Заседание № 64

24.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 870 по 880 из 9912
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я всё-таки предлагаю           
прекратить практику раздачи очень важных налоговых законопроектов перед         
заседанием, потому что нет возможности ознакомиться с серьёзнейшими             
документами. В связи с этим предлагаю снять законопроекты, обозначенные в       
пунктах 7, 11, 15, 22, 30 и 31, как внесённые с нарушением Регламента           
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1255 по 1318 из 9912
Коломейцев Николай Васильевич предложил сегодня не рассматривать пункты 7,      
11, 15, 22 и 31 в связи с поздней раздачей документов. Нужно ли нам обсуждать   
каждый вопрос отдельно, уважаемые коллеги? Тогда ещё раз мы включим микрофон    
Коломейцеву Николаю Васильевичу, потом послушаем коллегу из комитета по         
Регламенту.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наш Регламент                  
предусматривает, что не могут рассматриваться законопроекты, которые розданы    
депутатам меньше чем за три дня до их рассмотрения. Здесь же предлагается       
целая группа законопроектов, которыми вводится доверительное управление         
средствами Резервного фонда, которыми вводятся резервные фонды при наличии      
там таких... уже давно даны им, главам администраций субъектов Федерации...     
Этими законопроектами предлагаются изменения Бюджетного кодекса, Налогового     
кодекса, масса других вопросов, касающихся колоссальных финансовых ресурсов.    
С нашей точки зрения, эта гонка непонятная связана прежде всего с тем, что      
теневая группа определённых людей пытается провести коррупционные законы,       
которые позволят им незаконно расхищать государственные ресурсы. Мы             
настаиваем на том, чтобы законы, особенно касающиеся бюджета и налогов,         
обязательно рассматривались только при условии раздачи текстов минимум за три   
дня. В противном случае у нас получается следующее. Вот я год ставил вопрос     
об эффективности использования золотовалютных резервов - наконец-то и до        
ваших депутатов это дошло в вашем внутреннем клубе, и они возмущены. Год        
ставил вопрос о том, чтобы всё-таки разобрались, эффективно ли используются     
вложенные в "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" средства, тоже не принимали              
протокольные поручения - сегодня опять же дошло.                                
                                                                                
Для того чтобы не было недоразумений в будущем, я предлагаю снять незаконно     
внесённые сегодня в повестку дня законопроекты, прочитать их внимательно и в    
пятницу внести и рассмотреть.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович.                    
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данные законопроекты прошли    
Совет Государственной Думы, и было принято решение рассматривать их сегодня.    
Депутат считает, что нарушены какие-то статьи Регламента. Моё мнение, что       
ничего не нарушено. Но решение можно принять голосованием. Я прошу              
проголосовать этот вопрос.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая   
Васильевича не рассматривать сегодня пункты 7, 11, 15, 22 и 31 повестки дня.    
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2305 по 2741 из 9912
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт      
11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс      
Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный      
кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и         
приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации    
отдельных законодательных актов Российской Федерации". Доклад первого           
заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Виталия Борисовича       
Шубы.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ровно неделю назад мы          
рассмотрели обозначенный в повестке дня законопроект и приняли его в первом     
чтении. Комитет по бюджету и налогам подготовил законопроект к рассмотрению     
на пленарном заседании во втором чтении.                                        
                                                                                
Несколько слов о сути законопроекта. Законопроект связан с двумя последующими   
законопроектами: "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового     
кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О    
федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Эти    
законопроекты направлены на поддержку экономики и прежде всего, я бы сказал,    
на поддержку регионов. В соответствии с теми решениями, которые мы приняли, у   
регионов потеря налоговых доходов около 80 миллиардов рублей. Принимая эти      
законопроекты, а прежде всего принимая законопроект "О внесении изменений в     
Бюджетный кодекс Российской Федерации...", мы дополнительно передаём регионам   
с федерального уровня порядка 60 миллиардов рублей. Следующим законопроектом    
- о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации - мы ещё         
дополнительно 50 миллиардов налоговых доходов передаём бюджетам субъектов       
Российской Федерации. Также мы даём возможность как субъектам Российской        
Федерации, так и федеральному правительству давать гарантии хозяйствующим       
субъектам на привлечение кредитных ресурсов.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, по законопроекту, принятому в первом чтении, поступило       
сорок поправок, они рассмотрены комитетом. Есть два блока поправок, один блок   
поправок комитет предлагает поддержать, второй блок поправок - отклонить.       
Прошу приступить к обсуждению блоков поправок.                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Значит, у нас две таблицы - таблица 1 и   
таблица 2. Таблица 1 включает тридцать одну поправку, которые поддерживаются    
комитетом. Есть ли замечания? Есть по этой таблице замечания. Сначала от        
правительства.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна Нестеренко, заместитель министра финансов       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Правительство Российской Федерации просит вынести на отдельное голосование      
поправку 28.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 28.                                              
                                                                                
Депутат Коломейцев Николай Васильевич.                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 11 и 15, две.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 11 и 15.                                         
                                                                                
Так, я никого не пропустил? Больше я рук не вижу.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование таблица 1, это поправки, принятые   
комитетом, за исключением поправок 28, 11 и 15.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. Поправка 28 из таблицы принятых.               
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Уважаемые депутаты, данная поправка регулирует вопросы,        
связанные с предоставлением субъектам Российской Федерации, не получающим       
дотации, права предоставлять кредиты юридическим лицам. Но кроме некоторых,     
даже редакционных, проблем и неточностей, которые есть в этой поправке,         
имеется множество вопросов, которые можно задать авторам этой поправки, но я    
не хотела бы на этом останавливаться, хочу сразу сказать концептуально.         
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает, исходя из тех               
концептуальных положений, которые лежат в основе Бюджетного кодекса и которые   
заключаются в том, что бюджеты используются только на расходные                 
обязательства, связанные с выполнением полномочий публично-правовых             
образований, а таких полномочий публично-правовых образований, как              
кредитование экономики, не зафиксировано ни в одном законе. Поэтому мы          
считаем, что тех инструментов поддержки экономики, которые есть в Бюджетном     
кодексе, которые прозрачны, которые понятны, - кому, сколько, на каких          
условиях предоставляются субсидии или дотации - этих инструментов, включая      
гарантии, которые мы сейчас рассмотрели, вполне достаточно, чтобы субъект       
выполнял свои полномочия. А вот это разделение субъектов - дотационное,         
недотационное кредитование непонятно каких юридических лиц, - ещё раз           
подчёркиваем, нарушает базовые принципы Бюджетного кодекса. Правительство       
просит не поддерживать эту поправку.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прежде чем я попрошу от комитета прокомментировать,       
пожалуйста, один из авторов поправки, Гончар.                                   
                                                                                
