Заседание № 78
О проекте федерального закона № 138887-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу о количестве депутатов при проведении выборов депутатов представительных органов по смешанной избирательной системе в муниципальных районах и городских округах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В. Глубокоуважаемые Иван Иванович, Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Федеральный закон № 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" установил, что "не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью двадцать и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов". После принятия указанной нормы в целом ряде субъектов Российской Федерации развёрнута целенаправленная кампания по внесению изменений в уставы муниципальных районов и городских округов, целью которой является сокращение количества депутатов в тех представительных органах районных и городских муниципальных образований, где их численность превышает двадцать. Например, только в одном Приморском крае таких случаев три. Так, в ноябре прошлого года в Кавалеровском муниципальном районе Приморского края количество депутатов было снижено с двадцати одного до семнадцати человек и установлена исключительно мажоритарная система выборов в местную Думу. Представители правящей партии абсолютно верно просчитали свои интересы: если на выборах в Государственную Думу в 2011 году жители Кавалеровского района отдали значительное число голосов за КПРФ, то после установления исключительно мажоритарной системы выборов "ЕДИНАЯ РОССИЯ" при небольшом электоральном перевесе, но огромных финансовых и административных ресурсах легко провела своих депутатов по одномандатным округам, не оставив представителям оппозиции ни одного места в местные Думы! Получается, что интересы граждан, не голосовавших за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", выражать просто некому, что является грубейшим нарушением избирательных прав наших граждан и противоречит базовому принципу демократии - правлению большинства с обязательным учётом мнения и интересов оппозиции. Таким образом, искусственно создаётся ситуация, при которой выборы депутатов представительных органов районных и городских муниципальных образований будут проводиться только по одномандатным округам, исключая возможность выборов по партийным спискам. Представляется, что возврат к ранее существовавшей избирательной системе в муниципальных образованиях, когда выборы депутатов проводились только по одномандатным округам, - это шаг назад в развитии демократии и совершенствовании политических основ гражданского общества. По нашему мнению, выборы по смешанной системе, тем более в достаточно крупных муниципальных образованиях, какими являются муниципальные районы и городские округа, позволяют более объективно учитывать мнение большинства избирателей при выборе как конкретных депутатов по округам, так и представителей различных политических партий, регистрация которых в последнее время существенно упрощена. В связи с этим законопроектом предлагается исключить требование к количеству депутатов при определении проведения выборов депутатов представительных органов по смешанной избирательной системе в муниципальных районах и городских округах. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в обоснование своего отрицательного заключения сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 15-П, в котором Конституционный Суд указал на возможные негативные последствия применения правил пропорциональной избирательной системы, в частности на то, что в поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов не всегда получается обеспечить надлежащие условия для справедливого определения результата выборов и создаётся риск нарушения электорального равенства граждан перед законом. Авторы законопроекта, безусловно, поддерживают мнение Конституционного Суда, но при этом необходимо отметить, что Конституционный Суд не указал предельное число депутатов представительных органов поселений, ниже которого следует использовать мажоритарную систему выборов, следовательно, установить такое число должна была Государственная Дума. В настоящее время в пункте 19 статьи 35 закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что выборы представительных органов поселений с численностью менее пятнадцати депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. В таком случае понятно, откуда в пункте 18 той же статьи взялась ещё одна цифра - двадцать депутатов, против чего как раз и направлен законопроект. Установление фактически