Заседание № 73
22.01.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 138098-6 "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за злоупотребление полномочиями, сопряжённое с нецелевым использованием денежных средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3367 по 3641 из 5047
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации". Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект этот внесён Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. В нём предлагается из общего состава статьи 201 "Злоупотребление полномочиями" Уголовного кодекса выделить в отдельный состав преступления, которые касаются нецелевого использования средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве, так называемых дольщиков. Наш комитет считает, что концепция данного проекта не может быть поддержана по следующим основаниям. Во-первых, не всегда те средства, которые дольщики передают в строительные организации, закон обязывает тратить. В соответствии с законом № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." средства дольщиков могут разделяться на части, одна из которых расходуется застройщиком по своему усмотрению, остальные используются на целевые нужды, тем самым закон запрещает нецелевое расходование только части средств, полученных застройщиком от дольщиков. А законопроект вводит уголовную ответственность за нецелевое расходование всех средств, которые застройщик получил. Во-вторых, подобное преступление - расходование денежных средств с умыслом на их присвоение себе или другим лицам - уже у нас предусмотрено другими действующими составами Уголовного кодекса и может квалифицироваться как мошенничество и присвоение или растрата. Тем более недавно мы приняли федеральный закон о разделении мошенничества на отдельные составы, включивший в Уголовный кодекс статью 159-4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности", основным признаком которой является преднамеренное неисполнение условий договора в сфере предпринимательской деятельности. Я думаю, что введение этого состава может решить поставленную авторами законопроекта проблему. Данный проект, как представляется, подлежит отклонению, поскольку его принятие внесёт путаницу в Уголовный кодекс, что может вызвать сложности в применении конкурирующих составов. На проект получен отрицательные отзывы правительства и Верховного Суда, есть замечания Правового управления. Комитет просит Государственную Думу данный проект закона отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Витальевич, правильно ли я понял, что комитет не видит сегодня проблемы в том, что десятки тысяч дольщиков незаконно обворованы застройщиками и не находят выхода? Комитет считает, что проблемы нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Николай Васильевич, комитет как раз видит в этом проблему, и, как я уже доложил, у нас недавно был принят закон о разделении мошенничества на отдельные виды, составы преступления, который полностью охватывает эту проблему. Данный законопроект в таком виде, в котором он сейчас представлен, принят быть не может, поэтому комитет просит его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Витальевич, я в своё время был автором похожего законопроекта, который пресекал возможность увода денег дольщиков в чужие карманы. К сожалению, Дума его отклонила осенью, когда я участвовал в выборах губернатора Рязанской области, но прежде чем в Думу внести, я его докладывал на третьем всероссийском съезде обманутых дольщиков и получил стопроцентную поддержку. Вот вы опрашивали разные организации, разные юридические лица вам ответили, а вы у всероссийской организации обманутых дольщиков спросили мнение по этому закону или мнение тех, кого обманули, не в счёт? ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я понимаю, что вы эту проблему поднимали раньше, когда у нас ещё не было закона, о котором я говорил, о разделении мошенничества на отдельные виды, составы преступления. Ещё раз хочу повторить, что новый закон, который мы с вами приняли вместе, охватывает полностью данный состав преступления - по нецелевому использованию денег дольщиков, поэтому законопроект, который сейчас представлен, излишний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, мне приятно, что закон, заботящийся об интересах дольщиков - и тех, которые уже пострадали от жуликов и мошенников, и тех, которые могут пострадать, - инициирован моими коллегами из Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Конечно