Включите микрофон на карточку Зиновьева.                                        
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Возражения правительства,         
точнее, их смысл (он изложен) состоит в том, что предоставление бюджетных       
кредитов юридическим лицам является одним из видов предпринимательской          
деятельности. Это абсолютно не так, потому что предпринимательская              
деятельность - это деятельность по извлечению прибыли. И если из бюджета        
субъекта Федерации даётся кредит хлебопекарной промышленности под 4 процента    
годовых (инфляция - 14,5), а коммерческие банки дают под 20-24 процента, то     
это не предпринимательская деятельность.                                        
                                                                                
Для того чтобы было понятно, я приведу один пример. 3-й мелькомбинат, который   
муку мелет. Ему нужно для стодневного цикла 45 тысяч тонн зерна, цена - 6,5     
рубля за тонну. Ему нужен кредит 300 миллионов рублей (хлебокомбинаты           
задерживают платежи), ещё необходимо, хоть умри, 100 миллионов - всего 400.     
Как это дают сейчас коммерческие банки в городе Москве? 400 миллионов под       
тройной по стоимости залог, то есть 1 миллиард 200 миллионов (а вся стоимость   
основных фондов комбината - 1 миллиард 870 миллионов) и проценты - 20-24        
процента. Говорят: а субъект Федерации из бюджета может субсидировать           
процентную ставку. Совершенно верно, безвозвратно тем же коммерческим банкам    
нужно отдать 20-24 процента (да и кредит не найдёшь), а можно сделать за 4      
процента.                                                                       
                                                                                
Конечно, субъекты Федерации, используя свои бюджеты, сделают всё для того,      
чтобы обеспечить снабжение хлебом, но у нас есть возможность предоставить       
субъектам Российской Федерации право осуществлять ту практику, которая у нас    
уже была и оправдала себя. Убедительная просьба к коллегам не откладывать       
этот вопрос, мы всё равно к нему вернёмся, и поддержать поправку 28 сейчас.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас нет такой процедуры. Точки зрения за и         
против, мнение комитета - и голосуем. У нас вот такая процедура, коллеги.       
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, поправка находится в блоке поправок,              
поддержанных комитетом. Вместе с тем я должен отметить, передать тот дух        
обсуждения, который был на заседании комитета при рассмотрении всех поправок    
к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Голосование прошло в поддержку       
этой поправки: плюс один голос...                                               
                                                                                
А те аргументы, которые приводило правительство, - я думаю, что они сегодня     
ещё более убедительные, - говорят о том, что, конечно, эта норма может          
подпадать и под действие закона о коррупции. Бюджетный фонд не является         
кредитной организацией, и орган исполнительной власти не является кредитной     
организацией, а в данном случае начнётся выборочная раздача бюджетных денег,    
то есть денег населению под тот процент, под который посчитают нужным.          
                                                                                
Можно говорить, конечно, что парламенты субъектов Федерации поставят этот       
вопрос под контроль, но мы опять-таки сомневаемся, что контроль будет           
действенным. Сама идеология бюджетного законодательства не позволяет            
принимать эту норму.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение, точки зрения   
за и против высказаны. Ставится на голосование поправка 28 из таблицы           
принятых. Правительство предлагает её отклонить, комитет согласно комментарию   
Виталия Борисовича эту позицию поддержал. Ставится на голосование данная        
поправка.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Поправка 11. Депутат Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данной поправкой группы           
депутатов предлагается введение дополнительной статьи - 81-1, - которой         
предполагается создание резервного фонда субъектов Федерации. Но вы знаете,     
что действиями правительства и нашими субъекты уже приведены к дефицитным       
бюджетам. Поэтому законное создание дополнительного резервирования приведёт к   
недофинансированию обязательств субъектов Федерации.                            
                                                                                
И второе. Те, кто внимательно изучает законодательство субъектов, прекрасно     
знают, что во многих субъектах и без вашей поправки созданы фонды               
непредвиденных расходов согласно их законам. И с нашей точки зрения, она        
является надуманной и вообще мешающей деятельности субъектов Федерации. Мы      
предлагаем её не поддерживать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция правительства.                        
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство поддерживает данную поправку и считает, что      
тот комментарий, который сейчас прозвучал, относительно некоторых субъектов,    
которые действуют не в соответствии с Бюджетным кодексом, не может быть         
основанием для принятия законодательной нормы.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У комитета есть необходимость прокомментировать.          
                                                                                
ШУБА В. Б. Я хочу напомнить Николаю Васильевичу, что бюджетное                  
законодательство запрещает создание каких-либо резервных фондов и               
внебюджетных фондов. Эта поправка продиктована жизнью. Субъектам Федерации      
необходимо исполнять публично-правовые обязательства, то есть те                
обязательства, которые они взяли перед населением. Вы понимаете, сегодня        
никто не может уверенно сказать, как будет развиваться экономика, как будут     
формироваться бюджеты субъектов Российской Федерации, но мы обязаны выполнить   
обязательства перед населением. Для этого мы должны иметь достаточно средств,   
чтобы исполнить обязательства, потому что, возможно, нам придётся принимать     
дополнительные меры по усилению социальной поддержки населения.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка      
11. Депутат Коломейцев предлагает её отклонить, правительство и комитет         
просят её поддержать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           53 чел.11,8%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка остаётся в таблице принятых.                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев. Поправка 15.                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поправка         
касается дополнения статьи 96-11 пунктом 4-1. Предполагается дать               
Министерству финансов право выступать учредителем доверительного управления,    
средствами фонда, а также распоряжаться этими средствами. Насколько я           
информирован, подкомитет и Виталий Борисович Шуба на заседании комитета         
выступали против принятия такой поправки, и председатель комитета - а-а, его    
нет в соавторах - тоже выступал против, и каким образом она попала в список     
принятых поправок, никому не известно.                                          
                                                                                
