Заседание № 63

19.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 137006-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части, касающейся регулирования рынка труда федеральными органами исполнительной власти).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1757 по 1780 из 8988
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Доклад     
заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды         
Исмагиловны Гайнуллиной.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Обозначенный законопроект      
Комитетом по труду и социальной политике подготовлен для принятия в третьем     
чтении. Замечаний юридического и лингвостилистического характера не имеется.    
                                                                                
Принятие данного закона позволит повысить роль федеральных органов власти в     
разрешении проблем на рынке труда и повысить степень социальной защиты          
безработных граждан, а также уволенных по собственному желанию. Прошу вас       
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3630 по 3705 из 8988
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".            
                                                                                
Прошу включить режим голосования. (Шум в зале.)                                 
                                                                                
Отмените, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Есть желание выступить по мотивам. Вижу одну руку. Владимир Вольфович           
Жириновский по мотивам. Прошу.                                                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот закон также связан с законом о коррупции, к которому     
поправку ЛДПР отвергли. А речь шла о том, чтобы сократить количество            
согласований для всех граждан, особенно для тех, кто занимается малым           
бизнесом, - до сорока инстанций им нужно обойти. Вы в этом отказали. Теперь     
принимаем закон о занятости, о повышении роли федеральных органов. Это что,     
репрессивная роль будет? В чём же роль, если мы в одном законе мешаем           
развитию малого бизнеса, а другим законом повышаем роль? Как федеральные        
органы повысят свою ответственность за занятость в стране?                      
                                                                                
И предложение о восстановлении министерства труда принадлежит фракции ЛДПР.     
Сейчас некоторые другие тоже подхватывают - перехват, рейдеры, так сказать. У   
нас есть рейдеры - захватчики собственности, а теперь решили... Потому что      
мы-то понимали, что это надо, но пока было хорошо, молчали коммунисты.          
Сейчас, когда они поняли и скоро поймут в Кремле, действительно появится это    
министерство труда. Я бы рекомендовал туда направить представителя КПРФ,        
может быть, даже и лидера партии Зюганова. Вот пускай они обеспечат занятость   
в стране! Потому что малый и средний бизнес хромает именно там, где были        
губернаторы-коммунисты: тёмные города стоят, ничего нет, даже бани              
позакрывали коммунальные. Поэтому в этом проблема.                              
                                                                                
Если у нас с коррупцией не будет реальной борьбы, - а её не будет в             
соответствии с тем законом, который мы приняли, - то мы не сможем обеспечить    
занятость населения. Потому что занятость населения - это дать свободу им,      
пусть занимаются чем хотят ежедневно, ежечасно, ограничение только на           
производство лекарств, оружие, табак, алкоголь, наркотические,                  
наркосодержащие вещества - всё, ограничение на пять видов. Но это же            
невозможно! Их мучают, их душат, они герои у нас, эти предприниматели. Но они   
уже не хотят заниматься никаким малым и средним бизнесом, потому что            
монополия задушила их. Мы никогда не поборем коррупцию, если не уничтожим       
монополию, монополию в экономике. А наша антимонопольная служба занимается      
тем, что поддерживает монополии, поэтому нужно гнать в три шеи этого товарища   
Артемьева, представителя великолепной этой партии "ЯБЛОКО", он не ведёт         
борьбу.                                                                         
                                                                                
Поэтому, если мы не уничтожим монополию в экономике, и не заморозим тарифы,     
и, даже наоборот, не выйдем на их снижение, мы не выйдем из кризиса, мы         
ничего не добьёмся, и не будет малого и среднего бизнеса, и не будет борьбы с   
коррупцией, это всё взаимосвязано. А чтобы это сделать, нужно уничтожить        
монополию в политике. Будет монополия одной партии, мы вернёмся в формат        
Советского Союза. Вот это проблема! Монополия везде вредна: в демократии, в     
прессе, в медицине, в строительстве, в экономике - везде. Вот это мешает нам    
с вами. Убрать монополию! И это всё взаимосвязанные процессы. Вот смотрите,     
монополия в Государственной Думе мешает принять законы, которые нужны           
экономике. Вы понимаете, что это сразу же отражается?.. Мы не будем бороться    
с коррупцией при такой монополии, которая сегодня... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, приступаем к голосованию по пункту 10. Проект федерального закона "О   
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в        
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 62

