Заседание № 73
13.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 136700-5 "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1010 по 1528 из 6631
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 3. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра обороны Российской Федерации Александра Петровича Колмакова. Пожалуйста. КОЛМАКОВ А. П., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии", внесённый Президентом Российской Федерации. Законопроектом предусматривается подтверждение обязательств Российской Федерации перед государствами - членами ОДКБ по вопросам механизма оказания этим государствам военно-технической помощи в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии. Протокол о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии разработан в соответствии со статьёй 4 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и статьёй 10 Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Предусмотренная протоколом военно-техническая помощь означает предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или льготной основе в целях поддержания и восстановления боеготовности вооружённых сил стороны в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии против указанной стороны, либо когда сторона применяет своё право на индивидуальную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН, либо когда сторона стала объектом актов терроризма или других угроз суверенитету и территориальной целостности. Протоколом предусмотрены реэкспортные обязательства государств - участников ОДКБ в отношении полученной в качестве военно-технической помощи продукции военного назначения, а также возможность осуществления контроля за целевым использованием такой продукции. Реализация протокола отвечает национальным интересам Российской Федерации, в том числе с точки зрения обеспечения российского военного присутствия на постсоветском пространстве в регионах коллективной безопасности. Представленный проект федерального закона согласован с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Минфином, Минюстом, Минэкономразвития, Минтрансом, Росаэронавигацией, ФСТЭК и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. Он не предусматривает признания утратившими силу, приостановления действия, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства. Реализация федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Учитывая изложенное, Минобороны России предлагает принять закон "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Пока присаживайтесь. С содокладом выступит председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексей Владимирович Островский. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги! Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект, и мы считаем, что настоящий протокол относится к числу значимых для обеспечения национальной безопасности России. Настоящим протоколом определены международно-правовые принципы и нормы оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии, столь необходимые для адекватного противодействия современным вызовам и угрозам, в том числе крупномасштабным актам международного терроризма. Протокол выдержан в надлежащем тоне, соответствующем ранее подписанным международным документам по формированию системы коллективной безопасности. В его основу положены международные обязательства государств - членов ОДКБ, вытекающие из действия статьи 4 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года о предоставлении необходимой помощи одной из сторон в случае совершения против неё агрессии. При этом военно-техническая помощь осуществляется, как уже сказал официальный представитель президента, в соответствии с Уставом ООН и правом стороны на индивидуальную или коллективную оборону. Вчера Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел парламентские слушания, на которых состоялся крайне заинтересованный разговор по проблемам интеграции на постсоветском пространстве. Пользуясь случаем, уважаемые коллеги, мне хотелось бы довести до вашего сведения, что на парламентских слушаниях фактически Организация Договора о коллективной безопасности была отмечена как одна из дееспособных, если не самая дееспособная интеграционная структура на постсоветском пространстве. Полагаю необходимым также обратить внимание на то, что положения настоящего протокола свидетельствуют о дальнейшем развитии отношений между государствами - членами данной организации. Организация приобретает черты военно-политического союза, и по мере усиления его военной мощи роль ОДКБ как фактора сдерживания будет, безусловно, возрастать, что, несомненно, станет определяющим для геополитической стабильности в Евразии. Уважаемые коллеги, не открою большого секрета: сегодня Россия является основным поставщиком продукции военного назначения. Мы в комитете считаем, что вступление в силу данного протокола закрепит лидирующие позиции России как в целом в Содружестве Независимых Государств, так, безусловно, и в данной военно-политической организации. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать настоящий протокол. Наши соисполнители - комитеты Государственной Думы по обороне и по безопасности - также поддерживают ратификацию. Ратификация настоящего протокола имеет исключительную важность для национальной безопасности нашей страны и имеет также практическое значение для ОДКБ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Владимирович. Уважаемые коллеги, можно задать вопросы докладчику и содокладчику. Будут ли вопросы? Если две руки: записались Локоть Анатолий Евгеньевич и Лебедев Игорь Владимирович. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, вчера на "круглом столе" прозвучала информация, да это, в общем-то, известно, что мы оказываем довольно большую военно-техническую помощь странам - членам ОДКБ, причём зачастую размера этой помощи граждане, проживающие в этих странах, даже не представляют. Они не знают об этой помощи, у них иногда создаётся очень превратное мнение о роли России в ОДКБ. У меня вопрос: выставляем ли мы какие-то политические, военные условия, когда собираемся помогать этим государствам, этим странам? Собираемся ли мы проводить информационное сопровождение этой нашей помощи, которую мы оказываем, повторяю, сегодня в довольно больших размерах? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. КОЛМАКОВ А. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, объём оказанной Министерством обороны российской безвозмездной помощи иностранным государствам - членам ОДКБ в 2008 году составил: Киргизии - 362,5 миллиона рублей, Таджикистану - 315 миллионов 470 тысяч, Узбекистану - 320 миллионов. Конечно, мы в первую очередь обеспечиваем своё политическое присутствие на территории государств постсоветского пространства, планируется проведение соответствующих мероприятий военной направленности. Я считаю, что в дальнейшем мы должны это развивать, тем более что 4 февраля здесь по этой теме был саммит глав государств, входящих в ОДКБ. Политические решения мы обязаны поддерживать по разным направлениям и по всем составляющим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. У меня вопрос к первому заместителю министра обороны. Уважаемый Александр Петрович, как будут действовать эти коллективные силы в рамках этого соглашения в случае, скажем, возникновения конфликта между Арменией и Азербайджаном, если учитывать, что Армения является членом этого соглашения, а с Азербайджаном у Российской Федерации имеются стратегические партнёрские отношения? Или, скажем, как будут действовать эти коллективные силы в случае возникновения конфликта между Узбекистаном и Таджикистаном? Оба эти государства являются членами этого соглашения. КОЛМАКОВ А. П. Задачи, которые будут решаться с утверждением этого протокола, - они определяют порядок и условия оказания военно-технической помощи в следующих случаях: при заблаговременно выявленной подготовке к агрессии, планировании крупномасштабных актов международного терроризма и других угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности одного или нескольких государств, при совершении агрессии. Вы привели конкретные примеры, но в любом случае это будет решаться на уровне глав государств, принимающих политические решения. И я считаю, что те силы быстрого реагирования, которые создаются в рамках ОДКБ, будут руководствоваться политическими решениями государств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Багдасаров Семён Аркадьевич и Жириновский Владимир Вольфович - двое записались. Включите микрофон. А, к трибуне пройдите, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые депутаты, я считаю, что данное соглашение является одним из наиважнейших в деле укрепления нашего влияния на постсоветском пространстве. Как мы знаем, относительно недавно было подписано также соглашение о создании коллективных сил оперативного развёртывания в рамках Договора о коллективной безопасности. Соглашение, точнее, протокол, который мы сегодня будем ратифицировать, на самом деле теснейшим образом связан с этим соглашением, которое, я думаю, в ближайшее время мы с вами будем