Заседание № 64

24.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139991-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (о дополнительных мерах, направленных на поддержку финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 834 по 847 из 9912
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагаю снять с рассмотрения пункт 13, законопроект "О    
внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и     
на плановый период 2010 и 2011 годов". Фактически этим законопроектом           
правительству даётся право так называемую экономию бюджета 2008 года            
направить в 2009 году на поддержку финансового рынка, в сумме 325 миллиардов    
рублей. А экономия бюджета текущего года достигается за счёт того, что,         
допустим, финансирование предоставления жилья инвалидам и участникам войны      
исполнено на 22 процента, финансирование переселения граждан из ветхого жилья   
- на 40 процентов и многие другие социальные статьи также исполняются. Такая    
экономия бюджетных средств направлена против интересов большинства населения.   
Создаётся впечатление, что... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1218 по 1251 из 9912
Коломейцев Виктор Андреевич предлагает сегодня снять с рассмотрения пункт 13.   
Это вопрос, касающийся внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном    
бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".                    
                                                                                
Пожалуйста, Васильев Юрий Викторович, председатель комитета.                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом рассмотрен данный    
законопроект, законопроект готов. Согласования все проведены и законопроект     
готов, чтобы его рассмотреть во втором и в третьем чтениях. Прошу               
проголосовать и оставить его в повестке.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата              
Коломейцева Виктора Андреевича о снятии пункта 13 с рассмотрения. Кто за?       
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               53 чел.11,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2916 по 3158 из 9912
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011       
годов". Докладывает председатель Комитета по бюджету и налогам Юрий             
Викторович Васильев.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы         
напомнить, что рассматриваемый законопроект является следующим шагом в          
реализации масштабных антикризисных мер. В целях более оперативного доведения   
выделенных из федерального бюджета финансовых ресурсов до реального сектора     
экономики, о чём мы с вами всё время говорим правительству, а также для         
поддержки банковской системы государство готово разделить риски с               
предприятиями и банками и предоставить гарантии в размере 300 миллиардов        
рублей. Из этих 300 миллиардов рублей 100 миллиардов рублей направлены на       
предупреждение банкротства оборонных предприятий.                               
                                                                                
Особенностью рассматриваемого законопроекта является выделение дополнительных   
средств федерального бюджета на решение социальных проблем в связи с            
кризисом. Также в 2009 году, на год раньше, за счёт дополнительных средств      
можно будет использовать деньги семейного капитала на погашение кредитов или    
займов на приобретение или строительство жилья, в том числе и ипотечного.       
                                                                                
Также в рамках второго чтения мы поддержали поправку, согласно которой          
Министерству культуры предоставляется право передавать средства федерального    
бюджета субъектам Российской Федерации на гранты в области культуры и           
искусства в форме межбюджетных трансфертов.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, имеются две таблицы - таблица принятых комитетом поправок    
и таблица отклонённых комитетом поправок. Предлагаю открыть таблицу принятых    
поправок.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в этой таблице две поправки,          
которые комитет рекомендует принять. Будем обсуждать? Нет. Ставится на          
голосование таблица 1.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
В таблице 2 одна поправка, которая отклонена комитетом. Есть замечания? Есть.   
                                                                                
Депутат Дмитриева, пожалуйста. Поскольку всего одна поправка, вам слово для     
обоснования вашей позиции.                                                      
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Мы считаем, что 325 миллиардов рублей выделяются на очень       
аморфные цели. Есть цели, с которыми можно согласиться, и есть цели, с          
которыми мы категорически не согласны. И всё это в одном предложении: тут и     
поддержка финансового рынка, о чём я говорила при рассмотрении предыдущего      
законопроекта, тут и регулирование рынка труда, с чем мы согласны, и другие     
цели.                                                                           
                                                                                
