Заседание № 99
17.05.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 140344-6 "О внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за отказ в предоставлении информации членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3287 по 3671 из 6073
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Виталия Сергеевича Золочевского. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации". Он разработан с целью урегулирования проблем неправомерного отказа в предоставлении или уклонения от предоставления информации, а также предоставления заведомо ложной информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Данная проблема не урегулирована Уголовным кодексом Российской Федерации, что снижает возможность использования членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы своих полномочий. При этом статья 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает наказание в виде штрафа за невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, либо за создание препятствий в осуществлении их деятельности, а также за несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации, документов, материалов, ответов на обращения члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, однако сам размер штрафа совершенно незначительный. Следует отметить, что статья 41 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." от 8 мая 1994 года устанавливает, что невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений настоящего федерального закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим федеральным законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений настоящего федерального закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством, однако Уголовный кодекс Российской Федерации не устанавливает ответственность за отказ в предоставлении или уклонении от предоставления информации, документов и материалов, а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Отказ в предоставлении информации или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы могут привести к срыву подготовки законопроектов, соответственно, нарушится право законодательной инициативы членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, закреплённое статьёй 11 федерального закона. Должностные лица, которым направляются депутатские запросы, нередко под различными предлогами уклоняются от предоставления инициаторам запросов ответов по существу, дают неполную или не соответствующую действительности информацию, тем самым нарушая право на запросы. Указанные обстоятельства существенно затрудняют депутатскую работу с избирателями, деятельность по выполнению протокольных поручений Государственной Думы, а также по обеспечению и принятию мер по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. В настоящее время статья 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание за отказ в предоставлении информации только Федеральному Собранию Российской Федерации (Совету Федерации или Государственной Думе) или Счётной палате Российской Федерации - вплоть до лишения свободы на срок до трёх лет, в законопроекте предлагается дополнить данный перечень упоминанием в нём членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Кроме того, в законопроекте предлагается признать утратившей силу часть 2 статьи 17.1 Кодекса об административных правонарушениях, чтобы не создавать конкуренции норм уголовного и административного законодательства. Данный проект федерального закона направлен на повышение эффективности работы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также на усиление борьбы с сокрытием правонарушений, совершаемых должностными лицами. Уважаемые коллеги, все мы с вами не раз оказывались в ситуации, когда в ответ на наши запросы приходила та информация, которая не представляла какой-то ценности или не отвечала на наши с вами вопросы. Я уверен, что с данной ситуацией по большей части сталкиваются оппозиционные депутаты, так как я подразумеваю, что, скорее всего, именно депутаты от оппозиции чаще всего остро реагируют на жалобы граждан - именно это наш багаж и наш конкретный инструмент для реализации посылов наших избирателей и просто граждан Российской Федерации. Дополнив данную статью Уголовного кодекса, просто дописав слова "члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы", мы также учтём те рекомендации, которые нам регулярно даёт руководство Государственной Думы. Я нередко слышал, что, когда депутаты фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ предлагали руководству Государственной Думы направить парламентский запрос, им советовали сделать запрос депутатский, так вот для того, чтобы уравнять эти запросы, чтобы они были по силе и эффективности