Заседание № 79
О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад Сергея Александровича Попова. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня в окончательном варианте к третьему чтению предлагается законопроект "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В среду мы с вами рассматривали данный законопроект во втором чтении. Все материалы к третьему чтению готовы. В заключении Правового управления замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы у представителей депутатских объединений есть? Есть вопрос у Владимира Вольфовича Жириновского. Включите, пожалуйста, микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данном законопроекте речь идёт о том, чтобы и другие организации могли совместно с политической партией формировать списки кандидатов, но мы же с вами ещё до сих пор не приняли закон о том, чтобы голосование на выборах в муниципальные органы шло по партийным спискам. Вот как это состыковать? Они имеют право, а закон о том, что партии сами имеют право это делать, мы ещё не приняли. Если я что-то не понимаю, объясните, в чём дело. ПОПОВ С. А. Владимир Вольфович, мы и в первом, и во втором чтениях эту тему рассматривали. Речь сегодня идёт о том, что мы доверяем субъектам самим определяться, по какой схеме проводить выборы на уровне местного самоуправления. И у нас с вами уже есть практика, когда выборы проходили и по одномандатным округам, и по смешанной системе, и по спискам. Данный законопроект, вы правильно это подметили, определяет именно порядок участия общественных объединений в формировании списков партий там, где выборы проходят или по смешанной системе, или по спискам. Тот законопроект, о котором вы говорите, к данному отношения не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь. Также выносим на "час голосования".
Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По мотивам - Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Фракция будет голосовать против этого законопроекта, так же как голосовала в первых двух чтениях. Ещё раз нашу позицию обозначим. Первое. Никто сегодня не запрещает общественным организациям выдвигаться и идти на выборы по партийным спискам либо просто от партии выдвигаться в избирательных округах, таких запретов нет. Более того, мы приводили при первом чтении примеры широкого сотрудничества с общественными организациями. У нас в КПРФ очень много выдвиженцев от различных общественных движений, и депутаты сегодня успешно работают на разных уровнях власти. Такие же примеры приводили и другие партии, в частности фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Итак, никто не запрещает. Второе. Мы вносим изменения, мы вводим законопроектом норму в норму, которой сегодня не существует в федеральном законе: законопроект, который предполагает избрание по партийным спискам депутатов на уровне местного самоуправления, застрял в Государственной Думе, скоро год исполнится, как он в недрах Государственной Думы обсуждается и дальше первого чтения сдвинуться не может. Возникает вопрос: а для чего же данный законопроект, вообще говоря, нужен? На наш взгляд, ситуация заключается в том, что в ходе избирательной кампании по округам при мажоритарной системе на результаты решающее влияние оказывают всё больше и больше финансовые ресурсы, то есть количество денег, вложенных в избирательную кампанию, а в ходе голосования по партийным спискам решающее значение порой имеет административный ресурс. И этот законопроект - это подарок административному ресурсу. Сегодня общественные организации имеют возможность реализовать своё право по Конституции быть избранными по партийным спискам, а вот когда данный законопроект будет законом, административный ресурс получит такой механизм, что закрепостит общественные движения, и они будут обслуживать, конечно, только одну партию - партию власти, как бы она ни называлась, какая бы партия у власти ни находилась. Мы против этого, мы считаем, что это нарушение демократических норм, заложенных в нашей Конституции, и, конечно, будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович от фракции ЛДПР, по мотивам. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хочу тоже высказать отрицательное отношение к данному проекту закона. Почему? Я не знаю, почему депутат Локоть, а до этого Кашин не назвали вещи своими именами: Чернобыльская АЭС - там диверсия была, господа коммунисты, специально, чтобы помочь разрушить Советский Союз. И лётчик Руст сел потом тоже - всё это одного поля ягодки. Так вот, здесь для чего это делается? Во-первых, это нарушает закон "О политических партиях". Политические партии не обязаны кого-то обязательно включать в свои списки, это решают партийные организации. Представьте ситуацию: идёт собрание партийной организации любой партии, приходит группа товарищей и говорит, что они будут участвовать по вашим спискам в выборах. Всё равно что приходит человек в чужую семью и говорит: теперь я у вас буду второй папа, или вторая мама, или хотя бы будем вместе обедать. Что в этой семье скажут? Это мошенничество. Вы создайте свою семью и обслуживайте себя. Теперь мы законом заставляем политическую партию принять группу товарищей в свой список. И это уже делается внаглую! Заместитель губернатора Краснодарского края нам так и сказал: включите наших людей в ваш список на выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края - пройдёт список, не включите - не пройдёт. Мы не включили, и список не прошёл. А теперь появится ещё и закон, вот по закону нас и будут просить включать чужих людей в свой список. То есть, конечно, это попытка навязать политическим партиям нужных, своих людей. Но не вижу в этом смысла. Какой смысл? Мы же с вами тиражируем предательство и коррупцию. Сегодня есть блестящие возможности... ведь за деньги перекупают нормальных членов партии на местах, членов избиркомов или просто во фракциях переводят туда-сюда. Ну и, самое главное, когда я также задал вопрос докладчику, депутату Попову, он мне ответил, что это разные законы. Депутат Локоть не слышит этого и повторяет то же самое, что я говорил: мол, где закон о выборах по партийным спискам? Но, оказывается, это разные уровни, разные уровни выборов. Представляете, если мы, депутаты, не можем разобраться, участие в каких выборах мы определяем данным законом, то что поймут наши граждане? Смотрите: для участия в выборах в представительные органы муниципальных образований. И есть ещё органы местного самоуправления. И кто нам точно скажет, какой посёлок относится к местному самоуправлению, а какой - к муниципальному образованию? У нас же их десятки тысяч, десятки тысяч! И всё не по-русски пишем: муниципальное образование. Кто мешает всё это назвать нормально: выборы на селе и выборы в городе? Всё... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона, пункт 5, в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 78
О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований; принят в первом чтении 21 января 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Марков. МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем подготовленный ко второму чтению законопроект, важный для развития партийно-политической системы страны и системы выборов. Его принятие позволит решить важные задачи, связанные с повышением роли общественных объединений в нашей стране, и создаст правовой механизм для того, чтобы представители общественных объединений имели реальную возможность представлять интересы граждан в органах местного самоуправления. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению мы получили шестнадцать поправок, которые включены в таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Также мы получили заключение Общественной палаты Российской Федерации. Предложения Общественной палаты нашли своё отражение в поправках, вынесенных на обсуждение. Десять поправок носят юридико-технический характер. Наиболее характерная из этих юридико-технических поправок - это изменение названия законопроекта. Дело в том, что наше Правовое управление обратило внимание разработчиков на то, что когда вносятся изменения не более чем в две статьи, то номера этих статей указываются в заголовке. Это всё было учтено. Кроме того, коллеги, вы, возможно, заметили, что в поправках, предложенных к принятию, появился термин "соглашение" вместо термина "договор (иной документ)", который использовался раньше. Дело в том, что политическая партия совместно с общественным объединением заключает соглашение в письменной форме, в котором чётко прописывает порядок их взаимодействия при выдвижении кандидатов на выборах в муниципальные органы власти. Термин "договор" в большей степени свойственен гражданско-правовым отношениям, в то время как термин "соглашение" является универсальным, в том числе активно используется и в конституционно-правовой сфере. Заслуживает внимания поправка, которая даёт политической партии возможность манёвра на этапе формирования