Заседание № 102

27.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 139198-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части дополнения перечня типов образовательных учреждений учебно-воспитательными (образовательными) комплексами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5480 по 5812 из 6679
Пункт 23, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "Об образовании". Представитель Воронежской областной      
Думы Николай Алексеевич Куралесин.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Нам немного осталось времени, уважаемые коллеги. Прошу внимания.                
                                                                                
КУРАЛЕСИН Н. А., представитель Воронежской областной Думы.                      
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении           
изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части дополнения      
перечня типов образовательных учреждений. Данный проект федерального закона     
имеет свою историю. Он неоднократно представлялся в Государственную Думу, но    
пока еще положительного решения по его принятию нет.                            
                                                                                
Суть вопроса, если заглянуть в историю, состоит в следующем. Речь идет об       
учебно-воспитательных и образовательных комплексах, которые начали              
создаваться начиная с 1992 года и были призваны отрабатывать новые технологии   
образования как такового, углубленного, профильного, непрерывного, что,         
собственно, и было выполнено данными образовательными структурами. В 1992       
году правовой статус учебно-воспитательного комплекса был подтвержден.          
Редакцией Федерального закона "Об образовании" 1996 года правовой статус был    
упразднен. С 1996 года идет определенная борьба за придание правового статуса   
данной образовательной структуре, которая пока не увенчалась успехом.           
                                                                                
Что конкретно я могу сказать в подтверждение данного законопроекта, хотя в      
принципе мы уже говорили о том, что принято очень много различных нормативных   
документов, которые позволяют данной образовательной структуре выполнять те     
или иные образовательные программы.                                             
                                                                                
Здесь есть еще целый ряд аспектов. Если вопросы досрочного выхода на пенсию     
решены постановлением правительства от 2002 года, то не решен целый ряд         
других аспектов. Я вам скажу, что эти аспекты могут иметь в перспективе         
предсказуемые результаты, как получилось с такими образовательными              
учреждениями, как детские садики. Вы знаете, что сейчас практически во всех     
регионах образовались очереди на места в детских садах. Почему? Да потому,      
что процентов 50 зданий и сооружений детских садов было продано криминальным    
структурам, невзирая на то, что федеральным законом это не предусмотрено. То    
же самое, не исключено, ожидает и учебно-воспитательный комплекс. Мало того,    
по настоянию директорского корпуса учебно-воспитательных комплексов России -    
а их было энное количество сотен, в том числе многоуровневые образовательные    
комплексы, - еще одна ступенька образовательной структуры - было много          
обращений и писем еще к министру Днепрову, затем к министру Филиппову о         
разработке положений об учебно-воспитательном комплексе, это было внесено в     
план Министерства образования, и в 2002 году положение об                       
учебно-воспитательном комплексе в принципе должно было получить прописку на     
жизнь. Но тем не менее этот пункт плана работы Министерства образования не      
был выполнен.                                                                   
                                                                                
Я неоднократно выступал и в Совете Федерации, и здесь, в Государственной        
Думе, и на парламентских слушаниях о том, чтобы все-таки узаконили и каким-то   
образом трансформировали эту структуру, придали ей юридический статус           
инновационного центра. Тем не менее до сих пор этого сделано не было. Что       
происходит при приведении в соответствие местного, регионального                
законодательства с федеральным? Наверное, вы понимаете меня, что в каждом       
регионе отношения совершенно разные. Здесь я хочу сказать о том, что многие     
учебно-образовательные комплексы, не имея юридического статуса, были            
причесаны, как говорится, одной гребеночкой, стали общеобразовательными         
школами. В составе образовательных комплексов есть целый ряд структур,          
поскольку дополнительно к общеобразовательной школе были структурированы и      
переданы сюда еще детские сады, изостудии, в некоторых случаях - спортивные     
школы в урезанном варианте. Таким образом, учебные комплексы приросли еще и     
территориями, есть земли, здания, сооружения. Вы знаете о том, что, когда       
учебно-воспитательный общеобразовательный комплекс получает статус              
общеобразовательной школы, на местах начинают выделять (в кавычках, конечно)    
некоторые другие аспекты. Например, аспект коммерческий, или криминальный. Вы   
знаете, сколько территорий и зданий было продано за период с 1992 - 1993        
годов по настоящее время в образовательной сфере - это здания детских садов.    
Уже есть такие сигналы, что происходит именно это.                              
                                                                                