же, наша фракция будет голосовать за этот закон. И я хотел бы попытаться всё-таки убедить вас в том, что существующее законодательство, существующая реакция на этот беспрецедентный, длящийся уже, наверное, десяток лет обман по принципу "зарой свои золотые на поле дураков, и получишь квартиру", уже довели, может быть, даже до самых тяжёлых последствий тысячи российских граждан, уже нанесли многомиллиардный урон и их собственному карману, и государственному карману, потому что программы, существующие практически во всех регионах, реализуются за счёт государственных средств - какими-то компенсациями для решения проблем обманутых дольщиков. Вот тут коллега сказал, что излишне беспокойство законодателей Санкт-Петербурга, что излишне коллеги-депутаты волнуются и что всё уже решено действующим законодательством, уже все жулики и мошенники строго наказаны и теперь никто не посмеет даже покуситься повторить этот опыт, - это абсолютно не соответствующая действительности информация! Мне, например, даже неизвестно, сидит ли кто-нибудь за это, вернул ли кто-нибудь украденные миллиарды полностью в казну или в карманы дольщиков. Поэтому действительно, если не выжечь это, что называется, калёным железом, то есть суровым, сверхсуровым законодательством, такие ситуации, к сожалению, будут повторяться, а мы будем ходить по кругу, наступать на грабли, и наши коллеги - и Антон Беляков, и Александр Хинштейн - так и будут "гастролировать" по городам и регионам России, снимая напряжённость. Поэтому предлагаю не просто поддержать, но и подумать над тем, как доработать и как, может быть, ещё ужесточить наказание... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект, потому что острота проблемы остаётся. В Башкирии, например, на сегодняшний день обманутых дольщиков около полутора тысяч человек, хотя там принимаются, конечно, определённые меры. В декабре 2012 года депутаты Госсобрания - Курултая одобрили законопроект, предложенный президентом, позволяющий государству перекупать у обманутых дольщиков право требования у застройщика возврата денежных средств или жилплощади, однако мы считаем, что это проблему не решит и лица, которые используют деньги дольщиков в своих личных интересах, в целях обогащения, должны понести справедливое уголовное наказание. Фракция ЛДПР, ещё раз повторю, поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. От фракции. Семь минут, пожалуйста, установите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот я думал, что Александр Евсеевич, который по этому вопросу столько выступал, сейчас выступит с протестом и скажет: "Комитет по безопасности за то, чтобы больше жуликов было привлечено к ответственности!" Вот мы в преддверии выборов собирали представителей ста пятидесяти тысяч обманутых дольщиков. Ко мне лично на приём от сорока домов пришли, и я направил примерно сорок запросов по коллективным заявлениям - людей кинули при участии властей разных уровней, в том числе ГУВД Ростовской области. Управление капитального строительства ГУВД берёт своего человека, подставное лицо, и проводит такую процедуру: он деньги с людей собирает, потом его сажают, меняют несколько раз юридический адрес подрядчика - и люди остаются ни с чем, отдав свои деньги. Мне кажется, что комитет или невнимательно прочитал инициативу, или заинтересован в том, чтобы число дольщиков было не сто пятьдесят тысяч, а пятьсот тысяч и чтобы они опять вышли на улицы. С нашей точки зрения, этот закон надо принимать в первом чтении. Более того, во втором чтении, как это у нас не раз бывало, надо расширить квалификацию и привлекать к ответственности в том числе тех, кто выдавал лицензию, разрешение на строительство. Те, кто хоть как-то сталкивался со строительством, знают, что надо походить минимум годик, для того чтобы тридцать пять разрешений разных получить, а некоторые товарищи... Скажем, в Ростове есть такой известный уже, находящийся в бегах СК "ВАНТ", который умудрился семьдесят девять домов из ста тридцати пяти без получения разрешения возвести и потом просто-напросто так и не рассчитаться с дольщиками. Я вас спрашиваю: куда смотрели жилищная инспекция, строительная инспекция, муниципальная инспекция и ещё куча разных инспекций? А я вам скажу, куда смотрели: в карман. Почему? Потому что любое такое деяние сопряжено с колоссальными финансами: как посчитали даже по упрощённой схеме, несколько миллиардов только одна фирма собрала - и спросить не с кого! Наша фракция настаивает на том, что этот