семейного капитала, и исходя именно из этой численности и оценки того, кто из них уже мог воспользоваться ипотечным кредитом или займом, были произведены необходимые расчёты бюджетных средств. Что же касается вашего вопроса о сроках, то я хотел бы обратить внимание на то, что записанный здесь срок возможности использования средств материнского (семейного) капитала на погашение кредита или займа по договорам, заключённым по 31 декабря 2010 года включительно, - это льготная норма, а не ограничительная, поскольку мы даём возможность не только вот сейчас, в 2009 году, воспользоваться этой возможностью, но и до конца 2010 года, то есть страхуясь на тот случай, если сложности с финансированием будут сохраняться в течение более длительного периода времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К представителю комитета вопрос. Вот почему эта путаница - семейный и материнский капитал? Надо как-то в одном ключе нам всё называть, потому что ведь где-то останется у чиновников на местах понимание, что это только лишь материнский капитал, и будут проблемы с реализацией права других членов семьи. Могут же быть разводы, смерти, и вообще это может превратиться в отцовский капитал в случае, допустим, смерти роженицы или оставления детей на попечение отца. Здесь-то кто нам мешает выдерживать единую линию? Семейный капитал, семейный, не материнский, семье, на семью даём. Почему комитет это не отшлифует, понятия эти, которые могут вызывать на местах споры и ошибки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина, пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый коллега Жириновский, речь идёт ведь только о перенесении сроков рассмотрения. Это нормы базового закона, и сегодня они не подлежат ревизии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, прошу вас, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса, Юрий Викторович, к вам. Первый. Одно дело - квартира в Москве, другое дело - квартира или дом в областном центре, третье - в сельской местности, они разные по стоимости. В процентном отношении чем-то ограничивается доля средств, которую могут взять родители на погашение ипотечного кредита? И второй. Вы, наверное, знаете: чтобы получить материальную помощь, скажем, в региональном управлении социальной защиты, там 500 рублей, надо собрать кучу справок, кучу, месяц-полтора иногда собирают, собирают, чтобы получить эти 500 рублей, потом махнут рукой и скажут: жили плохо и будем жить дальше! Не предусматривается ли какой-то упрощённый порядок получения этих средств? ВОРОНИН Ю. В. Первый вопрос. Здесь нет никаких ограничений в части долей использования. В законе предусмотрены три направления, и уже право матери или иного лица, имеющего право на распоряжение семейным капиталом, в случаях, предусмотренных законом, определиться, полностью или частично использовать семейный капитал, в частности, на погашение этого кредита. Что же касается документооборота, то в отношении использования средств материнского (семейного) капитала на жилищные цели, а также и на другие, есть принятые постановления правительства, там требуется небольшое количество документов. У нас сведений о том, что какие-то сложности может вызвать подтверждение права, нет, поэтому мы полагаем, что проблем в этом отношении возникнуть не должно. Процедура решения этого вопроса достаточно понятная, прозрачная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, черту подводим под вопросами. Есть необходимость высказаться по данному законопроекту? Много рук вижу. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Коломейцев Николай Васильевич, прошу вас. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я не согласился бы с коллегами по поводу позитивности этого законопроекта. Почему? Потому, что, с моей точки зрения, вот этот законопроект - яркое отражение отсутствия системного подхода к погашению последствий финансового кризиса и яркий образчик лоббирования финансовыми структурами расходования даже этих святых детских денег. Вдумайтесь, сколько стоил материнский капитал, когда его учредили, на что он должен был быть использован и сколько сегодня стоит ипотека, какой объём возмещения возможен за счёт этого капитала?! Но я хотел бы обратить ваше внимание на второй момент. Мы с вами слышали выступления политических лидеров и руководителей исполнительных органов власти о том, что на время финансового кризиса будет заморожена выплата ипотечных кредитов и это бремя возьмёт на себя государство. Так? Отнюдь нет. Получается, что ту морковочку, которую дали, теперь надо этим жирным банковским котам отдать, понимаете? Причём отдать за значительно меньшую полезную функцию, так сказать, чем они могли бы выполнить. Мне кажется, что в данной ситуации мы с вами должны ещё раз обратить внимание правительства на следующее. У нас уже не просто ветерок, у нас шторм финансовый, но до настоящего времени в правительстве, у президента отсутствует кризисный штаб, который должен определить последовательность принятия мер по локализации финансового кризиса. Мы по-прежнему продолжаем финансовым структурам бессмысленно отдавать деньги. Почему я так говорю? Ну отдадите вы на погашение долгов безработным родителям, а дальше что? Заплатили вы за четыре месяца или полгода, а дальше что? С моей точки зрения, мы обязаны потребовать... и я просто удивлён вот немоте, скажем так, и глухоте большинства в вопросе о необходимости срочного приглашения премьер-министра на "правительственный час" с его докладом о конкретных мерах, потому что то, что нам предлагают, носит, как правило, ангажированный, несистемный и бессмысленный характер. Почему? Потому что 5,5 триллиона раскассировали, а в реальном секторе денег нет. И самое страшное, что нет ответственных: а кто же виноват в том, что не проследили? Я убеждён, что и вот эти крохи по сравнению с 5,5 триллиона - 27 миллиардов, - они тоже достанутся финансовым акулам, которые даже не поперхнутся детскими деньгами. Нам надо понять: причина кризиса в том, что мы, Центробанк и правительство неправильной кредитно-денежной политикой заставили финансовые структуры взять 38 процентов от ВВП кредитной массы под сложные проценты за рубежом, именно поэтому сегодня средства идут на погашение их процентных издержек, а не на локализацию кризиса, именно поэтому в следующем году мы будем вынуждены в три раза больше платить по этим же процентам. И опять деньги... их сколько ни давайте - это бессмысленное дело. С нашей точки зрения, нам необходимо во всеуслышание сказать, что ошиблись финансовые власти. Надо выкупить долги, забрав в пользу государства собственность тех, кто эти долги расплодил. Надо заменить это денежной массой нашей и отдать в финансовые структуры, чтобы те могли финансировать реальный сектор. Вот тогда мы не будем материнский капитал бесполезно использовать, вот тогда мы сможем возродить работу реального сектора, потому что он у нас искусственно остановлен. У нас нет переизбытка товаров - мы с вами одеваемся и обуваемся, кушаем, ездим на чужих товарных ресурсах, вывозя сырьё сегодня за бесценок. Поэтому, с нашей точки зрения, принятие этого закона ни на что не повлияет позитивно. Это просто даст возможность отдельным финансовым структурам, ну, ещё кусочек отщипнуть от тех скудных ресурсов, которые тают, как снег в весеннем половодье. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна, прошу вас. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, конечно, всё, что мы сейчас услышали, наверное, правильно, но правильно опять же с одной стороны. Дело в том, что мы говорим о конкретных людях, которые попали в трудную жизненную ситуацию уже сейчас или попадут в неё в ближайшие два-три месяца. Мы должны дать людям возможность выбирать: будут они использовать материнский капитал для погашения и закрытия своих проблем или не будут они его использовать в ближайшее время. То есть это возможность выбора, и её мы должны предоставить. Но я абсолютно не согласна с представителем министерства. Дело в том, что время идёт и оно диктует свои правила. И когда наша фракция ставила вопрос о том, что необходимо разрешить использовать материнский капитал в том числе на лекарственное обеспечение и лечение детей, и многие депутаты, оппозиция, нас поддержали в этом, то вы, министерство, почему-то посчитали, что не нужно это делать. Поясняю, что скоро будет необходимость использования этих денег по одной простой причине: перестанут платить зарплаты, сократят