Заседание № 76

12.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 138938-6 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части предоставления кандидатам в депутаты возможности уточнять сведения в документах, представленных в избирательную комиссию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4462 по 4780 из 6593
Переходим к рассмотрению 16-го пункта порядка работы. Проект федерального       
закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "Об основных       
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" докладывает Вадим Георгиевич Соловьёв.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Согласно      
Конституции единственным носителем власти в Российской Федерации является её    
многонациональный народ, который реализует это своё право путём проведения      
объективных выборов и референдумов. К сожалению, прошедшие в 2011 году          
федеральные выборы мало отвечали положениям Конституции, в связи с чем КПРФ     
эти выборы не признала, считает их нечестными, несправедливыми и не             
соответствующими международным демократическим стандартам. При этом хочу        
подчеркнуть, что нашу оценку разделяют десятки миллионов граждан Российской     
Федерации, которые в знак протеста против фальсификации выборов в течение       
2012 года выходили на сотни протестных акций практически по всей стране,        
начиная от Владивостока и заканчивая Калининградом.                             
                                                                                
Кроме того, юристы и активисты КПРФ направили десятки тысяч жалоб на            
конкретные нарушения в период выборов в избирательные комиссии, суды и          
прокуратуру. Анализ имевших место нарушений показал, что значительная их        
часть была спровоцирована несовершенством действующего избирательного           
законодательства, в связи с чем депутатами фракции КПРФ было внесено около      
двадцати законопроектов, направленных на его совершенствование. Одним из них    
является предлагаемый вам сегодня на рассмотрение проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях    
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Мы предлагаем внести в пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня       
2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации" изменение, изложив второе   
предложение в следующей редакции: не позднее чем за один день до дня            
заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о    
регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе устранить             
выявленную неполноту сведений, независимо от того, чем обусловлена эта          
неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных      
документах или же непредставлением какого-либо документа или документов;        
вносить уточнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное       
объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате        
(выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и          
представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего             
Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных         
листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей       
избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию   
для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их     
регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с           
требованиями закона, в том числе к их оформлению.                               
                                                                                
Хочу рассказать историю этого вопроса, почему возникла необходимость внесения   
изменений. Вы помните, в начале 2000-х годов, когда проходили выборы в          
Государственную Думу Российской Федерации, из списка КПРФ был исключён и не     
зарегистрирован кандидатом бывший Генеральный прокурор Российской Федерации     
Юрий Ильич Скуратов из-за того, что в заявлении он указал, что является         
заведующим кафедрой, но забыл указать, что является также профессором этой      
кафедры. Вот за это, как посчитала Центральная избирательная комиссия,          
нарушение его сняли с выборов, отстранили от участия в них. Естественно, мы     
обжаловали это решение в Верховный Суд. Естественно, Верховный Суд отказал,     
поэтому пришлось обращаться в Европейский Суд по правам человека. И только      
Европейский Суд поправил наш Верховный Суд и признал незаконным такое решение   
о лишении бывшего генерального прокурора права на участие в выборах в           
Государственную Думу. После этого в законе появился вот этот пункт 1.1 статьи   
38, в котором говорится о том, что если избирательная комиссия обнаруживает     
какие-либо неточности, неправильное заполнение тех или иных документов, она     
должна предупредить не позднее чем за три дня до дня заседания кандидата, и     
он может внести изменения, исправить ошибки, которые были допущены при          
оформлении документов, требуемых непосредственно законом. Но внести             
изменения, исправления в эти документы возможно, а вот представить документы,   
которые бы подтверждали те сведения, которые сообщают о себе кандидаты, - вот   
такой точной формулировки в законе нет. И на практике начинается вакханалия:    
в одних регионах это воспринимается как запрет на представление документов, а   
в других регионах, наоборот, считается, что можно представить эти документы,    
особенно если забыл их представить представитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
На выборах 14 октября прошлого года в Тверскую городскую Думу мы столкнулись    
с такой ситуацией, когда три наших одномандатника, очень уважаемые люди из      
профессорско-преподавательских составов таких ведущих вузов Тверского           
региона, как Тверской государственный университет, космическая академия,        
музыкальное училище, просто забыли представить ксерокопии дипломов,             
подтверждающих их образование. Избирательная комиссия посчитала, что ничего     
страшного нет, - мол, завтра донесите эти документы, и мы вас зарегистрируем.   
Когда они на следующий день принесли эти ксерокопии, им было отказано в         
приёме документов на том основании, что якобы закон не предусматривает          
возможности донесения этих документов, - и поэтому наиболее сильные             
кандидаты, граждане, которых хорошо знает общественность города, так и не       
попали в список кандидатов.                                                     
                                                                                