списка кандидатов на муниципальных выборах. В соглашении должны быть записаны основания, по которым политическая партия вправе отклонить ту или иную кандидатуру, предложенную общественным объединением. Дело в том, что рядом партий во время обсуждения законопроекта в первом чтении предъявлялись претензии к законопроекту в связи с тем, что здесь партия ставится в вынужденное положение, так сказать, второе чтение снимает эти озабоченности. Поправка позволяет политической партии контролировать ситуацию по включению в список кандидатов от общественных объединений, достойных представлять эту партию. Поправками также расширяется круг общественных объединений, с которыми могут быть созданы объединения или союзы с юридической точки зрения. По действующему законодательству участвовать в выборах могли общественные объединения в форме общественной организации и общественного движения, а законопроект расширяет перечень объединений, добавляя общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности. Как вы знаете, различные общественные организации принимают различные юридические формы в связи с особенностями их деятельности, особенностями налогообложения и бюрократической регламентации. Мы можем сказать, что в целом этот закон повышает роль гражданского общества в общественно-политической жизни страны и в этом смысле будет действовать в русле предложений президента Дмитрия Медведева. Расширяя политическую основу для общественно-политических процессов, в том числе и выборов, он будет содействовать укреплению демократических институтов. Кроме того, благодаря закону укрепляется взаимодействие политических партий и общественных организаций. Мы предполагаем, что в результате политические партии будут более укоренены в обществе и станут более сильными. Уважаемые коллеги, комитет подробно обсудил на своём заседании таблицу 1. Законопроект "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подготовлен ко второму чтению, и комитет предлагает депутатам его принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Сергей Александрович доложил суть предлагаемых поправок. Шестнадцать поправок в таблице 1. Все они рекомендованы к принятию. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование... А, нет, есть. Депутату Коломейцеву включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поправку 3 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 3. Включите режим голосования. Сергей Александрович, не уходите, вам придётся сейчас комментировать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 00 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Итак, пятнадцать поправок из шестнадцати приняты. Поправка 3. Пожалуйста, обосновывайте вашу позицию, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Почему эта поправка не может быть принята? Потому что у нас есть базовый законопроект, принятый в первом чтении 17 октября, который предполагает избрание по спискам. Сегодня фактически все, за исключением десятка муниципалитетов, которые сами записали себе в устав положение о возможности выборов по спискам, такой возможности в соответствии с федеральным законом не имеют. Поэтому данный законопроект, ну, скажем, не имеет почвы для обсуждения без принятия главного закона, который в соответствии с посланием президента будет предполагать необходимость избрания по партийным спискам. Таким образом, эта поправка не имеет смысла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. МАРКОВ С. А. Вы знаете, коллеги, этот вопрос концептуальный, и всё это уже обсуждалось в рамках первого чтения. Кроме того, я подчёркиваю, что согласно этому законопроекту партия имеет возможность кандидатуры отклонить, должна иметь возможность их отклонить, а списки... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАРКОВ С. А. Ну как их нет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, прошу вас с места не дискутировать. Дано обоснование со стороны комитета, оно может нравиться или не нравиться, но оно прозвучало. Ставится на голосование поправка 3 из таблицы принятых. Депутат Коломейцев против, он предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 00 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 44 чел.9,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Палата подтвердила позицию комитета, и поправка остаётся в таблице принятых. Ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 34 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот сегодня у нас будет рассматриваться законопроект, который позволяет, так скажем, общественным организациям совместно с партиями принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Борис Вячеславович, ну зачем мы, так сказать, за уши тащим эти организации, если они не хотят участвовать в этих выборах, да и на уровне местного самоуправления они вообще не присутствуют? К тому же мы с вами давным-давно в первом чтении приняли законопроект (вот коллега Шеин, кстати, его активно продвигал) о том, чтобы выборы в органы местного самоуправления проходили по смешанной системе или по партийной системе. Вот это будет реальное представительство партий и граждан в органах власти. А мы, я не знаю... Может, даже не стоит рассматривать данный законопроект?
Иванов Сергей Владимирович. Это заявление или вы предлагаете пункт 9 сегодня не рассматривать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снять с рассмотрения пункт 9. Уважаемые коллеги, есть ли другое мнение или поставить на голосование? Попов Сергей Александрович здесь присутствует. Пожалуйста, скажите несколько слов. Включите микрофон депутату Попову. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПОПОВ С. А. На самом деле мы никакой аргументации против не услышали, проект закона полностью готов для рассмотрения. Прошу оставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Иванова Сергея Владимировича снять сегодня с рассмотрения 9-й пункт. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 02 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9% Результат: не принято Предложение не принято.
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Александровича Попова. ПОПОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, подготовленный рядом депутатов, который позволил бы решить очень важные задачи, связанные с повышением роли общественных объединений в нашей стране. В частности, он создаёт правовые механизмы, для того чтобы представители общественных организаций реально могли войти в муниципальную власть, могли представлять интересы граждан, отстаивать их интересы, могли обеспечивать нормальный контроль за деятельностью органов власти на уровне муниципалитета и поселения. Данный законопроект, как мы считаем, реализует ту задачу, которую поставил президент Дмитрий Анатольевич Медведев в своём послании, где говорится, что в действующем законодательстве нормы об участии общественных объединений в выборах на местном уровне существуют, но они пока недейственны. Суть законопроекта заключается в следующем. Мы предлагаем, чтобы право выдвигать списки на выборах на уровне местного самоуправления имели только партии. Таким образом мы приводим в соответствие всю систему выдвижения по спискам, начиная с федерального уровня, регионального уровня до местного самоуправления. Мы проанализировали ситуацию, которая сегодня складывается с участием общественных объединений в выборах, попросили специально Центральную избирательную комиссию, чтобы она дала нам анализ. И анализ этой ситуации следующий: с 2004 по 2008 год всего в восьми субъектах Российской Федерации самостоятельно списки выдвигали восемнадцать общественных объединений, причём в 2007 году ни одно общественное объединение вообще не выдвигало никаких списков. Хочу сказать, что в результате за пять лет по спискам прошло всего одиннадцать кандидатов на уровне местного самоуправления. То есть норма есть, но она сегодня реально не работает. Когда мы беседовали с представителями общественных объединений, то спрашивали, в чём причина, почему есть сложности, трудности участия в выдвижении самостоятельных списков. Ответ следующий: это достаточно затратный механизм, необходимо собирать подписи, вносить залог, принимать участие в избирательной кампании, платить за рекламу, СМИ, надо иметь сеть агитаторов. Это достаточно сложно и затратно, поэтому мы предлагаем, чтобы общественные объединения могли участвовать в выборах по спискам политических партий. Мы определили, что нормальный вариант участия - 15 процентов, при этом партия и общественное объединение заключают определённый союз, создают, так сказать, содружество для совместного участия в выборах, если общественное объединение отвечает требованиям законодательства - не менее года регистрации - и сможет предложить своих кандидатов в список политической партии. Таким образом, политическая партия будет нести ответственность за кандидатов, которых предложило общественное объединение, но общественное объединение в данном случае как