С нашей точки зрения, тот отчёт, который мы заслушали, об эффективности         
использования средств золотовалютных резервов, средств Стабфонда, когда было    
сказано, что до апреля мы поручим Счётной палате всё-таки проверить             
эффективность и внести предложения, даёт нам право и возможность не наделять    
Минфин дополнительными полномочиями по распоряжению средствами фонда, и тем     
более по учреждению доверительных органов, которые могут таким образом          
использовать так называемый резервный фонд, что нечего будет резервировать.     
                                                                                
Мы предлагаем отклонить эту поправку. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович, тем более что к вам        
персонально обратились.                                                         
                                                                                
ШУБА В. Б. Спасибо.                                                             
                                                                                
Николай Васильевич, законопроект принят в первом чтении. Решено, что средства   
Фонда национального благосостояния передаются в доверительное управление.       
Когда я докладывал о законопроекте в первом чтении, позицию комитета, я         
сказал, что мы считаем неактуальным - можете проверить стенограмму - принятие   
такого решения. После дальнейших консультаций с правительством,                 
дополнительного обсуждения на заседании комитета мы подтвердили, что в          
редакции первого чтения эта норма не может быть принята. И вот наш коллега      
Макаров подготовил предложения, которые как раз и направлены на то, чтобы       
усилить контроль за использованием средств Фонда национального                  
благосостояния.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка      
15. Депутат Коломейцев предлагает её отклонить, комитет предлагает оставить     
её в таблице принятых.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           59 чел.13,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка остаётся в таблице принятых.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, у нас есть таблица 2, в ней шесть поправок, которые         
комитет рекомендует отклонить. Есть ли замечания по этой таблице? Нет           
замечаний. Ставится на голосование таблица 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица 2.                                                          
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении           
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования         
бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством   
Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7%                                     
Проголосовало против           36 чел.8,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
От комитета просят слова.                                                       
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и   
налогам подготовил к третьему чтению обсуждаемый законопроект с учётом          
принятых нами решений, то есть та поправка, которая была вынута из блока        
поддержанных, - мы проголосовали против - учтена в тексте законопроекта.        
Можно проголосовать в третьем чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по этому            
предложению комитета? Нет.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Стоп, пока я говорю... Когда я такой вопрос         
задаю, предполагается, что палата может не согласиться с предложением           
комитета рассматривать законопроект в третьем чтении. Таких возражений я не     
услышал, а по мотивам сейчас я дам слово. Я вижу, что на выступлении по         
мотивам настаивают депутат Коломейцев от фракции КПРФ и депутат Дмитриева от    
фракции "Справедливая Россия". Подводим черту.                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
Виталий Борисович, вы можете присесть.                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, если         
внимательно вчитаться в только что розданный текст законопроекта и учесть те    
разногласия, которые возникли в очень монолитном коллективе комитета по         
бюджету, то можно предположить, что проект закона вносит массу противоречий в   
нашу жизнь. Мы считаем, что на самом деле правительству и Минфину надо          
заниматься не этим. Сегодня надо - чтобы более убедительно выглядел Виталий     
Борисович на трибуне - всё-таки подумать над системой мер, чтобы быть           
уверенными в том, что бюджеты субъектов Федерации обязательно будут             
наполнены. Для их наполнения срочно надо, чтобы МВД не дубинками дубасило       
протестующих против лишения доходов, а арестовало трёх-четырёх банкиров,        
которые не финансируют реальный сектор. Вот как только реальный сектор начнёт   
финансироваться, сразу у нас и бюджеты будут опять профицитными в субъектах     
Федерации, и Минфин опять будет Стабфонд наполнять и вывозить его средства в    
"Фанни Мэй" и "Фредди Мак", и все другие моменты у нас будут исправляться.      
Если же мы будем по-прежнему слушать депутатов, которые за ночь напридумывают   
на три или на четыре страницы поправок, фактически ничего не решающих, то       
будем просто изводить лес на бумагу, но не решать проблемы.                     
                                                                                
Мы всё-таки предлагаем не голосовать за этот законопроект, а поручить           
Комитету по бюджету и налогам и Минфину срочно разработать реальные             
антикризисные меры. Или раздать тогда всем АКМ, как предложил Путин.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Дмитриева.                            
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, данным законопроектом вносятся изменения в порядок           
выделения субсидий. Раньше субсидии могли быть выделены юридическим лицам,      
которые не являются автономными государственными учреждениями и                 
государственными учреждениями, только по закону. Порядок и целевая              
направленность субсидий определялись в соответствующем законе, и было видно,    
на что выделяется субсидия: то ли это субсидирование процентных ставок по       
кредитам сельскохозяйственным организациям или каким-либо другим, то ли она     
дармовая, подарок юридическому негосударственному лицу без возвращения          
государству эквивалента в виде акций или долей в этом предприятии. В такой      
редакции, в какой вносится изменение в Бюджетный кодекс, - это действительно    
ворота для коррупции и для предоставления не по закону, а по усмотрению         
правительства субсидий различным юридическим лицам. Это первое.                 
                                                                                
Второе, по Фонду национального благосостояния. Вы знаете, что партия            
"Справедливая Россия" в принципе была против политики формирования              
Стабилизационного фонда и изъятия денег, нефтедолларов, невкладывания их в      
экономику страны и нерешения за счёт них социальных проблем. Но нам говорили,   
что это деньги на чёрный день и на решение социальных проблем, когда этот       
чёрный день наступит. Вот этот чёрный день наступил - так и используйте эти     
деньги для решения антикризисных проблем, для поддержки Пенсионного фонда и     
решения социальных вопросов. Нет, Фонд национального благосостояния через       
доверительное управление предлагается сжечь, практически сжечь на фондовом      
рынке!                                                                          
                                                                                
Мы против того, чтобы сейчас средства Стабилизационного фонда в том или ином    
виде использовались для поддержки фондового рынка. Это бесполезная трата        
средств. И по сути, и по форме мы против этого предложения, особенно в          
условиях кризиса, поэтому мы против принятия данного закона.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования"           
обсуждаемый законопроект ставится на голосование в третьем чтении.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2843 по 2896 из 9912
ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, когда мы голосовали в третьем чтении 11-й       
пункт, это проект федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в        
Бюджетный кодекс...", нам неожиданно раздали два листка с каким-то новым        
текстом и новыми поправками к этому законопроекту, причём непонятно, кто их     
подготовил. У меня вопрос. Мы уже проголосовали к тому моменту за               
законопроект во втором чтении, голосовали в третьем чтении. Эти поправки что,   
вошли автоматически без нашего голосования или они какое-то значение будут      
иметь в будущем? Как появился документ, вошедший в закон после голосования?     
Кто-то объяснит мне этот факт? Вот я держу... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К пункту 11 эти документы раздавались не перед            
голосованием, а утром, и поэтому все депутаты...                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что это? К какому?                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне говорят, что в зале раздавались материалы до          
голосования. Вы настаиваете на отмене результатов голосования?                  
                                                                                
