Заседание № 35
05.04.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 139897-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2140 по 2473 из 8007
9-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимира Николаевича Дрожжова. Пожалуйста. ДРОЖЖОВ В. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества". Данный договор был подписан 29 ноября 2016 года в городе Москве. Он создаёт условия для более эффективной реализации поставок продукции военного значения в интересах обоих государств. Нужно отметить, что Республика Узбекистан является для нас не только стратегическим партнёром, но ещё и союзником, что закреплено соответствующими межгосударственными договорами. Взаимные поставки продукции военного назначения в соответствии с указанным договором будут осуществляться по согласованным уполномоченными органами сторон перечням. Участвовать в формировании этих перечней, а также заключать контракты на поставку продукции военного назначения со стороны Российской Федерации могут федеральные органы исполнительной власти, которые исполняют функции государственного заказчика гособоронзаказа в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб, а также организации, получившие право на осуществление соответствующего вида деятельности в отношении продукции военного назначения. Выполнение договора позволит установить благоприятный режим взаимодействия и интеграции предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Республики Узбекистан в области разработки, производства, технического обслуживания, ремонта, модернизации, а также утилизации вооружения и военной техники. Одновременно с упрощением механизма поставок продукции военного назначения усиливается и контроль за её наличием и целевым использованием. Хотелось бы отметить, что положительный опыт в этом направлении уже имеется: ранее аналогичные договоры были подписаны с Республикой Беларусь, с Республикой Казахстан и с Республикой Армения, уже имеется положительный опыт их реализации, они показали свою эффективность. Также реализация договора позволит всё-таки закрепить наши позиции в Центрально-Азиатском регионе. Дополнительных расходов средств федерального бюджета не потребуется. Прошу одобрить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя комитета по делам СНГ Леонида Ивановича Калашникова. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ Л. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Цель рассматриваемого договора, который только что профессионально представил нам уважаемый представитель президента, - регламентация поставок продукции военного назначения, и не только для национальных вооружённых сил (мы сегодня много говорили о безопасности), но и для воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб. Несомненно, договор решает все задачи в сфере военно-технического сотрудничества и отвечает интересам Российской Федерации, его исполнение будет способствовать развитию сотрудничества России и Узбекистана в военно-технической сфере. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый договор. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. У меня к Владимиру Николаевичу вопрос. В своём докладе Владимир Николаевич привел в пример три государства, которые являются членами ОДКБ, и, я думаю, немаловажно было бы депутатам напомнить, что Узбекистан вышел из Организации Договора о коллективной безопасности. А вопрос у меня состоит из двух частей: какую такую военную технику будет нам поставлять Узбекистан и не целесообразно ли сместить ратификацию данного соглашения на то время, когда Узбекистан вступит в ОДКБ и у нас будет конкретно заключён с ними договор о коллективной безопасности? Вот мне хотелось бы, чтобы вы это прокомментировали более подробно для депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ДРОЖЖОВ В. Н. Когда мы заключали первоначально договор с Республикой Беларусь, мы не рассматривали именно формат участия данного государства в Организации Договора о коллективной безопасности, потому что в рамках этого договора уже работало соответствующее соглашение об организации поставок продукции военного назначения, мы выстраивали в первую очередь двусторонние межгосударственные отношения, особенно в области военно-технического сотрудничества, в дальнейшем такой же формат мы учитывали и при подписании договора с Республикой Казахстан и с Республикой Армения. Что касается выхода Республики Узбекистан из Организации Договора о коллективной безопасности. Реализация ратифицируемого договора и взаимодействие в области поставок продукции военного назначения очень выгодны для Российской Федерации, так как слишком большое противодействие мы испытываем со стороны западных партнёров, в первую очередь США, которые очень серьёзно нацелены на этот регион и на эту республику. Что касается поставок из Узбекистана, хочу привести такой пример: у нас вполне благополучно функционирует совместное предприятие "Узросавиа", которое занимается ремонтом вооружения и военной техники, а именно вертолётной техники, и мы очень заинтересованы продолжить работу в рамках этого предприятия. Очень интересно для Российской Федерации предприятие "ТАПОиЧ", которое ранее выпускало всем