законопроект надо принимать. Мы много раз предлагали... Убеждён, что всё-таки ко всем присутствующим в зале в преддверии выборов, когда проводился приём граждан, обязательно поступало несколько обращений по этому вопросу. Мы же здесь с вами для чего? Чтобы те проблемы, которые уже собрались в клубок, разрешать законодательно, чтобы потом они не возникали вновь. В данной ситуации комитет не предлагает решения проблемы, а предлагает законсервировать ситуацию и дальше её в пользу жуликов использовать, обогащать их. У нас ведь, вы знаете, после нефтяных и игорных строительные мошенники на третьем месте по числу изъятых у населения денег. Всем понятно, что самая доходная, самая откатная, самая трудно проверяемая сфера - строительство, потому что там попробуй проверь, сколько потратили на коммуникации: обязательно строят с началом зимнего периода, чтобы потом умножать на зимние коэффициенты, и потом комиссия, естественно, которая принимает, ещё начинает вопросы задавать. И самое страшное: вот если бы кто-то в России сумел проанализировать, кто стоит за теми подрядчиками, которые собрали деньги с дольщиков, то я вас уверяю... вот я даже навскидку вам говорю, 80 процентов из них связаны или с правоохранительными органами, или с органами власти. И я вам задаю вопрос: сможете ли вы в любом суде доказать без привлечения серьёзного административного ресурса, что вас кинули? Вот мы, например, одним домом пять лет занимались - за это время уже и министры поменялись. Только после того, как меняются фигуры, которые это прикрывали, можно подступиться, но нельзя же так по всем ста пятидесяти тысячам!.. Поэтому, с нашей точки зрения, комитет Хованской, комитет Плигина и комитет Крашенинникова должны провести совместные парламентские слушания и более широко этот вопрос рассмотреть, чтобы раз и навсегда пресечь возможность мошенничества в особо крупных размерах. Ведь, понимаете, получается, что мы и без того загнанных в нищету людей заставляем самих решать жилищную проблему, и после этого ещё позволяем жуликам их беспощадно грабить! Вы скажите, разве мы тогда являемся представителями своих избирателей?! Мы будем поддерживать этот законопроект и настаиваем на проведении парламентских слушаний и на принятии потом более жёсткого варианта проекта закона во втором чтении, который давал бы возможность привлечения к ответственности и сотрудников администраций, согласовывавших все вопросы для начала строительства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации". Мы, конечно, также понимаем проблемы обманутых дольщиков, их проблемы нам также известны, мы понимаем, что их интересы нужно защищать, в том числе и законодательно, но предлагаемая норма законопроекта входит в противоречие с уже действующим законодательством, так как часть средств, уплаченных по договору участия в долевом строительстве, на законных основаниях может расходоваться на цели, не предусмотренные указанной частью 1 статьи 18. Кроме того, следует отметить, что не во всех случаях неисполнение договорных обязательств и, как следствие, нецелевое использование средств имеют под собой злой умысел, это может происходить и по объективным причинам. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы выступаете? Нет. Виктор Витальевич Пинский, прошу вас. Микрофон включите. ПИНСКИЙ В. В. Я хотел бы обратить внимание Николая Васильевича на то, что комитет все законопроекты, которые поступают, рассматривает внимательно, и утверждение, что этот законопроект рассмотрен невнимательно, не соответствует действительности. По существу я хотел бы отметить следующее. Ещё раз повторяю, что мы приняли закон о мошенничестве - статья 159-4 охватывает данный состав преступления. Мы сейчас должны посмотреть, как эта статья будет работать. Если она будет работать нормально, то права дольщиков будут защищены, если этого будет недостаточно, значит, мы сможем ещё раз к этому вернуться и рассмотреть вопрос об усилении ответственности за данный вид преступления. Также хотел бы напомнить, что Госдума в декабре 2012 года приняла в третьем чтении закон о взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов, этим законом у нас также защищаются права дольщиков, поэтому предлагается всё-таки посмотреть, как этот закон будет применяться на практике, а потом уже дальше будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4650 по 4666 из 5047
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 13 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.