Заседание № 209

06.05.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 140466-8 "Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3018 по 3408 из 4967
22-й вопрос, проект федерального закона "Об особом порядке внесения в           
Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов             
федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие    
которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов     
государственной власти и органов местного самоуправления". Докладывает Михаил   
Николаевич Матвеев.                                                             
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, настоящей инициативой предлагается             
установить, что в период проведения специальной военной операции проекты        
федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов, принятие     
которых предусматривает изменение системы и структуры органов государственной   
власти и местного самоуправления, вносятся субъектами права законодательной     
инициативы, кроме Президента России, только при положительном заключении        
Президента России. Предлагается установить, что рассмотрение указанных          
законопроектов, которые уже находятся на рассмотрении Государственной Думы,     
приостанавливается до окончания специальной военной операции, и их дальнейшее   
рассмотрение будет возможно только после получения соответствующего             
положительного заключения Президента России. Основная цель данного              
законопроекта - стабилизация сложившейся системы и структуры государственного   
и муниципального управления в период специальной военной операции и             
недопущение дезорганизации госуправления в стране.                              
                                                                                
Анализ тех законопроектов, которые находятся сейчас в Государственной Думе на   
рассмотрении, показывает, что по крайней мере семь проектов федеральных         
законов относятся к заявленной категории, в пояснительной записке они           
перечислены. Наиболее масштабный пример - это проект федерального закона "Об    
общих принципах организации местного самоуправления в единой системе            
публичной власти", который был внесён сенатором Клишасом и депутатом            
Крашенинниковым. Этот законопроект принят в первом чтении и, ну, так скажем,    
подвис с момента начала специальной военной операции, но вот уже говорят, что   
осенью будет рассматриваться снова. Эта реформа - назовём её контрреформой,     
по факту ликвидацией местного, поселкового уровня местного самоуправления, -    
на наш взгляд, приведёт к управленческому хаосу в стране. По предварительным    
оценкам, при перераспределении полномочий в результате принятия этого закона    
на региональный уровень будет передано от двух третей до 80 процентов всего     
объёма полномочий, реализуемых в настоящее время органами местного              
самоуправления, что составляет от 3,3 триллиона до 4 триллионов рублей. При     
этом будет ликвидировано более 17 тысяч сельских и городских поселений как      
муниципальных образований, будут пересмотрены территории и границы около 2      
тысяч городских и муниципальных округов, также будут прекращены полномочия по   
крайней мере 30 тысяч должностных лиц муниципальной службы и 100 тысяч          
муниципальных депутатов. Это масштабнейшие изменения в системе и структуре      
органов исполнительной власти за последние сто лет!                             
                                                                                
Ещё во второй половине XIX века лучшие российские умы земского самоуправления   
отстаивали идею введения мелкоземской единицы. И в период Временного            
правительства был наконец-то принят закон о волостном земстве, которое          
создало на поселковом уровне органы местной власти, выбираемые населением.      
Советская власть не стала разрушать эту модель, она была сохранена в системе    
сельских советов и эффективно показывала себя, и до последнего времени          
основное количество органов местного самоуправления - это именно поселковые,    
самые приближенные к населению органы власти.                                   
                                                                                
Президент неоднократно говорил о том, что местное самоуправление - это та       
власть, до которой можно дотянуться рукой. Сейчас же этой реформой самый        
большой, самый приближенный к населению, самый востребованный людьми уровень    
власти предлагается разрушить. И это носит беспрецедентный характер за          
последние даже не 30 лет, за последние 100 лет... Это абсолютно ничем не        
обосновано, кроме вот желания всё распределять и перераспределять. Ну, у нас    
есть Московская область, у нас ряд других регионов есть, где уже                
ликвидировали поселковое самоуправление, теперь укрупняют города. Мы считаем,   
что, если вот это начнётся сейчас, в период специальной военной операции, то    
есть 30 тысяч муниципальных должностей будут ликвидированы, начнётся            
глобальное перераспределение полномочий между уровнями местного                 
самоуправления и государственной власти, передача полномочий, за этими          
полномочиями будут переезжать чиновники, кого-то будут переводить в             
администрации районов, кого-то будут переводить в администрации областные, то   
будет настоящий управленческий хаос, когда люди не в состоянии будут понять,    
куда им обращаться по тому или иному вопросу. У нас, смотрите, что сейчас на    
уровне местного самоуправления: то половодья, то пожары, то ещё какие-то        
вопросы - огромное количество вопросов на местном уровне необходимо решать.     
                                                                                