К сожалению, вот такую же позицию по целому ряду вопросов занимает и            
Верховный Суд Российской Федерации. Мы подняли судебную практику, практику      
рассмотрения нескольких дел на эту тему, и оказалось, что в одних случаях       
Верховный Суд - вот по делу № 49-Г08-3 от 4 февраля 2008 года - отказался       
признавать отсутствие документа, содержащего сведения о работе и занимаемой     
должности кандидата, неполнотой сведений и обязал зарегистрировать его, а по    
другому делу - № 1-Г09-6 от 11 февраля 2009 года - Верховный Суд Российской     
Федерации указал, что непредставление документа об образовании является         
неполнотой сведений, и отказал в регистрации кандидата. Единственная разница    
в этих делах заключалась в том, что в первом случае был кандидат от партии      
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", а во втором случае от оппозиционной партии был кандидат, -     
вот и все подходы при решении тех вопросов, которые рассматривает Верховный     
Суд Российской Федерации.                                                       
                                                                                
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации после наших             
обращений, которые были по этому вопросу, однозначно выразил свою позицию в     
определении от 1 июня 2010 года № 784-О-О, в котором он чётко и однозначно      
указал на то, что, если отсутствуют какие-либо сведения в документах,           
представленных для регистрации, это не может служить основанием для отказа в    
регистрации гражданина в качестве кандидата.                                    
                                                                                
С нашей точки зрения, необходимо устранить вот этот пробел в действующем        
законодательстве, который позволяет и избирательным комиссиям, и судам          
различного уровня толковать закон так или иначе - в зависимости от того, кто    
из кандидатов забыл представить те или иные сведения или донести документ:      
если кандидат от партии власти - значит, всё нормально, можно донести           
документ, а если от оппозиции - тогда это является грубым нарушением и этих     
кандидатов не пускают на выборы. Нужно устранить этот пробел, чтобы было        
однозначное толкование закона, потому что, в случае если закон может            
применяться в зависимости от политической ситуации по-разному, это уже не       
закон, а работа по понятиям и по правилам. Мы считаем, что необходимо в         
обязательном порядке устранить вот этот пробел в действующем законодательстве   
и внести соответствующие изменения.                                             
                                                                                
Никаких дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета принятие     
закона не потребует. Закон будет направлен на дальнейшее закрепление гарантий   
обеспечения равенства кандидатов, участников избирательных процессов и будет    
работать на повышение доверия граждан к результатам выборов. Кроме того, в      
связи с тем, что, по всей видимости, в самое ближайшее время будет принят       
новый закон - о переходе на смешанную систему выборов в Государственную Думу,   
мы в решении этого вопроса немножко смотрим и на перспективу. По нашему         
мнению, необходимо внести соответствующие изменения, поэтому обращаюсь с        
просьбой к депутатам Государственной Думы поддержать его принятие.              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В комитете мы      
очень внимательно и очень серьёзно относимся к рассмотрению инициатив,          
направленных на совершенствование избирательного законодательства, которые      
предлагают наши коллеги из разных фракций. В том числе мы рассмотрели и         
данную законодательную инициативу, и по ней у комитета, а также у других        
участников законодательного процесса сложилось однозначное мнение: по нашему    
мнению, внесение изменений в пункт 1-1 статьи 38 было бы излишним.              
                                                                                