второго ограничения по численности для использования пропорциональной системы никаким образом не вытекает из постановления Конституционного Суда. Получается, что остаётся весьма широкий предел для усмотрения применять или не применять выборы по партийным спискам в тех муниципальных образованиях, где число депутатов составляет от пятнадцати до двадцати человек, - в масштабах страны их огромное количество. По нашему мнению, такое вольное обращение с пропорциональной системой выборов недопустимо. На практике выходит, что установленный нижний предел в пятнадцать депутатов понемногу искусственным путём - внесением изменений в уставы муниципальных образований - подтягивается (в кавычках) до двадцати депутатов, таким образом, существенно сокращается число представительных органов, где используется пропорциональная система выборов. Мы поэтапно, в течение многих лет в целях расширения представительства и максимального учёта мнения наших граждан вводили пропорциональную избирательную систему на всех уровнях власти - федеральном, субъектов Федерации, муниципальном, мы кардинальным образом расширили права и возможности для различных политических партий участвовать в избирательном процессе, а теперь сами загоняем их в жёсткие рамки на муниципальных выборах, что выглядит нелогично и рассогласуется с предыдущей практикой государственного строительства. Сегодня на всех уровнях власти, различные политологи, эксперты и другие публичные представители общества говорят о создании в стране гражданского общества. Будем считать, что принятие закона "О политических партиях", предоставляющего право регистрировать партии численностью пятьсот человек, дало возможность создавать такие партии в отдалённых поселениях с небольшой численностью населения. Как правило, любые объединения - теперь их можно называть партиями - создаются людьми с активной гражданской позицией, да и вступают в партии далеко не равнодушные люди. Отсюда, снизу, и должно возрождаться гражданское общество, а не насаждаться сверху по типу общественных палат. Чего же бояться? Наоборот, если на выборах большинство населения проголосует за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", депутаты из этой партии будут представлять соответствующий район или поселение, ну а, как вы знаете, остальные, меньшинство, вынуждены исполнять решения большинства, как это происходит у нас в Государственной Думе (например при принятии законов об образовании, здравоохранении, капитальном ремонте и так далее). Победит, к примеру, партия защитников леса - тоже неплохо: меньше браконьеров будет. Уважаемые депутаты, нет сомнения, что представленный законопроект требует доработки, но концепция этого законопроекта абсолютно правильная. Если мы приняли решение формировать представительные органы власти по партийным спискам, так давайте дадим эту возможность и жителям всей страны, независимо от количества проживающих в мегаполисе, районе или поселении. Вот тогда любая партия будет заинтересована в том, чтобы довести информацию о своей программе до жителей даже деревни, и такой подход даст возможность сформировать демократическое общество на деле, а не на словах. Поэтому обращаюсь к депутатам всех фракций с просьбой: независимо от партийной принадлежности давайте проголосуем за принятие данного законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Викторович. Владимир Николаевич Плигин с содокладом выступает. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Викторович очень подробно и предметно остановился на собственном законопроекте. Более того, он часть той аргументации - Анатолий Евгеньевич, вы правы, - на которую мы собирались ссылаться, а именно решение Конституционного Суда, также вспомнил. Этика выступления от комитета не предполагает достаточно подробной полемики собственно по вопросам партийных взаимоотношений или позиции той или иной партии, поэтому я, к сожалению, в этой части своего выступления на этом остановиться не могу, как не могу говорить, аргументировать, кому выгодна та или иная система или кто может пользоваться той или иной системой. Меня, конечно, в некоторой степени... ну, вряд ли здесь можно употребить слово "удивило", но меня в некоторой степени впечатлили очень точные оценки, рассуждения о том, какая система является наиболее предпочтительной - система пропорциональных выборов, смешанная или по одномандатным округам. Вообще, в каждой стране это предпочтение зависит от конкретных политических условий, конкретных задач, которые решаются, поэтому я хотел бы обратить внимание на то, что в настоящее время