Заседание № 190
О проекте федерального закона № 139667-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся срока представления документов об отсутствии ряда заболеваний для получения разрешения на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности; внесён Липецким областным Советом депутатов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Я думаю, что мы можем начать рассмотрение 17-го вопроса, а через пять минут прервёмся. 17-й вопрос включает в себя два альтернативных законопроекта: 17.1 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и 17.2 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По пункту 17.1 - Тамбовская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, по пункту 17.2 - Липецкий областной Совет депутатов просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому у нас с содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Спасибо за предоставленную возможность в одном докладе отразить нашу позицию сразу по двум законопроектам, тем более что и текстовой, и содержательной разницы между ними никакой нет. Но для начала только лишь отмечу, что данными законопроектами предлагается изменить правило, согласно которому оформление и выдача разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в порядке, не требующем получения визы, осуществляется до предоставления этими гражданами, лицами сертификации об отсутствии у них заболеваний. При этом для осуществления трудовой деятельности в нашей стране иностранные граждане и лица без гражданства в настоящее время обязаны представлять соответствующие документы, но если они получают разрешение на работу в России сроком более девяноста суток. А согласно же рассматриваемому законопроекту указанные документы, подтверждающие отсутствие указанных заболеваний, должны быть представлены иностранными гражданами в любом случае. И вот в этом разница действующего законодательства и предлагаемых законопроектов. Однако при этом, мне кажется, авторы не учли того, что необходимо принять во внимание то обстоятельство, что предложенные в нём нововведения не соответствуют самой концепции федерального закона, который мы с вами приняли ещё в 2006 году, его номер 110, который предусматривает существенную либерализацию режима допуска к осуществлению трудовой деятельности вот такого рода граждан. А для этого в указанный закон ещё в том году, собственно, и была внесена ныне действующая норма, предусматривающая, что для возможности осуществления трудовой деятельности в нашей стране иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны представлять соответствующие документы только в том случае, если указанная трудовая деятельность разрешается им на срок более девяноста суток. Именно в связи с этим рассматриваемые законопроектные предложения и Тамбовской областной Думы, и Липецкого областного Совета депутатов могут быть оценены как преждевременные и поэтому не подлежащие принятию. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует отклонить оба рассматриваемых законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Будут вопросы. Тогда мы уже обсудим, наверное, вопросы после "часа голосования", чтобы не прерываться.
Продолжим рассмотрение 17-го вопроса. Попрошу Александра Петровича на трибуну. Процедура вопросов. Видел руку Федоткина Владимира Николаевича. Федоткин, Решульский, Останина. Всё? Всё. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Петрович, вы говорили, что вопросы, которые рассматриваются данным законопроектом, уже отрегулированы другими законами, это касается условий, когда даётся виза для работы свыше девяноста дней. Вопрос этот уже получил довольно широкую огласку в прессе, и неоднократно высказывалось опасение, которое я разделяю, что такую справку очень легко приобрести хоть за рубежом, хоть в нашей стране, то есть эта справка не обезопасит нас от завоза каких-то страшных болезней. И второй момент - у людей при попадании в новую экологическую среду могут возобновиться старые болезни, которые там, может быть, не отмечались, а обнаруживаются только здесь. Ныне действующие законы эти проблемы не решают, и нынешние инициативы вы стараетесь тоже отклонить. А как тогда быть на практике? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Владимир Николаевич, в вашем вопросе содержится базовая ошибка, которая заключается в том, что вы говорите о лицах, получивших визу, а это касается других лиц, тех, кто имеет право безвизового въезда. И у нас тут, понимаете, как? Мы сразу же оговорились, что облегчили участь и пребывание этих людей, потому что они по разным основаниям прибывают сюда. А если человек получает разрешение на работу до девяносто суток, проблем у нас не возникает, если больше - тогда да, тогда предоставляй справку, и это сегодня заложено в действующем законодательстве. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. Мне очень жаль, что зал так шумит, такой серьёзнейший вопрос обсуждаем - никто не хочет послушать о нашем здоровье. Ну, что делать! Вопрос простой. Я так и не понял, Александр Петрович, уважаемый мною, а что, это связано, преждевременность, с инкубационным периодом болезни или с какими-то финансовыми проблемами? Я не пойму. Что, за тридцать дней ВИЧ-инфицированные не могут, что ли, заразить пол-России или за тридцать дней, за которые они должны предоставить эти документы, они у нас должны, что ли, покупать справки? Почему преждевременно? Мы же не против. Пусть приезжают, работают у нас. Приехал, получаешь разрешение на работу - предъяви справку, что ты СПИДом не болеешь, не ВИЧ-инфицирован, что ты туберкулёзом не болеешь. За эти тридцать дней пол-Москвы можно заразить любой болезнью. Это же, вдумайтесь, вообще можно провести биологическую диверсию против России. МОСКАЛЕЦ А. П. Вообще-то, Сергей Николаевич, к сожалению, послушав вас, нужно сделать только одно - закрыть страну, вернуть в тот режим, который был несколько десятков лет назад. Другого нет. У нас сегодня на девяносто суток можно въехать и необязательно для того, чтобы работать. Можно просто приехать в гости, скажем, с Украины, или из Белоруссии, или ещё откуда-то. Поэтому мы и установили вот эту разность подходов, требований в случае работы с визой или без визы. А что касается работы там, где требуется медицинская справка, скажем, работы на рынке, в торговых точках, в других местах, то сегодня действуют определённые требования. Это сегодня существует, и тут проблем никаких у нас просто-напросто нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Петрович, всё-таки облегчить участь одних за счёт того, что мы играем со здоровьем или с судьбой других людей, - наверное, это не способ разрешения проблемы трудовых мигрантов. Вы сослались на 110-й закон, который предполагает либерализацию порядка въезда и трудоустройства, но ведь нормы этого закона не табуированы. В том-то и дело, что 110-й закон показал: чрезмерная либерализация привела к росту чрезвычайно опасных заболеваний в Российской Федерации. Две территории, которые внесли законопроект, представили статистику и ВИЧ-заболеваний, и заболеваний туберкулёзом. В этой связи не могли бы вы представить и другую статистику - по тем территориям, где развита трудовая миграция, достаточно сконцентрирована въездная рабочая сила? Представьте, пожалуйста, статистику в отношении этих территорий о росте заболеваний ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом и другими опасными болезнями. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, я могу, конечно, представить такую статистику, проблем в этом нет. Да вы и сами прекрасно сориентированы в тех проблемах, которые сегодня у нас существуют в направлении борьбы с наркоманией, борьбы с преступностью и ещё по целому ряду других направлений - например, совместных браков, где находится нажитый совместно, в браке ребёнок и тому подобное. Но, уважаемые коллеги, всё-таки было бы неправильно сегодня нам резко откачнуться назад и закрыть всю эту ситуацию полностью. Я думаю, что в силу развития экономики, в силу развития правового поля эти вопросы будут и далее решаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли необходимость выступить? Решульский Сергей Николаевич. Всё, завершаем запись. Пожалуйста, включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я действительно не пойму, почему к этим законопроектам такое наплевательское, извините за это выражение, отношение. Во-первых, они пролежали в комитете длительное время, ну, бог с ним. И вот сегодня, когда я слушаю объяснения уважаемого Александра Петровича, ну, действительно не понимаю, что же мы делаем. Александр Петрович, уважаемый, действительно мы не за то, чтобы ставить железный занавес, хотя в нынешней ситуации нашей России, нашему руководству надо бы и об этом подумать. Но где же логика, почему преждевременно? Люди приезжают сюда, получают разрешение на работу. Да, если ваша семья кого-то приглашает к себе в гости, то это вы должны смотреть, кого вы приглашаете - больного СПИДом, или туберкулёзом, или ещё какой заразной болезнью. Это на вашей совести, и это решается судьба вашей семьи. Но если мы сюда допускаем людей, даём им разрешение на работу, то просто не понимаю, почему мы не имеем права потребовать у них справки о том, что они этими заразными болезнями не болеют. В каких условиях живут эти, как их сейчас называют, гастарбайтеры, вы прекрасно понимаете. Это не гостиница "Украина" или "Москва", за которую судятся, и так далее, это какие-то сараи, какие-то палатки, какие-то подвалы и так далее. Вот именно там концентрируются все