Заседание № 116
14.10.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 137144-5 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка создания портовых особых экономических зон).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2149 по 2296 из 6498
Я так понимаю, что можно вопрос 23 рассмотреть, поэтому объявляется 23-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Доклад представителя Мурманской областной Думы депутата Государственной Думы Чернышенко Игоря Константиновича. Пожалуйста. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, по поручению Мурманской областной Думы я представляю проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Мурманская областная Дума, подготавливая и внося в Государственную Думу этот законопроект, руководствовалась тем, что он должен способствовать развитию портовых хозяйств в России. Он разработан в целях создания портовых особых экономических зон на территориях и в акваториях морских портов без проведения конкурса на основании поданных заявок в соответствии с порядком, который должен быть разработан и утверждён Правительством Российской Федерации. Необходимость разработки такого законопроекта обусловлена следующими факторами. Субъекты Российской Федерации, на территории которых могут быть созданы портовые особые экономические зоны, не имеют равных возможностей и условий для участия в конкурсе, причём большинство регионов России вообще не имеют морских портов и акваторий, имеющих выход в Мировой океан (на территории России только два порта прямого выхода, незамерзающих, - это мурманский и дальневосточный). Второе. Морские порты Российской Федерации прежде всего должны конкурировать с портами зарубежных стран, с тем чтобы преодолеть, причём в сжатые сроки, существенное отставание в технологиях, логистике и развитии портовой инфраструктуры. Целью создания портовых особых экономических зон на территориях субъектов Российской Федерации, как отмечалось в материалах Минэкономразвития, является стимулирование развития портового хозяйства и прежде всего повышение конкурентоспособности российских морских портов по отношению к зарубежным аналогам. Если говорить о территории Северного бассейна, - а завтра в Мурманске открывается Мурманский международный экономический форум, на котором будет поставлен вопрос о необходимости развития инфраструктуры, всей логистики северных регионов России с учётом освоения шельфа Баренцева моря, с учётом создания мурманского транспортного узла, куда предполагается вложить порядка 200 миллиардов рублей российских и зарубежных инвестиций, - то создание особой экономической зоны в порту Мурманска позволит успешно конкурировать с активно развивающимися портовыми зонами Норвегии и Финляндии. Сегодня большинство рыбаков, многие транспортные суда легче и проще обслуживаются в портах Норвегии, в небольших городах, - там созданы особые условия для привлечения и стимулирования как инвестиций, так и транспортных потоков. Нормативное регулирование отбора заявок на создание портовых особых экономических зон должно отличаться от общей практики конкурсного отбора заявок при создании особых экономических зон других типов, потому что невозможно с мурманским транспортным узлом, с мурманской зоной, например, конкурировать любому порту, расположенному во внутренних водоёмах, скажем на реках Дальнего Востока, на Чёрном море или на Балтике. Отбор заявок на создание портовых особых экономических зон предлагается осуществлять по аналогии с порядком, установленным статьёй 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет возможность определять пользователей участков континентального шельфа без проведения конкурсов и аукционов. То есть правовая аналогия есть, и Мурманская областная Дума считает, что этот порядок может быть применён и к определению участников портовых особых экономических зон. Я не буду рассказывать о том, что мурманский транспортный узел, мурманский порт является началом Северного морского пути, что основные потоки газоконденсата, нефти, которую предполагается добывать на Штокмановском, Приразломном и других месторождениях, пройдут через мурманский транспортный узел, что необходимы существенные вложения в развитие этого портового хозяйства. Принятие этого законопроекта, бесспорно, позволит мурманскому порту оперативно и достойно войти в число конкурентоспособных международных портов, привлечь инвестиции и тем самым способствовать развитию экономики всей Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Александрович Головнёв. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел указанный законопроект. В действующем законодательстве для всех типов зон определено, что отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Порядок конкурсного отбора заявок на создание портовых особых экономических зон направлен на оценку целесообразности и эффективности их образования. Проведение открытого конкурса имеет своей целью всестороннюю, как можно более объективную оценку возможностей регионов, претендующих на создание на их территории портовых особых экономических зон, что должно способствовать получению максимальной отдачи от вложенных средств федерального бюджета. Комитет считает нецелесообразным предоставление преференций морским портам по сравнению с речными портами и аэропортами, которые выражаются в упрощённом порядке образования портовых экономических зон на их территориях, поскольку и те и другие стремятся к повышению своей конкурентоспособности на мировом рынке портовых услуг. Кроме того, дополнительного обсуждения требует предлагаемое законопроектом включение акватории морского порта в территорию портовой особой экономической зоны и распространение режима свободной таможенной зоны не только на территорию портовой особой экономической зоны, но и на территорию акватории порта. По мнению комитета, это может создать трудности для осуществления таможенного контроля в отношении товаров, помещённых под таможенный режим свободной таможенной зоны, и потребовать дополнительных затрат из федерального бюджета. При этом в рамках подготовки ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят нами в первом чтении 11 июня 2009 года) рассматривается возможность дать право Правительству Российской Федерации в исключительных случаях создавать особые экономические зоны без проведения конкурсных процедур, а также предусмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны на нескольких участках территории, объединённых акваторией морского (речного) порта. Соответственно, мы приглашаем авторов законопроекта присоединиться к работе на этапе второго чтения. С учётом изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Также нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Комитет возражает. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 41 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% Результат: не принято Отклоняется.