бы освобождается от этих накладных расходов, которые сегодня реально существуют. Уважаемые коллеги, мы посмотрели ситуацию. У нас на уровне поселений, местного самоуправления минимальное количество депутатов - семь человек, как правило, от семи до пятнадцати, поэтому мы и предлагаем норму, что если эти 15 процентов будут составлять меньше единицы, то один кандидат от данного общественного объединения должен обязательно войти в список. Эти изменения мы предлагаем внести в закон "О политических партиях". Сразу хочу сказать о том, что мы предусматриваем, что у партий остаётся право выдвигать свои списки на уровне съезда регионального, местного отделения, соответственно, то есть партия сама определяет, на каком уровне партийного руководства она может предложить данный список. Хотелось бы также отметить, что сегодня у нас достаточно пассивное участие в целом на выборах в органы местного самоуправления и партий, и уж тем более общественных объединений. В то же время мы не трогаем норму об участии общественных объединений в выдвижении своих кандидатов по одномандатным округам. Поэтому разговоры, которые появились, они есть и в прессе сегодняшней, допустим... Общественные объединения спокойно могут выдвигать своих кандидатов, как выдвигали их до сих пор. Мы предполагаем, что данные механизмы, данные предложения, которые оформлены в нашей законодательной инициативе, позволят реально повысить активность общественных объединений и смогут создать необходимую правовую базу для их участия в выборах в органы местного самоуправления. Заодно хотелось бы отметить, что сегодня в подавляющем большинстве случаев выборы в органы местного самоуправления проходят по одномандатным округам, больше 50 процентов реально, где-то всего 25 процентов - по смешанной системе и, по нашим подсчётам, где-то 3-4 процента - это чисто по спискам. Поэтому наш законопроект не обязывает напрямую ни партию, ни общественное объединение заключать такой союз, в то же время партия должна быть заинтересована в том, чтобы опираться на более широкие слои, привлекать более широкий кадровый состав. Это европейская, общемировая практика, и борьба на выборах на уровне муниципалитетов для всех партий во всех странах является первоочередной задачей. Без победы на выборах на уровне муниципалитета говорить о победе на выборах на уровне региона, Федерации достаточно сложно. Именно этим и обусловлены наши предложения. Мы достаточно подробно обсуждали их со многими общественными объединениями, с Общественной палатой, комитет сегодня доложит позицию Общественной палаты. Предлагаем данный законопроект поддержать. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Александрович. Это у нас был уже содоклад? Это был доклад. И содоклад у нас делает Марков Сергей Александрович, член Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. С места? Нет. На трибуну, пожалуйста. МАРКОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем очень важную, нужную и своевременную законодательную инициативу депутатов трёх фракций, представленных в Государственной Думе, которая должна помочь общественным организациям, местным органам власти оперативно решать самые главные и жизненно важные проблемы людей, потому что местное самоуправление - самая близкая к человеку власть. Вы прекрасно знаете проблемы, которые есть у местного самоуправления. В общем-то, большинство едины в том, что местное самоуправление должно развиваться, но по-прежнему оно находится в состоянии абсолютно нас не удовлетворяющем. Очень важная проблема - это, конечно, недостаточная общественная активность граждан. И этот законопроект ориентирован на то, как сделать так, чтобы общественные организации, общественные структуры имели возможность более эффективно войти в избирательную кампанию и добиться всё-таки поддержки избирателей. Предыдущая практика показала, что, хотя общественные организации имели формальное право создать некую коалицию и пойти по спискам в рамках коалиции, однако за пять лет таким правом воспользовались только восемнадцать раз, это учитывая все вот эти десять тысяч муниципальных образований России. Понятно, что это норма практически неработающая. Законопроектом предлагается новый механизм, который позволяет общественным организациям воспользоваться ресурсами политических партий и через эти ресурсы быть представленными, войти в муниципалитеты. Одновременно я отмечу, что одна из важнейших проблем формирования местных органов власти заключается в том, что зачастую граждане недостаточно самоорганизованны, и в этих условиях реально криминальные и полукриминальные структуры раньше других организовываются и имеют возможность войти в эти структуры, тем самым, по сути дела, их дискредитируя и разграбляя бюджеты. И вот этот механизм позволяет отсечь эти криминальные структуры от воздействия на местные органы власти, что особенно важно, если этим местным органам власти будет предоставлена возможность больше влиять на операции с земельными участками, что, собственно, является одной из важнейших целей. Если мы усилим контроль общефедеральных партийных структур, это позволит сделать более чистым местное самоуправление и тем самым как бы подвинуть в том числе и общественные организации к участию в этих партийных структурах. То есть это даёт возможность воспользоваться ресурсами партийных структур и одновременно укрепляет политические партии, как бы их принуждая, подталкивая к тому, чтобы пойти в регион, ближе к людям, непосредственно в муниципальные образования. Это одновременно очищает местные органы власти от влияния криминальных структур, что и создаёт, как мы говорим... Мы выражаем это в такой формуле: авторам законопроекта удалось найти юридически корректную форму для участия общественных объединений совместно с политическими партиями в формировании списка кандидатов. Ну, достаточно часто поднимается вопрос об одномандатниках. Хотелось бы подчеркнуть, что этот законопроект никоим образом не умаляет роли одномандатников в муниципальных образованиях, поскольку, в общем-то, ясно, что одномандатники важны там, на земле. Дело в том, что практика того, как осуществляется законодательство (и всё это остаётся), заключается в том, что в 80 процентах регионов в основном одномандатники, в 17 процентах регионов смешанная система и только в 3 процентах - чисто по партийным спискам. Практика, я думаю, нас подвигнет к тому, чтобы всё-таки везде иметь смешанную систему, и поэтому одномандатники остаются. А если в общем корпусе брать депутатов муниципальных образований, я думаю, что около 80 процентов так и останутся одномандатниками, а может быть, даже и больше. Надо сказать о том, что представленный законопроект не требует расходов из федерального бюджета, что очень важно в условиях нынешнего, как вы знаете, по сути дела, секвестра бюджетов всех уровней, который проходит в связи с кризисом. Кроме того, получено сорок пять отзывов от субъектов Российской Федерации, из них сорок три положительные. Это такие региональные, по сути дела, лидеры, как Москва, Московская область, республики Татарстан, Башкортостан, Дагестан. Кроме того, Общественная палата представила заключение своего экспертного совета, в котором также поддерживается этот законопроект. Поэтому, уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать этот законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Нет, подождите секундочку, пока останьтесь на трибуне, Сергей Александрович. У нас очень много рук. Я прошу записаться. Покажите список, пожалуйста. Шестнадцать записавшихся. ИЗ ЗАЛА. Через одного!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Через одного мы не можем, давайте пока по два вопроса от фракции зафиксируем. Если будет кто-то настаивать, тогда ещё дадим возможность. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. Лебедев по карточке Рохмистрова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к авторам законопроекта. Уважаемый Сергей Александрович, на сегодняшний день действующее законодательство, во-первых, позволяет любому гражданину Российской Федерации обратиться в любую политическую партию, и партия обязана рассмотреть его кандидатуру в качестве кандидата на выборах. Во-вторых, любой гражданин в соответствии с Конституцией имеет право вступить в любую политическую партию и, таким образом, от её имени принимать участие в выборах. В связи с этим, по нашему мнению, ваш законопроект является лишним. Скажите, пожалуйста, какую мину замедленного действия вы нам закладываете этим законопроектом и какое ещё административное давление на политические партии в период избирательной кампании мы будем испытывать в случае его принятия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А. Спасибо большое за вопрос. На самом деле никто граждан в соответствии с пассивным избирательным правом не лишает возможности участия. И я думаю, что это нормальное дополнение к более широким нормам об участии через партийные структуры. С моей точки зрения, логика сегодняшнего развития партийно-политической системы подсказывает, что партии, если они хотят стать мощными политическими структурами, должны активнее работать на уровне местного самоуправления. Если партия ограничивает своё участие только федеральным и региональным уровнями, то это в принципе неправильно. Многие партии, безусловно, испытывают определённые сложности с кадровым резервом, то есть с составом тех потенциально возможных кандидатов, которые могли бы быть предложены в состав муниципальных органов власти. Наше предложение как раз и стимулирует партии для более активного взаимодействия с общественными организациями на местах. Мало этого, если вы обратите внимание, мы в законопроекте не ограничиваем, допустим, что общественное объединение должно дружить только с одной партией. Это право любой общественной организации - заключать договорные отношения с одной, с двумя, с тремя партиями, с теми, на кого они опираются, кого они хотят поддерживать. Поэтому, с нашей точки зрения, с точки зрения всех авторов, это серьёзное продвижение вперёд. Мы выстраиваем единую систему участия партий по партийным спискам в выборах всех уровней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Локоть по карточке Илюхина. Уважаемый Сергей Александрович, всё, что сказано в качестве агитации за этот законопроект, мы на сто процентов поддерживаем. Более того, если посмотреть практику сегодняшнего участия общественных организаций в выборных кампаниях, то, что касается КПРФ, у нас всё здесь нормально и всё очень даже хорошо: у нас вот на федеральном уровне есть представитель, Олег Николаевич Смолин, который не является членом партии, но представляет Всероссийское общество инвалидов. Это нормально. На областном, на городском, на муниципальном уровнях я могу приводить примеры по Новосибирску с обществом ветеранов, с тем же обществом инвалидов, с другими общественными организациями - здесь всё в соответствии с законодательством, у нас это сегодня существует. До сих пор было соревнование между нами, между политическими партиями, за влияние на общественные организации, а сейчас законопроектом предлагается... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Но укладывайтесь. Владимир Вольфович сегодня уже делал замечание. Вопрос задайте. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, я принимаю замечание. Вопрос, Сергей Александрович: в выборный период имеет ли право общественная организация - скажем, общество ветеранов, совет ветеранов - заключить договор с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и КПРФ и направить своих кандидатов в тот избирательный список и в другой избирательный список? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Да, общественная организация имеет право направить в две партии, даже и в три одновременно, и в четыре - в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", в "Справедливую...", в КПРФ и в ЛДПР. Общественные организации больше поощряются, чтобы работать с политическими партиями, и тем самым мы получаем возможность, кстати сказать, в большей степени взломать некий лёд отчуждения, который зачастую существует у общественных организаций по отношению к политическим партиям, и тем самым косвенно усиливаем эти общественные организации, одновременно происходит усиление политических партий. Одновременно мы двигаемся к общемировой системе, когда партии действуют, окружённые морем союзных общественных организаций. У некоторых из них есть твёрдые союзники. Если говорить о компартии, вы же знаете, что знаменитые фестивали французской коммунистической партии, по сути дела, являются фестивалями общественных организаций, тесно сотрудничающих с французской компартией. Там уже французской компартии нет, а фестивали всё есть. А есть организации, которые сотрудничают одновременно с разными политическими партиями и в разные политические партии направляют своих специалистов. Я бы, например, мог назвать аграрные организации, союзы автомобилистов и так далее. Всё это работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Островский Алексей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Иванов по карточке Островского. К содокладчику вопрос. Вот смотрите, тут Сергей Александрович, когда докладывал, говорил о десятках тысяч муниципальных образований. Вот десятки тысяч - это такие, как Клюквинский сельсовет в моей Курской области, где двести пятьдесят избирателей. Вряд ли там представители общества кролиководов будут выдвигать свои кандидатуры вместе с какой-то партией. Нет этих выборов-то, по партийным спискам. Это первое. Но у меня другой вопрос. Вот смотрите: не менее 15 процентов. Не будет ли сделано так, что во втором чтении вы это утвердите или, как просит местное самоуправление, увеличите эту цифру? Потом эти товарищи... Вы знаете, по многим законам, если в списке остаётся меньше какого-то количества кандидатов, весь список аннулируется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вопрос: не будет ли это использоваться в качестве технологии снятия списка? Кто отвечает? Сергей Александрович Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. А. Не будет, потому что на самом деле, если вы обратили внимание, требования к общественным объединениям самые минимальные: они должны быть зарегистрированы в течение одного года. Других требований не предъявляется. Я же вам называл цифры, сколько человек у нас входит в состав законодательного собрания на местном уровне: семь, девять, одиннадцать - до пятнадцати. Поэтому в списке партии, как правило, шесть, семь, восемь, девять человек. Если два человека будут представлять общественное мнение, что в этом может быть плохого? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, настаивают на ответе по той части вопроса, где спрашивалось: что, если все они выйдут из списка? Ответ же очевиден: только же 15 процентов, норма-то не превышена. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, просят вас ответить, а не меня. Вопрос Попову или Маркову? Марков теперь отвечает. Пожалуйста. МАРКОВ С. А. Излагаю свою позицию. Вопрос понятный и закономерный. Действительно, если очень большое количество отдаётся общественной организации и она в какой-то момент принимает решение выйти из какого-то списка, то список аннулируется. Действительно, вопрос закономерный, и именно поэтому не должны быть очень большие проценты, чтобы как раз не позволять использовать такую ситуацию. Это первое. С другой стороны, мне кажется, есть предложения наших коллег о том, чтобы увеличить эту норму и сделать так, чтобы всё-таки не 15 процентов, а больше имели возможность быть представленными. Такая точка зрения тоже высказывается, и она имеет право на существование. Но если говорить о каждом конкретном случае, это зависит от конкретной партийной организации. Закон разрешает, предположим, чтобы были те или иные проценты, но не заставляет это делать. Каждый, формируя список, должен понимать, с кем из союзников он его формирует. Если он возьмёт и напихает туда ненадёжных союзников, а они его бросят, это его политическая ошибка. Не надо допускать политические ошибки. Закон не может предусмотреть абсолютно все политические ошибки, которые делают оппоненты, беря на себя те или иные неправильные обязательства и заключая союзы с ненадёжными партнёрами. Я могу сказать это не только в связи с этим законом. Если вы будете заключать союзы политические с ненадёжными партнёрами, то никакие законы не позволят вам победить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает на выступлении по ведению Федоткин Владимир Николаевич. Пожалуйста. Что там у нас по ведению? ФЕДОТКИН В. Н. Я прошу прощения, но, когда вы объявили запись на вопросы, я нажал кнопку, а она почему-то не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я дам вам возможность задать вопрос. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Александрович, весь пафос объяснения понятен. А не пробовали ли вы с Плигиным поговорить, почему он в течение более полугода не вносит законопроект, которым предполагается как раз введение в муниципальных образованиях выборов по спискам? Потому что сегодня во всей России единицы муниципальных образований приняли уставы, по которым избираются по партийным спискам. И второе. Ваш пафос в отношении криминалитета не оправдан, так как 99 процентов бюджетов муниципальных образований и поселений являются дотационными, поэтому там бюджета-то никакого и нет. И тем более нет влияния общественных организаций, если там нет политических партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Сергей Александрович, пожалуйста, вам вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попову? Да, Попову. Про криминал, правда, говорил Марков. Пожалуйста, Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. А. Спасибо ещё раз за вопрос. Мы с Плигиным говорили. Кстати, комитет Плигина поддержал данный законопроект. С моей точки зрения, навязывать регионам выбор модели с федерального уровня неправильно. Это право региона - определяться. Можно, конечно, на федеральном уровне принять любой закон, жёстко регламентирующий форму участия в выборах, но, раз мы Федерация, это право должно остаться за субъектом. Это моя личная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Марков. МАРКОВ С. А. Добавлю по поводу криминалитета. Вы знаете, я занимался этим вопросом, скажем так, специально примерно три года назад, ну, просто у нас была большая программа. Я не думаю, что ситуация принципиально изменилась с тех пор. Я могу сказать, что всё-таки влияние криминалитета на махинации с землёй на уровне муниципалитетов - одна из важнейших проблем, которую никоим образом нельзя недооценивать. И я сказал бы, что попытки криминальных групп вклиниться в местное самоуправление являются одной из тех вещей, которые парализуют как раз местное самоуправление и не дают возможности... Поэтому логика очень жёсткая: чем большую преграду мы ставим вот этим попыткам криминальных групп туда вклиниться, тем больше открывается возможностей дать больше бюджетам местного самоуправления. Эта ситуация наиболее ярко проявляется в тех регионах, где земля очень дорогая, но в принципе она везде работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот вы предлагаете заключать договора с общественными организациями на местах, но мы же уже ставили здесь вопрос о том, какой смысл этим организациям вступать в какие-то союзы с партиями. Вы сами намекаете, что можно со всеми партиями договоры заключить. Какова будет роль этих людей, если они будут бегать под знамёнами разных партий? Кто им мешает вступить в партию там и по партийным спискам или просто от имени этой партии участвовать? В чём проблема? Зачем это нужно? И второе, самое главное. Закон не обязывает, партия может не заключать договор, не вступать... Тогда зачем такой закон нужен? Какие санкции? А если партия не будет заключать договор? Тот обратился, а она не будет заключать. Что тогда будем делать? Закон же должен предусматривать санкции. Что, эту партию к выборам не допустите? В чём смысл закона? Вы будете наказывать политические партии или вы даёте вариант: можете заключать, а можете не заключать? Какой смысл в данном случае этой законодательной инициативы? Санкций нет. Партия может заключать, а может не заключать. Договорные отношения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПОПОВ С. А. Владимир Вольфович, спасибо за вопрос. Вы затронули очень щепетильную тему: какая грань, какая степень жёсткости должна быть вообще во взаимоотношениях в гражданском обществе? То есть я даже хочу эту проблему выше поднять. Ну вот коллеги из фракции КПРФ приводили примеры, что по федеральным спискам у них прошли представители общественных объединений. Могу сказать, что по спискам "ЕДИНОЙ РОССИИ" прошло тридцать шесть представителей общественных объединений, которые сегодня участвуют в работе Государственной Думы. То есть на самом деле это работа персональная, индивидуальная, и никого обязать нельзя. И мы не предусматривали эти санкции, потому что, по меньшей мере, как-то не очень серьёзно на муниципальном уровне в том случае, когда общественное объединение не очень сильное, но у них есть потенциальные лидеры, есть нормальные люди, которые выражают интересы определённых групп населения, которые могут представлять эти группы, их интересы в Законодательном Собрании, лишить их такой возможности. А сегодня они фактически её лишены. Мы уже говорили о том, что действующая норма законодательства не работает. А во-вторых, прошу прощения, я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы с вами выстраиваем единую систему вертикали участия партий в выборах, начиная с федерального уровня и кончая региональным и местным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна. РОХМИСТРОВ М. С. Рохмистров по карточке Афанасьевой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Здесь всё-таки не было ответа на вопрос Игоря Владимировича, поэтому я его сформулирую несколько иным образом: не является ли этот законопроект, так сказать, поводом для привлечения дополнительных денег на избирательные кампании через общественные организации, так как поступление денег на партийные счета достаточно прозрачное, но можно накачать общественные организации и соответственно, так как есть договор, использовать эти деньги? И второй вопрос: не является ли этот законопроект поводом для того, чтобы переложить ответственность за членов партий, которые идут как бы под знамёнами определённых партий?.. Там столько членов, что проверить всех не успевают. Вот не для того ли он предложен, чтобы переложить ответственность за этих людей, как, например, сейчас вскрылось, что в Рязанской области один глава районной администрации уже восемь лет как гражданин Соединённых Штатов, и несёт за него ответственность одна?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович Марков. МАРКОВ С. А. На первый вопрос отвечаю коротко: не является. И на второй - тоже коротко: не является. Если говорить чуть более развёрнуто... Поймите, законопроект направлен на решение одной конкретной проблемы, которая заключается в том, что общественные организации должны быть представлены на муниципальном уровне. Как это сделать лучше? Они могут войти в качестве одномандатников, и у них это право по-прежнему остаётся. Второй вариант - идти по спискам. До сих пор они могли делать это, создавая прежде всего свои коалиции, но в реальности они не пользуются этим. А по новому законопроекту они поощряются к тому, чтобы, так сказать, вступить в союз с политической партией, воспользоваться её ресурсами и на этих ресурсах партии оказаться избранными в муниципальные органы. Одновременно они поощряются и к тому, чтобы работать с политическими партиями, тем самым усиливая политические партии. То есть мы, решая одну проблему, давая более реалистические возможности общественным организациям быть представленными в муниципальных органах, одновременно решаем и другую проблему - проблему укрепления политических партий, чтобы они дошли наконец до земли, так сказать, до корней. Вот эти проблемы решаются! В том, что касается спихивания ответственности, махинаций и так далее... Вы знаете, насколько я понимаю, спихивание ответственности, махинации будут при любых законах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич, последний вопрос. И потом по ведению - Драганов. ФЕДОТКИН В. Н. Спасибо, Олег Викторович. У меня действительно кнопка не сработала, я нажимал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте. ФЕДОТКИН В. Н. Вопросы сразу к двум докладчикам. Первое. Представьте, какая-то партия "Яблоко", я абстрактно беру, не существующая, заключает договор с организацией наших пенсионеров перед очередными выборами. Они что, пойдут под логотипом "Яблоко - Пенсионеры" или только под логотипом "Яблоко"? И второе. Скажите, пожалуйста, просили ли нас какие-то регионы вот такой законопроект принять? Если какие-то регионы просили, то назовите их. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать? Содокладчик, который на трибуне. Пожалуйста, Марков. Или нет, Сергей Александрович Попов хотел бы ответить. Пожалуйста, Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. А. Во-первых, мы не должны обижать своих коллег из "ЯБЛОКА", партия существует... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОПОВ С. А. Нет, я ещё раз говорю: вот когда приводите примеры, то немножко думайте, потому что это наши коллеги, эта партия существует. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, дискуссия будет потом в коридоре, а сейчас вы слушаете ответы на вопросы. Пожалуйста, Попов Сергей Александрович. Включите микрофон. ПОПОВ С. А. Во-вторых, список будет партийный, и мы об этом говорили три раза. Я думаю, что из закона и из наших выступлений это очевидно проистекает. Никакой добавки, никакой общественной организации не будет. И самое главное (я хотел бы, чтобы все наши коллеги это поняли), партия берёт в свой список не просто общественную организацию, а кандидатов, то есть конкретных людей. В этом принципиальное различие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Сергей Александрович, присаживайтесь. Я имею в виду депутата Маркова. Попов у нас уже на своём рабочем месте. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Сначала по ведению - Драганов. Прошу прощения, давно горит кнопка. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. В одном из выступлений были названы так называемые лидеры субъектов. Мне кажется, если использовать такую форму, то нужно указывать, лидеры по каким основаниям - по объёму ВВП, по народонаселению, - а то складывается впечатление, что они лидеры потому, что это Москва или Московская область. И в какой-то степени это умаляет достоинство других субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Может быть, всё-таки от фракций, потому что я вижу много рук? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я вот слышу, депутат Ненашев предлагает от фракций, депутат Локоть предложил всем желающим дать по пять минут. Ставлю на голосование предложение депутата Ненашева: по одному выступлению от фракции в рамках регламента. Если не пройдёт, поставлю на голосование предложение Локотя. Всё-таки мы исходим из того, что во фракции единая позиция по каждому вопросу, тем более что законопроект касается места и роли политических партий. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 38 сек.) Проголосовало за 326 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Вот общественные объединения на своих форумах будут обсуждать эту тему, а у нас здесь политические партии главным образом. Илюхин Виктор Иванович выступает от фракции КПРФ. Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать данный законопроект по одной и главной причине: если авторы данного законопроекта рассчитывают на то, что они получат эффективный, надёжный результат, то мы считаем, что этого не произойдёт. Мы больше породим путаницы в головах и умах, мы больше породим неразберихи и проблем, которые сами перед собой поставим, а потом будем с трудом решать. Во-первых, мы считаем, что у нас стало дурной практикой во время избирательной кампании менять избирательное законодательство. Это недопустимо. И недопустимо, чтобы авторы говорили, будто закон будет распространяться на другую избирательную кампанию, а не на ту, которая фактически уже идёт у нас в избирательных округах, в регионах России. Такая неустойчивость, такая нестабильность действительно порождает сумятицу в головах наших избирателей, да и мы, члены партии, участвовавшие не в одной избирательной кампании, не можем вовремя правильно сориентироваться. Во-вторых, мы считаем недопустимым вмешательство государства в суть договорённостей между партиями и общественными организациями. Речь в первую очередь идёт о пятнадцатипроцентной квоте для кандидатов от других общественных организаций, с которыми заключаются договоры. У нас возникает вопрос: а почему 15 процентов, почему не 10, почему не 20? Здесь какая-то выверенная логика есть, расчёты какие-то сделаны? Ведь авторы законопроекта ни в пояснительной записке, ни при выступлении здесь не сказали об этом. Я ещё раз заявляю, что законопроект не проработан, он порождает многочисленные вопросы. Как быть, если у политической партии договорённость достигнута с несколькими общественными организациями? И могут ли быть такие договорённости с несколькими общественными организациями? Ответа в законопроекте на эти очень важные вопросы нет. А если достигнута договорённость с несколькими общественными организациями, то из какой численности исходить, когда мы будем определять в списке эти 15 процентов для кандидатов от других общественных организаций, - 15 процентов для каждой общественной организации или в целом для всех общественных организаций? И может ли состояться такой союз с несколькими общественными организациями? Очень важные вопросы, уважаемые мои коллеги, и мы столкнёмся с ними на практике, если этот законопроект будет принят. Могут ли партии не согласиться с предложенными кандидатами от общественных организаций? Могут ли они, мягко говоря, наложить вето на это решение и потребовать замены того или иного кандидата? Не получится ли так, что в наших партийных списках окажутся люди, которые напомнят ситуацию с троянским конём: по спискам пройдут, а потом во фракциях или в комиссиях взорвут, по сути дела, всю работу того или иного муниципального органа. Ещё один важный момент связан с возможностью, если кандидаты от общественных организаций стали депутатами, их выхода из фракций. Если говорить о законопроекте применительно к работе Государственной Думы, у нас ведь Регламентом предусмотрено устройство нашей работы только по фракционному принципу. А если эти депутаты вышли из своей фракции, то где они будут находиться, в каких фракциях? На этот вопрос тоже ответа в законопроекте нет. А выход из фракций может быть, потому что люди могут не соглашаться с той фракционной, партийной дисциплиной, которую устанавливает каждая партия, могут не последовать за теми решениями, которые принимаются во фракциях. Я отмечаю, что законопроект не проработан, как не проработан и вопрос: если такой кандидат, или такой депутат, прошедший по спискам от общественных организаций, выходит из фракции, может ли передаваться его мандат кому-то другому? И если может, то кому? Вопросов больше, чем ответов. И надо сказать, что ко второму чтению на эти больные, проблемные моменты, боюсь, авторы законопроекта, а уж теперь не авторы, а комитет ответа нам не даст. Поэтому у нас возникают большие сложности, мы не можем голосовать за законопроект с надеждой, что ко второму чтению он может быть доработан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, от фракции ЛДПР. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот законопроект не может быть принят, потому что он противоречит и Конституции, и закону "О политических партиях", и закону о статусе депутатов. Если мы в закон закладываем норму, что какая-то общественная организация может заключить договор, то зачем закон нужен? Договор - это добровольное дело, кто угодно с кем угодно заключает договор, всё. Зачем нужен закон, который говорит, что вы должны заключить договор с какой-то организацией? С любой, даже не обозначенной. Соберётся группа сумасшедших, объявят себя обществом инвалидов и скажут: "Хотим участвовать в выборах!". Им скажут: "Заключайте договор - и всё, вы будете участвовать в выборах". Это же абсурд! Это полное непонимание законодательства! Как можно законом обязывать заключать договор? Давайте ещё в отношении семьи так же сделаем. Если женщина подала заявление, мужчина обязан вступить в брак - она же подала заявление, всё, обязан! Это же абсурд! Для чего делается? Объясняю нормальным русским бытовым языком: чтобы создать троянского коня внутри политических партий, на самом низовом уровне, - там, куда вертикаль власти дойти не может. Что такое самоуправление? Это наши самые бедные, самые обозлённые, они никогда не будут голосовать за партию власти, ибо власть - в центре, богатства - в центре, а у них - нищета, голь перекатная. И тогда создаются подконтрольные главам администраций районов, губернаторам, мэрам городов общественные организации фиктивные, липовые, устав есть, нужные люди от имени этих общественных организаций включаются в партийные списки. То есть они наглеют, они нам уже напрямую говорят не на уровне самоуправления, а просто... Краснодарский край, замгубернатора говорит: вставите наших людей - пропустим список, не вставите - не пропустим. Договоры с общественными организациями... Они внаглую влезают в партийные списки путём диктата, шантажа. И не пропустили список, в краевой Думе нет ни одно депутата ЛДПР. Вот так они хотят сделать и внизу везде, на уровне самоуправления. Второе. Как это можно назвать? Политическое сожительство. Как называются мужчина и женщина, которые вне брака живут? Сожители. Вот сделать сожителей - общественная организация с партией. Все, кто хотел, давно вступили в политические партии, по линии этих партий могут участвовать в выборах и им даже это приятнее, легче и лучше. Поэтому на граждан и на общественные организации ссылаться не надо. Задача определённых центров политических - навязать, чтобы там, внизу, на уровне органов самоуправления появились нужные люди, но пропустить их надо под партийными знамёнами. Как сожительство не является браком и морально оценивается отрицательно, вот так и здесь - навязать силовое политическое сожительство: вот возьмите этих товарищей на прикорм, на прикол, на прицеп. Третий момент. Мы подрываем авторитет политических партий. Что значит - люди не хотят вступать в партию, но хотят быть депутатами от этой партии? Это в чистом виде порождение предательства. Когда некоторые хвалятся, что у них во фракции есть депутаты, не являющиеся членами партии, - это неуважение к этой партии! Как так, они вашу партию не уважают, но во фракции будут, зарплату им дай сто тысяч, машину дай, кабинет дай, а партия - наплевать им на партию. И этим ещё хвалятся: вот у нас есть люди, не состоящие в партии. Это неуважение к вашей партии, только так! Дайте мандат!.. То есть порождаем корыстные мотивы деятельности. Значит, я партию эту ненавижу, но благодаря ей я получу полномочия: буду писать запросы, у меня будут машина, зарплата, помощники. То есть это в чистом виде мошенничество, вариант обманным путём получить власть: я эту партию презираю, но под её знамёнами я получу власть, получу деньги, получу полномочия. А потом мы хотим бороться с коррупцией. Мы порождаем коррупцию, порождаем шантаж. Вам мало, как они провели выборы в Сызрани? Никого не пропустили, сто процентов там одна партия! Это всё-таки большой город в Самарской области. Выломали руки. Но там есть милиция, прокуратура, ФСБ, глава администрации, а в посёлке-то нет у них