Действительно, как совершенно справедливо указал Вадим Георгиевич, наш          
уважаемый коллега, данный пункт, данная норма была предметом рассмотрения в     
Конституционном Суде. По итогам рассмотрения было вынесено определение, а не    
постановление, определение от 1 июня 2010 года № 784-О-О, и в этом              
определении Конституционный Суд истолковал данную норму, тем не менее признав   
её... ну, не признав, не рассматривая вопрос о её конституционности, которая,   
очевидно, и не подвергалась сомнению. В этом определении Конституционный Суд    
указал, что положения нормы, в которую предлагается внести изменения, уже       
предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность      
избирательных комиссий его об этом уведомить, независимо от того, чем           
обусловлена эта неполнота: недостаточным отражением необходимых сведений в      
представленных документах или же непредоставлением какого-либо документа или    
документов. Но в то же время в этом же определении Конституционный Суд указал   
и следующее: все документы, необходимые для регистрации, должны                 
представляться в избирательную комиссию в установленный законом срок, так как   
иное противоречило бы принципу равного избирательного права, означающему        
участие граждан в выборах на равных основаниях. В том случае если мы примем     
данную законодательную инициативу, возникнет определённая правовая коллизия,    
которая будет заключаться в том, что можно будет не только восполнять           
сведения, которые содержатся в документах, но и предоставлять, допустим,        
неполный перечень документов. Совершенно очевидно, как следует в том числе из   
разъяснений Конституционного Суда, каждый кандидат, потенциальный кандидат на   
ту или иную выборную должность должен предоставлять полный комплект             
документов, а потом уже в дальнейшем избирательная комиссия может указать на    
то, что сведения, допустим, неполные, неточные, и в том числе и по              
собственной инициативе кандидат на любую выборную должность может эти           
сведения восполнить, но в любом случае полный комплект документов должен быть   
представлен.                                                                    
                                                                                
Исходя из этого, а также с учётом всех позиций, которые были выражены, в том    
числе и правительством, комитет рекомендует Государственной Думе данный         
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                                     
                                                                                
Вы совершенно правильно ссылаетесь на определение Конституционного Суда,        
правда, тут есть один нюанс: далеко не все избиркомы знакомы с документами      
Конституционного Суда. Так вот, не считаете ли вы, что самое разумное в         
подобной ситуации - прекратить все споры и устранить неопределённость, приняв   
поправки в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", исключающие     
неоднозначность его толкования?                                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Иванович, всё так, но если исходить из той       
формулировки, которая коллегами предложена, можно предположить, что можно       
сдать не все документы, а потом донести, но совершенно очевидно, что, сдавая    
документы по формальному перечню, если можно так выразиться, всё-таки           
кандидат должен выдержать этот стандартный перечень, который в законе           
предусмотрен, а потом уже восполнить, в том числе представить, допустим,        
дополнительные документы, на что указывал Конституционный Суд. А если           
буквально понимать ту формулировку, которая предлагается, то можно принести     
не все документы, к примеру не принести заявление, и в таком случае возникнет   
коллизия: с одной стороны, есть обязанность принести все документы, с другой    
стороны, в соответствии с предлагаемой нормой, если её принять в таком виде,    
можно предполагать, что можно принести не все документы, а потом донести,       
допустим то же самое заявление. Но по моему мнению, по мнению коллег наших,     
по мнению комитета, зачем порождать правовые коллизии?                          
                                                                                
Что же касается тех избирательных комиссий, которые, как выразились, не         
знакомы с позицией Конституционного Суда, их можно поправить, в том числе       
через суд общей юрисдикции, который рассматривает жалобы на действия            
избирательных комиссий.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ссылаясь на решения или представления              
Конституционного Суда, вам тем не менее надо было сослаться и на решение        
Европейского Суда по правам человека, который постановил, чтобы Российская      
Федерация выплатила за незаконную нерегистрацию Скуратова, если не ошибаюсь,    
35 тысяч евро. Мы с вами, вообще-то, наверное, должны делать закон таким,       
чтобы он любому гражданину предоставлял возможность исполнить конституционное   
право избираться и быть избранным. Вы же в данной ситуации упорствуете,         
настаиваете на том, чтобы произвол чинили комиссии, не всегда обученные,        
зачастую ангажированные, в принципе чаще всего нарушающие избирательные права   
граждан.                                                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, в чём, собственно говоря, вопрос?    
Я оставлю за скобками ваше утверждение о чинимом произволе со стороны           
избирательных комиссий, как вы выразились, но хочу вам напомнить, что тот же    
самый Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что в           
национальных законодательствах стран - членов Совета Европы могут быть          
установлены определённые требования и ограничения для тех граждан, которые      
хотят реализовать своё пассивное избирательное право, и эта практика признана   
законной, в том числе и в ЕСПЧ. Наш современный закон № 67-ФЗ "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" целиком и полностью соответствует в том числе и           
европейской практике.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Спасибо.                                                           
                                                                                
