Заседание № 174
О проекте федерального закона № 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Доклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект - это, по сути, революция в системе учёта поставляемых энергоресурсов. Так получилось, что исторически, ещё со времён советской власти, в течение десятилетий ответственность за учёт поставляемых ресурсов лежала на потребителе, и, к сожалению, закон № 261-ФЗ, который был принят здесь более десяти лет назад, закрепил эту ответственность: к 2012 году по всей стране мы, потребители, должны были поставить приборы учёта, если же их не поставили мы, к поставщику переходила ответственность за то, чтобы сделать это за счёт потребителя. До настоящего времени эта проблема так и не решена ни по одному виду поставляемых энергоресурсов, включая электроэнергию. Так вот данный законопроект переносит ответственность за установку приборов учёта с потребителя на поставщика, на сетевую компанию, и не просто переносит ответственность - предложения сделать это поступали и раньше от разных депутатов, фракций, но мы посмотрели: просто перенос ответственности ничего не решает, это всё равно что поменять правостороннее движение на левостороннее, проблемы будут те же, так и задача создания системы достоверного, полного и своевременного учёта этим не решается, она решается только созданием интеллектуальной системы учёта. В этом законопроекте предполагается именно такой подход, при этом старая система учёта остаётся и будет действовать до истечения срока действия прибора, срока его поверки или выхода из строя. Финансирование планируется за счёт той экономии, которая будет возникать благодаря установке системы учёта, цифровизации, снижению коммерческих и технологических потерь, повышению операционной, инвестиционной эффективности сетевого комплекса. Это соответствует посланию президента, в котором говорилось о необходимости цифровизации сети. Предполагается, что стоимость владения сетью, снижение затрат будет на уровне 25-30 процентов, этот коммерческий эффект можно будет направить на модернизацию всего сетевого комплекса. Что получает потребитель? Если раньше потребитель получал электрический ток, то сегодня, помимо этого, стоит вопрос повышения количества, качества и надёжности. В части количества - это чёткий, своевременный, ежесекундный учёт. Что касается качества - это чёткое понимание: какое напряжение, какая частота (вы знаете, что часто бытовые приборы выходят из строя, потому что ток - товар, который мы получаем, - не соответствует ни по напряжению, ни по частоте заданным параметрам). Что касается надёжности, мы будем фиксировать все перебои в энергоснабжении, фиксация перебоев может стать поводом для предъявления претензий снабжающим компаниям, это будет стимулировать наших энергетиков лучше и надёжнее работать. Кроме того, потребитель сможет экономить. Как? Он будет видеть профиль потребления в течение суток, сможет выбрать тарифный план - с двухтарифным, трёхтарифным учётом - и таким образом будет экономить при потреблении электроэнергии свои деньги. Это очень важный и нужный закон, и мы планируем продолжить эту работу в следующем году уже относительно газа, тепла и воды, чтобы по всем видам ресурсов у нас были созданы интеллектуальные системы учёта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации", 7-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 46 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
42-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Докладывает Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект в первом чтении был принят больше года назад. В октябре 2017 года был "правительственный час" с участием министра энергетики Александра Валентиновича Новака, и в рамках постановления по итогам "правительственного часа" нами было принято решение рекомендовать правительству перенести ответственность за установку систем учёта в рамках создания системы интеллектуального учёта с потребителей на поставщика и сетевую компанию. В течение года шла работа, была создана рабочая группа, редакционная группа, и мы вместе с Министерством энергетики, с правительством, дорабатывали законопроект, существенно его доработали, результат - те поправки, которые подготовлены. С 1 июля 2020 года ответственность по установке системы учёта в электроэнергетике будет перенесена на поставщика и сетевую компанию: в отношении МКД это гарантирующий поставщик, в отношении всех остальных потребителей - сетевая компания (МРСК, "Россети"). Определены также источники финансирования, ответственность сторон за организацию системы учёта. Всего подготовлено шесть поправок по результатам работы, все они рекомендуются к принятию, поправок к отклонению нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И в случае принятия во втором чтении будем в третьем рассматривать? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Да, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, просьба, кто не забудет, сразу в основном докладе об этом говорить, чтобы мы учитывали это. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 35 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 59 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