Вот эта реформа, на наш взгляд, абсолютно несвоевременна. Если сейчас не        
остановить такого рода безответственные эксперименты... В период специальной    
военной операции, когда необходимо концентрировать все ресурсы именно для       
фронта и для победы, затевать вот такие эксперименты по ликвидации              
поселкового уровня, по масштабным изменениям в системе государственного         
управления и муниципального управления... это, на наш взгляд, приведёт к        
управленческому хаосу, это совершенно недопустимо. Поэтому полагаем, что        
необходимо принять, поддержать инициативу, с которой выступила фракция КПРФ,    
и поддержать законопроект, который вводит особый порядок принятия законов вот   
в той части, о которой я сказал, связанных с масштабными изменениями            
структуры государственного управления и власти, на период специальной военной   
операции, чтобы такого рода законы, которые могут привести к масштабнейшим      
управленческим проблемам, вносились в Думу и рассматривались только при         
положительном заключении президента.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич.                               
                                                                                
С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов.                          
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет            
Государственной Думы по государственному строительству и законодательству       
выражает уважительное отношение к стремлению авторов рассматриваемого           
законопроекта создать посредством положений представленной законодательной      
инициативы дополнительные политико-правовые механизмы, которые препятствовали   
бы разбалансированию слаженной и эффективной деятельности в Российской          
Федерации органов государственной власти и органов местного самоуправления в    
процессе реализации имеющихся у них полномочий, в том числе в период            
специальной военной операции. Но к сожалению, доклад, надо признать, был о      
многих гипотетических жизненных угрозах, неприятностях и вызовах, которые       
возможны, могут быть, но всё-таки не о предмете законодательного                
регулирования законодательной инициативы, предложенной авторами.                
                                                                                
Что же касается проекта закона, мы не можем согласиться с этими новеллами,      
поскольку по ним есть концептуальные возражения. Так, рассматриваемый           
законопроект, по мнению комитета, первое, не соответствует Конституции          
Российской Федерации, второе, вызывает существенные содержательные              
противоречия с целым рядом действующих законодательных актов Российской         
Федерации и, третье, в своей концепции и по содержательной направленности не    
может быть признан убедительным и в необходимой степени обоснованным.           
                                                                                
В части несоответствия Конституции. Имеется сразу несколько противоречий        
положениям Конституции, определяющим статус и полномочия органов                
государственной власти и отдельных высших государственных должностных лиц,      
включая Президента Российской Федерации. Конституцией чётко определены          
субъекты законотворческого процесса, их права, полномочия, и нарушать           
Конституцию не время и не место, это наша основа, движение вперёд и движение    
к победе в том числе. Важно помнить, что законотворческий процесс - это         
коллегиальный процесс, и прежде всего для повышения эффективности надо          
действовать согласованно, совместно, учитывая интересы разных сторон            
законотворческого процесса, и тогда мы увидим результат.                        
                                                                                
Я хотел бы также отметить несоответствие другим законам, о чём уже сказал,      
прежде всего законам "О Правительстве Российской Федерации", "О статусе         
сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы           
Федерального Собрания Российской Федерации", "Об общих принципах организации    
публичной власти в субъектах Российской Федерации". При таких явных             
противоречиях авторами законодательной инициативы не внесены и свои             
предложения, как доработать эти нормы, и сделать это без таких предложений      
просто не представляется возможным.                                             
                                                                                
