Заседание № 241
15.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 140248-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (по вопросу издания актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих механизм реализации принимаемых законов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5957 по 6098 из 7319
Пункт 26: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Пожалуйста, Владимир Анатольевич Буткеев. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, суть этого законопроекта очень проста - она заключается в том, что необходимо устранить противоречие, которое сегодня существует в законодательстве и которое не позволяет целый ряд законов после вступления их в силу применять на практике. Это касается тех законов, где содержится ссылка на нормативные акты Правительства. Например, в законе "О налоге на добавленную стоимость" предлагалось, чтобы Правительство установило перечень технологического оборудования, которое подпадает под льготное налогообложение. Правительство не установило перечень, и металлургические предприятия не смогли воспользоваться этим законом. Несколько депутатов, которые выступили авторами этого законопроекта, - от группы "Народный депутат", от группы "Регионы России...", - они как раз предлагают внести такую поправку, где было бы сказано, что до вступления закона в силу Правительство должно принять нормативный акт, который предусмотрен этим законом. Потому что без принятия нормативного акта получается, что закон вступил в силу, но он не применяется. И в этом случае получается, что умышленно, или, так сказать, по невниманию, или из-за нехватки времени Правительство затягивает исполнение данного закона. Я не знаю, почему Правительство возражает против принятия законопроекта, не нравится, может быть, что здесь какие-то более жесткие возникают сроки по принятию нормативных актов, но мы не нарушаем компетенцию Правительства, мы предоставляем Правительству право вынести этот нормативный акт. Вы только сделайте это вовремя. Если закон вступил, так уже и нормативный акт должен быть. Мы принимаем законы, а они не работают, потому что когда там предусмотрены определенные перечни, устанавливаемые Правительством, или иные нормативные акты исполнительной власти, то пока они не приняты, получается, что и закона как такового нет, он не действует. Вот такое простое предложение, из одного предложения фактически закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Присаживайтесь, Владимир Анатольевич. Борис Борисович Надеждин, содокладчик. Пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, Комитет по государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект, доложенный нашим коллегой Буткеевым, по следующим причинам. Во-первых, как справедливо пишет Правовое управление, предлагается изменить закон "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов, федеральных законов...", записав в него и некоторые обязанности Правительства. Если уж и вводить такие обязанности, то их нужно вводить не в закон о порядке опубликования и вступления в силу законов, а в Федеральный конституционный закон "О Правительстве...", потому как предмет этого закона, о котором идет речь сегодня, - это все-таки порядок выпуска закона с точки зрения парламентской процедуры и так далее. Второе основание состоит в том, что бывает ситуация, когда Правительство Российской Федерации должно непрерывно издавать акты, конкретизирующие какой-то федеральный закон. А требование докладчика Буткеева о том, чтобы к дате вступления в силу закона таковые акты были, в данном случае невыполнимо по определению. Например, в законе написано, что Правительство какие-нибудь квоты утверждает. Так оно их каждый год утверждает, и необязательно в момент вступления в силу закона. И наконец, последнее основание заключается в том, что есть такая коллизия, на которую справедливо указывает Правительство в своем заключении, что обязанность что-то исполнить в силу закона возникает у Правительства с момента опубликования этого закона. Правительство в принципе не обязано, получив принятый закон из Думы, что-то по нему делать, ибо еще неясно, будет ли он одобрен Советом Федерации и подписан Президентом, понимаете? Понятно, что издать в течение одного дня (вот прочло Правительство в газете, что закон опубликован, - и тут же все акты), - это малореальная задача. Таким образом, с точки зрения комитета ни по предмету правового регулирования, ни по содержанию предлагаемых норм указанный закон не может быть поддержан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Я не вижу кто. Подождите, представитель Правительства у нас не первым выступает. Кто, депутат Гартунг? Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, я считаю чрезвычайно важным поддержать этот законопроект, потому что у нас КПД работы Думы и так невысок. Те законы, которые мы принимаем, из-за отсутствия четкого обязательства Правительства принимать соответствующие подзаконные акты и отсутствия закона, прописывающего ответственность Правительства за это, к сожалению, не работают. Поэтому я считаю, что нужно поддержать этот законопроект, и вас призываю к этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше среди депутатов нет желающих. Пожалуйста, представитель Правительства Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я готов подписаться под каждым словом, которое высказал представитель комитета Борис Борисович Надеждин. С удовлетворением отмечаю, что время, когда он работал в Аппарате Правительства, не прошло даром, поскольку он действительно руководствовался глубоким пониманием того, как готовятся постановления Правительства, принимаемые во исполнение тех или иных законодательных норм. Действительно, время, которое отводится Правительству на быструю, моментальную реакцию для подготовки соответствующего нормативного документа в случае подписания закона Президентом (а мы прекрасно понимаем, что до подписания закона Президентом бессмысленно начинать какую-либо работу по подготовке нормативного акта), так вот, это время данным законом, куда предлагается внести поправку, ограничивается десятью днями после официального опубликования. Хочу вам напомнить, что очень многие законы, которые принимаются палатой, содержат запись, что они вступают в силу со дня подписания Президентом. Таким образом, ничто не противоречит... обходится норма об официальном опубликовании, содержащаяся в законе. И хотелось бы еще отметить: а как же быть нам в тех случаях, когда, допустим, принимается закон о лицензировании отдельных видов деятельности, где предполагается, что для его реализации Правительству требуется разработать и принять свыше ста положений о лицензировании тех или иных видов деятельности? Конечно же, это полный абсурд! Поэтому мы поддерживаем позицию комитета и просим отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы высказаться? Нет. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 33 сек.) Проголосовало за 23 чел. 5,1% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 27 чел. Не голосовало 423 чел. 94,0% Результат: не принято Не принято.