в экспертном сообществе, в политических кругах, кстати, и в Послании Президента Российской Федерации шла речь о том, что в том числе такой сложный и важный институт, в котором мы присутствуем, возможно, должен формироваться на смешанной основе, то есть это и партийные списки, и выборы по одномандатным округам. Таким образом, вот эта однозначность в утверждении, конечно, остаётся предметом дискуссии. Действительно, я благодарен Алексею Викторовичу за то, что он сослался на известное постановление Конституционного Суда от 7 июля 2011 года № 15-П по делу о проверке конституционности положения части 3 статьи 23 федерального закона № 131-ФЗ и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области". Согласно этой позиции действительно была введена норма о необходимости установления количественного критерия применения пропорциональной избирательной системы для муниципальных районов и городских округов. По сути, это было связано с тем, что применение правил указанной системы при меньшем числе депутатов не позволяет обеспечить надлежащие условия для определения результатов выборов, создаёт риск искажения волеизъявления избирателей, нарушения равенства избирательных прав граждан и отступления от принципов свободных и справедливых выборов, и в этой части федеральный законодатель определил свою позицию именно так, как она выражена в действующей норме закона. Какого-либо основания для изменения этой действующей нормы закона, кроме субъективных ощущений тех или иных политических сил, мы в настоящее время не находим, поэтому комитет предлагает отклонить данный законопроект. Сохраним стабильность практики, стабильность законодательного процесса. Что касается достижения результатов конкретных выборов в конкретных муниципалитетах - это каждый раз зависит, я ещё раз хочу сказать, от умения, от конкретной ситуации, связанной с развитием российской политической системы, и ни в коей мере, как показывает практика, изменение или отступление применительно к этому уровню обсуждения от сложившейся практики не оказывает влияния на усиление или уменьшение роли политических партий как основного инструмента гражданского общества. Наоборот, практика говорит о том, что роль политических партий, множества политических партий, которые есть в настоящее время, усиливается. Встречи в том числе с непарламентскими политическими партиями убеждают в том, что они напористые, они принимают активное участие в избирательных кампаниях, что, собственно говоря, и обязало нас подойти в некоторой части к изменению практики использования электронных средств подсчёта результатов голосования, о чём сегодня с утра вспоминал депутат Овсянников, правда, в слишком большом ряду других исключений, включая названия отдельных видов спорта. Предлагаем оставить норму в действующей редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, в бытность президентом лидер вашей партии Медведев Дмитрий Анатольевич (извините, если вы сегодня в "Народном фронте", я просто не знаю, кто у вас где) в президентском послании в своё время предлагал развитие гражданского общества, и комитет под вашим водительством очень правильно предложил и быстро принял в первом чтении законопроект как раз о распространении этой практики на муниципалитеты. Я вам напомню, что на 1 января у нас было 23 116 муниципалитетов. Когда вы внесли второй законопроект, по поводу ограничения возможности введения этой системы двадцатью депутатами, я вам сказал: "Владимир Николаевич, вот увидите, через полгода муниципальных образований, в которых меньше двадцати депутатов, будет большинство" - вы апеллировали. Не могли бы вы привести пример, статистику, на сколько всё-таки уменьшилось число муниципальных образований?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, я не способен оценивать вашу прозорливость с точки зрения статистики и, к сожалению, действительно сейчас вряд ли смогу привести конкретную цифру, но тем не менее хотел бы подчеркнуть, что та норма, которая в настоящее время существует в законе, ни в коей мере не ограничивает развитие гражданского общества, институтов гражданского общества и политических партий, которые являются одними из основных участников этого гражданского общества. В Российской Федерации существуют десятки тысяч общественных организаций, которые активно формируют вот именно это понятие - "гражданское общество". С моей точки зрения, ваша партия ни в коей мере не имеет возможности сказать, что она недостаточно представлена или что те возможности, которые предоставляются в настоящее время федеральным законом