ратифицировать. Насколько это важно? Я вам скажу так: на самом деле сегодня идёт война на постсоветском пространстве. Понятно, что это соглашение не просто, так сказать, привязывается к этим странам, а конкретно направлено на Центральную Азию в связи с событиями в Афганистане. Причём, я должен сказать, соглашение составлено профессионально. В частности, тут есть статья 15, где предусматривается, что если поставки грузов будут где-то приостановлены, на территории какого-то другого государства, то это государство понесёт соответствующую материальную ответственность. Я должен сказать, что договор исходит из жизни реальной, а не надуманной. У нас в своё время были активные поставки вооружения для так называемых бойцов Северного альянса, а также по просьбе Узбекистана и Таджикистана. Причём ситуация была достаточно интересная и странная: мы как бы оказывали помощь и проузбекским силам, и протаджикским силам, и при этом были известные отношения между руководством Узбекистана и руководством Таджикистана. Мало того, на той стороне границы, в Афганистане, непростая складывалась ситуация: две бывшие враждебные группировки, объединившись против общего врага, вошли в союз, который возглавили ориентированные на Узбекистан на основании исламского движения Афганистана Абдул-Рашид Дустум и Саид-Мансур Надири, а там - Ахмад-Шах Масуд. Так что же происходило? Когда грузы шли по территории Узбекистана для Ахмад-Шаха, то узбекское руководство останавливало эти железнодорожные грузы и под всякими предлогами задерживало, и, соответственно, российская сторона несла потери. В данном соглашении это предусмотрено в статье 15. Единственное, что мне непонятно, так это то, почему тут не говорится о железнодорожных составах, так как на самом деле значительные поставки, естественно, будут осуществляться по железной дороге. Это, конечно, определённый недостаток. Исходя из этого нашего печального опыта, где было много чего непонятного, статья 17 и статья 18 предусматривают, что то, что мы поставим, нельзя будет продавать в другие государства. После известных баткенских событий министр обороны Кыргызстана, приехав в Москву, просил Министерство обороны России возобновить поставки боеприпасов и вооружения, представив огромный список, на что ему сказали: "У вас же остались запасы из вашего бывшего фрунзенского корпуса". Последовал ответ: "Ну мы же их продали в Афганистан!" Вот данное соглашение предусматривает, чтобы подобного не было, то есть это взято из жизни. Контроль за расходами в связи с этими всеми делами также нашёл отражение в этом соглашении, то есть это глубоко положительное соглашение, которое мы должны ратифицировать. В то же время, естественно, возникают вопросы. Вопрос первый. Запасы вооружения и боеприпасов у нас на складах. Как известно, подобные запасы создаются на первое время войны, до того, как развернётся наша военная промышленность. Дело в том, что у нас самих тут есть проблемы, особенно по артиллерийским боеприпасам, потому что, во-первых, в большом количестве они были затрачены на учениях, на войне на Кавказе, во-вторых, через пятнадцать лет, как правило, артиллерийские боеприпасы нуждаются в обновлении. И у нас в этом плане, конечно, серьёзная проблема. Я ниже остановлюсь на некоем предложении. Второй вопрос. В общем-то, союзники по Договору о коллективной безопасности далеко не бедные в этом плане. Ну, взять Армению: шестьдесят тысяч человек в вооружённых силах, а запасы... Вся 7-я общевойсковая армия там осталась. Мало того, в ходе войны за Нагорный Карабах был взят под контроль город Агдам, где находились крупнейшие фронтовые склады Закавказского военного округа. Что такое фронтовые склады? Ну, это когда весь Закавказский округ предполагалось развернуть, а на седьмой или восьмой день, грешным делом, забыли. (Должны были выйти к Персидскому заливу в ходе войны с Ираном.) Вот представляете, всё это досталось стране, где всего шестьдесят тысяч человек в вооружённых силах. Большие запасы вооружения имеет Узбекистан. Я тут как-то уже останавливался на том, что мы там оставили бронетанковую технику. Огромные запасы боеприпасов, которые были в ТуркВО, остались в Узбекистане, плюс выводимая из Афганистана значительная часть вооружения оставалась в Узбекистане. То есть они не бедные. К чему это я говорю? Давайте будем честными. Вот это соглашение может начать работать достаточно быстро. Нам необходимо будет его реализовывать. Я не знаю, как будет развиваться ситуация в Афганистане в зависимости от этого. У меня есть предложение, в том числе и к руководству