Заседание № 64
О проекте федерального закона № 138312-5 "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о мерах по усилению контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ. Многоуважаемые коллеги, внесённые 19 декабря изменения в закон "О Центральном банке..." содержат существенную опасность нанесения ущерба деловой репутации монетарным властям России, поскольку введение института уполномоченных Центрального банка подрывает и дискредитирует систему существующего банковского надзора, во многом имитируя усиление контроля. В этой связи предлагается снять с рассмотрения пункт 7 настоящей повестки дня.
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я всё-таки предлагаю прекратить практику раздачи очень важных налоговых законопроектов перед заседанием, потому что нет возможности ознакомиться с серьёзнейшими документами. В связи с этим предлагаю снять законопроекты, обозначенные в пунктах 7, 11, 15, 22, 30 и 31, как внесённые с нарушением Регламента Государственной Думы.
Уважаемые коллеги, рассмотрим предложения в порядке их поступления. Гаврилов Сергей Анатольевич предлагает снять сегодня с рассмотрения пункт 7. Это законопроект Комитета по финансовому рынку. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович, ваша позиция. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Данный законопроект внесён сегодня для рассмотрения в третьем чтении по настоятельной просьбе правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование предложение депутата Гаврилова исключить пункт 7 из порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 53 сек. ) Проголосовало за 88 чел.19,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0% Результат: не принято Не принимается.
Коломейцев Николай Васильевич предложил сегодня не рассматривать пункты 7, 11, 15, 22 и 31 в связи с поздней раздачей документов. Нужно ли нам обсуждать каждый вопрос отдельно, уважаемые коллеги? Тогда ещё раз мы включим микрофон Коломейцеву Николаю Васильевичу, потом послушаем коллегу из комитета по Регламенту. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наш Регламент предусматривает, что не могут рассматриваться законопроекты, которые розданы депутатам меньше чем за три дня до их рассмотрения. Здесь же предлагается целая группа законопроектов, которыми вводится доверительное управление средствами Резервного фонда, которыми вводятся резервные фонды при наличии там таких... уже давно даны им, главам администраций субъектов Федерации... Этими законопроектами предлагаются изменения Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, масса других вопросов, касающихся колоссальных финансовых ресурсов. С нашей точки зрения, эта гонка непонятная связана прежде всего с тем, что теневая группа определённых людей пытается провести коррупционные законы, которые позволят им незаконно расхищать государственные ресурсы. Мы настаиваем на том, чтобы законы, особенно касающиеся бюджета и налогов, обязательно рассматривались только при условии раздачи текстов минимум за три дня. В противном случае у нас получается следующее. Вот я год ставил вопрос об эффективности использования золотовалютных резервов - наконец-то и до ваших депутатов это дошло в вашем внутреннем клубе, и они возмущены. Год ставил вопрос о том, чтобы всё-таки разобрались, эффективно ли используются вложенные в "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" средства, тоже не принимали протокольные поручения - сегодня опять же дошло. Для того чтобы не было недоразумений в будущем, я предлагаю снять незаконно внесённые сегодня в повестку дня законопроекты, прочитать их внимательно и в пятницу внести и рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович. АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данные законопроекты прошли Совет Государственной Думы, и было принято решение рассматривать их сегодня. Депутат считает, что нарушены какие-то статьи Регламента. Моё мнение, что ничего не нарушено. Но решение можно принять голосованием. Я прошу проголосовать этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича не рассматривать сегодня пункты 7, 11, 15, 22 и 31 повестки дня. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9% Результат: не принято Не принято.
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке...". Я хотел бы напомнить, что 19 декабря данный законопроект был принят во втором чтении, причём были приняты поправки, которые комитетом не рассматривались, но в ходе рассмотрения их у нас в зале, на заседании палаты, они были поддержаны представителем правительства и Думой проголосованы. Поправки вошли в текст закона. С моей точки зрения, экспертной, - я не могу говорить от комитета, поскольку комитет их не рассматривал, - принятие их несколько ухудшило законопроект, в особенности ухудшила законопроект норма, в соответствии с которой порядок назначения уполномоченных представителей Центрального банка должен согласовываться с правительством. С моей точки зрения, эта норма не позволит в короткие сроки выполнить поручение президента о введении таких представителей Центрального банка в коммерческие банки. Тем не менее и Министерство финансов, - по-моему, я здесь видел Сергея Дмитриевича Шаталова, - и Андрей Викторович Логинов поддерживают данный законопроект. Перед тем как предложить проголосовать его в третьем чтении, - а комитет по Регламенту не рассматривает законопроект перед третьим чтением, он только передаёт его в Правовое управление и выносит на заседание палаты, - я хотел бы услышать позицию правительства, Министерства финансов, представителя правительства, и при их поддержке, при высказанной положительной позиции, ну, наверное, стоит, раз они берут на себя ответственность в этом, проголосовать данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, у представителя правительства есть необходимость прокомментировать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хотел бы дождаться тогда представителя правительства, мы этот вопрос рассмотрим при его появлении. Я не вижу... А, вот есть Шаталов. Пожалуйста, тогда, наверное, в ложу правительства пройдите к микрофону. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо. Правительство считает, что в том виде, в котором законопроект сейчас предложен, его можно принимать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Багаряков Алексей Владимирович по мотивам, я так понимаю, записался. Хорошо, мы будем слово предоставлять перед голосованием. Выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 7. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по мотивам. У меня уже записался Багаряков Алексей Владимирович. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы в очередной раз становимся невольными свидетелями кипучей деятельности, которую развернул Комитет по финансовому рынку в целях принятия очередного, мягко говоря, не очень актуального на сегодняшний момент законопроекта. В число таких законопроектов уже входят законопроект о поддержке фондового рынка - в размере 175 миллиардов рублей, которого уже нет, законопроект о выделении денег банкам, имеющим международные рейтинги, а все остальные банки медленно умирают. В большей части спецпредставители согласно этому законопроекту будут направлены в банки, получившие деньги от Центрального банка. Это госбанки - Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, то есть те банки, где доля государства и так доминирующая, и смысла большого их контролировать нет. Вторая группа банков - банки, получившие деньги от ВЭБа, их порядка ста пятидесяти. Какая получается картина? Внешэкономбанк выделяет деньги банкам на своих условиях, а представители Центрального банка будут контролировать эти денежные средства, причём контролировать без получения для этого каких-то полномочий и рычагов влияния. То есть никаких рычагов влияния, никаких полномочий согласно законопроекту у спецпредставителей нет. Также хотелось напомнить уважаемым разработчикам законопроекта, что каждый банк сегодня уже имеет куратора в лице специального представителя Центрального банка, который и так всю картину действий в банке знает. Плюс ко всему каждый банк отчитывается в ежедневном режиме, в режиме онлайн перед Центральным банком о всей своей деятельности. Нам же предлагается дать ещё один контрольный орган. Не кажется ли вам, что это будет уже чересчур громоздкая конструкция? Для того чтобы деньги пошли в реальный сектор экономики, необходимо создавать условия, которые будут привлекательны для кредитования нашей экономики: снижать ставку рефинансирования, больше внимания уделять валютному контролю, а не принимать такие драконовские дополнительные контролирующие меры. Хочу также заметить, что комитет так и не высказал своего общего мнения в поддержку этого законопроекта или против него. Мы слышали мнение только представителя правительства, который сказал чётко - "за". Глава комитета чётко "за" не сказал. Считаю, что принятие этого законопроекта не решит проблемы контроля и он будет бесполезным. Поэтому наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волчек Денис Геннадьевич. ВОЛЧЕК Д. Г., фракция ЛДПР. Добрый день! Абсолютно не согласен ни с предыдущим оратором, ни с тем постулатом, что у нас сегодня много контроля. Мы с вами прекрасно знаем, что сегодня деньги, которые отданы в банки, в крупные банки и в более мелкие банки, неудовлетворительно работают. Эти деньги в бизнес практически не пошли, за исключением тех организаций, где есть чёткие государственные гарантии, потому что не найти сегодня других путей, куда деньги под такие проценты отдать. Банки сегодня накупили валюты и сидят с этими деньгами, держат, тем самым ослабляя рубль. Мне кажется, никакой пользы ни для страны, ни для бизнеса, ни для экономики в этом нет. Контроль необходим, чем больше сегодня контроля будет не общего бумажного, когда банки отчитываются по общей системе, тысячи чиновников Центробанка работают с тысячами чиновников банковской сферы... Должен быть один конкретный ответственный представитель Центробанка хотя бы в самых крупных банках, там, где есть крупные средства, который должен отслеживать, обязательно отслеживать именно то, что происходит с деньгами, которые были отданы, а не контролировать общую деятельность банка. Единственное, конечно, непонятно, зачем правительство поддержало поправки, которые испортили, мне кажется, этот законопроект, - о том, что Центробанку необходимо согласовывать с правительством теперь своих представителей. Вот это удлинение процедуры и вмешательство в деятельность Центробанка. Непонятно, зачем это было сделано, тем более что именно этот аспект не был согласован с комитетом. Зачем эти поправки были розданы во втором чтении и приняты, абсолютно непонятно. Процедура должна быть быстрая, чёткая, люди ответственные. И Центробанк обязан вслед за деньгами, которые он даёт, посылать своих представителей, они будут отчитываться перед Центробанком, что там делается и что происходит с деньгами. Вот и всё. Несмотря на то что вот эти поправки непонятные совершенно усложнили закон, фракция ЛДПР поддержит его, потому что мы в любом случае за контроль. А то, что происходит сегодня с деньгами, - это, мы считаем, неправильно. Пусть специалисты Центробанка проследят, куда эти деньги пошли и куда их пускают дальше. Пусть банки перестанут закупать валюту и работать на ослабление рубля. Пускай действительно найдут механизмы, чтобы деньги пришли в реальный сектор экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас по Регламенту по мотивам выступают только представители фракций. Я так понимаю, что депутат Гаврилов хотел также выступить по мотивам, но уже от КПРФ выступление было. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 43 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 138312-5 "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о мерах по усилению контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации; принят в первом чтении 17 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 23 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Прошу, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Я хотел бы напомнить, что целью указанного законопроекта является усиление контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, которые выделяются государством для поддержки национальной финансовой системы в текущей ситуации. Для нас самым главным, как я уже говорил при представлении данного документа в первом чтении, является то, что средства, которые выделяются банкам, получающим их в виде господдержки, должны доходить до конечного потребителя, до наших предприятий, а не конвертироваться в валюты, выходить за рубеж и поддерживать ликвидность не нашей банковской системы. Согласно концепции предлагаемого законопроекта Банк России получит право назначать уполномоченного представителя в кредитные организации, которые получают средства