партиям, являются недостаточными. Мне кажется, что иной подход был бы подходом в некоторой степени неоптимистичным, который традиционно вы демонстрируете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, это полемика. Насчёт того, что вы сказали, что мы не можем пожаловаться на то, что недостаточно представлены, - ну, это ваш упрёк, это постоянный упрёк именно "ЕДИНОЙ РОССИИ" в адрес КПРФ и других оппозиционных партий в том, что мы выдвигаем недостаточно кандидатов на муниципальных выборах в местное самоуправление и, соответственно, недостаточно представлены. В развитие предыдущего вопроса. Я так понял, что комитет не владеет статистикой в отношении того, что произошло после вот таких изменений в законодательстве. То есть вы считаете, что данные, которые представлены нашей фракцией, субъективны и для вас неубедительны. Может быть, имеет смысл тогда обратиться к Комитету по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, чтобы провести подобные исследования и предоставить эти данные? Потому что если эти процессы идут, то мы имеем дело с искажением политической системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Прежде всего, я не давал оценок данным, я не говорил о том, что те или иные данные являются субъективными или объективными. У меня нет никаких оснований думать, что Николай Васильевич Коломейцев в тех случаях, когда он представляет данные, каким-то образом их искажает, тем более что он действительно постоянно обращается к данным из статистического сборника "Россия в цифрах". Другое совершенно дело, каким образом оценивать эти данные, говорить о том, ведут ли они к искажению картины российской политической системы. Ни в коей мере не ведут, идёт нормальный процесс развития российской политической системы, в том числе на уровне муниципалитетов, система проходит стадию становления, поэтому мы полагаем, что те критерии, которые установлены в настоящее время в федеральном законодательстве, являются достаточными и их менять нет необходимости. В этом смысл выступления, которое было сделано. Ещё раз: никаких оценок с точки зрения того, являются данные верными или нет. А вот другие оценки, что эти данные якобы свидетельствуют об уменьшении или об увеличении объёма демократии, о воздействии их на российское гражданское общество, - это оценки уже другого порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Владимир Николаевич, допустим, в районном собрании было двадцать пять депутатов, а как только приняли вот этот закон, обязывающий половину разыгрывать по партийным спискам, - тут же уменьшили до девятнадцати. В то же время, допустим, в Ростовской области совершенно недавно законодательное собрание с мотивировкой, что на одного депутата слишком большая нагрузка, то есть слишком большое число избирателей приходится, увеличили численность с пятидесяти до шестидесяти - может быть, это и неплохо. Как вы думаете, может быть, нам всё-таки стоит какую-то цифру установить, с учётом которой будут формироваться все эти законодательные (представительные) органы власти? Допустим, на одного депутата Госдумы приходится, условно говоря, 225-250 тысяч избирателей. У нас есть законодательные собрания, где почти сто депутатов, в то же время на двенадцатимиллионную Москву у нас двадцать пять депутатов, если мне память не изменяет. Может быть, всё-таки навести в этом плане порядок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валентин Валентинович, в своё время по предложению президента Медведева, высказанному в одном из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, были критерии введены. Так, в настоящее время в Московской городской Думе, если я ошибаюсь, прошу меня поправить, тридцать пять депутатов, в дальнейшем число депутатов будет несколько большим, то есть критерии введены. Мне представляется, что в рамках того текста, который мы обсуждаем сегодня, нет необходимости менять критерии, которые установлены современным законом. Вместе с тем, Валентин Валентинович, я поддерживаю вашу обеспокоенность, идею, которой был продиктован вопрос, что избиратели должны иметь должный уровень представительства, то есть органы муниципальных образований не должны иметь завышенную численность, но одновременно они не должны иметь и слишком малую численность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Владимир Николаевич, мы посмотрели решение вашего комитета, и нам понятна ваша логика и ссылка на позицию Конституционного Суда, что при снижении количества депутатов которое стремится к нулю, конечно, делить на одномандатные, многомандатные, партийные