Заседание № 226
О проекте федерального закона № 139439-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников". Доклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Долгожданный законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, идёт запись на выступления по мотивам. Раиса Васильевна, думаю, что если мы сейчас скажем "покажите"... Коллеги, будем открывать? Покажите. (Оживление в зале.) Это говорит о внимании депутатов. Раиса Васильевна, несмотря на то что ваш голос просто, что называется, сквозь стены проникает, депутаты внимательно относятся, слушают, что обсуждается. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Тумусов Федот Семёнович, выступление по мотивам голосования. Пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! То, что мы принимаем законопроект в защиту врачей, медицинских работников, очень правильно - может быть, мы даже запаздываем, - и, естественно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Однако я хотел бы сказать несколько слов об обратной стороне медали. Вячеслав Викторович, вот когда у нас будет осенью "правительственный час" с участием министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой, я предлагаю пригласить ещё руководителей правоохранительных органов, особенно Следственного комитета. Дело в том, что за последние шесть лет количество уголовных дел в отношении врачей возросло в 6,5 раза, количество жалоб в правоохранительные органы на врачей - в 3 раза. Создаётся впечатление, что идёт какая-то охота на врачей. Когда я опубликовал в "Фейсбуке" свой депутатский запрос по делу Элины Сушкевич, он получил 450 перепостов. О чём это говорит? Это говорит о том, что вопрос о защите врачей, вопрос о престиже профессии врача стоит очень остро, может быть, это сейчас даже самые острые вопросы в здравоохранении. Эксперты говорят о том, что более половины выпускников медицинских учебных заведений уже не хотят идти на участки, где надо работать с пациентами. Вот их готовили шесть-семь лет для того, чтобы они нас лечили, - а они боятся идти работать с пациентами. О чём это говорит? О том, что очень скоро мы можем остаться без врачей, некому будет нас оперировать: люди не хотят идти работать хирургами, анестезиологами - это страшная беда. На этот вопрос руководство страны, правительство должно обратить очень серьёзное внимание, иначе мы можем оказаться у разбитого корыта. А данный законопроект мы поддерживаем и будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников", 17-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 34 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 139439-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников". Доклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект неразрывно связан со следующим, который предусматривает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. В первом чтении мы с вами поддержали эти важнейшие поправки практически два года назад, и с тех пор велась очень содержательная и полезная дискуссия с участием экспертного сообщества, с участием тех, кто обладает правом законодательной инициативы, и правоприменителей, в связи с тем что действующих мер защиты врачей - уголовно-правовых, административных - недостаточно и случаев, когда происходит воспрепятствование их деятельности вопреки всем правилам и нормам, а зачастую и нормам морали, по-прежнему очень и очень много. С учётом всех предложенных изменений, поправок удалось прийти к консенсусу, данный вариант был рассмотрен в комитете и поддержан нашими коллегами. К законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс всего поступило 11 поправок: три поправки находятся в таблице № 1, их комитет рекомендует к принятию; восемь поправок находятся в таблице № 2, их комитет рекомендует к отклонению. Скажу буквально несколько слов - и это предполагает наш Регламент в части поправок ко второму чтению - о том, что коллеги поддержали, о поправках из таблицы № 1. Предлагается в статьях 115 и 119 УК (это поправки 1 и 2, их предложило Правительство Российской Федерации) предусмотреть повышенную ответственность за деяния, совершённые в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, - это новелла. Также в отличие от редакции первого чтения действие статей будет распространяться на случаи посягательств не только на лиц, которые осуществляют служебную деятельность, но и на их близких или лиц, выполняющих общественный долг. По поводу поправки 3, которая также была подготовлена правительством, скажу, что в первоначальной редакции проектируемой статьи 124-1 предполагалось, что будет закрытый перечень воспрепятствования деятельности медицинских работников: удержание, угроза, создание препятствий по доступу к больному. Коллеги из правительства предложили сделать этот перечень открытым, в настоящий момент формулировка звучит так: "в какой бы то ни было форме". Таким образом перечень действий, которые могут расцениваться как воспрепятствование деятельности, открыт. Коллеги, это основная суть предложенных поправок в Уголовный кодекс, которые направлены на защиту прав врачей и, конечно, пациентов. Повторю, что сформированы две таблицы поправок (три - в первой, восемь - во второй). Просим поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1, состоящей из трёх поправок, предложенных комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 15 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается единогласно. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть у кого-то замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению (ну, чтобы отклонить, голосуем за). Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 50 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается единогласно. Уважаемые коллеги, мы с вами таблицы поправок рассмотрели и приняли. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников", 5-й вопрос нашей повестки дня, второе чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 46 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне Александру Сергеевичу. Вы следующий вопрос будете докладывать? У вас предложений по рассмотрению в третьем чтении этого законопроекта нет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В рабочем порядке. Хорошо.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 139439-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, наша фракция, конечно же, поддержит рассматриваемый сегодня законопроект под пунктом 18 повестки дня - о защите медицинских работников, о защите интересов пациентов, больных, это очень важный вопрос, он уже несколько месяцев обсуждается и в Думе, и в стране, но, к сожалению, сегодня рассмотрение пройдёт с нарушением Регламента Думы. Почему? Потому что есть альтернативный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", буквально слово в слово повторяющий законопроект коллеги Яровой. Кроме того, для справки скажу, что в правительство - прошу обратить внимание, Александр Юрьевич Синенко! - наш законопроект был направлен на месяц раньше, чем законопроект наших коллег, но рассматривался на месяц дольше и получил отрицательное заключение, то есть тут сконцентрирована куча проблем. Но вопрос у меня к Павлу Владимировичу: а как так получается - есть альтернативный законопроект, но почему-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Понятно. Коллеги, почему у нас это произошло? Прокомментируйте, Павел Владимирович, а Ольга Викторовна - прокомментируйте с позиции Регламента. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу сказать, что у нас по данной теме достаточно много законопроектов, но мы посчитали, что они не являются альтернативными, поскольку тема одна, а нормы всё-таки разные. Сегодня мы на рассмотрение предлагаем вариант, который наиболее согласован и который комитет поддерживает. Ещё у меня предложение по повестке дня - попозже или сейчас можно его внести? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, давайте вы по повестке скажете попозже, а сейчас всё-таки давайте определимся в отношении альтернативности. Коллеги, нам соревновательность здесь не нужна, это во-первых. Во-вторых, в таком вопросе необходима консолидация, и если мы, скажем так, на опережение выносим на рассмотрение законопроект, который был внесён позже, то нам надо либо в обязательном порядке такие законопроекты рассматривать как альтернативные, либо сближать позиции - в этом, наверное, и заключается искусство политики. А когда совершенно очевидный вопрос мы выносим, так скажем, на конфликте, когда вот такие обвинения - одна сторона давно предлагала, а другая сторона продавливает... Коллеги, ну о чём мы говорим? Понятно, что мы все хотим к празднику что-то сделать приятное, но в итоге эта ложка дёгтя будет стоить нам хорошего решения. Давайте посоветуемся, потому что тема действительно важная. Олег Анатольевич, может быть, вы найдёте какое-нибудь другое решение, внесёте предложение, потому что сносить сейчас законопроект... Всё, что вы говорите, - и я это слышу - вы говорите правильно, но, если мы пойдём по этому пути и примем ваше предложение, мы можем простых людей обидеть - это будет наша вина, вина политиков. Включите микрофон Миронову Сергею Михайловичу. Мы обязаны предоставить слово лидеру фракции. Пожалуйста, Сергей Михайлович. МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич Нилов по моему поручению выступил с этим предложением, он чётко сказал, что, безусловно, мы поддерживаем ту инициативу, которую наши коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внесли. Мы просто обратили внимание на некие, скажем так, шероховатости и в заключении правительства, и в том, что не выносится наша инициатива, чтобы не было путаницы, но вопрос мы снимаем, нашу инициативу сегодня рассматривать не надо - будем рассматривать то, что есть, главное - защитить наших медиков. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте исходить из того, что при обсуждении этого вопроса мы можем прийти к консенсусу, и прошу коллег, которые инициировали внесение данного законопроекта, исходить из того, что инициатива такая была, поэтому давайте считать законопроект нашей общей инициативой и не надо никому доказывать, что где-то там что-то у кого-то лучше. Если Дума в таких вопросах будет объединена общей идеей и желанием решить проблему, то, наверное, это будет самое хорошее из того, что мы можем сделать для наших избирателей, консенсус в этих вопросах нам необходим. Спасибо, Олег Анатольевич, вы снимаете своё предложение, и мы тогда не будем обсуждать тему, является ли ваш законопроект альтернативным или нет.
