Заседание № 262
18.11.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 14050-3 "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (дополнение главой 26 "Таможенная пошлина и таможенные сборы").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4287 по 4337 из 6894
Пункт 15 повестки дня. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, еще в прошлой Государственной Думе рядом депутатов Государственной Думы вносился проект закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", касающийся таможенной пошлины и таможенных сборов. Вы знаете, что в этом году мы приняли новую редакцию Таможенного кодекса. Поэтому данный законопроект утратил свою актуальность, и комитет вносит предложение вернуть его в первое чтение, а затем отклонить, снять с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Нет вопросов. Кто за то, чтобы данный законопроект вернуть к процедуре первого чтения? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 30 сек.) Проголосовало за 339 чел. 75,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел. 24,7% Результат: принято Принимается решение о возвращении законопроекта в первое чтение. Сейчас я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. ШТОГРИН С. И. Да, отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Мнение комитета - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 12 сек.) Проголосовало за 2 чел. 0,4% Проголосовало против 11 чел. 2,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 13 чел. Не голосовало 437 чел. 97,1% Результат: не принято Законопроект отклоняется. Спасибо, Сергей Иванович.
Заседание № 98
07.06.2001
Вопрос:
О проекте федерального закона № 14050-3 "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (дополнение главой 26 "Таможенная пошлина и таможенные сборы").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4542 по 4547 из 6558
Переходим к рассмотрению пункта 13, он у нас поставлен на фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя подкомитета Комитета по бюджету и налогам Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста, Сергей Иванович.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4572 по 4786 из 6558
Пожалуйста, слово для доклада по пункту 13 - Сергею Ивановичу Штогрину. ШТОГРИН С. И. Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется законопроект, который является логичным продолжением законотворческой работы в сфере реформирования налоговой системы Российской Федерации. Проект федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" расширяет сферу регулирования Налогового кодекса путем дополнения его новой главой 26 "Таможенная пошлина и таможенные сборы". Статья 13 Налогового кодекса, равно как и статья 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", который действует еще сейчас, относит таможенную пошлину и таможенные сборы к федеральным налогам. Соответственно, все элементы налогообложения, в том числе и налоговые ставки, в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса должны быть определены в законе. В то же время действующее законодательство - Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" - рассматривает таможенную пошлину, взимаемую при ввозе, так же как и при вывозе товаров, как меру оперативного регулирования внешнеторговой деятельности. Соответственно, полномочия по установлению ставок пошлины отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. Данная правовая коллизия требует разрешения. Поэтому стоит обратить внимание на различную природу вывозной и ввозной таможенных пошлин. Вывозная таможенная пошлина в соответствии со своей экономической природой выполняет функции обязательного платежа, взимаемого в целях финансового обеспечения государства, то есть является налогом в том смысле, в каком это понятие определено статьей 8 Налогового кодекса. По сути этот вид пошлины представляет собой налог на доход, полученный от реализации определенных видов товаров, имеющих биржевые котировки. Ввозная же таможенная пошлина помимо названной функции выполняет функцию оперативного регулирования внешнеторговой деятельности государства, которая требует определенной мобильности реагирования на изменения конъюнктуры мирового рынка в целях защиты внутреннего товаропроизводителя. Кроме того, при уплате ввозной таможенной пошлины налогоплательщик платит за ввоз товара в оборот государства импорта. При неуплате ввозной таможенной пошлины товар находится в незаконном обороте на территории Российской Федерации, то есть отсутствует основной признак налога - безвозмездность. Все эти соображения дважды обсуждались на заседании Комитета