Заседание № 151
11.03.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2112 по 2537 из 4276
6-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Данный законопроект был внесён в 2009 году, и некоторые его нормы действительно утратили актуальность, хотя отдельные, самые главные, нормы, мы считаем, по-прежнему являются актуальными и заслуживают принятия. В чём суть данного законопроекта? Данным законопроектом предлагается увеличить на полгода - до двух лет - продолжительность выплаты пособия по уходу за ребёнком, а также предполагалось внесение изменений в закон "О трудовых пенсиях...", которыми также увеличивался с полутора до двух лет период, засчитываемый в стаж, до четырёх лет в общей сложности. В части пенсионного обеспечения наш проект закона действительно утратил актуальность, поскольку в новом законопроекте приняты даже более широкие нормы по сравнению с тем, что предлагается нашим законопроектом, а что касается выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, это актуальности не утратило, это целесообразно сделать, поскольку предполагается увеличение периода выплаты пособия по уходу за ребёнком с полутора до двух лет. Почему это актуально? Уважаемые коллеги, если мы рассмотрим структуру рождаемости в нашей стране и эффект от тех норм, которые были приняты, в частности эффект от программы материнского (семейного) капитала, то увидим, что они действительно сыграли свою роль в увеличении рождаемости, как и предполагалось, в увеличении рождаемости за счёт рождения второго ребёнка. Но если рассмотреть сейчас структуру возраста вступления в брак, возраста женщин, рожающих детей, то мы увидим, что провал в рождаемости, так сказать, у нас сохраняется и приходится на женщин в возрасте от двадцати до двадцати четырёх лет, то есть это самый фертильный возраст, и мы заинтересованы в том, чтобы в этот период женщины вступали в брак, рожали детей и приносили здоровое, жизнеспособное потомство, но с этим как раз проблема. Демографы должны дать по поводу этой проблемы более развёрнутые ответы, потому что проблема сместилась и касается именно создания семьи и рождения первого ребёнка. В России уже скоро семьи можно будет подразделять на те, где есть дети, где есть первый, второй, третий ребёнок, и на те, где нет детей вообще, а часто семьи вообще не создаются, поэтому нужно продумывать широкую систему мер по стимулированию вообще создания семьи и рождения первого ребёнка: это и жилищные условия, и вопросы обеспечения детскими садами и прочие, но самое первое - это увеличение периода отпуска по уходу за ребёнком и выплата пособия до достижения им возраста двух лет. Исходя из этих соображений я предлагаю проголосовать за данный законопроект в первом чтении, а те нормы, которые устарели (действительно устарели, мы это признаём), мы ко второму чтению предложим из законопроекта исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам очень пристально рассматривал этот законопроект. Подчёркиваем, что внесён он был в 2009 году, тогда, по мнению авторов, он способствовал бы частичному решению проблемы, связанной с тяжёлой демографической ситуацией, которая сложилась в России, и в то время действительно это было так, но за прошедшее время - Оксана Генриховна совершенно справедливо об этом сказала - многие вопросы, которые были поставлены в законопроекте, были уже решены путём внесения изменений в другие законодательные акты по вопросам поддержки семьи, детей, и даже в улучшенном варианте. Уже здесь было сказано, что, например, максимальный нестраховой период по уходу за детьми, который засчитывается в страховой стаж, увеличен до четырёх с половиной лет в общей сложности, а по законопроекту он составлял только четыре года, в законопроекте выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при рождении третьего и последующих детей производятся до достижения ими возраста двух лет, а у нас сейчас действует норма о выплатах до достижения возраста трёх лет именно для этой категории семей, то есть принятие этого законопроекта ухудшает ситуацию для вот этих категорий граждан. Кроме того, Правовое управление, Комитет по бюджету и налогам, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей обратили внимание на то, что также ухудшается ситуация с гарантиями, которые установлены для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: они имеют право получать пособие по