17.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 137006-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части, касающейся регулирования рынка труда федеральными органами исполнительной власти; принят в первом чтении 12 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6421 по 6503 из 8697
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Доклад заместителя    
председателя Комитета по труду и социальной политике Гайнуллиной Фариды         
Исмагиловны.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Фарида Исмагиловна.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Обозначенный законопроект   
Комитетом по труду и социальной политике подготовлен для принятия во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
Прежде чем приступить к рассмотрению одной таблицы поправок, рекомендованных    
к принятию, я хотела бы вас проинформировать, уважаемые коллеги, о некоторых    
изменениях, которые претерпел законопроект.                                     
                                                                                
Как вы заметили, из названия законопроекта исключено упоминание о внесении      
изменений в закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период       
2010 и 2011 годов". Это сделано в связи с рассмотрением сегодня в первом        
чтении законопроекта, который будет вам представлен, - "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период     
2010 и 2011 годов", пункт 23 повестки дня.                                      
                                                                                
Далее. Как вы видите, изменился срок извещения работодателем служб занятости    
о мерах, предпринимаемых в связи с переходом на неполный рабочий день, - в      
течение трёх дней после принятия этого решения.                                 
                                                                                
Также приняты поправки, устраняющие правовые противоречия, которые              
существовали в законопроекте, принятом в первом чтении, и поправки              
лингвостилистического характера.                                                
                                                                                
Таким образом, мы повышаем роль федеральных органов власти в реализации мер     
на рынке труда, с одной стороны, и ответственность работодателей и степень      
социальной защиты уволенных по собственному желанию, с другой стороны.          
                                                                                
Прошу вас поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, таблица 1 содержит семь поправок.                                      
                                                                                
Фарида Исмагиловна, я вот смотрю, здесь в дополнение розданы сегодня еще        
некоторые поправки-уточнения, поэтому я прошу вас тогда их тоже                 
прокомментировать. Мы будем голосовать по тем уточнениям, которые розданы       
сегодня дополнительно в зале.                                                   
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Именно так, Любовь Константиновна. Эти изменения в последний   
период были проведены в связи с необходимостью уточнения редакции ряда          
статей.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по таблицам поправок, по таблице 1,     
состоящей из семи поправок, и по материалам, которые сегодня розданы, в виде    
уточнений прежней редакции отдельных поправок? Нет. Кто за то, чтобы            
согласиться с решением комитета и принять таблицу поправок 1 с учётом           
дополнений, которые розданы в зале? Прошу проголосовать.                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, прошу проголосовать за данный законопроект во втором чтении.           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              433 чел.96,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    433 чел.                                          
Не голосовало                  17 чел.3,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 61

12.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 137006-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в части, касающейся регулирования рынка труда федеральными органами исполнительной власти).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5684 по 6165 из 7860
Переходим к пункту 33. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и     
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период       
2010 и 2011 годов". Доклад депутата Госдумы Фариды Исмагиловны Гайнуллиной.     
При обсуждении вопроса присутствует заместитель министра здравоохранения и      
социального развития Российской Федерации Топилин Максим Анатольевич.           
                                                                                
Пожалуйста, Фарида Исмагиловна.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Законопроект инициирован      
нашими коллегами - для стенограммы хочу отметить, что к данной                  
законодательной инициативе присоединились коллеги Груздев и Клюкин, - и         
предполагает внесение изменений в обозначенные в повестке дня законы.           
Инициатива продиктована возможным нарастанием напряжения на рынке труда, и в    
связи с этим предлагается ряд изменений в законодательство.                     
                                                                                
