Заседание № 66

14.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 136715-6 "О ратификации Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2267 по 2469 из 8359
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о           
привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества".              
Докладывает Андрей Иванович Денисов, первый заместитель министра иностранных    
дел.                                                                            
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Председатель Государственной Думы! Конвенция о    
привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества была           
подписана главами государств - членов этой организации, а именно России,        
Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, 19 декабря прошлого, 2011      
года. Эта конвенция является как бы преемницей Конвенции о привилегиях и        
иммунитетах ЕврАзЭС, подписанной более десяти лет назад, в мае 2001 года, и     
она переработана с учётом тех пробелов, которые выявились за время практики     
её применения. Речь идёт о правовом регулировании иммунитетов и привилегий      
постоянных представителей и сотрудников постоянных представительств             
государств - членов ЕврАзЭС на территориях России и Казахстана, потому что      
часть органов ЕврАзЭС находится на территории Казахстана, в городе Алма-Ате.    
                                                                                
В практическом плане о чём идёт речь? На начальном этапе функционирования       
ЕврАзЭС страны-члены наделяли статусом постоянных представителей и              
сотрудников постоянных представительств своих стран при ЕврАзЭС действующих     
дипломатов своих посольств, которые уже, как говорится, по определению, в       
силу своего дипломатического статуса, были соответствующими иммунитетами        
наделены, и вопрос о них не вставал, не поднимался, а вот уже в конце           
прошлого десятилетия началось разделение функций. Первым был Казахстан,         
который отдельно назначил постоянного представителя при ЕврАзЭС, раньше эти     
обязанности возлагались на посла. Вот тогда-то и вскрылось, что некоторые       
формулировки конвенции нуждаются в корректировке и устранении шероховатостей,   
что и было сделано. Сумма иммунитетов и привилегий, которыми наделяются         
постоянные представители и сотрудники представительств, не выходит за рамки     
принятой мировой практики, соответствует венской конвенции о дипломатических    
иммунитетах и привилегиях от 61-го года. А на ратификацию вопрос выносится      
потому, что при заключении конвенции стороны условились, что она будет          
подлежать ратификации.                                                          
                                                                                
Каких-либо дополнительных расходов из федерального бюджета этот документ не     
предполагает. Со всеми ведомствами согласовано в установленном порядке,         
согласия получены. Прошу поддержать.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович, присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
С содокладом выступает Татьяна Николаевна Москалькова.                          
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!               
Исторические традиции и международная практика идут по пути установления        
максимально высоких гарантий для дипломатических работников и международных     
работников.                                                                     
                                                                                
Очень подробно Андрей Иванович Денисов изложил нам содержание и мотивы          
ратификации этого договора, позицию президента, поэтому разрешите огласить      
позицию правительства: правительство поддерживает ратификацию. Комитет по       
делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует ратифицировать данную       
конвенцию. Правовое управление замечаний и предложений не имеет. Из             
федерального бюджета на реализацию конвенции дополнительных средств не          
потребуется. Также не предусматривается и внесение изменений и дополнений в     
действующее законодательство в связи с ратификацией данной конвенции, если вы   
примете такое решение.                                                          
                                                                                
Прошу поддержать ратификацию.                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна, за очень чёткий содоклад.    
                                                                                
У кого вопросы есть, коллеги? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Василий Николаевич Лихачёв.                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Ивановичу.                                               
                                                                                
Насколько пригоден, с вашей точки зрения, опыт, который накоплен в рамках       
правового регулирования международно-правового статуса ЕврАзЭС? Насколько       
пригоден, насколько он эффективен для решения другой очень важной задачи,       
которая стоит перед нами, - строительства Евразийского экономического союза?    
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Спасибо, Василий Николаевич, за вопрос. Действительно, сейчас     
происходит определённая трансформация органов интеграционного сотрудничества    
в рамках ЕврАзЭС. Сама эта организация переживает период преобразования, это    
не единовременный акт, а процесс. Подразумевается, что ей на смену придёт       
Евразийский экономический союз; как договорились президенты трёх государств,    
России, Белоруссии и Казахстана, он начнёт работать с 1 января 2015 года. И     
основная часть, основной массив документов, составляющих нормативно-правовую    
базу ЕврАзЭС, в том числе и та конвенция, которую мы сейчас обсуждаем,          
перейдёт в договорно-правовую нормативную базу Евразийского экономического      
союза. Кстати сказать, у нас есть соглашение о размещении секретариата          
Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации, и в      
этом соглашении уже содержатся ссылки на эту конвенцию.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Андрей Иванович, прежде всего хотел бы сказать, что фракция      
ЛДПР поддержит данную ратификацию, но есть один уточняющий вопрос. В статье     
11 конвенции члены семей должностных лиц наделяются таким же иммунитетом, что   
и сами должностные лица, при этом освобождение от ответственности               
предусмотрено именно за те действия, которые совершаются ими в качестве         
должностных лиц. Ещё раз подчеркну: речь идёт о членах семей чиновников,        
которые не являются должностными лицами. Вот скажите, каким образом эта норма   
будет применяться на практике?                                                  
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. На практике эта норма будет применяться... Да, во-первых, это     
не новация, это общепринятая международная практика, и это буквально, как       
говорится до запятой, взято из Венской конвенции о дипломатических сношениях    
от 1961 года. Те же самые права и обязанности распространяются на дипломатов    
и членов их семей в любой стране, в том числе и на наших дипломатов на любом    
зарубежном участке работы. Иммунитет имеется в виду функциональный, то есть     
связанный с исполнением функций, поэтому понятно, что функции исполняет сам     
представитель, а не члены его семьи. Однако, во-первых, это дополнительная      
защита для семьи дипломата, а во-вторых, и члены семей могут рассматриваться    
как лица, выполняющие определённые дипломатические функции, например, когда     
дипломат с супругой следует на официальное мероприятие, куда он приглашён       
именно с супругой (или супругом, если дипломат женщина). В то же время, если    
совершаются какие-то проступки вне рамок выполнения ими своих функций,          
иммунитет рассматривается как ограниченный, в этом суть функционального         
иммунитета. Ещё раз повторяю: это общепринятая практика.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, вообще, вы на первую часть моего вопроса уже         
ответили, но всё же скажите... Действительно, привилегии огромные:              
должностные лица и члены их семей освобождаются от налогов, сборов, пошлин,     
их помещения не подлежат обыску, а документы - конфискации, они не подлежат     
уголовной, административной и гражданской ответственности. А всё же не          
создаём ли мы такой конвенцией возможностей для коррупционной составляющей в    
деятельности именно членов семьи, ведь отпрыски, вы знаете, всяко могут         
натворить?                                                                      
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну конечно, всякое бывает в мировой практике, но я ещё раз        
повторяю: так действуют все страны мира, те же самые нормы распространяются     
на наших дипломатов, если наш дипломат работает за рубежом. Ну, насчёт          
коррупционной составляющей в деятельности членов семьи мне трудно судить,       
особенного поля-то для этого нет, хотя бывает... ну, например, дипломаты        
некоторых развивающихся африканских государств и члены их семей (вот на         
примере тех стран, где я работал) увлекались так называемой дипломатической     
выпиской сверх разумных объёмов потребления, как говорится, и такие вещи,       
наверное, можно считать неким нарушением закона и правопорядка. В данном        
конкретном случае, что касается ЕврАзЭС, я просто почвы для этого не вижу.      
Речь может идти о каких-то бытовых вопросах, например об инциденте, когда       
дипломат или член семьи находится за рулём и машина попадает в                  
дорожно-транспортное происшествие, - вот тогда здесь и вступает в действие та   
практика, о которой я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. То есть это        
некий фактор дополнительной защиты для дипломата и членов его семьи, которые    
в этом контексте рассматриваются как единое целое, в противном случае, через    
ущемление статуса членов семьи, будет воздействие на самого дипломата в части   
выполнения им дипломатических функций.                                          
                                                                                
Ещё раз повторяю то, с чего начал: это соответствует мировой практике, и        
каких-то действительно серьёзного рода опасений, подтверждаемых житейскими      
примерами, в общем-то, у нас нет. Так или иначе правоохранительные органы,      
естественно, всё это держат под наблюдением, потому что за дипломатами          
достаточно строго следят в этой части.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Вадимович Саблин, пожалуйста.                                           
                                                                                
САБЛИН Д. В. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", бесспорно,             
поддерживает данный законопроект. Мы должны понимать, что эта конвенция в       
первую очередь определяет статус Евразийского экономического сообщества,        
статус сотрудников Евразийского экономического сообщества. В том числе это      
посыл, серьёзный посыл, определяющий то, что в будущем действительно, уже       
однозначно, будет действовать Евразийский экономический союз. Вот это одна из   
ниточек, которая в будущем нас свяжет, поэтому она очень важна, необходима,     
и, конечно же, конвенцию надо сегодня ратифицировать, закон принимать.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Иванович, ещё раз выступать будете?                                      
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ещё раз просил бы поддержать. Спасибо.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна? Нет. Спасибо.                         
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7133 по 7149 из 8359
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о           
привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              431 чел.95,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    431 чел.                                          
Не голосовало                  19 чел.4,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.