Заседание № 58
О проекте федерального закона № 136334-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия "санитарно-эпидемиологическое заключение").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 21-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Доклад Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный проект закона был принят во втором чтении 19 июля, прошёл все экспертизы. Просим принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить от фракций? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 21-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 20 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 136334-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия "санитарно-эпидемиологическое заключение").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматривается 58-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Доклад Дмитрия Анатольевича Морозова. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект посвящён санитарно-эпидемиологическим заключениям, принят Государственной Думой в первом чтении 16 июня 2017 года, комитетом рассмотрен 13 июля. К рассматриваемому законопроекту поступило три поправки технического характера. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просим утвердить таблицу поправок и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 53 мин. 03 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 58-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 53 мин. 37 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Включите микрофон на трибуне. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просим включить законопроект в порядок работы Думы на 20-е число для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений, принимается.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 136334-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия "санитарно-эпидемиологическое заключение").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы договорились дальше рассмотреть вопрос 40, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Доклад члена Совета Федерации Екатерины Филипповны Лаховой. Пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф., член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", внесённый членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. Законопроект является логическим продолжением 465-го закона, который мы с вами приняли в декабре в соответствии с поручением президента после трагедии в Карелии и направлен на усиление безопасности отдыха и оздоровления детей. Одной из составляющих этой безопасности является санитарно-эпидемиологическое благополучие в организациях отдыха детей и их оздоровления, и оно должно удостоверяться санитарно-эпидемиологическим заключением, выдаваемым органами Роспотребнадзора. В настоящее время принятый в декабре закон № 465-ФЗ обязывает иметь заключение о санитарно-эпидемиологическом благополучии в организациях отдыха детей и их оздоровления, но возникло противоречие с законом № 52-ФЗ от 1999 года, которым выдача санитарно-эпидемиологического заключения на указанный вид деятельности не предусмотрена. Представленный законопроект позволяет устранить эти противоречия и обеспечить меры профилактики по предотвращению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, тем самым гарантировать санитарно-эпидемиологическое благополучие при организации отдыха и оздоровления детей. В этих целях законопроектом уточняются определение понятия "санитарно-эпидемиологическое заключение" в статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и порядок его выдачи, установленный в статье 42 этого же закона. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не буду повторяться, Екатерина Филипповна Лахова раскрыла основные аспекты изменений, предлагаемых в представленном к рассмотрению проекте федерального закона, основой которого, как вы поняли, являются изменения юридико-технического характера, которые гармонизируют действующее законодательство и обеспечивают самое главное - выдачу санитарно-эпидемиологического заключения там, где отдыхают наши детки. Законопроект поддержан Комитетом по охране здоровье 8 июня 2017 года, органами законодательной и исполнительной власти - здесь находится Анна Юрьевна Попова, руководитель Роспотребнадзора, - Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, а также, что, на наш взгляд, очень важно, Координационным советом при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Правовое управление Аппарата Госдумы концептуальных замечаний не имеет. С учётом изложенного комитет Государственной Думы просит вас поддержать концепцию законопроекта в первом чтении. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Екатерине Филипповне. Екатерина Филипповна, я думаю, это не логическое продолжение, а недоработка предыдущего закона, куда забыли внести необходимые изменения. Это первое. Второе. Кроме вот этой технической детали, в пункте 2 данного законопроекта меняется порядок выдачи самого санитарно-эпидемиологического заключения. Если раньше этот порядок устанавливал Минздрав, то теперь предполагается, что это будет делать структура Роспотребнадзора, причём, как я понял на заседании комитета, представители обоих ведомств ещё не определились, всё-таки правильно это или неправильно, идут какие-то межведомственные согласования, споры, и картина до конца не ясна. В итоге к чему мы склоняемся? Мы меняем порядок выдачи, то лицо, которое его определяет, или нет? ЛАХОВА Е. Ф. Алексей Владимирович, законопроект, который мы внесли, согласован с Роспотребнадзором, и всё-таки порядок выдачи будет предусмотрен Роспотребнадзором, его региональными отделениями, которые будут осуществлять надзор за летней оздоровительной кампанией. Вообще хочу сказать, что у нас скоро первая смена заканчивается, - да, виноваты, мы опаздываем с принятием данного закона, который на сегодняшний день просто необходим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Герасименко Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня тоже вопрос к авторам законопроекта. Екатерина Филипповна, абсолютно правильный законопроект, мы его, конечно, поддержим, но тут вот система: мы сейчас восстанавливаем то, что уже было много лет назад, потому что вспышки заболеваний везде. Это первое. Второе. У нас количество проверок общепита уменьшилось в 18 раз, торговли - в 12 раз, а это всё очень опасные сферы, возникают вспышки и сальмонеллёза, и других заболеваний, и отравлений. Вопрос: не пора ли нам всё-таки подумать о расширении полномочий Роспотребнадзора, чтобы чаще были проверки этих учреждений, особенно внезапные, а не только плановые? ЛАХОВА Е. Ф. Спасибо за вопрос, Николай Фёдорович. Действительно, то, что у нас было, как раньше принимали лагеря отдыха и оздоровления детей, значительно отличается от того, как сегодня это происходит, поэтому мы и просим ускорить принятие данного закона. Получение санитарно-эпидемиологического заключения действительно необходимо. Предыдущим, 465-м законом мы определили координатора, который будет на федеральном уровне отвечать в целом за оздоровительную кампанию, но в правительстве этого не было, теперь за это будет отвечать министерство образования. В соответствии с указом президента, который вышел накануне 1 июня, о том, что ближайшее десятилетие будет посвящено детству, сегодня есть поручение министерству образования по разработке государственной программы, которая будет направлена на организацию оздоровления и отдыха детей. Думаю, все наши предложения, которые у нас ещё возникнут, мы комплексно внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам - кто ответит. Нет сомнений, что безопасность детей нужно усиливать, правда я думаю, что трагедия, о которой идёт речь, к санитарно-эпидемиологическим проблемам отношения особенно не имеет, но дело не в этом. Коллеги, в прошлом году после этой трагедии посыпались обращения ко мне по поводу того, что стали закрывать палаточные лагеря, организации других форм отдыха детей, и, соответственно, возможности летнего отдыха детей, как ни странно, в результате этих проверок сократились. Возникнут ли такие риски при принятии данного закона? ЛАХОВА Е. Ф. Олег Николаевич, я считаю, что ваш вопрос не связан с законопроектом, который мы сегодня представляем. Я сказала, что получение заключения о санэпидблагополучии в первую очередь направлено на профилактику инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, которые мы уже наблюдали в первую смену. Когда мы будем рассматривать в целом государственную программу, мы вас, как эксперта, одного из ведущих, из основных, пригласим, будете принимать участие в работе, проводимой министерством образования. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Николаевич, если позволите, я добавлю. Мне кажется, я понимаю те риски, о которых вы говорите, но, согласитесь, в этом вопросе, чрезвычайно важном, остром, мы должны шаг за шагом вносить порядок в жизнь, правда ведь? И санитарно-эпидемиологические заключения, равно как и обеспечение медицинской эвакуационной помощи, - это очень важный момент. От той практики, которая есть сейчас, когда палаточные лагеря сопровождаются людьми, не имеющими специального сертификата, специальной подготовки, когда лекарственные препараты просто так берут с собой и родители доверяют вводить эти препараты, когда не продумана медицинская эвакуация, - согласитесь, от такой практики нужно уходить. Данный законопроект, на наш взгляд, один из очень важных шагов в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Фролова Тамара Ивановна, пожалуйста. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Учитывая актуальность вопроса организации и проведения оздоровления и отдыха детей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе поддерживает данный законопроект, тем более что изменения, вносимые в статьи 1 и 42 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", лишь уточняют понятие "социально-эпидемиологическое заключение" и конкретизируют основания и порядок его выдачи. Прошу всех депутатов Государственной Думы, все фракции поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный вопрос, безусловно, требует решения. Просто хотелось бы спросить, почему сегодня этот законопроект внесён и мы срочно его принимаем? Потому что кто-то полгода назад забыл внести соответствующие изменения в закон? Я понимаю - торопились, я понимаю - спешили, пытались сразу после трагедии нечто такое законодательно принять. Если честно, приняли довольно интересный документ, который перекрывал все риски, ну, или пытался перекрыть все риски. В регионе я выслушал много нареканий по поводу того, что мы вообще чуть не сорвали этим законом всю летнюю оздоровительную кампанию, потому что лагеря фактически открылись в отсутствие установленного законом варианта выдачи санэпидемзаключений. Только сейчас про них вспомнили: давайте срочно всё решим! Так что здесь ответственность конкретных специалистов, юристов, которые проглядели это, - я думаю, надо их выслушать, почему это произошло. Про закон номер 99, или какой он там, забыли, когда вносили комплексные изменения, - это наша