Первое. Предлагается предоставить Правительству Российской Федерации            
полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий,               
направленных на снижение напряжённости на рынке труда в отдельных субъектах     
Российской Федерации. К таким мероприятиям, в частности, могут относиться       
опережающая подготовка и переподготовка работников, находящихся под риском      
увольнения, мероприятия по их переезду в другую местность, организация          
общественных и временных работ для граждан, временно не имеющих работу, и       
другие. При этом для реализации указанных мероприятий законопроектом            
предлагается наделить правительство правом при формировании и реализации        
федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период              
образовывать резерв бюджетных ассигнований, используемых в порядке,             
определяемом правительством.                                                    
                                                                                
Законопроектом предусматривается также обязать работодателей сообщать в         
письменной форме в органы службы занятости информацию о принятых решениях по    
введению в организациях режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей     
недели, а также о случаях временной приостановки работы по причинам             
экономического, технологического, технического и организационного характера.    
Это позволит, на взгляд инициаторов законопроекта, осуществлять мониторинг      
службами занятости и принимать соответствующие меры, направленные на снижение   
напряжения на рынке труда.                                                      
                                                                                
Кроме того, законопроектом предусматривается изменение размера и сроков         
выплаты пособия по безработице и стипендии гражданам, уволенным из              
организации. И в этом плане предполагается изменить действующее                 
законодательство и соответствующие статьи по всему тексту закона о занятости    
и приравнять по статусу граждан, уволившихся по собственному желанию, к         
гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением             
численности или штата работников организации.                                   
                                                                                
Также законопроектом предусматривается внесение изменений в закон "О            
федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов",           
предполагающих наделение Правительства Российской Федерации правом направлять   
в 2009 году средства федерального бюджета на реализацию мер поддержки не        
только финансового рынка, но и рынка труда в Российской Федерации.              
                                                                                
Что касается финансово-экономического обоснования, я позволю себе несколько     
отойти от текста пояснительной записки, ибо уже появившиеся комментарии в       
средствах массовой информации обязывают меня к этому.                           
                                                                                
Речь идёт о двух аспектах: это предупреждение, профилактика безработицы и       
содействие занятости. Это будет касаться почти четырёх миллионов граждан, и     
на эти цели предполагается направить в пределах 40-45 миллиардов рублей. В      
пояснительной же записке указывается, что потребность в бюджетных средствах     
будет в пределах от 2,5 миллиарда до 3 миллиардов рублей - речь идёт о          
выплате собственно пособий безработным, которых, по прогнозам, будет от 2,2     
миллиона до 2,8 миллиона человек, а точнее, до 3 миллионов человек с учётом     
уволившихся по собственному желанию, которых будет примерно 175-220 тысяч.      
                                                                                
С учётом изложенного просила бы вас поддержать данный законопроект в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна.                              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Михаила Васильевича      
Тарасенко.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич.                                                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Доклад одного из авторов      
законопроекта, Фариды Исмагиловны Гайнуллиной, избавляет меня от                
необходимости подробного изложения предполагаемых изменений в Закон "О          
занятости..." и в закон о федеральном бюджете на 2009 год и последующие два     
года.                                                                           
                                                                                
Действительно, законопроект направлен на усиление социальной защищённости       
граждан, признанных безработными. Это касается и расширения полномочий          
правительства по разработке и реализации дополнительных мероприятий,            
направленных на снижение напряжённости на рынке труда, и введения обязанности   
работодателей информировать службы занятости о предстоящих простоях либо        
режимах неполного рабочего времени. Но весьма важным в законопроекте является   
то, что он фактически восстанавливает права уволенных по собственному           
желанию. В Законе Российской Федерации "О занятости...", который принимался в   
91-м году, право на получение пособия по безработице и размер пособия не        
ставились в зависимость от оснований и причин увольнения, и только в начале     
2000-х годов в закон была внесена соответствующая дифференциация с целью        
исключения злоупотреблений со стороны безработных, не стремящихся к             
трудоустройству, а предпочитающих жить на пособие по безработице. В условиях    
экономического подъёма, когда количество вакансий на рынке труда было           
достаточно велико, эта мера себя оправдывала, но однако в современной           
ситуации доля указанных лиц среди увольняющихся по собственному желанию         
невелика, и ограничения в продолжительности и размере выплачиваемых пособий     
следует отменить.                                                               
                                                                                
