Заседание № 78
О проекте федерального закона № 140612-8 "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (системное решение проблемы возрастания служебной нагрузки на консульских должностных лиц и восполнение пробелов в правовом регулировании института почётных консулов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации". Доклад Марии Валерьевны Бутиной. Пожалуйста. БУТИНА М. В. Уважаемые коллеги, я на прошлой неделе докладывала о важности внесения изменений в Консульский устав, заявляла, говорила о том, какие у нас поправки были лингвистического характера ко второму чтению. Предлагаемый законопроект позволит в значительной мере улучшить качество консульской работы. Принятие этого закона облегчит жизнь наших сограждан, которые пребывают по различным причинам за рубежом. По представленному проекту федерального закона замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет по международным делам предлагает принять этот законопроект в третьем чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет? Ставится на голосование законопроект, пункт 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 18 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 140612-8 "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (системное решение проблемы возрастания служебной нагрузки на консульских должностных лиц и восполнение пробелов в правовом регулировании института почётных консулов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к законопроекту второго чтения. 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации". Докладывает Мария Валерьевна Бутина. БУТИНА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Здравствуйте, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам предлагает принять законопроект во втором чтении. Предлагается учесть лингвистические правки по тексту законопроекта. У нас имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Я очень хочу напомнить, что за апрель текущего года наших дипломатов высылали из Австрии, Греции, Дании, Испании, Италии, из Северной Македонии, Хорватии, Швеции, Эстонии и Японии, поэтому вопрос о принятии этого закона для облегчения нашим консулам невероятной нагрузки очень важен. Из-за уменьшения численности консульских сотрудников падает качество консульской работы, а у нас пребывают граждане за рубежом: кто-то находится на лечении, на учёбе, в деловых поездках - разные есть причины, - поэтому предлагаемые изменения в Консульский устав кажутся более чем оправданными, мы считаем, что это облегчит работу наших консульских учреждений и посольств за рубежом. Просим поддержать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 11 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Второй таблицы поправок нет, поэтому законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 38 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Переходим к законопроектам первого чтения.
Заседание № 69
О проекте федерального закона № 140612-8 "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (системное решение проблемы возрастания служебной нагрузки на консульских должностных лиц и восполнение пробелов в правовом регулировании института почётных консулов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра иностранных дел Евгения Сергеевича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ Е. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" предлагается наделить находящиеся в ведении Министерства иностранных дел государственные унитарные предприятия через создаваемые в отдельных иностранных государствах филиалы (представительства) правом оказывать содействие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям в целях совершения ими отдельных консульских действий. Такие филиалы смогут оказывать заявителям содействие в подготовке документов, необходимых, в частности, для совершения нотариальных действий, оформления загранпаспортов и так далее, естественно, не затрагивая компетенции консульских должностных лиц и, что также важно, на добровольной для гражданина основе. Данная мера позволит существенно сократить время, затрачиваемое консулом на обслуживание посетителей, и тем самым ликвидировать длинные очереди на приём в консульство, повысить доступность в этой части для российских граждан. Это также даст возможность более взвешенно распределять нагрузку среди консульских должностных лиц, переориентировав высвободившиеся штатные ресурсы на иные направления консульской работы, например посещение лиц, которые находятся в местах заключения или под арестом, участие в судебных заседаниях с участием российских граждан, что однозначно будет способствовать повышению уровня правовой защиты российских граждан за рубежом. Особую актуальность данный вопрос приобретает на фоне проводимой в странах Запада политики сокращения численности персонала наших дипломатических и консульских представительств, притом что объёмы консульской работы лишь увеличиваются от года к году. Только за последнее время закрыты все наши консульства в странах Прибалтики, Чехии, Бельгии и ряде других стран, высланы сотрудники консульских отделов российских посольств из большинства стран Европы. Важно также отметить, что для создания данных филиалов не потребуется какого-либо бюджетного финансирования, а консульские сборы, которые собирают наши загранучреждения и которые являются на сто процентов доходами федерального бюджета, не только не уменьшатся, а, как мы рассчитываем, увеличатся за счёт более широкого охвата наших граждан и предоставления им услуг, в том числе в электронном виде, там, где это позволяет делать действующее российское законодательство. Законопроект также призван восполнить пробелы в правовом регулировании института почётных консулов Российской Федерации. В частности, проект наделяет МИД России правом утверждать порядок согласования кандидатур для назначения на должность и освобождения от должности почётного консула, а также ограничивает пятью годами срок их полномочий. Законопроект согласован с заинтересованными ведомствами: ФСБ, Минобороны, Службой внешней разведки. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Марии Валерьевны Бутиной. Пожалуйста. БУТИНА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ну, ни для кого не секрет - сегодня много говорили о соотечественниках, наших согражданах, которые находятся сейчас за рубежом, - что в нашем противостоянии с Западом с их стороны ведётся очень серьёзная борьба, естественно, не только в информационном пространстве, в военном измерении, но и на дипломатическом фронте. Зарубежным политикам очень выгодно для повышения своей популярности заниматься высылкой наших дипломатических работников, и, естественно, это отражается на жизни наших соотечественников, а в некоторых странах у нас довольно большие диаспоры. Приведу вам несколько примеров из практики. Например, русскоязычная диаспора за рубежом очень многочисленна, в частности, в Барселоне, а там у нас работает всего семь дипломатов, в Афинах в консульском отделе осталось шесть дипломатов, в Нью-Йорке - четыре дипломата, а там проживает очень серьёзное количество россиян, в Лондоне - также четыре. Ещё один очень важный элемент: в нашем генконсульстве в Анталии сегодня работает пять дипломатов, в то время как за последние полгода страну посетило около 4 миллионов российских туристов - вдумайтесь в эту цифру! Получается, что на каждого дипломата в среднем приходится по 130 тысяч россиян в месяц. Естественно, это негативно сказывается на качестве консульского содействия нашим согражданам. Здесь мой коллега уже упоминал, что на консулах лежит огромная ответственность, в частности, и по сопровождению судебных случаев, которых становится всё больше в связи с ростом русофобии, а также это вопросы выдачи паспортов, оформления гражданства, содействия в проведении выборов (и Запад, естественно, когда высылает наших дипломатов, также ориентирован на то, чтобы саботировать выборный процесс), ну и другие действия, которые проводятся в интересах российских граждан. Отдельно остановлюсь на факте русофобских настроений - здесь часто требуется участие наших консулов, наших дипломатов, и их сокращение, естественно, негативно сказывается на возможности работы наших посольств и консульств. Полагаем, что закрепление функций оказания содействия в подготовке документов для наших загранучреждений за специализированными сервисными бюро, которые являются филиалами хозяйственного общества, учредителем которого является подведомственная МИД России организация, представляется обоснованным и правильным. Ровно так же и вторую часть изменений, которые сейчас предлагаются, - это положения о почётном консуле, возможности согласования кандидатур на должность почётного консула, а также пятилетний срок полномочий - считаем большим плюсом для улучшения работы с российскими согражданами за рубежом. Комитет по международным делам рекомендует принять этот законопроект в первом чтении. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Будьте добры, вот к разработчикам вопрос. Ну, идеология, цели законопроекта, понятно, поддерживаются, вопрос, в общем, по схеме. Почему государственное унитарное предприятие должно платить за хозяйственное общество? Почему хозяйственное общество не может на принципах самоокупаемости финансировать свою деятельность? И в связи с этим какие дополнительные расходы лягут на государственное предприятие с принятием этого закона? ИВАНОВ Е. С. Уважаемый Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос. Здесь важно, что федеральное государственное унитарное предприятие находится под контролем МИДа. И когда будут создаваться в отдельных странах... Причём сейчас пока мы будем работать над списком этих стран, это будет далеко не во всех, а там, где действительно это необходимо. Мария Валерьевна называла уже такие страны, как Турция, ещё страны - участницы СНГ, возможно, где действительно не справляются наши загранучреждения, ну и, наверное, ряд европейских стран. Небольшой это будет список, и всё равно будут создаваться в отдельных странах в соответствии с действующим местным законодательством компании, но под эгидой ФГУП, чтобы это могло лучше контролироваться, в том числе их финансовая деятельность и так далее. То есть тут не потребуется каких-то вложений бюджетных денег, в итоге они будут работать на принципах самоокупаемости, но при этом будут подотчётны Министерству иностранных дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Евгений Сергеевич, одна из функций почётных консулов - это обеспечение сохранности и благоустройства российских воинских захоронений на территории государств пребывания. Пользуясь случаем, скажите, пожалуйста, как ведётся эта работа, особенно в странах Прибалтики, в Польше и в Чехии? С какими трудностями сталкиваются при выполнении вот этих функций, чем мы можем в этом вопросе помочь, чтобы решить эту проблему? ИВАНОВ Е. С. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Ну, это вопрос, не имеющий отношения к законопроекту, но, безусловно, один из важнейших вопросов. И тут почётные консулы задействованы, но только отчасти, поскольку это прямая обязанность наших штатных консульских и дипломатических загранучреждений, эта работа ведётся постоянно. Как вы знаете, в последнее время - в связи с тем, что происходит в странах Прибалтики, в том числе и снос памятников, - возникают определённые сложности, но на самом деле это тема большого отдельного разговора. Мы с удовольствием будем готовы представить вам и всю имеющуюся информацию, у нас её очень много, и информацию о том, что делается, о том, что можно сделать, какие задумки есть в плане того, как отвечать, поскольку у тех стран, которые вы называли, здесь тоже имеются определённые захоронения времён Великой Отечественной войны и других войн. Поэтому можно было бы отдельно про это поговорить, это действительно большая и серьёзная отдельная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 37 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.