Заседание № 64
О проекте федерального закона № 139989-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 17 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 17 декабря текущего года и содержал концептуальное предложение передать субъектам Российской Федерации 0,5 процента ставки налога на прибыль организаций. В результате в бюджеты субъектов Российской Федерации предполагается перечислять 18 процентов, а в федеральный бюджет - 2 процента налога на прибыль. К законопроекту поступило четыре поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию. Эти поправки носят юридико-технический характер и не вносят концептуального изменения в закон. В частности, меняется порядок вступления в силу федерального закона в соответствии с Налоговым кодексом, предлагается его вступление в силу с 1 января 2009 года. Также при подготовке законопроекта ко второму чтению учтены все замечания и предложения Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу приступить к голосованию по таблице поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица только одна. Это четыре поправки, которые комитетом приняты. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 21 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 51 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принят законопроект во втором чтении. От комитета просят слова. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба проголосовать за законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания у депутатов по данному предложению? Нет. Тогда в рамках "часа голосования" предлагается проголосовать данный законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 46 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Законопроект принят в третьем чтении.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 139989-5 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( в части, касающейся ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Татьяны Геннадьевны Нестеренко. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. Да, Татьяна Геннадьевна, к вам есть пожелание, чтобы вы тоже немножечко покомпактнее докладывали законопроект. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Данный законопроект уже практически был озвучен в моём первом докладе, он направлен на компенсацию выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с принятием решений по внесению изменений в Налоговый кодекс. Суть законопроекта в том, чтобы изменить нормативы распределения по налогу на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. В случае принятия данного закона нормативы по налогу на прибыль будут следующие: ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, составит 18 процентов, и только 2 процента будет поступать в федеральный бюджет. Дополнительные доходы, которые получат субъекты Российской Федерации в результате этого решения, составят 43,1 миллиарда рублей. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, коллеги, я всё понимаю и постараюсь быть предельно кратким. Уважаемые коллеги, законопроект, в котором полпроцента от ставки, которая поступает в федеральный бюджет, передаётся в бюджеты региональные, мне кажется, можно было бы поддержать, просто сразу проголосовав в трёх чтениях, и на этом закончить обсуждение, потому что понятно: нам необходимо отдать средства в региональные бюджеты. И если... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Геннадий Васильевич, ну вы хотя бы в день рождения (я поздравляю Геннадия Васильевича с днём рождения) не мешайте выступать. Так вот, уважаемые коллеги, если бы не несколько обстоятельств, я бы ни в коей мере не позволил себе задержать ваше внимание ещё примерно на полторы минуты. Дорогие коллеги, вот в этом законопроекте, к сожалению, допущен целый ряд чисто технических ошибок. Каких? Нет сегодня федеральной ставки 6,5 процента, которую нам предлагают изменить на 2 процента. Дело в том, что мы с вами всего две недели тому назад приняли закон, который вступил в силу, где мы уже сократили на 4 процента налог на прибыль, поэтому и осталось 2,5. Именно поэтому мы не можем принять это в трёх чтениях. К сожалению, законопроект придётся править. Следующий вопрос, который здесь возникает. Коллеги, наше Правовое управление справедливо говорит: юридическая техника, статья 5 Налогового кодекса, сроки введения нарушаются, надо привести в соответствие. Поэтому комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении, переработав его с точки зрения юридической техники. И наконец, два замечания, которые при этом хотелось бы иметь в виду. Я уже говорил при обсуждении предыдущего вопроса: к сожалению, те цифры, которые даёт правительство как обоснование, что именно эта сумма вместе с этими 0,5 процента уходит регионам, ну никак не соответствуют действительности. Расчёт, исходя из третьего квартала 2008 года, ну не лезет ни в какие ворота, потому что это был самый "жирный" квартал текущего года, ясно, что этих денег не будет. Поэтому расчёт на то, что таким образом компенсируется именно данная сумма, которую указывала Татьяна Геннадьевна, к сожалению, с точки зрения комитета по бюджету не соответствует действительности. И наконец, последнее, что хотелось бы сказать. Коллеги, я