Шуба Виталий Борисович, дайте разъяснения, пожалуйста.                          
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, после голосования законопроекта во втором         
чтении я сказал, что Комитет по бюджету и налогам подготовил законопроект к     
третьему чтению. Но при этом была учтена поправка, и вы сейчас это видите,      
изъятая из текста законопроекта, розданного для рассмотрения во втором          
чтении, 28-я поправка. Это новая статья в тексте второго чтения. То есть мы     
проголосовали с учётом принятых решений.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Коллеги, в данном случае текст, который вы получили, технологически решает      
проблему подготовки законопроекта к третьему чтению без той поправки, которую   
мы с вами изъяли, проголосовав против неё.                                      
                                                                                
По ведению - депутат Коломейцев.                                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, я точно помню, вы поставили на голосование сначала   
таблицу 1 принятых поправок, из неё вынесли три поправки - 11, 17-ю, которые    
я предложил вынести, и 28-ю - Татьяна Геннадьевна. Потом вы поставили на        
голосование таблицу непринятых поправок, и всё, а потом во втором чтении.       
Никаких дополнительных поправок, можете стенограмму посмотреть, мы не           
рассматривали.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, вы всё правильно говорите, Николай             
Васильевич, вы такой знаток Регламента. Мы тем самым своим голосованием         
изъяли из итогового текста поправку 28. И вот для того чтобы в тексте её не     
было, вам и раздали этот текст без поправки 28 к третьему чтению, комитет это   
и сделал. Регламентные процедуры соблюдены.                                     
                                                                                

Заседание № 62

17.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6903 по 7438 из 8697
Пункт 21, проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс   
Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный      
кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и         
приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации    
отдельных законодательных актов Российской Федерации". Доклад представителя     
Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской     
Федерации Татьяны Геннадьевны Нестеренко.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., представитель Правительства Российской Федерации,             
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации     
внесло на ваше рассмотрение проект федерального закона, который на самом деле   
является частью блока законопроектов, предлагаемых нами к рассмотрению на       
сегодняшнем пленарном заседании в первом чтении. Первый из них - о внесении     
поправок в Бюджетный кодекс. Предлагается несколько блоков поправок,            
направленных в том числе на создание дополнительных механизмов, которые         
способствовали бы оперативности деятельности правительства в рамках             
реализации антикризисных мер, устраняли бы некоторые неточности в действующей   
редакции Бюджетного кодекса и создавали дополнительные условия для              
стимулирования и скорейшего осуществления расходов, в том числе                 
инвестиционного характера.                                                      
                                                                                
На что хотелось бы обратить внимание прежде всего? Бюджетный кодекс             
оперативно реагирует, и в предлагаемых поправках это предусмотрено, на те       
решения, которые приняты парламентом. В рамках антикризисных мероприятий        
принято решение о снижении налоговой нагрузки на юридические лица, в том        
числе были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение   
амортизационной премии, налогового вычета при приобретении жилья, а также       
предоставление субъектам права снижать ставку упрощённого налога.               
                                                                                
Эти новации, которые были приняты парламентом в поддержку реального сектора     
экономики, привели к выпадению доходов в сумме 83,8 миллиарда рублей из         
бюджетов субъектов Российской Федерации. Естественно, наша первостепенная       
задача - вместе с вами принять меры по компенсации субъектам Российской         
Федерации выпадающих доходов. Один из блоков поправок в Бюджетный кодекс как    
раз и направлен на компенсацию этих выпадающих доходов, в том числе за счёт     
изменения нормативов распределения акцизов на горюче-смазочные материалы,       
зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сейчас норматив - 60      
процентов, правительство предлагает 100 процентов этих акцизов передать для     
распределения субъектам Российской Федерации по тому же принципу и в том же     
порядке, которые предусмотрены в решении парламента. У нас эти акцизы в         
основном формируются в восьми нефтедобывающих регионах, дальше существует       
система вторичного перераспределения по нормативам зачисления доходов от        
уплаты акцизов для конкретных субъектов Российской Федерации в зависимости от   
протяжённости автомобильных дорог, количества транспорта и так далее. Не буду   
на этом останавливаться.                                                        
                                                                                
Государственная Дума и трёхсторонняя комиссия всегда очень внимательно следят   
за соответствием нормативов распределения тому реальному положению, которое     
складывается в субъектах. В целом это решение компенсирует субъектам            
Российской Федерации 60 миллиардов рублей. Как мы видим, всё-таки не всё - 83   
миллиарда выпадающих доходов, 60 миллиардов компенсируется. Не всё только       
потому, что Бюджетный кодекс в рамках этих поправок не может урегулировать      
вопросы, связанные с налогом на прибыль. В блоке поправок есть наши же          
предложения, которые, мы надеемся, сегодня будут рассматриваться в первом       
чтении, о внесении изменений в Налоговый кодекс, что также принесёт             
дополнительные доходы бюджетам субъектов Российской Федерации.                  
                                                                                
Следующий блок поправок касается нефтегазовых доходов. Одни из них направлены   
на изменение подхода к зачислению нефтегазовых доходов, полученных в декабре.   
На сегодняшний день Бюджетный кодекс говорит о том, что нефтегазовые доходы     
декабря зачисляются в Резервный фонд, если он недобран по нормативам, или в     
Фонд национального благосостояния. Мы предлагаем с учётом складывающейся        
ситуации в связи с изменением цены на нефть, с риском того, что мы, исходя из   
прогноза, не будем добирать даже плановый нефтегазовый трансферт, уже           
нефтегазовые доходы декабря направить на нефтегазовый трансферт в рамках тех    
бюджетных нормативов, которые зафиксированы в бюджете 2009 года. Это            
изменение тоже позволит сделать более устойчивым исполнение бюджета в рамках    
необходимых изменений.                                                          
                                                                                
