Заседание № 76
О проекте федерального конституционного закона № 138630-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (по вопросу об участии в референдуме граждан Российской Федерации, достигших возраста шестнадцати лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14 мы договорились пока не рассматривать. Переходим к 15-му. Проект федерального закона... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, по ведению - Москалец. Прошу прощения. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, на прошлом заседании, в пятницу, я и докладчик по 17-му и 18-му вопросам (в сегодняшней повестке дня это пункты 15 и 16) просили согласиться с предложением выступить с докладом и содокладом одновременно по этим двум вопросам. Просим и сегодня поддержать этот подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Я думаю, никто не будет настаивать на другой процедуре. Итак, пункт 15 - проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" - и пункт 16 - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу участия граждан, достигших возраста 16 лет, в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и в проведении референдума". Докладчик по этим двум вопросам - депутат Государственной Думы Сергей Владимирович Иванов. Он на трибуне. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются сразу, о чём уже была договорённость, два законопроекта. Объясняется это просто: один - конституционный, поэтому его нужно отдельно обсуждать, а второй - не конституционный... Суть законопроектов, как вы понимаете, очень простая. И я, кстати, очень рад, что сейчас на балконе у нас присутствуют, по-моему, кадеты, да? Это очень хорошо. Суть законопроектов, ещё раз говорю, очень простая: предоставить право участия в выборах, референдумах гражданам Российской Федерации с шестнадцати лет. Ну, я навскидку могу сказать - специально я не искал, всё-таки стран очень много, - что таким правом обладают граждане таких стран, как Бразилия, Венесуэла (недавно ввели голосование с шестнадцати лет), Никарагуа, Куба, и с семнадцати лет голосуют в Швеции. В принципе, как вы знаете, с четырнадцати лет каждый гражданин России обязан иметь паспорт. Ну и кто из вас будет против того, чтобы орган избирался, так сказать, легитимней, то есть наибольшим количеством участников голосования? У нас ведь как происходит? Раньше были так называемые пороги: если, допустим, 50 процентов на выборы не пришло, то выборы считались несостоявшимися, потом это всё снижалось, а сейчас, даже если только члены избирательной комиссии проголосуют, выборы считаются состоявшимися. Это неправильно, потому что даже та партия, которая набирает большинство голосов, - она не имеет права говорить о том, что за неё проголосовало большинство, потому что приходят, как правило, 30 процентов, и основная их масса не совсем, так скажем, по доброй воле, а по тем или иным причинам, не без влияния со стороны начальствующих органов. Ну и в итоге из этих 30 процентов 7, может, и набирается. Поэтому это не очень здорово. Тем не менее мы ещё раз предложили данный законопроект, хотя он уже обсуждался и упорно отклонялся. Казалось бы, с четырнадцати лет каждый гражданин наделяется правом иметь паспорт, он уже считается гражданином, он может работать, он может приторговывать, покупать какое-то небольшое имущество, то есть мы его наделяем отдельными правами, но вот право голосовать мы как-то не хотим ему дать. Не знаю, вот если спросить присутствующих на балконе, согласны они с этим или нет, я думаю, что они, конечно, скажут да. И отрицательная позиция комитета, мне кажется, в большей степени обусловлена тем, что отцовские чувства заставляют их так сильно переживать за судьбу своих детей, что от такой почётной обязанности их пытаются оградить. Вместе с тем, дееспособность гражданина возникает когда? Если наши молодые граждане по достижении шестнадцатилетнего возраста вступили в брак, то есть хватило ума, так скажем, залезть в койку и обзавестись ребёнком, их признают полностью дееспособными, они имеют абсолютно все права, какие имеют граждане России, уже достигшие восемнадцати лет. Далее, если гражданин России, опять же... То есть существует такое понятие, как эмансипация. Вот статья 27 "Эмансипация". Если человек достигает шестнадцати лет и собирается идти работать, работает по контракту, то есть проявляет себя полностью дееспособным, его также могут признать эмансипированным человеком и также наделить его всеми правами. В этом случае государство определяет, с какого момента человек обладает дееспособностью. Что же касается позиции комитета, то она довольно странная. То есть в своём заключении он пишет, что мы не хотим... ну, не мы, вернее, комитет не хочет давать права гражданам России избирать с шестнадцати лет, потому что в первую очередь заботится об обеспечении гарантий, защите прав и свобод несовершеннолетнего человека. То есть ситуация такая: как только, по мнению комитета, несовершеннолетний гражданин... (Шум в зале.) Я могу громче говорить, между прочим, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, внимательно, пожалуйста, послушайте докладчика. ИВАНОВ С. В. Как только несовершеннолетний гражданин оказывается перед избирательной урной, у него тут же начинают, извините, если так можно сказать, шарики за ролики заходить. И тут же слышен голос комитета: просим освободить ранимую детскую душу от такого ужасного выбора. Это неправильный подход. В своём заключении комитет говорит, что, да, действительно, правами он обладает, и вот прямо пишет, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за совершение общественно опасных деяний несовершеннолетних граждан, то есть с шестнадцати лет. Тут и убийство, и изнасилование, и грабёж - чего только нет! Комитет это признаёт, судебная власть тоже признаёт, - да, действительно, они осознавали, что делали, - но комитет стыдливо замечает, что в этом случае всё-таки государство проявляет гуманность и малолетних преступников сажает не ко взрослым уркам, а к своим коллегам по возрасту, забывая указать, что, после того как они через два года достигают возраста восемнадцати лет, их переводят уже во взрослую