напомню, что Владимир Владимирович Путин, председатель правительства, сказал, что компенсировать необходимо все потери регионов. Мы не случайно распространили льготу по жилью, придав ей обратную силу, на весь 2008 год, то есть регионы потеряют не только в 2009 году, но и в 2008 году, поэтому эту льготу надо регионам компенсировать. К сожалению, в представленных законопроектах нет ни одной строчки о том, как мы хотим компенсировать реальные потери регионов, которые они понесут уже в связи с нашими решениями в 2008 году. Думаю, что при втором чтении и первого законопроекта, и второго законопроекта, и следующего, который будет рассматриваться, это необходимо учесть. А так, безусловно, законопроект заслуживает всяческой поддержки, и комитет по бюджету рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста... А, да, сейчас вопросы у нас. Кто хотел бы записаться на вопросы? Записывайтесь, господа, на вопросы. Включите режим записи. Покажите запись, пожалуйста. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Андрей Михайлович, вы так всё бодро, хорошо обосновываете. По-моему, всё, что вам ни сказать, вы обоснуете. Ничего хорошего нет в этом. Какая может быть обратная сила у закона? Вы понимаете, когда мы говорим про демократию, он говорит: нет, граждане России не знали, нельзя, вот следующий созыв кончится, потом это будем решать, а в экономике вы как угодно делайте... Так экономика не развивается. И что, у нас в Министерстве финансов хуже вас разбираются? Вы говорите, они просмотрели что-то. Они что, считать не умеют? В этом случае их нужно отправить в отставку. Если у вас в комитете наверняка слабые специалисты работают лучше, чем весь Минфин нашей страны... Даже не знают они ставку налога, не знают, сколько осталось там, - оказывается, там нет этих 6 процентов. Как это можете объяснить? Я не знаю. Если бы они подали в отставку - я согласен, тогда вы уходите на их место. А так получается, что вы подтверждаете некомпетентность специалистов Минфина и объясняете нам всем, что любой закон должен иметь обратную силу. Такого не бывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон для ответа. МАКАРОВ А. М. Владимир Вольфович, во-первых, спасибо вам огромное за ваш вопрос, это вопрос исключительно интересный. Единственное, на что мне хотелось бы обратить внимание, это то, что, к сожалению, в Думе, кроме вас, нет специалиста столь широкого профиля, являющегося специалистом во всех вопросах, поэтому я, к сожалению, не могу ответить на все вопросы, которые вы задаёте. Могу ответить только на те вопросы, которые вы сейчас поставили. Итак, этому закону вовсе не придаётся обратная сила. Обратная сила уже придана тому закону, который в соответствии с поручением председателя правительства был внесён и за который фракция ЛДПР проголосовала в полном составе, а именно: вычет по жилью, которое приобретали или построили граждане в 2008 году, увеличен в два раза. Поскольку этот вычет из подоходного налога приходится на ту долю, которую получал региональный и местные бюджеты (та поправка к Налоговому кодексу, которую мы с вами приняли две недели тому назад, вступила в действие), мы должны решить вопрос, как компенсировать эти выпадающие доходы регионам. Это именно то, что в данном случае я сказал. Теперь по поводу тех замечаний, которые были сделаны. Они не касаются существа вопроса, речь идёт не о том, правильный закон или неправильный, речь идёт о юридической технике, и поэтому я специально отметил, что именно ошибки в юридической технике не позволяют нам принять столь нужный, правильный закон сразу в трёх чтениях, мы вынуждены будем вносить определённые изменения. И наконец, последнее замечание. Владимир Вольфович, я не могу претендовать на место работы в Минфине, потому что я хотел бы всю жизнь пробыть рядом с вами, чтобы учиться у вас всему тому, что... потому что только вы так блистательно умеете выступать по каждому вопросу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Ну, я бы не разделял пафос докладчиков при 11-процентном падении производства в месяц. И более того, Татьяна Геннадьевна, вы мне поясните... Мы уже хуже Ходжи Насреддина, который даёт ослу морковку, которой нет. У нас предприятия остановились - какая прибыль?! Какой налог на прибыль получат регионы? Ну давайте мы сами себя не будем обманывать! Ну зачем же мы отдаём то, чего нет? НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Уважаемые коллеги, что касается предприятий, то решение о снижении налогового бремени для налогоплательщиков реального сектора экономики вы приняли. Сейчас речь идёт об оценке тех доходов, которые даст экономика по тем ставкам, которые существуют в рамках Налогового кодекса. Естественно, мы будем пересматривать прогноз, естественно, возможно, будет уточнение ожидаемых поступлений доходов бюджетной системы, и мы с вами вместе будем рассматривать при необходимости уточнение федерального бюджета и межбюджетных отношений, о чём я вам уже говорила. Сейчас пока у нас другого прогноза нет, мы основываемся в соответствии с Бюджетным кодексом на том прогнозе, который лежал в основе бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Добавьте, пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел бы