Мы предлагаем полностью расписать эти 325 миллиардов рублей по конкретным       
целям: 90 миллиардов - на трансферт Пенсионному фонду для индексации пенсий и   
на реализацию других программ в области пенсионного обеспечения, 40             
миллиардов - на досрочное использование материнского (семейного) капитала, 30   
миллиардов мы предлагаем зарезервировать в качестве помощи субъектам            
Федерации на обеспечение бесплатного школьного питания. Мы предлагаем           
поддерживать промышленность и экономику, но не осуществлять индивидуальную      
поддержку отдельных предприятий по не совсем понятным критериям, а              
финансировать конкретные программы. Поэтому 20 миллиардов мы предлагаем         
выделить на финансирование лизинга машиностроительной продукции. Мы считаем     
также, что самая эффективная форма поддержки экономики - это государственный    
заказ: строительство объектов инфраструктуры, строительство жилья. Поэтому      
100 миллиардов - это на расширение государственного заказа по инфраструктуре    
и другим направлениям. В поправке всё расписано по конкретным антикризисным     
мерам, без всякого сжигания денег на фондовом рынке.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета.                                  
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые депутаты, ну я не буду перечислять конкретные          
отрасли и конкретные направления, по которым автор предлагает направить         
финансовые ресурсы. Комитет в своём решении высказал такую точку зрения, что    
установление жёстких ограничений в законе о бюджете приведёт прежде всего к     
снижению оперативности принятия решений, а данный законопроект и принимается    
именно в связи с тем, что необходимо оперативно принимать решения по всем       
этим мероприятиям. И ситуации могут быть разные. Вот перечисляются суммы, а     
вдруг, например, в машиностроении ситуация ухудшится, а вы предлагаете туда     
направить только 20 миллиардов рублей, а необходимость возникнет, например, в   
40 миллиардах рублей. И что, нам нужно будет опять собирать тогда Думу для      
решения всех этих вопросов?                                                     
                                                                                
Комитет предлагает отклонить данную поправку.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка,     
включённая в таблицу 2. Депутат Дмитриева предлагает её принять, комитет        
предлагает её отклонить.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Думаю, что для чистоты регламентной процедуры я должен поставить на             
голосование таблицу 2, поскольку мы всегда голосуем по таблицам в позитивном    
ключе. Ставится на голосование таблица 2.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и     
на плановый период 2010 и 2011 годов".                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6%                                     
Проголосовало против           89 чел.19,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.                           
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект       
подготовлен к третьему чтению. Он прошёл юридико-техническую и                  
лингвистическую экспертизы - у Правового управления замечаний по                
законопроекту, подготовленному к третьему чтению, не имеется. Комитет           
предлагает принять законопроект в третьем чтении.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения у депутатов? Нет. Объявляется "час        
голосования" и предлагается принять в третьем чтении законопроект "О внесении   
изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на           
плановый период 2010 и 2011 годов".                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, стоп. Надо было... (Шум в зале.)                       
                                                                                
Отмените процесс голосования.                                                   
                                                                                
Оксана Генриховна, вы такой опытный депутат, что...                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на выступлении по мотивам голосования          
депутат Дмитриева от фракции "Справедливая Россия".                             
                                                                                
Включите микрофон депутату Дмитриевой.                                          
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. По предыдущему законопроекту вы мне сделали замечание о том,    
когда надо говорить, заявлять о желании выступить по мотивам.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по крайней мере до того, как я объявил голосование.   
Пожалуйста, Оксана Генриховна. Извините.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Справедливая Россия" за поддержку экономики,        
оборонной промышленности и других отраслей промышленности в условиях кризиса    
за счёт федерального бюджета. Но мы считаем, что расширять государственный      
спрос надо прежде всего через государственный заказ и государственные           
закупки, а именно государственный оборонный заказ, инвестиционную программу     
строительства объектов инфраструктуры, строительства объектов метростроения и   
так далее.                                                                      
                                                                                