ошибка, потому что мы приняли закон, скажем так, не закрытый с одной стороны. Ну и самый важный момент. К сожалению, этот закон становится вариантом лоббистского решения через Государственную Думу вопросов взаимодействия двух структур: Роспотребнадзора и Минздрава. Почему я об этом говорю? Потому что до настоящего времени порядок выдачи этих, скажем так, разрешений, порядок проведения исследований устанавливался Минздравом, правильно или неправильно - это уже другой вопрос, но вместо того, чтобы на уровне правительства согласовать эту проблему, её перенесли сюда. И я с удивлением наблюдал на заседании комитета, как представители Роспотребнадзора и Минздрава спорили: кому важнее выдавать, кто должен - на таком-то совещании одним сказали, что они самые главные, а на таком-то совещании другим сказали, что они самые главные. Мы между двух огней находимся, то есть мы, депутаты, пытаемся решить проблему исполнительной власти, которую они на своём уровне урегулировать не могут! На мой взгляд, это неправильно. И этот пункт 3 статьи 42, который сегодня аккуратненько меняется под видом, скажем так, очередного ускорения, ставит нас в не совсем удобное положение. На будущее, это обращение и к лоббистам из соответствующих структур, которые, безусловно, приложили руку к тому, чтобы внести этот пункт 3, и к тем, кто торопится принять, ну и, естественно, к тем, кто за нами подчищает и смотрит на предмет возможных ошибок: это вопрос качественной правовой проработки, а не какое-то достижение и тем более не продолжение некоего процесса, это наша ошибка, дыра, которую мы сегодня закрываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Глубокоуважаемые депутаты, действительно, произошедшая в прошлом году на Сямозере трагедия заставила всех пересмотреть своё отношение к детскому отдыху, к тому великому в полном смысле этого слова наследию, которое мы получили от Советского Союза и которое в 90-е годы удалось сохранить. Но на переломе, когда мы пустили в эту сферу бизнес, произошло ещё одно, в общем-то, деструктивное событие, когда под видом спасения бизнеса мы приняли очень много не только умных, но и скоропалительных решений, мы сняли все виды надзора, в том числе и на таком очень остром направлении, каким является наш детский отдых. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что как раз в том лагере, в котором произошла трагедия, санэпидзаключение было, и оно послужило основанием для действий прокуратуры. Сейчас, на мой взгляд, незаконно преследовать главного санитарного врача, потому что санитарное нормирование не предусматривало никогда - и, я думаю, в обозримом будущем не будет предусматривать - вопроса, связанного с вот таким, будем говорить, пиратством по отношению к здоровью детей, когда их посадили на надувные плоты и пустили по не совсем спокойному озеру. И тем не менее этот закон очень важен и очень нужен, он заработает, эта поправка заработает уже на следующий оздоровительный сезон. Пользуясь этой площадкой, я хочу сказать о том, что нам с вами нужно действительно системно посмотреть на детский отдых, потому что сегодня идут эксперименты с так называемым экстремальным туризмом, когда дети из городской среды вывозятся и ночуют в открытых лагерях, без палаток, проходят через экстремальные физические нагрузки и так далее. Закон нужен, его нужно принимать, но нужно всем понимать, что этот оздоровительный сезон идёт, управляется в ручном режиме. Я вас всех прошу: обратите на это внимание и, когда будете в своих субъектах, через профессиональные структуры поинтересуйтесь, как это идёт, а к будущему сезону мы должны прийти к системным решениям по этому вопросу, и правительство здесь должно занять более активную позицию. Что касается моего коллеги... Добавьте, пожалуйста, время, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ОНИЩЕНКО Г. Г. Что касается высказывания моего коллеги насчёт столкновений двух ведомств, на самом деле это не так: санэпидзаключение относится жёстко к гигиеническому, санитарно-эпидемиологическому нормированию, а эта функция всегда была закреплена за Роспотребнадзором, поэтому не надо притягивать к и без того трудной теме ещё и вот это. Я надеюсь, что сейчас, когда в стране появился ответственный орган - министерство образования - и правительством утверждена некая стратегия в области детского отдыха, она министерством образования, как координирующим органом, будет осуществляться. Применительно к Сямозеру не закрыты ещё проблемы маломерных судов, и есть вопросы, связанные с техническим надзором. Всё это нужно ещё раз внимательно рассмотреть и выполнить решения, поручения президента, потому что детский отдых - это огромная здоровьесберегающая функция, которую выполняют министерства и ведомства в не совсем отрегулированном поле, и это нас всех должно беспокоить. Благодарю вас и прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? СИНЕНКО А. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, в заседании принимает участие руководитель Роспотребнадзора Анна Юрьевна Попова. Прошу предоставить ей слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОПОВА А. Ю., руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Спасибо большое. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы! После столь яркого и столь полного выступления я не стала бы ничего добавлять, кроме обращения к вам с просьбой поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, Екатерина Филипповна? Нет. Комитет? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 39 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.