действительно равнозначными, чтобы те чиновники и службы, к которым мы обращаемся за информацией, подходили к ответам более ответственно, я прошу поддержать данный законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Сергеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью является урегулирование проблемы неправомерного отказа в предоставлении или уклонении от предоставления информации, а также предоставления заведомо ложной информации членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы. Для реализации поставленной цели субъектами права законодательной инициативы предлагается внести изменения в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этих целях законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 2 статьи 17.1 "Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Одновременно проектом федерального закона предлагается внести изменения в наименование статьи 287 "Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счётной палате Российской Федерации" Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнив его после слов "Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" словами "членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы". Аналогичные изменения предлагается внести в часть первую указанной статьи. Комитет отмечает, что в наименовании действующей статьи отсутствуют слова "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации". Кроме того, законопроектом не предусматривается внесение коррелирующих изменений в Федеральный закон "О статусе членов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", например, статью 43 "Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы". Комитет полагает, что принятие закона приведёт к конкуренции норм части первой статьи 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 287 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не приведены достаточные статистические данные и их анализ, обуславливающий необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство, подтверждающие неэффективность действующих правовых механизмов привлечения к ответственности в данной сфере и обосновывающие необходимость установления за данные нарушения уголовных наказаний, предлагаемых законопроектом. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, являющийся соисполнителем, не поддерживает данный законопроект. Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации также против принятия данного законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд замечаний по законопроекту. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Одновременно сообщаю, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Александрович, я из вашего выступления не понял, комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принципиально против этого законопроекта или вы всё-таки опираетесь на детали, которые перечислили в ходе своего выступления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Владимир Иванович, и комитет, и фракция принципиально против, я уже сказал, а то, что вы называете деталями, - это, надо отметить, не детали, это, в общем-то, важные юридические моменты, в связи с чем нельзя принимать данный закон. Ко всему прочему я считаю, и комитет считает, что уже урегулированы все эти отношения: есть ответственность за данные правонарушения, и уголовная ответственность есть. Понятие "Федеральное Собрание" гораздо шире, к нему относятся и депутаты Государственной Думы, и члены Совета Федерации, поэтому, мы считаем, нет необходимости дополнительно вводить какую-либо ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Владимир Александрович, мы внимательно слушали заключение комитета и те аргументы, которые вы приводили в пользу отказа принять законопроект в первом чтении. Скажите, пожалуйста, можно ли будет доработать проект, учесть все замечания, которые вы привели, ко второму чтению? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Сейчас, отвечая на предыдущий вопрос, я сказал, что те замечания, которые мы сделали, скорее всего, доработать можно, но дело даже не в этом, дело в том, ещё раз повторю, что и административным кодексом Российской Федерации, и Уголовным кодексом Российской Федерации достаточно отрегулирована ответственность за данные правонарушения и преступления, о которых говорил докладчик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Дмитрий Геннадьевич. ГУДКОВ Д. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Всё-таки мы - парламент, орган власти, мы - депутаты, у нас есть не только наши права, у нас есть ещё и обязанности, а именно мы обязаны реагировать на обращения граждан, на обращения наших избирателей, которых, к сожалению, в последнее время всё больше и больше становится, и связаны они с нарушением закона, с нарушением прав, свобод и так далее. Очень часто в нашей деятельности (в моей работе это так) мы либо получаем отписки на наши депутатские обращения, либо вообще никаких ответов не приходит, а мы обязаны перед гражданами, перед нашими избирателями отчитаться, поэтому, честно говоря, я не понимаю, почему палата не хочет поддерживать законопроекты, которые, мне кажется, помогают нам выполнять наши служебные обязанности. Почему-то дорожные службы, например, если они ямы не устраняют, штрафуют, если службы ЖКХ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Если вы присутствовали, вы, может быть, помните, что мы и в комитете это обсуждали: никто не говорит, что нет никакой ответственности, мы говорим о том, что ответственность уже предусмотрена в действующем законодательстве. Это первое. Второе. Если докладчик и вы, ваша фракция считаете, что этого недостаточно, приведите статистические данные - их же нет; ни в пояснительной записке, ни в материалах нет ни одной цифры, ни одного примера, которые бы свидетельствовали о том, что эти правонарушения или преступления приняли такой размах, что необходимо ужесточать наказания как административные, так и уголовные, - этого же нет! Так что, я считаю, вам, возможно, просто нужно вернуться, ещё раз проработать проект закона и вновь внести его, если вы считаете, что ситуация настолько тревожная, что необходимо всё ужесточать, - пожалуйста, мы рассмотрим законопроект снова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Александрович, ну вот скажите, вы лично и ваши коллеги по фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" довольны тем, как реагируют на ваши запросы - какие приходят ответы, своевременно ли они приходят? Если вы недовольны, тогда вы первый должны ратовать за принятие данного законопроекта, а если довольны, то вы слышали выступления депутатов от всех оппозиционных фракций - это тогда что, такие ответы на наши запросы - дискриминация по партийному признаку? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Давайте рассуждать с приведением конкретных примеров, если уж вы хотите что-то подтвердить или проиллюстрировать. Если говорить о моей практике, то я доволен теми ответами, которые мне представляют руководители федеральных ведомств - это и генеральный прокурор, и прокуроры субъектов Российской Федерации, к которым я обращаюсь в основном по жалобам и заявлениям, либо главы субъектов Федерации. Нет необходимости, я вам говорю, судя по моей практике, ужесточать какую-либо ответственность. Ещё раз повторю: мы рассуждаем в общем, а любые ужесточения в законодательстве должны основываться на примерах, на практике - либо на судебной практике, либо, пожалуйста, можете статистику по своей практике привести, но её же нет, вы понимаете? Представьте обобщённые материалы пленумов Верховного Суда по данным составам либо ещё что-то, вашу переписку фракционную... Ну этого нет ничего! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Александрович, вы требуете конкретики - я даю вам конкретику. На выборах президента в Рязанской области, в городе Рязани, был сфальсифицирован протокол на каждом третьем участке, всего сорок восемь протоколов, в пользу нынешнего президента Владимира Владимировича Путина. Когда я, как депутат Государственной Думы, писал во все инстанции, ходил на всякие следственные мероприятия, это признавалось, а потом нам ответили: это несущественно повлияло на результаты - и всё прекратилось. Если вы считаете нарушения на 30 процентах избирательных участков несущественными и предлагаете отклонить данный законопроект, тогда разрешите мне усомниться вообще в вашей позиции как депутата Государственной Думы - у нас тысячи исков по России с нарушениями подобного рода на выборах! Вы готовы подключиться, скажем, к нашим искам и сказать, что вы не правы? Если я, как первый секретарь комитета Рязанского областного отделения КПРФ, не прав, я готов понести наказание, а если я прав, давайте накажем тех, кто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Владимир Николаевич, ну давайте так: если есть судебные решения, вступившие в законную силу, то, согласно Конституции, согласно положению о Верховном Суде, согласно разъясненям Конституционного Суда, они обсуждению уже не подлежат. Это одно. И если вы считаете, что какие-то должностные лица вам дали недостаточно компетентный ответ либо недостаточно изучили проблему, то... Я вам ещё раз говорю, сейчас вопрос рассматривается в отношении конкретных ответов, которые даются на депутатские запросы, а не в отношении некачественных следственных действий, при которых вы присутствовали, и, по вашему