Заседание № 77
О проекте федерального закона № 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Докладывает Юрий Петрович Сентюрин, статс-секретарь - заместитель министра энергетики. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". Этим документом предлагается внести изменения в два федеральных закона - в закон "Об электроэнергетике" и в закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". Что конкретно предлагается? В частности, в закон "Об электроэнергетике" предлагается ввести понятия "система учёта электрической энергии (мощности)" и "интеллектуальная система учёта электрической энергии (мощности)". Это предложение нацелено на то, чтобы разделить на законодательном уровне различные виды учёта: речь идёт об индивидуально установленных приборах учёта, которые не включены в систему учёта (это понятие уже закреплено в действующем законодательстве), о системах учёта электроэнергии, которые подразумевают включение приборов учёта в системы сбора данных с различным функционалом - такие системы уже применяются в отрасли сегодня, например на оптовом рынке электроэнергии (мощности), - и об интеллектуальных системах учёта, которые подразумевают применение единых требований к функционалу таких систем для всех сетевых организаций на розничных рынках электроэнергии. Это позволит не дискредитировать ранее созданные системы учёта, в том числе приборы учёта, уже установленные у потребителей, и при этом сформировать новый пласт средств учёта для применения сетевыми организациями на розничных рынках. При этом планируется наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению единых функциональных требований к интеллектуальным системам учёта электроэнергии и к интеллектуальным приборам учёта, что позволит создать единую технологическую платформу, установить минимальные требования к услугам интеллектуальных систем учёта, оказываемым потребителям электроэнергии. Предлагается установить приоритет для интеллектуальных приборов при осуществлении расчётов за предоставляемую электроэнергию и сохранить экономию, полученную от снижения потерь электроэнергии, за сетевыми организациями на срок до 10 лет. Отмечу важное обстоятельство. В законопроекте предлагается установить запрет на включение расходов организации на создание интеллектуальной системы учёта в состав тарифа на услуги по передаче электроэнергии и в плату за технологическое присоединение, а также на установку сетевыми организациями приборов учёта, которые не соответствуют требованиям интеллектуального учёта. Законопроект в случае принятия будет стимулировать сетевые компании добровольно заниматься внедрением интеллектуального учёта электроэнергии за счёт получаемой экономии. Решение ставить или не ставить такие средства учёта сетевая организация будет принимать самостоятельно. Действующий механизм, в рамках которого потребитель несёт ответственность за организацию учёта электроэнергии, при этом не упраздняется, соответственно, у сетевой организации всегда есть выбор: самостоятельно устанавливать современные интеллектуальные приборы учёта или взаимодействовать с потребителями в рамках действующего механизма. По нашему мнению, предлагаемые изменения позволят сформировать более прозрачную систему сбора информации о потреблении и иных параметрах, необходимых для обеспечения надёжного и качественного электроснабжения потребителей, развития тарифного меню и оказания дополнительных услуг со стороны сбытовых и сетевых организаций. Создание интеллектуальных систем учёта электроэнергии позволит в значительной степени снизить потери электроэнергии, не связанные с технологическим процессом её передачи, снизить операционные затраты территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков электроэнергии, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить наблюдаемость электросетевого комплекса, что приведёт к повышению надёжности функционирования энергосистемы и повышению качества обслуживания конечных потребителей электроэнергии и в итоге увеличит эффективность операционных затрат и реализацию инвестиционных программ профильных организаций. Реализация законопроекта не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. С учётом изложенного прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный, председатель Комитета по энергетике. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Юрий Петрович достаточно подробно изложил суть предлагаемого законопроекта, целью которого является принятие основополагающих решений, направленных на ускорение процесса развития интеллектуального учёта электрической энергии. Что касается текущего состояния электроэнергии, учёт электроэнергии в России до сих пор не позволяет достоверно, полно и своевременно определять объёмы взаимных обязательств между участниками рынка электроэнергии, несмотря на высокую оснащённость потребителей приборами учёта электроэнергии - более 90 процентов. Приборы учёта принадлежат десяткам миллионов собственников, которые используют более 300 видов счётчиков разных поколений и производителей, и только 9 процентов всех счётчиков соответствуют современным требованиям учёта электроэнергии. Отсутствие в настоящее время нормативного закрепления за какой-либо структурной организацией ответственности за коммерческий учёт электроэнергии приводит к возникновению разногласий и конфликтов, которые решаются только в судебном порядке. Речь идёт о многомиллиардных суммах, в год порядка 30 миллиардов рублей, и удовлетворяются требования где-то на 15 миллиардов рублей, а ещё 15 миллиардов, видно, все списывают себе на убытки. Очевидно, что без наведения порядка в системе учёта потребляемых энергоресурсов нам не удастся добиться ни повышения эффективности их использования, ни повышения платёжной дисциплины. Также без этого невозможно внедрение в распределительных сетях современных умных систем управления, систем "smart grid", так как в этих системах именно интеллектуальные приборы учёта являются одним из важнейших элементов управления, обеспечивающим точный многотарифный учёт и мониторинг качества электроэнергии, а главное - возможность удалённого сбора данных. Развитие интеллектуальных систем учёта отвечает поставленным Президентом России задачам по переходу к цифровой экономике и даёт новый импульс развитию отечественных высокотехнологичных производств программных продуктов. При этом, как было сказано, не исключается финансирование сложившейся, старой системы учёта, то есть она будет развиваться, по сути, параллельно. Подчёркивая важность затрагиваемых вопросов в целом, комитет отмечает, что по законопроекту имеется ряд замечаний. Именно в связи с замечаниями, высказанными субъектами Федерации и ведущими российскими отраслевыми компаниями, комитетом в рамках подготовки к первому чтению 20 июля этого года был проведён "круглый стол", по итогам которого были подготовлены рекомендации правительству по доработке законопроекта, ставшие базой для подготовки заключения. Наряду с положениями рассматриваемого законопроекта комитетом была отмечена необходимость создания единой системы учёта электроэнергии на основе внедрения в Российской Федерации единого программно-технологического комплекса учёта электроэнергии при сохранении подхода распределённого сбора и хранения информации на базе электросетевого комплекса, а также определения необходимых для создания интеллектуальной системы учёта электроэнергии технических требований и её архитектуры - это надо будет дополнить. Также необходима доработка понятийного аппарата в части определения понятия "интеллектуальная система учёта электрической энергии", понятий интеллектуальной сети, интеллектуальной энергетики и так далее. Имеется ещё ряд замечаний, которые подробно изложены в заключении комитета. Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по экономической политике и большинством субъектов Федерации. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и доработать его в рамках подготовки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Сначала по ведению - Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Спасибо, Иван Иванович. По законопроекту под пунктом 35.1 Кашин голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет учтено в стенограмме. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осипов Илья Владимирович. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Петрович, вопрос касается федерального закона № 261-ФЗ - изменений в него, которые вы предлагаете, в части ответственности собственников приборов учёта. У вас ничего не говорится об управляющих компаниях, вы предлагаете добавить ответственность собственников в случае недопуска к приборам учёта. На мой взгляд, сложно представить, как собственники в многоквартирном доме не пускают представителя специализированной организации к приборам учёта, всё-таки это ответственность скорее управляющей компании. К слову сказать, прецеденты такого противодействия существуют, к примеру, в Рыбинске такое происходило. Поясните, пожалуйста, что вы предлагаете, почему именно такая трактовка. СЕНТЮРИН Ю. П. Илья Владимирович, на самом деле в нашем представлении, по данным нашего мониторинга, такая проблема - проблема допуска к приборам учёта - существует. Собственно говоря, если бы такой проблемы не было, то законопроект, который предлагается к рассмотрению сегодня, наверное, не был бы инициирован правительством. Как правильно было сказано содокладчиком - на мой взгляд, он сделал акцент на этом, - в деле учёта потребляемой электроэнергии нужно наводить порядок. Один из элементов этого порядка, один из краеугольных камней - это как раз допуск к приборам и правильное считывание показаний, а в последующем уже, соответственно, плата за потребляемую электроэнергию и мощность. Поэтому и предлагается норма, регламентирующая допуск к этим приборам и предусматривающая недискриминацию организаций и структур, которые должны работать с этими приборами и получать