У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос.                                             
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, если вы, я имею в виду "ЕДИНУЮ          
РОССИЮ", не поддерживаете данный законопроект и считаете, что кандидата можно   
снять с регистрации, если он представляет неполные сведения о себе, означает    
ли это, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также будет руководствоваться этой логикой в том    
случае, если будут найдены какая-то недвижимость, бизнес-активы за рубежом у    
действующих депутатов Государственной Думы, в том числе у тех, кого сегодня     
обсуждает Интернет и пресса?                                                    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, в настоящее время неполные          
сведения об имуществе и доходах не являются основанием для отмены регистрации   
либо для отказа в регистрации кандидатов.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                               
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, здесь речь идёт об обязательном перечне документов, но       
может случиться такая ситуация: дипломы были представлены вовремя - о высшем    
образовании, кандидата, доктора наук, - а затем вдруг выяснится, что они        
оказались липовыми. Европейская практика в этом случае, независимо от того,     
прошло тридцать лет или более, просто заставляет человека уходить с             
должности, а у нас даже и суд не может заставить, потому что есть свои          
нормативы.                                                                      
                                                                                
Кроме того, в Удмуртии вот был случай, когда человек с судимостью был           
председателем комиссии, был поставлен во главе комиссии по безопасности. Это    
уже вообще случай, как говорится, вопиющий! Как вы считаете, должны сдавать     
депутатские мандаты в этом случае или нет?                                      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Виктор Евграфович, те два примера, которые вы привели,   
или та практика, о которой вы говорите, конечно же, не имеют никакого           
отношения ни к рассматриваемому сегодня законопроекту, ни в целом к вопросу о   
выборах в Российской Федерации. Мы прекрасно знаем, что есть ряд оснований,     
установленных в том числе Конституцией и 67-м законом, которые исключают для    
гражданина возможность реализовать своё пассивное избирательное право, в том    
числе это, допустим, наличие судимости. Если выясняется, что имеется            
судимость, что человек представил о себе ненадлежащие сведения, тогда следуют   
определённые правовые последствия в виде отмены регистрации кандидата, вне      
всякого сомнения. Диплом - либо диплом об образовании определённый, либо        
диплом о кандидатской степени - не является тем документом, наличие или         
отсутствие которого влияет на статус человека, зарегистрированного как          
кандидат.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь.               
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Заслушаем выступления после "часа голосования".                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4985 по 5251 из 6593
Уважаемые коллеги, произошёл небольшой системный сбой. Есть необходимость       
сделать паузу в голосовании, просят пятнадцать минут. Поэтому предлагается      
продолжить обсуждение прерванного вопроса, а мы, напоминаю, обсуждали 16-й      
вопрос повестки. Приглашаю на трибуну Николая Васильевича Коломейцева. (Шум в   
зале.)                                                                          
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, успокаивайтесь, успокаивайтесь. Мы сегодня успеем          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я от фракции   
выступаю, вы сразу...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы от фракции выступаете, семь минут.                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы знаете, необходимость... Я один из авторов этого закона.    
Я здесь слушал пламенное выступление руководителя всех муниципальных            
образований Российской Федерации, моего земляка, но вот я хотел бы ему          
возразить, потому что я, как и он, участвовал во всех выборах, начиная от       
районного, городского, областного уровня, избирался в одномандатных округах и   
имею богатый опыт незаконного ущемления, скажем так, в том числе и через        
суды. Я не хотел бы, чтобы мы с вами следовали древнеримской поговорке: себе    
- всё, а врагам - закон. Понимаете? Это неправильно. С моей точки зрения, мы    
с вами должны расширить возможности избираться и быть избранным. Вы знаете, у   
нас, к сожалению, из девяноста с небольшим тысяч избирательных комиссий         
подавляющее большинство ничего общего, так сказать, со знанием закона не        
имеет. Чаще всего ими управляет секретарь территориальной комиссии, который,    
как правило, является управляющим делами администрации района, города,          
посёлка, поселения и так далее и которого специально натаскивают, как надо      
сделать нужный результат. Вячеслав Степанович, мы специально в прошлом году     
попытались максимальное количество кандидатов выдвинуть во все округа, где      
избирались депутаты местных поселений. Вот хотел бы я вас рядом с собой         
посадить, чтобы вы всё это увидели. Я чрезвычайно был удивлён, когда вот на     
этом уровне, где там пятнадцать, ну, не пятнадцать - семьдесят человек          
избирателей, администрация начала выдавливать кандидатов всеми способами, в     
том числе угрожая увольнением им и их детям. Вы же понимаете, вопрос какой.     
Ну давайте ж мы тогда будем взаимовежливы и запретим вот этот беспредел,        
который в некоторых территориях приобрёл, вообще-то, уже хронический            
характер.                                                                       
                                                                                