В данном же законопроекте предлагается предоставлять гарантии, причём           
гарантии - перед этим был изменён Бюджетный кодекс - предоставлять без          
залога, и при этом предполагается уже заранее, что на две трети эти гарантии    
не будут исполнены, и закладываются соответствующие средства в федеральном      
бюджете. Такая практика уже была, мы это уже проходили в 90-е годы, когда       
предоставлялись гарантии по облигациям РАО "ВСМ", а потом за них бюджет         
расплачивался, предоставлялись гарантии и кредиты и сельскому хозяйству, и на   
северный завоз, а потом в течение многих-многих лет их реструктурировали и      
окончательно списали.                                                           
                                                                                
Эти гарантии также будут списаны, никто возвращать эти деньги не собирается.    
А форма предоставления завуалирована, на что конкретно - мы не знаем. И         
поэтому таких импульсов для экономического роста, какие возникают, когда у      
вас есть государственный оборонный заказ, здесь не возникает. И далее           
получается противоречие: с одной стороны, предоставляются гарантии - по форме   
гарантии, а по сути безвозвратные дотации, - а с другой стороны, субъекты уже   
начали сокращать инвестиционные программы, а федеральный бюджет... Вскоре к     
нам внесут закон о сокращении инвестиционной программы. То есть заказ, когда    
нужно чётко что-то производить, заказывать у смежников и таким образом          
создавать импульсы для роста экономики по всей технологической цепочке, - это   
сокращается, а безвозвратные индивидуальные подачки в форме гарантий - а по     
сути, ещё раз повторяю, исходя из истории это будут безвозвратные дотации -     
вносятся в бюджет.                                                              
                                                                                
Поэтому мы, поддерживая и внося целый ряд предложений по расширению             
государственного спроса и финансирования государственного заказа и различных    
форм по лизингу и другим из федерального... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот теперь уже точно ставится на голосование в третьем      
чтении в рамках "часа голосования" данный законопроект.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4%                                     
Проголосовало против           94 чел.20,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в третьем чтении.                                      
                                                                                

Заседание № 62

17.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139991-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (о дополнительных мерах, направленных на поддержку финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7722 по 8067 из 8697
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011       
годов". Доклад Татьяны Геннадьевны Нестеренко.                                  
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Это последний законопроект из правительственного пакета,       
который сейчас рассматривается. Данный законопроект синхронизирован с           
поправками в Бюджетный кодекс, которые сейчас Дума приняла в первом чтении.     
                                                                                
Законопроект предполагает внесение изменений в федеральный закон о              
федеральном бюджете, предоставляющих право Правительству Российской Федерации   
делегировать Минфину, передать Минфину полномочия по предоставлению             
государственных гарантий в размере 10 миллиардов рублей, или 150 миллионов      
долларов, то есть Минфин будет принимать решение, а не правительство в целом.   
Сейчас в законопроекте об изменениях в Бюджетный кодекс, который принят в       
первом чтении, записана такая норма, что вопросы о предоставлении гарантий в    
соответствии с законом о бюджете могут быть переданы правительством             
Министерству финансов. Это, на наш взгляд, существенно упростит всю процедуру   
принятия данных решений.                                                        
                                                                                
Кроме того, предлагается увеличить объём программы государственных гарантий     
на 300 миллиардов рублей, с 81 миллиарда до 381 миллиарда рублей.               
Предлагается ввести два новых вида государственных гарантий на эту сумму, 300   
миллиардов рублей: 100 миллиардов рублей - стратегическим предприятиям и        
организациям оборонно-промышленного комплекса и 200 миллиардов рублей -         
другим предприятиям, которые будут отбираться в установленном правительством    
порядке. В соответствии с Бюджетным кодексом уточняется программа госгарантий   
и объём государственного долга на 1 января 2010 года.                           
                                                                                