Есть еще моральный аспект. Моральный аспект - это, предположим, два звания:     
майор и гвардии майор. Есть большая разница. Есть звание                        
"учебно-воспитательный комплекс" - хотя, может быть, это и не слишком           
доказательно, для того чтобы прозвучать в законе.                               
                                                                                
И еще один аспект. Поскольку по новому закону о местном самоуправлении,         
который вступит в действие очень скоро, - я думаю, его проведут, как провели    
и многие другие законы, - вопросы финансирования находятся в ведении региона    
или муниципалитета. Поэтому считаю, что никаких препятствий нет для того,       
чтобы включить этот тип образовательного учреждения в перечень. Почему?         
Потому что здесь существует еще один момент, который может придать следующий    
виток в финансировании сотрудников. К мизерной зарплате учителя, может быть,    
местными какими-то нормативными актами, может быть, в соответствии со           
статусом данного учреждения, с качеством преподавания все-таки прибавить,       
повысить немножко зарплату педагогам, которые являются сотрудниками данной      
образовательной структуры.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Иванович Булаев, пожалуйста. С места.                                   
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Желание Николая     
Алексеевича провести данный законопроект похвально, и на самом деле             
заслуживает искреннего уважения та настойчивость, с которой он предлагает       
решить данную проблему. Эта проблема во многом схожа с той, которую мы          
рассматривали десять минут назад, когда речь вели о кадетских школах и          
кадетских школах-интернатах.                                                    
                                                                                
Я бы хотел отметить здесь еще одну особенность, которая прозвучала в докладе    
Николая Алексеевича, но не была отмечена ни в пояснительной записке,            
приложенной к законопроекту, ни в выступлениях при рассмотрении этого           
законопроекта на заседании комитета. Суть в том, что вот сейчас мы услышали о   
желании авторов принятием данного законопроекта решить некие имущественные      
проблемы. Абсолютно уверен, что эти имущественные проблемы не решаются таким    
образом. Поскольку это собственность или муниципальная, или государственная     
на уровне региона, буду проще говорить, региональная собственность, то,         
естественно, желание включить в статью 12 новый тип образовательных             
учреждений никоим образом не защищает их имущественные права, хотя проблема     
существует.                                                                     
                                                                                
Я бы хотел отметить еще одно обстоятельство: если где-то и продаются детские    
сады, тем более если где-то продаются школьные здания, то у законодательных     
региональных собраний есть абсолютное право - и я даже считаю, обязанность -    
обратиться в органы прокуратуры с требованием восстановить закон, поскольку     
закон в данном случае, по всей видимости, нарушен. Если закон не нарушен, то    
мы на федеральном уровне таким образом проблему всё равно не решим.             
                                                                                
Разрешите напомнить, что учебно-воспитательные комплексы создавались в целях    
реализации различных образовательных программ в одном учреждении в период       
действия Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного    
постановлением Правительства Российской Федерации в 1994 году, которое не       
предусматривало возможность реализации программ дошкольного, дополнительного    
специального образования в одном образовательном учреждении. В настоящее        
время с утверждением нового типового положения постановлением правительства     
от 2001 года реализация перечисленных программ стала возможной в любом          
общеобразовательном учреждении при условии обязательного закрепления типов и    
видов образовательных программ в уставе образовательного учреждения (пункт 1    
статьи 13), в связи с этим необходимость в принятии специальных решений         
отпала.                                                                         
                                                                                
В 2001 году Министерство образования Российской Федерации направляло            
разъяснительное письмо в органы управления образованием всех субъектов          
Российской Федерации, рекомендуя привести уставы образовательных учреждений в   
соответствие со вступившим в силу новым Типовым положением об                   
общеобразовательном учреждении. В связи с тем что в последнее время в           
Государственную Думу внесено законодательными органами субъектов несколько      
законопроектов, предусматривающих внесение изменений в статью 12 действующего   
Закона Российской Федерации "Об образовании", комитет подготовил и разослал в   
законодательные органы субъектов Российской Федерации письма, разъясняющие      
нецелесообразность изменений перечня типов образовательных учреждений.          
                                                                                
