Заседание № 26
21.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 13927-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об исключении из перечня оснований отказа в регистрации кандидата факта подкупа избирателей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6370 по 6534 из 8687
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". У нас есть официальное обращение депутата Государственной Думы Ивана Ивановича Демченко, которому субъект права законодательной инициативы - Законодательное Собрание Краснодарского края доверило представлять данный законопроект. Он просит, чтобы с докладом по этому вопросу выступил Александр Петрович Москалец, которого я и приглашаю на трибуну. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В действующем Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." в статье о регистрации кандидатов и в статье об основаниях аннулирования регистрации кандидатов содержатся и основания отказа в регистрации кандидатов. Одним из них является установленный решением суда факт подкупа избирателей доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. А вот авторы законопроекта это основание предлагают исключить из пяти пунктов (статьи 38 и 76), но при этом, как вы заметили, ничем не мотивируют это предложение. Мы же полагаем, что существующая правовая норма ответственности кандидата или избирательного объединения за подкуп избирателей, совершённый по поручению кандидата или избирательного объединения другими лицами, является одной из гарантий свободного и равного осуществления гражданами их избирательных прав и одной из гарантий проведения демократических, свободных и честных выборов. Предлагаемая редакция законопроекта существенно снижает реализацию гарантированного Конституцией права граждан на участие в выборах и референдуме, так как никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью понудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Кроме того, законодательством Российской Федерации за подкуп избирателей установлены меры административной ответственности (статья 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также уголовной ответственности (статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации). Подкуп избирателей к тому же отнесён к числу квалифицирующих признаков такого преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав. Информируем депутатов, что законопроект рассмотрен пятьюдесятью шестью субъектами права законодательной инициативы, и из них шесть субъектов поддерживают законопроект, шесть субъектов указали, что они не имеют по нему замечаний, а сорок три субъекта высказали по нему отрицательную позицию, то есть около 80 процентов субъектов права законодательной инициативы против такого законодательного предложения. Против концепции законопроекта высказались и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, и Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, и Комитет Государственной Думы по делам национальностей. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть у депутата Решульского. И по-моему, всё, да? Пожалуйста, Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Несомненно, то, что сказал Александр Петрович, очень правильно, только в законопроекте, Александр Петрович, немножко не так сказано. В законопроекте говорится об исключении из содержания закона слов "а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией". Вот простая ситуация. Три кандидата. Вдруг ни с того ни с сего какая-то группа проводит подкуп избирателей, говоря, что от лица кандидата Иванова Ивана Ивановича. Начинают выяснять, заводят дело. Но, поскольку эта группа заявила, что от Иванова, Иванова снимают с выборов. А потом выясняется, что группа действовала самостоятельно. Как в этом случае-то быть? Ведь Иванова-то сняли незаконно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, вы можете ответить на вопрос? Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Сергей Николаевич, вы приводите как пример ситуацию неких провокационных действий по отношению к кандидату, или объединению, либо даже целой организации, политической партии, но, вы знаете, эта ситуация всё-таки не раскрывает сути вопроса, тут создаются другие сложности. А давайте будем исходить просто из вот такого житейского примера. Если кто-то вам скажет, что докладчик, моя фамилия Москалец, сплошь и рядом выражается нецензурно, плохо относится к своим товарищам и так далее, то мало кто поверит в этом зале, потому что нецензурную брань я вообще никогда не употреблял, ни на службе, ни на высоких должностях. Так и тут - не прилипнет к человеку или к организации то, что им, вообще-то, несвойственно. И я думаю, что нужно держать марку, держать свою позицию, так сказать, и если ты вот такой на самом деле, то, я думаю, легче будет разбираться и защищать тебя от провокаций или других воздействий со стороны недобросовестных лиц или организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, нет больше вопросов. Настаивает ли кто-то на участии в обсуждении? Да, депутат Решульский. Пожалуйста. Александр Петрович, присаживайтесь. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, этот вопрос не так прост на самом деле, как кажется, хоть и звучит вроде бы непонятно сама законодательная инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края. Я тоже, когда прочитал законопроект, очень удивился, подумал: "Что это взбрело в голову депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края вдруг идти на такой шаг?" Конечно же, вот в такой подаче, как преподнёс Александр Петрович Москалец, он никем не будет не то что одобрен, а всеми будет осуждён: как же так - убирается один из возможных вариантов, как говорится, наказания за содеянное? Но если вчитаться в те строки, которые записаны именно в действующем нашем законе, в статье 38 и в следующих статьях, 76-й и так далее, - я прошу вас обратить внимание, - мы увидим, что там написано о подкупе: "а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией". Так вот краснодарцы, Александр Петрович, к вашему сведению, как раз и столкнулись с такой, как вы говорите, недобросовестностью во взаимоотношениях кандидатов. Определённая группа вдруг начала проводить подкуп, как говорят, просто раздавать материальные всякие ценности, деньги, водку и всё остальное от имени одного из кандидатов. Что такое "по их поручению"? Я понимаю, что "по их поручению" - это когда эта группа может предъявить письменное какое-то указание. Начали разбираться, те заявляют: "Да, действительно, нам кандидат такой-то давал поручение." - "Подтвердите, как он давал, что поручал?" Оказывается, это всё было устно, это нигде не зафиксировано, но этого кандидата, недолго думая, сняли с выборной кампании. Потом выяснилось, что кандидат здесь ни при чём, бывший кандидат, но выборы уже прошли. Что в этом случае делать, Александр Петрович? Я с позиций юридических подхожу, не политических. Я даже не называю, в отношении кого это делалось и как это делалось. Как поступить в этой ситуации с юридической точки зрения - признавать выборы недействительными или потом писать, реабилитируя снятого кандидата, что он здесь ни при чём? Но он ведь был снят с выборов. Вот откуда пошла эта инициатива. И таких примеров, к сожалению, - я начал так, немножко, собирать информацию - довольно много. Я понимаю, сейчас мы отклоним этот законопроект, но, может быть, в дальнейшем нам надо посмотреть и, вообще-то, чётко прописать, как определяется, что это за поручение, письменное, устное, не знаю, за счёт материальных средств кандидата или ещё какой-то партии, движения и так далее? Поэтому как бы мы ни относились к инициативе Краснодарского Законодательного Собрания, мне всё-таки кажется, вопрос здесь действительно есть. Эта ситуация нечистоплотным людям позволяет применять такие методы, применять в свою пользу и во вред другому кандидату. Александр Петрович здесь хорошо докладывал, поэтому я просил бы: может быть, комитет, в который он входит и где является заместителем председателя, всё-таки примет это к сведению и в дальнейшем продумает, каким образом это поручение реализовать в чёткой и ясной норме? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше никто не настаивает на выступлении, как я понимаю. Александр Петрович, вы ничего не хотите сказать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 58 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0% Результат: не принято Отклоняется законопроект.