Заседание № 134
О проекте федерального закона № 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о совершенствовании организационно-правовых механизмов допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Пожалуйста, Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект принят во втором чтении 22 июня. Напомню, что он регулирует порядок обмена иностранных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просим палату поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 57 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о совершенствовании организационно-правовых механизмов допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Докладывает Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект направлен на урегулирование процедуры замены иностранных водительских удостоверений на водительские удостоверения Российской Федерации. Поступило 16 поправок, они сформированы в две таблицы: в таблице № 1 - 14 поправок, рекомендованных к принятию, в таблице № 2 - две поправки, рекомендованные к отклонению. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 35 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 02 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 26 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о совершенствовании организационно-правовых механизмов допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляемый законопроект направлен на повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в частности предлагается допускать к управлению автобусами водителей только при наличии у них не менее двенадцатимесячного стажа управления транспортными средствами других категорий. Лицам, имеющим право на управление составами транспортных средств, то есть тягача и прицепа, высших категорий, подкатегорий, предлагается предоставить право на управление составами транспортных средств более низших категорий. Обмен иностранного водительского удостоверения, подтверждающего право на управление автобусами и грузовыми автомобилями, а также составами транспортных средств профессиональных категорий, будет возможен только при представлении его владельцем документа, подтверждающего прохождение квалификационного экзамена в автошколе. Иностранные и международные водительские удостоверения признаются недействительными по истечении одного года с даты получения их владельцами, если это иностранный гражданин или лицо без гражданства, вида на жительство, либо с даты получения гражданства Российской Федерации. Иностранные права гражданина Российской Федерации будут признаны недействительными по истечении года с момента его въезда в Российскую Федерацию для постоянного проживания. До истечения этого года владельцам иностранных водительских удостоверений указанных категорий предоставляется право обмена их удостоверений на российские водительские удостоверения без сдачи экзаменов на право управления. Вводится запрет на допуск к сдаче экзаменов лиц, подвергнутых наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за невыполнение требования о запрещении водителю употреблять алкогольные, наркотические и иные вещества, в случаях, установленных федеральным законом, и не имеющих при этом права управления транспортными средствами, а также лишённых такого права, и запрет на выдачу таким лицам российского национального водительского удостоверения до истечения срока, в течение которого указанные лица считаются подвергнутыми административному наказанию. Законопроект имеет все необходимые согласования, его реализация не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Михайловича Федяева. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич подробно доложил суть законопроекта, остановлюсь на нескольких моментах. Действительно, в данном законопроекте говорится об использовании гражданами иностранных государств иностранных прав и использовании гражданами Российской Федерации иностранных прав. Мы с чем сталкивались? Допустим, иностранный гражданин заехал, у него права бессрочные - а у нас, напомню, каждые десять лет надо проходить медицинское освидетельствование, - значит, он гражданство получил и по своим правам потом 50 лет, бессрочно ездит, медицинское освидетельствование не проходит. Это, конечно, сказывается на безопасности дорожного движения. Мы здесь говорим о том, что эту практику надо пресекать, и это достаточно распространённая правовая позиция: при получении гражданства международные иностранные права, права другого государства действовать перестают. О чём ещё хочется сказать? Действительно, мы здесь улучшаем безопасность дорожного движения в плане того, что ранее у нас некоторые категории иностранных граждан имели право только сдать экзамен, не обучаясь, и управлять после этого либо грузовиком, либо автобусом, а здесь мы говорим о том, что они должны пройти обучение, - это, конечно же, очень важно. Также в 25-й статье закона в пункте 12 говорится о том, что... там было такое как бы двойственное прочтение. Там написано, что если у гражданина русский язык в стране является официальным, как, например, в Белоруссии, в Киргизии, то тогда он может ездить по правам иностранного государства. И у нас постоянно были споры между автолюбителями и гаишниками, сотрудниками ГИБДД, вроде как этот пункт говорит о том, что... ну, ты же русский человек, у тебя же русский язык, получается, родной, ну, государственный язык, а почему тогда ты не можешь ездить по иностранным правам? Эта правовая неопределённость тоже нивелируется. И хочу ещё отдельно обратить внимание: вот Игорь Николаевич сказал, что не допускаются к экзаменам лица, привлечённые к административной ответственности. Я напомню, что по КоАП у нас лица считаются привлечёнными ещё плюсом год к моменту... если, допустим, за употребление алкоголя человек лишён права управления на год, то он считается лицом, привлечённым к ответственности, ещё год. То есть он два года не может пересдавать, и это, конечно, усиление, так сказать, давления на тех, кто может себе позволить это правонарушение совершить. Комитет поддерживает данный законопроект. И просим палату поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Скажите, пожалуйста, а вот при невыплаченных штрафах, если человек год ездил в Российской Федерации и у него накопилось, условно, 50, 70, 80 штрафов неоплаченных, ему поменяют права или это является ограничением для смены прав? ЗУБОВ И. Н. Я могу ответить. У нас предмет законопроекта немножко другой. Ведь это не для всех иностранцев, а для тех иностранцев, которые живут в России более года, то есть приобретают вид на жительство либо становятся гражданами, и тогда решается вопрос о том, по каким правам им ездить. Если иностранец ничего этого не получает, а просто приезжает на несколько месяцев, потом уезжает, возвращается, он может ездить по своим правам. Вот в данном случае приход человека за правами, конечно же, автоматически вызовет всю сумму вопросов, связанных со взысканием штрафов. И я хочу ещё одну вещь сказать - я член Комиссии по вопросам гражданства, - получить гражданство или вид на жительство, не уплатив долги по административным правонарушениям, по штрафам, невозможно, поэтому такая ситуация маловероятна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Игорь Николаевич, уточняющий вопрос. Законопроектом устанавливается норма о признании недействительными иностранных водительских удостоверений по истечении шести месяцев с даты получения владельцем вида на жительство или паспорта гражданина, но, как показывает практика, иностранные граждане годами могут не получать вид на жительство или гражданство. Как планируется выявлять таких незаконопослушных граждан, которые работают в сфере перевозок? ЗУБОВ И. Н. Ну, мне кажется, я на этот вопрос попытался ответить ранее. Если этот иностранный гражданин не становится гражданином Российской Федерации или не получает вид на жительство, который позволяет ему находиться в течение срока действия вида на жительство в Российской Федерации, - он права только в этом случае меняет - если он этого не делает, то он может пользоваться своими правами, но в соответствующих промежутках, во время своего законного нахождения на территории Российской Федерации. Вас, я так понимаю, волнует вопрос участия иностранных граждан с иностранными правами в осуществлении коммерческой деятельности. Так вот, эту коммерческую деятельность осуществлять с иностранными документами могут только те иностранцы, права которых являются действительными. То есть какие у нас новости тут появляются? Если ты иностранный гражданин и имеешь законное право, можешь его реализовывать, ездить на машине обычной, у тебя должны быть права переведённые, если ты из тех стран, где русский язык является основным, ты пользуешься своими правами. А если ты нарушитель, то, соответственно, ты несёшь ответственность за те нарушения, которые ты совершаешь. Вот и всё. Тут предмет немножко другой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос следующий. Почему предлагается ужесточить требования для допуска водителей к управлению транспортными средствами только по одной категории - "D"? Транспортные средства категорий "С" и "Е" представляют не меньшую опасность, в особенности в городских условиях. Как вы смотрите на такую инициативу именно по данным категориям? ЗУБОВ И. Н. Давайте мы просто к закону обратимся, там как раз речь идёт о профессиональных категориях, а именно о категориях "С", "Е", "BЕ" и так далее, - и именно в этих случаях мы ограничиваем допуск. То есть ты можешь получить право допуска, если ты отъездил на обычных... мало того, что ты сдал экзамен, ты ещё должен 12 месяцев просто водить другое транспортное средство. А остальных ограничений мы здесь не вводим, в этом законопроекте. У нас решается вопрос обмена, предмет проекта закона несколько иной. Если у вас есть какие-то дополнительные предложения по введению ограничений для профессиональных категорий другого плана - ну, это другой законопроект будет, мы вместе с вами их готовы рассмотреть, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Игорь Николаевич, правильно я понимаю, что всё-таки закон подразумевает возможность того, чтобы иностранный гражданин при соблюдении определённых правил (сдача экзамена, получение национального удостоверения российского) имел возможность работать водителем общественного транспорта? И как вы относитесь к идее, что всё-таки граждане России должны допускаться к этому, а не иностранные граждане? ЗУБОВ И. Н. Мы с вами в комиссии, по-моему, много раз этот вопрос уже обсуждали. Я отношусь положительно к тому, чтобы граждане России работали вообще на всех работах, которые есть в России, чтобы они были заняты. И у нас достаточно рабочих мест, но, к сожалению, не всегда достаточно... И вы знаете не хуже меня, что сегодня на определённые категории разрешается допуск иностранных граждан, но не везде. Мы знаем, что в такси большое количество работает, прежде всего это граждане тех государств, которые являются русскоязычными, где водительские удостоверения признаются действительными. А если человек получает вид на жительство - мы говорим об этом законе - или гражданство Российской Федерации, то он такой же гражданин, как все остальные, он живёт и работает в стране, пользуется всеми теми же правами и может работать водителем, экскаваторщиком, кем угодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Игорь Николаевич, законопроектом предлагается установить, что допуск водителей к управлению транспортными средствами категорий "D", "D1" возможен только при наличии у них стажа управления транспортными средствами категории "B" или "С" продолжительностью не менее 12 месяцев. Однако так ли много у нас в стране водителей автобусов, не имеющих права управления иными категориями транспортных средств, что именно вот данный фактор так влияет на аварийность? Есть ли какая-то статистика по этому вопросу? И что будет с уже выданными правами у тех, кто не будет соответствовать новым требованиям к водительскому стажу? ЗУБОВ И. Н. Ну, давайте так, если таковые найдутся, то им придётся получать... соответствовать вот этим самым квалификационным требованиям, которые предусмотрены законом. Сколько их, честно говоря, не знаю, не готов ответить, но готов с вами отдельно встретиться. Но я просто хочу сказать, что законопроект прошёл обсуждение в профессиональном сообществе, и если бы там были какие-то поползновения в отношении профессиональных водителей, у которых нет этих категорий... как раз наоборот, они говорят: давайте ужесточим эту ситуацию. Многие аварии, такие крупные, допустим, с участием автобусов, грузовиков, самые сложные, происходят как раз с неопытными водителями. Поэтому я думаю, что ситуация имеет место. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, предлагается рассмотреть этот законопроект и ещё 21-й и 22-й. Нет возражений? Нет. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, мы видим законопроект, который в правильном направлении движется, но концептуально допускает, на мой взгляд, неправильную вещь, а именно то, что иностранные граждане могут быть водителями общественного транспорта. Я хочу подчеркнуть: не экскаваторов, как здесь говорилось, а именно общественного транспорта, не такси, а автобусов, в которых находятся наши граждане, наши дети. Мне кажется, в данном случае мы должны проявлять определённую жёсткость и не говорить о том, что мы в течение определённого периода, там, полугода или года, должны разрешить иностранному гражданину, мигранту какому-нибудь, управлять нашим автобусом, пока у него действует иностранное удостоверение, а вообще запретить мигрантам управлять общественным транспортом, потому что львиная доля нарушений, происшествий случаются с участием именно этой категории. Что, у нас в России нет собственных граждан, для того чтобы найти водителей автобусов, что ли? На мой взгляд, законопроект в первом чтении, конечно, имеет право на принятие, но необходимо его в этой части дорабатывать и концептуально делать направленным на защиту интересов именно россиян, в том числе через то, что водителями должны быть граждане России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Толмачёв Александр Романович. ТОЛМАЧЁВ А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несмотря на то что в последние годы мы отмечаем снижение показателя дорожно-транспортного травматизма, по-прежнему остаётся печальной статистика в части аварийности по вине водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, и водителей, управляющих транспортными средствами на основании иностранных национальных водительских удостоверений. За примерами далеко ходить не надо: нас всех недавно потрясла жуткая авария, когда грузовик раздавил стоящее такси. Настоящий законопроект нацелен на повышение безопасности на дорогах, и для этого предусмотрен ряд важных мер, в том числе требование обязательного опыта управления транспортными средствами для допуска водителей к управлению транспортом категорий "D" и "D1". У нерадивых водителей при обмене иностранных прав на российские не получится ускользнуть от медицинского освидетельствования. Законопроектом уточняются вопросы допуска к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации лиц, имеющих иностранные национальные водительские удостоверения, и порядка их обмена на российские национальные водительские удостоверения. Ещё одна важная новая норма - установление запрета на получение права управления транспортными средствами для лиц, допустивших управление транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющих права управления транспортными средствами в течение всего периода, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. Законопроект призван повысить безопасность дорожного движения и защитить наших сограждан, их жизнь и здоровье. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит принятие законопроекта в первом чтении и призывает проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Хочу ещё раз подчеркнуть, что предметом законопроекта не является вопрос о том, допускать иностранных граждан до управления общественным транспортом или нет, предмет законопроекта - это замена документов. Да, среди этих документов могут быть и профессиональные, но мы их будем менять только в том случае, если он сдаст у нас экзамен, это однозначно повысит безопасность. А если сейчас запрета нет, то мы с вами сейчас не решаем этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Федяеву включите микрофон. ФЕДЯЕВ П. М. Коллега Матвеев уже ушёл - видимо, ответ ему не особо интересен, но я хочу напомнить, что у нас есть Женевская и Венская конвенции, где написано, что мы права должны учитывать. Если мы сейчас всё начнём отменять и запрещать, куда мы придём? Здесь вводятся дополнительные требования, для того чтобы мы точно были уверены, что человек обучен и компетентен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 46 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.