Одновременно Комитет по труду и социальной политике отмечает, что принятие      
рассматриваемого законопроекта потребует от органов исполнительной власти       
дополнительных усилий в части осуществления эффективного контроля и надзора     
за соблюдением трудовых прав работников предприятий, испытывающих               
экономические проблемы. Получение увольняющимися по собственному желанию        
права на получение пособия по безработице в полном объёме не даёт оснований     
недобросовестным работодателям вынуждать работников на увольнение по            
собственному желанию вместо осуществления предусмотренных трудовым              
законодательством процедур сокращения численности или штата работников.         
                                                                                
Хотел бы сказать, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы         
высказало ряд обоснованных замечаний по тексту законопроекта, которые можно     
было бы учесть ко второму чтению. Правительство данный законопроект             
поддерживает, Комитет Совета Федерации по социальной политике и                 
здравоохранению также дал позитивный отзыв. В связи с этим Комитет по труду и   
социальной политике предлагает Государственной Думе принять данный              
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Переходим к вопросам. Есть вопросы.                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы, пожалуйста.                                   
                                                                                
Список покажите, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Валерий Афонасьевич, я хотел бы задать вопрос заместителю министра.             
                                                                                
Заключается он в следующем. Некоторое время назад фракция КПРФ, предвидя, что   
уровень безработицы будет расти с развитием кризиса, предложила несколько       
реформировать правительство и выделить - образовать, организовать, как          
хотите, министерство труда и, хорошо бы, заработной платы. Тогда к этому        
отнеслись как к бредовой идее. Сегодня возникает такая функция. Кто этим        
будет заниматься? Вот административно, организационно кто будет этим            
заниматься? Не следует ли к этой идее всё-таки вернуться? Не рассматривалась    
ли такая мысль, чтобы выделить подразделение в правительстве и организовать     
эту работу? Потому что вот прошёл запрос наш, вернее, протокольное поручение,   
а ответа пока нет. Ну, сроки-то не вышли, но они близятся уже к концу, Фарида   
Исмагиловна. Может быть, это именно потому, что нет людей, нет подразделений,   
которые за это отвечают?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Анатольевич готов ответить? Пожалуйста.                                  
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., заместитель министра здравоохранения и социального развития      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я хотел бы отметить, что в Министерстве          
здравоохранения и социального развития Российской Федерации буквально           
несколько месяцев назад образован специальный департамент по вопросам           
занятости населения. Это было осуществлено в рамках проведения реорганизации    
министерства. Раньше такого департамента не было и эти вопросы действительно    
были на контроле только у небольшого подразделения, отдела.                     
                                                                                
Что касается структур, которые осуществляют эту политику на уровне субъектов    
Российской Федерации, то в каждом регионе существуют органы службы занятости,   
которые ранее подчинялись Федерации, сейчас они переданы субъектам Российской   
Федерации. Их численность: порядка пяти тысяч человек - управляющие структуры   
и около тридцати шести тысяч человек - это работники центров занятости,         
которые существуют во всех посёлках, их по Российской Федерации две тысячи      
двести единиц. Через центры занятости все эти мероприятия будут                 
осуществляться, в том числе и дополнительные, которые будет разрабатывать       
правительство, в случае если уважаемые депутаты поддержат законопроект,         
который подготовлен Фаридой Исмагиловной совместно с коллегами.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. Просьба: вопросы всё же должны           
относиться к рассматриваемому законопроекту.                                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Да, уважаемый Валерий Афонасьевич.                                              
                                                                                
