Заседание № 100

11.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1491 по 1597 из 6728
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 3, проект          
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному,       
арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект мы приняли во втором чтении 8 мая        
этого года. При подготовке его к третьему чтению возникла необходимость         
рассмотрения ещё одной поправки. 2 июня этого года комитет рассмотрел эту       
поправку и просит палату вернуть законопроект во второе чтение.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение комитета вернуть законопроект во         
второе чтение для принятия одной поправки. Ставлю на голосование данное         
предложение. Кто за?                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович, докладывайте по поправке.                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, дополнительная поправка, которую предлагается рассмотреть,   
устанавливает, что протоколы об административных правонарушениях в              
соответствии с новой статьёй Кодекса об административных правонарушениях,       
которая предусматривает ответственность руководителя судебно-экспертного        
учреждения или эксперта за невыполнение требований арбитражного суда, суда      
общей юрисдикции, а также административную ответственность оператора почтовой   
связи за нарушение правил оказания услуг почтовой связи, будет рассматривать    
служба судебных приставов, а также служба судебных приставов будет              
рассматривать дела об административных правонарушениях. В ранее                 
представленной редакции было предусмотрено, что данные протоколы и дела об      
административных правонарушениях будет рассматривать специальный                
уполномоченный орган по надзору в области связи. Но с учётом того, что служба   
судебных приставов имеет более разветвлённую систему и гораздо больше своих     
подразделений на местах, было бы гораздо удобнее и эффективнее, чтобы и         
протоколы, и дела об административных правонарушениях, которые вводятся         
настоящим законопроектом, рассматривала именно служба судебных приставов.       
                                                                                
Комитет рассмотрел указанную поправку и предлагает её одобрить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование озвученная поправка. Кто за? Прошу голосовать.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
С учётом принятой поправки ставится на голосование данный проект федерального   
закона во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл     
правовую, юридико-техническую, лингвистическую экспертизы в Правовом            
управлении, каких-либо замечаний нет. Законопроект готов для принятия в         
третьем чтении. Комитет просит поддержать решение о принятии его в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет, выносим проект федерального       
закона на "час голосования".                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1774 по 1791 из 6728
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Ставится на голосование в      
третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 96

22.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 990 по 998 из 9892
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, просьба снять с рассмотрения вопросы 5 и 16       
порядка работы сегодняшнего заседания.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1285 по 1287 из 9892
Груздев Владимир Сергеевич от имени комитета предложил пункты 5 и 16 сегодня    
не рассматривать. Не будет возражений? Не будет.                                
                                                                                

Заседание № 92

08.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции; принят в первом чтении 25 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1070 по 1154 из 5290
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные           
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает член Комитета по        
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён    
12 декабря прошлого года Президентом Российской Федерации, приняли мы его в     
первом чтении 25 февраля этого года. Напомню, что законопроект устанавливает    
ответственность в виде штрафа руководителя государственного                     
судебно-экспертного учреждения или эксперта за нарушение сроков проведения и    
предоставления в суды общей юрисдикции, арбитражные суды экспертных             
заключений. Предусматривается также установить административную                 
ответственность оператора почтовой связи за нарушение сроков и порядка          
доставки судебных извещений. Кроме того, устанавливается невозможность отказа   
эксперта от проведения экспертизы, если она назначена в соответствии с          
законом арбитражным судом или судом общей юрисдикции. Все эти меры направлены   
на недопущение затягивания рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и          
арбитражных судах.                                                              
                                                                                
К законопроекту поступили поправки. Двадцать мы принимаем, в том числе          
поправки правительства, и они содержатся в таблице поправок, рекомендуемых к    
принятию. Одиннадцать поправок находятся в таблице поправок, рекомендуемых к    
отклонению. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера по      
законопроекту не имеется.                                                       
                                                                                
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному             
законодательству рекомендует принять данный законопроект во втором чтении.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 включает в себя двадцать     
одобренных поправок. Есть замечания по этой таблице? Нет. Ставится на           
голосование таблица 1.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Таблица вторая, одиннадцать отклонённых поправок. Будем ли обсуждать какую-то   
из них? Нет. Ставлю на голосование таблицу  2.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Обсуждаемый законопроект ставится на голосование во втором чтении.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1447 по 1455 из 5290
ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
При голосовании по пункту 5 произошёл технический сбой, и я прошу учесть, что   
голосовала за, чтобы это было отражено.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 76

