Заседание № 96
22.05.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 140283-5 "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении критериев отнесения процентов по долговым обязательствам в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8685 по 8860 из 9892
Переходим к рассмотрению пункта 35 порядка работы Государственной Думы, проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Член Совета Федерации Андрей Юрьевич Молчанов просит рассмотреть законопроект без своего участия, поэтому с докладом выступает член Комитета по бюджету и налогам Евгений Александрович Самойлов. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, у нас есть время. САМОЙЛОВ Е. А. А тут быстро. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым Андреем Юрьевичем Молчановым, предлагается существенно расширить толкование пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса. Предлагается включить в понятие "долговые обязательства" кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета и иные заимствования. При этом предлагается для целей исчисления налога на прибыль расходами, на которые уменьшается налогооблагаемая база, признавать проценты, фактически начисленные на эти долговые обязательства, то есть исходя не из ставки рефинансирования, как это делается сейчас, а из текущей рыночной ситуации. Так прямо в законопроекте и пишется. Именно поэтому комитет предлагает отклонить данный законопроект. Он вносит существенную правовую неопределённость, носит оценочный характер - абсолютно правильно - и может служить для целей существенного злоупотребления при исчислении налога на прибыль. Также имеются замечания юридико-технического характера. Заключение комитета отрицательное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович. Уважаемые депутаты, есть вопросы по законопроекту? Есть. Депутат Федоткин. Так, вопросов много, прошу включить режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Уважаемые депутаты, 19.00. Мы с вами должны проголосовать, продлеваем ли время до завершения работы над этим законопроектом. И второе. Мною был нарушен Регламент - я не дала слово для заключения Дмитриевой по предыдущему законопроекту. Депутат Дмитриева настаивает, чтобы я это сделала и чтобы мы провели переголосование. Не будет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не могу... Тогда ставим на голосование два вопроса. Первый. Прошу проголосовать, продолжаем ли мы рассмотрение этого законопроекта. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 00 мин. 48 сек.) Проголосовало за 279 чел.62,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 279 чел. Не голосовало 171 чел.38,0% Результат: принято Завершаем рассмотрение этого законопроекта. И второе. В связи с нарушением Регламента депутат Дмитриева настаивает, чтобы мы вернулись к 34-му вопросу, дали ей слово для заключения и потом переголосовали. Кто за данное предложение? Прошу голосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 01 мин. 35 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 166 чел.36,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 260 чел. Не голосовало 190 чел.42,2% Результат: не принято Не принято. Депутат Федоткин Владимир Николаевич. Включите, пожалуйста, микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. Евгений Александрович, у меня вопрос скорее к Андрею Юрьевичу. Мы знаем, что ставка рефинансирования банков и рыночная оценка разнятся, как правило, в два - два с лишним раза, разница довольно большая. Конечно, потери могут быть довольно большие, хотя, с другой стороны, действительно, в условиях рынка у каждого субъекта хозяйствования может быть своя ситуация и закон на всех не напишешь, но какая-то логика есть. Был ли Андрей Юрьевич у вас в комитете, мотивировал ли как-то это своё предложение или вы без него рассматривали? САМОЙЛОВ Е. А. Без него. Понятно, что его предложение вызвано, наверное, текущей, сиюминутной ситуацией, но законодательство должно быть максимально точным и корректным. И есть универсальный индикатор - ставка рефинансирования, всё-таки мы должны привязываться к ней. Понятно, что сейчас она существенно отличается от текущих рыночных ставок, но для целей законодательного исчисления и для целей налогообложения это единственный механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Аксакову Анатолию Геннадьевичу. АКСАКОВ А. Г. Евгений Александрович, бизнес, который берёт кредиты и оплачивает проценты за предоставленные кредиты... Это затраты, так ведь, уплата процентов? И эти проценты должны включаться компанией в себестоимость, в её затраты, и должны идти на уменьшение налогооблагаемой базы? У нас на практике фактически получается, что предприятия платят из прибыли, погашая проценты, погашая кредиты, и это несправедливо. На мой взгляд, этот законопроект как раз предлагает уйти от этой несправедливости. Почему вы против? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Пожалуйста, Евгений Александрович. САМОЙЛОВ Е. А. Ну, наверное, мой ответ будет повторять предыдущий. Мы не можем каждые два месяца менять соответствующую главу. Понятно, сейчас ставки есть и 20, и 30, и 40 процентов, но Центробанк предпринимает все необходимые усилия, чтобы они снижались и чтобы ставка кредита была максимально близка к ставке рефинансирования. Под это и сделано текущее законодательство, и менять его мы смысла не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Груздев Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Евгений Александрович, мне на самом деле сложно вам, конечно, оппонировать, мы с вами коллеги, но скажите, пожалуйста... Логика, о которой вы говорите, не совсем верна. Ведь для кредитов, взятых в валюте, как мы с вами прописали в законодательстве, 22 процента могут относиться на себестоимость, а почему-то для рублёвых кредитов мы устанавливаем не в конкретных процентах, а в полторы ставки Центрального банка, то есть 18 процентов. Мне кажется, что отклоняя законопроект, вы выражаете недоверие рублю. Почему по кредитам в рублях мы можем относить на себестоимость меньше процентов, чем в долларах США или евро? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Пожалуйста, Евгений Александрович. САМОЙЛОВ Е. А. Наверное, сложно с вами не согласиться, но ещё раз повторю, что текущая рыночная ситуация такова. Мы с вами знаем, что в течение предыдущих лет была такая ситуация, что в валюте было выгоднее брать кредиты и многие этим активно пользовались. Наша валюта - это рубли, и ставка рефинансирования - в рублях, поэтому в валюте мы её, наверное, применять не можем просто исходя из юридической техники, понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович. Вопросы закончились, присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих выступить. Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 06 мин. 22 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 34 чел. Не голосовало 416 чел.92,4% Результат: не принято Не принято.