У меня такой вопрос: скажите, пожалуйста, а вот при изменении этой формы, то    
есть высвобождение работников по собственному желанию или по сокращению         
штатов, по сокращению численности, какие правовые и финансовые последствия      
возникают для работодателя, для предприятия? Потому что мне казалось, что в     
случае планового высвобождения, как бы в связи с сокращением штатов, они        
должны уведомлять органы заранее о высвобождении, и, по-моему, у них ещё        
какие-то финансовые последствия возникают. Не проясните мне этот вопрос?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать?                                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Елена Григорьевна, дело в том, что, в случае, когда             
происходит плановое сокращение, если это массовое сокращение, за три месяца     
работодатели обязаны предупредить соответствующие органы исполнительной         
власти, при увольнении людей необходимо выплатить выходное пособие в размере    
средней заработной платы. Если человек не устраивается на работу в течение      
определённого времени, то ещё претендует на две средние заработные платы.       
Тогда платит работодатель, вот эти суммы платит работодатель, когда             
происходит сокращение. Когда по собственному желанию человек увольняется, то    
он ничего от работодателя не получает. Именно поэтому Комитет по труду и        
социальной политике обратил на это внимание соответствующих органов             
исполнительной власти, чтобы недобросовестные работодатели не пытались          
использовать этот момент в своих взаимоотношениях с трудовыми коллективами.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна Гайнуллина.                            
                                                                                
Депутату включите микрофон.                                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Елена Григорьевна, дело в том, что в настоящее время в         
соответствии с действующим законодательством, в частности, если при неполной    
занятости по собственному желанию увольняется человек, он получает пособие по   
безработице - это в пояснительной записке написано - в размере                  
полуторакратной минимальной величины пособия по безработице и лишь в течение    
шести месяцев. Ещё раз повторяю: минимальный размер полуторакратный и в         
течение шести месяцев. С 1 января следующего года это составило бы 1275         
рублей в течение шести месяцев. А если же по сокращению штатов, то да, здесь    
есть и обязательства государства, и обязательства работодателя. Поэтому, если   
оценивать с точки зрения обеспечения степени социальной защищённости в          
условиях вытеснения работников при неполной занятости, при задержке             
заработной платы, то данный законопроект вводит нормы повышенной степени        
социальной защиты для работников, уволенных по собственному желанию.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Малашенко Виктор Александрович, пожалуйста, вопрос.                             
                                                                                
МАЛАШЕНКО В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, не могли бы вы пояснить, вот эти дополнительные    
меры защиты трудовых прав, социальной поддержки с какого времени начнут         
действовать? И нельзя ли их распространить, придав обратную силу, на тех        
граждан, которые, возможно, уже пострадали в условиях                           
финансово-экономического кризиса?                                               
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Только что отвечала Фарида Исмагиловна на этот вопрос: этот     
закон будет введён с 1 января будущего года. Я не готов ответить в части        
того, можно ли распространить на тех людей, которые, как я понимаю, с начала    
кризиса оказались в этой ситуации. Думаю, что эту тему можно обсуждать и ко     
второму чтению посмотреть. Считаю, что постановка вопроса корректна.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Светлана Петровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич Тарасенко, у меня к вам вопрос.                     
                                                                                
Вот мы в последнее время принимаем законы что печём блины, а потом              
оказывается, что блины-то эти подчас комом. Ну почему этот законопроект         
нельзя было внести в сентябре? Посмотрите, что мы делаем. 8 декабря вносится    
законопроект, через четыре дня мы его рассматриваем. К тому же из               
пояснительной записки следует, что более 5 миллиардов рублей требуется, то      
есть будет дополнительная потребность в средствах. Где заключение               
правительства? Его нет. Вот что это за спешка такая, скажите? О чём она         
говорит? Кто же в этом виноват? Куда же смотрел комитет раньше? И как потом     
мы будем выглядеть, если с нарушением закона примем сам закон?                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Спасибо, Светлана Петровна.                                     
                                                                                
В отношении опоздания с внесением данного закона - ну, это ваша точка зрения.   
Думаю, что на этапе, когда ещё безработица не стала массовой - и я надеюсь,     
она не станет всё-таки массовой, хотя будет увеличиваться, - внесение           
законопроекта происходит вовремя.                                               
                                                                                
А что касается дополнительных сумм, которых потребует этот законопроект, то     
это не 5 миллиардов, это около 50 миллиардов рублей. И эти средства             
фактически в бюджете страны предусмотрены, об этом Фарида Исмагиловна           
докладывала. Это в рамках тех средств, которые идут на поддержку финансовой     
системы, - 175 миллиардов рублей. Если вы примете, это будет распространяться   
и на рынок труда, то есть на решение этих вопросов.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрчик Владислав Григорьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЮРЧИК В. Г. Прозвучал уже вопрос, ответ получен. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Песковская Юлия Анатольевна, пожалуйста.                  
                                                                                