И возвращаюсь к 18-му и 19-му вопросам: во-первых, мы просим всё-таки их объединить - тема одна, докладчик и содокладчик одни и те же, и, во-вторых, докладчик должен присутствовать на международной встрече, поэтому, если есть такая возможность, просим рассмотреть эти вопросы в 11.00, поставить на фиксированное время.
18-й и 19-й вопросы объединить, докладчик один, - нет возражений? Нет возражений - и поставить на рассмотрение в приоритетном порядке, только уже не на 11.00, а на 11.02 - если мы примем решение. Коллеги, нет возражений? Нет, принимаем.
Итак, в соответствии с нашим решением мы рассматриваем вопрос 18 нашей повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. И она же доклад делает - опять-таки в соответствии с нашим решением - по 19-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь". Пожалуйста, докладывайте по двум вопросам. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Все вы хорошо знаете, что за прошлый год в Российской Федерации было зафиксировано 1226 случаев, связанных с незаконными действиями насильственного характера в отношении медицинских работников, что в среднем составляет одно-два происшествия в месяц в каждом регионе, если распределить эту статистику по количеству субъектов Российской Федерации. Несомненно, миссия и статус врача особые, поэтому мы предлагаем сейчас вам концепцию, основанную именно на том, что главное в профессиональных действиях врача - это своевременное оказание медицинской помощи пациенту, больному, поскольку от своевременной, компетентной, квалифицированной помощи врача напрямую зависит жизнь человека. Вопиющие факты - создание препятствия для движения кареты скорой помощи, угрозы, телесные повреждения, удержание врача - причиняют вред двум субъектам: врачу, который не имеет возможности оказать профессиональную помощь, и пациенту, больному, который ждёт эту помощь. Исходя из этой логики мы предлагаем комплексный подход, которого ранее не было в российском законодательстве, он заключается в том, что мы предлагаем административные и уголовные меры ответственности в зависимости от характера совершённого противоправного деяния. Очень часто в СМИ сообщается о вопиющих случаях, когда на дороге кто-то посчитал возможным хамить и не пропускать карету скорой помощи. Это достаточно распространено, поэтому мы предлагаем установить специальную, повышенную административную ответственность за воспрепятствование движению машины скорой помощи, повлекшее невозможность оказания своевременной медицинской помощи пациенту. Мы предлагаем в числе тех изъятий, которые сегодня есть в административном законодательстве в части ответственности в виде штрафа в повышенном размере для физических лиц, установить такую ответственность в размере 30 тысяч рублей. Также мы предлагаем установить ответственность в виде лишения права управления транспортным средством как особый вид ответственности для хамов на дороге, которые мешают движению машины скорой помощи, что не позволяет вовремя приехать по вызову к пациенту, к больному. Всегда - подчёркиваю именно этот аспект, - когда речь идёт о преимущественном праве движения на дороге машины скорой помощи, речь идёт о профессиональной деятельности врача, о спасении жизни человека. Впервые мы предлагаем установить в уголовном законодательстве повышенную ответственность за факт причинения лёгкого вреда здоровью и за угрозу убийством. За причинение лёгкого вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности мы предлагаем установить ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, за угрозу убийством - до пяти лет. Кроме того, уважаемые коллеги, мы предлагаем ввести самостоятельный состав ответственности - воспрепятствование законной деятельности врача. Сам факт воспрепятствования означает, что фактически путём угроз либо совершения насильственных действий создаются препятствия, которые мешают врачу оказать помощь пациенту. В этой связи и также в зависимости от последствий мы предлагаем дифференцировать уровень ответственности: когда в результате такого рода действий причинён вред здоровью пациента, ответственность может быть не только в виде штрафа, но и в виде обязательных либо исправительных работ; когда наступают более негативные последствия - до четырёх лет лишения свободы. Из чего мы исходили? Сегодня в уголовном законодательстве установлена ответственность для врача в том случае, если он отказывается