зарплаты. Что тогда должны делать эти родители для спасения своих детей? Мы говорим: нужно увеличить квоты. Да, нужно увеличить квоты. Но не всегда медицина на территории Российской Федерации способна спасти жизнь ребёнка, тогда родители вынуждены получать такую помощь за границей. И тут государство открещивается, не готово помогать ни деньгами, ни тем самым материнским капиталом, который родители могли бы использовать для этого. Я полностью поддерживаю депутата Лекареву. Почему? Она предлагает пригласить сюда Фурсенко, и это опять же можно связать с вопросом о материнском капитале. Те родители, которые усыновили второго, третьего и последующего ребёнка, взяли в свою семью, могли бы получить этот материнский капитал. Мы своих детей отдаём за границу. Фурсенко не расскажет о механизмах, о том, как это происходит, я расскажу депутатам об этом. На территории Российской Федерации действуют агентства иностранных государств, которые взимают деньги на территории своего государства, того, где они аккредитованы, и эти деньги они потом везут и платят нашим чиновникам за усыновление наших детей. Причём отбирают самых лучших, самых здоровых. У меня есть документы, представители других государств нам говорят: ребята, вы даёте справку ребёнку, что он болен, болен неизлечимо, а к нам на осмотр привозят здорового ребёнка. Вот как работает наше министерство! Поэтому депутаты фракции ЛДПР в очередной раз... В том созыве мы вносили законопроект о том, чтобы отменить деятельность иностранных агентств по усыновлению на территории Российской Федерации, но фракция "Единая Россия" нас не поддержала. Теперь вы, депутаты, говорите о том, что это необходимо сделать. Мы в очередной раз вносим такой законопроект. Надеемся, что депутат Козловский вместе со своим Комитетом по международным делам поддержит нас и депутат Яровая, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", тоже поддержит нас. В прошлом созыве, несмотря на все наши договорённости, несмотря на необходимость принятия этого закона, вы в момент голосования все проголосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, данный законопроект решает некоторые вопросы очень ограниченного количества семей по очень ограниченному кругу сделок по приобретению жилья. В этом плане, если он решает вопросы хоть какого-то количества семей, наша фракция будет голосовать за. Но я прошу обратить ваше внимание на то, почему наша фракция так настаивала на рассмотрении нашего законопроекта о досрочном использовании материнского капитала на цели жилищного строительства, который был внесён в Государственную Думу более двух недель назад и отфутболен. Дело в том, что правительственный законопроект разрешает использовать средства материнского капитала исключительно на то жильё, которое приобретается на основе кредитов, ипотечных кредитов и других кредитов, но в основном ипотечных, потому что жильё приобретается по ипотечным кредитам. Я вам скажу, что лишь 17 процентов жилья приобретается с использованием ипотеки, то есть кредита. Это означает, что гипотетически только 17 процентов семей, которые решили использовать материнский капитал на приобретение жилья, может подпасть под этот закон. Отмечу, что использование материнского капитала на жилищное строительство означает не только приобретение жилья, это и прямое жилищное строительство, это приобретение земельных участков, приобретение дачных участков и дачных домиков, а также под улучшение жилищных условий подпадает модернизация жилья. Поэтому здесь изначально чрезвычайно сужена возможность использования материнского капитала на цели жилищного строительства. Практически максимум 5-7 процентов семей могли бы и готовы были бы использовать материнский капитал на цели жилищного строительства. Это что касается населения, так сказать. Теперь с точки зрения антикризисных мер. Я хочу сказать о том, что каждый раз правительство предлагает полумеры. Но, вы знаете, полумеры в условиях кризиса не приведут даже к полувыходу из него, они просто провалят это направление. Это предложено только для галочки, это профанация, так сказать, это такой мизерный вариант, и реального влияния в целях преодоления кризиса эти полумеры оказать не смогут. Я уже сказала, что