ПЕСКОВСКАЯ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос к Максиму Анатольевичу.                                           
                                                                                
Вот усиление активности в политике занятости - для нас это понятно, потому      
что это стимулирует сегодня наших безработных к поиску работы, и мы им в этом   
помогаем. А вот что касается выплат пособий тем, кто по собственному желанию    
сегодня увольняется, - не вызовет ли это иждивенческих настроений и, более      
того, не спровоцирует ли работодателей и самих работников к увольнениям?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Анатольевич.                           
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемая Юлия Анатольевна, спасибо за вопрос.                    
                                                                                
Мы смотрим на эту проблему следующим образом. Правительство поддержало          
инициативу депутатов в связи с тем, что - об этом уже говорили, - по данным,    
которые мы имеем, от инспекции труда в том числе, участились факты, когда       
работодатели принуждают работников к увольнению и во избежание выплаты          
выходных пособий договариваются о том, чтобы люди просто писали заявления по    
собственному желанию. Это не стимулирует открытую безработицу, это просто       
мера, которая направлена на защиту работников, которых работодатели зачастую    
вынуждают к написанию такого заявления. К сожалению, в малых городах, в тех     
точках, где права граждан мы защитить не всегда можем, подобные явления         
присутствуют. Именно в рамках социальной защиты безработных граждан такая       
норма предлагается, и мы, Правительство Российской Федерации, её                
поддерживаем. Полагаю, что какого-то всплеска из-за этого не будет. Средства    
на выплаты в связи с предполагаемым увеличением численности безработных в       
следующем году, которое мы прогнозируем, в федеральном бюджете будут            
предусмотрены.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
Переходим к выступлениям.                                                       
                                                                                
Если ли желающие? Владимир Вольфович. Я никого не пропустил? Один желающий      
выступить, тогда запись не будем проводить.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы не всегда понимаем друг друга правильно. Я перечислял      
отрицательные качества медведя, животного, а вы, Валерий Афонасьевич,           
добавили ещё одно: он ещё и агрессивный. Что, вы думаете, это хорошо? Это же    
плохо, это всё отрицательные качества. И вообще нет животных умных, это всё     
естественно, поэтому не надо обижаться никому. Просто символы не должны быть    
в виде животных.                                                                
                                                                                
Депутат Драпеко задаёт вопрос, насколько я понял, об ответственности            
работодателей, а оба отвечающих говорят, что получат уволенные. Вы не слышите   
вопрос разве? Депутата волнует, а что будем делать с теми, кто не будет         
исполнять данный закон. А два отвечающих говорят: а мы заплатим уволенному.     
Вопрос о другом - об ответственности работодателей. Здесь никакой               
ответственности не заложено, если они не будут исполнять закон. А они не        
будут исполнять закон. Как мы объявили амнистию дачную, и это нигде не          
исполняется, идёт оформление участков по старой схеме.                          
                                                                                
Локоть меня часто раздражает, это личное моё восприятие, но он же правильно     
вопрос ставит - ему говорят: ближе к теме. Да прочтите тему закона: об          
усилении роли федеральных органов на рынке труда. И он абсолютно правильно      
ставит вопрос: а кто эту роль будет усиливать? Кто? На каком основании          
минздрав этим занимается вообще? Во всех странах мира есть министерство         
труда, во всех странах мира. Вот я уже говорил про рыболовство, мудрили, куда   
его перебросить, и закончилось тем, что этим занимается маленький департамент   
в Минсельхозе. Теперь занимается у нас трудовыми отношениями, всеми             
пенсионерами, всеми безработными министерство, которое занимается и всеми       
больными. Нет такого в мире, я нигде не встречал, везде отдельно минздрав,      
отдельно министерство труда, в благополучных странах, где нет проблем, где      
живут долго и безработных мало, отдельные ведомства. Здесь вся страна           
больные, половина страны безработные - а ведомство одно! И занимается этим не   
врач и не трудовик, а бухгалтер. Голикова - она бухгалтер, сиди в Минфине и     
туда-сюда считай. У неё причёска великолепная и счёты. А здесь люди, миллионы   
людей, вся страна, поэтому обязательно нужно воссоздать министерство труда,     
этому министру дать чрезвычайные полномочия, практически на уровне              
генерального прокурора, вот тогда появится ответственность тех, кто должен      
исполнять этот закон. Начать с утверждения плана, как встречать эту массовую    
безработицу, с создания бесплатных столовых в каждом крупном населённом         
пункте, магазинов по продаже дешёвых товаров по фиксированным ценам и           
ночлежных домов.                                                                
                                                                                