сказать, что этот вопрос очень внимательно рассматривался в комитете по бюджету. Я очень благодарен коллеге за тот вопрос, который был задан. Что хотелось бы отметить? Можно было бы согласиться с нашими коллегами, если бы мы вводили эту норму временно, на период кризиса, но это норма постоянная. И я думаю, мы прекрасно понимаем, что если сегодня действительно прибыль существенно снизилась (кстати, не у всех, у кого-то прибыль осталась), мы говорим о том, что мы увеличиваем доходы регионов за счёт федеральной составляющей... Но это политика на всё оставшееся время. Поэтому в данном случае, коллеги, замечание о том, что мы сейчас что-то пытаемся латать, какие-то дыры, неправильное, это на самом деле стратегия, финансовая стратегия государства. И поэтому в данном случае нам нет необходимости быть глупее Ходжи Насреддина, мы вполне можем быть умнее Ходжи Насреддина. Если постараемся, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, я всё-таки от патетики к цифрам хотел бы перейти. Статистика говорит о падении объёмов производства, вот называется цифра 11 процентов. В связи с этим... Во всяком случае, по своему региону я могу судить и владею цифрами: идёт снижение собираемости налога на прибыль, а вернее, он практически не собирается. Есть ли данные, какие-то цифры, на сколько сегодня произошло снижение собираемости налога на прибыль? Или в процентах, или в абсолютных цифрах, как удобно, хоть какие-нибудь цифры могут быть названы Минфином? НЕСТЕРЕНКО Т. Г. По данным отчёта об исполнении бюджета, по данным Федерального казначейства, мы сейчас не наблюдаем ещё снижения собираемости налога на прибыль, естественно, поскольку сама система уплаты налога на прибыль такова, что мы эти результаты можем увидеть только позднее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что специально для того, чтобы предприятиям не пришлось уплачивать налог на несуществующую прибыль, мы с вами две недели тому назад изменили порядок уплаты налога на прибыль, поэтому мы имеем по старому порядку уплаты налога на прибыль только данные за третий квартал, а они очень хорошие по всем предприятиям страны. И вот для того, чтобы страна не столкнулась с проблемами, чтобы у предприятий не вымывались оборотные средства, мы с вами изменили порядок, мы сами позволили предприятиям не платить налог на прибыль исходя из результатов третьего квартала. Поэтому говорить о том, что у нас произошло снижение уплаты налога на прибыль за счёт каких-то там факторов, совершенно некорректно - это наше с вами решение, которое мы приняли именно для того, чтобы поддержать реальный сектор экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Коломейцев Николай Васильевич. Я только напоминаю, что мы договорились, что по три минуты выступаем по всей оставшейся повестке дня. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вы знаете, я просто поражён пафосом докладчиков. Почему? На самом деле главный закон, который мы ежегодно принимаем, - это теперь так называемый трёхлетний бюджет. Так вот, в этом законе мы всегда определяем и пропорции налогов - те, которые отдаются Федерации, те, которые отдаются субъектам, и те, которые остаются муниципалитетам. Мы его приняли совсем недавно, месяц назад. Здесь с пафосом нам рассказывали, как мудро мы поступили и какой хороший бюджет на предстоящие три года мы с вами приняли! Хотя кризис уже бушевал, нам говорили: кризиса у нас нет - подушка безопасности у нас сверхмощная. Мне кажется, что политика латания дыр, когда мы ещё не определились, где же главная дыра, ошибочна по своей сути. И я убеждён, что это не последнее предложение по изменению распределения доходной части бюджета и внесению изменений в Налоговый кодекс. Я настаиваю на том, чтобы правительство, и Минфин в первую очередь, всё-таки более объективно оценило происходящие в стране события. Налог на прибыль - это прежде всего налог с работающего и реализующего свой товар, и в ситуации, когда идёт нарастание стагнации в реальном секторе, отдавать его субъектам Федерации, и без того уже сегодня имеющим существенные пробоины по недоимкам и предполагаемым недоимкам, мне кажется, не очень правильно, потому что мы будем просто накапливать пессимизм по отношению к нам. Сегодня, мне кажется, нам с вами надо более объективно оценить, что происходит внизу, и более адекватно реагировать, выделяя финансовую помощь. Мне кажется, надо меньше слушать Комитет по финансовому рынку, вообще ему не давать слова, а давать слово комитетам по промышленности, по сельскому хозяйству, другим комитетам, которые занимаются реальным сектором. Вот только таким образом мы сможем кризис хотя бы локализовать. Если мы будем продолжать так: вот кому-то что-то светлое пришло в голову - и быстренько вносить, то ни к чему хорошему это не приведёт. Да, мы поддержим, если это действительно постоянный закон, чтобы субъектам Федерации отдать большую часть доходов, но давайте отдавать реальные доходы, а не предполагаемые, не те, которых на самом деле в четвёртом квартале не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? У представителя президента нет желания? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 18 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принято.