Заседание № 63
О проекте федерального закона № 139775-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза культурных ценностей, приобретённых государственными и муниципальными учреждениями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Юрий Викторович Васильев, пожалуйста, с места. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется, поэтому просим поставить его на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносится на "час голосования".
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 45 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 139775-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза культурных ценностей, приобретённых государственными и муниципальными учреждениями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Юрия Викторовича Васильева. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! К законопроекту поступили две поправки, одна поправка предлагается комитетом к принятию, вторая - к отклонению. К отклонению предлагается поправка, которая предусматривает перечисление видов источников финансирования, за счёт которых можно приобретать освобождённые от налога на добавленную стоимость ввозимые культурные ценности (за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов, а также внебюджетных средств). Комитет рассмотрел эту поправку и считает, что указанная поправка является излишней, поскольку целью законопроекта является освобождение от НДС всех ввозимых государственными и муниципальными организациями культурных ценностей вне зависимости от источника финансирования. К принятию предлагается поправка, которая конкретизирует сроки вступления в силу данного закона. Кроме того, отдельно вам роздан лист с поправкой, в которой устраняется ошибка - убирается точка. Предлагаем рассмотреть таблицу поправок № 1 и таблицу поправок № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 53 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 19 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 38 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 139775-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза культурных ценностей, приобретённых государственными и муниципальными учреждениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Ну а пока 15-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Григорий Петрович Ивлиев, заместитель министра культуры Российской Федерации. (Шум в зале.) Коллеги, я прошу успокаиваться, занимайте свои места, пожалуйста. Прошу слушать. ИВЛИЕВ Г. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В настоящее время в соответствии с подпунктом 4 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются ввозимые на территорию Российской Федерации культурные ценности, приобретённые за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов. Но государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценности за рубежом для пополнения своих фондов как за счёт бюджетных средств, так и за счёт средств внебюджетных источников. Особенно важен этот вопрос тогда, когда мы приобретаем ранее вывезенные из России культурные ценности и когда эта деятельность осуществляется за счёт привлечённых спонсоров и меценатов. При ввозе же на территорию Российской Федерации таких культурных ценностей, приобретённых за счёт внебюджетных источников, государственные и муниципальные учреждения культуры уплачивают налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов от стоимости культурных ценностей. В 2011 году музеями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации, приобретён сто двадцать один музейный предмет, отнесённый к культурным ценностям, на общую сумму 62 миллиона 318 тысяч рублей, в том числе за счёт собственных средств на 7 миллионов 140 тысяч рублей. Сумма налога была к этому прибавлена. Статьёй 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт 4 статьи 150 Налогового кодекса, распространив льготу по уплате НДС на все культурные ценности, ввозимые на территорию Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями. Установление данной налоговой льготы будет стимулировать увеличение количества закупок культурных ценностей государственными и муниципальными учреждениями с привлечением внебюджетных источников. Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая новелла даст возможность направить освободившиеся средства на выплаты стимулирующего характера, увеличение уровня заработной платы работников музейных и других учреждений, а также повысит эффективность деятельности музеев и других учреждений. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Юрий Викторович Васильев. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конечно, об актуальности принятия данного законопроекта Григорий Петрович хорошо сейчас рассказал, отметив, что в 2011 году за счёт собственных средств учреждениями культуры за рубежом было закуплено предметов на сумму около 7 миллионов рублей. А я хотел бы добавить, что размер НДС составил от этих 7 миллионов более 1 миллиона рублей, и эти деньги, конечно, наши учреждения культуры могли бы направить на приобретение дополнительно произведений культуры, искусства, которые находятся за рубежом, в том числе и тех, которые были вывезены из нашей страны, поэтому этот законопроект нужно было бы принимать намного раньше, чем сегодня. А я призываю всех поддержать данный законопроект, и комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Однако ко второму чтению мы должны уточнить вопрос о разрешении, которое будет предоставлять учреждениям культуры муниципального и регионального уровней федеральное министерство, - в какой форме это разрешение должно быть предоставлено. Я думаю, совместно с Министерством культуры мы доработаем этот вопрос. И ещё один момент. В связи с тем, что вопрос имеет отношение к бюджету на 2013, 2014 и 2015 годы, который мы с вами будем принимать в ближайшие дни, комитет просит сократить срок подачи поправок до двух дней. Я просил бы Комитет по культуре и остальных депутатов иметь это в виду. Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Григорию Петровичу. Безусловно, законопроект следует поддержать, но вот скажите, пожалуйста: непонятно, если будет дано право закупать культурные ценности муниципальным структурам, хотя в законопроекте это ещё не обозначено как следует, не кажется ли вам, что всё-таки это должно делаться под контролем со стороны государства? Мало ли что покажется на местах нужным, для того чтобы закупить в тот или другой музей! Мне кажется, должна быть комиссия создана. Это первый вопрос. И второй вопрос. А что значит "внебюджетные средства": из чего они будут складываться и кто будет эти средства пополнять? Может быть, предприниматели за счёт своих средств, а потом они, может, тоже, так сказать, пожелают участвовать в доле. Я ещё что-то ни разу не видела, чтобы просто так что-нибудь дали. ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, внебюджетные средства складываются прежде всего из доходов от разрешённых форм деятельности бюджетного учреждения. Применительно к культуре это доходы от продажи входных билетов на мероприятия, которые проводятся учреждениями культуры. Кроме того, конечно же, к внебюджетным средствам относятся пожертвования, и пожертвований достаточно много, особенно много жертвователей, благотворителей у крупных учреждений культуры. Что касается управления этими средствами, то мы говорим о государственных и муниципальных учреждениях, и все эти средства контролируются как учредителями этих учреждений, так и в тех формах, которые предусмотрены для финансового государственного и муниципального контроля, поэтому расходование этих средств происходит под контролем государства или муниципалитета, дополнительных комиссий и дополнительных учреждений создавать для этого не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Юрий Викторович, не побоюсь показаться некомпетентным, но, вы знаете, вот мы, фракция ЛДПР, всегда считали, что НДС - это налог, который тормозит научно-техническое развитие, и всегда были за то, чтобы заменить его налогом с продаж. Тем не менее я понимаю: когда из шестерёнок и винтиков делают будильник и продают его по другой цене, здесь есть что облагать, но каким образом, вообще, культурные ценности, картины вдруг начинают облагаться НДС? Здесь где стоимость добавленная, в чём? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович, пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Я хотел бы сказать, что дискуссия по НДС и налогу с продаж в принципе закончилась, хотя она длилась, вы правы, очень долго, почти два года. В данном случае вот эта льгота, по НДС, не распространялась на учреждения культуры муниципального и регионального уровней, а распространялась только на учреждения федерального уровня, и при осуществлении закупок учреждениями вот этих уровней, регионального и муниципального, на деньги спонсоров, конечно, не очень-то хорошо выглядели работники учреждений культуры, когда с этих денег брали налог на добавленную стоимость - плюс 18 процентов. Я уже сказал, что только в 2011 году было закуплено за счёт этих средств, как собственных, так и привлечённых, культурных ценностей на сумму более 7 миллионов рублей, НДС составил более 1 миллиона рублей. И вот этот миллион рублей можно было бы с успехом использовать для закупки других культурных ценностей, которые могли бы приобрести эти учреждения культуры. Поэтому мы эту льготу, по НДС, распространили и на учреждения культуры муниципального и регионального уровней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Алексеевич Литвинцев. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги и разработчики данной поправки! Я считаю, что это действительно очень важный и необходимый законопроект. Единственное, хотелось бы задать вот такой вопрос - разработчикам, наверное, прежде всего. У нас очень часто законы имеют двойное трактование. Вот сейчас, если предметно читать, получается так: "государственными или муниципальными учреждениями". Почему бы тогда сразу не конкретизировать, что принимают участие в этом бюджеты всех уровней, то есть бюджеты субъектов, муниципальные бюджеты, а также используются внебюджетные средства? Конкретизировать, чтобы у тех людей, которые сегодня находятся на так называемой передовой, не было никаких сомнений в том, что закон как раз непосредственно тем, кто из внебюджетных средств приобретает оборудование или инвентарь, ещё какие-то культурные ценности, никаких проблем не создаст. То есть не нужна ли конкретизация, чтобы на местах, в российской глубинке люди не сомневались в правоприменении этого закона? ИВЛИЕВ Г. П. Понятие "государственные и муниципальные учреждения" достаточно конкретно. Каждое муниципальное учреждение и каждое государственное учреждение имеют свой устав, проходят регистрацию, и перечень этих организаций, собственно говоря, всегда перед глазами всего общества. Уже не говорю о том, что руководители вышестоящего уровня, являющиеся учредителями такого рода учреждений, по отношению к этим организациям имеют тоже определённые полномочия. Поэтому дополнять этот перечень перечислением каких-либо особенностей этих учреждений не требуется: они все известны, все сосчитаны. В каждом субъекте, в каждом муниципалитете и на федеральном уровне понятно, какие организации, учреждения будут иметь это право - приобретать культурные ценности и не платить НДС при их приобретении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Григорию Петровичу. Григорий Петрович, здесь говорилось о достаточно смехотворных цифрах даже относительно небольшого областного бюджета, а не подскажете ли нам: этот закон, может быть, принимается для того, чтобы в 2013, 2014 годах большие деньги выделялись на закупку тех ценностей, которые, в свою очередь, были вывезены из России и находятся за рубежом, периодически продаются на различных аукционах? Может быть, вы, как наш бывший коллега, планируете всё же начать в министерстве эту работу, чтобы большинство этих ценностей вернулось в Россию и было распределено в исторические музеи, которые по всей территории страны разбросаны? ИВЛИЕВ Г. П. Действительно, эта работа будет проводиться в большем объёме. Я могу сказать, что мы привели только один пример определённой суммы, которая была уплачена, но таких примеров можно привести много, и не только для федерального бюджета. Например, к празднованию юбилея Чехова были сделаны подарки таганрогскому музею, были сделаны подарки и другим музеям, причём везли их из-за границы, и они, эти картины, документы, стоят больших денег. Меценат, который дал средства на приобретение этих ценностей, сделал большое дело. Мы, например, сейчас ищем средства на выкуп архива известного писателя-философа Ремизова, это очень большие деньги, и если к ним прибавить вот этот налог, то практически на пятую часть увеличивается стоимость того или иного произведения, которое мы хотим приобрести. Естественно, что, освобождая эту сферу от налога, мы показываем предпринимателям, меценатам, что они могут более свободно давать средства на приобретение культурных ценностей, и в этом тоже преимущество данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сначала по ведению - Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Учитывая, что сегодня другой формат, после выступлений представителей фракций, после десятиминуток, не было обсуждения повестки, мы просим 25-й пункт повестки перенести на пятничное заседание. Сложная обстановка в Омске, аэропорт не выпускает, мы думали, что погода всё-таки наладится, но этого не произошло, и Зелинский, наш коллега, не может прилететь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений? Нет. Принимается. Дмитрий Алексеевич Литвинцев, пожалуйста. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Григорий Петрович, спасибо за ответ на вопрос, но, наверное, я немножко некорректно сформулировал его, поэтому хотелось бы буквально два слова сказать о том, что имелось в виду. Государственные и муниципальные учреждения... Да, формулировки везде есть, всё понятно, единственное, хотелось бы уточнить (это, кстати, было отмечено в решении комитета), конкретизировать источники финансирования, то есть сделать чёткую градацию, прописать в законопроекте, из каких источников могут финансироваться... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Петрович, к вам депутат обращается, не отвлекайтесь, пожалуйста. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. ...из каких именно бюджетных и внебюджетных источников могут финансироваться те или иные приобретения, необходимо, чтобы это было прописано в законе. То есть речь идёт не о муниципальных или государственных учреждениях культуры, а о том, чтобы в законопроекте прямо были указаны источники финансирования: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты или внебюджетные средства самих учреждений. Всё это надо чётко прописать, чтобы учреждения на местах не гадали. Это единственное пожелание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Докладчик? Содокладчик? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 28 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Законопроект принят.