Общая концепция рассматриваемого проекта федерального закона также, по мнению   
комитета, безосновательна, поскольку для предотвращения возможных               
деструктивных общественно-политических дискуссий и иных подобных действий,      
способных повлиять в обозначенный период на деятельность органов                
государственной власти и органов местного самоуправления, законодательством     
Российской Федерации предусмотрены иные охранительные и при этом объективно,    
явно не менее эффективные механизмы, закреплённые в специальных законах - "О    
чрезвычайном положении", "О военном положении", "О государственной тайне" и в   
ряде других законодательных актов нашей страны. Причём все упомянутые           
охранительные механизмы в отличие от мер, предложенных в рассматриваемом        
законопроекте, не предполагают какого-либо понижения или фактического           
ущемления, я подчёркиваю, компетенции уполномоченных органов государственной    
власти и государственных должностных лиц при реализации ими своих законом       
установленных полномочий.                                                       
                                                                                
Вот всё это, вместе взятое, а самое главное - то, что проект внесён два года    
назад и за это время в части управляемости законотворческого процесса, учёта    
и баланса интересов участников законотворческого процесса ничего страшного не   
произошло, мы научились эффективно, слаженно работать и доказываем это          
ежедневно своей деятельностью... Комитет предлагает отклонить предложенную      
инициативу, поскольку не соглашается с её концепцией.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к первому заместителю председателя комитета.                      
                                                                                
Уважаемый Даниил Владимирович, вы назвали эту проблему гипотетической, тем не   
менее, несмотря на то что новая редакция закона, вернее, новый закон об общих   
принципах местного самоуправления ещё не принят, в ряде регионов, в частности   
в Новосибирской области, ликвидация поселковых сельских советов уже идёт        
полным ходом: у нас в трёх районах уже ликвидированы поселковые сельские        
советы, и в этом году выборы будут уже только на районном уровне.               
                                                                                
Вот у меня вопрос. Вы проблему такую, как ликвидация вот самого нижнего,        
самого близкого к населению уровня представительной власти, признаёте или вы    
по-прежнему считаете, что это проблема гипотетическая и... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Даниил Владимирович.                          
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за ваш вопрос. Прежде всего хотел бы отметить, что     
наш Регламент предусматривает вопросы в части предмета законодательной          
инициативы, собственно, той инициативы, которая была внесена представителями    
фракции КПРФ. И всё же, отвечая на ваш вопрос, хотел бы отметить, что           
действующее законодательство об общих принципах организации местного            
самоуправления предусматривает и такую модель. А то, о чём вы говорите,         
прецеденты, произошедшие в Новосибирской области, - подобные есть и в           
Алтайском крае, и в других территориях, но всегда исходят из волеизъявления     
людей, проживающих на этой территории. Если будет принято решение, то модель    
меняется. Там, где это не воспринимается местными жителями, не                  
поддерживается, остаётся прежняя модель, действующая на определённой            
территории.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня к Михаилу Николаевичу вопрос.                                            
                                                                                
Уважаемый Михаил Николаевич, однозначно, представленный законопроект надо       
принимать, потому что проблема эта в последнее время просто горит. Как вы       
смотрите на то, чтобы распространить действие данного закона на региональный    
уровень? Так, в частности, у нас в Омской области, ссылаясь на опыт             
Ставропольского края, правительством Омской области запущен процесс             
ликвидации местного самоуправления на уровне сельских и городских поселений,    
несмотря на то что федеральный закон ещё не принят, что вызывает протест        
местных жителей, так как данная "оптимизация" отдаляет местную власть от        
народа, причём делается это через колено, давят депутатов просто.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Николаевичу вопрос?                               
                                                                                
Михаилу Николаевичу Матвееву включите микрофон.                                 
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемый Андрей Анатольевич, действительно, мы видим ситуации,   
когда с явным нарушением законодательства региональные власти принимают         
определённые решения.                                                           
                                                                                