Министерства обороны, создавать на особо опасных направлениях склады с боеприпасами и вооружениями на паритетных основаниях, то есть 50 процентов нашей загрузки - 50 процентов загрузки Таджикистана, Узбекистана и так далее. Уже сейчас понятно, где нам нужно эти склады создавать: по дуге Куляб - Мургаб - Ош - Фергана - Термез. Известные места, везде есть в той или иной степени соответствующая возможность поставки туда боеприпасов, и можно создавать склады. Что это нам даст? Первое. Это даст Российской Федерации возможность выполнить свои юридические обязательства, не искать у нас долго, где взять те или иные боеприпасы, которых у самих уже нет. Второе. Это повысит степень ответственности наших союзников. Третье. В случае переброски войск - а она должна быть очень быстрая в соответствии с соглашением о силах быстрого развёртывания, которое недавно подписали руководители государств, и в том числе наш президент, - мы сможем быстро развернуть части и оказать соответствующее воздействие на прифронтовой полосе. Если мы не успеем это сделать, дальнейшее развитие ситуации может приобрести необратимый характер. По некоторым оценкам, на территории Афганистана и Пакистана находятся от полутора до двух тысяч боевиков только одной "Исламской партии Туркестана". Если они войдут и мы их не остановим на границе быстро, моментально, то в глубине территории их ожидает, извините за выражение, мобилизационный ресурс в сорок - пятьдесят тысяч человек. Всё будет зависеть от вооружений, и потом никакой корпус быстрого реагирования не сработает, а качество вооружённых сил наших союзников мы знаем, оно было продемонстрировано в зоне боёв, когда триста - четыреста человек гоняли всю киргизскую армию и столько же приблизительно гоняли узбекскую армию в Сурхандарьинской области. Поэтому нам надо очень серьёзно к этому подойти и уже сейчас предусмотреть такие моменты. Если мы, не предусмотрев это, ратифицируем соглашение, как и другое, то будем, как всегда, в пожарном режиме проводить те или иные мероприятия. Я предлагаю это соглашение ратифицировать. Ещё раз подчёркиваю, что оно учитывает накопившийся опыт в этом направлении. А когда говорят о конфликте между Арменией и Азербайджаном... Да, действительно, ситуация такая, что мы должны будем оказать... Но я вам скажу, что сейчас там другая опасность возникает: прошло сообщение, что под эгидой Турции Армения и Азербайджан по нагорно-карабахскому конфликту договорились по многим направлениям. Это говорит о том, что наше военное ведомство как раз впереди всех, а вот наши политические ведомства - Министерство иностранных дел, агентство по СНГ, бог знает ещё кто - они где-то отстают. Сейчас Турция уже берёт на себя задачу помирить Армению с Азербайджаном. И мы видим, что президент Армении Саркисян относится с большим благоговением к премьер-министру Эрдогану. В Давосе, когда он поругался с израильским президентом, рядом с ним был президент Армении. Идут события другие. Я, кстати, хотел бы вот что сказать: мы трижды за последнее время заслушивали Министерство обороны по вопросу реформирования, но ни разу здесь не были ни министр иностранных дел, ни руководитель нового агентства по СНГ, которое уже третий месяц существует, - хоть бы рассказали, какая концепция там выработана, - не было руководителя Федеральной миграционной службы, никого. Эти военные соглашения могут работать только при одном условии - если будет создана соответствующая политическая ситуация на постсоветском пространстве. В противном случае вся тяжесть ложится на плечи наших военных, а потом мы говорим: вы там не сработали, там не сработали! Сейчас пока это соглашение (я так понимаю, что скоро ещё одно поступит) впереди, а политической составляющей, о чём можно было говорить, нет. Мало того, когда вчера на закрытых слушаниях я послушал некоторых наших руководителей исполнительной власти, то мне стало грустно, стало не по себе: когда высокопоставленный товарищ зачитывает две-три бумажки... Я ничего не запомнил из того, что они сказали, - вот честное слово! - хотя вроде бы и с памятью всё хорошо, и что-то понимаю, но... Единственное, было прекрасное выступление высокого профессионала Бордюжи, который болеет за это, у которого наболело, который честно охарактеризовал ситуацию как катастрофическую на постсоветском пространстве. Все остальные относятся к этому спустя рукава. Я считаю необходимым в кратчайший срок нам поднять этот вопрос - что у нас творится на постсоветском пространстве - и решать совместными усилиями МИДа, агентства вновь созданного, Федеральной