25.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1637 по 1974 из 6473
Уважаемые коллеги, следующим мы будем рассматривать пункт 13. Это блок          
законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской        
Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации   
в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста.                   
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На       
ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении           
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который был   
внесён Президентом Российской Федерации. Законопроект направлен на то, чтобы    
установить дополнительные гарантии для тех граждан, которые обращаются в        
судебные инстанции, для того чтобы их спорные вопросы были рассмотрены в        
разумные сроки.                                                                 
                                                                                
Как вы знаете, мы являемся членами Совета Европы и признали для себя            
юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Требование, чтобы судебные     
споры рассматривались в разумные сроки, является в том числе и требованием,     
которое вытекает из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тем     
не менее известно, что у нас судопроизводство тянется иногда достаточно         
долго, и поэтому президентом был внесён проект федерального закона, которым     
предложено решить два блока проблем. Во-первых, предлагается урегулировать      
отношения, связанные с производством экспертиз, которые назначаются судами,     
и, во-вторых, усовершенствовать те правоотношения, которые связаны со           
своевременным извещением участников дела о времени и месте судебного            
заседания или о месте совершения отдельного процессуального действия. Вот эти   
два блока поправок, которые предлагаются Президентом Российской Федерации,      
направлены на одно - на то, чтобы сократить сроки рассмотрения гражданских      
дел.                                                                            
                                                                                
В соответствии с действующим законодательством - это предусмотрено и            
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской              
Федерации", и Гражданским процессуальным кодексом, и Арбитражным                
процессуальным кодексом - судебные постановления и поручения судов, в том       
числе и о проведении экспертизы, являются обязательными для всех без            
исключения, но на практике складывается такая ситуация, когда экспертные        
учреждения нередко отказываются проводить экспертизу, обосновывая это           
следующими причинами. Во-первых, жалуются на то, что у них недостаточно         
кадров и недостаточно оборудования, для того чтобы проводить своевременную и    
качественную экспертизу, либо аргументируют свой отказ тем, что участники       
гражданско-правовых или арбитражных споров, которые обратились с просьбой или   
с требованием провести экспертизу, не обеспечили своевременную оплату           
проведения этой экспертизы. В настоящее время, несмотря на то что это не        
соответствует требованиям процессуального законодательства, ответственность     
за совершение таких нарушений законодательством не предусмотрена. Анализ        
практики, которая складывается, показывает, что более 60 процентов дел          
приостанавливаются производством, в связи с тем что не проведена                
соответствующая экспертиза. И естественно, подобная ситуация не может не        
тревожить. Необходимо всё-таки обеспечить эффективное гражданское               
судопроизводство.                                                               
                                                                                
Поэтому в настоящее время предлагается внести ряд взаимосвязанных поправок в    
следующие акты: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,         
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О   
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".        
Законодательно предлагается закрепить возможность применения к экспертам и      
экспертным учреждениям, которые не обеспечили своевременное проведение          
экспертизы, штрафных санкций. Штрафную санкцию предлагается установить в        
размере до 5 тысяч рублей. Кроме того, предлагается предусмотреть обязанность   
суда общей юрисдикции указывать в определении о назначении экспертизы дату      
подготовки экспертного заключения и его представления в суд, что тоже           
позволит дисциплинировать экспертов и экспертные учреждения при проведении      
соответствующих экспертиз. Это один блок поправок.                              
                                                                                