Здесь я вынужден дать небольшую справку. У нас статья 131 Конституции до        
внесения поправок в Конституцию звучала следующим образом: "Местное             
самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других      
территориях с учётом исторических и иных местных традиций". То есть, условно    
говоря, сельский уровень был в Конституции прописан, и все, кто занимался его   
ликвидацией на тот момент, нарушали Конституцию. После внесения поправок в      
Конституцию эта норма 131-й статьи звучит следующим образом: "Местное           
самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых        
устанавливаются федеральным законом". Как вы верно сказали, федеральный закон   
на данный момент не принят, поэтому я полагаю, что все вот эти действия,        
которые сейчас происходят в регионах, - это нарушение и действующей             
Конституции, и прежней Конституции. Поэтому согласен с вами, ну, вызывает       
недоумение такое вот легкомысленное отношение комитета к тем масштабным         
изменениям, которые происходят. Согласен, что должен быть мораторий, по         
крайней мере на период специальной военной операции, и в федеральном            
законодательстве, и в региональном.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Даниил Владимирович, будете что-то добавлять? Нет?                              
                                                                                
Коллеги, вопросы завершены.                                                     
                                                                                
Присаживайтесь, Даниил Владимирович.                                            
                                                                                
Будут ли желающие выступить?                                                    
                                                                                
Михаил Николаевич, мы договорились, у вас будет заключительное слово, и, если   
надо будет добавить, вы от фракции будете выступать.                            
                                                                                
Других желающих нет. Тогда заключительное слово - Михаил Николаевич Матвеев,    
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Он также выступает от фракции - семь минут поставьте.                           
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, ну, говорят, два юриста - три мнения. Но, по   
правде говоря, вот те юридические замечания, которые были сделаны по            
законопроекту, просто смехотворны.                                              
                                                                                
Смотрите, основной вывод, который содержится в заключении комитета, на          
основании которого делается предложение, рекомендуется отклонить                
законопроект, состоит в том, что Конституцией Российской Федерации получение    
подобного заключения Президента Российской Федерации не предусмотрено. Здесь    
мы сейчас наблюдаем достаточно интересную коллизию: фракция КПРФ выступает за   
то, чтобы дать президенту такие полномочия, а фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
говорит, мол, да вы что, не будем нарушать Конституцию, как это можно -         
президенту усиливать полномочия?! Но тем не менее этот вывод довольно           
неубедителен, потому что Конституция является основным законом, она не может    
детализировать все абсолютно, так скажем, моменты, которые существуют в праве   
и в жизни. И в теории, и в практике конституционного права этот тезис давно     
известен.                                                                       
                                                                                
Что же касается российской законодательной практики, то приведу пример полной   
аналогии предлагаемого нами правового решения. В России сформировалась          
практика, например, необходимости получения заключения Правительства            
Российской Федерации на предлагаемый проект федерального закона не в порядке,   
предусмотренном Конституцией Российской Федерации, а в порядке, установленном   
федеральным законом. Так, Федеральным законом № 196-ФЗ "О введении в действие   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено   
требование обязательного получения заключения на проект федерального закона,    
предусматривающего внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об          
административных правонарушениях. Где в Конституции об этом написано? Нигде!    
Однако вот в случае изменений в КоАП требование обязательного получения         
заключения от Правительства Российской Федерации в законодательстве, в          
действующем законодательстве имеется.                                           
                                                                                
Можно привести и другие примеры установления к законопроектам требований,       
которые непосредственно не содержатся в Конституции Российской Федерации.       
Например, в Бюджетном кодексе Российской Федерации установлено требование,      
согласно которому субъект права законодательной инициативы должен определить    
источники и порядок исполнения расходных обязательств, если проектом            
предусмотрены дополнительные расходы федерального бюджета. В Конституции        
Российской Федерации такого требования не содержится.                           
                                                                                