Следующее. В рамках использования нефтегазовых доходов правительство            
предлагает расширить инструменты управления средствами Фонда национального      
благосостояния и ввести такой вид управления средствами Фонда национального     
благосостояния, как доверительное управление. Этот вопрос, доверительное        
управление средствами Фонда национального благосостояния, конечно, вызывает     
дискуссии. Мы считаем, что создание инструментов и возможности передачи         
средств фонда в доверительное управление в рамках положений Гражданского        
кодекса и тех ограничений, которые будут прописаны в Бюджетном кодексе,         
послужит более эффективному использованию средств Фонда национального           
благосостояния. Уже обсуждаются поправки в этой части, мы готовы                
рассматривать их ко второму чтению.                                             
                                                                                
Следующий блок поправок направлен как раз на содействие антикризисным мерам,    
в том числе предлагается уточнить Бюджетный кодекс в части предоставления       
гарантий реальному сектору экономики. Сейчас механизм государственных           
гарантий излишне усложнён, и очень часто кредитные организации не могут в       
связи с отсутствием ликвидных залогов кредитовать реальный сектор экономики,    
а государственные гарантии в том режиме, который прописан в Бюджетном           
кодексе, дать чрезвычайно сложно. Мы предлагаем несколько упростить этот        
порядок предоставления гарантий.                                                
                                                                                
Мы предлагаем также внести изменения в порядок предоставления субсидий          
юридическим лицам в рамках антикризисных мер. Парламент предоставил право       
правительству 175 миллиардов рублей направить на антикризисные мероприятия. И   
если антикризисные мероприятия касаются, например, инвестиций, то решение по    
взносам в уставные капиталы парламент уже дал право правительству принимать     
самому, не проводя это через закон. Такая же ситуация у нас с субсидиями        
юридическим лицам. Если в рамках этих 175 миллиардов мы принимаем решение по    
субсидиям, нужно в рамках этих мероприятий тоже дать право правительству        
самому определять порядок предоставления субсидий, не проводя через закон.      
                                                                                
Ряд поправок касается расширения полномочий главных распорядителей средств      
федерального бюджета. Основная цель этих поправок - это расширение прав         
распорядителей в рамках инвестиционного процесса, увеличение сметной            
стоимости строек и объектов - вместо 600 миллионов, которые указаны сейчас в    
Бюджетном кодексе, указать 1,5 миллиарда. Мы рассчитываем постепенно всё        
больше и больше прав предоставлять главным распорядителям бюджетных средств,    
как и увеличивать их ответственность за исполнение бюджета.                     
                                                                                
Мы также предлагаем расширить права правительства по предоставлению субсидий    
регионам на инвестиции. Сейчас у нас в Бюджетном кодексе такое право дано       
только в случае, если такие субсидии предусматриваются в рамках ФЦП. Мы         
предлагаем, чтобы и по другим решениям правительства и президента такие         
субсидии субъектам могли быть предоставлены. Ну, в основном это касается, как   
правило, каких-то праздничных мероприятий. Нет такой ФЦП, касающейся,           
допустим, празднования юбилея Ярославской области, но надо начинать помогать    
региону, а прав нормативных нет.                                                
                                                                                
И ряд поправок направлен на устранение неопределённостей и внутренних           
противоречий, которые существуют сейчас в Бюджетном кодексе. Для того чтобы     
просто сократить время, я не буду сейчас их перечислять.                        
                                                                                
Правительство просит поддержать законопроект в первом чтении. Готовы работать   
с депутатами в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна, присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад от комитета Виталия Борисовича Шубы.                                   
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет          
Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального        
закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и          
Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской           
Федерации в части регулирования бюджетного процесса...".                        
                                                                                
Мы считаем, что законопроект очень актуален, и прежде всего выделяем, я бы      
сказал, региональную составляющую этого законопроекта. Вот плохо, что нет       
сейчас Владимира Николаевича Федоткина, который в течение всего дня             
беспокоился о защите регионов.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ.Да, хорошо, Николай Васильевич, передайте ему,             
пожалуйста, что в части поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации       
будет сделано, если мы примем этот законопроект.                                
                                                                                
Первое. Передаётся акциз на горюче-смазочные материалы, дизельное топливо и     
моторные масла - ставка, зачисляемая в бюджеты субъектов Федерации,             
увеличится с 60 процентов до 100 процентов. Это дополнительно 60 миллиардов     
рублей в субъекты Российской Федерации.                                         
                                                                                
Следующая мера будет озвучена в законопроекте, который будет докладывать        
Татьяна Геннадьевна и по которому от комитета выступит Андрей Михайлович        
Макаров.                                                                        
                                                                                
Далее. Даётся право субъектам Российской Федерации участвовать в программах     
по развитию регионов, то есть участвовать в инвестиционных проектах.            
Снимается такое ограничение, что если объект не утверждён Федеральной           
адресной инвестиционной программой, как программой, утверждённой                
правительством, то правительство не может софинансировать объекты. Снимается    
это ограничение - правительство может направлять финансовые ресурсы из          
средств федерального бюджета на финансирование строительства таких объектов.    
                                                                                
Буквально вчера в рамках комиссии, которая была образована Государственной      
Думой, мы обсуждали вопрос о перемещении средств с 2008-го на 2009-й, с         
2009-го на 2010 год. Мы обратили внимание, что перемещаются довольно            
серьёзные суммы. Одна из причин - у правительства очень забюрократизирован      
процесс принятия решений. И эти предложения направлены на то, чтобы увеличить   
сумму финансирования того или иного объекта капитального строительства от 600   
миллионов рублей до 1,5 миллиардов рублей. То есть даётся право главному        
распорядителю бюджетных средств самостоятельно в рамках своей бюджетной         
росписи принимать решения, а не пропускать это решение через распоряжение       
правительства. Без внесения в Федеральную адресную инвестиционную программу     
это позволяет оперативно принимать решения и оперативно расходовать             
финансовые ресурсы на цели, которые обозначены в программе.                     
                                                                                