зону, и там они повышают свою "квалификацию". Далее. Комитет как-то возмущался, так сказать: а как же нам штрафовать по административному кодексу несовершеннолетних, если они будут принимать участие в выборах? Я, кстати, недавно был в одной области, где проходят выборы. Смотрю, стоят ребятишки, как самураи, с флажками "ЕДИНОЙ РОССИИ", раздают избирательные материалы. Поинтересовался: сколько лет? Шестнадцать. Что же такое, не знаю, как они будут это всё списывать и отчитываться?.. Тем не менее комитет, опять же, в своём заключении указывает, что да, действительно, их тоже можно и к административной ответственности привлечь, но с учётом возраста. То есть, если надо, то мы можем заставить его постоять на морозе, пораздавать листовочки, но, когда будем наказывать, учтём, что он несовершеннолетний. Дальше. Комитет полагает, что цель формирования развитого правосознания у молодёжи не может быть достигнута одним применением мер принудительного воздействия на личность, этой задаче должен служить целенаправленный процесс воспитания и обучения, ну и делается ссылка на Закон "Об образовании". Вы знаете, я вот в школу пошёл с шести лет, многие из вас тоже наверняка такой опыт имеют, и, когда я закончил десять классов, мне было уже шестнадцать лет. По советским законам я ещё не имел права голосовать, а в наше время это уже будет возможно в принципе. Даже если одиннадцать лет сейчас люди учатся, то в семнадцать лет они уже заканчивают среднюю школу. Опять же, ещё раз говорю, по Гражданскому кодексу абсолютно ничто не мешает признать этих граждан полностью дееспособными, если мы видим, что они осознанно идут на работу, зарабатывают, кормят семью или создают семью, - это пожалуйста. Вот это замечание по поводу целенаправленного процесса воспитания и обучения... Опять же, здесь, смотрите, какая грань интересная. Вот с четырнадцати, шестнадцати, восемнадцати лет гражданин Российской Федерации уже формируется, причём вы знаете все, что в школах очень часто свои парламенты избирают, президентов своих, советы школы. То есть в этом плане школьники очень подкованны и дадут фору некоторым нашим депутатам, которые иногда не умеют даже записаться на выступление. Тем не менее всё это время гражданин Российской Федерации пичкается со стороны государства огромным количеством сцен насилия, огромным количеством пропаганды алкоголя, наркотиков - ну всё это мы с вами видим в средствах массовой информации. И вот после того, как он достигает восемнадцати лет, ему уже говорят: ну всё, ты, товарищ, готов, ты уже знаешь, как пить водку, как пить пиво, как колоться наркотиками, всё это мы тебе показали, уже имеешь право голосовать после этого. То есть странная очень логика. В связи с этим ещё раз говорю, что этот подход абсолютно неправильный. Многие вещи мы доверяем нашему гражданину, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Например, те же самые кадеты, у них там что-то типа присяги своей есть, они тоже это делают. То есть мы считаем, что гражданин к этому времени полностью достигает нормального возраста, имеет право голосовать. Тем более у нас в России таким примерам нет числа. Ну, я не говорю про избирательное право. В царской России был имущественный ценз, ещё какие-то цензы, касающиеся избирательного права, тем не менее семьи в России заводились, когда девушке было четырнадцать лет, парню - шестнадцать, потому что считалось, если позже, ну, перезревшие. Вспомните вот последний фильм, который был по русским народным сказкам , там Алёша Попович, Тугарин Змей. Она говорит: "А я в старых девках буду ходить", а ей там, может быть, четырнадцать лет всего-навсего. Это, конечно, небольшое лирическое отступление, но тем не менее ещё раз говорю, и тогда, и сейчас во многих странах... Та же самая Швеция: там, конечно, не с шестнадцати, но с семнадцати лет. Зато многие в пример ставят модель шведского социализма, как здорово там все, вроде как, живут. И опять же говорю: это абсолютно не мешает нашим молодым гражданам принимать участие в выборах, осознанно выбирать и быть нормальными гражданами. У нас ведь, знаете, почему-то считается, что шестидесяти лет человек достиг - значит, он уже не совсем дееспособен и отдельные должности он уже не имеет права занимать. То есть здесь государство подходит как-то слишком однобоко, как мне кажется. Ничего страшного в этом не будет, если с шестнадцати лет наши граждане будут иметь право и выбирать, и участвовать в избирательной кампании. Поэтому мы предлагаем данный законопроект поддержать. И давайте быть последовательными. То есть нельзя определять правосознание гражданина, готов он к этому или нет, только вот так, как у нас трактует дееспособность гражданина Гражданский кодекс: если семью создал - всё, дееспособен, даже в шестнадцать лет, если на работу в шестнадцать лет устроился, значит, дееспособен, это эмансипированный человек, а всё остальное - вроде как они ещё недочеловеки. Это подход неправильный. Поэтому следующий законопроект ЛДПР, который будет на эту тему, - это будет, наверное, предложение с семнадцати лет позволить нашим гражданам голосовать. Надеюсь, вы этот хотя бы поддержите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец, ваш содоклад по двум законопроектам. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемые законодательные предложения, по сути, направлены на предоставление несовершеннолетнему гражданину целой совокупности политических прав: это право на участие в референдуме, право вести агитацию, право на участие в выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, Президента Российской Федерации, а также право вступать в политические партии. Анализ вот этих нововведений предлагаю начать не с точки зрения федеральных конституционных законов, федеральных законов, в которые предлагаются изменения, а с точки зрения Конституции Российской Федерации. Вначале прошу обратить внимание на то, что статьи 15 и 17 Конституции устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким образом, мы признаём и должны гарантировать соблюдение и Конвенции Организации Объединённых Наций о правах ребёнка. Семейным кодексом Российской Федерации ребёнком признаётся несовершеннолетний гражданин в возрасте до восемнадцати лет. И сразу возникает вопрос: каким же образом мы с вами будем предоставлять ребёнку всю совокупность политических прав при том, что конституционные ограничения самостоятельного осуществления несовершеннолетними полного объёма всех принадлежащих восемнадцатилетнему гражданину прав и обязанностей реализуются во всей системе федерального законодательства? Так, только по достижении возраста восемнадцати лет гражданину не требуется согласия родителей, чтобы в полном объёме осуществлять свои права, исполнять обязанности и отвечать за свои действия. С четырнадцати лет граждане приобретают только ограниченный объём прав, гражданская дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, по достижении восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев вступления в брак ранее указанного возраста или же эмансипации. К тому же следует отметить, что дееспособность обусловливается не только возрастом, но и вменяемостью, то есть способностью отдавать отчёт в своих действиях, с тем чтобы реализация перечисленных гражданских прав и возможные негативные последствия от их реализации не повлекли необратимых публично-правовых или общественно опасных последствий. Да, правильно заметил автор законопроекта, что Уголовным кодексом за совершение общественно опасных деяний предусмотрено привлечение к ответственности лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, а за отдельные категории преступлений в зависимости от характера и общественной опасности и возраста четырнадцати лет. Однако и в этих случаях для несовершеннолетних, достигших указанного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не способных во время совершения преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, предусматривается исключение: такие несовершеннолетние могут и не привлекаться к уголовной ответственности. Кроме того, для несовершеннолетних, совершивших преступление, предусмотрено применение принудительных мер воспитательного воздействия. При этом предусмотрены иные места, режимы и порядок отбывания наказания, чем для остальных граждан. Привлечение же к административной ответственности лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет также осуществляется с учётом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем. Таким образом, повторяю, в системе федерального законодательства реализован дифференцированный подход к определению возраста дееспособности и ответственности несовершеннолетних граждан при реализации ими своих прав и обязанностей. Представленными законопроектами предлагается наделить несовершеннолетних граждан политическими правами, но при этом не рассматривается возможность наступления социально значимых негативных последствий в случае неосознанного неправомерного использования этих прав несовершеннолетними или злоупотребления этими правами. Ну какое, к примеру, может нести наказание ребёнок в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет за деяния, предусмотренные статьёй 141-1 Уголовного кодекса, связанные с нарушением порядка финансирования деятельности инициативной группы по проведению референдума, если этой статьёй предусматривается наказание вплоть до лишения свободы? И будут ли тогда эти меры наказания соразмерны содеянному человеком, не отдававшим полного отчёта в своих действиях? Аналогичная правовая неопределённость может возникнуть при применении к таким гражданам и другой статьи, статьи 142. Кроме того, предлагаемое законопроектами расширение правосубъектности в законодательстве о референдуме путём увеличения числа участников референдума за счёт несовершеннолетних лиц вообще не сбалансировано возложением на них ответственности за нарушение действующего законодательства. Рассматриваемыми законопроектами, к сожалению, деформируется и цель формирования развитого правосознания молодёжи, так как она не может быть достигнута - автор правильно отметил - одним применением принудительных мер воздействия. Но я здесь отмечу, что, наоборот, этому как раз должен служить целенаправленный процесс воспитания и обучения, а у нас даже требование об обязательности общего среднего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения восемнадцатилетнего возраста, именно восемнадцатилетнего. По мнению комитета, на этой стадии формирования личности несовершеннолетнего гражданина преждевременно говорить о его сложившейся гражданской позиции и внутренней готовности нести ответственность за принятые решения, тем более связанные с реализацией политических прав. Предоставление несовершеннолетним права распоряжения своим голосом на референдуме и выборах, где решаются вопросы исключительно государственного значения, - это, конечно, предполагает осознание ими всего происходящего и умение независимо и ответственно принимать участие в таких формах управления. Также нами отмечается, что представляется некорректным формирование предлагаемого отношения к статье 60 Конституции, которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с восемнадцати лет. И мы полагаем, что в рассматриваемых законопроектах не может быть сформулирован подход, который не нарушит вот этого положения Конституции. Да и примеры других стран, приводимые автором в обоснование законопроекта, должен признаться, не убеждают, как не убеждает и довод о военной службе в возрасте до восемнадцати лет. Тот факт, что гражданин в возрасте шестнадцати лет может поступить в военное образовательное учреждение, совершенно не свидетельствует о его равенстве с военнослужащими, достигшими восемнадцатилетнего возраста. К примеру, если курсант по каким-то причинам будет отчислен из военного учебного заведения, то восемнадцатилетнего направят для дальнейшего прохождения службы, а не достигшего восемнадцати лет вернут, образно говоря, к папе с мамой. И такие примеры я могу приводить и далее. Мы должны признать, что даже и в этих случаях закон учитывает, что это всё-таки несовершеннолетний гражданин. И в дополнение ко всем ранее изложенным обоснованиям нашей позиции могу привести выводы Всемирной организации здравоохранения, которая к подростковому возрасту