это 5-7 процентов от гипотетически возможного использования материнского капитала на цели жилищного строительства, значит, это 5-7 процентов от потенциально возможного спроса на рынке строительных услуг. Каковы цели, помимо решения жилищных проблем? Это формирование спроса на строительные услуги, чтобы противодействовать спаду в этой отрасли и создать мультипликативные эффекты на рынке строительных материалов, в обрабатывающей промышленности. Но если вы на 5 процентов предлагаете меры, вместо того чтобы предложить на 100 процентов, то у вас эффекта с точки зрения расширения спроса не будет. Ещё раз повторяю, в условиях кризиса профанация ничего не даст и полумеры даже к полувыходу не приведут, это будет просто провал этих мер. Приведу здесь пример, который мы недавно рассматривали, - снижение налогов. Вы помните, что фракция "Справедливая Россия" активно настаивала на снижении налога на добавленную стоимость до 10 процентов и введении налоговых каникул для малого бизнеса. Что предложило правительство? Формально оно пошло на снижение налогов, но фактически это профанация. Потому что на падающем рынке предложили снижение налога на прибыль на 4 процента, что, когда идёт обвальное снижение налога на прибыли, никакого стимулирующего эффекта не даёт, и снижение ставки по упрощённой системе налогообложения отдали на откуп субъектам Федерации, у которых идёт обвальное сокращение налоговой базы и которые, естественно, никаких льгот не дают. Опять же галочку поставили, что якобы приняли антикризисные меры и предложили некоторое снижение налогов, но по факту то снижение налогов, которое предложено, никакого реального мощного стимулирующего антикризисного эффекта иметь не будет. И в заключение хочу сказать следующее. Уже неоднократно называлась цифра по антикризисным мерам правительства - 5,5 триллиона рублей. Можно спорить, сколько уже потрачено и сколько заявлено, но тем не менее 5,5 триллиона рублей - это практически весь бюджет по расходам за текущий 2008 год. Это огромная цифра, и те реальные резервы на преодоление кризиса, которые у нас имеются, во многом растрачены уже. Поэтому все дальнейшие меры по преодолению кризиса должны быть очень внимательно рассмотрены с точки зрения эффективности их воздействия как на решение социальных проблем, так и на стимулирование экономики, преодоление спада производства. И в заключение я хочу ещё сказать, что нельзя смотреть на преодоление кризиса из окошечка банка. Нужно думать о том, как помочь населению широкомасштабно и как поддержать экономику тоже широкомасштабно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, прошу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Юрий Николаевич. Уважаемые коллеги, я попросил слова для выступления только лишь из тех соображений, чтобы мы немножко поумерили пыл своих агитационно-пропагандистских выступлений, говоря о том, какое великое социальное благо мы делаем, принимая сейчас этот законопроект. У меня нет никаких сомнений, я уверен, что подавляющее большинство в этом зале проголосует за этот законопроект. Но мы не должны рождать никаких иллюзий в нашем обществе, ибо самое страшное для нас сегодня - это породить иллюзии, надежду на что-то, а после этого все эти надежды перечеркнуть теми же статьями закона, которые предлагается принять. Я не зря задавал вопрос уважаемому Юрию Викторовичу, на какое количество членов нашего общества, на какое количество семей будет распространяться действие этого закона. И опять в очередной раз убеждаюсь, что все эти антикризисные меры - это, в общем-то, такое импульсивное решение, которое вдруг кому-то приходит в голову. Я получил ответ, что сегодня только девяносто тысяч семей оформили право на материнский (семейный) капитал. Ну и что, вы верите в то, что все эти девяносто тысяч оформили ипотечный кредит? Да нет же, конечно. И вы думаете, что в следующем, 2009 году все кинутся оформлять эти ипотечные кредиты? Да если бы они и кинулись оформлять эти ипотечные кредиты, то кто бы им дал их? Поэтому цель моего сегодняшнего выступления не столько говорить по сути, или содержанию, этого законопроекта, - я думаю, выступавшие передо мной коллеги довольно подробно об этом сказали - сколько подчеркнуть, чтобы