Вторая норма, которая вносится в закон о бюджете, - это увеличение тех          
объёмов ресурсов, которые правительство вправе использовать на антикризисные    
меры. Сейчас в законе о бюджете парламент предоставил правительству право до    
175 миллиардов рублей в 2009 году направить на антикризисные меры, в том        
числе на поддержку финансового рынка. Мы предлагаем увеличить эти средства      
ещё на 150 миллиардов рублей, то есть всего выделить 325 миллиардов рублей и    
расширить сферу их применения - не только на финансовый рынок, но и на          
отрасли экономики и, что самое важное для нас, на рынок труда, который          
потребует, по нашему расчёту, значительно больших ассигнований и быстрых        
решений в связи со складывающейся на рынке труда ситуацией.                     
                                                                                
Что касается отраслей экономики. Я не стала участвовать в полемике по первому   
вопросу, но хочу сказать, что, действительно, одна из форм поддержки (в том     
числе поддержки внутреннего спроса), которые рассматривает правительство в      
рамках антикризисных мер, - это субсидии организациям. Когда нам говорят, что   
субсидии не являются механизмом, который поддерживает реальный сектор           
экономики, мне хочется задать вопрос: субсидии авиационным предприятиям на      
перевозку пассажиров, субсидии сельскохозяйственным предприятиям, субсидии      
предприятиям железнодорожного транспорта, автотранспортным предприятиям, в      
отношении которых нужно сейчас срочно принимать дополнительные меры по          
поддержке, являются ли в том числе поддержкой внутреннего спроса, когда мы      
цену, например, на услуги этих отраслей для населения не поднимаем, а           
компенсируем им убытки за счёт субсидий? На наш взгляд, это так. Ну,            
некоторые по-другому считают. Мы не согласны с этим.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Юрия Викторовича Васильева.                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Татьяна Геннадьевна в       
своём выступлении подробно раскрыла основные положения обсуждаемого             
законопроекта, и я думаю, нет необходимости повторять те или иные его нормы.    
Комитет детально обсудил законопроект, внесённый правительством. Считаю         
необходимым отметить следующие моменты.                                         
                                                                                
Об актуальности данного законопроекта говорить, конечно, не стоит, вы все       
понимаете, что он очень актуален на сегодняшний день. В нём нашли отражение     
наши предложения, которые мы высказывали ранее, при принятии закона "О          
федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а      
также те предложения, которые мы высказывали, когда вносили изменения в         
бюджет 2008 года. Это прежде всего касается необходимости компенсации в 2009    
году выпадающих доходов бюджетов субъектов, которые образовались в связи с      
изменением налогового законодательства и привели к снижению налоговой           
нагрузки. Но в принципе в следующем году субъектам предстоит обеспечивать       
свои обязательства, особенно по социальным выплатам, в полном объёме.           
                                                                                
Далее необходимо отметить, что законопроект является следующим шагом в          
реализации масштабных антикризисных мер, о чём мы с вами тоже всё время         
говорим.                                                                        
                                                                                
В целях оперативного доведения выделенных из федерального бюджета финансовых    
ресурсов до реального сектора экономики и поддержки банковской системы          
государство готово разделить риски с предприятиями и банками и предоставить     
гарантию в размере 300 миллиардов рублей. Из них для предупреждения             
банкротства оборонных предприятий, о чём тоже мы с вами говорили, в             
законопроекте предлагается адресно выделить 100 миллиардов рублей. Бесспорной   
поддержки заслуживает предложение об упрощении процедуры предоставления         
гарантий в целях повышения оперативности принятия решений.                      
                                                                                
Особенностью рассматриваемого законопроекта является выделение дополнительных   
средств федерального бюджета на устранение социальных последствий кризиса. В    
этой связи правительство предлагает для обеспечения активной политики на        
рынке труда направить средства федерального бюджета также на сохранение         
рабочих мест и создание новых, на профессиональную переподготовку и             
организацию временной занятости граждан.                                        
                                                                                