эти заразные заболевания. Вы говорите: надо справку предъявлять, когда ты работаешь на рынке. Довожу до вашего сведения: не надо никаких справок предъявлять. Это если ты работаешь в сфере общественного питания, как раньше называли, тогда ты должен предъявлять такие справки. Но и то, если сейчас проверить по-настоящему, наверное, у половины, а то и больше работающих в этой сфере обслуживания таких справок нет, а если они и есть, то куплены вот здесь, в переходах московского метро. Если мы действительно болеем за свою страну, за своих людей... Ну, есть вопросы, когда вы можете объяснить, что в бюджете нет денег на это, нельзя тратить из каких-то других источников, - это я бы понимал. Но что здесь прослеживается? Я не зря спросил. Это что, связано с инкубационным периодом этой болезни, той или другой, что девяносто дней ты здесь можешь спокойно, получив разрешение, работать, не предъявляя справки? Или это связано с какими-то обязательствами власти перед теми различными сомнительными медицинскими учреждениями, в которых за деньги можешь пойти купить справку. Каждый день по телевизору это показывают, можете посмотреть на любом канале. Даже, извините, незрячий может купить справку для вождения автомобиля. Это вот примеры из телевизионных программ, это никакие не выдуманные. Почему мы отказываем в этой инициативе наших коллег, товарищей из законодательных собраний двух субъектов Российской Федерации? Я вижу только одно - что где-то кто-то сверху сказал, не самый главный человек, а какой-то клерк, который там сидит: не пойдёт. Но почему не пойдёт? Объясните вы логично, толково здесь нам, почему это не пойдёт?! Почему, если ты едешь в Испанию на работу, ты должен представлять справки? Почему, если ты едешь в Западную Европу на работу, должен представлять справки? Почему, если ты едешь сюда, в Россию, ты можешь собрать хоть эшелон этих ВИЧ-инфицированных, завезти сюда и девяносто дней они будут работать? Ну это же зараза для нашего общества! Или не зараза? Объясните хотя бы аргументированно, почему мы не должны это поддерживать? Я не пойму, почему такой вопрос очевидный, понятный... Ещё раз говорю: не путайте тех гостей, которых вы приглашаете к себе сюда, с теми, кто приезжает сюда на работу, - это два разных подхода, две разных категории. Я не за то, чтобы закрыть и не пускать сюда, - пусть приезжают, пусть работают. Мы всё время друг друга убеждаем, что нам нужны, должны сюда приезжать высококвалифицированные кадры, учёные, инженеры и так далее. Нам и профессиональные рабочие нужны здесь, потому что своих довели до такого состояния, что они, кроме как на рынке работать в лучшем случае, уже ничего, наверное, не могут. Ну, так давайте мы будем приглашать сюда самых лучших, самых здоровых, самых активных людей. Давайте спрашивать о здоровье. Если ты едешь в Россию зарабатывать, так следи за своим здоровьем. Ну, вы скажете, что в Таджикистане справку купить легче, чем в России. Я не согласен с этим. Но если это для того, чтобы обогащались наши какие-то подпольные медицинские фирмы, - ну, это другой вопрос, так честно и скажите. Если мы действительно болеем за здоровье нашей нации, то я бы всё-таки предложил поддержать либо один, либо второй законопроект - они одинаковые, тем более оба субъекта Федерации привели даже цифры. Вот по Тамбовской области в 2007 году двадцать восемь иностранных граждан с заболеваниями, их потом найти не могли, кстати. В 2008 году только за полгода двадцать пять иностранных граждан, тоже не смогли найти. Когда выявили, то оказалось, что и поздно уже. А сколько ещё заразилось от них, неизвестно. Я предлагаю всё-таки пересмотреть решение комитета и поддержать эти два законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы завершили рассмотрение вопросов 17.1 и 17.2. Выносим их на "час голосования". Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" мы проведём рейтинговое голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона под пунктом 17.1? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона под пунктом 17.2? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 17.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 45 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел.69,3% Сто тридцать четыре голоса за. Покажите результаты голосования по пункту 17.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 15 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел.70,4% Сто тридцать три голоса за. Уважаемые коллеги, в соответствии с процедурой я ещё раз ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 17.1, как набравший большее количество голосов за. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 15 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% Результат: не принято Не принято.