Второй блок поправок направлен на то, чтобы предотвратить откладывание          
гражданских дел по причине несвоевременного извещения участников гражданских    
правоотношений о времени и месте проведения соответствующих процессуальных      
действий. Предлагается внести изменения в нормы, которые регулируют отношения   
по доставке и вручению письменной корреспонденции. Кроме того, предполагается   
установить административную ответственность за нарушение сроков доставки и      
порядка вручения адресату судебных повесток. В настоящее время действуют        
Правила оказания услуг почтовой связи, которые утверждены постановлением        
Правительства Российской Федерации, но в этих правилах не предусмотрен такой    
специальный вид почтовой корреспонденции, как судебные повестки. Они идут в     
общем правовом режиме, как извещения с уведомлением о доставке. Этими           
правилами установлена такая норма: информация о невручении или неполучении      
адресатом соответствующего извещения доводится до суда по истечении одного      
месяца. Кроме того, у нас в процессуальном законодательстве по многим           
процессуальным действиям установлен предельный срок - один месяц. И для того    
чтобы вот эти нестыковки ликвидировать и ускорить процедуру прохождения         
документов в суде, предлагается внести соответствующие изменения в              
Федеральный закон "О почтовой связи".                                           
                                                                                
Проектом уточняется, что соответствующие правила... Хочу вам напомнить, что в   
настоящее время принят федеральный закон, которым решение вопроса об            
установлении правил с уровня правительства передано на уровень                  
соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть на          
уровень Министерства связи и массовых коммуникаций. В случае принятия           
предлагаемых нами поправок министерство связи примет новые, уточнённые          
правила оказания услуг почтовой связи, в которых будут установлены более        
оперативные, более быстрые сроки по извещению участников гражданского           
судопроизводства.                                                               
                                                                                
С учётом того, что предусмотренные меры оптимизируют сроки рассмотрения         
гражданских дел и направлены на то, чтобы обеспечить судебные гарантии защиты   
прав граждан, прошу вас поддержать поправки, тот законопроект, который внесён   
президентом, и проголосовать за его принятие в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и             
процессуальному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста.        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как справедливо   
отметил в своём докладе Гарри Владимирович, в настоящее время основной          
причиной приостановления производства по гражданским делам, а следовательно,    
и длительного рассмотрения дел судами общей юрисдикции является назначение      
экспертизы, без которой, вне всякого сомнения, обойтись нельзя и которая        
играет важнейшую роль при разрешении того или иного гражданского дела.          
                                                                                
При этом следует отметить, что в определении арбитражного суда о назначении     
экспертизы указывается срок, в течение которого должны быть проведена           
экспертиза и представлено заключение. А что касается назначения экспертизы в    
судах общей юрисдикции, то Гражданский процессуальный кодекс не                 
предусматривает обязательного положения о том, что в определении суда о         
назначении экспертизы должна указываться дата её проведения, указывается        
только дата назначения экспертизы. В этой связи законопроектом предлагается     
внести изменение в статью 80 Гражданского процессуального кодекса Российской    
Федерации в части необходимости указания в определении суда о назначении        
экспертизы также и даты, не позднее которой экспертное заключение должно быть   
подготовлено и представлено в суд.                                              
                                                                                
Также на сегодняшний день ни в процессуальном законодательстве, ни в            
законодательстве об административной ответственности не предусмотрена           
ответственность экспертов или экспертных учреждений за непроведение или         
несвоевременное проведение экспертизы и представление экспертного заключения    
в суд. Как показывает практика, основными причинами, по которым эксперт и       
экспертные учреждения отказываются от проведения назначенной судом              
экспертизы, тем более если дата её проведения чётко не обозначена в             
определении суда, является неоплата или несвоевременная оплата сторонами        
расходов на проведение этой экспертизы.                                         
                                                                                
Ввиду необходимости законодательного разрешения такой ситуации,                 
законопроектом предусмотрено, что эксперт не вправе отказаться от проведения    
порученной ему экспертизы в установленные судом сроки, мотивируя это отказом    
стороны оплатить расходы по производству экспертизы, и если до проведения       
экспертизы не будет произведена оплата, эксперт будет обязан в любом случае     
её провести в установленный судом срок.                                         
                                                                                
Наряду с длительным проведением экспертизы ещё одной причиной, по которой       
затягивается производство по делам в судах, которые рассматривают гражданские   
дела, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, является неизвещение или    
несвоевременное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте            
судебного разбирательства по вине операторов почтовой связи. Законопроект       
предусматривает установление административной ответственности за нарушение      
оператором почтовой связи правил в части сроков доставки и порядка вручения     
адресату судебных извещений, а также несвоевременного информирования суда о     
невозможности вручить такую корреспонденцию.                                    
                                                                                
Комитет отмечает, что данный законопроект был поддержан Высшим Арбитражным      
Судом (с учётом замечаний и предложений), Верховным Судом (без предложений и    
замечаний), Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам,         
Комитетом Совета Федерации по промышленной политике. Законопроект поддержан     
семьюдесятью субъектами Российской Федерации.                                   
                                                                                
В проекте постановления Государственной Думы предлагается установить срок       
подачи поправок - тридцать дней.                                                
                                                                                
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному             
законодательству рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Ну, если только две руки, записываться не   
будем. Коломейцев и Иванов.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Два вопроса к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, считаете ли    
вы достаточным наказание в 5 тысяч, если иногда от решения судьи или от         
эксперта зависит судьба миллионных исков?                                       
                                                                                
И второе. Правильным ли будет наказание почтового оператора, если он просто     
не может вручить, скажем, субъекту повестку о явке, потому что тот не           
открывает дверь или его нет дома?                                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, что касается вопроса о      
том, достаточен ли размер штрафа в 5 тысяч рублей. Здесь невозможно             
установить какую-то пропорцию в зависимости от размера иска, потому что речь    
идёт о применении штрафа к тем лицам, которые проводят экспертизу, а это либо   
физическое лицо, либо юридическое лицо. И понятно, что, если экспертиза         
проводится в рамках многомиллионного дела, возложить штраф на человека,         
кратный или там в какой-то пропорции к цене вопроса, значит просто похоронить   
человека. А у нас вся логика применения в том числе и штрафных санкций должна   
быть направлена на то, чтобы обеспечивать карательным механизмом                
стимулирование правомерного поведения, а не на то, чтобы человека загонять в    
такую ситуацию, из которой он в принципе никогда не выберется. Поэтому здесь    
говорить о пропорции, или соотношении, применительно к размеру спора,           
наверное, не совсем корректно.                                                  
                                                                                
И второе, относительно того, когда повестка не вручается. В данном случае,      
видимо, это я не совсем точно довёл до вашего сведения информацию. Речь идёт    
о том, что, если лицо, которому адресована судебная повестка, её не получило    
по причинам, которые оператору не известны, оператор уведомляет по адресу       
лицо, что на его имя поступила соответствующая судебная повестка. Человек не    
приходит, через какое-то время направляется повторная судебная повестка, и,     
например, через семь дней оператор обязан уведомить соответствующий суд, что    
в течение семи дней со дня вручения первичной повестки о направлении            
судебного извещения лицо данную повестку не получило. И тогда будет             
считаться, что лицо надлежащим образом уведомлено, и у суда уже не будет        
такой причины для переноса рассмотрения гражданского дела.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, вопрос.           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Вопрос такой. Не совсем понятен механизм, то есть обязать эксперта провести     
экспертизу, конечно, можно, но резонно встаёт вопрос: а на какие, так скажем,   
деньги, если оплата не произведена? Ведь зачастую экспертизы могут требовать    
определённых финансовых затрат. Эксперт что, из своего кошелька должен это      
оплачивать?                                                                     
                                                                                
И второе. Не кажется ли вам, Гарри Владимирович, что судебное сообщество        
хитрит, и довольно сильно, потому что они очень часто на практике сейчас        
используют такие уведомления, как телефонограмма. Секретарша звонит, говорит,   
мол, здравствуйте, я ваша тётя, секретарша, состоится такое-то заседание        
тогда-то и там-то. Всё, делают отметку в журнале, и этого для суда              
достаточно, чтобы проводить слушание дела без присутствия того или иного        
субъекта процесса. А теперь вот мы всё сваливаем на почтовиков.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Что касается оплаты экспертизы. В настоящее время обязанность по     
оплате заказываемой экспертизы лежит на сторонах, и предусмотрена               
определённая процедура, для того чтобы обеспечить оплату этой экспертизы за     
счёт участников гражданского судопроизводства. Деньги переводятся на депозит,   
и в том случае, если все эти процедуры соблюдены, проблемы не возникает. Но     
очень часто экспертизы назначаются по решению судебной инстанции, и в этой      
ситуации, конечно же, возникает вопрос: на кого возлагать расходы за            
проведение этой экспертизы? И здесь следует учитывать то, что мы должны         
обеспечить своевременное качественное рассмотрение дела по существу, а если     
для этого необходимо проведение соответствующей экспертизы, то тогда            
возникает та самая коллизия, о которой вы говорите.                             
                                                                                