Ну и конечно, довод комитета Крашенинникова о том, что существуют               
содержательные противоречия с целым рядом законодательных актов Российской      
Федерации, при внимательном анализе не подтверждается никакими юридическими     
аргументами, а лишь декларируется, так же как и ссылка в заключении Правового   
управления на положения Федерального конституционного закона "О военном         
положении": этот закон никак не регулирует режим специальной военной            
операции.                                                                       
                                                                                
Ну и выводы, которые здесь звучали, что законопроект "в своей концепции и по    
содержательной направленности не может быть признан убедительным и в            
необходимой степени обоснованным", на мой взгляд, даже не нуждаются ни в        
комментариях, ни в оппонировании.                                               
                                                                                
Закончу я следующим (отвечая на вопрос коллеги, я здесь об этом уже говорил):   
я всё время думал, а кто же гонит и зачем вообще срочно принимать вот этот      
закон, о масштабной реформе местного самоуправления? Внимательно отслеживаю     
поручения президента, которые он даёт на соответствующих советах, которые       
касаются местного самоуправления, сам вопросами местного самоуправления много   
занимаюсь, и нигде я не услышал, чтобы президент где-то сказал о том, что       
давайте ликвидировать поселковый уровень местного самоуправления. Нигде этого   
не было. Это придумки людей, которые в нарушение Конституции, забегая вперёд,   
запрягая свою телегу впереди лошади, уже в нарушение Конституции это            
ликвидировали. Началось всё с Московской области, в которой уже объединяют      
городские округа, где муниципальные районы ликвидируются, потом начало          
распространяться по всей стране. Когда нынешний министр экономического          
развития Решетников приехал в Пермский край губернатором, а он в Московской     
области работал, то он привёз туда вот эту московскую практику. Москвичи        
очень часто думают, что вся Россия должна жить именно так, как у них в Москве   
удобно, где между Москвой и Химками в принципе нет никакой разницы, едешь -     
один город. И в результате в Пермском крае при Решетникове было ликвидировано   
местное самоуправление поселковое, там перешли фактически на одноуровневую      
систему, и поэтому он сейчас, собственно, на тех совещаниях, которые            
проходят, и агитирует за вот эту реформу, чтобы подвести базу законодательную   
под те решения неправовые, которые были приняты.                                
                                                                                
Посудите сами: у нас на Сахалине, в Магаданской области, в Кемеровской          
области - уже везде идёт вот этот процесс, коллеги здесь добавляли про Омскую   
область. Послушайте, в Магаданской области все округа являются городскими,      
там вообще местного самоуправления сельского де-юре не существует - в           
Магаданской области, понимаете? То есть там только городские округа. Если       
раньше подразумевалось, что в городской округ могут входить какие-то сельские   
территории, которые наделены своим сельским статусом, то сейчас всё это         
ликвидируется, всё является городами. Это абсурд! Это абсурд и                  
управленческий, и градостроительный, и с точки зрения, значит, защиты прав      
граждан.                                                                        
                                                                                
И самое главное, ликвидируется возможность для местного населения выбирать      
себе местную власть. Вот это самое главное! То есть это не просто какие-то      
эксперименты в сфере местного самоуправления, государственного управления,      
это ликвидация народовластия. У нас в соответствии с Конституцией власть        
принадлежит народу, который осуществляет эту власть непосредственно или через   
избранные им органы местной власти. Вы хотите его лишить возможности            
осуществлять свою власть через местные органы власти в самой большой, широкой   
части их - поселковые сельские советы, исполкомы.                               
                                                                                
Я приводил здесь данные, по сути дела, повторю: 17 тысяч сельских и городских   
поселений будут ликвидированы как муниципальные образования, 30 тысяч           
чиновников муниципальных будут уволены, начнутся хаос и чехарда, если это не    
остановить. И поэтому мы считаем, что те доводы, которые здесь прозвучали,      
абсолютно не соответствуют реальному положению дел. Действительно, угроза       
нарушения управляемости страной в период специальной военной операции при       
проведении таких масштабнейших, абсолютно безответственных реформ, на мой       
взгляд, совершенно недопустима.                                                 
                                                                                