В данной ситуации я не могу сказать, что наше законодательство худшее. Да, я    
знакомился с избирательным законодательством других стран, в силу               
приграничности участвовал неоднократно в выборах на Украине. Но вы ведь         
понимаете, вопрос какой. Вот мы на выборах в Госдуму поймали сто сорок пять     
человек за руку, лично при мне, вот я поймал, но Следственный комитет до        
настоящего времени на пойманных жуликов не завёл ни одного уголовного дела. А   
в суде мне говорят: ты - кандидат в депутаты - не должный представитель по      
этому вопросу. Верховный Суд не принимает моё заявление, отправляет в           
районный, а в районном суде мне говорят: а ты, Коломейцев, не должный           
представитель. Вы извините, как же я тогда докажу законность, если тот, кто     
должен определять законность, этого не делает? В том числе, кстати говоря,      
именно поэтому мы вот эту поправку предложили. В ней нет ничего                 
политического, есть просто уточнение закона, для того чтобы человек, который    
желает зарегистрироваться кандидатом, все документы представил, Дмитрий         
Фёдорович, всё, что положено, но вы же знаете, что есть звание профессор, а     
есть должность... В данной ситуации человек ну не указал, что он профессор,     
но он указал, что он завкафедрой, а вы берёте и не регистрируете его. Ну        
скажите, где же тут соблюдение его конституционных прав?                        
                                                                                
Я крайне негативно отношусь к Страсбургскому суду, потому что считаю его        
чрезвычайно политизированным и организованным специально для политического      
давления на правительства государств, но в данной ситуации - не я туда Россию   
вступал, так сказать, - в решении по тому же Скуратову однозначно сказано о     
том, что Россия нарушила права гражданина своей страны Скуратова, а вы          
знаете, что эти решения обязательны, в том числе и по выплате компенсации.      
                                                                                
Давайте мы с вами просто вот отделим зёрна от плевел. Если мы действительно     
хотим, чтобы у нас выборы не будоражили страну, хотя бы в части чести и         
нечестий, то давайте как положено организуем процесс и соревноваться будем на   
трибунах, на встречах с избирателями. А то сегодня что это за соревнование:     
приезжаешь в регион, а там среди зимы, минус 15 градусов, перед тобой закрыли   
Дворец культуры срочно, и директор пропал, ну такой же депутат, как и вы,       
понимаете, сказали, что уехал на каникулы за 350 километров, - ну это же        
неправильно.                                                                    
                                                                                
Заканчивая своё выступление, коллеги, я вас призываю: я, как и вы, очень        
болею за нашу страну и вижу вопросы, которые, с моей точки зрения, мы           
зачастую порождаем искусственно, даже там, где их быть не должно, поэтому       
давайте мы этот законопроект поддержим. Вы, Дмитрий Фёдорович, как кандидат     
юридических наук - надеюсь, скоро будете доктором, - представитель в            
Конституционном Суде, ко второму чтению уточните формулировки, и примем         
хороший закон. Я вас к этому призываю.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите Дмитрию Геннадьевичу Гудкову.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Приглашаю на трибуну.                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну странная у нас получается работа в Госдуме: фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" фильтрует выборы, а оппозиция с учётом недостаточного           
количества голосов фильтрует фильтры, то есть мы, к сожалению, пытаемся их      
смягчить хотя бы, а должны выступать вообще за отмену этих фильтров.            
                                                                                
