Заседание № 55
О проекте федерального закона № 139314-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Отари Ионович Аршба, пожалуйста. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, вам известно, что законопроект был принят в первом чтении 21 сентября, за проголосовали четыреста сорок девять коллег, вопросов он не вызывал. Комитет рекомендует принять этот законопроект во втором чтении, у нас он рассматривался 18-го числа, все проголосовали единогласно. Поступило четыре поправки, они находятся в таблице поправок, предлагаемых комитетом к принятию, она у вас на руках. У Правового управления замечаний правового и юридико-технического характера нет, и мы рекомендуем с учётом поправок принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок? Ставлю на голосование данную таблицу. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 55 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0% Результат: принято Таблица принимается. Пожалуйста, Отари Ионович. АРШБА О. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, проект подготовлен к рассмотрению и в третьем чтении, имеется заключение, и мы рекомендуем принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Есть ли желающие выступить по мотивам? Тоже нет. Выносим на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие? Депутат Горовцов будет выступать по мотивам.
3-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 48 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2% Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать в третьем чтении. По мотивам выступает Дмитрий Евгеньевич Горовцов. Пожалуйста. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня законопроект был внесён в Государственную Думу ещё в 2008 году на фоне общего обострения геополитической обстановки, как известно, но потом был положен под сукно, и вот спустя четыре года его решили реанимировать. В первом чтении, я напомню, он был принят практически без обсуждения, так сказать, на автомате. Что предлагается авторами этого законопроекта? В частности, внести изменения в статью 275 Уголовного кодекса Российской Федерации "Государственная измена": авторы предлагают расширить диспозицию статьи путём более подробного описания признаков состава преступления в виде оказания финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представительствам в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. В нашем случае профильный комитет Государственной Думы в своём заключении к первому чтению законопроекта отмечал, что данная норма создаёт правовую неопределённость и может привести к произвольному толкованию правоприменителями, и предлагал скорректировать, так сказать, перечисленные признаки состава преступления. К сожалению, во втором и третьем чтениях законопроекта эта неопределённость сохранилась. Что из этого следует? Из этого следует, уважаемые коллеги, что любой российский гражданин, беседующий с иностранцем на темы своей профессиональной деятельности или рассказывающий о госпредприятии, на котором он работает, или об органах власти, может рассматриваться как потенциальный изменник Родине, а по сути стать подозреваемым в совершении тяжкого преступления. На наш взгляд, в представленной редакции законопроекта нарушен баланс между защитой государственной безопасности и соблюдением прав человека и гражданина в ущерб последнему. Именно поэтому законопроект вызвал такую бурную дискуссию и в обществе, и в средствах массовой информации. Кроме того, принятие этих поправок, на наш взгляд, крайне невыгодно и силовым структурам - им придётся работать в условиях неопределённости правовых дефиниций, что повлечёт за собой огромные трудности. Силовики и так сегодня фактически находятся в очень сложной ситуации, но, вместо того чтобы вырваться из этих силков, они сами лезут всё глубже и глубже в политическое бучило. В этой связи, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе не будет поддерживать данный законопроект при голосовании во втором и в третьем чтениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 59 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 139314-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Юрий Сергеевич Горбунов, заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Пожалуйста. ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В нынешней редакции статей Уголовного кодекса, касающихся шпионажа и государственной измены, существуют и явные противоречия, и пробелы, и анахронизмы, и неточности, которые активно используются иностранными разведками. За десятилетия, прошедшие с момента разработки этих норм, изменились правоотношения в нашей стране, изменились методы и тактика иностранных спецслужб. В этой связи мы предлагаем внести в статью 275 "Государственная измена" следующие изменения. Включить в число адресатов государственной измены международные организации, поскольку их активно используют в качестве прикрытия и самостоятельно они ведут разведывательную деятельность. Законодательно не определённое понятие внешней безопасности как объекта измены, которое сейчас закреплено, предлагается заменить на понятие "безопасность Российской Федерации" - понятие, которое имеет законодательное определение. Установить, что нести ответственность за выдачу сведений, составляющих государственную тайну, может только лицо, которому эти сведения стали известны или были доверены по службе, работе или учёбе, что позволит исключить любую возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, случайно получивших доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Конкретизировать третью форму государственной измены - оказание помощи, исключив термин "враждебная", как являющийся оценочным, и заменив его словосочетанием "направленная против". В статье 276 "Шпионаж" предлагается включить в число адресатов шпионажа международную организацию, а также разграничить шпионаж как способ совершения государственной измены (статья 275) и шпионаж как преступление, которое совершается иностранным гражданином или лицом без гражданства. Предлагается установить в УК ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков шпионажа или госизмены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Отари Ионович Аршба. Пожалуйста, микрофон включите. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел этот законопроект, замечания наши, комитета, были переданы в Федеральную службу безопасности. Мы склонны рекомендовать этот законопроект для принятия в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по докладу? Пожалуйста, прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Юрий Сергеевич, вот иногда в средствах массовой информации проходит, что можно приобрести базу данных, содержащую сведения, которые могут относиться к государственной тайне, и любое лицо, пожалуйста, может свободно купить. И вот статья 283... Я обратил внимание, что такая покупка не охватывается вот тем составом, который заложен в данной статье. Может быть, необходимо расширить данную норму и предусмотреть иные способы незаконного получения той информации, которая составляет государственную тайну? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо за вопрос. Действительно, на наш взгляд, такая проблема существует, и вы очень чётко это подметили. Несмотря на то что мы предлагаем ввести статью 283-1, которая пресекала бы незаконный оборот государственной тайны, здесь, в 283-й статье, указан исчерпывающий список, перечень, который, на мой взгляд, этого не охватывает. Давайте мы вместе с комитетом при вашем участии обсудим это предложение и поработаем над данной формулировкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Юрий Сергеевич, согласитесь, что и выдача государственной тайны, и шпионаж, и оказание помощи сами по себе каждое имеет свою цель, в связи с этим наличие ещё и общей цели, то есть ущерба, утяжеляет норму, делает её трудно воспринимаемой. Возможно, Юрий Сергеевич, стоит подкорректировать норму и в этом направлении, как вы считаете? ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо, Владимир Александрович. Если посмотреть на диспозицию этой статьи, то действительно складывается двойственное впечатление. Для первых двух форм государственной измены - шпионаж и выдача - действительно есть целеполагание. Что же касается третьей, то есть в самих формулировках, в самих составах, что касается третьей, - да, здесь немножко не бьёт. Давайте также посмотрим, тем более у комитета и по этой части были предложения, мы готовы обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих выступить? Выносим на "час голосования".
22-й пункт повестки. В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 07 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.