Также в 2009 году - то есть на год раньше, так как предполагалось это в 2010    
году, - за счёт дополнительных средств федерального бюджета будет обеспечено    
право использования средств семейного капитала на погашение кредитов или        
займов на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного. На      
эти цели в рамках рассматриваемого законопроекта выделяется 150 миллиардов      
рублей.                                                                         
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует              
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Мы предполагаем, я имею в виду комитет, поправки подготовить до 21-го числа и   
рассмотреть законопроект во втором чтении на пленарном заседании Госдумы 24     
декабря.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Два вопроса: Николай Васильевич Коломейцев и Оксана Генриховна    
Дмитриева.                                                                      
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Юрий Викторович, а не считаете ли вы, что мы провоцируем коррупцию,   
потому что всякие спецкомиссии, всякие спецраспределения... Вот мы, когда       
основной текст закона о бюджете принимали, взяли и в два раза увеличили         
полномочия правительства по распределению бюджета. Теперь мы уже в рамках       
принятого бюджета разрешаем одному чиновнику, министру финансов, раздавать      
тем, кто к нему ближе, по 10 миллиардов долларов. Не слабо! Поэтому, не         
кажется ли вам?.. Тогда уж вы распишите всем министрам, кто, сколько и кому     
может давать, и будет полная ясность с бюджетом. С моей точки зрения, сегодня   
принятие закона "О противодействии коррупции" и вот этих поправок в бюджет в    
обратно противоположных направлениях идёт. Или я ошибаюсь?                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. На мой взгляд, Николай Васильевич, вы ошибаетесь, потому что     
здесь коррупции в принципе кроме вас, наверное, никто не видит. А цель          
данного законопроекта, не всего полностью, а части его, заключается в том,      
как вы уже неоднократно здесь говорили, чтобы быстрее финансовые ресурсы,       
которые выделяются из бюджета, дошли до реального сектора. Потому что в         
принципе банки и другие финансовые структуры, которые получают эти деньги из    
бюджета, конечно, боятся их передавать, не имея определённых гарантий. И, как   
я уже говорил, государство разделяет эту заботу, предоставляет свои             
гарантийные обязательства, но не в полном объёме тех сумм, которые были уже     
выделены, а на начальном этапе. И в данном случае это позволяет более активно   
работать финансовым структурам в плане предоставления реальному сектору, о      
чём здесь уже говорила Татьяна Геннадьевна, всем нашим отраслям, и в            
частности оборонке, которой тоже необходимо помогать, финансовых ресурсов.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Дмитриева, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо.                                                        
                                                                                
Два вопроса. Первый. Татьяна Геннадьевна, поясните, пожалуйста, более           
подробно, что значит 187 миллиардов рублей, которые заложены в источниках       
покрытия дефицита, очевидно, на погашение по неисполненным обязательствам, по   
дефолту, по тем гарантиям, которые будут предоставлены?                         
                                                                                
И второй. Скажите, пожалуйста, какими конкретно будут критерии предоставления   
гарантий предприятиям не оборонного комплекса, а другим, на которые             
выделяется 200 миллиардов рублей? Это те критерии, о которых говорил министр    
финансов, - больше четырёхсот тысяч занятых и определённое ограничение по       
обороту, по-моему свыше 15 миллиардов рублей?                                   
                                                                                
Поясните, пожалуйста, каковы критерии и конкретно что заложено и на что в       
источниках покрытия дефицита?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. В соответствии с Гражданским кодексом и Бюджетным кодексом в   
источниках финансирования дефицита закладываются определённые ассигнования на   
возможное погашение гарантий при наступлении гарантированного случая: в 2009    
году 30 миллиардов закладываем в источниках финансирования дефицита, в 2010     
году - 120 и в 2011 году - 37,5 миллиарда рублей. Поскольку эти суммы           
заложены в источниках финансирования дефицита, то, естественно, они             
балансируются в целом соответствующими дополнительными источниками              
финансирования дефицита. Возможно, при наступлении гарантированного случая у    
нас появится необходимость привлечения дополнительных источников                
финансирования дефицита бюджета.                                                
                                                                                