оказать медицинскую помощь, - максимально до четырёх лет лишения свободы. Мы посчитали, что вполне логично будет соотнести ответственность врача с действиями тех, позволю себе сказать, негодяев, которые мешают оказать помощь больному, и установить такой же срок - до четырёх лет лишения свободы. Уважаемые коллеги, для чистоты отношений вынуждена привести сейчас в докладе информацию в связи с выступлением коллеги Нилова. Вы знаете, что мы всегда направляем законопроекты для получения отзыва в Верховный Суд. 7 марта Верховным Судом была высказана отрицательная позиция по законопроекту наших коллег, а 9 марта мы получили положительный отзыв на наш законопроект, который существенно отличается и вносит изменения в административное, в уголовное законодательство. Кроме того, наш законопроект был внесён в Государственную Думу ранее - если вы даёте информацию, хотелось бы, чтобы она была корректной. Но это не отменяет того, что мы заинтересованы в выработке общей позиции, и, наверное, то, что уважаемые коллеги из разных фракций и коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" присоединились к данному законопроекту, главнее, чем то, о чём вы говорили, потому что выражает наше общее мнение: нужно защищать человека в белом халате, нужно понимать, что он несёт возможность спасения жизни, он может подарить шанс на продолжение жизни, и очень важно, чтобы никакие препятствия на его пути не стояли. Я хотела бы поблагодарить Дмитрия Анатольевича Морозова, здесь присутствует и представитель Министерства здравоохранения - мы очень вдумчиво подошли к тому, как найти сбалансированные решения, которые позволили бы через изменения в законодательстве установить комплексную защиту, позволили бы поднять в общественном сознании на должную планку, на достойный уровень статус медика, всех, кто сегодня по всей стране - и в маленьких посёлках, и в больших городах - оказывает медицинскую помощь. И есть, наверное, ещё очень важный нюанс: когда мы говорим об угрозах, о причинении телесных повреждений, надо понимать, что есть населённые пункты, где может быть всего один фельдшерский пункт, и если причиняется вред здоровью врача, то исключается возможность осуществления им своей деятельности, то есть мы понимаем, что медицинской помощи лишается целый посёлок. Исходя из этой логики - логики неразрывности связи профессии врача и жизни каждого человека - мы предлагаем сегодня, уважаемые коллеги, всем фракциям, поскольку мы одинаково остро чувствуем эту проблему, принять решения, которые на долгосрочную перспективу позволят сделать неотвратимым наказание для тех, кто совершает преступление против врачей и пациентов, и обеспечить надёжную защиту и пациентам, и врачам в ежедневном формате. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Содоклад по двум вопросам. Пожалуйста, Александр Сергеевич Грибов. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду повторять суть предложенной инициативы, Ирина Анатольевна доложила её всеобъемлюще. Комитет считает, что этот блок поправок и в Кодекс об административных правонарушениях, и в Уголовный кодекс наиболее полно способствует решению того перечня проблем, которые сегодня стоят на повестке дня в сфере защиты прав врачей. Мы призываем все фракции также поддержать предложенные проекты поправок. Всецело поддерживая концепцию, отмечу несколько технических замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению. В частности, довольно-таки высокий штраф в размере 30 тысяч рублей считаем объективным в данной ситуации. При этом необходимо внести изменения в статью 3.5 Кодекса об административных правонарушениях, которая определяет общую норму и устанавливает общие размеры штрафов, то есть подкорректировать её исходя из предложенных изменений, и соотнести санкции, предложенные в проектируемой статье 124-1 Уголовного кодекса со статьёй 12.17 Кодекса об административных правонарушениях. Проектируемая статья Уголовного кодекса не предполагает наказания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью, в том числе в соответствии с ней нельзя лишить права управления транспортным средством, а по статье Кодекса об административных правонарушениях такое наказание назначить можно. Повторю, мы всецело поддерживаем в первом чтении предложенные изменения и предлагаем всем фракциям присоединиться к работе и вносить свои предложения ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Кто хотел бы выступить? Уважаемые коллеги, учитывая, что есть желающие, сейчас мы запишемся на выступления, но, если вы не возражаете, давайте сформулируем позицию каждой фракции таким образом, чтобы была поддержка в том числе того решения, о котором мы вначале говорили, так как было несколько законопроектов, которые можно было бы трактовать как альтернативные. Включите режим записи, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я как раз предлагаю - это было бы правильно, - чтобы фракции сформулировали предложения концептуально и высказали позицию с пониманием того, о чём речь идёт и какова концепция. Пожалуйста, покажите список. Иванов - от ЛДПР, Тумусов - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", Куринный - от КПРФ и Морозов - от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Замечательно, коллеги. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. По одной минуте, я думаю, достаточно будет. Конечно, ни у кого рука не поднимется голосовать против. Но я всё-таки скажу, что красота спасёт мир, а то, как мы рассматриваем данный законопроект, - это некрасиво, потому что ещё в прошлом созыве фракция ЛДПР внесла законопроект на эту тему, а вы ждали, пока ваши гениальные коллеги и к ним присоединившиеся разродятся другим законопроектом. Наш комитет вчера на заседании все законопроекты отбросил, в том числе и проект коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые, правда, немножко о другом заботятся: они предлагали усилить наказание, если не пропускаешь машины с мигалками, ну, скорая помощь тоже сюда относится, но тем не менее. И получается, таким образом, что вот вы такие умные, а мы, значит, не совсем адекватные, и поэтому сегодня мы рассматриваем вот эти два законопроекта. Причём вы эту пену к датам гоните таким макаром, что даже Верховный Суд очень скромненько говорит, что, мол, ребята, если вы пишете в Уголовном кодексе "создание препятствий по доступу к больному", то за это можно наказать дворника, который свою метлу оставил. А потом в этом же законопроекте вы этого же дворника предлагаете лишить права заниматься определёнными видами деятельности! Вот за такие законопроекты мы сейчас будем голосовать. Ну, слава богу, во втором чтении, конечно, это можно поправить. Коллеги, некрасиво так себя вести! Если уж мы обсуждаем - как говорит Вячеслав Викторович, нам все мнения важны, - то давайте все мнения выносить на рассмотрение, а не только те, которые вы считаете самыми правильными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Необходимость принятия данного законопроекта, принятия мер уголовной и административной ответственности за воспрепятствование деятельности медицинских работников назрела давно, а может быть, даже перезрела. Почему? Потому что мы почти каждый день на экране телевизора видим конфликты, агрессию в отношении врачей, в отношении медицинских работников, как будто идёт гражданская война против врачей. Мы с вами должны разобраться в экономических, социальных, а может быть, даже психологических причинах столь негативной ситуации, которая складывается у нас в стране, и, конечно, принять меры, для того чтобы снять эту острую проблему. Меры должны быть комплексные - не только уголовная и административная ответственность, но ещё и другие меры. Нам кажется, главная причина заключается в том, что проводимые в сфере здравоохранения реформы сделали наших врачей крайними. Почему так происходит? Потому что раньше сфера здравоохранения, обеспечение медицинской помощью было социальной функцией государства, и эта функция очень хорошо выполнялась, а сейчас Правительство Российской Федерации, наше родное, ведёт к тому, чтобы управление медицинской сферой осуществлялось по принципам бизнеса, а значит, при нехватке у людей средств будет снижаться доступность для них медицинских услуг. Конечно, люди этим недовольны и в этих отрицательных явлениях винят в первую очередь медицинских работников, и это очень плохо. Это с одной стороны. С другой стороны, конечно, мы с вами должны, и президент это постоянно подчёркивает, обеспечить самое главное - доступность медицинской помощи любому нашему гражданину в любой точке нашей огромной страны, будь то маленькая деревня или столица, город Москва, везде должна быть обеспечена её доступность. И конечно, мы всеми способами должны повышать престиж медицинских профессий, престиж не только врача, но и любого медицинского работника, в том числе медсестры, - у нас в России самые лучшие врачи, самые лучшие медсёстры, действительно ангелы в белых халатах! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, будет поддерживать эти законопроекты и ко второму чтению подготовит свои предложения, поправки. Пользуясь случаем, хотел бы всех коллег-врачей и в вашем лице всех медицинских работников нашей великой страны поздравить с наступающим Днём медицинского работника. Мы вас любим, мы вас уважаем за профессионализм, за сердечность, за человеческое отношение к каждому гражданину. Успехов вам, благополучия и удачи! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в работе Госдумы нынешнего созыва репрессивный компонент, безусловно, преобладает, причём в одних случаях абсолютно необъективные репрессии проводятся, например это касается встреч депутатов с избирателями, в других - условно необъективные, как в случае попытки, сегодня технически неосуществимой, регулировать мессенджеры, VPN, всякие редакторы и прочие интернет-технологии. Как врач, как человек, который двадцать лет отработал на ниве практического здравоохранения, я точно так же, как и наша фракция, поддерживаю данную инициативу. Я сам неоднократно сталкивался и с пьяными компаниями, которые дезорганизуют работу приёмных отделений, и с абсолютно неадекватными людьми, которые не подпускают медиков для оказания медицинской помощи к своим родственникам, спасение жизни которых зависит порой от нескольких минут, когда кровотечение, какие-то раны и тому подобное, - раньше ответственности для таких лиц фактически не существовало. Два подхода предлагалось к решению данной проблемы, и выбор был сделан в пользу, ну, на мой взгляд, менее жёсткого, может быть, менее яркого, но более практичного. Я напомню, что медицинское сообщество настаивало - и даже непосредственно перед рассмотрением данного законопроекта появилось соответствующее заключение нашей медицинской палаты - на том, что врачу, медицинскому работнику нужно придать особый статус, сравнимый со статусом полицейского, представителя власти, и все отношения проецировать исходя уже из этого статуса. Конечно, Верховный Суд дал отрицательное заключение, правительство дало отрицательное заключение, в результате появился вариант не могу сказать, что компромиссный, но более, наверное, разумный в наших условиях. Что в данном случае недоработано и что, на мой взгляд, может быть устранено во втором чтении? Ну, первое - это всё-таки криминализация побоев. Вот здесь говорится о лёгком вреде - да, если лёгкий вред здоровью будет причинён медицинскому работнику в процессе исполнения его обязанностей, ответственность будет повышенная - чуть больше, на два года больше срок лишения свободы, больше штраф и всё остальное. Что касается многочисленных побоев - помните выступления по этому поводу? - здесь более серьёзная ответственность для тех лиц, которые бьют врача, пинают медсестру, к сожалению, пока не установлена, но ко второму чтению это тоже должно быть сделано, чтобы даже в мыслях не было, что можно так поступить и остаться безнаказанным. Это первое. Второй момент. Есть и иные профессии, от которых также зависят жизнь, здоровье граждан и которые можно инкорпорировать в том числе в эти нормы. Например, газовая служба: неоднократно были случаи, когда по разным причинам газовое оборудование в квартире неисправно, а владелец не желает никого туда пускать, чем создаёт реальную угрозу всему дому, создаёт реальную угрозу жизням людей, которые там проживают. Специальная служба обязана оказывать услуги по ремонту, обязана исполнять свои полномочия - а её сотрудников не пускают! Это тоже, на мой взгляд, можно в рамках данного закона урегулировать. И наконец, кардинальный вопрос, который до сих пор не решён: что делать с родителями или с законными представителями детей, которые отказываются от жизненно необходимого детям медицинского вмешательства? Такие случаи неоднократно описывались: ребёнку - сразу уточню, речь идёт о ребёнке до 14 лет, потому что те, кто старше, уже могут принимать решение сами и сами подписывать отказ, - срочно необходимо переливание крови или медицинское вмешательство, а родитель или законный представитель в силу каких-то своих особых убеждений, религиозных или иных, говорит, что не согласен, и подписывает отказ. Что остаётся делать врачу? Да, предусмотрена возможность обращения в суд. Но что такое обращение в суд, когда речь идёт о нескольких минутах?! И будет ли в данном случае на этого родителя или законного представителя обращена ответственность, будет ли применена к нему уголовная ответственность? На мой взгляд, это нужно сделать в обязательном порядке хотя бы для того, чтобы люди осознавали, что подобным образом поступать нельзя. Есть Семейный кодекс, который обязывает заботиться о здоровье своих детей, есть ещё ряд норм, но прямого правового механизма, как быстро и качественно оказать помощь ребёнку, недееспособному лицу, которое имеет опекуна, сегодня нет. Задействовать органы опеки и попечительства - это долго: пока они примут решение об изъятии, пока они обратятся в суд... Медицинским работникам сегодня дано право - повторяю ещё раз: право, не обязанность - со своей стороны обратиться в суд, но это тоже достаточно надолго затягивается, и смерти, реальные смерти уже зафиксированы: дети умирали в больницах, дожидаясь судебного решения, недееспособные граждане погибали, потому что вовремя не могли получить медицинскую помощь. В этой части, на мой взгляд, тоже необходимо будет законопроект проработать, доработать ко второму чтению. И последнее, позиция фракции. Безусловно, мы поддержим этот законопроект в первом чтении, мы будем работать над внесением поправок и над устранением тех недоработок, о которых я только что сказал. Не могу сказать, что это будет каким-то подарком медицинским работникам. Также я лично присоединяюсь к поздравлениям, которые сегодня звучат в адрес людей этих порой героических профессий, - если мы вспоминаем о тех случаях, которые послужили основанием для внесения данного законопроекта, - по сути, тех людей, которые в снег, в дождь, в любое время суток, в любой ситуации обязаны, должны оказывать медицинскую помощь, и этот долг они исполняют! Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, Морозов Дмитрий Анатольевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Не буду повторяться, я согласен со многими замечаниями коллег. На самом деле буквально полгода назад, выступая с этой высокой трибуны, мы обращались к вам с просьбой уделить внимание этому вопросу, поскольку количество тех безобразий, которые происходили то тут, то там, в разных городах нашей страны, нарастало как снежный ком, и это не позволяло нам оставаться безучастными, мы не могли не дать ответа. Тогда же я обратил ваше внимание, что лично мне очень грустно, что этот вопрос - вопрос нравственного излома - мы должны решать в плоскости юридических норм, но таковы реалии сегодняшней жизни, и точно так же сегодняшний законопроект отвечает запросам, реалиям жизни. На самом деле медицинское сообщество обращало внимание и просило приравнять медицинских работников к полицейским, этот вопрос несколько раз прорабатывался, Министерством здравоохранения был подготовлен законопроект, на который получены отрицательные отзывы. Я напомню вам, уважаемые коллеги, об этапах обсуждения этого вопроса на протяжении шести-семи месяцев. В декабре 2016 года мы провели "круглый стол", посвящённый вопросам безопасности врачей и этическим аспектам их работы, на котором были сопоставлены разные точки зрения, в том числе Министерства внутренних дел, прокуратуры, суда и представителей всех фракций, и тогда мы начали это движение вперёд. После этого, в апреле, мы провели парламентские слушания с участием нескольких комитетов, посвящённые вопросам безопасности врачей на дорогах и тем проблемам, которые есть по скорой помощи, провели несколько встреч с представителями профессиональных сообществ. И вот сегодня - я хочу поблагодарить Ирину Анатольевну и всю её команду! - мы вышли на те юридические формулировки, которые позволяют закрыть весь широкий спектр проблем: причинение вреда и воспрепятствование медицинской деятельности, причинение вреда здоровью врача, от лёгкой степени до тяжёлой, до убийства, не дай бог, - чтобы обеспечить безопасность работников как стационарного звена, так и скорой помощи. Я соглашусь, некоторые моменты требуют дополнительного обсуждения, мы уверены, что ко второму чтению обязательно их уточним: это касается и оказания помощи вне лечебного учреждения, и оказания помощи в случаях (то, о чём говорил Алексей Владимирович), когда доктор подвергается лёгким побоям, но при этом помощь пациенту оказана и невозможно привести норму об ответственности в действие. Я уверен, что все эти нормы мы совместно доведём до ума. В заключение своего выступления я хотел бы вам показать очень хорошо изданное методическое руководство, его издали наше санкт-петербургские коллеги - Российское общество скорой медицинской помощи, называется оно следующим образом: "Порядок действий в ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья, при исполнении служебных обязанностей, и их профилактика. Памятка для работников скорой помощи". Ну вот мы дожили до этого, коллеги, - нужно, конечно же, поставить точку в этом вопросе и перейти к анализу правоприменительной практики. Фракция поддерживает этот законопроект, и мы вас просим тоже его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Правительство поддерживает законопроект? Поддерживает законопроект. Заключительное слово докладчика? Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хотелось бы всех поблагодарить, и я думаю, что очень важно для всех нас, что в воскресенье медицинские работники буду праздновать свой профессиональный праздник. Мы всегда говорим им слова благодарности - я думаю, можно считать, что и закон, который мы сегодня рассматриваем, несомненно, факт признания и благодарности! И Верховный Суд, и Правительство Российской Федерации поддержали данный законопроект. Уважаемые коллеги, ко второму чтению у всех нас, у всех фракций есть возможность, если есть какие-то идеи, дополнительные предложения, обязательно их внести, использовать при подготовке законопроекта ко второму и к третьему чтениям. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Пожалуйста, содокладчик, Александр Сергеевич Грибов, заключительное слово. Нет? Нет желания. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников", вопрос 18 нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Уважаемые коллеги, давайте всех поздравим: решение принято практически единогласно, законопроект принят в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь", 19-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении единогласно - коллеги, поздравляем! Итак, мы с вами рассмотрели 18-й и 19-й вопросы повестки дня.
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, не сработала кнопка. Для стенограммы: Баталина по 18-му вопросу голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отразите в стенограмме заявление Баталиной по голосованию.