Кризис - он имеет отрицательные последствия, он же и положительные будет        
иметь: сократит приезд в Россию иностранной рабочей силы. Их почему-то не       
по-русски назвали - гастарбайтеры, как будто такие у нас все германофилы.       
Гастарбайтер - рабочий-гость, гостевой рабочий, в гости приехал поработать.     
Но по-русски - иностранный рабочий, всё, тот же рабочий, но не гость, а         
просто чужой рабочий, так назовите. Нет, гастарбайтер. Чтобы ломать язык и      
чтобы дети не понимали, а кто такие гастарбайтеры, может, вообще это            
замечательные люди. Вон уже голову отрезали и подбросили в управу Можайского    
района города Москвы. Пока мы законы не можем принять, молодёжь уже             
действует, видя врагов в лице иностранных рабочих. Поэтому сколько раз мы       
требовали: сокращайте завоз иностранной рабочей силы! Вот уже головы им         
отрезают. Это как в русской поговорке: пока жареный петух не клюнет в одно      
место, ничего не делаем. И ещё министерства же нет, которое будет заниматься    
будущими безработными.                                                          
                                                                                
Поэтому надо обязательно решать. Ну, посмотрите, Греция - маленькая тёплая      
страна, где всё есть, всё. Там нет голодных, там оливки, бананы, апельсины -    
всё растёт. Взбунтовалась вся страна, вся страна. Не сегодня завтра,            
вообще-то, может произойти... Их всего двенадцать миллионов, туристов тоже      
двенадцать миллионов, практически они могут жить только за счёт туризма - и     
недовольны люди. А уж в нашей холодной стране...                                
                                                                                
Поэтому, конечно, усиливать надо. И правильно здесь задали вопрос вот с этого   
фланга. Опять в декабре усиливаем. Пятнадцать лет назад нужно было усиливать,   
десять лет, пять лет, год назад, незаметно создавать эти структуры,             
переучивать население. Сократим резко завоз иностранной рабочей силы. Какая     
ещё польза? Будут сокращены штаты там, где раздули их, особенно                 
управленческий аппарат, он обязательно будет сокращён. Наконец, может быть,     
начнёт работать большая программа по строительству дорог, потому что иначе не   
обеспечить занятость миллионов безработных. Их будут десятки миллионов. Это     
как было в Америке, вся страна была безработная. Работали за доллар в день, и   
три раза кормили - вот как выходили из кризиса США. Работали за кормёжку, но    
построили дороги. Вот у нас здесь был недавно министр Левитин, нужно дать       
больше денег этому ведомству и запланировать строительство крупных объектов в   
этой сфере, в дорожной сфере.                                                   
                                                                                
Надо понимать, что кризис надо встречать, но, как всегда, идём с большим        
опозданием. Переучивать, создать базу данных. Ведь почему у нас только 10       
процентов студентов работают потом по профессии? Они учатся - а они не нужны    
нам. Давайте скажем им: ребята, вы поступили на учёбу в сентябре 2008 года, а   
мы вам летом 2013 года никакой работы не дадим, вы подумайте, какую профессию   
вы получаете. Чтобы они заранее знали, что в этом городе по этой профессии      
работы не будет. Просчитайте всё это вперёд, сколько нужно специалистов.        
                                                                                