списки, вообще, смысла никакого нет. Ссылки на то, что сегодня существуют такие различия в федеральных законах и нестыковки, - это, понятно, уход от решения данной проблемы. Решить это арифметически достаточно легко. Скажите, пожалуйста, ваше личное мнение, если мы найдём понимание по численности представительных органов муниципальных районов и городских поселений, можно ли и нужно ли вводить обязательно смешанную систему выборов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, существование той или иной системы - и об этом говорит история - обусловлено многими задачами, которые общество должно решить. В частности, это очень наглядно было продемонстрировано при переходе на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы в тот исторический период, когда такого рода переход был осуществлён. Это действительно способствовало развитию политической системы, систематизации деятельности политической системы, но в дальнейшем, видимо, нужны изменения с учётом и общественного запроса, и тех оценок по объёму представительства, которые даются. Поэтому я предпочту не останавливаться предметно на применении смешанной системы к какому-то конкретному уровню власти, то есть выборов муниципальных, выборов в субъектах Российской Федерации или выборов в Государственную Думу. Почему? Потому что это очень предметный разговор, и этот предметный разговор увязывается каждый раз с теми задачами, которые решаются на том или ином уровне публичной власти. Существуют оценки, что в принципе на уровне муниципальных образований очень важна степень индивидуализации, то есть индивидуальные характеристики депутатов муниципальных образований, а не их характеристики с точки зрения партийной принадлежности, но есть и другие оценки. Принятые законы в своё время привели к увеличению партийной компоненты на муниципальных выборах, это поддерживали все политические партии, собственно говоря, законодательство пошло этому навстречу. Но ещё раз, возвращаясь к сути законопроекта, скажу: мы предлагаем оставить те критерии, которые в настоящее время установлены действующим федеральным законом. Политические цели должны достигаться политическими методами, другой системой работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, шесть человек записались. Есть предложение всё-таки с учётом того, что уже 17.37, по одному выступлению от фракции. Нет возражений, не надо ставить на голосование? Нет. Пожалуйста, от фракции КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы, готовя этот законопроект, проанализировали ваши речи и речи ваших вождей - тогда вы предлагали совершенно обратное, правда, тогда и президент был несколько другим, и его послания были несколько другими. С нашей точки зрения, при всём политическом плюрализме, если преследовать цель развития гражданского общества, в принципе были произнесены совершенно правильные слова. Для того чтобы политические партии и их представители появились во всех 23 тысячах муниципальных образований из 116 тысяч, для этого первое условие - половина из них должны быть по спискам партий и движений. Да, там будет простыня двухметровая, но всё равно попадутся, скажем, из двадцати человек десять, пусть эти десять будут из разных партий, и это будет тормозом коррупции. Вы, Владимир Николаевич, очень широкообразованный человек, информированный и прекрасно знаете, что сегодня не только резко возросла тенденция возбуждения уголовных дел против "Оборонсервиса" и чиновников, с этим связанных, но прежде всего возросло давление прокурорского и милицейского, или полицейского, сообщества на глав муниципальных образований. Об этом свидетельствует встреча Президента Российской Федерации и генерального прокурора с главами муниципальных образований, где стоял визг глав муниципальных образований - пусть они меня извинят за такое слово, - каждый второй выступавший две трети своего выступления посвятил несоразмерности прокурорских проверок и их качества: они отвлекают от работы. Вот, скажем, Сергей Бездольный из города Азова Ростовской области говорил, что он вынужден был везти целую "газель" бессмысленных документов, по которым потом не было принято никаких решений. Вы понимаете, вопрос какой, мы, с одной стороны, уменьшаем количество персонала, заставляем сокращать, и правильно делаем, но, с другой стороны... Скажем, мэр Новочеркасска принял за один месяц сорок три проверки, приехали сто пятьдесят проверяющих, и каждый проверяющий требовал отдельную комнату, компьютер и сотрудника, который будет его сопровождать, а у него в аппарате администрации всего сто двадцать