Заседание № 236
18.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 137279-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях" (в части, касающейся государственного контроля в сферах естественной монополии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4697 по 4923 из 6535
Коллеги, пункт 19 повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях". Доклад Александра Владимировича Четверикова. Пожалуйста, Александр Владимирович. Что-то я его не вижу. Коллеги, вы потеряете закон. Согласно Регламенту рассматриваем законопроект без докладчика. Пожалуйста, Василий Федотович Кузнецов, содокладчик от Комитета по энергетике, транспорту и связи. КУЗНЕЦОВ В. Ф., фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Законопроект содержит нормы, направленные на усиление государственного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью субъектов естественных монополий. В статье 7 Федерального закона "О естественных монополиях" установлено, что органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за сделками и инвестициями субъектов естественных монополий, если стоимость имущества или инвестиций составляет более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Законопроектом предлагается установить, что такой контроль должен осуществляться и в случае, если сумма сделки или инвестиции превышают 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Однако в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Также проектом закона предлагается внести изменения в статью 18 Федерального закона "О естественных монополиях", предусматривающую административную ответственность за правонарушения в области естественных монополий. Эти изменения не представляются возможными, так как указанная статья Федеральным законом "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ признана утратившей силу. На законопроект получены отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. На основании вышеизложенного Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 137279-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях" в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Николай Васильевич Коломейцев, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Василий Федотович, скажите, пожалуйста: все-таки комитет на основании чего отклонил? Вот вы сказали: на основании вышеизложенного. Отрицательное заключение Правового управления всего лишь? Вы что, не знаете, что у нас воруют не в чемоданах доллары, а вывозят, заключая контракты, за рубеж и не возвращают? Законопроект предлагает ужесточить контроль за такими сделками. Почему комитет против? КУЗНЕЦОВ В. Ф. Ну, во-первых, есть заключение Правительства, есть заключение Правового управления. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. При чем тут Правительство? КУЗНЕЦОВ В. Ф. Норма, которая здесь предлагается, уже предусматривается другим законом. Этот законопроект нельзя принимать, потому что здесь есть ссылка на другой закон - "О минимальном размере оплаты труда", который не регулирует данные отношения. Минимальный размер оплаты труда исключительно для регулирования оплаты труда применяется. То есть не теми методами пытаются регулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Депутат Буткеев, ваш вопрос. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Геннадий Николаевич. Я хотел бы уточнить. Вот наш коллега предлагает ужесточить контроль Правительства за естественными монополиями. Казалось бы, вообще-то, по идее, эта инициатива должна исходить от Правительства: любое правительство в любом государстве заинтересовано в том, чтобы контролировать естественные монополии, чтобы этим регулировать тарифы, благосостояние людей и так далее, и так далее, это на экономике сказывается очень серьезно. Почему здесь Правительство заняло такую позицию, что и против этого предложения коллеги Четверикова возражает, и само ничего в том отношении не предлагает, чтобы ужесточить контроль? Или они считают, что у них достаточно мер государственного контроля за естественными монополиями? Наверное, вопрос в том числе и к Правительству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Ф. Ну, я уже отвечал на этот вопрос. Метод, которым автор предлагает регулировать деятельность монополий, нельзя применять, потому что это исключительно для регулирования оплаты труда применяется. По этой причине отклоняется этот законопроект. Пожалуйста, если коллега наш другое предложит, будут рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть еще вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, присаживайтесь, Василий Федотович. Так, Коломейцев хотел бы выступить. Представитель Правительства, готовьтесь. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вот очередной проект закона - образчик того, насколько мы навредили, разрешив членам Правительства быть в советах директоров естественных монополий. Вы возьмите газету "Коммерсантъ", подшивку, и посмотрите, там очень интересная подборка. Каждый министр, каждый заместитель министра и ведущие руководители департаментов обязательно являются членами советов директоров тех или иных компаний. Мне кажется, именно поэтому нашему Правительству и не надо контролировать, чтобы деньги были в бюджете. Им важнее и доходнее, по всей вероятности, чтобы деньги продолжали бесконтрольно расхищаться, ну, и частично попадали, наверное, куда-то в другие места. Поэтому, уважаемые коллеги, мне не понятна позиция комитета, который в принципе не привел ни одного аргумента против, а сослался только на то, что