Заседание № 80
24.11.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 140449-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования статуса иностранного агента).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3955 по 4179 из 7677
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 23 ноября текущего года. Он является спутником к базовому закону № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", положения которого вступают в силу с 1 декабря текущего года. Базовым законом мы ввели ограничения и запреты лицам, которые признаны иностранными агентами, и в целях реализации данных положений законопроектом вносятся корреспондирующие поправки в 40 федеральных законов. На ограничениях на проведение массовых публичных мероприятий в местах, непосредственно примыкающих к объектам критической инфраструктуры, остановлюсь немного подробнее. Повторюсь, может быть, но скажу, что в законопроекте нет ни одного слова о запретах на таковые. Статья 31 Конституции России о праве граждан на мирные, без оружия, собрания, митинги, демонстрации незыблема и, конечно, не будет нарушаться. Всё очень просто: властям субъектов Российской Федерации предоставляется право самим определять места и территории проведения массовых публичных мероприятий. Высшие должностные лица субъектов Федерации в соответствии с законодательством несут ответственность за безопасность жителей своего региона, поэтому представляется правильным, чтобы каждый субъект сам принимал решения о месте, времени, территории проведения массовых мероприятий с учётом складывающейся обстановки. Например, в новых субъектах нашей страны одна ситуация, в Белгородской, Курской, Брянской областях - другая, на Чукотке, в Магадане может быть третья. Тем более это уже давно мировая практика. Проведение массовых публичных мероприятий вблизи объектов критически важной инфраструктуры - серьёзный соблазн для провокаций. Вы знаете, что вчера была задержана группа диверсантов, которые пытались совершить нападение на объекты жизнеобеспечения. Наша думская комиссия по противодействию иностранному вмешательству недавно обозначила группу зарубежных (и не только) организаций и структур, которые широко и открыто призывают у нас в стране совершать теракты, диверсии, поджигать военкоматы, и примеры, как вы знаете, этого есть, разрушать объекты важной инфраструктуры - примеры тоже есть. Хочу отметить, коллеги, что поправка по определению территории была предложена нам регионами, поэтому давайте к этому прислушиваться. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые согласования. Замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всегда только по одному. От фракций по одному, три минуты - третье чтение. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Кнопку "По ведению" нажмите. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень сложный законопроект, видите, поправки вносятся в 40 законов России. Повод, ну, более чем серьёзный, активизация иностранных агентов, лиц, находящихся под влиянием, несомненно, произошла. Ещё бы она не происходила! И реакции на эти проявления, конечно, должны быть, очень жёсткие реакции должны быть. Я не буду приводить примеры, как реагируют на Украине на иностранных агентов, лиц, которые получают средства, например, из России, там за эсэмэску тебя могут примотать к позорному столбу, а то и пожёстче. То же самое в Европе происходит с нашими людьми, которые не хотят жить по канонам, по законам, по правилам этих самых европейцев. Но вот такие подходы... Знаете, мы в борьбе с мухами начинаем крушить всё и вся, а те места, на которые муха может сесть, мы уже огораживаем колючей проволокой. Какой подход вот здесь был опять продемонстрирован (при всём уважении к Василию Ивановичу, ко многим коллегам)? Знаете, какой-то шаг вперёд и два шага назад, шаг влево, шаг вправо, чего-то мы стесняемся... Вот жёстче и прямолинейнее нужно такие законы проводить! А под сурдинку, значит, мы и партии... запишем какие-то ограничения для субъектов в праве проведения мероприятий, и все места вроде как запретим, ещё и в регионы передадим право запрещать всё и вся. Тогда давайте объявим какое-то особое положение и такие законы будем принимать на время вот этой объявленной необъявленной войны против России, тогда будет честнее и понятнее то, что мы здесь осуществляем. А так, получается, мы принимаем закон, который будет действовать на все оставшиеся времена и по которому в том числе наши с вами партии вообще не смогут вести никакой деятельности. Давайте лучше объявим места в населённых пунктах, в наших городах, где будет обеспечена возможность для граждан, для общественных организаций, тем более для партий в любой момент проводить свои собрания, митинги, манифестации в центре города и без угрозы для каких-то там исторических зданий, государственных и прочих учреждений. Так нет, мы как-то с другого боку заходим: догадайся, мол, сам, где тебе позволит губернатор или мэр провести то или иное собрание. Я вот ещё раз говорю, что этот законотворческий винегрет, когда мы смешали всё в один... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Приготовиться Шхагошеву. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, Василий Иванович совершенно правильно обратил внимание на новый регламент порядка проведения публичных мероприятий, и это, мягко говоря, самая слабая сторона законопроекта, я считаю, это просто неприемлемо. Вчера мы говорили о некоторых наших претензиях на этот счёт, сегодня я конкретизирую одно из высказанных вчера положений. Обращаю внимание на то, что сейчас написано в законопроекте: "В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций". Таким образом, здесь прописывается обязанность субъектов дополнительно ограничить Конституцию, статью 31 Конституции. Почему это неприемлемо? Да прежде всего потому, что законность и правопорядок в статье 55 Конституции никак не упоминаются. Я зачитаю статью 55: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Законность и правопорядок здесь не упоминаются, не упоминается общественная безопасность, говорится о государственной безопасности и не допускается ограничение законом субъекта, как предлагается в проекте, - только федеральным законом. Поэтому никак не проходит этот законопроект, никак не вписывается в рамки 55-й статьи Конституции, уважаемые коллеги. И я в связи с этим хотел бы огласить два обращения. Во-первых, к правящему большинству: коллеги, если не нравится глава 2 Конституции, если не нравится статья 31 Конституции, которая определяет порядок проведения публичных мероприятий, то давайте соберём Конституционное Собрание, давайте будем корректировать до необходимого уровня вот эту самую статью и всё остальное. Кстати говоря, соответствующий проект закона о Конституционном Собрании фракция КПРФ внесла в Государственную Думу. Ну и во-вторых, обращаюсь к оппозиции. Коллеги, я понимаю, что этот законопроект будет принят, я не агитирую вас голосовать против, как мы будем голосовать, но прошу членов этих фракций подписать наше обращение в Конституционный Суд в отношении этого законопроекта, этой нормы. Я убеждён, что, в случае если мы наберём 90 подписей, Конституционный Суд с нами согласится. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шхагошев Адальби Люлевич, пожалуйста. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дорогие друзья, ну, в первую очередь, поскольку ссылаются на Конституцию, я вам вот что хочу сказать: ни на один миллиметр мы не отступаем от Конституции, скажу больше, речь идёт об укреплении Конституции. И обратите внимание на одно обстоятельство: очень часто как приоритет мы видим в Конституции обеспечение безопасности наших граждан - это именно то, что мы делаем этими поправками. Второе. Без всякого сомнения, в современных условиях мы обязаны заниматься слаживанием законодательства. Слаживание не только боевое бывает, слаживание бывает законодательное, особенно в тылу, когда требует современная ситуация. Вы люди все осведомлённые, не буду говорить, что такое современная ситуация в наши дни. Третье. Я вам скажу, что, вообще, если проводится митинг, если это очень серьёзно подготовленный митинг, есть идеи, которые вы хотите нести людям, то... я, например, много раз участвовавший и в подготовке, и в качестве спикера в митингах, всегда опирался на собственные тезисы и на мысли, которые мы закладываем в организацию, а это всегда привлекает людей. А если мы хотим проводить митинги в определённых местах, где проходимость больше, где людей больше, - возле социальных объектов, аэропортов, вокзалов, - то это, конечно, я вам скажу, в первую очередь несправедливо. Знаете, если хотите собирать людей, собирайте за счёт идей. И самое главное, любой митинг, который проходит, - это, без всякого сомнения, место, где в любой момент ситуация может выйти из-под контроля, там же свободно выражаются, там же говорят на самом деле очень радикальные вещи и идеи высказываются. Поэтому мы хотим, чтобы максимально была обеспечена безопасность. И коктейли Молотова, которые сегодня, к сожалению, присутствуют в нашей повседневной жизни не теоретически, а практически, многочисленные призывы к поджогу военкоматов, других социальных объектов - это всё современная жизнь, причём это не теория, на практике происходило много чего. И о системности подходов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в работе в целом по законодательству, связанному с деятельностью иноагентов. Я вам скажу, что мы ни на сантиметр не будем отступать от своих идей. Как только заговорили о работе иностранных агентов, о законодательстве, мы убедились, сколько подсказок у нас было со стороны Европейского союза, международных институтов и, собственно говоря, Вашингтона. Это как раз таки говорит о том, что мы на правильном пути. И самое последнее. Вы понимаете, что на самом деле обеспечение безопасности - это сегодня задача государства номер один. Только один пример: вчера нас посмел объявить спонсорами терроризма так называемый Европейский парламент - недостаточно нам именно этого аргумента, чтобы заниматься собственными внутренними проблемами и безопасностью? Поэтому, коллеги, поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 34 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 57