мнению, неправосудных решений. Это не совсем относится к этому вопросу, но тем не менее я вам ещё раз поясняю: если решение вступило в законную силу, если прошло все стадии и дальше уже нет необходимости и возможности обжаловать законность данного решения, то что об этом говорить? Это во-первых. А во-вторых, я вам ещё раз говорю о том, что вся ответственность предусмотрена в законодательстве, все эти составы предусмотрены, и я не думаю, что их целесообразно ещё расширять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Я хотел бы поблагодарить Виталия Сергеевича за этот законопроект, который внесён в Госдуму, - он более чем актуален. Я могу ответственно заявить об этом на основании собственного опыта. Ещё в 2000-х годах в Думе третьего созыва я вносил аналогичный законопроект исходя из практики депутатской деятельности и реакции должностных лиц правоохранительных органов и органов исполнительной власти на наши депутатские запросы - он так и умер нерассмотренным. Так вот сегодняшнее положение ещё хуже, и поэтому законопроект надо поддержать. Другое дело, что прав здесь представитель власти нашей, то есть партии власти, который говорит, что нет статистики, но давайте вместе с комитетом и поищем её ко второму чтению, и вы убедитесь на примере работы 450 депутатов, какова эта статистика сегодня: каждое десятое депутатское обращение рассматривается либо не в соответствии с законом, либо с грубейшими его нарушениями, поэтому надо поддержать законопроект. А вопрос вам, Виталий Сергеевич: вы можете нам привести статистику по... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Золочевскому. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Как вы правильно заметили, ко второму чтению я готов подготовить статистику. Но прежде всего, когда я готовил данный законопроект, я основывался на своей работе в партии ЛДПР и в аппарате фракции ЛДПР: за последние десять лет я видел, какие ответы регулярно приходят, в том числе в отдел писем всей политической партии, и видел непосредственно ту информацию, которая давалась официальными органами. Вот господин Поневежский тут рассказывал, как генеральный прокурор ему что-то отвечал, а я, например, могу Владимиру Александровичу только позавидовать, если честно, потому что ни разу подписи генерального прокурора в ответах из Генеральной прокуратуры не видел. Думаю, что мы все действительно можем здесь отреагировать и собрать необходимую статистику, замечания и дополнения. Примерно треть ответов на депутатские запросы неудовлетворительные, с нарушениями: либо они неполные, либо бывают даже лживые ответы, а где-то просто подлог информации, и они вводят в заблуждение депутатов, я готов привести примеры в письменном виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Владимир Александрович, аргументы ваши как содокладчика неубедительные, и вы сами себе противоречите, говоря, что нет статистики, и в то же время утверждая, что у этой проблемы не массовый характер. Да как же не массовый? Массовый! Вы сегодня, ваши представители заявляли, что вы - "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - берёте на себя ответственность. Мой вопрос к вам: берёте ли вы на себя ответственность, так заявляя, и готовы ли вы разработать альтернативный проект? Потому что это явление - то, что не отвечают, то, что не рассматривает первое лицо, - действительно носит массовый характер, и это очень важно! И когда вы говорите, зачем ужесточать, - да дело не в ужесточении, нужно, чтобы контрольные функции выполнялись! Ответьте, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (вы ведь и от лица "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорили): отвергая это, готовы ли вы представить свой законопроект, потому что это не единичное явление?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемая Алевтина Викторовна, я вам скажу ещё раз то, что я уже высказал, излагая и позицию комитета и позицию фракции: Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считают, что все эти правовые отношения в настоящее время достаточно отрегулированы и в Кодексе об административных правонарушениях, и в Уголовном кодексе и нет необходимости выступать с новой законодательной инициативой по поводу вот этих отношений, чтобы ужесточить ответственность как в административном законодательстве, так и в уголовном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте проведём запись на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Четыре человека. Хорошо, выступать будем после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3705 по 4037 из 6073