все прекрасно понимали - и сидящие в этом зале, и правительство, которое вносит эти законопроекты, и в первую очередь наше общество, которое слышит этот разговор и сегодня столкнётся с информацией, что вот такой законопроект, слава богу, приняли... Хотелось бы, чтобы не рождалась очередная какая-то иллюзия, надежда у людей, что это так облегчит их жизнь и сейчас позволит им каким-то образом выйти из сложного семейного финансового положения, с которым они уже столкнулись или с которым столкнутся в будущем году. Правительству и министерству здравоохранения в первую очередь, поскольку вы находитесь на острие вот этих вопросов, просто пожелание всё-таки не поддаваться вот на такие волюнтаристические предложения, когда говорят, давай примем это, давай примем то, давай тем улучшим положение или этим поможем, а в, общем-то, выходить сюда с разумными предложениями, с расчётами, с обоснованиями. Тут правильно было сказано: даже если это на одну семью будет распространяться, давайте примем и это. А вообще, надо было бы министерству, в целом правительству и Государственной Думе действительно в рабочем порядке внести такое предложение, которое позволило бы уже утверждённый материнский (семейный) капитал разумно использовать в ближайшее время семьям, которые имеют на него право, поскольку тот кризис, который происходит в стране и пик которого мы ожидаем в будущем году, действительно обесценит эти деньги. Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но, как и все предыдущие, я должен подчеркнуть, он абсолютно не проработан - ни экономически, ни социально. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я напомню: мы приняли решение провести перерыв с трёх до четырёх часов, так что работаем до трёх часов. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Какая память у вас короткая! Приняли распорядок - до трёх, нет, говорят, перерыв, голодные - идите в столовую. В три часа пойдёте, а в четыре вернётесь - и до упора. Теперь к вам, Фарида Исмагиловна. Я задаю вопрос по тексту этого законопроекта, вы меня отсылаете к базовому. В тексте этого законопроекта написано: материнский (семейный)... И вот чиновник с такими же взглядами, как у вас... Придёт дедушка, желающий позаботиться о своей дочери (она будет болеть), ему скажут: дедушка, ты чего пришёл, здесь написано "материнский", вот пускай она, мать, придёт. Ведь об этом вы не думаете! Нам с вами здесь всё легко, но сколько бюрократов сидит на местах, которые как раз и цепляются к этому: товарищ, вы пришли не по адресу. И я уж не говорю о том, что недопустимо заместителю Председателя Госдумы говорить: тыр, тыр, и всё. Отвечайте, вы депутат, так отвечайте на вопрос, изложите свою позицию. Даже если бы я вышел за рамки этого законопроекта, не годится в этом зале нам друг друга отсекать: нет, не буду, и всё. Не хотите, Фарида Исмагиловна, отвечать, больше вам никогда не задам ни одного вопроса, как все остальные депутаты, - другие ответят. Обязательно надо отвечать, мы сюда пришли для дискуссии. И я ведь задал не праздный вопрос - это же проблема. По словам вашего комитета, какая сегодня минимальная пенсия в стране? 3000 рублей с 1 января 2008 года. Уже кончился год, а по стране ещё 1900 платят. Кто так делает? 1500 ещё платят, 2500 платят. То, что мы в этом зале принимаем и нам из ложи правительства докладывают, - это всё красиво и хорошо, но вот на местах, к сожалению, искажается. И до сих пор люди не получают минимальную пенсию 3000, а мы им уже 5000 обещаем. Поэтому надо, чтобы это было реализовано. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, 4000, ну, я округлил - пять. Теперь про вас, депутат Коломейцев. (Оживление в зале.) Вы говорите: шторм финансовый. Неправильно! Как раз этого избежать правительству удалось. С сентября он намечался, и многие банки рухнули бы, и все побежали бы в банки забирать деньги. Вот этого избежать им удалось. Ночью они собрались в Министерстве финансов (ЦБ говорит, что всё, рабочий день закончился, а Минфин в этом смысле молодец, просто они не умеют себя пропагандировать) и приняли решение: вбросили им утром необходимое количество денег и как раз остановили шторм, шторм в банках не произошёл. Но реальная экономика... Ещё вот тут депутат Решульский - на месте он? - говорил: куда мы там... в следующем году кризис наконец проявит себя. Там проявит, у нас - нет. Наша экономика как пикирующий бомбардировщик, вот он всё ещё летит. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, в этом весь вопрос. Он в стадии падения. Вот когда он упадёт, вот это будет называться кризисом. Но у нас он не упадёт, у нас с вами дна нет, поэтому у нас экономика войдёт в формат депрессии, как это было в США. Не рецессии, я имею в виду именно депрессию. Рецессия - это упадок, а депрессия - это уже рецессия в стадии стабильности. Вот всё, стоим, и, конечно, в первую очередь наши отрасли, строительство. Вот почему нам выгодно сегодня... Правильная позиция: пусть это коснётся малого числа семей, но оживить строительный сектор надо. В первую очередь он остановился. Это вот наша беда. Это мы не предусмотрели, можно было стимулировать это ещё раньше и строить день и ночь и на это выделять деньги, а не отправлять за границу. Поэтому все термины мы должны с вами точно, правильно определять. Мы с вами свидетели этого страшного экономического явления, но, с другой стороны, в нём же есть и положительное, мы не должны с вами отрицать естественные процессы. Это процесс естественный, это экономика освобождается от своих пут, нам это неприятно. Для нас с вами удар - это моногорода, несколько десятков городов. Это от вас осталось, от вашего режима. Если там градообразующие предприятия остановятся, вот только там будет кризис, потому что там негде работать. Москва вообще этого не заметит, здесь есть работа: перешёл на другую сторону улицы - тебе там даже ещё больше заплатят. Поэтому это проблема малых городов. Конечно, мы сожалеем, что с самого начала не дали возможности пользоваться этим капиталом. Но почему? Мы же сами себя критикуем: недоверие у нас с вами, недоверие к нашим гражданам. Как было с приватизационными чеками (надо было давать именные, а дали обычные, и они их все по дешёвке отдали тем, кто у них их собрал за копейки), так и здесь: законодатель и, скорее всего, субъект права этой инициативы - исполнительная власть боялись разрешить свободное использование денег, боялись, что всё истратят - а это четверть миллиона - и опять будут ходить просить. И квартиры нету, и здоровья нету, и учиться не на что, и валенок нету, а деньги истратили в первый год. А ведь ребёнок растёт до восемнадцати лет. В этом же проблема. А как доверить нам? Доверить очень сложно. Мы с вами приняли плохой закон о коррупции. Мы же сами это порождаем - недоверие. Если мы не хотим контролировать исполнительную власть, то, естественно, когда мы знаем, что они разворуют на местах (неважно, в каком качестве), мы не даём деньги. Тогда деньги остаются здесь, а здесь мы не знаем, куда их деть, и тогда отправляем за границу. Вот чем мы занимаемся. Мы не знаем... Ведь вы что, думаете, Кудрин это придумал или кто-то другой - отправить деньги за границу? Они не знают, куда их направить. Денег много, а куда направить? Там хотя бы сохранят. 3 процента, часть потеряем, но всё-таки - они так думали - там хотя бы это реально. Вот сейчас они начинают отзывать оттуда, где на год отложили, годичные облигации. Уже пошёл возврат, пусть и меньше, чем мы планировали. А если бы здесь они отдали в 2005 году, в 2006, в 2007, в 2008-м, мы бы нашли с вами концы? Вот в этом проблема. Поэтому нужен контроль, форма контроля. При советской власти был контроль, но такой контроль, что вообще ничего нельзя было делать. Ничего нельзя было делать. Всё давали в пакетиках. Вот сейчас Новый год - я по старой памяти собрал бы денежки, взял списки и поехал бы в какой-нибудь совет ветеранов, где они берут свои заказы, и притащил бы их на своих руках. Собрал бы на такси, но сэкономил бы и приехал на троллейбусе. Я вот так экономил: собирал с них на такси, а сам на себе тащил эти пятнадцать заказов, ехал на троллейбусе. Вот и был доход. А что делать? Другого не было. А на троллейбусе-то я и билет не брал, у меня все руки были заняты. А на такси бы нужны были лишние 2 рубля. Обычный троллейбус, тогда не было у нас ничего другого, дорогой товарищ Локоть. Вам замечание, депутат Локоть. Вы правильно заметили, что надо выходить