Заседание № 269
О проекте федерального закона № 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект на прошлой неделе был принят во втором чтении, он прошёл все необходимые экспертизы при подготовке к рассмотрению в третьем чтении. Напомню, что в нём предусмотрена норма, которая позволит обеспечить гораздо более жёсткий контроль за подготовкой и исполнением, реализацией концессионных соглашений, инвестиционными программами, требованиями к квалификации концессионеров и по ряду других позиций, которые, в общем-то, несколько раз обсуждались в этом зале достаточно эмоционально. Мы будем в последующем контролировать эту ситуацию, как будет реализовываться закон, и дальше работать над совершенствованием этого законодательства. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи на выступления. Максим Анатольевич, присаживайтесь. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон... К трибуне? Пожалуйста, к трибуне. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, речь идёт даже не об этом законопроекте. Этим законопроектом выстраивается нормативно-правовая база для лёгкой передачи объектов коммунального хозяйства в частные руки. Вот все мы пользуемся коммунальным хозяйством - горячей водой, отоплением. Так вот приходят молодые люди из министерства и говорят, что надо всё это передать в частные руки, мол, придёт добрый дядя, вложит миллиарды рублей, отремонтирует все голые теплотрассы, канализации, очистные сооружения, и заживём мы припеваючи. Вот вы верите в то, что, вообще-то, существуют такие дяди, которые просто так миллиарды дарят нашему народу? В 2021 году, вы помните, во время ковида председатель правительства обратился к добрым дядям, чтобы дали 300 миллиардов рублей для бюджета? Так ведь не дали. Так почему мы должны верить, что какие-то добрые дяди придут и отремонтируют нам коммунальное хозяйство? Эти добрые дяди зарегистрированы как юридические лица, и у них в уставе написано, что они создали предприятие для извлечения прибыли, - вот эту прибыль они и будут извлекать. А кто эту прибыль будет им давать? Мы с вами и наши избиратели. Вот сегодня прозвучало, что энергия ещё только частично приватизирована, а в некоторых регионах тарифы на электроэнергию уже в 4-5 раз повысились. Так? Так. А вот завтра отдадим тепло в частные руки - и так же, в 4-5 раз, увеличатся тарифы. Вы знаете, вот мне часто говорят: а ваш Ленин тоже в концессию передавал предприятия. Да, отдавал: промышленные предприятия - бывшим хозяевам, они вкладывали деньги в свои предприятия и выпускали промышленную продукцию. Но Ленин не отдавал критическую инфраструктуру, он не отдавал коммунальное хозяйство. Потому что промышленные товары мы с вами можем купить, можем не купить, а вот тепло среди зимы нам нужно, необходимо, и мы его нигде не возьмём, и буржуйку в новых домах не поставим, особенно в стеклянных, ничего не сделаем! А если в 5 раз подорожает всё это хозяйство, как сегодня электроэнергия, - что люди будут делать? Да у них за долги отберут все эти квартиры, всё отберут! Что мы делаем?! Коммунальное хозяйство, оно потому и коммунальное, что оно общественное, и оно должно оставаться общественным, частному бизнесу там делать нечего. За такой преступный перед народом закон фракция голосовать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Кравченко Денис Борисович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Выскажусь коротко. Продолжение совершенствования концессионных соглашений является, безусловно, важнейшей задачей в целях опережающего развития нашей инфраструктуры. Конечно, мы не можем не обращать внимания на проблемные зоны в законодательстве, именно поэтому сегодня мы рассматриваем этот важнейший законопроект. Наша фракция считает, что работу по развитию концессионных соглашений ни в коем случае нельзя останавливать. С момента появления механизм позволил заключить соглашений на общую сумму более 1 миллиарда рублей... более 1 триллиона рублей, и только за последние три года мы наблюдаем повышенный спрос на этот режим: число концессий увеличилось на 30 процентов, достигнув общего количества соглашений 2554. Конечно, в таких условиях государство должно донастраивать режим, результатом чего и является рассматриваемый законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает первоочередной задачей дальнейшее развитие механизма концессий, для того чтобы мы обеспечили опережающее развитие нашей важнейшей инфраструктуры, о которой только что говорил наш коллега из фракции КПРФ. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 30 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 267