Правильно ставился вопрос о воссоздании комитета или ведомства, связанного с    
заработной платой, политикой в области заработной платы. Во всём мире этим      
занимаются, решают, кому сколько платить. Какой может быть здесь рынок? У нас   
перекос. Понимаете, что нельзя государственные функции передавать частным       
лицам? Они никогда... Частный сектор в рыбной отрасли - разве он будет          
создавать НИИ рыбоводства? Не будет. Рыбный порт будет он строить? Не будет.    
Он всё будет увозить туда, где у него быстро купят, он будет только             
зарабатывать. Поэтому везде должно быть участие государства. То же самое и      
здесь. Что, частники будут переучивать людей? Они их уволят, и всё. И у них     
нет денег платить. Сегодня что нужно делать? Быстрее снова создавать семейные   
предприятия, как мы начали это делать в 90-х годах, но потом забыли и           
закрыли. Без всяких согласований человек просто занимается тем, чем он хочет.   
Пирожки - пеки пирожки. Открывай счёт в Сбербанке и говори: вот я через него    
буду вести расчёты. Если потребуется, большие деньги у него будут, и банк       
пускай проверяет за него всю его платёжеспособность. Но оставьте их в покое,    
тогда уволенные начнут работать. Чтобы они знали, что они вчера уволены...      
Сегодня пятница, 12 декабря, в честь Дня Конституции где-то уже уволили         
несколько тысяч человек (в пятницу обычно увольняют), а в понедельник они уже   
знают, чем они займутся. Но этого же нету. Виноваты кто? Губернаторы. Они,      
как медведи, спят. Вот медведь на полгода в берлогу - губернаторы спят          
круглый год, круглый год спят вповалку. Это всё они могут делать, но не         
делают. Как не было малого бизнеса при царе - рухнула Империя, не было при      
советской власти - рухнул Советский Союз, так и сейчас нету малого бизнеса.     
Есть наверху группа товарищей, три миллиона их максимум, и внизу товарищи       
чиновники и связанные с ними.                                                   
                                                                                
Вот на это надо сделать упор. Но кто этим будет заниматься? Что, Голикова?      
Или министр труда с чрезвычайными полномочиями? Надо, чтобы его боялись         
больше, чем прокурора, а нас извещают: центр занятости. Будет центр занятости   
- ну и дальше что? Центры занятости обеспечивают работой, если есть работа.     
Центры занятости рабочие места не создают, они посредники. Вы приходите без     
работы, вам дают перечень: вот читай, кто где требуется. Если требуется всего   
лишь один курьер в одном месте, а вас сто человек, естественно, центр           
занятости вас не трудоустроит. А нам сообщают: тридцать шесть тысяч             
бездельников стоят на учёте по всей стране в службах занятости. Её не должно    
быть, службы занятости, а должны быть те, кто создаёт рабочие места, а вы не    
даёте им создавать. Есть чиновники, которые будут встречать безработного и      
говорить ему: работы нету. И конечно, будут злоупотребления: не будут           
выдавать документы на работе, долго не будут им начислять пособия, будут        
раньше прекращать выплачивать пособия, продлевать не будут... Это будет так     
же, как с дачной амнистией, - замучают! Гришин умер в собесе, когда пришёл      
переоформлять советскую пенсию, умер там при созданной советской системе. Там   
та же самая советская система осталась - что вы беспокоитесь? - такой же        
бюрократизм и наплевать на человека! И безработные будут умирать в этих         
центрах занятости, потому что никто с ними по-человечески даже не поговорит.    
Они будут стоять в очереди, на них будут орать, кричать: кто вы такие, почему   
к нам пришли?                                                                   
                                                                                
И в этом смысле, конечно, есть недоработка закона, а главное - нету воли,       
чтобы нашлась федеральная структура, которая этим занималась бы день и ночь,    
а не устраивала... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Полномочный представитель президента, полномочный представитель правительства   
по этому законопроекту хотят выступить? Докладчик и содокладчик                 
заключительное слово просят? Нет? Спасибо. Тогда переходим к голосованию. Кто   
за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в Закон Российской      
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон    
"О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в    
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Результаты покажите, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.