Вот смотрите, в законопроектах из пунктов 15 и 16 речь идёт как раз о           
смягчении этих фильтров: фильтр муниципальный мы обсуждали в 15-м вопросе и в   
16-м вопросе у нас фильтры, я бы так назвал, административные,                  
бюрократические. Дмитрий Фёдорович, вы, отвечая мне на вопрос, сказали, что     
действительно сегодня не снимают кандидатов с избирательной кампании за         
представление неполной информации о недвижимости и бизнес-активах, но это на    
словах так всё замечательно, а если посмотреть, как это происходит на           
практике... Упирается у нас, как всегда, всё в практику. Вот кандидата в        
депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в Краснодарском крае сняли за то, что он      
якобы не представил информацию о счетах, о недвижимости. Как это произошло?     
Информацию он представил на двух листах: на первом листе были как раз           
сведения о недвижимости, а на втором листе стояла подпись. Смотрите, что        
делает избирательная комиссия: она выдёргивает вторую страничку с подписью,     
получается, что кандидат в депутаты представил информацию без подписи, - и на   
этом основании кандидат просто выбывает из избирательной гонки.                 
                                                                                
Что касается фильтров. Вячеслав Степанович говорит, что законопроект и вот      
этот фильтр свидетельствуют об уровне поддержки граждан. Вот давайте как раз    
измерим уровень поддержки граждан. Смотрите, что у нас произошло на выборах     
губернаторов, я специально выписал цифры. В Новгородской области                
представители партий, которые получили в сумме 52,2 процента голосов на         
выборах в Государственную Думу, не смогли выдвинуть своих кандидатов в          
губернаторы. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" получила 28,2 процента, КПРФ получила 19     
процентов, и 4,4 процента получила "ЯБЛОКО". Так вот, представители этих        
партий не смогли пройти муниципальный фильтр. О чём мы говорим?! Разве у этих   
политических партий нет поддержки в обществе? В Белгородской области            
представители политических партий, которые получили 37,7 процента голосов,      
тоже не смогли пройти этот муниципальный фильтр. Такая же ситуация в            
Рязанской области, где "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" получила 15 процентов голосов,     
вместе с "ЯБЛОКОМ" - 20,8 процента голосов, - тоже не смогли выдвинуть своих    
кандидатов, не прошли муниципальный фильтр. Я уже не говорю про Брянскую        
область, вы знаете эту историю. В Амурской области одна треть от всех           
кандидатов не смогла пройти вот эту регистрацию - они были отсеяны как раз по   
причине непрохождения муниципального фильтра. Поэтому, уважаемые коллеги,       
речь идёт именно о фильтрах, речь не идёт ни о какой избирательной...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев. Пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С ситуацией, когда кандидат     
или избирательное объединение среди документов, необходимых для представления   
в избирательную комиссию, не представляет какие-либо, сталкивались многие       
партии, и это, как правило, происходит на выборах регионального и               
муниципального уровней. Практика показывает, что избирательные комиссии в       
регионах и в муниципалитетах достаточно формально, а порой и крайне вольно      
подходят к толкованию избирательного законодательства, пытаясь под различными   
предлогами не допустить кандидатов к избирательной кампании, отказывая им в     
выдвижении или в регистрации. Такую возможность избирательной комиссии          
предоставляет в том числе неясная формулировка пункта 1.1 статьи 38, где        
указано, что кандидат или избирательное объединение вправе устранить            
выявленную неполноту сведений в представленных документах, а избирательная      
комиссия в случае выявления такой неполноты обязана известить об этом           
кандидата или избирательное объединение. Что такое "неполнота сведений"? К      
сожалению, единообразного понимания здесь нет, как нет и единой                 
правоприменительной практики. Сам Верховный Суд России по-разному трактует      
данное понятие: по делу номер 1-Г Верховный Суд указывает, что неполнотой       
сведений можно считать отсутствие документа, а по делу номер 49 - уже не        
указывает этого, по делу номер 7, свежее решение от 4 апреля 2012 года,         
Верховный Суд вообще говорит, что неполнотой являются недостатки в              
представленных документах. Если высшая судебная инстанция внутри себя не        
может определиться с понятием "неполнота сведений", то что же говорить о        
нижестоящих судах или избирательных комиссиях?!                                 
                                                                                
