Заседание № 53
О проекте федерального закона № 136516-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в части уточнения оснований для привлечения военнослужащих к материальной ответственности в полном размере).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". Доклад Ивана Михайловича Тетерина. Пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Все экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет предлагает поддержать, фракция также. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 54 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 51
О проекте федерального закона № 136516-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в части уточнения оснований для привлечения военнослужащих к материальной ответственности в полном размере).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматривается вопрос 18, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". Доклад Ивана Михайловича Тетерина. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Мы приняли законопроект в первом чтении 26 мая. Его суть состоит в том, что только решение суда является основанием для привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Поступила одна поправка, которая носит технический характер. Все экспертизы проведены, заключения положительные. Комитет по обороне предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 27 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 49 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 136516-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в части уточнения оснований для привлечения военнослужащих к материальной ответственности в полном размере).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 25-го вопроса, это законопроект первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра обороны Российской Федерации Руслана Хаджисмеловича Цаликова. Пожалуйста, Руслан Хаджисмелович. ЦАЛИКОВ Р. Х., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию законопроект разработан Министерством обороны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года. Проект закона направлен на уточнение оснований для привлечения военнослужащих к материальной ответственности в полном размере ущерба, причинённого вследствие преступных действий, совершённых этим военнослужащим. Законопроектом предлагается установить, что только в одном случае военнослужащий привлекается к полной материальной ответственности - на основании решения суда, вступившего в законную силу. Внесение указанного изменения будет способствовать укреплению единства правоприменительной практики, устранению двоякости, или двусмысленности, толкования норм, позволит точно определить ответственность военнослужащего за совершение им преступных действий, а также позволит стабилизировать институт материальной ответственности военнослужащих. Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Просим поддержать указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Хаджисмелович. Содоклад члена Комитета по обороне Ивана Михайловича Тетерина. Пожалуйста, Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Руслан Хаджисмелович, как всегда, коротко, но убедительно доложил по существу вопроса. Суть законопроекта заключается в том, что только решение суда является основанием для привлечения к полной материальной ответственности военнослужащих и всех, кто имеет к этому отношение по категории силовых структур. А раньше практиковалось так: только возбудили уголовное дело - уже принимается решение о том, чтобы привлечь к полной материальной ответственности. Есть постановление Конституционного Суда, как здесь было сказано, которым установлено, что нельзя этого делать. Замечаний у Правового управления Аппарата Госдумы нет, дополнительных расходов из бюджета не будет. Я прошу вас, коллеги, поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Михайлович. Уважаемые коллеги, будут вопросы докладчику, содокладчику? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович, фракция ЛДПР, пожалуйста. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Руслан Хаджисмелович, закон действует с 1999 года - сколько военнослужащих за восемнадцать лет было привлечено к материальной ответственности по этой статье? И хотелось бы ещё уточнить: смогут ли они претендовать на получение компенсации после принятия этого закона и с учётом постановления Конституционного Суда? ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо за вопрос. Такая статистика не ведётся ни Генеральной прокуратурой, ни нами, естественно. Количество таких случаев в год составляло от пяти до семи, почему и было принято решение Конституционным Судом. На вторую часть вопроса отвечу однозначно: закон обратной силы не имеет и иметь не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Руслан Хаджисмелович, будет ли предусмотрено изменение ответственности для тех военнослужащих, которые сегодня уже понесли материальную ответственность, в связи с тем что закон вступит в силу? И проводилась ли Минобороны оценка размера возмещения в этом случае? ЦАЛИКОВ Р. Х. Сергей Михайлович, отвечу сразу, что такая оценка не проводилась, поскольку закон не будет касаться ранее принятых решений, это несколько иной свод законов, который касается вопросов реабилитации. В данном случае не предусматривается, что закон будет иметь обратную силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Станкевич Игорь Валентинович. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Руслан Хаджисмелович, к сожалению, вынужден вам сказать, что вчера по вине Министерства обороны в очередной раз было сорвано совещание Комитета по обороне, на котором должен был рассматриваться вопрос о военных городках. Закон предусматривает материальную ответственность. Вчера шла речь о сумме в 6,5 миллиарда рублей, это долг "Газпрому" по Министерству обороны, по некоторым городкам в отдельных сельских районах суммы превышают десятки миллионов рублей только за воду. Может быть, Министерство обороны пойдёт навстречу Государственной Думе и обсудит эти проблемы, чтобы не доводить до уголовного дела? ЦАЛИКОВ Р. Х. Вопрос не имеет, конечно, никакого отношения к рассматриваемому законопроекту, тем не менее отвечу. С председателем комитета ситуацию обсудил, знаю, кто не пришёл, человека накажем, и, конечно, мы договорились о том, что эту ситуацию обсудим. Правда, я вам должен возразить: никаких миллиардных долгов Министерства обороны не существует в природе, потому что до 1 апреля этого года действовала схема аутсорсинга, то есть министерство заключало контракт с аутсорсинговой компанией, а она рассчитывалась с муниципальными организациями. Так вот, Министерство обороны на сто процентов выполняло свои обязательства и выполнило, о чём говорит протокол заседания правительства, посвящённый специально этому вопросу. Что касается долгов аутсорсинговых компаний, к сожалению, в своё время была выбрана неправильная схема, она была выбрана на примере армии Германии - Бундесвера, который сам от этого отказался уже в 2013 году. Мы с апреля этого года докладывали о данной ситуации президенту и отменили аутсорсинг в области жилищно-коммунального хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селивёрстов Виктор Валентинович, пожалуйста. СЕЛИВЁРСТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Руслан Хаджисмелович, я из справки вижу, что поправка в закон касается только военнослужащих, а Иван Михайлович в содокладе сказал, что и остальных. Так всё-таки военнослужащих или "и остальных"? ЦАЛИКОВ Р. Х. Военнослужащих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые Вячеслав Викторович, коллеги, уважаемый Руслан Хаджисмелович! Ну, мы видим, что это уже второй законопроект в течение недели, который, скажем так, меняет отношение к военнослужащим. Первый законопроект, который мы рассматривали, касался изменений в части временной выплаты по безработице, хотя там тоже у нас были вопросы, сейчас вот изменение в целях исполнения решений Конституционного Суда - тенденция нас радует, то есть в принципе мы всё это понимаем и поддерживаем. Вместе с тем, Руслан Хаджисмелович, хотелось бы всё-таки обратить внимание на то, что есть темы, которые мы уже не первый год обсуждаем. В решениях Конституционного Суда 2007, 2010 и 2012 годов чётко указывается, что военная служба - это особый вид государственной службы, которая предусматривает выполнение в публичных интересах стратегических задач государства, связанных с обеспечением обороноспособности, выполнение конституционно значимых обязанностей, что связано каждый день с опасностью и риском нанесения вреда здоровью, и в связи с этим Конституционный Суд трижды подчеркнул, что социальные обязательства перед военнослужащими с точки зрения правовой защиты государства должны иметь иной характер, отличный от характера обязательств в иной сфере государственной службы. Я веду речь о том, что мы с вами уже в течение пяти лет пытаемся найти общий язык по предмету переселения наших граждан из закрытых военных городков и ЗАТО, и хочу сказать, что с 2013 года мы прошли уже различные варианты. Есть два способа выполнить решение Конституционного Суда. Почему сегодня я