ничего этого! Вот как там выломать руки и заставить, чтобы пришли нужные люди? А навязать партии: включите наших самурайчиков в свои списки, и мы получим и на местах, на уровне органов самоуправления нужных людей. Вы ошибку совершаете, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", таким образом вы на себя вызываете огонь критики всей страны. Везде ваши люди - что же хорошего? Вся же критика будет на вас! У вас сто процентов депутатов будет в органах самоуправления, в районных Думах, в городских, в губернских у вас уже 70 процентов. Так вас и будут критиковать, вас будут выносить-то из органов власти. Что, вас опыт отрицательный КПСС ничему не научил? Ведь не с Советским Союзом прощались в 91-м году, с КПСС прощались. И армия не хотела поддержать, когда сто процентов офицеров были коммунистами, ФСБ - тысяча процентов были коммунисты. И им эта партия обрыдла так, что они со страной попрощались, чтобы только эту КПСС никогда больше не видеть. Не СССР распался, погибла партия, которая всем надоела, опротивела, в печёнках была, они всё решали: выезжать, не выезжать, жениться, не жениться, зарплата, где жить. Во всё лезли они, та страшная партия. Поэтому прощание было с ней, а не с Советским Союзом. Вот и сегодня вы идёте по этому пути - навязать всем везде любыми способами. В Волжске побеждает ЛДПР, девять депутатов, председатель городской Думы - представитель ЛДПР. Под дулом пистолета забирают семь наших депутатов, переводят во фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и избирают председателем городской Думы единоросса. Неужели вам это приятно? Ведь под дулом пистолета! Молодые ребята, их запугали: закроем бизнес, посадим в тюрьму. Хорошо, что же в тюрьму-то идти, уж лучше знамёна поменять. Вы порождаете предателей! Потом у вас будут шпионы и изменники, которые будут предавать государственные интересы, если вы их под дулом пистолетов заставляете менять знамёна политические. Там, где главу администрации всё-таки выбирают нашего, никакого финансирования, физическое воздействие - сдай партийные знамёна, избивают! Вот сидит бывший заместитель генерального прокурора, он возбуждал уголовное дело на Ямале, в рамках уголовного дела расследуется насилие над кандидатами из списка, чтобы вышли из списка, вышли из списка. Выходят из списка 25 процентов - список снимается. Так на Ямале и сделали. И заместитель генерального прокурора возбуждает уголовное дело. Я звоню в квартиру, а его там продолжают избивать, уже милиция приехала защищать его, в присутствии милиции местные бандиты этого губернатора избивают кандидата в депутаты. И что делается? Ничего не делается. Возбудили уголовное дело, никого не наказали, ни одного депутата у нас нет в законодательном собрании субъекта Федерации. Но в деревне-то некому избивать, там одни инвалиды и слепые старухи. Вот туда троянский конь нужен: заставить политические партии включить нужных людей. Поэтому прекратите заниматься вот такой политической диверсией. Горький опыт КПСС вас должен научить. Посмотрите, Таиланд - и правящая партия запрещена, и вообще нет её больше, правящей партии, другая партия, другое правительство. Греция - сожгли всю Грецию. Тихая Прибалтика - закидали камнями сейм, парламент, и так далее. Это вот ошибки, ошибки тех, кто получил рычаги власти и вызывает на себя огонь. Вам наоборот нужно сделать, надо принять закон о верхнем пределе получения мандатов, я уже говорил, - не более 40 процентов. Вот тогда вы критику опустите вниз. У кого власть? А ни у кого, у коалиции. Коалиция партий - вот что вам нужно делать. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", тот протест, который будет нарастать во всём мире и у нас, надо разбавить тем, так сказать, что нет правящей партии. Ведь вас же вводят в заблуждение, что финансовый кризис. Не финансовый кризис разразился в мире, а идёт размыв всех финансовых центров, чтобы некому было претензии предъявлять: не будет МВФ, не будет Всемирного банка. Доллар не нужен - и доллара не будет. И кто виноват? Никто не виноват, идёт размыв всех центров на планете Земля. А вы всё делаете наоборот. Вы создаёте себе вертикаль, гору, которая рухнет, потому что везде ваши люди, вертикаль ваших людей. Вас будут ненавидеть, вас будут сносить. А мы скажем: мы в оппозиции, нам мешают участвовать в выборах, мы не можем пробиться нигде. Политические партии сами всё сделают в органах самоуправления. Вы же не хотите принять закон, чтобы голосование было по партийным спискам. Вы этого боитесь, того, что победят только списки оппозиции на уровне деревни, посёлка. И тогда нужно туда вставить кого-то. Никого вставлять!.. Закон не нужен. Голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Серебров Лев Борисович, пожалуйста. СЕРЕБРОВ Л. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Тяжело выступать после Владимира Вольфовича, но я попробую. Дело в том, что, будучи членом фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я являюсь и первым заместителем председателя общественной организации. Очень многие знают эту организацию, это "Боевое братство". Наши представительства, наши отделения есть в семидесяти семи регионах страны. У нас давным-давно уже членство по билетам, фиксированное членство, - два с половиной миллиона членов по всей России. У нас восемнадцать зарубежных организаций, представляющих воинов-интернационалистов в бывших союзных республиках и даже в других странах, которые не являются бывшими союзными республиками. Одним словом, это организация, которая существует одиннадцать лет, она давным-давно в состоянии участвовать в выборах, и мы это делаем, отсутствие закона никак нам не мешало решать свои задачи. Каким образом? Мы давно определились, что, если хочешь, чтобы тебя избрали, будь авторитетным в своём регионе, пользуйся авторитетом не только среди ветеранов, но и среди других людей и руководителей района или там какого-то поселения. И наконец, договоры, о которых говорится в законе, мы давным-давно уже подписываем. Мы определились, что работаем с партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Такой договор у нас существует с партией с момента её создания. Я точно знаю, что Союз ветеранов Афганистана имеет не меньше представительств по всей России (здесь его представляет Франц Клинцевич, очень жаль, что его сегодня нет), он точно так же работает в этом направлении. Я вам могу сказать, что от нашей организации в Думе одиннадцать депутатов - членов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", семьдесят два члена нашей организации, наших руководителей, избраны в районные представительные органы, тридцать семь районных руководителей являются членами нашей организации. Но тем не менее я понимаю, что этот закон нам нужен. Почему? Потому что он развязывает нам руки: не надо никого просить о заключении договора с какой-то партией, которой ты симпатизируешь (мы будем такой договор подписывать с партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ"), и совершенно спокойно, свободно можно решать свои задачи по выборам. Более того, нам сегодня партия говорит: если вы хотите быть депутатами от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вступайте в партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Все наши депутаты являются членами партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Этот закон не мешает, он помогает общественным организациям решать свои задачи. И если кто-то боится, что ему навяжут какую-то кандидатуру, я думаю, это неправильно, это не так, никто никому никого навязывать не будет. Мы своим авторитетом усиливаем ту или иную партию, мы ведём для голосования за эту партию своих людей. Я повторяю: два с половиной миллиона наших членов голосуют сегодня за партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И ещё. Будучи в рядах партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", мы пришли сюда сознательно решать задачи ветеранов, которые не решены до сих пор. Так вот, мы бьёмся и будем биться в эту дверь и вместе с партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и с коммунистами, и со всеми другими, кто хочет решать эти задачи. Я полагаю, закон нам не помешает, надо за него голосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Справедливая Россия" - Шеин. ШЕИН О. В. Сегодня по закону о местном самоуправлении, в случае если выборы в органы местного самоуправления проводятся по спискам, к этим спискам должны быть допущены не только партии, но и общественные организации. Эта норма внешне является достаточно демократической. Вместе с тем, как мы можем наблюдать по имеющейся статистике, за истекшие пять лет в такого рода списочных выборах лишь в четырёх случаях общественные объединения по данным спискам проходили в местное самоуправление - не в региональные парламенты, ещё раз подчеркну, а в местное самоуправление, то есть в районные собрания, городские собрания и так далее. Это означает, что реальные общественные организации, такие