Следующая норма. Все средства, которые идут по разделу межбюджетных             
трансфертов, не уходят в Резервный фонд или Фонд национального                  
благосостояния, а передаются регионам на следующий финансовый год и являются    
дополнительным финансированием по направлениям, которые определены в законе о   
федеральном бюджете. Даётся также право регионам самостоятельно принимать       
решения в части поддержки юридических лиц, организаций и предприятий, которые   
ведут свою хозяйственную деятельность на территории того или иного субъекта     
Российской Федерации. Сегодня такого права у регионов нет. Я ещё раз говорю:    
этот закон прежде всего направлен на то, чтобы поддержать субъекты Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Вместе с тем Комитет по бюджету и налогам отмечает, что мы считаем              
неактуальным передавать в доверительное управление средства Фонда               
национального благосостояния. Мы считаем, что опасно рисковать сегодня этими    
средствами по той причине, что Фонд национального благосостояния участвует в    
формировании пенсионных накоплений и средства этого фонда расходуются на        
финансирование дефицита Пенсионного фонда.                                      
                                                                                
И ещё одна норма, которая предлагается к исключению, - это пункт 3 статьи 79    
Бюджетного кодекса. Эта норма предполагается к исключению ввиду того (это       
объяснение, которое дано в пояснительной записке), что главные распорядители    
бюджетных средств не успевают расписать по объектам сумму, которая идёт на      
финансирование того или иного инвестиционного проекта. Мы считаем, что как      
временная эта норма может быть принята. Ну, полагаю, что ещё будет дискуссия    
с правительством при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Комитет отмечает, что принятие перечисленных изменений Бюджетного кодекса       
позволит и внести изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на       
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". То есть все нормативные       
акты, которые сегодня есть у нас в пакете, это три проекта закона, должны       
корреспондироваться между собой.                                                
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам просит вас поддержать законопроект, внесённый      
правительством.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Два вопроса, три.                                              
                                                                                
Пожалуйста, первый - Рябов Николай Фёдорович.                                   
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Татьяна Геннадьевна, мы понимаем, что данное перераспределение      
доходов по субъектам Российской Федерации, конечно, полезное дело, и, судя по   
всему, это вызвано кризисной ситуацией в стране, но каким образом будут         
наполняться доходы государства на решение государственных задач? В первую       
очередь, скажем, на оборону страны, на обеспечение безопасности наших граждан   
и так далее, что, так скажем, связано с государственными функциями. Каким       
образом всё-таки мы надеемся сохранить затратную статью на государственные      
функции?                                                                        
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Одно из действий, одна из обязанностей правительства и         
государства в целом - вместе с парламентом принимать решения, которые были бы   
направлены на поддержку реального сектора экономики. Сейчас в рамках            
антикризисных мер, естественно, вместе с парламентом приняты беспрецедентные    
меры, в том числе по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Это     
важнейшая составляющая, потому что это и рынок труда, и будущие налоги. Это     
всё равно косвенные расходы, ну, как бы государства в целом, не как суверена,   
а в целом, значит, в том числе социума людей, которые проживают и получают и    
рабочие места, и блага. Снижение налогов чрезвычайно важно с точки зрения       
действий государства.                                                           
                                                                                
Компенсация выпадающих доходов субъектов Российской Федерации вытекает из       
требований Бюджетного кодекса. Мы обязаны были это сделать, если такие          
решения приводят к компенсации.                                                 
                                                                                
Что касается федеральных расходов, то, естественно, для Федерации на момент     
кризиса опять же с учётом законодательства, с учётом действия парламента        
приняты решения о хороших, вполне адекватных резервах. В том числе Резервный    
фонд должен нам позволить на какой-то промежуток времени обеспечить             
выполнение действующих обязательств в случае снижения цены на нефть, которая    
приводит к выпадающим доходам. То есть резервы созданы. Я думаю, что в начале   
следующего года мы, наверное, вернёмся к пересмотру бюджета, какая-то часть,    
возможно, и будет пересмотрена. Но на сегодняшний день есть гарантии, что мы    
сделаем всё, чтобы исполнить обязательства Российской Федерации, федеральные    
обязательства полностью, уверенность такая есть.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Тоже докладчику вопрос.                                       
                                                                                
Все эти поправки хорошо смотрятся. Вы даёте больше свободы, больше прав, то     
есть сперва вы закручивали гайки, сейчас вы их отпускаете. С чем это связано    
- или с недоверием к потребителям, к исполнителям бюджета, или же с             
незнанием, непониманием, или просто вы боялись чего-то и пытались сэкономить    
деньги? Вы же понимаете, что омертвили экономику, а сейчас вы её оживляете.     
Вы то не даёте кислородом дышать, то говорите: дадим побольше, ты уже посинел   
весь, чуть-чуть тебе ещё добавим. А чего же сразу не дать полную свободу? Вы    
же понимаете, что у них кризис перепроизводства и огромное количество денег,    
а у нас кризис недопроизводства и опять же не хватает денег. То есть            
совершенно две противоположные системы: там переели, мы до сих пор не можем     
дать нормально нашим гражданам покушать. С чем связано? Вы не умеете, не        
хотите, боитесь? Закручиваете гайки - откручиваете, закручиваете -              
откручиваете. Вот такая игра нам с вами пользы не приносит. Все хорошие         
законы, а что их раньше было не принять? Когда уже падает экономика...          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Да, Владимир Вольфович, в этих законах, конечно, нет прямого   
закручивания. Я понимаю, что вы образно сказали в части                         
закручивания-откручивания гаек. Мы должны, насколько мы можем в рамках          
действующего законодательства, принять те решения, которые позволяли бы...      
Например, раньше не было необходимости быстро и в таком объёме предоставлять    
государственные гарантии. Предприятия-заёмщики имели вполне адекватные          
ресурсы, чтобы гарантировать компенсацию по кредитам. А сейчас в связи с        
кризисом цена бумаг просто упала, все активы изменили цену свою. И              
получается, что банковская система и реальный сектор экономики вошли в          
жесточайший противовес в части возможностей взаимодействия друг с другом. И     
именно в этот момент государство вступает с теми мерами, которые оно может      
адекватно принять. Просто в прошлом таких мер и не требовалось. Сектор          
экономики настолько сильно кредитовался, что в принципе не было                 
необходимости, Владимир Вольфович, такие решения принимать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, если достоверны сайты Минфина и Центробанка, а   
я их каждое утро смотрю, то получается странная ситуация: в экономике нет       
денег, бюджетные полномочия не исполняются, но пополняются Резервный фонд,      
Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы. В то же время вы    
вот предлагаете сегодня вроде как налоговые послабления или добавки регионам.   
Но насколько это адекватно? Лично я не верю, что при падающих ценах на нефть    
акцизами вы компенсируете 60 миллиардов. А почему ещё 25 миллиардов вы          
оставляете на дефицит бюджета? Я знаю, что сейчас уже предложено                
министерствам, ведомствам и регионам сократить свои бюджетные пожелания на 15   
процентов. Скажите, пожалуйста, кто всё-таки координирует в нашем               
правительстве, в Минфине, финансовую политику, решает, кому давать, кому не     
давать? Премьер побывал на "Ростсельмаше", деньги пообещал... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. В рамках поправок в Бюджетный кодекс компенсируется только     
часть выпадающих доходов, я уже об этом сказала в своём выступлении, а вторая   
часть проходит через другой законопроект - о внесении изменений в Налоговый     
кодекс, который мы будем буквально через один законопроект рассматривать. В     
целом, в совокупности данное предложение полностью, с лихвой компенсирует       
выпадающие доходы. Конечно, в некоторых субъектах Российской Федерации,         
которые особенно были завязаны на экспортную продукцию - на металл, на нефть,   
- падение, или снижение, темпов роста значительней, чем у ранее существующих    
депрессивных. Получается, что сейчас в худшей ситуации оказались достаточно     
активные регионы, депрессивные же потихонечку жили за счёт дотаций и сейчас     
живут - у них и роста большого не было, но и снижения особого не наблюдается.   
Это действительно проблема. И мы сейчас думаем над тем, чтобы при ближайшем     
обсуждении в парламенте поправок к бюджету в первую очередь рассматривать       
вопросы (кроме тех, которые мы сейчас рассмотрели в рамках компенсации          
доходов) о дополнительной финансовой помощи регионам, у которых чрезвычайные,   
большие последствия от финансового кризиса.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Виталий Борисович.                                                  
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемый Николай Васильевич, первая часть вашего вопроса, я так     
понял, заключалась в следующем: почему мы наполняем Резервный фонд и Фонд       
национального благосостояния? Бюджетные полномочия федеральный бюджет           
исполняет на 100 процентов, и недофинансированных мандатов нет - Татьяна        
Геннадьевна подтвердит это. Можем задать вопрос Счётной палате - Счётная        
палата также это подтвердит. Есть вопрос неосвоения по вине бюджетополучателя   
или главного распорядителя бюджетных средств, о чём мы говорили вчера и на      
заседании комиссии, которую мы сформировали.                                    
                                                                                
Я ваше внимание обращаю на то, что мы законопроектом, который сейчас            
обсуждаем, вносим изменения в Бюджетный кодекс и говорим, что не зачисляем      
нефтегазовый трансферт в Резервный фонд, он пойдёт на формирование              
нефтегазового трансферта 2009 года. Конструкцию вы знаете. Мы разделяем         
доходы нефтегазовые и ненефтегазовые, 10 процентов от прогнозируемого ВВП - в   
Резервный фонд, затем формируем по нормативу нефтегазовый трансферт. Есть       
опасения, что мы не сформируем на должном уровне нефтегазовый трансферт,        
чтобы обеспечить реализацию тех расходных обязательств, которые мы с вами       
приняли. В связи с этим принимаются как раз меры, чтобы не доначислять          
средства в Резервный фонд, а сохранить деньги. И они должны сформировать        
нефтегазовый трансферт в следующем году.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я видела, что было три руки, извините, не надо.      
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Два, Жириновский и Дмитриева Оксана Генриховна.     
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я специально этот вопрос задал вам, Татьяна Геннадьевна.      
Ведь ваше объяснение не устраивает меня. Вы понимаете, что мы делаем сейчас?    
Мы разрешаем сейчас использовать деньги бюджетные, даём больше прав и так       
далее. Но так экономика не будет развиваться. Нельзя бежать в мешках, ну        
снимите вы мешки с экономики! А почему так происходит? Я объясняю. Вот левые    
фракции всегда мною недовольны. Ведь экономика, политика, демократия - это      
один процесс. Если мы делаем искусственные партии... Вам нужна партия - мы      
вам сделаем. Можем навязывать обществу: да, вот эта партия нужна, ей название   
дадут, лидера... Но может такая партия функционировать? Нет. Впустую            
потраченные деньги. Так и в экономике вы делаете. Это всё одно и то же.         
Социалистическая экономика - мёртвая, она раздаточная. Теперь мы начинаем       
делать свободную экономику, и вы сперва всё ограничиваете, так сказать, по      
старой памяти своей, а теперь немножко даёте дышать. Не получится результата,   
потому что у нас с вами разные модели. Я не беру Америку, она всем надоела,     
вот, например, Турция рядом - ну всё разрешают делать! Человек ночью построил   
дом, если утром он закрыл крышей любой, хоть из фанеры, из жести, - всё, его    
дом. У нас - прописка, регистрация. Ты не там построил, не на те деньги -       
бульдозер сносит дом. Ну ни в одной стране мира этого не делают! Это что,       
экономика? Стоят прекрасные дома - их бульдозером сносят, красиво! Судебные     
приставы, прокуроры говорят: мы накажем. У нас при социализме была мёртвая      
экономика, а сейчас экономика с наказанием, так сказать: не то сделал - мы      
тебя накажем. Так не пойдёт!                                                    
                                                                                
С вашими деньгами, которые накопила страна, можно конфетку сделать из России.   
А посмотрите настроения людей по всей стране, начиная с этого зала. При таких   
деньгах всё опять стоит, опять все недовольны, опять все хмурые, и известны     
даже какие-то печальные случаи и так далее.                                     
                                                                                
Не получается у вас. Вы понимаете, всё время мы заворачиваем гайки, и           
экономика не может развиваться. Вы можете в части демократии завернуть, царь    
завернул - советская власть, чем кончилось, всем ясно. А в экономике как вам    
доказать? Какой нужен коллапс? Вы посмотрите, ведь сегодня падение экономики    
- 11 процентов, а к весне будет 30-40. Мы идём быстрее к кризису, чем во        
время дефолта. Значит, десять лет назад ничему не научились, мы ошибки          
повторяем, а результаты могут быть ещё хуже, чем во время дефолта. Во время     
Великой депрессии в Америке всего на 20 процентов упало производство, и что     
они стали делать, какие у них начались процессы и какие меры они принимали?     
                                                                                