Мы провели запись на выступления по 9-му вопросу. Первым выступает Юрий Петрович Синельщиков. Выступление от фракции, семь минут. Микрофон включите, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция поддержит предлагаемые дополнения в статью 287 Уголовного кодекса. Недавно мы приняли закон "О парламентском контроле", в соответствии с пунктом 8 статьи 5 которого одна из форм этой деятельности - это депутатский запрос. Запрос депутата был и будет наиболее распространённой и наиболее эффективной формой парламентского контроля, это форма оперативного выявления и устранения нарушений Конституции и законов России. Есть ещё семнадцать форм контроля, которые предусмотрены в этом законе - рассмотрение вопроса о доверии правительству, рассмотрение отчёта Центробанка, направление палатами парламентских запросов и другие, но эти формы используются крайне редко и не позволяют реагировать на ситуацию так оперативно, как депутатский запрос. Депутат Золочевский, комментируя статью 287, не совсем прав, сегодня часть первая статьи 287 Уголовного кодекса звучит весьма неопределённо, напомню (здесь она не звучала, к сожалению): "Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации... Государственной Думе Федерального Собрания... или Счётной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию..." Обращаю внимание, что слов "парламентский запрос" здесь нет, поэтому приведённая диспозиция статьи всё же предполагает отказ от предоставления информации не только на парламентский, но и на депутатский запрос, ибо депутат Госдумы - представитель парламента, однако, хотя факты непредоставления ответов на депутатские запросы и бывают, соответствующих уголовных дел нет из-за недостаточной конкретности диспозиции, и здесь надо с автором согласиться. Внесённое депутатом Золочевским предложение устранит эту неопределённость, и не следует опасаться того, что после внесения этих дополнений в 287-ю статью Уголовного кодекса суды будут завалены уголовными делами в отношении чиновников, - этого не произойдёт, статья будет иметь скорее профилактическое значение, ну а в силу этого, да и в силу того, что всё понятно, по-моему, и так, статистика здесь, я полагаю, совершенно не нужна. Возбуждение дела не во всех случаях повлечёт за собой приговор; если выяснится, что депутат в чём-то не прав или чиновник невиновен, такое дело будет, конечно же, прекращено либо будет вообще отказано в возбуждении уголовного дела. К тому же, насколько мне известно, депутаты не так часто свои письма, адресованные должностным лицам, именуют депутатскими запросами. Ну, я скажу о своей личной практике: из тысячи ста таких писем, которые ушли из моего депутатского кабинета в прошлом году, только три именовались депутатскими запросами, остальные были просто обращениями. Введение упомянутых дополнений в 287-ю статью повысит авторитет парламентского контроля. Сегодня парламентарий бесправен и беспомощен, что бы нам ни говорили о том, какой красивый закон о депутатском контроле мы приняли. В этой связи мне хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: помощник районного прокурора сегодня, занимающийся так называемым общим надзором, имеет многократно больше полномочий, чем депутат Госдумы либо член Совета Федерации, а помощники - это в основном мальчики и девочки, недавно закончившие вуз. Вместе с тем принятие закона потребует от нас повышения дисциплины в процедуре, связанной с подготовкой и направлением депутатских запросов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Нилов Олег Анатольевич. От фракции, Олег Анатольевич? Тогда семь минут. Включите, пожалуйста, микрофон. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Не хотел выходить на трибуну, коллеги, но раз прозвучало, причём неоднократно, предложение от Владимира Александровича привести примеры, не могу не воспользоваться такой возможностью. Сразу скажу, что наша фракция поддержит этот законопроект, потому что девальвация депутатского запроса достигла своего дна. Не знаю, как у коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ", у нас только в редких случаях можно назвать ответ на депутатский запрос правильным, законным и по сути, и по срокам, большинство же - отписки. Я вот могу для сравнения рассказать, коллеги, как происходит дело с депутатскими запросами в Петербурге. В парламенте Петербурга каждое утро заседание начинается не с десятиминуток, как у нас, а с публичного представления депутатских запросов. По желанию депутаты могут выйти на трибуну и представить свой депутатский запрос, и это уже имеет эффект, а затем за этот депутатский запрос голосует всё Законодательное Собрание. Могут поддержать, и в большинстве случаев поддерживаются эти депутатские запросы, а могут быть не поддержаны отдельные депутатские запросы, и в этом случае они не становятся таковыми. Тут