Что касается критериев допуска, то, по-моему, сегодня уже вышло постановление   
правительства об утверждении комиссии, которая будет рассматривать в том        
числе вопрос о дополнительных антикризисных мероприятиях. И эта же комиссия,    
предполагается, рассмотрит конкретные критерии, по которым...                   
финансово-хозяйственную деятельность организаций. В том числе учитываться       
будут те критерии, которые вы сейчас озвучили, о которых говорил министр        
финансов. Возможно, будут другие критерии: количество работающих,               
градообразующее предприятие или нет, есть ли спад производства, структура       
производства. То есть это действительно намного шире и сложнее, наверное, чем   
просто сейчас попытка перечислить...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович и Дмитриева Оксана   
Генриховна. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы сегодня много законопроектов приняли, в том числе во       
втором чтении очень важный, по коррупции. Фракция ЛДПР проголосовала за, там    
были моменты... заявления мы подали.                                            
                                                                                
А вот по этому законопроекту и по тем трём, связанным с бюджетом, мы            
действуем по принципу раздачи рыбы вместо удочек - известная притча о том,      
что лучше населению дать рыбу. На складе рыба есть пока, но когда склад         
опустеет, у нас не будет людей, которые сами смогут с помощью удочки            
обеспечить себе питание. То есть мы перебрасываем деньги, всё правильно         
делаете: разрешаете льготы на налоги, снижаете, предоставляете налоговые        
каникулы, регионам больше прав даёте, прощаете, удлиняете сроки, обратная       
сила... Всё это хорошо, но это скорая помощь. Это как у больного: температура   
- жаропонижающие, понос - таблеточки даём, затруднённое дыхание - таблеточки.   
Куда больной дальше пойдёт из палаты? Он не умрёт, ваши меры способствуют       
этому, но дальше он куда пойдёт? Он будет ждать вашего очередного приглашения   
в палату в 2009-м, в 2010 году, вы опять будете его лечить, и он будет          
постоянно в состоянии болезни.                                                  
                                                                                
Главное, не хватает двух инструментов. Первое: вы не ведёте эффективной         
борьбы с монополистами, которые везде у нас - и в демократии, и на              
потребительском рынке и в любой другой сфере. И второе: не даёте возможности    
появиться огромному количеству мелких предпринимателей и мелких                 
собственников. На чём выигрывает Запад, чего не могут понять наши левые силы?   
Там все работают, работают, как хотят, им не нужны согласования, разрешения.    
Вот утром мы принимаем закон, которым не уменьшаем количество согласований, -   
вечером раздаём деньги. Ну это же примитивно. Вы понимаете, что вы делаете?     
Вы мешаете принятием таких законов. Вот депутат Плигин говорит, что нельзя      
уменьшать количество согласований, значит, никто не будет заниматься            
бизнесом, значит, у нас не будет собственников - и вы будете раздавать          
деньги! Семьдесят четыре года советская власть раздавала, не только нам, но и   
всему миру, - ни этой власти, ни этого государства. У меня осталось несколько   
рублей на память, трёшки да пятёрки. Вот в этом мы вас обвиняем, я от имени     
фракции ЛДПР. Все законы правильные, но все они в рамках...                     
                                                                                
У нас сегодня был "правительственный час", посвящённый МЧС, так депутат от      
"ЕДИНОЙ РОССИИ" недоволен был нашим предложением убрать из названия             
"чрезвычайным". Ну давайте переименуем Министерство финансов, будет не          
Министерство финансов, а министерство чрезвычайных финансов, раз ему так        
нравится слово "чрезвычайное". Мы хотели убрать... Это у нас хроническое,       
когда хроническая болезнь, больному честно говорят: неизлечимо, пей             
таблеточки, всё равно умрёшь от этой болезни. Так и вы в экономике сейчас       
делаете: вот лекарства, которые вылечить экономику не могут. Не могут! Вы       
просто тормозите, тормоза (наше образное выражение). Наша страна, вся, не       
только экономика, - это машина, у которой работает только тормозная система.    
Когда заработает вся система... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Оксана Генриховна, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Владимир Вольфович, я с вами редко соглашаюсь, но с тем, что    
действительно нашей экономике нужна удочка, а не рыба, нельзя не согласиться.   
                                                                                