известные самолеты "Ил-76", и тоже имеется определённый интерес в развитии этого предприятия и осуществлении взаимодействия с ними. Также у нас имеется очень большой интерес - и с нашими партнёрами мы это обсуждали - к вопросам создания на их территории сервисных центров по обслуживанию вооружения и военной техники, в первую очередь создания предприятий, связанных с ремонтом и модернизацией прежде всего бронетанковой техники: там находится достаточное количество танков "Т-72" и "Т-62", и Узбекистан очень заинтересован в их ремонте и в их модернизации. Считаю, что именно военно-техническое сотрудничество с этой республикой позволит нам ещё больше закрепить позиции в этом регионе и с максимальной эффективностью противодействовать всем попыткам других государств взаимодействовать с Республикой Узбекистан в вопросах военно-технического сотрудничества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, мы, безусловно, поддержим это соглашение, но не могли бы вы прокомментировать, насколько навредил Сердюков тем, что у нас резко было сокращено количество мест для обучения иностранных военнослужащих, офицеров в академии Генерального штаба и они по большей части переориентировались на Турцию, США? Мы с вами знаем, что именно эта категория является, ну, как бы агентами влияния по продвижению тех или иных видов военной техники. ДРОЖЖОВ В. Н. Вопрос об обучении узбекских военнослужащих в учебных заведениях Российской Федерации - это один из основных вопросов, которые мы обсуждаем на рабочих встречах. Конечно, это очень важный вопрос, и вот совсем недавно у нас состоялось очередное заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое проходило в Ташкенте, и мы рассматривали этот вопрос, об увеличении числа обучающихся в Российской Федерации из Республики Узбекистан. Конечно, это для нас очень важный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Владимир Николаевич, каким образом регулируются вопросы строительства военной инфраструктуры на территории Узбекистана? И достроен ли новый госпиталь в Душанбе? В июне 2015 года Шойгу дал поручение, чтобы в сентябре госпиталь был достроен, - скажите, пожалуйста, введён он на сегодняшний день или не введён? Работает госпиталь? ДРОЖЖОВ В. Н. Я прошу извинить... Или я ослышался?.. Госпиталь в Душанбе или в Ташкенте? МАРИНИН С. В. В Душанбе. ДРОЖЖОВ В. Н. Готов ответить и на вопрос по Таджикистану, но точной информации именно о достройке госпиталя у меня сейчас нет. А что касается взаимодействия с Узбекистаном - не только в связи с поставками продукции военного назначения, но и по другим направлениям, - мы всегда готовы выслушать предложения наших партнёров и с максимальной эффективностью их реализовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Предусматривает или нет данный договор запрет на передачу, продажу поставляемой нами техники третьей стороне без нашего согласования? ДРОЖЖОВ В. Н. Договор предусматривает поставки продукции военного назначения только в интересах вооружённых сил данной страны, других войск, воинских формирований, а также правоохранительных органов и специальных служб, никакой последующей передачи в интересах третьих стран не предусматривается. В связи с этим с нашей стороны был подготовлен проект межправительственного соглашения о контроле за наличием поставленной в рамках этого договора продукции военного назначения, которое позволит нам периодически проверять наличие поставленной техники и её целевое использование. И хочу отметить, что при начальном формировании перечня, по которому будет поставляться продукция военного назначения, мы обязательно требуем от наших партнёров (мы исходим из опыта аналогичных договоров с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и пишем уже заранее) целевого использования, то есть в интересах какого министерства - Министерства обороны, Министерства внутренних дел - будет запрошена продукция военного назначения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает депутатов Государственной Думы проголосовать за внесённый Президентом Российской Федерации законопроект, за ратификацию договора о военно-техническом сотрудничестве с Республикой Узбекистан. Я хочу напомнить уважаемым депутатам, что в Узбекистане произошла смена власти. Она произошла естественным путём, в силу того что ушёл из жизни уважаемый Ислам Абдуганиевич Каримов - первый президент Республики Узбекистан, много лет руководивший страной, и новое руководство Республики Узбекистан, а именно президент Шавкат Миромонович Мирзиёев, который вчера прибыл с первым официальным визитом в Российскую Федерацию, провозгласило приверженность внутреннему и внешнему курсу развития Узбекистана, заданному первым президентом Республики Узбекистан. Будем откровенны, дело касается таких деликатных моментов, как военно-техническое сотрудничество и в принципе экономическое и политическое позиционирование, а политика Узбекистана после 1991 года, после обретения им независимости в связи с развалом Советского Союза, была, с нашей точки зрения, противоречивой: были периоды, когда Узбекистан членствовал в ОДКБ, об этом сегодня вспоминали, выходил из состава интеграционных объединений, в которых состоит Российская