уходу за ребёнком в двойном размере и до достижения им возраста трёх лет, а по законопроекту опять же здесь общие нормы действуют - это два года. Следующий аргумент против принятия этого законопроекта - это то, что в финансово-экономическом обосновании расходы на реализацию данного закона были рассчитаны исходя из того, что идут дополнительные возмещения из федерального бюджета Фонду социального страхования в размере 30 миллиардов рублей, но помимо Фонда социального страхования необходимо возмещать расходы ещё и Пенсионному фонду: поскольку увеличивается нестраховой период по уходу за ребёнком, который засчитывается в страховой страж, необходима ещё примерно такая же сумма, но в финансово-экономическом обосновании такой суммы не предусматривается. Ну и хочу обратить внимание на то, что действительно, как Оксана Генриховна подчеркнула, очень многие статьи этого законопроекта уже утратили актуальность. Несколько примеров приведу. Например, в статье 2 законопроекта вносятся изменения в подпункт 8 пункта 2 статьи 14 федерального закона № 165-ФЗ, а пункт 2 указанной статьи такого подпункта уже не содержит, или, например, в статье 7 законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации, а эта статья утратила силу уже с июля 2009 года. Ну, и такие же, аналогичные замечания есть и по другим статьям - по статье 3 и по статье 4 законопроекта. Я должна сказать, что когда рассматривался законопроект в комитете- соисполнителе, в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей, там тоже подчеркнули, что либо срок действия некоторых статей, в которые вносятся изменения, уже истёк, либо они действуют в другой редакции, и предложили нашему комитету обратиться в Совет Госдумы с предложением рассмотреть вопрос о возвращении рассматриваемого проекта закона субъектам права законодательной инициативы в соответствии с частью четвёртой статьи 114 Регламента Госдумы, но, учитывая, что один из авторов законопроекта, Беляков Александр Владимирович, сложил полномочия депутата, мы этой нормой воспользоваться не смогли. Надо сказать, что Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Правительство Российской Федерации также не поддерживают указанный законопроект. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Оксана Генриховна, будьте любезны, коротко доложите залу, какие нормы в отношении этих пособий остались бы в законопроекте, если ко второму чтению убрать те излишние, которые в результате принятия законодательства о пенсиях и ряда других законов сегодня уже действительно как бы изжили себя? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Остались бы нормы об увеличении периода выплаты пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста двух лет - на полгода для первого и для второго ребёнка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Оксана Генриховна, у меня тоже к вам такой непростой вопрос. Как вы заметили, наверное, в детских садах очень мало русских детей и очень много детей с "закостёрными" головами, то есть детей бывших мигрантов, в младших классах школ та же самая картина: идёт русская мама - один-два ребёнка, идёт мама из бывших мигрантов - у неё четыре, пять, шесть детей. Получается, оказывая эту материальную помощь, мы поддерживаем не коренные народы, а тех, кто ещё год-два назад был мигрантом. Как вы смотрите на то, если ко второму чтению, допустим, внести предложение, чтобы данными льготами пользовались только те родители, которые прожили в России не менее двадцати лет? А то помогаем мы не коренным жителям, которых всё меньше и меньше, вообще скоро не будет, а тем, кто год-два назад всего приехал в Россию, ничего не внёс в экономику, а льготами уже пользуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, мне кажется, это вопрос миграционной политики, он не является предметом данного законопроекта, но в целом хочу сказать, что в миграционной политике нужно подходить ко всему взвешенно, а то мы раскачиваем маятник то в одну, то в другую сторону: то мы говорим о том, что не даём визы всем гражданам СНГ, а то предлагаем законопроект о том, чтобы всем гражданам СНГ тут же давать гражданство. Здесь должна быть взвешенная политика. Но к данному законопроекту отношения этот вопрос не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. У меня вопрос к Надежде Сергеевне. Поподробнее остановитесь, пожалуйста, вот на таком моменте. Законопроект