миграционной службы, потому что всё это связано. А надо сказать, что Министерство обороны делает своё дело, если другие не справляются, надо дать им возможность его решать. При этом соглашение очень хорошее, профессионально подготовлено, предлагаю его ратифицировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Почему мы всегда выступаем вдвоём - Багдасаров и я? Да потому, что мы это прошли, прошли это своей жизнью и кровью. Вы нас туда направили, и потом мы оттуда бежали. Знаем, что такое Средняя Азия, Закавказье, царская армия, Советская армия и сегодня Российская армия. Это соглашение можно и нужно ратифицировать, но вы все должны хорошо понимать, что эти соглашения - это соглашения о войне. Мы разрешим потом убивать сотни тысяч, миллионы людей, потому что речь о военно-технической помощи. Для чего она оказывается? Для ведения войны. То есть за всеми такими соглашениями, которые США заключают с теми же странами, возможно, и мы, маячат последствия - это гибель сотен тысяч, миллионов граждан. Поэтому не надо ратифицировать подобного рода соглашения с особой улыбкой. Мы разрешаем убивать, и не всегда виноваты те, кого мы загнали в горы, в партизаны, или же наши солдаты. А виноваты те, кто принимает решение о том, каким быть государству, не думая, из чего состоит это государство. В чём опасность этого соглашения? В том, что в состав этих коллективных сил ОДКБ входят практически враждебные по своему духу, по истории государства. Они вечно воевали друг с другом - и Узбекистан, и Киргизия, и Таджикистан, и Казахстан, - но там было хорошее государственное устройство. Там были (географические названия) Хивинское ханство, Бухарское ханство, Кокандское ханство, многонациональные, поэтому там войны особой не было, были стычки на рынке, где-нибудь в кишлаке. А когда туда пришла советская власть и устроила вот эти государства, пять государств среднеазиатских, тогда и получили ситуацию такую, что сегодня мы с вами должны оказывать помощь. Ещё одна хитрость, которая за этими цифрами стоит, - военно-техническая помощь. Это значит, что сотни миллионов долларов, даже миллиарды долларов мы с вами потеряем. Это ведь и вооружение, и транспорт, и питание, и переброска, то есть мы отрываем от себя эти деньги, чтобы предотвратить возможные угрозы, которые могут идти с Юга. И здесь опять же вина тех, кто принимал решение в 91-м году. Вот они, помощники Ельцина, ему говорили: давайте отцепим четырнадцать лишних вагонов. Какое образование у этих людей?! Они понимали, что они делали? Они вообще не знали, что такое Средняя Азия! Они на карте не нашли бы, где Ташкент, Душанбе, Бишкек, Алма-Ата и так далее. А решение приняли: отцепили вагоны! А теперь даже верблюдов не пускают через Украину - братскую, родную, славянскую, православную. Даже на животных отыгрываются! Сегодня наши моряки прилетят в Киев, их могут арестовать там, ещё и допрашивать, и до Петербурга они долго не доберутся. Есть угрозы, которые таит в себе вот эта ситуация со Средней Азией, поскольку мы их разделили на национальные клетки, а народы живут там, где получилось. И поэтому в Киргизии живут узбеки и таджики, в Узбекистане живут киргизы и таджики. И Таджикистан, смотрите, Таджикистан уже обещает базу для США. А Узбекистан дрейфует подальше от этого нашего с вами ОДКБ, так сказать, наполовину он в ОДКБ, наполовину с другой структурой. И Туркмения всегда была нейтральная, Ниязов хвалился: всё, мы нейтральные. А сегодня новый президент уже даёт базы. Вот это борьба между США и Россией за Среднюю Азию, борьба, в которой мы виноваты сами. Они от нас никуда не уходили в 91-м году, мы их вытолкнули, выпихнули. Такого в истории человечества не было, чтобы огромную часть своего государства с населением в пятьдесят миллионов, где половина русских, просто выпихивать из своей страны. А теперь соглашение, за которое нужно платить, и получать гробы оттуда. Вот мурманские милиционеры погибли в Назрани. У нас с вами что, есть соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Ингушетией? Мы снова туда даём огромные деньги, и снова там будут гибнуть русские милиционеры. Это что за страна, вообще? Страна, которая убивает своих граждан сама и сама платит деньги за эти убийства. Такого нет нигде в мире! В Дагестан направляют нормального налоговика - его к работе не допускают. Это что за страна, где руководитель налоговой службы даже с ОМОНом не может войти в кабинет рабочий? С ОМОНом! Тогда какая цена будет вашему соглашению? Вы туда кого поставите? Как вы будете его реализовывать, когда на территории