к этому возвращаюсь? Потому что вы пришли сюда с вопросом во исполнение решения Конституционного Суда, а эта тема тоже требует исполнения решения Конституционного Суда, и мы очень хотели бы, чтобы вы и с этой темой к нам тоже пришли. Неделю назад у нас состоялось заседание Комитета по обороне, где мы рассматривали инициативу о внесении изменений в закон "О статусе военнослужащих". В результате рассмотрения все члены комитета единодушно признали наличие данной проблемы, и с учётом мнения Министерства обороны, отклонив законопроект, мы создали рабочую группу. То есть так или иначе, Руслан Хаджисмелович, мы к вам всё равно с этим придём. Вот с 2013 года мы создаём рабочие группы и в рамках комитета, и в рамках Государственной Думы и... От фракции выступление, добавьте, пожалуйста, время, но я попытаюсь быстрее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Учитывая, что создана рабочая группа, мы будем вынуждены опять прийти к вам. В чём там проблема? Возможно, вы помните, но, так как это было в прошлом созыве, я напомню. Решения вопроса переселения можно добиться внесением изменений в два закона - либо в закон "О статусе военнослужащих", либо в закон о ЗАТО. Что касается закона о ЗАТО. Сегодня наши военнослужащие, которые прекратили исполнение обязанностей, стоят там в очереди по категории "безработные"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, сколько вам нужно времени добавить? КАТАСОНОВ С. М. Полторы минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте - выступление от фракции. КАТАСОНОВ С. М. То есть военнослужащие, которые утратили связь с ЗАТО, сейчас вот по этому закону оказались в одной категории с безработными, с многодетными, с инвалидами, с пенсионерами, получающими социальную пенсию, понимаете? А это ваши люди, как бы мы на них ни смотрели, пусть они уже не служат, но это ваши люди! В какой форме мы найдём решение, для того чтобы их переселить, нам, конечно, неважно - мы внесём изменения хоть в закон "О статусе военнослужащих", хоть в закон о ЗАТО. Сейчас получается замкнутый круг: как только мы приходим с изменениями в закон о ЗАТО (такая инициатива проходила в Думе), упирается минэк - для него все люди одинаковые, понимаете? Если это ваши люди, тогда вы либо заберите их к себе, либо давайте в правительстве решим, что это стратегическая задача, а то получается не очень-то красиво. В прошлом созыве Думы практически все четыре фракции согласованно пришли к решению о внесении изменений в закон о ЗАТО, тем не менее буквально в последний час Александр Юрьевич с голоса, что называется, снял этот законопроект с повестки. Ну не знаю, как так получилось: в ночь всё было хорошо, а утром вдруг раз - и все переобулись! Мы уже пошли дальше, мы уже говорим: давайте так - в рамках программы "Жилище" давайте сделаем их первыми хотя бы в этой категории и, если нет средств дополнительно у государства, давайте действовать в рамках хотя бы тех средств, которые есть. Но я вам хочу сказать, что мы посчитали: у нас 4137 семей, 400 миллионов выделяется в год, то есть для того, чтобы отселить людей этой категории, потребуется ровно сто лет. Ну понятно, что эти люди не доживут, поэтому давайте... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАТАСОНОВ С. М. Так я по этой теме и говорю: у нас этот проект федерального закона подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда, а вот это решение, о военных городках, которое Конституционным Судом было принято, пять лет уже не выполняется! Мы обращаемся к вам и очень просим, с учётом того что рабочая группа в Комитете по обороне создана, этот вопрос всё-таки решить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Коллеги, я понимаю, возникает возмущение из-за того, что вы не совсем понимаете, о чём идёт речь. Я хотел с места сказать, но, так как коллега из Комитета по обороне поднял вопрос, я его шире разверну. Что касается данной законодательной инициативы, фракция ЛДПР, естественно, её поддержит, потому что любая ответственность должна наступать после того, как принято решение суда. А теперь о том, что всех нас очень волнует и всех нас касается. Мы часто слышим, что ни в коем случае на обороне экономить нельзя, и, когда мы вносим ту или иную законодательную инициативу, оппоненты нам часто возражают: вы что, хотите сократить расходы на оборону?! Так вот я хотел бы вам пояснить, о чём идёт речь. Дело в том, что в недавнем прошлом очень "умные", предприимчивые люди - руководство Министерства обороны сменилось, а дело его живёт - решили, что очень здорово не направлять напрямую