сюда. Я сюда выхожу, когда могу выйти через эту ближайшую дверь, а бегать туда-сюда - это не совсем хорошо, я же уже десять раз выступал. А вы правильно стали делать, но не учли моё второе замечание: читать не надо, выходите всё ещё с бумажками. Зюганов написал, что нужно сказать? Поэтому выходите, смотрите прямо в глаза. И я ведь время экономлю. Мне же вот сейчас неудобно, мы же могли снова принять формулу: по одному от фракции и по три минуты, а сюда выходят шесть человек и выступают по десять минут. Целый час потратим. Вы же устанете в конце дня и в конце года, поэтому я до конца уж постою здесь, сделаю ещё несколько замечаний, поскольку до конца дня не приду сюда больше. И я новогодний анекдот расскажу всё-таки, кончается у нас неделя, связанная с трудом. Мальчик - как раз материнский капитал - спрашивает у папы: "Папа, что такое восхищение и кризис?" - "Ну, восхищение - это шампанское, мерседес и красивые женщины". - "А кризис?" - "А кризис - это ситро, метро и твоя мама". Вот ситуация-то: наша политика переходит в анекдоты. Поэтому правильный закон: ипотечный капитал, больше времени на жильё давать. У нас три сектора: оборонка, нефтянка и жильё, а четвёртый - дороги. Вот этим всем надо заниматься. Оборонные предприятия работают, но там внешний рынок нам могут закрыть, а дороги и жильё - это у нас с вами здесь. Вот здесь вот, у нас с вами, мы и должны обеспечить нормальное развитие. Но кто, товарищ Локоть, будет строить дороги? Возьмите, фракция КПРФ, постройте дорогу Москва - Владивосток. Все коммунисты, двести тысяч, встаньте с ломами, с лопатами, как при строительстве Беломорканала, а ЛДПР встанет сзади вас, как надсмотрщики, чтобы ничего не украли. Давайте за десять лет построим дорогу. А "ЕДИНАЯ РОССИЯ", может быть, все дома построит за эти десять лет, а "Справедливая..." на рынке будет справедливые цены устанавливать, и страна заживёт счастливая и довольная. Поэтому прошу вас, никогда не обижайтесь ни на кого. Вот Багдасаров обиделся на что-то такое, я его родные места вспомнил. Видите, нельзя вспоминать. Восток не любит, Восток коварный, не напоминай ни о чём, фамилию не используй, всё остальное. Не обижайтесь! Всех поздравляю с Новым годом, поскольку на следующей неделе у нас всего два заседания - среда и пятница. Всего хорошего! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Карпович Наталья Николаевна, прошу. КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемые коллеги, мне бы хотелось вернуться к названию федерального закона, который мы с вами сегодня обсуждаем, потому что мы за всеми рассуждениями совершенно забыли о сути того, о чём мы с вами говорим, - это дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей. Этот закон в 2007 году был внесён в условиях демографического кризиса, о котором много говорится, это была одна из мер борьбы с ним. И действительность показала, что это была абсолютно правильная, абсолютно логичная мера, давшая людям возможность почувствовать, что они под защитой государства. Эта мера была введена и дала положительные результаты. Было три направления изначально заложено: на обучение, на накопительную часть пенсии и на улучшение жилищных условий. Мы с вами сегодня обсуждаем одну часть - улучшение жилищных условий. Люди вступили в фазу улучшения жилищных условий. Мы с вами, сидя здесь, всё время ориентируемся на мегаполисы, на города большие. Та сумма, о которой идёт речь, - сегодня это около 300 тысяч рублей с учётом инфляции. Очень много сейчас прошло по телевидению сюжетов, очень многие наши коллеги любят по сюжетам сразу давать протокольные поручения. Сейчас кризис. Так вот, я замечу, что очень много людей, живущих в посёлках, в сёлах, взяли кредиты именно под дома, для них это решение вопросов. Немало людей смогут полностью погасить кредиты. Это действительно так, и на это нужно обратить особое внимание. И я вам хочу сказать по поводу материнских сертификатов, семейных. Вот Владимир Вольфович ушёл, а мне хотелось сказать: материнский капитал называется так потому, что при родах выдаётся сертификат женщине, если мужчина родит, он тоже получит такой сертификат, а дальше этот сертификат является семейным, потому что право на его получение переходит к мужчине в том случае, если что-то случается с мамой ребёнка, потом переходит к ребёнку и так далее, и так далее. Мы с вами все знаем наследственное право, переход прав как бы. И я думаю, что нет смысла обсуждать, известно, что мать даёт жизнь и дальше всё это переходит к семье, никуда мать от своих детей это не унесёт. То есть здесь абсолютно логичное и правильное название. И у нас мам-одиночек намного больше, чем полных семей, к сожалению, такова статистика. И дальше, если говорить о жилье, мы сегодня, предполагая возможность ускорить получение материнского капитала... Действительно, очень много говорилось в этом зале о том, что надо дать возможность использовать материнский капитал раньше, чем через три года. Пожалуйста, сегодня эта норма вводится, и предусматривается именно то назначение, которое изначально в базовом законе заложено. Такая возможность даётся сегодня, а дальше, естественно (и Юрий Викторович об этом сказал), будут вноситься изменения в постановление конкретное, где будет предусмотрена возможность погашения кредита, полученного папой, именно ипотечного кредита, если папа, мужчина его получал, когда официально состоял в браке, то есть материнский (семейный) капитал пойдёт на погашение кредита, взятого вторым родителем. Эти предложения вносят, сейчас это подробно обсуждается. Также ставятся вопросы и об индивидуальном строительстве, о котором здесь говорилось, и о приобретении земельного участка, потому что для многих в посёлках и в сёлах это является основным. Все эти вопросы обсуждались и на парламентских слушаниях, о которых я сказала. И эти предложения с правительством уже были проработаны. Сегодня в кризисной ситуации это является оптимальным решением. Уважаемые коллеги, давайте вернёмся к конкретному материалу, который есть у нас с вами. Не нужно возвращаться к вопросу о высокотехнологичных операциях, потому что мы с вами говорили уже об этом и 69 процентов регионов сказали, что эта мера не нужна, это предмет другого законодательства, предмет именно, как Юрий Викторович сказал, квотирования, расширения квотирования в этой области. И зачем всё валить в одну кучу? Мы с вами говорим о конкретной мере, которая предусмотрена в базовом законе: на жильё, на улучшение жилищных условий. Мы с вами сегодня даём возможность людям улучшить свои жилищные условия раньше, чем в 2010 году. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость у представителя правительства выступить по данному вопросу? У представителя президента? Нет. Коллеги, я ставлю на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения. Прошу вас, депутату Гайнуллиной включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! К сказанному Натальей Николаевной трудно что-либо ещё добавить. Но один-единственный комментарий, потому что звучит, к сожалению, и в заключении комитета-соисполнителя мнение о том, что мы способствуем решению проблем кредитных организаций. Позвольте всё-таки категорически с этим не согласиться. Первый аргумент. Нами, "единороссами", группой депутатов, внесён законопроект, который предполагает запрет в одностороннем порядке на повышение кредитов. Второе. Я хочу обратиться к нашим коллегам и справа, и слева, для которых основной платформой является социальная платформа: надо иметь в виду, что это не только поддержка 5-7 процентов семей, как было сказано здесь, но косвенно это касается и строительных организаций, строительной индустрии, заработной платы в них. Поэтому, уважаемые коллеги, я бы не стала вот так легко относиться к внесённому законопроекту. И ещё раз подтверждаю, что он актуален, своевременен, и даже если он будет решать проблемы лишь небольшого количества семей, оказавшихся в жизненно трудной ситуации в это кризисное время, я думаю, что мы должны решать эту задачу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 22 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2% Результат: принято Принято. Коллеги, в процессе достаточно глубокого обсуждения было внесено предложение принять данный закон в целом. Ставлю на голосование: принять этот закон в целом. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 00 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Принято в рамках "часа голосования".