относит два периода: пубертатный период - с десяти до пятнадцати лет и этап социального созревания - с шестнадцати до двадцати лет. Именно в эти периоды завершается развитие человека до наступления зрелости, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, и происходит переход к социальной и экономической независимости от взрослых. С этим следует согласиться ещё и потому, что психологической составляющей психической деятельности человека являются интеллект и воля, а они образуют такое понятие, как вменяемость. А вменяемое лицо должно как раз, мы знаем, обладать и сознанием, и волей. Отсутствие же этих факторов или недостаточное их развитие и закрепление не позволяют рассчитывать на способность осознанно и ответственно руководить своими действиями. Таким образом, обобщив все доводы в отношении рассматриваемых законопроектов, мы достаточно уверены в своей правоте и рекомендуем вам, уважаемые депутаты, рассматриваемые законопроекты отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть, много вопросов. Давайте запишемся. Включите режим записи. Обращаю ваше внимание на то, что семь с половиной минут осталось до перерыва. Продолжим уже после "правительственного часа". Покажите список записавшихся. Депутат Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, у меня вопрос к вам. Одним из аргументов к отклонению данных законопроектов является то, что, по мнению всех комитетов-соисполнителей, и вашего в том числе, гражданин в шестнадцать лет - это ещё ребёнок. И в заключении так и написано: гражданин должен осознавать значение и последствия совершаемых им действий. То есть вы считаете, что в шестнадцать лет гражданин не осознаёт значение и последствия совершаемых им действий. Скажите, пожалуйста, а в восемьдесят пять лет гражданин осознаёт последствия и значение своих действий? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, это мнение не наших комитетов и не комитета по конституционному законодательству. Я сказал в своём выступлении о том, что Семейный кодекс Российской Федерации прямо указывает на то, что несовершеннолетний гражданин до восемнадцати лет - это ребёнок, а потом сослался на конвенцию ООН, которая защищает права ребёнка. Мы говорим, что даже в военных действиях нельзя использовать ребятишек. Поэтому здесь, как говорится, нет альтернативы: это есть несовершеннолетний гражданин, это есть ребёнок. Отсюда следует всё остальное, о чём я сказал. Предлагаемыми изменениями решить вопрос всё равно невозможно. Я сказал о том, что это сквозная тема, которая проходит через всю систему нашего законодательства, везде, где мы говорим о вменяемости, о совершеннолетии и тому подобном. Нам тогда нужно поменять вообще весь подход - и в гражданском праве, и в трудовом, и в семейном, и даже в Конституции, что в принципе на сегодня при современных подходах и нашем отношении, взрослых, к своим детям невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос к депутату Иванову. Сергей Владимирович, конечно, история XXI века будет определяться сотнями миллионов молодых, это совершенно ясно. Но у меня горькое раздумье. Как вы, как автор законопроекта, это воспринимаете? 1996 год. В январе, по данным американцев, рейтинг Ельцина - 2 процента, а в июне - июле его протаскивают: да, да, нет, да. В таком обществе, при такой системе власти, как сегодня в России, можно ли всерьёз относиться к тому, что вы предлагаете? Дрессировка, промывка мозгов десятков миллионов взрослых делает их заложниками и рабами, что уж говорить про шестнадцатилетних! Какова ваша точка зрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Валентин Степанович. Вот ваш вопрос как раз и является подтверждением того, что никто из тех, кто на референдуме голосовал "да, да, нет, да", так скажем, никакой ответственности за всё это не понёс. Вернее, понёс, но опосредованно, потом, когда их стали вышвыривать с работы, когда появилась частная собственность на землю и так далее. В этом случае действительно такая ситуация вполне возможна. И когда товарищ Москалец, вернее, депутат Москалец говорит о том, что какая-то ответственность должна осознаваться... Кто и какую ответственность, простите, несёт, голосуя за ту или иную партию, которая разваливает государство? О какой ответственности тут можно говорить? А вот, так скажем, малолетние граждане России, они, когда идут голосовать, всё-таки своим ещё детским умом пытаются выяснить, зачем они туда идут, что они выбирают, кого они выбирают. И если бы граждане России перед тем, как голосовать на референдуме за Конституцию, хотя бы потрудились прочитать её, тогда наверняка она не была бы вообще принята. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Владимирович, у меня вопрос к вам как к педагогу, не к депутату, а к педагогу. Если быть последовательными, то тогда надо понижать планку во всём, и, скажем, планку призывного возраста тоже. Считаете ли вы правильным тогда призывать наших юношей не с восемнадцати лет, а с шестнадцати лет? Кстати, мы решили бы тогда проблему укомплектования нашей армии, потому что тут такая демографическая проблема существует. Я без ёрничанья задаю этот вопрос, потому что мировая практика такая, кстати, есть: в некоторых африканских и азиатских странах с двенадцати лет призывают, так как в силу природы они там просто быстрее физически созревают. С нашей точки зрения, конечно, этого делать абсолютно нельзя, потому что и педагоги, и врачи говорят о том, что половозрелость не может быть критерием того, что человек сформировался как личность, как гражданин. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Ну, Анатолий Евгеньевич, тут, конечно, можно ещё и гитлерюгенд вспомнить и так далее. Нет, вопрос совершенно не в этом. Знаете, я, честно говоря, не очень понимаю, чем отличаются от шестнадцатилетних восемнадцатилетние парни, которых мы отправляли воевать в Афганистан против бородатых душманов, ведь те просто морально, психологически сильнее их. То же самое можно сказать про Чечню. Чем они отличаются? Поэтому Конституция не зря говорит - и на неё, кстати, Александр Петрович ссылается, но ссылается, так сказать, с другой стороны, - что в полном объёме осуществлять свои права и возможности человек начинает с восемнадцати лет. Да, в полном объёме, я согласен, но это только одно право, которым мы наделяем человека, полностью осознающего, что он делает. Вот между прочим - это моё личное мнение - я, может быть, и не стал бы, так скажем, разрешать браки с шестнадцати лет, потому что, как говорится, дурное дело-то нехитрое, это действительно гораздо более сложный вопрос, а вот уж выбрать, кого из кандидатов поддержать, за какую партию проголосовать, - по-моему, на это наши молодые граждане вполне способны, и сделают это гораздо более осознанно, чем те некоторые граждане, которые приходят на выборы, потому что воскресенье, все пошли, ну и они пошли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, минута осталась, мы не успеем. После "правительственного часа", после перерыва продолжим обсуждение данного вопроса.