собственной страны убивают ваших милиционеров, прокуроров, судей и не пускают на работу направленного из Москвы налоговика? Что, вы думаете, вас сюда пустят, если вы направите из Москвы ваши десантные войска? Поэтому думайте, когда занимаетесь государственным устройством. Бумажки можно наштамповать, у вас этих бумажек... Похоронки выписываете. И потом солдат их родители пытаются похоронить, всю жизнь пытаются найти какие-то деньги. Нельзя, чтобы вот так просто решали государственные вопросы. В 22-м решили: СССР создаём. Ну, создали. И распустили сами ещё, главное. Ладно бы враждебные силы пришли и разгромили Советский Союз. Сами создали игрушку и сами сказали: а теперь мы распускаем. Ну это чудовищно вообще, чудовищно! И никто не отвечает за это. И сейчас опять. Заключить можно соглашение, документ хороший, всё написано. Я просто вам говорю о последствиях: это документы, за которыми стоят заранее финансовые траты, те гробы с солдатами, которые мы будем получать оттуда, из Средней Азии, из Афганистана. Поэтому здесь проблема заключается в том, что плохо знают географию наши товарищи, которым мы доверяем управлять государством, не знают вообще, какие там народы живут и что происходит. Это последние уже... При Ельцине создали эти республики снова. Хотя бы тогда ликвидировали их, создали бы территориальные образования. Нет, оставили и ещё пообещали: суверенитета - сколько хотите. Вот суверенитет в Татарии: партия есть - лидера нет. Всё, лидер партии не участвует в выборах. Тогда и партия не участвует, тогда демократию закрывайте, Конституцию отменяйте. Нет, Конституция есть, а партии нет, потому что это Татария. Ни в одном русском регионе до этого не дошли, хотя там тоже бывает... Ненецкий автономный округ - там тоже решили: вообще не будете участвовать. Здесь ролики не нужны, а в Ненецком округе сказали: не будет участвовать ваша партия, список не зарегистрируем. И внаглую не зарегистрировали. Через Москву мы это всё делаем. Страна, которой управляет только Москва. Значит, власть нашего президента - на территории города Москвы. А там уже что хотят, то и делают: убивают, на работу не пускают, Конституцию отменяют, ролики снимают, делают всё, что хочешь. Вот такое государство вы устроили, а потом генералы будут вам списки давать, сколько погибло за то, чтобы сохранить это государство. Слова о военно-техническом сотрудничестве надо воспринимать правильно. Это поставка вооружения, это личный состав, а цель - цель убить. Поэтому конечная цель этого соглашения - количество трупов, которое будет потом подсчитываться, ибо военная помощь оказывается только через вооружённые силы, через то, чтобы обязательно погибали наши солдаты и так далее. Поэтому, конечно, ратифицировать можно, но надо, чтобы думали наши специалисты и в Министерстве обороны, и в МИДе, и те, кто отвечает за устройство страны, и когда празднуют принятие Конституции... Пятнадцатилетие Конституции празднуют - и не дают выступить тем, кто её принимал. Вот оригинально! А дают слово тем, кто разрушал. Шахрай с Ельциным разрушали Советский Союз - он выступает на праздновании пятнадцатилетия Конституции. Как хорошо! Это же сегодня всё происходит! Не надо думать про прошлые годы, это сейчас происходит! Сегодня мы снова даём слово тем, кто разрушает, а не тем, кто укрепляет страну. В этом наша с вами беда. Даём им крупные структуры. Они уже наприватизировали в 92-м году, а сегодня они просят нас снова заплатить за их объекты: они ими управлять не могут. Вместо того чтобы забрать всю промышленность в свои руки, национализировать полностью, мы сейчас заплатим им, и они снова будут её разбазаривать. Это в экономике... Всё вместе это называется так: не умеем управлять собственной страной! Не умеем! Вот это мы должны понять. Поэтому нам с вами "двойку" надо ставить. А генералы на последнем этапе будут трупы считать. Вот на это мы сегодня даём деньги... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Пожалуйста, Александр Петрович. КОЛМАКОВ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, я благодарен выступавшим за то, что они обратили внимание на всю серьёзность данной проблемы. Это лишний раз обязывает Министерство обороны тщательно продумывать все свои действия, связанные с реализацией протокола по совместным действиям. В то же время благодарю и за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона и выносим его на "час голосования". Я объявляю "час голосования". Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 47 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.