по бюджету и налогам. В результате этого обсуждения в первоначальный текст законопроекта в соответствии со статьей 112 Регламента были внесены изменения, и к принятию в первом чтении предлагается проект главы 26 Налогового кодекса, регулирующей порядок исчисления и взимания только таможенной пошлины, взимаемой при вывозе товара. Тем самым декларируется, что ввозная таможенная пошлина налогом не является, соответственно, сохраняется порядок установления ставок. Таможенные сборы также исключены из данной главы, поскольку в постановлении Государственной Думы о принятии в первом чтении главы Налогового кодекса "Государственная пошлина" определено, что при подготовке ко второму чтению в эту главу должны быть включены все сборы, взимаемые за совершение юридически значимых действий, то есть таможенные сборы, сборы за таможенное оформление, сопровождение и хранение. Положительной концептуальной новацией законопроекта является законодательное закрепление размеров ставок вывозных таможенных пошлин. Причем достоинство этой концепции проявляется как с точки зрения экономической, поскольку сложно говорить о стабилизации экономической ситуации без законодательных гарантий, стабильности налогообложения, так и с точки зрения юридической. В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса законодательное закрепление такого элемента налогообложения, как налоговая ставка, является обязательным для того, чтобы налог считался установленным. Нельзя также упускать из вида и тот факт, что существующая доля доходной части федерального бюджета формируется за счет средств, поступающих от вывозных таможенных пошлин. Так, в 2000 году сумма экспортной пошлины составила более 164 миллиардов рублей. В настоящее время высший орган законодательной власти, утверждающий федеральный бюджет на очередной год, фактически лишен возможности регулировать процесс поступления в бюджет указанных средств. В то же время полное игнорирование регулирующей функции вывозной таможенной пошлины представляется не совсем оправданным, хотя роль вывозной таможенной пошлины при регулировании экспортных товаропотоков незначительна. Тем не менее изменения конъюнктуры мирового рынка могут потребовать определенной мобильности изменения ставок, которая может быть обеспечена только при наличии у Правительства Российской Федерации определенных полномочий в этой области. В этой связи наиболее оптимальным представляется такой порядок установления ставок, при котором Налоговым кодексом будут установлены только предельные размеры налоговых ставок, а в этих пределах Правительство сможет варьировать конкретные ставки в зависимости от сложившейся экономической ситуации. При этом целесообразно сохранить предлагаемый в проекте принципиальный подход в отношении ставок на вывоз сырой нефти и продуктов ее перегонки, как основных экспортных товаров, а именно: предлагается установить гибкую шкалу налоговых ставок в зависимости от цены товара, сложившейся на мировом рынке. В ходе дальнейшей работы над проектом комитету следует рассмотреть вопрос об установлении такой же гибкой шкалы ставок не только в отношении нефти, но и в отношении других экспортно значимых товаров. В заключении Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект, в частности, указывается на нецелесообразность передачи в компетенцию Государственной Думы установления ставок вывозных таможенных пошлин. В целом Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект. В этой связи предлагаемая схема распределения компетенций по установлению ставок вывозных таможенных пошлин представляется оптимальным решением возникшей коллизии. В проекте постановления о принятии законопроекта в первом чтении содержится механизм установления параметров ставок, и при доработке рассматриваемого проекта ко второму чтению комитету следует внести в законопроект соответствующие поправки. В целях стабилизации экономической ситуации, максимальной прогнозируемости налогового бремени данный законопроект предлагается к принятию в одном пакете с главой Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых", внесенной Правительством Российской Федерации и поддержанной палатой сегодня в первом чтении. Ведь основную долю товаров, облагаемых при вывозе, составляют сырьевые ресурсы. Так, из 164 миллиардов рублей, или 6,2 миллиарда долларов США, суммы пошлины в 2000 году, на сырую нефть и продукты ее перегонки пришлось 4,7 миллиарда долларов, 284 миллиона долларов - на черные металлы, 300 миллионов долларов - на цветные металлы. Поэтому прогнозировать цену на бензин, а также поступления в федеральный