Конечно, за это можно проголосовать, поправки в Бюджетный кодекс, налоги,       
каникулы уменьшить, добавить, но это, повторяю ещё раз, бег в мешках. А они     
бегут без мешков. Мы всё равно будем отставать всё время, все наши люди не      
уверены, не знают, не могут, боятся. И закон о борьбе с коррупцией              
выхолащивают, потому что, если его запустить на полную катушку, нужно           
арестовывать каждый день по тысяче человек. Значит, будет имитация, ну, пять    
человек арестуем, про пятерых что-то такое скажем. Вот это проблема.            
                                                                                
Экономика - она требует свободы. Ведь на чём выигрывают американцы? Говорят:    
делайте что хотите, денег сколько хотите. У американцев финансовая резервная    
система, она печатает денег сколько надо. Везде дефицит. Вы хвалитесь           
профицитом. Везде дефицит. Как может быть профицит вообще? Вы понимаете,        
невозможно вообще, чтобы было уменьшение расходов. Как может быть доходов       
больше, чем расходов? Это же издевательство над экономикой. А вы хвалитесь:     
ваш министр - лучший министр в мире. Ни один министр такого не сделал нигде в   
мире. Всегда тратится больше, чем получается денег.                             
                                                                                
Поэтому таким путём мы с вами рывка не сделаем. И это ваша вина - вина          
Министерства финансов и министерства экономики.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Владимир Вольфович говорил четыре минуты. Сколько у меня        
времени?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Столько же.                                               
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Хорошо, спасибо.                                                
                                                                                
Я вернусь к тексту принимаемого законопроекта.                                  
                                                                                
Это изменения в Бюджетный кодекс, часть из которых носит явно по времени        
антикризисный характер, то есть они связаны с принятием мер в связи с           
ликвидацией последствий финансового кризиса. Что это за меры? В частности,      
предлагается дать право правительству без закона предоставлять субсидии         
предприятиям, организациям, которые не являются государственными, казёнными     
предприятиями и не являются автономными государственными организациями. По      
Бюджетному кодексу субсидии организациям такого вида предоставляются в          
исключительных случаях, могут предоставляться, только если в законе чётко       
прописан порядок, оговорено специальным законом, кому они выделяются. Сейчас    
это право предоставляется правительству.                                        
                                                                                
Что такое субсидия? Это значит, что передаются негосударственному предприятию   
средства без возвращения государству эквивалента стоимости. Вы ему отдаёте      
деньги, а в обмен акции или доли не получаете, то есть это просто подарок со    
стороны государства некой негосударственной структуре. С точки зрения бюджета   
это, на мой взгляд, по форме и в принципе полностью противоречит идеологии      
Бюджетного кодекса, потому что, если бюджетные средства предоставляются, это    
должно увеличивать государственную собственность. А с точки зрения              
преодоления последствий кризиса получается следующая ситуация. У нас чисто      
экономический кризис, связанный с тем, что сократился экспортный спрос на       
нашу продукцию. Что мы должны делать? Мы должны замещать внешний экспортный     
спрос расширением внутреннего спроса через госзаказ и через прямое увеличение   
расходов населения, чтобы они составляли платёжеспособный спрос. Мы должны      
расширять внутренний спрос. Значит, государство что должно делать? Оно должно   
все средства, как бюджетные, так и Фонда национального благосостояния,          
Резервного фонда, который на чёрный день откладывается, направлять на           
увеличение государственных расходов в самой прямой форме: госзаказ и            
социальные расходы. А что мы делаем? Мы 175 миллиардов субсидий направляем на   
фондовый рынок либо отдельным предприятиям. При этом это никак не влияет        
(никак не влияет!) на поддержку реальной экономики, потому что, когда вы        
должны сделать госзаказ, вы сохраняете рабочие места, вы закупаете продукцию,   
а если фондовый рынок - вы покупаете акции, вы деньги собственнику даёте        
(собственнику!), а отнюдь не предприятию, это никак не связано с                
производством, поэтому это концептуально неправильная вещь. И так же, как мы    
выясняли сейчас при обсуждении предыдущего законопроекта, куда делись           
триллионы, выделенные банкам, потом мы будем выяснять, куда денутся эти 175     
миллиардов, которые пойдут на некую поддержку финансового рынка. Поэтому это    
неправильно по сути, исходя из идеологии Бюджетного кодекса, и совершенно       
неправильно концептуально с точки зрения борьбы с экономическим кризисом.       
                                                                                
Второй момент. Фонд национального благосостояния, который передаётся в          
управление специализированным финансовым организациям. Опять же ссылаюсь на     
предыдущий законопроект: мы посылаем представителей Центрального банка,         
потому что мы не в состоянии проконтролировать, как практически используются    
средства в государственных банках. А сейчас другим законопроектом мы средства   
Фонда национального благосостояния передаём специализированным финансовым       
организациям - через месяц туда тоже будем посылать проверяющих. Это по         
форме.                                                                          
                                                                                
Теперь по сути. То же самое: Фонд национального благосостояния в условиях       
кризиса, и всё должно быть направлено на расширение внутреннего спроса. Что     
же будет делать Фонд национального благосостояния? Он весь будет размещён на    
фондовом рынке. Опять же средства, вместо того чтобы поддерживать экономику,    
поддерживать население (а население - это значит и платёжеспособный спрос),     
пойдут на различные операции на фондовом рынке, которые к реальной экономике    
имеют очень отдалённое отношение.                                               
                                                                                
Поэтому здесь и по форме совершенно неправильно, поскольку эта передача         
средств, по сути бюджетных, специализированным... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы принять его в     
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           35 чел.7,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, по ведению.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Любовь Константиновна, я тоже хочу сделать вам замечание по        
ведению нашего заседания, поскольку, когда вы говорили, сколько человек хотят   
задать вопросы, вы не назвали их пофамильно. Если бы вы назвали фамилии, я бы   
тогда понял, что вы меня не заметили. Вы ущемили мои права, причём сделали      
это так, что я не могу сейчас доказать это. Владимир Вольфович Жириновский,     
судя по всему, видел это, но он вам не подсказал. Поэтому я делаю               
предложение: впредь поступать по Регламенту и вести электронную запись          
желающих задать вопросы и выступить. По крайней мере, это нас защитит от        
субъективизма.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как я соскучилась по вашим нравоучениям, прямо вот, вы    
знаете, испытываю определённое удовольствие, честное слово. Спасибо.            
                                                                                
Я просто хочу сказать, что господин Федоткин, который мне сегодня целый день    
делал замечания, выступил до 15 часов пятнадцать раз.