Одной из причин повторного вынесения данной законодательной инициативы          
является стремление авторов снять проблему, возникающую у работников            
учебно-воспитательных комплексов при реализации права на получение досрочной    
трудовой пенсии. Действительно, такая проблема у работников образовательных     
учреждений, определявших себя как работников учебно-воспитательных              
комплексов, во многих субъектах Российской Федерации была. Комитет изучил       
состояние этого вопроса и считает, что в настоящее время законодательно         
данная проблема решена. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28       
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",                
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №     
781 утвержден список работ, профессий, должностей, специальностей и             
учреждений, с учетом работы в которых назначается досрочно трудовая пенсия по   
старости. В пункте 13 вышеназванного постановления записано: в стаж работы      
засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих              
структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций,         
первое - общеобразовательные школы всех наименований. Следовательно, если       
такая проблема возникает, надо смотреть устав образовательного учреждения на    
предмет его соответствия действующим законодательным актам.                     
                                                                                
В официальном отзыве Правительство Российской Федерации не поддерживает         
принятие данного законопроекта, считая, что учебно-воспитательные комплексы     
являются разновидностью общеобразовательных учреждений. Комитет разделяет       
позицию правительства.                                                          
                                                                                
Что касается возможности введения доплат работникам любого                      
общеобразовательного учреждения, это абсолютная компетенция региона или         
муниципального органа власти. При наличии финансовых ресурсов - да ради бога,   
все будут долго аплодировать такому решению.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчикам? Пожалуйста,    
коллега Чаплинский. Кому вопрос?                                                
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина".                                             
                                                                                
Вопрос Николаю Ивановичу. Мы уже не первый раз данную законодательную           
инициативу с места рассматриваем. В прошлый раз, когда мы в этом зале           
рассматривали этот вопрос, представитель комитета сказал, что законопроект      
абсолютно бесполезный. А докладчик, профессор Куралесин, привел конкретные      
доводы, почему необходимо принять этот законопроект, который позволит           
сохранить вот эти комплексы, где объединены и образовательное направление, и    
культурное, и спортивное, и художественное. Ведь об этом речь, а не о пенсиях   
докладчик говорил.                                                              
                                                                                
Вот объясните, пожалуйста, почему, несмотря на то, что авторы законодательной   
инициативы доработали и внесли опять этот проект, вы вот снова ссылаетесь на    
пенсии, а не хотите прислушаться к самой сути? Ведь вопрос стоит так: либо      
они ликвидируются, либо все-таки будут работать и давать возможность            
одаренным детям учиться там.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, пожалуйста.                             
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Сергей Игоревич, за вопрос. На самом деле законопроект    
не доработан, он внесен в том же виде, в котором и был практически              
представлен, повторяется то, что было. Что касается закрытия комплекса          
учебно-воспитательных... закрытия школ такого типа или возможности оставить,    
то это компетенция регионов или компетенция муниципальных образований, но ни    
в коем случае не компетенция федеральной власти. В данном случае предмета для   
обсуждения нет, и меры, которые позволяли бы повысить защищенность этих         
образовательных учреждений, на нашем уровне мы принять не можем. Включение в    
перечень типов учебно-воспитательных комплексов в данном случае... Вот в        
выступлении Николай Алексеевич приводил аргумент, что имущественный комплекс    
может пострадать, поскольку здесь есть непонимание у отдельных чиновников.      
Непонимание отдельных чиновников есть всегда: на днях мы рассматривали с вами   
проблемы РАО "ЕЭС...", мы можем рассмотреть сегодняшние примеры - десяток       
постановлений, которые принимали, или протокольные поручения, которые будем     
рассматривать. Всегда есть непонимание чиновника, и всегда есть какое-то        
отношение к решению той или иной проблемы, которая у общества не вызывает       
положительных эмоций. В данном случае решение проблем, я абсолютно уверен,      
зависит от того, насколько власть в регионе социально ориентирована,            
насколько она понимает проблемы образования, насколько она заинтересована в     
том, чтобы лучшие из этих образовательных учреждений не только сохранить, но    
и развить, в том числе за счет укрепления их материальной базы, введения        
различного рода доплат. И такие нормы, такие права у региональной власти        
есть, в том числе и в соответствии с Законом "Об образовании", в том числе и    
в соответствии со 122-м законом.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше вопросов? Есть желающие выступить? Нет... Да, Смолин, пожалуйста.    
                                                                                
Вы, как-то нажимайте там, помощники, сидите рядом с ним, есть же кнопки "по     
ведению" и...                                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, но нажимать кнопку "по ведению" не надо,            
поскольку я собираюсь выступать не "по ведению", а по вопросу, обсуждаемому,    
и поднимаю руку как и положено.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Олег Николаевич.                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я буду краток. Фракция Компартии поддержит этот              
законопроект, как в прошлый раз, и призывает вас его поддержать. Причем, если   
говорить о юридических аргументах, ситуация здесь более ясная, чем с            
кадетскими школами. Дело в том, что если школа реализует параллельно            
программу детского садика, содержит в себе фактически детский сад, то           
утверждение, что это общеобразовательное учреждение, - спорно, потому что там   
два разных уровня образовательных программ. Точно так же обстоит дело в         
случае, если реализуются параллельно основные и дополнительные                  
образовательные программы, и школа, соответственно, выполняет роль              
параллельно учреждения дополнительного образования детей. Это первое.           
                                                                                
Второе. Что касается решенности вопроса постановлением правительства, то это    
тоже вопрос не для всех по крайней мере очевидный. Дело в том, что если (в      
90-х годах) в трудовой книжке у учителя было написано, что он работник УВК, а   
не общеобразовательного учреждения, то нередко пенсионные фонды трактуют это    
таким образом, что этот стаж нужно исключить из стажа, дающего право для        
назначения пенсии за выслугу лет. Это второе.                                   
                                                                                
Ну и третье, повторяю еще раз: поскольку такие образовательные учреждения       
возникли, в некоторых регионах хотят их сохранить... Да, когда мы               
первоначально принимали Закон "Об образовании", полагали, что строго будет      
делиться по уровням, но возникли комплексы. Давайте признаем, что живая жизнь   
родила новый тип образовательных учреждений.                                    
                                                                                
Прошу поддержать. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Алексеевич, вы ничего не хотите сказать? Сейчас, хорошо. Пожалуйста,    
Николай Алексеевич.                                                             
                                                                                
Потом Николай Иванович.                                                         
                                                                                
КУРАЛЕСИН Н. А. Уважаемые депутаты, я не сказал вам о таком факте: я дважды     
вручал пакеты документов, и там, кстати, звучали другие аргументы, это          
оказался старый вариант. Но было два варианта, которые были вручены             
непосредственно министру образования Фурсенко, и он, разобравшись в ситуации,   
обещал поддержать, а в то же время официальный отзыв правительства оказался     
отрицательным. Вот это меня удивляет.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Николай Иванович, пожалуйста. Здесь не правительство, здесь Дума. Пожалуйста,   
Николай Иванович.                                                               
                                                                                
Булаеву включите микрофон.                                                      
                                                                                
Уже, видимо, устала служба.                                                     
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Я хотел бы обратить внимание на то, что, если где-то не            
выполняется постановление правительства, Олег Николаевич, ради бога, комитет    
готов помочь в решении этой проблемы. В почте комитета за последние полтора     
года ни одного обращения по этому поводу нет.                                   
                                                                                
Что касается пенсионного обеспечения - то же самое: в почте комитета за         
последние годы эта проблема не обозначается. Если у вас есть конкретные         
обращения по этому поводу, мы готовы подключить и Генеральную прокуратуру в     
случае, если федеральные законы не выполняются. Но в данном случае еще раз      
абсолютно точно утверждаю: за последние полтора года в почте комитета жалоб     
на то, что где-то кто-то - или в Пенсионном фонде, или в отделениях             
пенсионных региональных - неправильно трактует федеральный закон и              
постановления правительства, нет, такие жалобы исчезли. Если они у вас          
имеются, - пожалуйста, мы готовы разобраться, комитет сделает всё возможное.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Будут жалобы.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом        
чтении? Пункт 23.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0%                                     
Результат: не принято