бюджет можно будет, только четко представляя те налоги, которые должны будут заплатить недропользователи. В этом смысле эти два налога являются взаимосвязанными и должны рассматриваться, особенно в части размера налоговых ставок, одновременно. Вне всякого сомнения, при подготовке ко второму чтению налоговые ставки будут уточнены, в том числе и с учетом ставок налога на добычу полезных ископаемых. Отмечу в заключение, что редакция рассматриваемого законопроекта вызывает ряд замечаний помимо указанных, которые также необходимо учесть при подготовке проекта ко второму чтению. Так, например, название главы не полностью соответствует ее содержанию. Из текста следует исключить положения, дублирующие Таможенный кодекс. Нуждаются в доработке нормы, касающиеся порядка определения таможенной стоимости вывозимых товаров, и налоговая база. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал палате поддержать данный законопроект. И я прошу, коллеги, это сделать сегодня на заседании. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Есть вопросы к докладчику? Пожалуйста, депутат Пузановский. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Сергей Иванович, все-таки против чего возражало Правительство? Негативное заключение Правительства. Почему оно возражало? Это первый вопрос. И второй вопрос. Что мы, в конце концов, выводим из таможенного законодательства и вводим в налоговое законодательство, и в чем принципиальные различия пребывания одного в таможенном, в отличие от налогового законодательства? ШТОГРИН С. И. Правительство в принципе возражало против принятия данного законопроекта и считало, что эту норму надо оставить за Правительством полностью, чтобы оно урегулировало и ввозные, и вывозные таможенные пошлины. Мы согласились с Правительством в части ввозных таможенных пошлин и переработали законопроект. Что касается таможенного законодательства и налогового, мы предлагаем сделать следующее. Все процедуры, связанные с перемещением товаров и их оформлением, оставить за Таможенным кодексом, а ставки ввести в налоговое законодательство - порядок их определения и порядок начисления самой суммы налога. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Рыжков, пожалуйста, ваш вопрос. РЫЖКОВ Н. И. Сергей Иванович, у меня вопрос такого характера. Сейчас Россия усиленно готовится к вступлению в ВТО. Вы знаете, что проводится огромнейшая работа, очень много здесь сомнительных фактов есть, неоднозначное отношение к этому вопросу. И в основном, конечно, разговор идет о пошлинах: ввозных, вывозных и так далее. Вот то, что вы предлагаете, - как это стыкуется, как это согласовывается с теми документами, которые готовит Правительство по этому вопросу? Раз. И два частных вопроса. Мы с вами в Думе принимали решение защитить шкуры, которые производятся у нас, для того чтобы все-таки кожевенная промышленность, обувная промышленность работали. Я вижу, вы поставили 10 процентов. Защитит ли это, или все эти наши решения напрасны были? ШТОГРИН С. И. Николай Иванович, дело в том, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николаю Ивановичу время добавьте. РЫЖКОВ Н. И. И второе. Здесь вот есть предложение по лому цветных металлов и так далее. Вы знаете, как остро стоит эта проблема. Решит ли это вопрос того беспредела, который, вы знаете прекрасно, царит в этой области. Вот у меня такие вопросы. ШТОГРИН С. И. Что касается подготовки документов о вступлении в ВТО, то мировое сообщество экономическое больше волнуют ввозные пошлины. А вывозные пошлины - в принципе это наше дело, это мы изымаем через пошлину те сверхдоходы, которые остались бы у продавцов товаров, у экспортеров, если бы этой пошлины не было. Поэтому в этой части противоречий нет. Что касается размеров ставок, указанных в проекте, то мы указали действующие ныне, а при подготовке проекта закона ко второму чтению мы готовы их уточнить, исходя из ситуации, которая у нас складывается, и исходя из защиты интересов нашего государства. Мы специально сделали те, которые действуют сейчас, не меняя их в ту или иную сторону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Кто желает выступить? Есть желающие выступить? Сергей Иванович, будет заключительное слово? ШТОГРИН С. И. Я прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента? Отказ. Представитель Правительства? Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 13? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 05 сек.) Проголосовало за 383 чел. 85,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел. Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.