внесён в 2009 году, ряд вопросов за этот промежуток времени решён. Вот каким образом они были решены, если не приняли этот закон, - были приняты какие-то другие законы? И не получится ли так, что, допустим, оставшиеся нерешёнными вопросы будут тоже всё-таки решены без принятия этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Владимир Иванович, дело в том, что эти вопросы решались множеством законов, в том числе только в последние годы был принят ряд законов, которыми вносились изменения в закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в закон "Об обязательном социальном страховании...", в закон "О трудовых пенсиях..." и так далее. То есть это целая масса законов, если перечислять все, то это займёт очень много времени, но можно воспользоваться подборкой, которая есть в том числе у нас на сайте, там даётся информация о том, какие изменения были внесены. Оксана Генриховна совершенно правильно сказала, что из всего этого законопроекта сейчас можно принимать только часть, все остальные вопросы уже каким-то образом по-другому решены, и, как я уже в своём выступлении сказала, некоторые из предлагаемых норм даже ухудшили бы ситуацию для какой-то категории граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ирина Валерьевна Соколова. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По мнению комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, законопроект предусматривает внесений изменений в законодательные акты, срок действия которых истёк либо которые действуют в иной редакции. В частности, после внесения законопроекта был принят указ президента, в соответствии с которым с 2013 года установлена ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка и последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет в размере прожиточного минимума ребёнка в субъекте Российской Федерации, поэтому законопроект подлежит пересмотру с учётом введения указанной выплаты. Кроме того, законопроектом предлагается увеличить с трёх до четырёх лет так называемый нестраховой период, который засчитывается в страховой стаж при назначении трудовой пенсии одному из родителей, но сейчас уже приняты изменения в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях...", согласно которым этот нестраховой период увеличен до четырёх с половиной лет, то есть предлагаемая законопроектом норма хуже, чем действующая. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает законопроект и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, безусловно, говорить о том, что сегодня у нас неактуален вопрос, связанный с рождаемостью, - это просто некорректно, потому что он актуален всегда, даже если бы у нас был прирост населения каждый год наполовину, мы бы всё равно радовались и говорили, что это замечательно. Дело в том, что законопроект вносился Оксаной Генриховной тогда, когда вот эти законы, о которых сейчас говорили оппоненты, представители комитета по бюджету, ещё не были приняты, и она в своём докладе об этом сказала, но могли же вы до вынесения законопроекта на пленарное заседание Думы поговорить с автором, сказать, что можно подготовить другой вариант, можно все устаревшие нормы исключить, а оставить только норму про два года для тех, кто ещё не входит в эту категорию? Ведь это тоже очень важно! Меня крайне удивило, что было принято такое решение даже комитетом по делам семьи, - что оно принято комитетом по бюджету, понятно, так как это деньги, но комитет по делам семьи, казалось бы, всегда должен поддерживать предложения, решающие социальные вопросы! С другой стороны, можно было бы сегодня сказать, что у нас впереди очень сложный год, очень сложный, тем более мы все, все фракции, поддерживаем наших соотечественников, поддерживаем Крым, мы понимаем, какая будет нагрузка на нашу страну. Давайте тогда честно друг другу скажем, что все социальные вопросы вот таким образом будут решаться - будут придумываться аргументы, почему против и так далее. А я, например, готова присоединиться, если Оксана Генриховна будет готовить новый законопроект, уже с другими статьями, для тех женщин, которые ещё не вошли в эту категорию, кто ещё только полтора года с ребёнком сидит, я буду рада, если она возьмёт меня в соавторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Мы считаем, не вина авторов, что с 2009 года он не был рассмотрен. Если вы внимательно слушали докладчика, то