Что получается? Предоставление гарантий на сумму 300 миллиардов рублей. Я не    
случайно спросила, на что заложено 187 миллиардов. 187 миллиардов - это         
практически две трети от 300 - заложено на случай невыполнения обязательств     
по гарантиям, то есть это означает, что мы заранее предполагаем, что примерно   
две трети кредита, который будет взят, не будут отданы. Это означает            
фактически прямое финансирование на 300 миллиардов рублей или на 187            
миллиардов в случае неисполнения гарантий вот этими предприятиями.              
                                                                                
Почему вот эта форма неудачная? Почему нужно формирование платёжеспособного     
спроса в виде государственного заказа? Потому что, с одной стороны, сейчас      
закладывается 300 миллиардов на гарантии, с другой - готовятся предложения по   
сокращению инвестиционной программы более чем на триллион рублей. Значит,       
государственный заказ сокращается, а вот прямые дотации, - фактически это       
прямая дотация через гарантии, - они даются. Это вредно с точки зрения          
стимулирования и вредно с точки зрения выхода из кризиса, потому что, когда у   
вас госзаказ, у вас появляется мультипликационный эффект, у вас предприятие     
что-то производит, оно заказывает у другого предприятия то, что нужно для       
этого производства, и так далее, а при прямой дотации возникают совсем другие   
механизмы.                                                                      
                                                                                
И второй момент, почему это вредно. Вот все сейчас говорят, может ли быть       
какой-то положительный эффект от кризиса. Может, но только в случае, если       
происходит реструктуризация в пользу новых, более эффективных отраслей, то      
есть когда выживает сильнейший и наиболее эффективный. А по такому механизму    
выживет наглейший, то есть тот, кто будет более эффективен не в своём           
производстве, а в выкачивании, выколачивании различной государственной          
помощи. И поэтому даже того (ну, я не считаю, что кризис - это хорошо и от      
него может быть какой-то эффект), но даже того неминуемого эффекта, когда       
выживает сильнейший и эффективный, даже этого эффекта у нас не будет.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению, Асеев Владимир Михайлович, пожалуйста.                              
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я предлагаю     
сегодня в связи с важностью вопроса завершить рассмотрение всей повестки дня    
и не рассматривать протокольные поручения.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин 50 сек.)                  
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Есть ли желание выступить с заключительным словом по данному законопроекту?     
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Уважаемые депутаты, прошу буквально секунду для комментария.   
Сейчас прозвучала информация, которая не соответствует действительности и       
положениям Бюджетного кодекса. Ассигнования на возможное исполнение гарантий    
в источниках финансирования дефицита в соответствии с Бюджетным кодексом        
выделяются только в том случае, если тот, кто гарантирует, получает право       
регресса или соответствующее право требования, то есть появляется уступка       
прав требования гаранту. Тот, кому будут предоставлены гарантии, никогда не     
получит это, как здесь было сказано, как наглую подачку из бюджета. У нас       
будет право требования, это так же, как кредит превращается в гарантию,         
которую государство будет иметь в виде актива на конкретном предприятии. Это    
не уменьшение чистой стоимости, это получение финансового актива в случае,      
если возникнет гарантированное обязательство.                                   
                                                                                
Эти положения вытекают из Бюджетного кодекса. Мы комментируем, руководствуясь   
не какими-то эмоциями, а основываясь строго на законе. Это просто для           
справки.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Викторович не желает ничего сказать? Нет. Представитель президента? Нет.   
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.