Федерация, входил в них и так далее, - это было тесно связано в том числе и с военно-политической обстановкой, которая складывалась как в самом Узбекистане, так и на его границах. И вот от нас сегодня в том числе зависит, каким путём и дальше будет идти Узбекистан. Безусловно, заявлена приверженность курсу, как я сказал, но в этом курсе есть разные направления, и, если мы сегодня ратифицируем этот документ, мы заложим, как мне кажется, правильный камень в фундамент новых отношений между Россией и Узбекистаном, в развитие всего того позитивного, что было накоплено за предшествующий период. И то, что беспокоит уважаемых депутатов, а именно: будет или не будет Узбекистан входить в Организацию Договора о коллективной безопасности, во многом зависит от того, сможем или не сможем мы увидеть перспективу в том числе в военно-техническом сотрудничестве, в котором Узбекистан заинтересован, потому что другие страны держат его на поводке и в зависимости от его позиции оказывают или не оказывают ему поддержку. А Узбекистан находится в очень опасном регионе и, по сути, является предмостным укреплением в том числе Российской Федерации в отношении угрозы исламского радикализма с юга. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В подтверждение всего, что сказали и Константин Фёдорович, и Калашников Леонид Иванович о ратификации договора с Узбекистаном, отмечу: мы с вами должны понимать, что аналогичные соглашения будут заключены со многими странами СНГ, это очень важный элемент работы нашего президента, военно-технической комиссии и профильных комитетов Госдумы. Поэтому когда мы задаём вопрос, что они дают нам, то в первую очередь должны задуматься о том, что они создают пояс безопасности нашего государства, одну из преград для международных террористов. Ратификация договора с Узбекистаном важна как пример для тех стран, которые ещё сомневаются, входить ли в ОДКБ, сомневаются в евразийской интеграции, и каждый элемент нашей работы - это действительно камень в фундамент построения сильной, мощной системы национальной безопасности в первую очередь России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, безусловно, фракция ЛДПР поддержит ратификацию договора между Российской Федерацией и Узбекистаном, но хотелось бы более широко обсудить вопрос, который был задан сегодня представителю президента, докладывавшему нам о важности и полезности заключения соответствующего соглашения и его ратификации. На что хотелось бы обратить особое внимание? Конечно же, республики бывшего Советского Союза, страны СНГ, особенно находящиеся на территории Центральной Азии, являются для нас стратегическими партнёрами и нам необходимо поддерживать отношения. Но я хотел бы также сказать, что любовь к нашим соседям должна в первую очередь основываться на целесообразности и экономических интересах Российской Федерации. Напомню, что в недавнем прошлом нами был прощён долг Узбекистану, напомню также, что деятельность стран ОДКБ, которые входят с нами в союз, - и это очень приятно отметить - финансируется на сто процентов практически за счёт Российской Федерации. Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, но нигде особенно не говорим о том, что вот есть блок НАТО, военный союз, и есть блок ОДКБ. Только обратите внимание, какие условия соблюдаются в странах НАТО: любая страна, которая подвергается внешнему воздействию, может рассчитывать на защиту стран, входящих в блок. Знаете, как мне хотелось бы услышать, как страны СНГ или ОДКБ дружно заявляют, что они признают Крым в составе Российской Федерации, дружно осуждают санкции в отношении Российской Федерации! Любовь у нас должна быть взаимная, а мы, как только Российская Федерация оказывается в тяжёлом положении, мы сразу слышим, что слишком дорого продаём газ, и в такое нелёгкое время с нами начинают вступать в переговоры. Мне порой кажется, что именно в тот момент, когда мы действительно вправе рассчитывать на поддержку наших соседей, в экономику которых вложили немалые денежные средства, наши соседи почему-то начинают поднимать болезненные вопросы, при решении которых они, как правило, получают больше дивидендов, чем Российская Федерация. Вот именно об этом и был заданный вопрос. Давайте обозначим свою позицию: может быть, сначала государство вступит в блок ОДКБ, а потом мы начнём сотрудничать? И мы будем в полной безопасности и уверенности, что денежные средства, предприятия, комплексы, которые будут строиться на территории этого государства, не попадут в неловкую ситуацию при изменении политической системы, режима, когда страна вдруг захочет вступить, например, в НАТО, а мы с вами будем опять напрягаться и выкладывать ещё большие денежные средства, для того чтобы не потерять те вложения, которые произвели до этого. Вот об этом я и хотел сказать. И не надо стесняться лишний раз напоминать нашим братьям, союзникам и соседям, что любовь должна быть взаимной, и не только за деньги только одной стороны. А так, конечно, мы эту ратификацию поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет докладчик выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 08 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Принимается.