соответствующие данные. Это реакция на положение дел в данной сфере, и это предлагается к реализации. Если останутся вопросы - мы, кстати, подробно разбирали это в ходе упомянутого Павлом Николаевичем мероприятия, которое проводила Дума, - в рамках процесса рассмотрения этой темы вообще и этого законопроекта в частности мы будем готовы доработать в режиме подготовки проекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Юрий Петрович, не считаете ли вы необходимым фразу "система учёта есть неотъемлемый элемент электросетевого комплекса" всё-таки включить в текст? В ходе "круглого стола" в июле об этом говорилось, а РЭК на местах, вы знаете, иногда несколько вольно трактуют законы. Это первое. Второе. Мне кажется, ФАС и Министерство энергетики добросовестно заблуждаются порой, когда считают, что тарифы меняются с 1 июля каждого года, - на самом деле тарифы устанавливаются в конце года и все территориальные сетевые организации планируют на год вперёд. Поэтому есть такое предложение: закон вводить не с 1 июля 2018 года, а сместить на полгода - с 1 января 2019 года. Что вы по этому поводу думаете? И третье. Опять мы ничего не говорим о том, как стимулировать территориальные сетевые организации, ведь они будут экономить с помощью этих приборов учёта. Нельзя ли всё-таки сэкономленные деньги оставлять в ТСО хотя бы на пять - семь лет, чтобы они могли хоть как-то компенсировать инвестиционные расходы на установку этих приборов учёта? СЕНТЮРИН Ю. П. Андрей Константинович, что касается формулировки, или фразы, введения нового понятия, я уже говорил, что мы готовы к конструктивной работе в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению и готовы обсуждать все формулировки. Если предлагаемая версия улучшит это понятие и оно утратит какие-то возможные вторые, третьи смыслы, тогда, конечно, мы будем выступать за то, чтобы подкорректировать эту формулировку. Относительно периода тарифного регулирования. Напомню, Министерство энергетики тарифным регулированием не занимается, эту работу ведёт Федеральная антимонопольная служба. Вместе с тем дата 1 июля выбрана не случайно: выбор обусловлен тем обстоятельством, что период регулирования предшествует периоду формирования бюджета на региональном и федеральном уровнях на следующий период регулирования, то есть на год или на год и два последующих года, именно этим обусловлена такая синхронизация этих дат. Поэтому такой подход - введение требований с 1 января 2018 года или с 1 января какого-то иного года - в данном случае мы посчитали не вполне корректным. И по поводу того, за кем закрепить сэкономленное. Я об этом говорил в своём докладе: в законопроекте как раз и предлагается, чтобы сэкономленные в течение десяти лет средства оставались у тех, кто приглашается к установлению таких интеллектуальных приборов учёта, в данном случае это сетевые организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Петрович, вы очень подробно рассказали, компетентно, но при этом весьма витиевато в части оплаты расходов, связанных с узлами учёта, поэтому уточняющий вопрос: означает ли дополнение пунктом 3 статьи 23-2 закона "Об электроэнергетике", что расходы на приобретение и установку приборов учёта электрической энергии в целях коммерческого учёта электроэнергии на розничных рынках электрической энергии и расходы на создание интеллектуальной системы учёта электроэнергетики будут возлагаться исключительно на сетевые организации? Либо в итоге всё-таки потребитель будет возмещать эти расходы? СЕНТЮРИН Ю. П. Дмитрий Викторович, спасибо за вопрос. Без витиеватости: концептуальная суть предлагаемой версии состоит в том, чтобы расходы были как раз за счёт сетевых организаций, тех, кто устанавливает, при этом мы стимулируем их этим законопроектом к добровольной работе по установке таких приборов, потому что это даёт существенную экономию, и у меня есть целый ряд примеров, которыми я мог бы сопроводить вот это своё заявление. Эта экономия позволяет провести эффективно работу по установке таких интеллектуальных систем учёта, а самое главное - добиться того, что снизятся расходы так называемых коммерческих партнёров, будет более эффективно вестись работа с неплательщиками, а также с теми, кто электроэнергию (мощность), попросту говоря, ворует, крадёт. В результате этого в целом повысится эффективность оказываемых услуг и появятся необходимые средства. Таким образом, средства в данном случае остаются у сетевых организаций, это их стимулирует к выполнению этой работы, и они несут эти расходы. Интересы потребителя здесь не затрагиваются - на это вводится запрет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 59 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.
Заседание № 75
О проекте федерального закона № 139989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Коллеги, в целях оптимизации сегодняшнего порядка работы предлагаю 23-й вопрос перенести на 16 ноября, это правительственный законопроект, первое чтение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений, принимается.