человек - вы понимаете абсурдность этой ситуации? Я почему отошёл в сторону от темы? Потому что, с моей точки зрения, самым главным и универсальным средством в мире от коррупции являются как раз настоящие демократические выборы и многопартийность, о которой так воодушевлённо сегодня говорил Владимир Вольфович. И я с ним полностью солидарен, потому что если есть другая партия, то уже будут тщательнее проверять. Именно на этом зиждется британская конституционная монархия, а также политика многих европейских государств, да тех же Соединённых Штатов Америки, и той же Японии, хотя мы с вами понимаем, что там, в общем-то, всё это достаточно условно, но тем не менее, скажем, в Великобритании возможность, скажем, правительства тори вести в альтернативном режиме обсуждение законов несколько уменьшает уровень коррупции. Я понимаю, с точки зрения политической целесообразности вы, как профессиональный юрист, можете обосновать одно и то же с разных позиций, но мне кажется, что этого делать не надо, и целесообразней, если мы хотим сохранить страну, развивать активность наших граждан, развивать политическую систему, не простыню из двух метров и двухсот партий сочинять, а сделать так, чтобы парламентские партии крепли, повышали свою ответственность за сказанное и сделанное и имели представительство от Москвы до самых до окраин. То, что предлагаете вы, имеет совершенно обратное действие, я это точно знаю. Вот у нас в Ростовской области в прошлом году, как вы знаете, были массовые муниципальные выборы. Я пафос Вячеслава Степановича не разделяю почему? Я общаюсь в силу своей деятельности и потому, что я там родился и вырос, со всеми политическими партиями совершенно свободно, многих знаю с детства или юности, и я точно знаю, что и у "ЕДИНОЙ РОССИИ" были колоссальные проблемы - и чем дальше от Ростова, тем больше - в подборе кандидатов, до того дошли, что учителей и библиотекарей заставляли выдвигаться, потому что не набирали комплекта. Безусловно, у тех, кто в оппозиции, эта проблема чем дальше от столицы, тем больше. Почему? Есть колоссальная безработица и есть колоссальные феодальные привычки, и в условиях безработицы указующий перст начальника приобретает большую значимость, потому что любого могут уволить, - и не найдёшь в округе на сто километров работы. С нашей точки зрения, если вы искренне болеете за судьбу России, - а то, что Владимир Николаевич болеет, я знаю, я с ним много раз беседовал на эту тему - Владимир Николаевич, я предлагаю вам в заключительном слове изменить тональность и хотя бы от себя сказать, что вы-то в душе за это, но, к сожалению, комитет и те, кто над комитетом, порекомендовали вам на этот раз отказать, хотя с точки зрения целесообразности для страны это совершенно вредное явление. Дорогие мои коллеги, я призываю вас поддержать наш очень простой для понимания, очень полезный для практики и России законопроект: мы позволяем иметь естественный ограничитель для зарвавшихся чиновников в лице партийного представительства во всех представительных органах власти. Ещё родоначальник политики Аристотель говорил, что справедливость закона зиждется на социальном представительстве в органах власти различных сословий (тогда не было классов) - от землепашца до аристократа, мы же этот принцип не соблюдаем. Давайте вернёмся к первоосновам - тут нет никакой угрозы капитализму, но есть спасение в части обережения власти от коррупционных явлений, от произвола и многого другого. Я призываю вас поддержать наш закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Катасонов Сергей Михайлович. Включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Владимир Николаевич, я, к сожалению, не получил от вас ответа на вопрос о том, каково же ваше личное мнение, а я ведь так поставил вопрос совсем не случайно. Отвечая, вы говорили, что меняется политическая конъюнктура, рассматривали целесообразность предложения, различные точки зрения и так далее. Насколько я понимаю, мы имеем дело с постоянным изменением какого-то мнения, которое до вас доводят, и вы вынуждены его отстаивать, но было бы, наверное, правильно, учитывая ваш авторитет в этой области, формировать у нас эту точку зрения, доводить её до тех, откуда приходят команды, - ну невозможно на протяжении одной недели слышать диаметрально противоположные мнения! Я помню, как усердно нам доказывала партия власти, что муниципальные фильтры необходимы, полезны, притом настолько полезны, что без этого просто жить дальше нельзя! Так о каких фильтрах мы с вами тогда говорим, если у нас на территориях, где они должны