нужно отметить, что действительно есть и в наших рядах такие депутаты, которые способствовали девальвации депутатского запроса своими непрофессиональными, иногда предвзятыми запросами, а иногда даже - знаете, как говорят, нет дыма без огня - лоббистскими, поэтому если принимать этот закон, то нужно и на себя обратить внимание и искоренить такие случаи. Теперь, как и просили, привожу конкретный пример. Вот дважды, дважды я обращался с депутатским запросом не к кому-нибудь, а к председателю правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву, расскажу, по какой проблеме. Все мы болельщики - футбольные болельщики, хоккейные. Вот вчера... не буду сыпать соль на раны, но вчера была возможность смотреть матч, причём в прямом эфире, а я в своём депутатском запросе привожу такой пример: с 1 июля 2012 года трансляции чемпионата России по футболу доступны только тем, у кого есть "НТВ-ПЛЮС", лишь отдельные матчи выборочно показывают по общероссийскому телеканалу НТВ либо ещё по какому-то общероссийскому телеканалу, все остальные матчи наши болельщики - а их миллионы - должны смотреть либо на стадионе, либо в пивном клубе, либо по Интернету, то есть за деньги. Я спрашиваю в этом запросе: что это такое? Если бы у нас не было государственного спортивного телевизионного канала, на который выделены огромные деньги, ещё можно было бы как-то объяснить, я прошу объяснить мне политически: что это такое - почему по этому государственному каналу идёт трансляция английского чемпионата, а не российского? Я привожу и другие примеры, ну вообще вопиющие! Я являюсь вице-президентом Федерации фигурного катания на коньках России, и я не помню, чтобы чемпионат России не показывался по телевидению! Чемпионаты Европы и мира показывают глубокой ночью, за полночь, когда уже невозможно смотреть, а последний командный чемпионат по фигурному катанию, который проходил в Японии, вообще нигде не транслировался, даже в Интернете! Я задаю вопросы: почему так происходит и для чего нам тогда вот этот спортивный канал "Россия 2"? И знаете, Дмитрий Анатольевич дважды не ответил мне, поручил ответить не вице-премьеру, даже не министру связи, а заместителю министра связи Волину, господин же заместитель министра как будто не понимает русской речи, не понимает вопроса. Вот я для примера сейчас это оставлю, а вы почитайте, если не верите мне, почитайте: вот текст запроса, вот текст ответа - я ему про Фому, а он мне про Ерёму! Я надеюсь, что это разбирательство продолжится, в том числе и благодаря сегодняшнему законопроекту, думаю, что меня поддержат многие депутаты и мы всё равно, пусть третий, пятый запрос сделаем, получим ответ, но так же нельзя - я вынужден обращаться уже к президенту! Вот до чего доводит это попустительство: такие ответы, что вынуждены и граждане, и депутаты, и губернаторы обращаться напрямую к президенту, и только тогда есть надежда быть услышанными, надежда на то, что вопрос, может быть, сдвинется с мёртвой точки! А то, что происходит с нашими депутатскими запросами, - это вообще забалтывание всего и вся и заведение и без того забюрократизированного государственного аппарата в ступор, поэтому, коллеги, я предлагаю поддержать эту инициативу и доработать законопроект именно с точки зрения нашей ответственности, чтобы не превращать депутатский запрос во что-то такое простое, что пишется каждый день по несколько штук, и причём вот с теми нюансами, о которых я сказал вначале. В любом случае, я надеюсь, этот разговор будет услышан и председателем правительства господином Медведевым... Причём во второй раз я уже понимал, что, если я отправлю повторный запрос, он также будет перенаправлен, но я надеялся, что... Когда в этом зале был отчёт правительства, я подошёл к Суркову и второй запрос отдал лично ему в руки с одной просьбой: Владислав Юрьевич, не надо больше направлять Волину, заместителю министра, который, кстати, прославился знаете чем? Когда-то он учил студентов-журналистов: по коммерции надо идти, не надо заниматься тем, чему вас учат в вузах. Вот к этому самому Волину через Суркова этот запрос пришёл опять, и ответ - один к одному: он мне пишет про цифровое телевидение, про сложности, про рыночное государство, про законы, про всё что угодно, только не про то, о чём я спрашиваю! Надеюсь, этот запрос - уже третий - дойдёт всё-таки до того, кто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Катасонов Сергей Михайлович. Семь минут поставьте, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я вышел на трибуну не только потому, что этот законопроект внесли наши депутаты, из фракции ЛДПР, но и потому, что проблема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна. На мой взгляд, к