господдержки. Такие уполномоченные представители, не вмешиваясь в деятельность кредитной организации, будут осуществлять непосредственное наблюдение за деятельностью кредитной организации по вопросам кредитования, управления пассивами и активами, а также информировать о ситуации Банк России. В ходе подготовки данного законопроекта ко второму чтению была выдвинута инициатива изменить также статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации..." в части увеличения срока выделения Банком России беззалоговых кредитов российским банком с шести до двенадцати месяцев. Комитет рассмотрел указанную инициативу и рекомендует принять её в качестве дополнительной меры поддержки финансовой системы Российской Федерации. Соответственно, наименование законопроекта претерпело изменение: к статье 76 добавилась статья 46. Комитет рассмотрел и утвердил поправки, они представлены в виде таблицы поправок, рекомендованных к принятию. На заседании комитета велось достаточно много споров о том, стоит или не стоит принимать эти поправки. Консультации велись с правительством до последнего времени, даже в течение последних двадцати минут. Часть поправок ряда товарищей ещё, по-моему, даже раздаётся в зале, или розданы уже, по-моему... Раздаются. Я предлагаю начать рассматривать данную таблицу поправок, которая у вас есть и принята комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я предлагаю такой режим работы: у нас есть таблица поправок 1, в которой три поправки, предлагаемые комитетом к принятию, в президиуме есть шесть поправок - одна поправка депутата Багарякова и пять поправок депутата Шипунова - вот этим ограничиться, остальных материалов у нас нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Прошу прощения, есть ли необходимость из таблицы 1 отдельно голосовать по какой-либо поправке? Депутат Шипунов, прошу. Микрофон включите. ШИПУНОВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я предлагаю вынести поправку 2 из представленной таблицы на отдельное голосование. Я просто хочу напомнить, что в отношении... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование таблицу 1 без поправки 2. Кто за данное предложение? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 45 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3% Результат: принято Таблица принята без поправки 2. По поправке 2, депутат Шипунов, прошу вас. Включите микрофон. ШИПУНОВ К. Б. В отношении поправки 2. Я предлагаю её отклонить в той редакции, которая нам дана. Я хочу просто напомнить, что указанный законопроект был разработан по поручению Президента Российской Федерации и его задачей было распространить институт уполномоченных представителей Банка России на все кредитные организации, получившие средства государственной поддержки. Предлагаемой поправкой госбанки выводятся из общего правила, установленного в законопроекте, в связи с чем предлагаю её отклонить. Прошу поддержать это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета профильного. Прошу. РЕЗНИК В. М. Мнение комитета изложено в таблице поправок, которые комитет рекомендовал к принятию, но всё зависит от позиции правительства. Я как эксперт могу высказываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу, представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Мы считаем, что предложение, которое внёс коллега Шипунов, заслуживает внимания, поскольку все те нормы, о которых идёт речь в удалённой из таблицы принятых и одобренной комитетом поправке, это поправка 2, восстанавливаются пятью поправками коллеги Шипунова, розданными в зале. Вот в этом ключе мы и готовы поддержать конструкцию. Так что мы предлагаем удалить из таблицы поправку 2, но проголосовать потом, поддержать пять поправок коллеги Шипунова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я бы хотел обратить внимание председателя комитета: вы сейчас всех нас запутаете со своими поправками, которые сейчас вот идут... Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование поправку 2. (Шум в зале.) Секунду! Я ставлю на голосование поправку 2. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 08 сек.) Проголосовало за 8 чел.1,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 8 чел. Не голосовало 442 чел.98,2% Результат: не принято Не принято. Уважаемые коллеги, вам роздана поправка депутата Багарякова. Прошу включить микрофон депутату Багарякову. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, действительно, огромные средства, выделенные государством на поддержку реального сектора экономики, не дошли до конечных потребителей этих средств - промышленности и сельского хозяйства, а банально растворились в нескольких банках. Часть из них ушла на покупку валюты и в дальнейшем была выведена за рубеж, часть банально разворована. Вопрос контроля за госсредствами действительно актуален, но законопроект, подготовленный уважаемым автором, в таком виде бесполезен, на мой взгляд, и носит декоративный характер. Нам предлагают назначить полпредов от Центрального банка в банки, получившие от ВЭБа средства в виде субординированных займов. Но вы послушайте, что это за банки: Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк. Это всё банки такого масштаба, их примерно немногим более десяти штук. То есть молодой сотрудник Центрального банка в порядке стажировки будет командирован, например, в Сбербанк, у этого сотрудника нет ни полномочий, ни права голоса - всё это имитация контроля. Представляете, как комично всё это будет выглядеть? Хотелось бы напомнить авторам законопроекта, что совет директоров ВЭБа возглавляет не кто иной, как премьер-министр России. И нам предлагают поставить под сомнение решение совета директоров и направить полпредов от Центрального банка, чтобы проконтролировать эти решения. Я это понимаю именно как недоверие к руководству ВЭБа и к другим банкам с госучастием. В то же время предлагается увеличить срок беззалогового кредитования банков с шести до двенадцати месяцев, и именно эти банки смогут пустить на кредитование средства государства. А это уже не десять, это более ста пятидесяти банков. Вот где поле деятельности для Центрального банка! Но в то же время хочется заметить, что практически каждый банк имеет своего куратора в Центральном банке уже сегодня, каждый банк отчитывается в ежедневном режиме перед Центральным банком и назначение очередного куратора из числа сотрудников Центрального банка приведёт только к увеличению и так раздутого штата сотрудников Центрального банка и увеличению расходов на его содержание. Моё предложение заключается в следующем: предлагается включить в перечень уполномоченных от Центрального банка в банки, получившие господдержку, не только сотрудников Центрального банка, но и депутатов Госдумы, членов Совета Федерации. Среди нас много грамотных, квалифицированных сотрудников, специалистов, кроме того, депутаты неподконтрольны Центральному банку, обладают федеральным статусом и в виде уполномоченных будут более деятельны, чем рядовые сотрудники Центрального банка. Да, я думаю, и банкам, получившим господдержку, будет приятно видеть в качестве кураторов не надоевших сотрудников Центрального банка, которые и так уже зарегулировали всю банковскую систему, а независимых специалистов. Мы много говорим о парламентском контроле за деятельностью госорганов, но это только на словах. Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать мою поправку и перейти от слов к делу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Комитет, кстати, затрагивал эту тему на первом заседании, когда готовили проект к первому чтению, но я хотел бы, наверное, начать отвечать со следующего. Во-первых, если у вас, глубокоуважаемый коллега Багаряков, есть информация о том, что средства разворованы... Я надеюсь, что вы не голословно это говорите, потому что, чтобы такие заявления делать, надо иметь доказательства, достоверную информацию, если у вас нет прямых доказательств, это достаточно неэтично. Это первое. Второе. Я хотел бы сказать о профессионализме. Вы говорите, что надо направлять профессиональных людей из числа депутатов. Видимо, речь идёт в том числе и о депутатах, которые подготавливают такие же предложения, как вы. Я хотел бы отметить, что в сферу действия закона, который мы с вами рассматриваем сейчас, наблюдательный совет Внешэкономбанка, который возглавляет премьер-министр, то есть Председатель Правительства Российской Федерации, не попадает, читайте внимательно текст, не направляется никакой представитель в эту организацию. Обратите на это внимание, здесь вы ошибаетесь. Кроме того, направление любых лиц, кроме служащих Центрального банка, практически невозможно в силу того, что у нас есть закон о персональных данных, у нас есть закон о коммерческой тайне, о банковской тайне, там ряд очень серьёзных ограничений, в связи с которыми даже сотрудники Росфинмониторинга не могут получить разрешение на допуск к этой информации. Во-первых, в этой связи это невозможно, а во-вторых, такое количество профессиональных людей можно найти только среди служащих Центрального банка. Поэтому комитет отказался вносить такую поправку. Предлагаю её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку, внесённую депутатом Багаряковым. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Профильный комитет возражает. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Результат: не принято Не принято. Пожалуйста, депутат Шипунов, по вашим поправкам. Насколько я помню, девять поправок. Прошу включить микрофон. ШИПУНОВ К. Б. В отношении поправки 1. Этой поправкой предлагается дать возможность представителям Банка России получать информацию об осуществлённых, а также планируемых объёмах и условиях кредитования и предоставления гарантий, то есть обратную силу закону дать. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета? РЕЗНИК В. М. Комитет данную поправку не рассматривал, поэтому давайте послушаем, что нам скажет правительство. Полномочному представителю правительства надо дать слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Мы поддерживаем поправку, мы поддерживаем данную поправку, поскольку она улучшает редакцию ранее рассмотренных отклонённых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 1 депутата Шипунова. Кто за её принятие? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 46 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принято. Поправка 2. ШИПУНОВ К. Б. По поправке 2. Предлагаю исключить из числа организаций, в которые будут направлены уполномоченные представители, банки, получившие от Банка России беззалоговые кредиты в соответствии с пунктом 1-1 статьи 46 закона о ЦБ на срок менее одного месяца. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета? РЕЗНИК В. М. Комитет также не рассматривал данную поправку. На последней консультации обсуждалось это. Поэтому опять же, как правительство скажет, так и следует поступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, архитектура данной поправки достаточно простая. Основу её составляет норма, принятая в первом чтении, но потом отклонённая, то есть устранённая комитетом. Речь идёт о том, чтобы распространить действие системы уполномоченных также на те банки, которые получили беззалоговые кредиты по 173-му федеральному закону, принятому, коллеги, вами в октябре. И единственное, что мы добавили, - это то, что речь идёт о кредитах, предоставленных на срок более одного месяца, как раз тех самых, в отношении которых возможно эффективное использование, применение института уполномоченных Центрального банка. Мы просим поправку поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 2 депутата Шипунова. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 44 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7% Результат: принято Принято. Поправка 3. Включите микрофон депутату Шипунову. ШИПУНОВ К. Б. По поправке 3. Этой поправкой предлагается дополнить статью 76 положением о том, что порядок представления кредитной организацией информации и документов уполномоченному представителю Банка России должен устанавливать сам Банк России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель профильного комитета. РЕЗНИК В. М. Комитет также не рассматривал эту поправку... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, просим поддержать, она действительно вводит норму, в соответствии с которой порядок представления отчётной документации и информации уполномоченным будет установлен Банком России. Это совершенно логичная норма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Ещё раз на центральной трибуне микрофон включите. РЕЗНИК В. М. Хотел бы уточнить, что впереди ещё поправка, где предусматривается, что это делается по согласованию с правительством, если не ошибаюсь. Ну, если такой вариант выбирается, пусть будет так, не возражаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 3. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 15 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято. Поправка 4. Пожалуйста, депутат Шипунов. ШИПУНОВ К. Б. Значит, поправкой 4 предлагается поручить уполномоченным представителям Банка России получать от кредитной организации информацию о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От профильного комитета, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Также не рассматривали, поэтому как правительство скажет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Мы поддерживаем данную поправку. Эта норма действительно сейчас широко распространена в финансовых институтах мировых и международных. Действительно, необходимо контролировать те финансовые средства, вознаграждения и заработную плату, которые получают руководители банковских структур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 4. Кто за её принятие? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 32 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято. Поправка 5. Микрофон депутату Шипунову включите. ШИПУНОВ К. Б. Поправка 5 является как бы сводной, и данной поправкой излагается текст статьи 1 законопроекта в новой редакции, направленной на распространение действия закона на все кредитные организации, включая госбанки. Кроме того, в поправке учтены различные предложения Правового управления Аппарата Государственной Думы, администрации президента, Банка России, министерства экономики. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От профильного комитета. РЕЗНИК В. М. По существу данной поправки мне опять же трудно говорить, но если мы отклонили поправку 2, то, наверное, следует принять эту. Она очень комплексная, поэтому целиком рассмотреть не могу... Но опять же всё зависит от позиции правительства. Если мы отклонили предыдущую, то чем-то замещать необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Просим поддержать эту редакцию. Это как раз тот момент, который практически был детально проработан комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 5. Кто за её принятие? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 10 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0% Результат: принято Принято. Поправка 6. Включите микрофон депутату Шипунову. ШИПУНОВ К. Б. По поправке 6. Значит, предлагается часть 1 статьи 76 дополнить новым пунктом следующего содержания: "Банк России и государственная компания "Агентство по страхованию вкладов" осуществили в отношении кредитной организации меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". То есть мы даём возможность ЦБ и АСВ стабилизировать банки, давать дополнительные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От профильного комитета. РЕЗНИК В. М. Также данная поправка не была комитетом рассмотрена, поэтому как правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В. Мы поддерживаем данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 6. Кто за её принятие? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 42 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято. Поправка 7. Депутат Шипунов. ШИПУНОВ К. Б. Предлагается дополнить ту же статью 76 новой частью следующего содержания: "Порядок представления кредитной организацией информации и документов уполномоченному представителю Банка России устанавливается Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель профильного комитета, председатель профильного комитета. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Константин Борисович, я предложил бы вам снять её, поскольку накануне мы приняли в другой редакции, где Центральный банк без правительства это делает. Мы это проголосовали, поэтому предлагаю вам отозвать её, эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я так полагаю, что представитель профильного комитета и представитель правительства против. Я ставлю на голосование данную поправку. Кто за то, чтобы её принять с учётом отрицательного мнения комитета и правительства? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Результаты голосования покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 05 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0% Результат: не принято Не принято. Поправка 8. Депутат Шипунов. ШИПУНОВ К. Б. В отношении поправки 8, её содержания. Предлагается часть 7 статьи 76 изложить в следующей редакции: "Уполномоченные представители Банка России являются служащими Банка России. Порядок назначения уполномоченного представителя Банка России, осуществления им деятельности и прекращения осуществления им своей деятельности устанавливается Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От профильного комитета. РЕЗНИК В. М. Также не рассматривали, поэтому как правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства? ЛОГИНОВ А. В. Мы согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 8. Кто за то, чтобы принять поправку? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 14 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Принято. Поправка 9. Депутат Шипунов. ШИПУНОВ К. Б. Это тоже комплексная поправка, я суть изложу. У нас предлагалось считать 0,5 процента от пассивов и активов. Мы считаем, что надо заменить на 5 процентов от собственных средств, от собственного капитала. Просто будет проще считать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От профильного комитета. РЕЗНИК В. М. Профильный комитет также не рассматривал данную поправку. Я не знаю, опять же на решение правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Я думаю, что мы не будем её поддерживать, поправку 9, поэтому просим отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку 9. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Представитель правительства против, профильный комитет не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 36 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% Результат: не принято Не принято. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели таблицу 1, приняли и рассмотрели поправки, которые были розданы в зале, таблицы 2 не было. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" во втором чтении. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 25 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 138312-5 "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о мерах по усилению контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, от группы авторов законопроекта представляю вам изменения в статью 76 закона "О Центральном банке...". Необходимость подготовки такого законопроекта связана с тем, что те огромные средства, которые выделены на поддержку финансовой системы нашей страны, - а выделено порядка 1,5 триллиона рублей, может быть, даже несколько больше, - не всегда доходят до конечного потребителя, до наших предприятий. Для того чтобы изменить ситуацию, предлагаются следующие меры. Центральный банк вводит своих уполномоченных представителей в те банки, где есть господдержка. Представители Центрального банка будут иметь право принимать участие в заседаниях правления банков, в заседаниях тех органов, в частности, кредитных комитетов, или как это иначе может называться, в банках, где будут приниматься решения о кредитовании. Кроме того, они будут допущены и к иной информации - информации, касающейся пассивов и активов банков. С уполномоченными представителями Центрального банка коммерческим банкам надо будет согласовывать ряд своих сделок, в частности сделки с недвижимостью, сделки по изменению активов, если балансовая стоимость более 1 процента. Считаем, что принятие этих мер позволит изменить ситуацию к лучшему, позволит Центральному банку в оперативном режиме видеть, когда, сколько, какие средства и куда уходят, доходят ли эти деньги до предприятий, не конвертируются ли в валюту и не выводятся ли из страны для поддержки ликвидности не нашей банковской системы. Ко второму чтению комитет планирует рассмотреть ряд на данный момент не до конца решённых вопросов, а именно, в какие банки следует вводить этих уполномоченных представителей Центрального банка, потому что, например, с точки зрения ряда моих коллег, нет смысла, скажем, в те банки, где представители назначаются государством, вводить ещё одного представителя. Надо, видимо, потребовать от руководства этих банков, от органов управления этих банков представлять в оперативном режиме информацию наблюдательному совету и Центральному банку внутри корпоративной процедуры. Её должен установить сам наблюдательный совет либо Совет директоров, в которые входят представители государства. Кроме того, видимо, не следует распространять данный законопроект на ситуации, когда коммерческие банки получают депозиты, которые предоставляются Министерством финансов в обычном режиме в рамках Бюджетного кодекса, в соответствии с Бюджетным кодексом. И естественно, следует рассмотреть вопрос, стоит ли распространять его на недолгосрочные кредиты. Вот, пожалуй, не только вся концепция предлагаемого вам к рассмотрению в первом чтении законопроекта, но и информация о том, что сейчас, после принятия в первом чтении, будет обсуждать комитет. Поскольку законопроект очень важный, сегодня после принятия в первом чтении комитет его рассмотрит, для того чтобы в пятницу успеть принять во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета по экономической политике сделает Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел данный законопроект и рекомендовал принять его в первом чтении. При этом имеется ряд уточняющих замечаний и предложений по законопроекту. Так, антикризисным планом, утверждённым 7 ноября, предусмотрено направление через коммерческие банки в приоритетном порядке средств на поддержку отраслей реального сектора экономики: сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, автомобилестроения и так далее. Законопроектом предусмотрен механизм, в соответствии с которым банки, получившие государственную финансовую поддержку, соглашаются на институт уполномоченных представителей, главной задачей которых является контроль за направлением банками таких денежных средств в реальный сектор. При этом комитет считает необходимым и контроль уровней процентных ставок, по которым кредитные организации предоставляют государственные кредитные ресурсы, такую информацию также необходимо включить в перечень сведений, обязательно представляемых уполномочным представителям. По мнению комитета, целесообразно также рассмотреть возможность включения в законопроект механизма контроля уполномоченными представителями решений кредитных организаций об отказе в выдаче кредита. Кроме этого, имеется ряд других уточнений, которые изложены в заключении комитета, оно у вас имеется. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Два вопроса, три, да? Больше нет. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Микрофон включите Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, не могли бы вы пояснить. Мне понятно, что полковой комиссар - это важная должность, но есть закон "О банках и банковской деятельности", где есть владельцы банка, где есть правление банка, где есть Совет директоров. В каком качестве будет там полковой комиссар от Центробанка, кто его будет слушать и на основании чего? Не кажется ли вам, что проще, давая кредит, вообще-то, взять пакет акций и тогда уже на законном основании ввести в Совет директоров или в правление человека, который и будет надзирающим? А так мне лично непонятна суть вот этого закона, вот я не понимаю. Отвечайте оба. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владиславу Матусовичу Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Могу ответить коротко, могу длинно, отвечу и коротко, и длинно. Коротко: не кажется. А теперь длинно, более подробно. Уважаемый Николай Васильевич, с моей, да и не только, видимо, с моей точки зрения, покупка акций банка - это его огосударствление. Вы предлагаете национализировать либо банк целиком, либо часть его. Это не лучшее решение, не самое эффективное. Направление полномочных представителей Центрального банка - это делается для того, чтобы банк в оперативном режиме имел больше информации, больше и в более короткие сроки. У самого Центрального банка есть огромное количество возможностей отрегулировать в правильном направлении деятельность коммерческого банка. Очевидно абсолютно, что в случае нарушений кредит, если речь идёт о субординированном кредите, будет отозван, на банк будет наложен существенный штраф, ну и репутационные риски такого банка столь велики... если банк на это пойдёт, то очевидно, что ему уже не работать на рынке. По-моему, этого более чем достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, ваш... А-а, Евгений Алексеевич, вы хотели тоже добавить что-то? Пожалуйста. Микрофон на трибуне включите. ФЁДОРОВ Е. А. Да, я просто добавлю, что у Центрального банка достаточно полномочий, чтобы повлиять на позицию