Поэтому фракция КПРФ призывает все здравые силы, которые остались в этом        
зале, - их, я вижу, немного, но они есть - поддержать законопроект, внесённый   
фракцией КПРФ, и проголосовать за него.                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в      
Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов    
федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения   
системы и структуры органов государственной власти и органов местного           
самоуправления", пункт 22.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    

Заседание № 154

11.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 140466-8 "Об особом порядке внесения в Государственную Думу и рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, принятие которых предусматривает необходимость изменения системы и структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 613 по 679 из 4675
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, вы бы поручили, чтобы вам положили, показали     
заработные платы "Россетей", московских, районных, городских, и дивиденды. Я    
думаю, что вы, хоть и крепкий человек, упадёте со стула сразу. Вот отсюда все   
эти платёжки. Там просто необоснованно большая сумма, поэтому они наглы и       
самоуверенны.                                                                   
                                                                                
Ну а предложение у меня о другом: я предлагаю 12-й вопрос перенести на более    
поздний срок.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это выступление по ведению            
называется? И потом вы меня ещё упрекаете! Вы многому научились у Геннадия      
Андреевича.                                                                     
                                                                                
Коллеги, вопрос, о котором говорит Николай Васильевич, внесён для               
рассмотрения фракцией КПРФ, это 12-й вопрос.                                    
                                                                                
Николай Васильевич, для чистоты отношений. Вот смотрите, мы выстроили           
систему: 11-й вопрос инициирован "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ...", 10-й -              
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ...", 12-й вопрос - фракцией КПРФ, 13-й - фракцией         
"НОВЫЕ ЛЮДИ", 14-й - "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ...".                                 
                                                                                
Что произойдёт завтра, коллеги? Николай Васильевич будет нам говорить, что мы   
не рассматриваем инициативу КПРФ.                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите. Объясните причину. Почему вы сегодня           
снимаете этот вопрос с рассмотрения? Почему? Вот вы говорите, что Дума ваши     
инициативы не рассматривает, игнорирует, потом пройдётесь по "ЕДИНОЙ РОССИИ",   
которая будет всё это терпеливо сносить. Мы поставили 12-й вопрос как           
приоритетный и сегодня планируем его рассмотреть, а вы сейчас берёте и          
снимаете. Ваша политическая мудрость и опыт, понятно, гигантские, но всё это    
может привести к тому, что завтра вы начнёте на всё это указывать с точки       
зрения невнимания к оппозиции и постановки вопросов, потом ещё Геннадию         
Андреевичу нажалуетесь. Пожалуйста, Николай Васильевич, обоснуйте.              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Ну, вы меня с собой перепутали, я никогда необоснованно ни на кого не           
наезжаю. (Оживление в зале.) Возникла необходимость дополнительных              
консультаций. Я думаю, что "правчас" сегодня будет где-то два с половиной -     
три часа и у нас будет очень мало законопроектов рассмотрено. Я хотел           
уступить вам, принять ещё один законопроект сегодня, а потом вы же...           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Помочь решили...                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А потом вы же сделаете заседание на пятницу - все вопросы на   
отклонение, и мы будем рассматривать все вопросы оппозиции.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, "правчас" пройдёт, но мы и дальше     
рассмотрим, до 12-го вопроса дойдём. Если Вячеслав Михайлович Мархаев здесь,    
то тогда... Да, здесь. Зачем же вы его ущемляете, не даёте возможности          
выступить?                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сам пришёл и попросил? Хорошо. Горло болит - это          
уважительная причина, надо думать о людях.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, после настоятельной просьбы Николая Васильевича, учитывая,   
что докладчик не может быть убедительным в связи с тем, что горло болит, мы     
этот вопрос снимем и перенесём на более позднее время. Нет возражений,          
коллеги? Нет.                                                                   
                                                                                
Но потом на "ЕДИНУЮ РОССИЮ" не наезжайте, не надо.