есть отрицательное заключение Правительства и есть отрицательное заключение Правового управления. Я считаю, что такого подхода быть не должно. Вы предложите свой вариант, если депутат не такой сделал. Но ни Правительство, ни комитет своих вариантов не предлагают, наш отвергают, предлагая, тем самым, дальше усугублять ситуацию. Я предлагаю голосовать за этот законопроект, а ко второму чтению доработать его и внести необходимые поправки и изменения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Буткеев Владимир Анатольевич, пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Все-таки хотелось бы, конечно, чтобы и Правительство здесь заявило свою позицию в части контроля за естественными монополиями. Мы в этом зале не раз поднимали вопрос о том, что не в порядке дела с естественными монополиями. И неподконтрольный рост тарифов, и искусственное банкротство, и передел собственности происходят. Хотелось бы в этой связи заслушать позицию Правительства в том плане, устраивает ли их сегодняшнее правовое поле, действующее законодательство, в плане эффективного государственного контроля за естественными монополиями. И почему, если не устраивает, они ничего не предлагают, чтобы это законодательство сделать лучше, совершеннее. Я, например, уверен, что многие здесь в зале заинтересованы в том, чтобы государственный контроль за естественными монополиями усилить. И мы поддержим инициативы Правительства, которые будут направлены на это. Если здесь депутат Четвериков предложил, может быть, не совсем совершенный механизм усиления контроля, то давайте действительно, как предложил коллега Коломейцев, ко второму чтению попробуем сделать его лучше, посоветуемся с Правительством, со специалистами и сделаем более совершенным этот контроль. Но просто не замечать того, что происходит с естественными монополиями, конечно же, нельзя. И этот законопроект как раз и сигнал одного из наших коллег - депутата Четверикова о том, что надо совершенствовать законодательство в области государственного контроля за естественными монополиями. Я полагаю, что и Правительство должно быть в этом заинтересовано. Сейчас вот посмотрим, что они по этому поводу скажут, может быть, у них действительно механизмов и рычагов достаточно. Но тогда непонятно, почему так лихорадит наши естественные монополии. Вот поэтому, я думаю, все-таки следует поддержать законопроект как сигнал к тому, что надо наводить порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто из представителей Правительства хотел бы выступить? Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! По данному законопроекту мы не пригласили представителей профильных министерств и ведомств. Конечно, их выступление было бы более подробным. Но мне кажется, что те вопросы, которые возникли во время обсуждения, имеют отношение больше к депутатским запросам, к такому жанру депутатской деятельности, как депутатский запрос или обсуждение в рамках "правительственного часа" либо обсуждение в рамках какого-то "круглого стола". Дело в том, что мы рассматривали данный законопроект, и на данный законопроект Правительство, текстуально проанализировав его, дало свое заключение. Что касается статьи 18, надеюсь, здесь претензий к нам никаких нет. Мы считаем внесение изменения в статью 18 этого закона, закона "О естественных монополиях", невозможным, хотя бы потому, что с принятием закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 30 декабря 2001 года эта статья была отменена. Поэтому вопроса уже как такового не возникает. Что касается изменений, предлагаемых в статью 7, то здесь, мы считаем, предлагается чрезмерный по своей сути метод регулирования деятельности естественных монополий. Реально вот этот контроль за их деятельностью просто парализует их работу, поскольку будет требовать, чтобы государственный орган регулирования естественных монополий практически отслеживал любую сделку, совершаемую субъектами естественных монополий. В официальном правительственном отзыве (кстати, он полностью перекликается по замечаниям с заключением комитета и с заключением Главного государственно-правового управления Президента) есть ключевые слова: данные меры отнюдь не будут способствовать обеспечению инвестиционной привлекательности естественных монополий. Поэтому мы и не поддержали данный законопроект, считаем необходимым концептуально его отклонять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все выступили. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Мнение комитета и Правительства - отклонить. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 41 сек.) Проголосовало за 131 чел. 29,1% Проголосовало против 20 чел. 4,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел. 66,2% Результат: не принято Законопроект не принимается.
Заседание № 227
19.03.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 137279-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях" (в части, касающейся государственного контроля в сферах естественной монополии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5811 по 5818 из 6953
Переходим к пункту 25: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях". Доклад депутата Государственной Думы Александра Владимировича Четверикова. Его нет, докладчик отсутствует. Значит, мы не можем рассматривать этот законопроект. Фиксируем отсутствие докладчика. Четвериков у нас отсутствует уже дважды. Без него можно рассматривать, если присутствует Василий Федотович Кузнецов или любой представитель, член комитета по энергетике. Нет. Переносим.