О проекте федерального закона № 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект достаточно долго готовился к процедуре второго чтения, его внесло Правительство Российской Федерации. В рамках подготовленных поправок к законопроекту укрепляются конструкция и механизм работы концессионных соглашений по тем вопросам, которые неоднократно обсуждались и в этом зале. Это касается квалификационных требований к концессионерам, этой нормы в законе не было, впервые такая норма вводится поправками. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О таблицах говорит докладчик. Пожалуйста, продолжайте. ТОПИЛИН М. А. Если никому не интересно, то коротко: 22 поправки предлагаются к принятию, 2 поправки предлагаются к отклонению. Предлагается принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 51 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 19 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 45 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект. Максим Анатольевич, вы что-то добавите? Пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, просьба поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на вторник, это 18-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра экономического развития Ильи Эдуардовича Торосова. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан с целью совершенствования механизма концессионных соглашений в ЖКХ, направлен на увеличение частных инвестиций и ускорение процесса реализации концессионных соглашений в ЖКХ. Во-первых, устанавливается запрет для аффилированных концедентов унитарных предприятий и бюджетных учреждений выступать в качестве концессионера в случае, если концедент является учредителем ГУПа, МУПа. Закрепляется обязанность концессионера разработать и направить на утверждение проект инвестиционной программы в течение 12 месяцев со дня заключения концессионного соглашения. Определяется пятнадцатидневный срок, в течение которого субъект Российской Федерации должен принять решение о подписании проекта концессионного соглашения, уже подписанного концедентом и концессионером. Во-вторых, предусматриваются меры по повышению ответственности концессионера, вводятся квалификационные требования к потенциальному концессионеру в сфере ЖКХ в части наличия опыта эксплуатации объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Устанавливается предельный максимальный размер обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению - не более 5 процентов от общего размера расходов на создание и реконструкцию объекта соглашения, который может предоставляться в виде задатка или безотзывной банковской гарантии. В-третьих, в соответствии с законопроектом вводятся в оборот так называемые бесхозные объекты, предусматривается возможность разделения между концедентом и концессионером обязательств по регистрации переданного в состав объекта концессионного соглашения незарегистрированного имущества. Увеличивается предельный максимальный срок выполнения регистрации передаваемого в состав объекта концессионного соглашения незарегистрированного имущества с одного года до трёх лет. Устанавливается возможность софинансирования концедентом расходов концессионера на регистрацию бесхозного имущества. Считаем, что принятие закона будет способствовать увеличению частных инвестиций и повысит качество концессионных соглашений в сфере ЖКХ, обеспечит защиту интересов потребителей и ускорит процесс запуска новых инфраструктурных проектов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел предложенный правительством проект федерального закона. Законопроект направлен, как уже отмечено, на совершенствование порядка проведения конкурсных процедур и передачи концессионерам объектов теплоснабжения, систем горячего, холодного водоснабжения, чтобы улучшить качество, в общем, всех услуг нашего ЖКХ. Докладчик подробно остановился на проектируемых нормах, не буду повторяться, отмечу лишь главное. С этой трибуны депутаты неоднократно отмечали, что действующий порядок передачи объектов ЖКХ в концессию иногда не вполне прозрачен, что неизбежно приводило к различным злоупотреблениям и к ущемлению прав наших граждан. Введение прямого запрета на участие в концессионных соглашениях государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также бюджетных учреждений существенно повысит прозрачность заключаемых соглашений в этой сфере. Крайне важно, на наш взгляд, введение нормы, устанавливающей прямой запрет на неоднократную и последовательную передачу объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов, что мы с вами неоднократно видели, а также запрет на передачу вновь созданных объектов или изменение условий концессионного соглашения без конкурсных процедур. В законопроекте прописаны требования к квалификации потенциального концессионера, и это прежде всего наличие опыта эксплуатации объектов ЖКХ на территории Российской Федерации исходя из численности населения города или посёлка. Для исключения недобросовестных инвесторов, действующих в интересах, как правило, третьих лиц, устанавливается правило внесения задатка в процентном отношении от общей суммы инвестпроекта. В случае отзыва заявки о готовности к участию в конкурсе или уклонения победителя от подписания концессионного соглашения задаток не возвращается. В то же время, по мнению комитета, отсутствие конкретных сроков проведения и согласования соответствующих процедур приводит к неопределённости при заключении соглашений и снижает инвестиционную привлекательность концессии. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует принять в первом чтении предложенный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, конечно, реализация предусмотренных в законопроекте норм в целом позволит повысить эффективность концессии, это понятно. Но практически не затронута очень серьёзная сфера, связанная с совершенствованием тарифного регулирования. Вот рассматривать эффективность концессии без этого вопроса, ну, не получится. Поэтому у меня вопрос такой: есть ли в планах где-то как-то добавлять это или отдельным законом будем это регулировать? Спасибо. ТОРОСОВ И. Э. Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос. Это не предмет, как вы правильно указали, этого законопроекта, это отдельный вопрос. Вместе с Федеральной антимонопольной службой будем прорабатывать его в других законопроектах. Сейчас мы эту тему не затрагиваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос представителю правительства. Илья Эдуардович, спасибо большое, правильная, своевременная инициатива. Вы сказали, что одна из целей законопроекта - это сокращение сроков заключения концессионных соглашений. Вы упомянули, что в проекте есть положение о том, что в течение 12 месяцев концессионер обязан направить в уполномоченный орган исполнительной власти проект инвестпрограммы. При этом в постановлении правительства от 2014 года № 410 "О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ..." этот срок составляет 30 календарных дней. Поясните, пожалуйста, чем обусловлено такое, ну, кратное практически увеличение сроков подготовки документов. ТОРОСОВ И. Э. Юрий Аркадьевич, это другой вопрос. Мы ничего не увеличиваем, наоборот, мы приводим в соответствие и считаем, что 12 месяцев - это как раз нормальный срок для представления инвестиционной программы, особенно в сложившейся ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Эдуардович, согласно пояснительной записке федеральный закон будет способствовать увеличению концессионных соглашений и, соответственно, обновлению основных фондов коммунальной инфраструктуры. Но зачастую концессионные соглашения, особенно в малых городах, просто не с кем заключать, а мы предлагаем конкурс. Кроме того, есть проблемы с малым бизнесом: на упрощёнке при переходе на концессию возникает НДС, а это повышение тарифов. Планируется решение этих вопросов, может быть, ко второму чтению или в целом в последующем? ТОРОСОВ И. Э. Айрат Закиевич, можно этот вопрос проработать и ко второму чтению, и в последующем, вы абсолютно правы. Готовы рассмотреть эту ситуацию для таких индивидуальных случаев. Вы знаете, что у нас есть переходные нормы на этот год - без конкурса, по решению губернатора, мы принимали это в прошлую сессию, - возможно, надо подумать в рамках этих норм над вашим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Вопрос такого плана. Деятельность концессионера, поскольку это коммерческая организация, подразумевает извлечение прибыли, а мы коммерсанту даём возможность оказывать жилищно-коммунальные услуги. Представьте ситуацию с отоплением зимой!.. Вот по 44-му закону у нас есть примеры, когда выигрывает какое-нибудь предприятие конкурс, а потом администрация судится, чтобы это предприятие проводило какие-то работы. Представьте, что в нашей северной стране муниципалитеты по всей стране будут судиться с концессионерами, чтобы заставить их обеспечивать теплом дома! Для чего, вообще, эта схема придумана, почему у нас до безответственности, до абсурдности доводится ситуация?! ТОРОСОВ И. Э. Евгений Иванович, это не предмет этого законопроекта. Законопроект как раз, наоборот, приводит всё в соответствие - по подаче документов, по ответам, по ответственности концессионеров и концедентов в процессе заключения соглашений. Мы данный вопрос не затрагиваем этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Эдуардович, конечно, закон крайне важный и нужный, но мы знаем случаи, когда передача в концессию объектов ЖКХ приводила и к росту тарифов, и к тому, что концессионер выжимал все соки. У меня вопрос вот какого рода: вы не считаете слишком мягким предложенный проект закона? Я говорю сейчас о дополнении в 46-ю статью, часть 5, - о дополнении, когда одно юридическое лицо, соответствующее предъявляемым к концессионеру требованиям, делает соответствующей таким требованиям всю группу лиц, в которую входит. Например, компания, условно говоря, из Сибири, обладающая возможностями, людскими ресурсами, оборудованием, компетенциями, может помочь компании из Поволжья, которая не обладает ни одним из перечисленных уровней компетенции. ТОРОСОВ И. Э. Владимир Владимирович, хороший вопрос, но поймите правильно: мы это делаем специально, чтобы могла участвовать группа компаний, у которых есть опыт участия. В зависимости от региона она может просто создать дочернюю организацию, которая, имея опыт в целом по всей стране, может хорошо осуществить эту функцию. То есть суть в том, чтобы не ограничивать конкуренцию в концессионных соглашениях, на это направлено это новшество. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКСИМОВ А. А. Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! На самом деле не говорит представитель правительства, что этот закон открывает возможности для борьбы с местечковостью, когда пришёл не тот родной, кто в этом же городе, деревне живёт, что-то умеет, а пришёл серьёзный концессионер, который обладает федеральным опытом, который имеет федеральные сети своеобразные. Вот для чего это делается! То есть этот закон очень прогрессивен на самом деле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Илья Эдуардович, законопроект, безусловно, важный и нужный, он как раз, правда, способствует расширению конкуренции при выборе концессионера, особенно в сфере ЖКХ, но есть вопрос. К сожалению, пока привлечение частных инвесторов не приводит к главной цели - снижению тарифов на коммунальные услуги для населения, которое должно достигаться как раз путём инноваций, то есть обновлением оборудования, сетей. Зачастую после передачи инфраструктуры частнику цены растут. Скажите, не рассматривали ли вы вопрос об установлении одного из чётких критериев выбора - предполагаемого уровня снижения цен на конкретные услуги и путей достижения такого результата? Спасибо. ТОРОСОВ И. Э. Яна Валерьевна, очень хороший вопрос. Это надо рассматривать, мы тоже об этом думаем. У нас есть как отрицательные примеры, так и положительные. Например, есть положительный случай: город Архангельск, концедент вложил 35 миллиардов рублей в первое концессионное соглашение, и в рамках этого соглашения было заменено 23 километра сетей водоснабжения, реконструировано шесть насосных станций, что привело к снижению в 2 раза аварийности и потерь в сетях, при этом рост тарифов был минимальным, меньше чем инфляция за последний период. Вот такие случаи уже есть, мы их рассматриваем, то есть это ещё вопрос очень качественного подхода, как абсолютно верно сказал коллега, региональных властей к выбору инвесторов, с которыми они будут работать. Для этого мы и расширяем, как я сказал, конкуренцию на местах за счёт федеральных игроков - чтобы была чистота и в конкурсах, и в понимании, что мы делаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАКСИМОВ А. А. Яна Валерьевна, уважаемые коллеги! Вот здесь затронута правильная тема, но мы с вами должны понимать, что свесить всё на концессионера, всё ЖКХ, которое строилось нами в течение почти ста лет и сегодня с каждым днём всё больше приходит в негодность, а государство не подставляет здесь своё плечо, и рассчитывать, что это как-то окупится, - ну, это утопия! Поэтому мы с вами, и это следующий шаг, должны сказать правительству: уважаемые коллеги, капитальный ремонт, ветхое, аварийное жильё и ЖКХ - это обязанность государства! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции", пункт 30. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 45 сек.) Проголосовало за 272 чел.60,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 275 чел. Не голосовало 175 чел.38,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.