быть, нет сегодня представительства различных партий?! То есть, с одной стороны, мы говорим, что это необходимо развивать, но прошёл один день, и вроде бы ничего не поменялось - мы берём и встаём на диаметрально противоположную точку зрения! Учитывая, что ваше мнение - это мнение комитета и большинства в этом зале, конечно, хотелось бы, чтобы позиция, которая здесь в дискуссиях вырабатывается, как-то туда доходила. Я могу вам сказать, что ситуация, которую сегодня приводят в качестве примера инициаторы законопроекта, аналогичная на всех территориях. В частности, в Оренбургской области сейчас идут слушания уставов, цель которых одна - снизить количество депутатов в районах, и мы совершенно чётко понимаем, для чего это делается. Но самое главное - что мы получим потом ситуацию, с которой опять будем героически бороться, потому что, если не будет представительства системной оппозиции на территории, там появятся свои, местные "болотные люди" и вот тогда мы будем с вами там пытаться как-то решать эти проблемы: опять у нас будут уголовные дела по надуманным поводам и так далее. Не проще ли сегодня вот тот шлюз, который нам открывает генеральная линия вашей партии, использовать? Давайте дадим возможность сегодня избираться на территории по смешанной системе с учётом каких-то критериев. Я вот посмотрел заключение вашего комитета, оно достаточно лаконичное: вы там ссылаетесь на Конституционный Суд. Я говорил, что логика есть: да, если будет десять или восемь депутатов, сложно проводить выборы по смешанной системе. Но вот в заключении комитета по местному самоуправлению речь идёт о нестыковках между законами в части представительства - я думаю, что вопрос с математикой, с цифрами мы легко могли бы урегулировать. Вот один из вариантов: мы можем от фракции внести законопроект, в котором увеличим представительство - не пятнадцать установим, а двадцать. Вот если мы двадцать сейчас установим, то сразу все законы будут у нас причёсаны под одну гребёнку и появится возможность избирать в муниципальных районах и в городах по смешанной системе, но мы должны понимать, есть ли нам смысл этим заниматься, вы скажите свою позицию. Если вы нам скажете, что ни при каких условиях вот на этой неделе или в течение месяца ветер иначе не подует и ничего не произойдёт, мы тогда и не будем бесполезной работой заниматься. А писать, что у нас нестыковка в федеральном законодательстве, я думаю, это не совсем корректно в этом здании, нужно высказывать позицию, которая была бы всем понятна, - что сегодня позиция партии большинства - не допускать смешанную систему на муниципальный уровень! Я уверен, что фракция ЛДПР проголосует и поддержит законопроект, который внесли наши коллеги, потому что, на наш взгляд, он направлен на расширение демократии, на управляемость процессов на территории нашей страны и, несомненно, он принесёт пользу как политическому процессу, так и экономике нашей страны. Мы поддержим законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Тимченко Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел бы ответить на вопрос Николая Васильевича Коломейцева по поводу того, сколько было муниципальных образований, сколько стало. Николай Васильевич, по состоянию на 1 января 2011 года было 24 893 муниципальных образования, по состоянию на 1 января 2013 года - 23 001, не 23 116, а 23 001. Причём сокращение количества муниципальных образований произошло в основном за счёт укрупнения, и, соответственно, за счёт увеличения числа жителей представительные органы имеют большее количество депутатов. Я не буду приводить аргументы, они достаточно профессионально изложены Владимиром Николаевичем Плигиным в докладе, считаю, что материалы, которые он представил, убедительно свидетельствуют, что данная законодательная инициатива пока ещё преждевременна. Безусловно, наше законодательство не является догмой и не является чем-то незыблемым, и, возможно, когда-нибудь придёт время и мы изменим какие-то параметры, в том числе законодательные нормы в отношении выборов на муниципальном уровне, но, уважаемые коллеги, как и в законопроекте, который мы недавно рассматривали, буквально на предыдущем заседании, касавшемся изменения количества депутатов, вернее, качества, если можно так сказать, депутатов, поддерживающих кандидатов... опять же подчёркиваю: это не фильтры муниципальные, и не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет. Коллеги, нужно правильно оценивать, что даёт тот закон, который позволяет муниципальному сообществу реально участвовать в выдвижении кандидатов для избрания главами субъектов Российской Федерации. Закон, по которому мы сегодня живём, ещё не получил достойного применения, мы ещё не можем сделать реальные выводы о том, насколько он позитивен, насколько он эффективно работает. А вот по истечении какого-то промежутка времени (а этим занимается и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, и общественные организации), проведя анализ, чтобы дать реальную оценку, а не выдвигать политические лозунги и призывы, мы сможем сделать вывод, насколько эффективно он действует. Что касается давления на муниципальное сообщество. Мне кажется, это не совсем относится к теме рассматриваемого законопроекта. Да, действительно, проблема есть, и на Совете при президенте по развитию местного самоуправления, безусловно, очень активно обсуждались эти вопросы, и есть поручение президента разработать законопроект, внести в Госдуму, который упорядочит проверки со стороны надзорных органов - не только прокуратуры, но и всех других надзорных органов. Но это никоим образом не имеет отношения к избирательной системе либо к деятельности представительных органов муниципальных образований. Почему? Потому что вот эти проверки и претензии не в отношении представительного органа муниципального образования, а в отношении исполнительной власти. Полностью отказаться от проверки и контроля за соблюдением закона и нормативных актов мы не можем - на это направлена вся наша система, для того чтобы были прозрачны, понятны принимаемые решения и исполнение в соответствии с законом тех полномочий, которые возлагаются на органы местного самоуправления. Поэтому, уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что принятие данного законодательного акта преждевременно, и мы не будем поддерживать эту законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Представители президента, правительства? Докладчик? Будете выступать, Алексей Викторович? Пожалуйста, депутату Корниенко включите микрофон. КОРНИЕНКО А. В. Спасибо. Уважаемые депутаты, я ещё раз обращаюсь к вам с просьбой поддержать данный законопроект в первом чтении, тем более что в ближайшее время, я так понимаю, мы будем рассматривать новое избирательное законодательство Российской Федерации, и, на мой взгляд, именно снижение планки для участия политических партий в муниципальных выборах явилось бы тем фильтром, который позволил бы новым политическим партиям, буквально недавно созданным, участвовать достаточно широко в выборах на федеральном уровне. Я ещё раз повторю: это стало бы народным муниципальным фильтром, поэтому, уважаемые коллеги-депутаты, поддержите наш законопроект в первом чтении. Безусловно, он требует доработки ко второму чтению, но совместными усилиями мы всё это сделаем, выполним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я благодарен за ту очень интересную дискуссию, которая сегодня прошла в зале в связи с данным законопроектом. Несомненно, и Вячеслав Степанович на это обратил внимание, стоит разделить обеспокоенность с точки зрения недопустимости увеличения числа проверок, с точки зрения качества, продолжительности этих проверок, а также точно оценить те затраты, которые несут муниципалитеты, и в какой степени это количество проверок действительно необходимо, а в какой дезорганизует работу. Стоит разделить эти опасения. Вместе с тем, возвращаясь к предмету данного обсуждения, я хотел бы сказать, что ни в коей мере не затрагиваются действующим законодательством такие фундаментальные институты, как демократические институты, ни одной политической партии действующая норма не мешает находить действенных, эффективных личностей, тем более что если мы говорим о муниципальных образованиях, то вследствие тех задач, которые решаются на муниципальном уровне, вот этот личностный компонент достаточно часто более значим по сравнению с компонентом политическим или партийным именно с учётом уровня, подчёркиваю, уровня публичной власти, о котором мы говорим. Поэтому мы и предлагаем сохранить действующую норму законодательства: она адекватна, позволяет строить гражданское общество и при определённой работе обеспечивает представительство различных политических сил на муниципальном уровне. Ещё раз хочу сказать спасибо за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. В рамках объявленного "час голосования" ставлю рассматриваемый законопроект на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 11 сек.) Проголосовало за 183 чел.40,7% Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 185 чел. Не голосовало 265 чел.58,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.