При этом я хотел бы напомнить, что в настоящее время в соответствии с           
законодательством у нас экспертные учреждения, судебные экспертные учреждения   
- это государственные учреждения, они созданы государством как собственником,   
и поэтому здесь речь идёт, по сути дела, о взаимоотношениях внутри одного       
кармана, скажем так, государственного кармана. Если же кто-либо из участников   
пожелает провести экспертизу не в государственном, а в каком-то другом          
экспертном учреждении, то тогда, конечно же, он обязан возместить её            
стоимость, и тогда такая ситуация здесь не должна возникнуть.                   
                                                                                
Но повторю, в настоящее время проблема ведь не в том, будет или не будет        
оплачена экспертиза, а в том, что сейчас в рамках действующего                  
законодательства даже нет основания для того, чтобы отказаться от проведения    
экспертизы. И при этом я хотел бы напомнить, что и в рамках тех дел, которые    
были рассмотрены в Европейском Суде по правам человека, отсутствие денег для    
проведения экспертизы - это касается как дел, в которых Российская Федерация    
участвовала, была одной из сторон, так и дел по другим государствам,            
например, в отношении Австрии было аналогичное дело - не является основанием    
для освобождения государства от ответственности за то, чтобы обеспечить         
рассмотрение дела в разумные сроки. Поэтому мы здесь пытаемся эту ситуацию      
сбалансировать.                                                                 
                                                                                
И второе. Я не думаю, что здесь можно говорить о лукавстве судебной власти,     
потому что телефонограмма и вот это анонимное обращение секретаря судьи или     
секретаря судебного заседания... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавьте, пожалуйста.                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Это то, что процессуальным законодательством не предусмотрено. Мы    
с вами сейчас, так сказать, идём в логике процессуального законодательства, и   
там предусмотрено судебное извещение. И мы пытаемся ускорить рассмотрение       
дел, для того чтобы предотвратить такой вариант переноса судебных заседаний,    
как в связи с неизвещением участников гражданского судопроизводства.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желание у кого-то выступить? Одна рука.              
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно поддерживая         
концептуально этот законопроект, я тем не менее хотел бы ещё раз обратить       
внимание представителя президента на то, что сегодня примерно треть             
обращений, по крайней мере ко мне, как раз касается вопроса необъективного      
затягивания судебных разбирательств в части деления имущества, и, как           
правило, в этой ситуации очень большое воздействие оказывает кошелёк одного     
из участников процесса. Поэтому 5 тысяч заплатить эксперту для того, чтобы он   
затянул донельзя экспертизу, - это, я думаю, не проблема в таком судебном       
процессе. Поэтому я, вообще-то, предлагаю более глубоко рассмотреть проблему,   
в том числе и в части привлечения экспертов к ответственности за                
необъективное затягивание или необъективное проведение экспертизы, потому что   
это, с моей точки зрения, имеет очень широкое распространение.                  
                                                                                
И по второй части. Понимаете, вот вы своим ответом ещё больше утвердили во      
мне сомнение, что ответчик будет всё-таки надлежащим образом уведомлён,         
потому что дважды принесённое непонятно куда уведомление уже приводит к         
рассмотрению в судебном заседании вопроса без уведомлённого надлежащим          
образом ответчика или истца. Поэтому мне кажется, что здесь, может быть,        
следует более широко задействовать институт участковых инспекторов, которые в   
отличие, например, от почтового агента должны лучше, по идее (и по закону),     
знать свой участок и имеют больший доступ в помещения к тем, кого надо          
уведомить. Мне кажется, ситуация будет более контролируемой при реализации      
этих предложений.                                                               
                                                                                
Мы поддерживаем концепцию, но всё-таки предлагаем рассмотреть вот эти           
поправки.                                                                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента у нас уже выступал, представитель правительства на     
выступлении не настаивает. Хотел бы докладчик ещё что-то в заключительном       
слове сказать? Гарри Владимирович, пожалуйста. Нет. Содокладчик Дмитрий         
Фёдорович Вяткин также не настаивает.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект              
федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты      
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.