поняли, что задача, которую ставили авторы, - это не увеличение на полгода срока, а увеличение прироста населения, устранение последствий демографического провала. Я бы понял комитет, если бы сказали, что у нас все эти вопросы решены путём внесения изменений в другие законы, но, к сожалению, надо констатировать, что ситуация у нас аховая и те изменения, которые были внесены, никак не решают проблему, которую пытались решить авторы законопроекта. Ну вот комитет пишет в заключении, что появилась такая форма поддержки, как материнский капитал, но я напомню вам, что есть только три направления его использования: улучшение жилищных условий, обучение и пенсионные накопления. Все попытки нашей фракции внести изменения в этот закон и расширить возможности использования материнского капитала наталкиваются на противодействие со стороны правительства, потому что их задача - связать максимально эти деньги. Вот комитет говорит о том, что за третьего ребёнка дают землю, но надо признать, что дают участки, где нет инфраструктуры, а у восьмидесяти процентов семей, где много детей, нет средств на строительство. По идее надо было бы вообще монетизировать эту льготу, тогда ещё можно было бы о чём-то говорить, но сегодня это больше декларативная норма. Ну и ещё один момент. Я понимаю, если бы мы приблизились к европейским странам не только по рождаемости, но и по срокам, и по суммам выплат! Вот автор - наверное, всё-таки из скромности - пытался пять лет назад сдвинуть с мёртвой точки решение этого вопроса, но вы посмотрите, что сегодня предлагают ведущие европейские страны, - они выплачивают детские пособия до достижения ребёнком возраста шестнадцати лет, а если ребёнок проходит обучение, получает профессиональное образование - до двадцати пяти лет, и суммы там другие - от 150 до 350 долларов, то есть вот это как бы планка, к которой мы должны стремиться. Если бы мы приняли законопроект в первом чтении, у нас открылся бы огромный спектр возможностей, мы могли бы двигаться вперёд в отношении и возраста, и сумм, и направлений, и главная задача, которая ставилась бы при этом, - конечно, изменить демографическую ситуацию в нашей стране. Почему автор определяет именно детские выплаты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё четыре минуты. КАТАСОНОВ С. М. ...наверное, эта норма является самой продуктивной и самой актуальной из всех, которые я назвал, потому что ребёнка нужно кормить каждый день, и лучше три раза, ему нужно покупать одежду, давать образование. А то, что мы предлагаем материнский капитал когда-то и землю где-то, - это, к сожалению, не решает текущих вопросов. Если мы хотим заниматься здоровьем нации, семьёй, детьми, будущим страны, то надо вкладывать деньги! Мы говорим о том, что решим вопрос с детскими садами, но, вы посмотрите, у нас расхождения даже между государственной программой, где говорится, что 85 процентов детей будут обеспечены, и указами президента, где он говорит, что нужно обеспечить 100 процентов к 2020 году. Чтобы решить эту проблему, понадобится более триллиона рублей, но если у нас нет средств на то, чтобы ежемесячно выплачивать пособия, у меня вопрос: а где мы возьмём 200 миллиардов, которые должны будем тратить на содержание детей в детских садах? Вопросов очень много. На мой взгляд, вот эта инициатива имеет право на существование и могла бы быть доработана во втором чтении, и фракция ЛДПР имеет целый набор предложений и "дорожную карту", как двигаться в этом направлении. Мы будем поддерживать данный законопроект, будем голосовать за! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, Оксана Генриховна, будете выступать? Пожалуйста. Оксане Генриховне Дмитриевой микрофон включите. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я полагаю, что совершенно правильно были отмечены в заключении комитета по бюджету нормы в законодательных актах, принятых после внесения данного законопроекта, которые улучшают ситуацию, но это не мешает во втором чтении убрать из законопроекта некоторые нормы, чтобы не было противоречий и ухудшения ситуации по сравнению с тем, что предусмотрено в принятых актах, оставить только те нормы, которые являются наиболее принципиальными. А наиболее принципиальной, ещё раз повторяю, является норма об увеличении срока выплаты пособия по уходу за ребёнком до двух лет, и относиться это должно и к первому, и ко второму ребёнку. Ещё