как профессиональные союзы - я имею в виду здесь не только Шмакова, но и реальные, настоящие профсоюзы, - общества инвалидов, общества ветеранов, предпочитают использовать партийные механизмы, а не выдвигать свои списки. Данные нормы выдвижения кандидатов по линии общественных организаций, включения в списки на выборах в органы местного самоуправления используются часто, это то, что называется у политтехнологов торпедами. И в результате демократическая норма влечёт за собой расширение применения грязных технологий. Результат известен. Центральная избирательная комиссия, региональные парламенты к этому сдержанно относятся, к сожалению, пока в соответствующую часть законодательства не будут внесены изменения: перевод выборов в местное самоуправление по смешанной системе. Владимир Вольфович правильно говорил, что такой перевод выборов в местное самоуправление как минимум по смешанной системе необходим, может быть, не чисто по партийным спискам выбирать, а там должны быть и одномандатные округа. Сегодня участие такого рода торпед под вывеской общественных организаций в выборах по спискам в местное самоуправление сдерживается. Принятие рассматриваемого законопроекта позволит снять самый главный аргумент, который мешает сегодня проводить выборы в органы местного самоуправления по смешанной системе. Это первое. Второе. С нашей точки зрения, любая приличная, сильная партийная организация не имеет проблем с заключением партнёрских отношений с общественными объединениями. И они разные - есть шмаковский профсоюз, а есть не шмаковские профсоюзы, есть общество ветеранов войны в Афганистане, есть "Боевое братство", есть у нас разные экологические объединения, которые между собой тесно взаимодействуют. Они тоже работают с разными партийными структурами, и поэтому у нас, у "Справедливой России", нет вообще никаких проблем с точки зрения заключения партнёрских соглашений с общественными объединениями, по нашим спискам много представителей общественных организаций прошло, включая, кстати, и меня. Следующий момент, который хотелось бы затронуть. С нашей точки зрения, было бы правильно при втором чтении данного законопроекта прописать не возможность выборов с участием общественных объединений через партийные списки, а обязательную квоту для общественных организаций в партийных списках, с тем чтобы общественные объединения, представляющие граждан, имели твёрдую возможность иметь своих представителей - не лоббистов, а представителей, из глубины знающих тему, не помощников депутатов, а самих депутатов, которые представляли бы профессионально интересы и жилищного движения, и экологического движения, и рабочего движения, и организаций инвалидов и участников боевых действий в разных точках мира, чтобы эти общественные организации были официально представлены как минимум в органах местного самоуправления. После чего, с нашей точки зрения, такие же решения могли бы быть вынесены на более высокий уровень, чтобы вместо жизни вне брака, которая сегодня происходит, когда представители общественных организаций есть в партийных списках, но при этом эти отношения официально не оформлены, как правило, была жизнь в браке, что является у нас традиционной русской, российской национальной ценностью. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все выступили. Я обращаюсь к докладчику и содокладчику, у них глаза горят в результате обсуждения... Попов Сергей Александрович, пожалуйста. Я дам вам слово по ведению, Владимир Николаевич, мы пока процедуру должны завершить. ПОПОВ С. А. Я хотел бы поблагодарить всех выступивших, всех коллег за интересное обсуждение. Как видите, есть две позиции, исходя из которых мы должны выработать своё отношение к данному законопроекту. Есть опасения, которые выливаются в принципе в то, что лучше ничего не делать. Это позиция достаточно понятная: оставить всё как есть, чтобы общественные объединения не имели реальной возможности участвовать в выборах, чтобы их кандидатов не было на уровне местного самоуправления, и в принципе снять ответственность с партий, по большому счёту, за ситуацию на уровне местного самоуправления. Вторая позиция заключается в том, чтобы всё же сделать шаг вперёд и создать систему, когда партии будут участвовать и будут отвечать за выборы на всех уровнях. Сегодня прозвучал вопрос коллеги из КПРФ, связанный с 15 процентами. Я хотел бы обратить внимание, что в проекте закона написано: до 15. Поэтому это как раз тот самый вариант, когда партия сама определяет размер и объём, количество. Что касается разных цифр, я пытался в своём выступлении такое обоснование дать и показать. Мы можем ко второму чтению ещё раз вернуться и вместе пообсуждать эту цифру. С нашей точки зрения, 15 процентов - наиболее удобный вариант, если мы говорим о том, что партия на уровне местного самоуправления, допустим, будет заключать договора с несколькими общественными объединениями. С точки зрения опасности, ну, здесь уже всё сказано. Я думаю, что мы просто для себя должны окончательно определиться, протягиваем ли мы реально руку общественным объединениям, создаём ли необходимые предпосылки, чтобы у нас было более широкое представительство в органах местного самоуправления. Потому что мы не можем в соответствии с Конституцией обязывать человека вступать в ту или иную партию, это личное право, личный выбор человека, и заставлять всех вступать в партию, с моей точки зрения, просто неразумно. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, Марков Сергей Александрович. С трибуны, пожалуйста. Обращаю внимание: у нас осталось три с половиной минуты до перерыва. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я дам слово. МАРКОВ С. А. Спасибо огромное за такое заинтересованное участие и обсуждение. И это правильно, потому что это действительно важный законопроект, который изменяет формат деятельности политических партий на важнейшем уровне, там, где существуют десятки тысяч органов власти, - муниципальном. Он изменяет и формат деятельности общественных организаций, которые через него смогут больше взаимодействовать с государственными структурами и больше оказываться вовлечёнными в процесс принятия решений. Действительно, это очень важный законопроект, поэтому, естественно, шла такая бурная дискуссия. В том, что касается высказанных мнений, прежде всего хотел бы ответить Владимиру Вольфовичу Жириновскому и сказать, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Владимир Вольфович, даже в условиях кризиса не боится ни власти, ни ответственности и готова, так сказать, держать по-прежнему и то, и другое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, когда вы выступали, мы внимательно, как всегда, внимательнейшим образом вас слушали. Пожалуйста. МАРКОВ С. А. Мы этого не боимся и будем дальше и даже в условиях кризиса держать и то, и другое - и власть, и ответственность. Это первое. Во-вторых, после дискуссии более конкретной мы видим, что есть озабоченность тем, что от этого как-то пострадают политические партии. Коллеги, нет, они не пострадают, поскольку, наоборот, общественные организации мягко, но подталкиваются к тому, чтобы свои ресурсы включить в деятельность в том числе политических партий. Высказываются опасения, что закон будет использоваться для махинаций каких-то, для давления и так далее. Ну, вы знаете, никаких возможностей для махинаций и давлений он не предоставляет. А что касается махинаций, давления и нарушения закона, это происходит в любой стране при любом режиме и при любых законах. И дело не в самих по себе законах, это вопрос, вообще не имеющий к этому отношения. И что касается возможности общественных организаций участвовать в разных партиях политических, этот вопрос тоже поднимался, мне кажется, это очень важная и принципиальная характеристика закона. Мы не хотим растащить общество автомобилистов на партийные группы, чтобы было общество автомобилистов "ЕДИНОЙ РОССИИ", общество автомобилистов КПРФ, общество автомобилистов "Справедливой России" или ЛДПР. Это было бы неправильно, но это было бы следствием закона, если бы по закону им разрешили участвовать в деятельности, в списках только одной политической партии. Наиболее крупные общественные организации, естественно, оказались бы расколотыми партийными пристрастиями. Но это неправильно, это разрушает гражданское общество и способствует его как бы искажению. Поэтому эта норма даёт возможность им участвовать в деятельности различных политических партий. Мы предлагаем поддержать этот законопроект, считаем, что он очень правильный, верный и ведёт нас в правильном направлении, а всем нашим коллегам он даёт совет, который я поддержал бы: работайте с муниципальными органами, работайте с общественными организациями - и всё будет хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 53 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 82 чел.18,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6% Результат: принято Принято.