РЯБОВ Н. Ф. Сергей Владимирович на месте, очень хорошо. Сергей Владимирович, всё-таки вы меня так и не убедили в необходимости предоставления гражданам Российской Федерации права принимать участие в референдуме и голосовании в возрасте шестнадцати лет. Вы ссылаетесь на то, что за совершение преступления мы привлекаем уже с четырнадцати лет. На это ума большого не нужно - чтобы совершить преступление, и образовать семью - тоже, как говорится, большой проблемы нет. Мы прекрасно знаем, что и старшее поколение, скажем, выбор-то делает не шибко осознанно, если не подскажет начальник или жена мужу, а муж жене, а мы хотим включить, так сказать, в политическую игру детей. Вы всё-таки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Коллега, ну, вы не забывайте, что мы не детей пытаемся включить в выборный процесс, а граждан Российской Федерации, которые в четырнадцать лет уже являются гражданами, получают паспорт, а с шестнадцати лет обладают ограниченными правами. И они-то, во всяком случае, обладают большей независимостью в своём выборе и незашоренностью ума, они могут осознанно делать выбор, без всяких указаний начальника или ещё кого-то. Поэтому, ну, не убедил - в следующий раз попробую как-то убедительней выступить. Я ещё раз говорю... Почему вы решили, что это переходный момент - сегодня тебе семнадцать, и ты ещё не созрел, а завтра тебе восемнадцать, и ты уже созрел? А почему у нас тогда в армии, если пятьдесят лет - всё, давай гони с военной службы человека, потому что он дослужил до пятидесяти лет? А на гражданских должностях - до шестидесяти лет? У нас тогда сейчас половину депутатов, наверное, надо лишить полномочий. Им уже больше шестидесяти лет, всё, что они здесь делают? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Ещё один вопрос к Сергею Владимировичу. Александр Петрович стоит и стоит на трибуне без работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А он дисциплинированный человек, он знает, для чего стоит. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Владимирович, наверное, вы не будете отрицать того факта, что выборов в России нет уже давно: цифры контрольные спускаются, а в день выборов они только оглашаются, и всё. В связи с этим такой концептуальный вопрос. Неужели вы считаете, что привлечение более молодых граждан страны к выборам всё-таки превратит выборы в реальность или хотя бы сделает их более честными? Я боюсь, не в этом проблема. Честных выборов ждать, к сожалению, наверное, не приходится. Ваша точка зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов. ИВАНОВ С. В. Ну, коллега, мы немножко в другую плоскость заходим. Честно - нечестно... Ещё раз говорю, давайте поступим так: пусть избиратели сами решают. Я ещё раз говорю: мы ведь не предлагаем, так скажем, малолетним гражданам России, то есть не достигшим восемнадцатилетнего возраста, предоставить право, например, быть избранными. Должны решать избиратели: если он умница, у него там семь пядей во лбу, инициативный и вполне заслуживает того, чтобы его поддержали, его избиратели поддержат, а если он просто так, по указанию какого-то органа выдвигается куда-то, конечно, за него никто голосовать не будет. Насчёт честности или нечестности выборов. По крайней мере, наверное, будет сложнее манипулировать. Ещё раз говорю, такого избирателя трудно будет наказать, ведь его из школы-то не выгонишь в принципе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Тоже вопрос к Сергею Владимировичу. Уважаемый Сергей Владимирович, вы отдаёте себе отчёт в том, что будет с нашей школой в случае принятия этого законопроекта? Школа сегодня и так претерпевает огромные реформы, один ЕГЭ только чего стоит! Президент даже вынужден был сказать, что все учебники по истории, особенно вопросы, просто ужасающие. Так вы сегодня школу заставляете заниматься политикой. Если вы думаете, что в шестнадцать лет школьники пойдут голосовать за ЛДПР, ошибаетесь. Сегодня благодаря административному ресурсу все учителя в "ЕДИНОЙ РОССИИ" шагают на выборы. Поэтому, если надо будет, чтобы школьники ходили на выборы, учительница скажет: проголосуете за "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - пятёрку получите, проголосуете за ЛДПР - двойку. Какая целесообразность в принятии этого закона? Если политическую культуру развивать, надо внеклассную работу как-то перестраивать, чтобы действительно они знали, что такое парламент, как выборы организованы и так далее, а в данной ситуации просто школа будет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов отвечает. ИВАНОВ С. В. У меня нет таких данных в принципе, что все учителя являются членами партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наверное, слава богу, что такого на самом деле нет. Это во-первых. Во-вторых, вы знаете, я в своё время тоже немного поработал учителем и скажу, что таким своим заявлением вы бросаете тень на учителей. Учитель, если он нормальный учитель, обязан ученика научить, как сделать правильный выбор, но ни в коем случае не давить на него и не говорить: пойдёшь за этого проголосуешь - поставлю пятёрку, за этого - двойку поставлю. И кроме того, за такие вещи, так скажем, предусмотрена соответствующая ответственность. Поэтому я всё-таки думаю, что учителя у нас хорошие. И, учитывая ту жизнь, которую им устроило большинство, они наверняка будут агитировать совсем за другие партии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. По шестнадцатилетнему возрасту у меня вопрос. Вы знаете, например, что у нас в шестнадцать лет люди, которые поступают в военные училища, получают оружие и поступают на действительную военную службу, выполняют караульные обязанности? Вот это как-то не соотносится. И вторая часть вопроса. Как соотносится это с тем, что у нас Конституция не догма, её тоже надо в соответствие с требованиями времени приводить? И третий вопрос. Вы ссылались на то, что у нас люди недееспособны в этом возрасте, а в фундаментальной науке, судя по ответам на вопросы, уровень сегодняшних шестнадцатилетних намного превышает, в разы превышает уровень восемнадцати - двадцатилетних, который был десять - двадцать лет назад. Вот фундаментальная наука говорит одно, а эксперты комитета говорят, что они у нас недееспособны. Ну не надо обижать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам вопрос, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, здесь наблюдается подмена понятий и неправильный посыл. Я начну не от слов депутата Рохмистрова, а от автора законопроекта. Вот он только что сказал, заявил, что мы - заметьте, я дословно, наверное, воспроизведу его слова - пытаемся не детей включить в избирательный процесс, а граждан. Но, уважаемые коллеги, у нас есть и граждане недееспособные (недееспособный, но он гражданин), есть граждане несовершеннолетние, ограниченно дееспособные, есть и больные, есть и осуждённые, и какие угодно, которые вообще не голосуют никак. Поэтому это совершенно несовместимо. А если уже говорить... Я ещё раз повторю, вот, смотрите, пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса. Его никто сегодня не оспаривает, но в нём о чём говорится? О том, что ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, а ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. То есть вы говорите, что даже если его призвали в армию... Его не призывают в армию! Даже если его и считают военнослужащим - скажем, курсанты или суворовцы, - это не тот военнослужащий, он всё равно в ограниченной степени военнослужащий, потому что по нашему закону он даже не имеет права на заключение контракта на прохождение службы. У него совершенно другие режимы ответственности, на него возложены другие обязанности, и он совершенно... Не то, что мы говорим: набранный по призыву не может оказаться в горячей точке, такой точно не может оказаться в горячей точке! Поэтому давайте не сводить воедино то, что сегодня законом разделено на две части: совершеннолетний дееспособный и ребёнок, несовершеннолетний ограниченно дееспособный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы все. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Петрович. Я вижу, есть желание выступить у Владимира Вольфовича. Больше рук не вижу. А, Рохмистров. Два выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение: по одному от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот предлагают проголосовать. Кто за то, чтобы дать возможность выступить по одному представителю от фракции? Включите режим голосования. Мы исходим из того, что позицию фракции изложит основатель партии. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 35 сек.) Проголосовало за 311 чел.99,0% Проголосовало против 2 чел.0,6% Воздержалось 1 чел.0,3% Голосовало 314 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Депутат Жириновский, пожалуйста, вам слово. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Здесь вы не правы, Олег Викторович. Мы от фракции даём слово тогда, когда есть человек десять желающих выступить. Тогда мы даём возможность выступить по одному от фракции, и действительно по одному от фракции выступают. Но нелогично, если всего два депутата, скорее выводить их на параметр фракции. Вот такой же страх и перед молодым поколением. Против этого выступали "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и КПРФ. Почему? Ведь дело не в том, созрели ли молодые люди в шестнадцать лет голосовать, в семнадцать и так далее, дело в том, что вы им не доверяете: они за вас голосовать не будут. Вот подноготная! За КПРФ не будут голосовать, потому что их родители обожглись. И прекрасно дети знают, как жила их семья при советской власти. А "ЕДИНАЯ РОССИЯ" боится, потому что молодёжь всегда оппозиционна. Она всегда оппозиционна. Вспомните молодых декабристов - это были молодые офицеры русской армии, а более зрелые в большинстве своём были за царя. Поэтому страх, что эти два миллиона... даже если из них пойдёт голосовать половина, то целый миллион голосов не уйдёт в пользу КПРФ или "ЕДИНОЙ РОССИИ". КПРФ - это оппозиционная партия, казалось бы, должны поддержать. Вы же всё говорите, что на молодёжь делаете ставку, вот при голосовании по этому законопроекту вы показываете, что прекрасно знаете: молодёжь за вами не пойдёт. Смысл закона в том, чтобы дать возможность молодёжи быстрее осознать себя гражданами. Мы им вручаем паспорт наш российский в четырнадцать лет. Что же мы им голову морочим? Четыре года он ограничен в правах, хотя уже имеет паспорт. Он уже может выехать за границу самостоятельно, у него есть паспорт, на работу он идёт, курсантами принимают их и вручают им оружие, из которого они могут стрелять. Если бы вы мне сказали, что шестнадцатилетние уходят в караул без патронов, а вот только с восемнадцати лет им дают патроны... - этого нет! Все курсанты одинаковы. Мы бросаем их на учения, доверяем любую военную технику, с парашютом они прыгать могут. Наконец, они изучают разные дисциплины. Как же они могут историю страны изучать в шестнадцать лет, мы же считаем, что они ещё недоумки?! Как же так, они же ничего не поймут! Вспомните, при советской власти были объявления: фильм не разрешается смотреть детям до шестнадцати лет. Значит, тогда ещё, при советской власти, понимали, что в шестнадцать лет он уже всё понимает и может смотреть фильм. Это тогда, пятьдесят лет назад, была такая установка, и мы специально прорывались на эти фильмы: раз вы нам запрещаете до шестнадцати, мы