раз повторяю, проблемы с рождаемостью и с созданием семьи сейчас в России свелись к проблеме рождения первого ребёнка. Все льготы, какие у нас есть, начинают предоставлять преимущественно после рождения второго ребёнка, а в большей степени - после третьего ребёнка: это и изменение в пенсионное законодательство, которое недавно приняли, - учёт нестраховых периодов начиная с третьего ребёнка, дополнительно полтора года после рождения третьего ребёнка, ещё полтора года - после четвёртого ребёнка; это и увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребёнком до трёх лет, что тоже касается третьего ребёнка; и нормы о материнском капитале, которые, как всем хорошо известно, касаются второго ребёнка. И хочу ответить (вот мы сейчас подумали с моими соавторами) на вопрос Федоткина Владимира Николаевича по поводу того, что мы стимулируем и кого. Дело в том, что стимулирование рождения третьего ребёнка и последующих - это действительно в большей степени стимулирование рождаемости в тех регионах, где она и так высокая, а для традиционно русских регионов проблема заключается именно в создании семьи и рождении первого ребёнка. И как раз вот эти нормы в большей степени направлены на решение проблем в тех регионах, где рождаемость низкая и где есть проблемы, связанные с созданием семьи и с рождением первого ребёнка. Ну и в заключение ещё раз хочу сориентировать наши комитеты, социальный и по вопросам семьи, женщин и детей: посмотрите статистику - у нас проблемы сейчас изменились и главной стала проблема создания семьи и рождения первого ребёнка, рождения детей у молодых женщин, которые находятся в наиболее фертильном, подходящем для рождения детей возрасте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу обратить внимание на то, что комитет, рассматривая этот законопроект, как раз отдал должное его авторам за то, что они обратили внимание на важнейшую тему - тему деторождаемости и поддержки семьи и детей. Мы считаем, что это действительно ещё один сигнал руководству страны о том, что для улучшения демографической ситуации надо предпринимать решительные шаги. Они были предприняты, и вы сами сегодня сказали о том, что в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики..." у нас введено несколько новелл, которые сейчас уже работают, действуют реально: это материнский капитал, это выплата пособий семьям с детьми, это ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего и последующих детей, это предоставление земельных участков. Кроме этого, у нас сейчас регионы принимают своё законодательство и доводят размер пособия на ребёнка до уровня прожиточного минимума, на это выделяют ресурсы дополнительно. У нас в федеральном бюджете ежегодно индексируются и пособия, и материнский капитал, и сумма поддержки из федерального бюджета с 2009 года, когда она составляла 173 миллиарда рублей, возросла до 425 миллиардов рублей в 2014 году. То есть говорить о том, что не уделяется внимание этому вопросу, неправильно и несправедливо. Да, есть указы, есть планы мероприятий по дальнейшей работе в этом направлении, и мы, как законодатели, конечно, можем инициативу проявлять, в том числе и по тем направлениям, о которых говорит Оксана Генриховна, но всё-таки мы должны помнить, что вот эти дополнительные меры, которые сейчас принимаются в государстве, приводят к тому, что число третьих и последующих детей в российских семьях увеличилось более чем на 10 процентов. И президентом поставлена задача, чтобы вот эти меры позволили обеспечить рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,643 в 2013 году до 1,753 в 2018 году. Смешно, конечно, когда мы так говорим, но тем не менее вот такой коэффициент рождаемости, то есть значительное увеличение, в результате реализации всех мероприятий действительно предусматривается. В законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, я ещё раз повторяю, нет ни одной статьи, которую можно было бы полностью принять за основу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё-таки считает, что мы не должны поддерживать этот законопроект. Мы должны дальше работать и разрабатывать такие законопроекты, которые можно принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3227 по 3244 из 4276
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 57 сек.) Проголосовало за 197 чел.43,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.