денежные средства поставщикам и фирмам, оказывающим услуги, а создать свои аффилированные коммерческие организации, которые будут являться посредниками. То есть Министерство обороны Российской Федерации заказывает те или иные услуги, ему выставляются счета, и Министерство обороны оплачивает эти счета не напрямую, а через аутсорсинговую компанию. Так вот сейчас сложилась следующая ситуация: Министерство обороны денежные средства из бюджета Российской Федерации перечисляет, а поставщик услуг их не получает. Пользуясь случаем, я хотел бы ещё раз обратить особое внимание: что касается задолженности в 6,5 миллиарда рублей перед "Газпромом", хотя Министерство обороны эти денежные средства перечислило, - надо в ближайшее время, я думаю, от имени Государственной Думы выступить с соответствующим обращением, разобраться, кто же эти предприимчивые граждане в аутсорсинговых компаниях, где эти денежные средства зависли. Это первое. И второе. Нам необходимо в ближайшее время приложить максимальные усилия для того, чтобы вернуть всё на нормальные рабочие рельсы: никаких посредников в виде коммерческих организаций, которые никакого отношения к обороноспособности страны не имеют, в Министерстве обороны быть не должно, иначе будут пропадать огромные денежные суммы, а мы с вами будем тут сидеть и возмущаться. Это важный вопрос, и, я считаю, коллега прав, что его поднял. Этот вопрос имеет отношение и к рассматриваемому законопроекту - я вам сейчас объясню какое. Мы с вами сегодня принимаем решение по поводу того, что материальную ответственность понесут военнослужащие по приговору суда, а хотелось бы, чтобы ответственность по приговору суда понесли в том числе и гражданские лица, которые протянули руку к бюджетным денежным средствам, выделенным Министерству обороны. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Довольно много сказано по данному законопроекту, и очевидные вещи мне, как юристу, понятны: первое - по решению суда вступает приговор в силу; второе - несёт ответственность тот, кто должен понести ответственность, то есть установлена причинно-следственная связь. Хочу обратить ваше внимание на то, что рассматриваемый законопроект направлен не только на укрепление единства правоприменительной практики, но также на защиту прав военнослужащих, на недопущение их необоснованного привлечения к материальной ответственности, а значит, заслуживает безусловной поддержки. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что в случае принятия закон будет способствовать повышению стабильности института материальной ответственности военнослужащих, и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Александр Дмитриевич, я Виктору Валентиновичу отвечу: когда я говорил о других структурах, я имел в виду военнослужащих, которые несут военную службу в других федеральных органах исполнительной власти. Это первое. Второе. Давайте обсуждать по сути ту тему, которую мы должны обсуждать, а передача военных городков - это вопрос для отдельного рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Михайлович, это не по ведению, вы по существу выступаете. Так, коллеги, все выступили. Представитель президента желает выступить? Нет. Докладчик? Руслан Хаджисмелович, пожалуйста. ЦАЛИКОВ Р. Х. Я хочу поблагодарить депутатов за заинтересованность при обсуждении законопроекта. Ещё раз прошу его поддержать, потому что на самом деле он нужен, так как обеспечивает правовое соответствие по рассматриваемому вопросу. Позвольте я просто коротко Сергею Михайловичу Катасонову, с которым мы много работали совсем над другим законопроектом, не имеющим никакого отношения к этому, скажу, что мы по-прежнему поддерживаем тему ЗАТО. Сколько раз вы ни обращались в Министерство обороны, мы всегда эту инициативу поддерживали, остановлена она была на других площадках. Мы готовы с вами и дальше работать. Что касается выступления уважаемого Александра Николаевича Шерина - ну, видимо, вы не услышали того, о чём я говорил. Аутсорсинг отменён в сфере жилищно-коммунального хозяйства именно Министерством обороны по нашему докладу президенту и при его согласии, так что это обращение в прошлое, это надо было жёстко обсуждать до 2012 года. Извините меня, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Михайлович Тетерин, сейчас можете сказать что-то, если хотите, как содокладчик. ТЕТЕРИН И. М. Я всё сказал уже. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект о внесении изменения в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 38 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается.