Заседание № 58
О проекте федерального закона № 140807-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах" (в части установления специального регулирования в сфере финансового рынка и корпоративных отношений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
28-й вопрос рассматривается. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах". Доклад Владимира Борисовича Сенина. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на снижение негативных последствий действий недружественных государств, на обеспечение стабильности нашей экономики и финансовой системы. Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 28-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Коллега Алимова, перестаньте отвлекать Нину Александровну Останину: ей надо работать, у неё много законов сегодня. Вы её отвлекаете. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот вы так обговариваете, а потом у нас брак в работе появляется. Пожалуйста, займите своё рабочее место. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 27 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 140807-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах" (в части установления специального регулирования в сфере финансового рынка и корпоративных отношений; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 году").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
51-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах". Докладывает Владимир Борисович Сенин. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется законопроект, который был внесён Правительством Российской Федерации 10 июня и принят нами в первом чтении 22 июня. Ко второму чтению всего поступило 12 поправок. Комитет рекомендует десять поправок к принятию, они в таблице № 1, и две поправки - к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 21 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 48 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 12 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Владимир Борисович. СЕНИН В. Б. Комитет просит включить законопроект в третьем чтении в повестку на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 53
О проекте федерального закона № 140807-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 году" (в части установления специального регулирования в сфере финансового рынка и корпоративных отношений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 году". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра экономического развития Илья Эдуардович Торосов. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в рамках реализации плана первоочередных действий и содержит меры поддержки бизнеса и кредитных организаций, подпавших под санкции. Прежде всего, для хозяйственных обществ упрощается регулирование корпоративных отношений. До конца 2023 года - абсолютно временная норма - общество имеет право по решению общего собрания не избирать совет директоров. Это особенно важно для публичных компаний, где формирование совета директоров обязательно, но в текущих реалиях может быть затруднительным. При этом если совет директоров не образуется, то часть его вопросов передаётся на решение правления, при его отсутствии - на решение генерального директора, часть - на решение общего собрания акционеров. Собрание будет решать следующие вопросы: определение приоритетных направлениях деятельности, принятие решения об увеличении уставного капитала, утверждение бухгалтерской отчётности. До конца 2022 года действует освобождение от обязательства созывать внеочередное собрание акционеров для избрания новых кандидатов, если кандидаты не могут исполнять свои обязанности в рамках совета директоров. За советом директоров сохраняются полномочия, если количественный состав совета директоров стал менее предусмотренного законом, - должно остаться не менее трёх человек. С июня на сентябрь переносится срок проведения годового собрания акционеров. Предлагается сократить с шести месяцев до одного месяца период, за который определяется средневзвешенная цена акций ПАО, выкупаемых у акционеров при принятии решения собранием о реорганизации в связи с волатильностью на рынках. Законопроектом предусматривается продление срока хранения собственных акций - до двух лет (сейчас один год), если они выкуплены ПАО с биржи в 2022 году, то есть в текущем году. Эта мера направлена на поддержку финансовой стабильности публичных обществ. Также законопроект направлен на поддержку банков. Законопроектом разрешается кредитным организациям провести упрощённую реорганизацию, создать новую компанию и передать ей свои замороженные в результате введения санкций активы. Все обязательства иностранных кредиторов могут удовлетворяться за счёт новой компании и её активов. Это решение также позволит банкам предотвратить дефолт, так как заёмные обязательства, платить по которым, возможно, нет средств, также перейдут новой компании. Третье, законопроектом предусматривается поддержка эмитентов облигаций. Сейчас действует временный порядок исполнения обязательств перед иностранными кредиторами из недружественных стран, выплаты со стороны российского бизнеса ограничены, используются так называемые счета типа "С". В то же время у иностранных кредиторов в такой ситуации может возникнуть право требования от должника досрочно исполнить свои обязательства. Чтобы защитить российские компании от таких ситуаций, вводится временное правило о том, что право кредитора требовать досрочного исполнения обязательств не считается возникшим. Законопроектом также предусматривается возможность не регистрировать проспект облигаций, если ранее - перед размещением облигаций эмитентом - проспект был зарегистрирован. Это проспект облигаций взамен старых выпущенных облигаций. Законопроектом вводятся специальные условия размещения российских облигаций для целей погашения еврооблигаций. Ещё важная инициатива: создаётся возможность для защиты информации о размерах золотовалютных запасов от её получения недружественными странами. Есть возможность закрыть данную информацию, чтобы недружественные страны не получали информацию о наших золотовалютных резервах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Эдуардович, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Борисович Сенин. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 году", внесённый Правительством Российской Федерации. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что принятие проектируемых норм направлено на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Илья Эдуардович достаточно подробно остановился на всех новеллах, которые предлагаются в этом законопроекте, я не буду повторять. Скажу лишь, что законопроектом предлагается в условиях санкционного давления целый комплекс мер, направленных на обеспечение управляемости, стабильности деятельности хозяйственных обществ. Предлагаемые изменения в законодательство позволят снизить падение капитализации публичных акционерных обществ, уменьшить вероятность так называемых кросс-дефолтов, снизить административную и финансовую нагрузку на общественно значимые организации. И подчеркну, что законопроектом устанавливается режим государственной тайны для сведений о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов Российской Федерации. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в первом чтении. Государственно-правовое управление президента не имеет концептуальных замечаний. Также не имеет концептуальных замечаний и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Банк России поддерживает принятие законопроекта. И комитет Государственной Думы по собственности, как соисполнитель, также поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Комитет по финансовому рынку рекомендует принять в первом чтении рассматриваемый законопроект. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Илья Эдуардович, поясните, пожалуйста, смысл засекречивания информации о золотовалютных резервах - как это поможет бороться, защищать интересы? Это во-первых. И во-вторых, создание вот этих параллельных организаций или новых юридических лиц, которые примут на себя обязанности и, возможно, смогут пользоваться заблокированными счетами, - вы считаете, это возможно в рамках отслеживания прямой аффилированности и, собственно, наложения вторичных блокировочных мер, точно таких же, на эти новые компании, которые создаются? ТОРОСОВ И. Э. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. Мы считаем, что закрытие информации о золотовалютных резервах нам точно поможет, лишним это тоже не будет. Мы имеем эту возможность, мы предоставим эту возможность, и, если понадобится, мы хотели бы ею воспользоваться. Что касается создания фактически отдельного юрлица, которому мы в рамках своего закона - и мы будем в судах это в том числе защищать - передаём все замороженные за рубежом активы, и аналог требований к банковской структуре параллельно фактически создаём путём выделения такого юрлица, которое будет отвечать по своим обязательствам в том числе активами, замороженными за рубежом. Считаем, что это поможет, с банками это прорабатывали. Это один из механизмов снятия обременения, в том числе над активами, которые заморожены за рубежом, и перевода фактически наших обязательств вот к этим активам. Надеюсь, нам это поможет, банки считают, что благодаря этой норме они смогут это воплотить в жизнь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю правительства вопрос. Здесь предлагается Совету директоров Банка России дать возможность устанавливать специальные требования к деятельности субъекта национальной платёжной системы, не буду по тексту перечислять. Скажите, пожалуйста, а что это за спецтребования? Ну для понимания, хотя бы примерно. ТОРОСОВ И. Э. Прежде всего это требования к их, скажем так, финансовой добросовестности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Прошло уже почти четыре месяца с начала очередного этапа войны коллективного Запада против нас, шесть месяцев исполнится уже довольно скоро, и тогда получится, что просто нет смысла в ограничении периода усреднения цен одним месяцем. Наоборот, это создаст новую угрозу: устроив небольшую панику на бирже, можно будет легко манипулировать курсами акций для их выкупа. Поэтому мне кажется, что вот сокращение срока усреднения с шести месяцев до одного - сугубо временная мера и что если уж включать в закон, то с оговоркой, до какого времени норма может действовать. ТОРОСОВ И. Э. Анатолий Александрович, полностью поддерживаю. Мы считаем, что эта норма будет действовать только до конца года, она будет временной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Всё-таки главная задача - это ведь не то, что замороженные активы переводятся в специально созданную организацию, скажите, пожалуйста, а вот что касается обязательств, ну то есть какой тут баланс? Вот замороженные средства наших банков, наших организаций, но есть ещё обязательства перед иностранными, ну, кредиторами. Так вот, каким образом тут соблюдается баланс? Ну перевели эти замороженные активы, а дальше что? ТОРОСОВ И. Э. Оксана Генриховна, баланс будет по сумме обязательств и активов, чтобы новое юрлицо имело соразмерность активов и обязательств, которые оно может предъявлять и с которыми оно может в судах отбиваться фактически от тех претензий, которые ему предъявляются. Понятно, что если активов будет меньше, чем обязательств, а у нас у некоторых организаций, естественно, банковских обязательств больше, чем замороженных активов, то на оставшуюся часть они будут отвечать остальной частью собственного баланса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Владимир Борисович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста. С места. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает концепцию законопроекта. Законопроект направлен на снижение прежде всего негативных последствий от недружественных действий иностранных государств и международных организаций в отношении нашей страны. Реализация положений позволит обеспечить стабилизацию деятельности попавших под санкции хозяйствующих субъектов, снизить темпы падения капитализации публичных акционерных обществ, вероятность так называемых кросс-дефолтов и административную и финансовую нагрузку на них в части затрат на проведение корпоративных процедур, связанных с их реорганизацией. Предлагаемые законопроектом временные - подчеркну - меры в отношении реализации публичным акционерным обществом собственных акций, приобретённых в текущем году, будут способствовать повышению в целом устойчивости отечественного финансового рынка. Кроме того, проектируемый особый порядок размещения российскими юридическими лицами облигаций, которые могут быть использованы для замещения обязательств, связанных с выпуском еврооблигаций, поможет защитить интересы отечественных эмитентов, которые столкнулись с невозможностью исполнения своих долговых обязательств опять же по причине введения против них санкций. Мы также поддерживаем предложение о возможности установления режима государственной тайны для сведений о размерах золотого запаса и валютных резервов нашей страны. Я напомню, в связи с тем что прозвучали вопросы в этой части, что ранее Банк России уже принял решение приостановить публикацию данных о структуре резервов. Поэтому данная норма в законопроекте, она, на наш взгляд, логична и в сложившихся условиях позволит снизить санкционные риски. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь быть кратким. Наша фракция поддерживает принятие этого законопроекта. Я не буду повторять все новеллы, которые только что представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" перечислил. Мы согласны с данными оценками и в отношении возможности выкупа акций за короткий период, и в отношении продления периода нахождения на балансе общества выкупленных акций с одного года до двух. Ну, вполне возможно, что, наверное, и этого недостаточно будет, никто не знает, сколько ещё продлится такая ситуация, скорее всего, это будет долго. Но у нас же есть возможность - общество же может... не может, а должно по истечении этого времени либо продать, либо уменьшить уставный капитал. Эта опция как бы остаётся, поэтому никаких проблем я здесь не вижу. Единственное, у меня возник вопрос - я на него, к сожалению, не получил ответа, который я хотел бы получить. Я задавал вопрос о том, что это за специальные требования, устанавливаемые советом директоров. Хотелось бы, чтобы мы какой-то проект этих требований всё-таки увидели, потому что правоприменительная практика, например... Вы вот говорите прежде всего о деловой репутации, но у нас есть такой список, который публикует Центральный банк, - список организаций с признаками финансовых пирамид. И туда, например, попали потребительские кооперативы, и сейчас десятки тысяч пайщиков этих кооперативов, жилищных кооперативов, которые могли бы в альтернативу ипотеке приобрести, причём на достаточно льготных финансовых условиях, квартиры, решить свои проблемы, не могут этого сделать, потому что эти организации попали в список организаций с признаками финансовых пирамид. Начинаем разбираться, какие основания были туда их вносить, - а никаких оснований, у сотрудников Центрального банка, дескать, есть некие подозрения, что они как-то деньги оттуда выводят. Спрашиваешь, какие доказательства? Доказательств нет! То есть как бы... И главное, ответственности за это решение нет, понимаете? Для того чтобы такого рода ситуации мы не плодили... Мы, кстати, на встрече с главой ЦБ эту тему обсуждали, я тогда сказал: вы либо лицензируйте этот вид деятельности, чтобы в соответствии с законом возлагались на эти организации определённые ограничения и, соответственно, возникала ответственность регулятора, либо тогда не трогайте их. Вот чтобы не получилось такой же ситуации, когда совет директоров выпускает какие-то требования, которые процедурно не прописаны, могут привести, скажем так, к произвольному трактованию своих полномочий сотрудниками Центрального банка, которое приводит к непредсказуемым последствиям, - вот этого не должно быть. А в остальном у нас вообще никаких вопросов нет. Конечно, мы это поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Илья Эдуардович, нет необходимости в заключительном слове? Нет. Владимир Борисович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 33 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.