05.07.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 140449-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования статуса иностранного агента).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8459 по 8870 из 10402
75-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Андрея Геннадьевича Альшевских. Пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который я представляю, входит в пакет проектов федеральных законов, регулирующих деятельность иностранных агентов. Общая цель инициатив - защитить суверенитет страны от вмешательств извне, повысить эффективность госконтроля. Данная инициатива поможет реализовать положения базового закона, который мы с вами приняли 29 июня 2022 года. Чтобы обеспечить заявленные цели, авторы предлагают прописать в 16 федеральных законах ограничения, запреты и обязанности для лиц, признанных иностранными агентами. Для примера назову несколько из них. Иностранные агенты не смогут быть организаторами публичного мероприятия, жертвовать партиям, не смогут заниматься педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях, не смогут находиться на гражданской службе и так далее. Одновременно законопроектом устанавливаются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, например возле транспортных объектов, религиозных учреждений, объектов жизнеобеспечения, образовательных и медицинских учреждений, органов власти. Это нововведение необходимо, чтобы никто не мешал работе этих учреждений, чтобы обеспечить безопасность граждан, которые там находятся. Выступая одновременно как соавтор и как представитель профильного комитета, отмечу следующее. Наш комитет, по безопасности и противодействию коррупции, поддержал концепцию данного законопроекта и замечаний не имеет. Комитет считает, что предлагаемые меры будут способствовать защите интересов граждан и обеспечению безопасности страны. Комитет по обороне, который является соисполнителем, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы также поддержали концепцию. Замечания, обозначенные Правовым управлением, могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Учитывая изложенное, прошу поддержать позицию комитета и проголосовать за законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Андрей Геннадьевич, ну, я понимаю, иноагенты - это одна часть, хотя по новому законопроекту, принятому нами, под иноагента уже можно кого угодно подвести, но как можно скрестить иноагентов и требования к ним, ограничения и новые ограничения для проведения публичных мероприятий? Причём совершенно необоснованные, на наш взгляд, вот что касается, например, проведения публичных мероприятий около зданий публичной власти - а где их тогда проводить? Около мэрии, около правительства - чтобы слышали, чтобы внимали, а проводить их на окраине города нет никакого смысла. И вы в очередной раз пытаетесь ужесточить и без того уже, мягко говоря, нелиберальное законодательство Российской Федерации, связанное с проведением публичных мероприятий. Зачем? Что пугает-то вас опять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Владимирович, вы в одном вопросе задали несколько - попытаюсь ответить на все. Первое, что касается иноагентов. В своём докладе я уже упомянул, что концепция данного законопроекта... необходимо принять 16 федеральных законов, для того чтобы в полной мере реализовать те базовые вещи, которые мы приняли в базовом законе от 29 июня. Это первое, что касается иноагентов. Второе. Я в своём докладе упомянул, что также вводится запрет, определяются места, где запрещается проводить массовые мероприятия, шествия, митинги и так далее. Это позиция авторов. Я в своём докладе упомянул, что это будет способствовать укреплению безопасности нашей страны, так же как и граждан Российской Федерации. Я ещё раз говорю: это наше мнение, это наша позиция, как авторов. Если у вас есть своя точка зрения, свои позиции, ну, ко второму чтению подавайте в комитет поправки, будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. В продолжение вопроса. Уважаемый Андрей Геннадьевич, предлагаемый законопроект направлен, как вы сказали, на регулирование статуса иностранного агента, в частности иностранный агент не может быть организатором публичного мероприятия. Я думаю, с этим спорить никто не будет, но давайте этим и ограничим изменения в Федеральный закон "О собраниях, митингах... шествиях и пикетированиях". А то, что вы предлагаете, - совершенно необоснованно расширить количество мест, где нельзя проводить публичные мероприятия, - никакого отношения к иностранным агентам не имеет. Тем более вы вводите новеллу в части региональных законодательных собраний, "резиновую" статью, там вообще можно все что угодно придумать, не только здания мэрий, районных администраций, законодательных собраний. Ну это уже перебор, ну, ужесточать дальше-то некуда! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Отвечу. По поводу "резинового" закона и "резиновой" статьи. Данная инициатива направлена именно на то, чтобы не было "резиновой" статьи, как вы говорите. Хочу обратить ваше внимание, что в 2012 году, когда принимались поправки о митингах, это право уже было установлено для субъектов Российской Федерации, и львиная доля субъектов этим правом воспользовалась. Так что здесь нет такого, что мы вводим что-то новое, - мы просто этой поправкой приводим всё в единое поле, чтобы не было в разных субъектах разных позиций, разных ограничений, которые устанавливаются региональным законом. И повторю, данная поправка направлена на обеспечение безопасности. Это наше мнение, как авторов. Если у вас есть другое мнение, вносите поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемый докладчик, вопрос такой: мы работаем для граждан Российской Федерации - вот почему мы их так не любим? Вот мы сейчас законопроект об иноагентах рассматриваем, а ущемляем права граждан Российской Федерации, и получается, что, когда мы примем этот закон, любой гражданин будет считать себя иноагентом, потому что мы говорим, что этим законом мы боремся с иноагентами. Ну, так не делается, примите два закона: первый - об иноагентах, а второй - о гражданах Российской Федерации, которые не должны собираться нигде, потому что вы этим законом запрещаете проводить любые массовые акции. Может, вы что-то знаете, что происходит в обществе, что до этого момента можно было проводить рядом с этими зданиями мероприятия, а что-то впереди будет, что нельзя будет проводить там мероприятия? АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо за вопрос, отвечу. Первое, по поводу того, кто любит и кто не любит. Мы любим и уважаем граждан Российской Федерации, поэтому мы беспокоимся и заботимся о их безопасности и здоровье. Это первый момент. Второй момент. Давайте не будем забывать, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права второго человека. Почему вы считаете, что это ограничение нарушает чьи-то права, а не рассматриваете это через призму, что это будет нарушать права тех, кто в данный момент находится в этих объектах? Вы зацепились за слово "органы власти", но помимо этого там транспортная инфраструктура, автовокзалы, порты и так далее - почему мы на это не обращаем внимание? Наша законодательная инициатива направлена на то, чтобы, ещё раз повторю, обеспечить безопасность и защитить права тех граждан, которые находятся в этих объектах, и тех, которые пользуются услугами этих объектов, в том числе и органов власти. Я думаю, вы со мной согласитесь, что от нормальной, бесперебойной работы данных объектов зависят жизнь и здоровье многих миллионов граждан Российской Федерации. Так что эта инициатива, повторю, направлена на то, чтобы обеспечить нормальную, бесперебойную работу и защитить права граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Вы, конечно, о любви сказали очень громко. Это однозначно попытка закручивания, очередного закручивания гаек. Не кажется ли вам, что установленные на сегодня ограничения, о чём коллеги говорили, и требования по проведению митингов уже достаточно регулируют эти вопросы? Вопрос: не приведёт ли очередное ужесточение к злоупотреблению, дополнительному злоупотреблению этим правом на местах и не вызовет ли это негативную реакцию общественности в регионах? АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Отвечу коротко: не приведёт к злоупотреблению. Для того мы и принимаем нормы федерального закона, чтобы для всех было ясно и понятно, что это единый подход на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, давайте мы уж договоримся: либо два выступления по три минуты, либо одно от фракции, на ваше усмотрение. Нет возражений? У нас такая практика есть. ИЗ ЗАЛА. Три с половиной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, коллеги, или одно - семь минут, от фракции, либо два по три минуты. Мы так работаем. Николай Васильевич, как поступим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович, пожалуйста. ОБУХОВ С. П. Ну, я основное время Николаю Васильевичу добавлю. Понятно, что законопроект репрессивный, понятно, что законопроект антидемократический. Понятно, что под предлогом борьбы с иноагентами ужесточаются нормы и ограничиваются конституционные права граждан. Понятно, что, скажем так, в час икс, когда нужно будет соблюдать этот закон, он всё равно не будет соблюдаться. Но ключевое - глупость с объектами инфраструктуры. Вспомните, как встречали наших знаменитостей и наших олимпийцев в аэропортах, - вы что, теперь это запрещаете? Ну хорошо, вы это теперь запрещаете, то есть это будет теперь подпадать под массовые мероприятия, теперь в аэропортах мы никого не сможем встречать. Или встречу наших воинов, возвращающихся со специальной военной операции, вы тоже, раз там объекты инфраструктуры, будете запрещать? Ну жизнь покажет всю глупость и дебильность данного законопроекта, если, конечно, не удастся что-нибудь подправить. И ещё одно замечание по этому поводу. Ковидные ограничения - по сути дела, невозможно провести массовую акцию. Я получил ответ от мэрии Москвы, когда они собираются отменить запрет на массовые мероприятия. Мне ответили, что заявления Поповой и решения правительства недостаточно, нужно решение "мировой жабы" в лице Всемирной организации здравоохранения, тогда будут отменены ковидные ограничения на проведение массовых мероприятий. В этом вся ваша политика "ЕДИНОЙ РОССИИ", продолжайте дальше! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Павлович, только слово "дебильность" я прошу из стенограммы исключить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это форма замечания. Конечно, а куда же из протокола это денется? Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Пять минут 15 секунд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте пять минут. Семь минут на двоих. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, обращаюсь к товарищу Альшевских Андрею Геннадьевичу, моему хорошему давнему знакомому, когда-то ещё руководителю фракции КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области: есть статья 3 Конституции, которая гласит, что источником власти в Российской Федерации является народ, и действуют, надеюсь, ещё 17, 19, 31-я статьи Конституции, которые гласят, что граждане Российской Федерации имеют право без оружия встречаться и выражать свои мнения. Сегодня же вы, вероятно, плохо прочитали, товарищи мои, наверное, недосмотрели: это же братская могила, а не закон - здесь поправки в 16 законов! Если вы посмотрите первый закон о массовых мероприятиях - это была демократия! Потом второй, потом третий, 59-й так называемый - уже сегодня есть ограничения по инфраструктуре. Но Сергей Павлович правильно заметил, вы применяете римский принцип: "Себе - всё, врагам - закон". Вы же, подавляющее большинство - извините меня, но я могу по крайней мере по нескольким регионам судить, - никогда не заявляете, когда вам дали команду провести мероприятие. Вот если вас поставить в рамки вашего закона, вы бы поняли всю абсурдность принимаемых запретов. Вы поймите, ведь что такое организованный с разрешения власти митинг? Это социальный свисток, который нужен прежде всего власти. Для чего? Лучше пусть люди приходят и выступают организованно в соответствующих местах при уполномоченных дружинах, которые несут ответственность за проведение мероприятия. В противном случае, загнав в подворотни, на кухни, вы побудите к социальному взрыву - если нет выхода, он будет невероятной силы, - который вот те самые иностранные агенты, с которыми вы вроде как боретесь... Вы поймите, борьба с иностранными агентами и сетями должна заключаться не в ужесточении внутреннего законодательства, она должна заключаться в развитии собственных возможностей, для которого мы ни черта, извините, не делаем. Мы должны создать, возродить свою электронную долину в Зеленограде, мы должны воссоздать предприятия в Воронеже, предприятия в ряде других отраслей, которые в 91-м году делали 26 процентов всей электроники мира. Сегодня мы с вами, к сожалению, словеса произносим, но ничего реально не делаем, мы и правительство. И в данной ситуации, с моей точки зрения, ну, вы выполняете чей-то заказ, оказываете медвежью услугу, и эта инициатива в принципе с точки зрения безопасности даже вредна, а не полезна, потому что иноагенты... Вы принимайте меры зеркальные. А у нас ведь что происходит? Посмотрите: американцы, европейцы, "семёрка" ввели против нас 11 тысяч санкций. А у нас в Сбербанке как было 40 процентов акционеров американцев, хедж-фондов, и 6 процентов британцев - они что, куда-то делись? Вы им за прошлый год перечислили 460 миллиардов дивидендов. Вот где надо бороться! "Газпром" - АДР как были там американские, так они там и есть. Вы что, приняли закон о том, чтобы взять и национализировать американские ценные бумаги? Не приняли. А немцы и австрийцы взяли и отняли нашу собственность газпромовскую, внаглую национализировали! Где ваши адекватные действия в ответ на эти вопросы? "Роснефть" делает то же самое. Мы сегодня при всех обстоятельствах говорим, дескать, вот Индия - молодцы! Да мы же им скидки бешеные сделали, понимаете? Я понимаю, что это необходимость, но эта необходимость должна, вообще-то, компенсироваться здесь законодательными действиями, которые должно правительство вырабатывать. Но правительство ничего толком не сделало по антикризисным мерам, а вы берёте и гайки закручиваете. Да вы поймите, люди возмущаются из-за чего? Люди возмущаются из-за несправедливости законов. Любой бунт в любом государстве - древнее высказывание - всегда от несправедливости законов по отношению к гражданам. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Семь минут поставьте, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддержит и будет голосовать за его принятие в первом чтении, и вот почему. Как мы все знаем, проектируемые новеллы являются логичным развитием государственной политики в сфере регулирования института иностранных агентов. Ну, я сделаю небольшое отступление. Знаете, Николай Васильевич Коломейцев только что сделал экскурс в историю, ссылку на конкретные предприятия, но у меня такое ощущение, что проектируемые новеллы никто из вас не читал. Я уже не говорю про выступление Сергея Павловича Обухова, назвавшего данную инициативу... Я не буду повторять эти слова, но, наверное, попрошу комиссию по этике провести оценку на предмет этичности высказываний на этот счёт. Уважаемые коллеги, ведь мы находимся в высшем законодательном органе страны и, по сути, мы являемся примером для наших граждан с точки зрения оценки тех или иных законодательных инициатив, тем более тех законодательных инициатив, которые ждут от нас наши граждане. Ведь именно в этой законодательной инициативе предлагается внести 16 поправок в 16 федеральных законов, и все эти поправки направлены исключительно на реализацию положений ранее принятого нами федерального закона о контроле - вы только вдумайтесь: о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. А самое главное, данная законодательная инициатива - это ответ на сформировавшийся запрос нашего общества. Ведь каждый житель нашей страны, всё наше общество желает, чтобы те лица, которые занимают ключевые позиции, служили интересам нашего государства, а не иностранного. Знаете, трудно представить ситуацию... хотя, напротив, очень легко представить ситуацию, когда, например, государственные или муниципальные служащие являются иностранными агентами или находятся под влиянием иностранных агентов, - о каком тогда доверии может идти речь? Если представители власти не будут служить интересам наших граждан, интересам нашего общества, нашего государства и будут продвигать интересы иностранного государства, или если, например, та или иная политическая сила (ведь мы понимаем, о чём ведём речь) будет заключать сделки с иностранными агентами, или, что ещё хуже, если наши военнослужащие будут находиться, причём бесконтрольно, под иностранным влиянием - что тогда будет? Ведь мы прекрасно понимаем, что тогда произойдёт, о чём идёт речь, а история - яркое тому свидетельство. Так вот данный проект федерального закона направлен исключительно на то, чтобы такого не было, причём ни в органах власти, правоохранительных органах, силовых ведомствах, ни в политических партиях и в политической жизни нашей страны в целом. Таким образом, учитывая, что проектируемые новеллы направлены исключительно на то, чтобы устранить недочёты, о которых мы говорили ранее, чтобы защитить интересы наших граждан, всё наше общество, а главным образом - обеспечить безопасность нашего государства, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддержит и будет голосовать за его принятие. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Альшевских включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, буквально коротко, не могу не отреагировать на некоторые реплики. Ну, первое, хочу ответить своему старому хорошему другу. Мы не посягаем на конституционные права граждан, никто не запрещает, это на самом деле право граждан Российской Федерации - собираться мирно и отстаивать свои права, на них никто не посягает. Данный законопроект вводит ограничения по некоторым объектам, в том числе органам власти. Для чего это, с чем связано, я уже в своём докладе сказал. Второе, хотелось бы обратить ваше внимание вот на что. Вы говорите, что нет смысла митинговать, если это будет где-то не у органов власти, потому что никто вас не услышит, но, поверьте, благодаря средствам массовой информации, которые рассказывают о тех или иных мероприятиях, в том числе протестного характера, вас, и не только вас, но и вообще всех, слышат, видят и реагируют на все вопросы, которые ставятся в рамках протестных мероприятий. Теперь про "нет необходимости" и "будут проблемы". Уважаемые коллеги, приведу в пример свою родную Свердловскую область: у нас в 2012-2013 годах были приняты областные законы, которые прописывают места, где нельзя проводить массовые мероприятия, в том числе возле органов власти, но это не означает, что в Свердловской области, в городе Екатеринбурге не проходят мероприятия, в том числе протестного характера. Вам ли этого не знать? Данные ограничения не будут нарушать конституционные права граждан. А говорить, что нет смысла митинговать, потому что вас никто не услышит... Ну, это пусть остаётся на вашей совести. И хотел бы, уважаемые коллеги, всё-таки призвать вас: давайте не будем здесь, в зале заседаний Государственной Думы, говорить, что данные законы либо мы не будем исполнять, либо не будут исполнять граждане Российской Федерации. Я считаю, что такие высказывания, такие вещи недопустимы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 75. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 19 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.