любого банка. Как только он получит эту информацию от своих уполномоченных, которые перечислены в законе, он сможет ими воспользоваться при необходимости. То есть банк никогда не пойдёт в этой ситуации, на наш взгляд, против Центрального банка, который получит основания для такой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович Жириновский, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К докладчику вопрос. Здесь налицо типичный случай конфликта интересов. Почему вы не считаете возможным, чтобы был назначен уполномоченный не Центральным банком, а финансовой службой - Федеральной службой по финансовому мониторингу? Иначе, получается, они будут сами себя контролировать, трудно здесь избежать будет тайных, сомнительных операций. Есть же уже служба финансового контроля, пусть они и контролируют. Нет, вы хотите, чтобы сам банк... банк банки будет контролировать - это всё равно, что минздрав, райздрав будут врачей контролировать, районо - учителей. Контроль не получится. Почему не хотите, чтобы здесь была заложена эта норма? Есть же уже служба специальная - Федеральная служба по финансовому мониторингу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович Резник. Пожалуйста, микрофон включите. РЕЗНИК В. М. У нас есть 115-й закон, глубокоуважаемый Владимир Вольфович, он определяет функции и полномочия Росфинмониторинга, который в соответствии с этим законом и действует. У нас есть закон о Центральном банке Российской Федерации, в соответствии с которым действует Центральный банк. И естественно, те функции контрольные, которыми мы наделяем данным законом Центральный банк, только ему и свойственны. Поэтому, естественно, представители Центрального банка и должны быть уполномоченными представителями. Хотя в данном законе мы просто пишем: уполномоченный представитель Центрального банка. Мы не прописываем прямо, что это должен быть сотрудник Центрального банка, но полагаю, что всё-таки этим и ограничится, что это будут представители именно Центрального банка. Хотя, если понадобится, Центральный банк сможет назначить и кого-то иного, возможно представителя Росфинмониторинга или иной службы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гаврилов Сергей Анатольевич, ваш вопрос. Микрофон включите депутату Гаврилову. ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ. Уважаемая Любовь Константиновна, я хотел бы задать вопрос докладчику. Уважаемый Владислав Матусович, как вы полагаете, не приведёт ли введение дополнительных функций Центрального банка к увеличению традиционных издержек, росту бюрократии, волокиты при предоставлении кредитов и, соответственно, увеличению коррупционной составляющей в виде многочисленных откатов, особенно на региональном уровне? Это первый вопрос. И второй вопрос: как вы полагаете, не усугубит ли это наше нововведение противоречие в деятельности Центрального банка - между монетарными функциями, эмиссионными, надзорными и теперь уже управляющими функциями Центрального банка? Может, всё-таки нам пойти в этом контексте на глубокое реформирование самого Центрального банка? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович Резник. С места. Включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемый Сергей Анатольевич, моя личная точка зрения заключается в том, что надзор и регулирование должны быть разделены. В этой части я действительно сторонник разделения. Я считаю, что Центральный банк должен заниматься макроэкономикой. Хотя, в общем, может быть, когда-то в будущем мы к этому придём. Но в данный момент есть и положительные стороны в том, что и надзор, и регулирование находятся в сфере деятельности Центрального банка, поскольку оперативно можно принимать решения. Теперь по первому вопросу - будет ли это способствовать росту бюрократии. Любое усиление надзора, естественно, приводит к росту бюрократии, в этой части, наверное, бюрократии будет больше. Хотя уполномоченные представители Центрального банка не будут иметь право вмешиваться в решение, они будут присутствовать на заседаниях правления, на заседаниях кредитных комитетов без права голоса, то есть голосовать они не смогут, они только будут получать информацию, но что касается совершения крупных сделок, о которых я говорил в своём выступлении, действительно, они должны будут давать своё согласие. Вроде бы всё достаточно сбалансированно. Но я всё-таки надеюсь, что после второго чтения количество банков, куда будут введены уполномоченные представители, сократится. Что касается откатов, то мне такие случаи неизвестны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть желающие. Коллеги, так как у нас с вами ещё семь законопроектов первого чтения и нам сегодня их все надо рассмотреть, - вы понимаете, что есть определённые вопросы, которые должны быть рассмотрены нами до конца года, - я предлагаю предоставить по три минуты одному выступающему от фракции. Кто за моё предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 15 сек.) Проголосовало за 299 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. От фракции КПРФ - Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вы вдумайтесь, в каком ускоренном режиме какие важные законы и при каком невнятном объяснении мы сегодня принимаем! С нашей точки зрения, вот этот закон в принципе ничего не решит на месте, потому что так называемые антикризисные правительственные комиссии на самом деле на внесение конкретных законов никакого влияния не оказывают и не предлагают реальных мер. Во всём мире есть национализация и приватизация. Но у нас хотят почти целый бюджет - 5,5 триллиона - банкам отдать, лишь бы никак государству в эту ситуацию не вмешиваться! Мне кажется, что вот этот законопроект, или поправка, как раз и противоречит закону о банковской деятельности, противоречит государственным интересам. Нам необходимо осознать, что у нас сегодня вся проблема финансового кризиса оттого, что мы вытолкнули свои кредитные учреждения на внешний финансовый рынок, заняли там в два раза больше наших внутренних кредитных ресурсов. Поэтому надо признаться народу, что мы ошиблись, правительство и Центробанк, выкупить вот те самые кредитные ресурсы и заменить иностранные вливания на внутренние, и это решит проблему финансового кризиса. Но при этом не надо стесняться огосударствливать ту часть кредитных учреждений, которая будет формироваться за счёт государственных вливаний. Только так можно обеспечить конкретный контроль за выделенными финансовыми ресурсами. В противном случае у нас будет просто продолжение разворовывания государственных средств, что и происходит, что привело к тому, что представитель правительства Шувалов говорит: да, деньги выделены, но до реального сектора не дошли, и виновников нет. Мы считаем, что этот закон ни на что не повлияет, поэтому принимать его бессмысленно. Необходимо кардинальное изменение закона "О Центральном банке..", признание его государственным банком, и тогда можно будет распоряжаться государственными финансами с участием государственных представителей и в части контроля, и в части управления. В противном случае кризис будет только усугубляться. Мы за такой закон голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР Свистунов Аркадий Николаевич. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, хотелось бы обратить особое внимание на предлагаемый к обсуждению законопроект. Во-первых, вот как только его внесли в Государственную Думу, сразу, например, газета "Коммерсантъ" написала, что Банк России получит беспрецедентные полномочия по контролю за работой коммерческих банков, и скорость внесения этого законопроекта тоже говорит о том, что здесь какие-то беспрецедентные полномочия по контролю за работой коммерческих банков. Если мы посмотрим этот законопроект внимательно, мы увидим, что там никаких беспрецедентных полномочий Центрального банка по контролю нет и близко, нет вообще. Речь идёт о направлении полномочных представителей. Хотя с 1 января 2008 года уже в Центральном банке действует институт так называемых кураторов в банковской системе, это сам Центральный банк установил, и эти кураторы уже на сегодняшний день закреплены более чем за двумястами коммерческими банками. Во-вторых, эти представители - так и хочется согласиться с Николаем Васильевичем Коломейцевым, который их назвал комиссарами, да, большевизм возвращается, - эти самые представители будут иметь только функции получения информации, то есть они присутствуют в любом коммерческом банке и получают информацию. Я подчёркиваю, что ни о каком предварительном согласовании никаких сделок в этом законопроекте речи не идёт - только о предварительном информировании, и не более того. На сегодняшний день Центральный банк получает информацию в таком же оперативном режиме: оборотную ведомость каждый банк сдаёт ежедневно в Центральный банк, я подчёркиваю это. Далее. Законопроект ставит своей целью контроль за средствами, выделенными по 173-му федеральному закону. Что это за средства? Я хочу напомнить, что это 50 миллиардов долларов, выделенных Внешэкономбанку для перекредитования наших фирм, которые привлекали кредиты за границей. Ещё раз хочу напомнить, что такое Внешэкономбанк. Внешэкономбанк - это на сто процентов государственная корпорация, в которой работают абсолютно государственные люди. Более того, председателем Совета директоров Внешэкономбанка является председатель нашего правительства. Какой ещё нужен туда дополнительный куратор? Дальше. Речь идёт о Сбербанке, который получил 500 миллиардов рублей по тому же закону. Читаем: Совет директоров Сберегательного банка возглавляет Игнатьев Сергей Михайлович, председатель Центрального банка, в него входят все заместители Игнатьева - Улюкаев, Лунтовский и так далее. Какие ещё там нужны дополнительные представители?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, время закончилось, к сожалению. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" есть желающие выступить? Нет. "Справедливая Россия" - Дмитриева Оксана Генриховна. Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, когда два месяца назад в авральном, спешном порядке, с такими же короткими обсуждениями, как сейчас, три минуты от фракции, принимался пакет антикризисных мер, мы говорили о том, что эти меры концептуально неправильны, что средства, которые якобы через банки направляются на поддержку реального сектора экономики, до реального сектора не дойдут. Так оно и случилось. Изначально можно было посылать комиссаров, сразу, на следующий день после принятия того пакета законодательных актов. Из 5,5 триллиона рублей, которые по антикризисному пакету в целом выделены для насыщения банковской ликвидности, было потрачено, по моим оценкам, около 2,5 триллиона рублей, при этом реально на помощь вкладчикам - физическим лицам потрачено 10 миллиардов за счёт ассоциации банков, фонда страхования вкладов, и 70 миллиардов - на санацию банков, которые были на грани банкротства. Вот эти 80 миллиардов рублей - это реально те деньги, которые пошли на предотвращение банковского коллапса. Все остальные не имели никакого отношения к предотвращению финансового кризиса, практически все остальные средства уже конвертированы и создали тот отток капитала, который на самом деле ещё более усугубил кризис. Сейчас посылать комиссаров в банки, на мой взгляд, вещь не вредная, но малополезная, потому что всё, что мы хотели проконтролировать, уже во многом потрачено. Теперь нужно думать о том, какие следующие меры будем принимать, потому что далее в повестке сегодня же стоит пакет законопроектов, которые предусматривают концептуально неразумные меры и будут иметь те же следствия, что ранее принятый пакет законодательных актов, и через два месяца мы будем посылать комиссаров или следственные бригады уже для проверки исполнения следующих законодательных актов. Мы поддерживаем данный законопроект, он не вредный, но и не полезный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента хотели бы высказаться? Нет. Заключительное слово требуется? Включите микрофон депутату Резнику Владиславу Матусовичу. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я просто хотел бы ещё раз уточнить. В банковскую систему поступило не более... может быть, чуть больше 1,5 триллиона рублей. Иных цифр не существует. Законопроект этот, безусловно, полезный, так как Центральный банк будет лучше информирован и мы с вами тоже будем лучше информированы о том, какие средства в виде кредитов кому и как будут поступать, будем также получать соответствующие отчёты. Никаких сверхполномочий уполномоченные представители Центрального банка иметь не будут. Поэтому можно проголосовать за этот законопроект, будучи абсолютно уверенными, что он принесёт пользу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 29 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 33 чел.7,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принято.