специально пойдём смотреть. Если бы этой надписи не было, что до шестнадцати лет воспрещается, мы бы и мимо кинотеатра прошли. Но вы нас заставляли: ах, вы нам запрещаете, мы посмотрим, что вы нам там запрещаете. Ни в коем случае нельзя уповать на то, что якобы эти люди не в состоянии сделать правильный выбор. Слушайте, столько больных людей, прикованных к постели, которые деградировали из-за болезни уже в шестьдесят, в семьдесят, в восемьдесят лет, очень много заболеваний, но человек имеет право голосовать. Вот он голосует за какую-то партию, и всё, а при чём здесь его возраст? Мы же не говорим о совсем малолетних. Мы говорим о тех, кто уже активно участвует в жизни. Мы разрешаем им вступать в брак, принимаем дополнительное какое-то решение, хотя во многих странах мира резко понижен возраст вступления в брак. И вступать в брак должны тогда, когда в состоянии девушка забеременеть. Если она забеременела - значит, пускай вступает в брак. А мы говорим: подожди. А что, ребёнок, которым она беременна, тоже подождёт? Поэтому отказ в принятии закона - это в чистом виде страх перед молодым поколением. У них сегодня столько информации! Это дети, которые уже всё знают, потому что они уже пользуются Интернетом, телевидением, их не оторвать от телевизора, сегодня столько программ, и они хорошо разбираются, а вы говорите: нет, пускай подождут. Формируются взгляды политические в семье, ребята с детства слышат, как родители осуждают власть, с детства это слышат, они прекрасно знают, кто виноват и в чём причины. Как раз, если мы хотим увеличить количество голосующих, мы и должны понизить возрастной барьер. Если шестнадцатилетний подросток пойдет на выборы, бабушке будет неудобно, отцу, брату старшему - он, шестнадцатилетний, пошёл на выборы, он хочет быть там, а члены семьи не хотят идти голосовать. И споры между ними будут проходить. Когда мы дадим право участвовать в шестнадцать лет, в семнадцать, они будут спорить. Очень часто в семье разные позиции, отец - за одну партию, мать, бабушки, другие члены семьи - за другую. Это хорошо, не должно быть здесь единообразия. Поэтому не надо бояться нашей молодёжи. Мировая практика показывает: в трёх странах разрешено участвовать в выборах с шестнадцати лет. Что, иранские дети умнее русских детей? Мы им атомную станцию строим, они сами не в состоянии, но мы своим голосовать не разрешаем, а весь Иран голосует, шестнадцатилетние идут голосовать. Вот у них в июне выборы президента, и они пойдут. Это недоверие к молодежи. Ведь науку же двигают молодые. Если вы до тридцати лет ничего не сделали в науке, бесполезно. В спорте до двадцати лет если вы себя не проявили, всё уже, бесполезно. Самый хороший возраст - и пятнадцать, и шестнадцать, и семнадцать лет. То есть мы им даём право влюбляться, и они влюбляются в основном в шестнадцать, семнадцать лет, после восемнадцати лет мы их загоняем в вузы, в казармы, и им уже не до этого. Все их лучшие чувства - в основном вот в эти годы, и они прекрасно разбираются... У нас много людей, которые не имеют высшего образования, они как голосуют? Что, разве зрелый возраст позволяет делать правильный выбор? Нет. У нас был уже малограмотный руководитель, окончил три класса церковно-приходской школы и был руководителем всего государства. Чего тогда не сказали: ты малограмотный, чего тебя избирать первым секретарем ЦК КПСС? Ну, ничего, опыт его жизни... Да, ну и какой опыт? Вот теперь миллионы русских измучены. Несовершеннолетней девочке, ученице 11-го класса, на Украине запретили участвовать в конкурсе на знание литературы: она по-русски читала "Евгения Онегина". Вот в семнадцать лет, ей нет восемнадцати, она хочет по-русски читать, а не чтобы навязывали ей чужой язык. В Саратове, когда восемнадцатилетнюю девочку заставили через мобильник сфотографировать свой бюллетень, что она проголосовала за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", она расплакалась, она не хотела голосовать. Это восемнадцатилетняя расплакалась, а сорокалетние не плакали, голосовали, как хотели. Именно у этого возраста наиболее правильное и острое восприятие. Они чисты, их мозги ещё никто не успел запакостить, загрязнить. Это самое чистое поколение. Они видят всё, что происходит, и могут выбрать, могут выбрать они, а мы их лишаем такого права! Но мы их не лишаем права вступать в криминальные группировки. У нас миллионы преступных группировок, в которых именно молодёжь, и втягиваются они туда в самом малолетнем возрасте. Двести тысяч малолетних преступников. Они же уже стали преступниками, и государство проявило свою железную волю, лишив их свободы. Значит, свободы мы можем лишать начиная с четырнадцати лет, а на выборы нельзя идти? Ребёнка бросить за колючую проволоку можно, всё, он уже созрел для этого, да? Как же он созрел? Он же ещё ребёнок! А мы говорим: нет, ты будешь сидеть. До десяти лет можем дать ему, если это было убийство. Поэтому все доводы о том, что якобы они ещё не способны, мы полностью отметаем. А причина одна: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и КПРФ прекрасно понимают, что, чем моложе граждане России... они никогда не будут голосовать за эти две партии. Потому что на КПРФ обожглось старшее поколение, с которым они выросли, их родители, бабушки, дедушки. А "ЕДИНАЯ РОССИЯ" должна понять: всегда молодёжь оппозиционна власти. Поэтому её используют в "оранжевых революциях" и в Грузии, и в Киеве, и в Бишкеке. ХАМАС в основном молодёжь поддерживает. И они через выборы пришли к власти в Газе, часть Палестины. Поэтому не надо отвергать молодёжь. Мы их тогда заставляем быть пассивными, мы их толкаем к протестным акциям. Тогда они пойдут на футбол, фанаты будут громить магазины, машины. Греция - бунтовала молодёжь, Таиланд - бунтовала молодёжь. Потому что мы их сами отталкиваем, мы говорим: вы недоумки, вы ничего не понимаете. Они всё прекрасно понимают. И вот ваша ненависть к ЛДПР... Вы боитесь, что дополнительные голоса получит ЛДПР. А почему голосуют за ЛДПР? За честность, за откровенность. Вот этого вы и боитесь... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: нет желания принять участие в дискуссии? Докладчик настаивает на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, Иванов, заключительное слово. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, в принципе я полностью согласен с Владимиром Вольфовичем, то есть здесь, конечно, есть боязнь. Но тем не менее я хотел бы отметить некоторые вещи, те, которые в своём докладе упомянул представитель комитета. Вот, дескать, 54-я статья Гражданского кодекса: до восемнадцати лет он ещё считается ребёнком. Я всё-таки вам напоминаю, что статьи 21 и 27 того же кодекса говорят немножко о другом: о дееспособности гражданина, которая наступает с момента заключения брака, и об эмансипации, которая наступает с момента достижения возраста шестнадцати лет, если человек работает по трудовому контракту. Это первое. Второе. Тут говорили о Конвенции ООН о правах ребёнка. Знаете, вы, товарищи из большинства, лучше бы взяли да запретили всё-таки рекламу пива. Законопроекты лежат и не принимаются. Дурить, значит, молодёжи голову можно? Именно они на эту рекламу подсаживаются. А тут я никаких нарушений прав не вижу. И ни одно из государств, где с шестнадцати лет голосуют граждане, ещё не исключили из состава ООН. Если вам такие случаи, Александр Петрович, известны, я буду вам признателен, если вы мне про них расскажете. Далее. Ещё раз говорю: в Конституции написано, что пользуются правами в полном объёме с восемнадцати лет, и мы с этим полностью согласны. Так мы и не предлагаем в полном объёме ему пользоваться с шестнадцати лет. Это дополнительное право, которое мы даём с шестнадцати лет, - оно ни в коей мере не претендует на всеобъемлемость. Мы не говорим, что можно ему быть избранным с шестнадцати лет, мы не говорим, что он может в качестве кандидата участвовать в выборах депутатов Госдумы или президента, там тоже возрастной ценз есть, хотя, по моему глубокому убеждению, ещё раз говорю, если человек того достоин, пусть ему хоть тринадцать лет будет, за него граждане проголосуют, а если не достоин - значит, нет. Следующий момент. Мы поступаем крайне нелогично. Прекрасного специалиста, как старого пса, выгоняют из армии, если он неугоден начальству, потому что он, так сказать, добрался до пятидесятилетнего рубежа. Особым распоряжением ему могут продлить срок службы до достижения им пятидесяти одного года, пятидесяти пяти лет и так далее. То же самое касается достигших шестидесятилетнего возраста на государственной службе. Такая категория тоже есть. Нет здесь логики, уважаемые коллеги, просто-напросто нет. Поэтому ещё раз говорю, что следующий законопроект, который мы внесём, будет о предоставлении права голосовать с семнадцати лет и об ограничении права тогда голосовать, может быть, с шестидесяти лет согласно ограничению, предусмотренному в гражданской службе, если вас это устроит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Не настаивает. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: кто за то, чтобы одобрить в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"? Комитет против. Включите режим голосования. Напомню, что для прохождения законопроекта требуется две трети голосов. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 39 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел.89,1% Результат: не принято Проект федерального конституционного закона отклонён. И ставится на голосование пункт 16 - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу участия граждан, достигших возраста 16 лет, в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и в проведении референдума". Первое чтение. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 21 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 75
О проекте федерального конституционного закона № 138630-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (по вопросу об участии в референдуме граждан Российской Федерации, достигших возраста шестнадцати лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, от имени комитета и по согласованию с докладчиком по пунктам 17 и 18 предлагаем по этим двум законопроектам сделать один доклад и один содоклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принято.
Депутат Москалец предложил по пункту 17 и 18 применить процедуру, когда докладчик делает доклад сразу по обоим пунктам и содокладчик также выступает по обоим пунктам. Есть возражения у депутатов? Надо ставить на голосование? Нет. Принимаем эту процедуру.
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Я хотел именно по ведению сказать. Дело в том, что наш с вами коллега, Сергей Владимирович Иванов, уехал в командировку, не смог дождаться, мы затянули рассмотрение повестки, поэтому убедительная просьба: пункты 17, 18, 19 и 20, по которым он является докладчиком, перенести на следующее пленарное заседание, на среду. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛЕБЕДЕВ И. В. Что, Александр Петрович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Москалец там содокладчик. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, нет вопросов, может уехать докладчик, но я прошу зафиксировать его отсутствие и дальше, если его не будет и впредь, эти вопросы рассмотреть в среду по установленному порядку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это совершенно верно, у нас нет никакой необходимости откладывать рассмотрение этих вопросов, потому что депутат Иванов был в зале, вопросы, которые обозначены в пунктах 17, 18, 19, стоят после 16.00, это означает, что он должен быть в зале и докладывать по расписанию. Поскольку его нет, мы фиксируем отсутствие докладчика. Другой процедуры у нас нет, Игорь Владимирович. Нет другой процедуры. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего подобного, у нас "час заявлений"... Вот регламентный комитет, все кто угодно скажут, что в данном случае депутат Морозов и депутат Москалец абсолютно правы. Докладчик должен находиться в зале в то время, которое ему отведено для доклада. Это время отведено депутату Иванову с 16 до 17.30, но в 17.30... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз, секундочку, в 17.30 мы проводим "час заявлений" в том случае, если повестка у нас к этому времени исчерпана.