Спустя три года Конституционный Суд России - правда, не в постановлении, но в   
определении с позитивным содержанием - указал, что неполнотой сведений          
являются как отсутствие каких-либо сведений в представленных документах, так    
и отсутствие какого-либо документа. Как верно отмечает Правительство России в   
своём отзыве, данная норма закона не была признана Конституционным Судом        
неконституционной, однако данная норма и не проверялась на конституционность.   
                                                                                
Профильный комитет в своём заключении указал на единичный случай из судебной    
практики Верховного Суда России, когда кандидату было позволено представить     
документ, ранее им не представленный. По мнению комитета, именно этим           
единичным случаем должны руководствоваться кандидаты и избирательные            
объединения в работе с избирательными комиссиями и судами. Складывается         
впечатление, что комитет достаточно сильно оторван от земли, то есть от         
правоприменительной практики.                                                   
                                                                                
Ряд примеров хотелось бы привести, но за неимением времени ограничусь тем,      
что скажу: достаточно открыть "КонсультантПлюс" и посмотреть судебную           
практику... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, четыре минуты.                      
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, избирательное...                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, от фракции выступал Николай Васильевич    
Коломейцев.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к пенсии засчитается. (Оживление в зале.)             
                                                                                
Добавьте полминуты.                                                             
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, избирательное законодательство Федерации формализовано как   
никакое другое, именно ему требуются достаточно чёткие и недвусмысленные        
юридические конструкции. Наша законодательная инициатива направлена как раз     
на устранение многозначности толкования понятия "неполнота сведений". У         
кандидата, представившего неполные сведения о себе, должно быть право           
восполнить выявленную неполноту путём как внесения изменений, так и             
представления соответствующего документа.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вас прошу поддержать данный законопроект.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Вадим Георгиевич, вы будете выступать? Вадим Георгиевич Соловьёв, пожалуйста.   
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемые коллеги, предложенный проект закона абсолютно ясен и   
понятен: если кандидат, когда подаёт документы на регистрацию, забыл            
представить какой-то документ, подтверждающий те или иные сведения, которые     
он о себе указывает, то он просто доносит этот документ за сутки до принятия    
решения. То есть никаких проблем, никаких вопросов, никакой сложности в         
данной ситуации нет. Мы внесли предложения о внесении изменения в закон, и мы   
сделали выводы из той практики, которая сложилась, когда избирательная          
комиссия обязана за три дня до принятия решения указать кандидату на            
неточности, а он может поправить эти неточности, поэтому, безусловно,           
логичным является то, что если нет какого-то документа, то избирательная        
комиссия скажет: забыли диплом вложить или откололся этот документ - ну         
принесите копию документа. И проблема, как говорится, снимается. Абсолютно      
простая житейская ситуация, в которой может оказаться любой кандидат. Из-за     
того, что нет точного указания на то, что вправе вносить и документы, из-за     
этого и начинается чехарда, она началась на уровне избирательной комиссии и     
дошла до Конституционного Суда. Так зачем нам, как говорится, огород            
городить? Если добавить одно-единственное - слова "и документы", то и           
проблема будет решена. Таким образом мы решаем вопросы регистрации, вопросы     
защиты прав кандидатов, которые идут на выборы, повышаем доверие к этим         
выборам, снимаем те разночтения, которые возникают в зависимости от             
конкретного региона или конкретной избирательной комиссии, и никаких проблем    
нет.                                                                            
                                                                                
Хочу сказать, что абсолютно никакой логики в позиции комитета я не вижу,        
когда отклоняются законопроекты по самым элементарным вопросам, с которыми      
сталкиваемся каждый день во время проведения выборов: не хотим прозрачные       
ящики внедрять, не хотим с порогом явки что-то решать, не хотим устранять       
замечания в связи с регистрацией, и это уже как снежный ком нарастает.          
Волей-неволей приходишь к выводу о том, что депутаты от партии власти просто    
не заинтересованы в том, чтобы у нас были нормальные прозрачные выборы и        
чтобы к выборам было доверие граждан.                                           
                                                                                
Я думаю, что, если мы примем такое решение и внесём соответствующие             
изменения, выиграют от этого все присутствующие в этом зале и десятки тысяч     
кандидатов, которые будут участвовать в выборах. Ещё раз прошу поддержать       
этот проект закона.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать, нет? Нет.                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5470 по 5487 из 6593
16-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении имзенения в         
статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              205 чел.45,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.