сожалению, Владимир Александрович не смог быть убедительным, говоря о том, почему мы сегодня не можем двигаться в этом направлении и хотя бы принять законопроект в первом чтении. Я очень благодарен выступавшим передо мной коллегам, чьи выступления исключили для меня необходимость попытаться найти статистические данные, о которых говорил Владимир Александрович. Я думаю, заключение комитета, точнее, заключения обоих комитетов стоит рассмотреть отдельно - я не первый раз выхожу на эту трибуну именно потому, что внимательно читаю заключения комитетов. Так вот, первый момент: Крашенинников пишет, что предусмотрена возможность штрафовать на сумму до 300 тысяч рублей за неправильное отношение к запросам депутатов - нет там этого, откуда берёт это комитет, мне непонятно, там максимальная сумма - 3 тысячи рублей, никаких 300 тысяч там нет. Это первое. Теперь переходим к конституционному законодательству. Вот первое, на что я обратил бы внимание, - это такой интересный оборот в заключении, как "правительство против". Так оно и не может быть за - 80 процентов запросов, которые мы пишем, как раз и обращены в правительство, и раз оно против, значит, наоборот, надо посмотреть: а почему оно против-то? - и поддержать. И я понял бы, если бы речь шла о том, что мы хотим всех министров посадить, но у нас этой-то задачи нет, ведь наличие ответственности не предусматривает, что они все должны сидеть в тюрьме! Если мы сегодня ужесточаем требования к водителям по наличию в крови алкоголя, это не значит, что мы хотим посадить всех водителей, - так и здесь: наличие ответственности - это новый этап в работе, это возможность оперативно решать, и те, кто занимается депутатской деятельностью, могут это подтвердить. Что всё-таки для нас главное - комфортное положение правительства при ответах депутатам или исполнение нами своих депутатских полномочий? Вот это, конечно, нужно было взвесить. Идём дальше по заключению. Я не случайно задал вопрос Владимиру Александровичу о том, насколько невозможно было бы подрегулировать все эти нюансы, о которых написали, во втором чтении. Я вам могу сказать, что с ходу мы, скажем так, не юристы по специальности, находим решение этих проблем, но почему комитет, который как раз и создан, для того чтобы наши инициативы, так сказать, подчищать, улучшать, делает всё для того, чтобы их отклонить? Почему я, инженер по образованию, должен сегодня давать вам консультации, как вы это должны сделать? А я вам могу сказать, как это нужно сделать, - нужно всего лишь в КоАПе, в статье 17.1, написать "если эти действия не предусматривают уголовно наказуемого деяния", и всё, мы убираем конфликт между Уголовным кодексом и КоАПом - ну что, неужели ваш комитет этого не видит?! Теперь следующий момент. Мы все здесь депутаты, и те, кто сидит в президиуме, и те, кто сидит в зале, так почему за непредоставление информации по документу за подписью Ивана Ивановича чиновнику дадут пять лет тюрьмы, а по документу за моей подписью - 1 тысячу рублей штрафа? Ну, наверное, когда нам комитет говорит, чтобы дали обоснование, всё-таки должна быть не статистика, а должен быть здравый смысл какой-то! Ну почему, если Иван Иванович от Думы подписывает, чиновнику грозит пять лет тюрьмы, а если я пишу по тому же вопросу - 1 тысяча рублей? Я не говорю, что мы должны быть на равных, есть, конечно, председатель, есть зампредседателя, но несопоставимы сегодня по положению депутат и председатель, который от имени Думы подписывает, поэтому, я считаю, есть два пути. И очень хороший вопрос сегодня задали (это был последний вопрос) - о том, готов ли комитет сегодня подчистить всё это и подготовить. Я думаю, что не будем мы его просить, мы готовы взять на себя обязательства (вот то, о чём я сегодня говорил), мы всё это подчистим и внесём в виде поправок в закон о статусе депутата - мы сами всё сделаем, но здесь вопрос политической воли. Вот если бы Владимир Александрович вышел и сказал: "Я считаю, что это ненужное дело, не отвечали, не будут отвечать и не надо вам отвечать, это наша позиция, позиция нашей фракции", - я не стал бы готовить данный законопроект, но то, что вы говорите, конечно, совершенно нелогично, потому что все противоречия, на которые указывает комитет в заключении, ко второму чтению можно было бы подчистить. То есть я думаю, что мы подготовим новый законопроект, учитывая те заключения, которые ответственные комитеты сделали, где будут учтены результаты сегодняшнего обсуждения, и я предлагаю всем, кто сегодня активно высказывался, - я так понимаю, три фракции будут его поддерживать, - объединиться и внести законопроект совместно. В течение недели такой документ мы подготовим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Бессонов Владимир Иванович. Три минуты. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Принятие этого законопроекта повлияет на авторитет Государственной Думы и на дальнейшую эффективность нашей с вами работы, и сама постановка вопроса, мне кажется, хотя я могу ошибаться, даст толчок тому, чтобы депутаты обратили внимание на некоторые вопросы, и это тоже повлияет на авторитет нашей Государственной Думы. Теперь по существу. Владимир Александрович здесь заявил, что ему дают ответы в соответствии с законом о статусе депутата. Тогда, значит, возникает мысль о следующем: если ему дают ответы в соответствии с законом, а другим депутатам, депутатам из других фракций, дают ответы не в соответствии с законом, то имеется, наверное, дискриминация по политическим мотивам, и этот вопрос обязательно необходимо поправлять. Следующий момент, о котором говорил Владимир Александрович: якобы урегулированы все вопросы в действующем законодательстве, - это не так. Есть закон о статусе, статья 14, часть пятая: "Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности". Я могу ошибаться, но здесь присутствующие депутаты даже могут не догадываться, насколько серьёзный смысл заложен в эту норму, и если вы пишете министру, а вам отвечает руководитель департамента, то это соответствующее отношение к вам как к депутату и к Государственной Думе как органу - с этим мириться нельзя. Но в действующем законодательстве ответственности за это нет, она полностью отсутствует - конечно же с этим мириться нельзя. Мне как депутату в соответствии с этой нормой дают ответы министр Колокольцев и министр Шойгу, а все остальные министры нарушают эту норму сплошь и рядом. Я пытаюсь с этим бороться, надеюсь, мне удастся это сделать на уровне просто разговора и просто убеждения. Я считаю, что сама постановка вопроса правильная, то, что мы обсуждаем, тоже хорошо, и поддерживать этот законопроект нужно. Да, какие-то нюансы есть, ко второму чтению их можно учесть, но принятие этого закона повлияет на авторитет Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Золочевскому включите микрофон. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Прежде всего хотел бы поблагодарить коллег из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ за поддержку и понимание необходимости принятия данного законопроекта. И хотел бы обратиться к коллегам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я понимаю, что, возможно, - возможно! - вы в основном пишете какие-то поздравительные тексты, благодарности и, может быть, редко - депутатские запросы, потому что, наверное, было бы странно, если бы вы начали возмущаться работой своих же коллег по партии; возможно, это бывает редко, но где-то это проскальзывает: мы слышим ваших ярких представителей некоторых. Я надеюсь, что всё-таки вы услышите и остальные парламентские фракции, - вы сейчас слышали, как выступали представители всех оппозиционных партий, фракций. И законопроект действительно направлен прежде всего на укрепление статуса депутата Государственной Думы, и это то, что необходимо сделать уже давно, потому что, вы видите, есть определённые расхождения в законодательстве, есть вещи, которые необходимо урегулировать, и, как правильно сказали другие коллеги, мы не говорим о том, что будем стараться всех поголовно посадить. Что касается отсутствия статистики, на что ссылается Владимир Александрович Поневежский, неоднократно сегодня упомянутой. Владимир Александрович, понимаете, я думаю, что все мы тут здоровые люди, и я, например, не стану обращаться к генпрокурору с просьбой привлечь председателя правительства к административной ответственности в связи с тем, что ответил не он, или писать генпрокурору, чтобы он привлёк сам себя к ответственности за то, что на мой запрос мне отвечает другой человек, а не он. То есть мы все здоровые люди, мы не будем так делать, и объективная статистика в этой ситуации вряд ли понадобится, потому что все мы с вами, по крайней мере худо-бедно... средний рабочий депутат знает, какого качества ответы идут на те запросы, которые он пишет, и говорить о статистике, наверное, ну просто неуместно. Так что, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", просьба поддержать данный законопроект. Если вы не хотите поддерживать этот, то внесите хотя бы альтернативный, если так важно для вас, чтобы автором были не оппозиционные депутаты, внесите альтернативный, но сделайте так, чтобы укрепить в том числе и ваш статус, статус депутата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4835 по 4852 из 6073
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 54 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.