Заседание № 259
10.11.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 136086-6 "О внесении изменения в статью 259 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления дополнительных гарантий для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5969 по 6374 из 7304
Переходим к рассмотрению 25-го пункта порядка работы, проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 259 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, речь идёт о статье 259 Трудового кодекса Российской Федерации. Сейчас я зачитаю несколько тезисов - посмотрите, в чём логика тех изменений, которые мы предлагаем. Итак, статьёй 259 предоставляются гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии с указанной статьёй Трудового кодекса "запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин". Логично, коллеги? Я думаю, логично, трудно с этим поспорить. Дальше: "Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время..." - не буду всё это перечислять - "...женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни". Тоже логично, коллеги, я думаю? Безусловно логично! "Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет..." - логично? Логично! Коллеги, а теперь хочется задать другой вопрос: скажите, пожалуйста, а чем отличаются дети 5 лет от детей 6 лет, например, или 7 лет? Может быть, я что-то не понимаю и у них есть какие-то физиологические различия, духовные отличия, может быть, ребёнок в 6 лет более духовно и гармонично развит? Я, честно говоря, этого не знаю и такой информацией не владею. Что же является целью данного законопроекта, уважаемые коллеги? Что касается пятилетнего возраста, то мы не видим логики в этом ограничении, и мы прекрасно понимаем, что родитель ребёнка, которому исполнилось 6 лет, может столкнуться с такой ситуацией, когда работодатель говорит: так, дружок, ты завтра едешь в командировку или выходишь в ночное время на работу... Не буду опять перечислять все варианты, о которых я сказал уже ранее. Получается, что ребёнка в пятилетнем возрасте, ещё раз подчёркиваю, родители не могут оставить без учёта определённых моментов, которые мною были перечислены, но начиная с 6 лет - могут. Где справедливость, где логика, где здравый смысл?! Поэтому, уважаемые коллеги, этим законопроектом мы предлагаем поднять планку, связанную с возрастом детей, до 14 лет, по крайней мере, в четырнадцатилетнем возрасте дети уже получают паспорт и, наверное, всё-таки становятся на некую ступень взрослости, хотя абсолютно очевидно, что и четырнадцатилетних детей назвать взрослыми, в полной мере отдающими себе отчёт о своих поступках, к сожалению, нельзя, но тем не менее. Я допускаю возможность корректировки, давайте сделаем с 12 лет, но опять же это вопрос дискуссионный. Тем не менее призываем вас поддержать данный законопроект, суть которого я достаточно понятно изложил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. С содокладом выступает Ирина Валерьевна Соколова. СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменение в статью 259 Трудового кодекса, в соответствии с которой несколько категорий работников можно привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, направлять в служебные командировки только с их письменного согласия: это женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники, воспитывающие детей-инвалидов, и работники, осуществляющие уход за больным членом семьи, а также одинокие родители, воспитывающие детей в возрасте до 5 лет. Законопроектом предлагается предоставить такие трудовые льготы одиноким родителям, имеющим детей в возрасте не до 5 лет, как сейчас, а до 14 лет. При этом резко увеличится количество работников, которых невозможно будет привлекать к работе в выходные, нерабочие праздничные дни, в ночное время без их согласия, что приведёт к нарушению баланса интересов работников и работодателей, снизит конкурентоспособность одиноких родителей с детьми в возрасте до 14 лет на рынке труда. Режим работы огромного количества организаций, индивидуальных предпринимателей предполагает работу и в выходные, и в праздничные дни, и в ночное время, практически это вся сфера торговли, услуг, это многие организации здравоохранения, например больницы, организации культуры, спорта, это предприятия с непрерывным циклом работы, и весьма вероятно, что работодатели в таких сферах экономической деятельности предпочтут взять на работу не одинокого родителя с ребёнком в возрасте до 14 лет, а другого работника, которому не положены такие гарантии трудовой деятельности. Необходимо также отметить, что уже сейчас одинокие родители испытывают определённые проблемы при трудоустройстве, и это связано с тем, что для них предусмотрены очень серьёзные трудовые льготы, например их нельзя уволить по инициативе работодателя, в том числе по сокращению штатов, их можно уволить только в связи с ликвидацией организации. Предоставление одиноким родителям с детьми в возрасте до 14 лет дополнительных трудовых льгот в соответствии с законопроектом приведёт к тому, что им будет ещё сложнее устроиться на работу, а значит, к снижению доходов. Вместе с тем вопрос предоставления дополнительных льгот одиноким родителям, если это не критично для работодателя, может быть урегулирован коллективным договором или локальными нормативными актами. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валерьевна. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. У меня короткий вопрос автору, Александру Сергеевичу. Может быть, гарантии, предусмотренные частью второй статьи 259, распространить только на одиноких родителей, которые не имеют близких родственников, то есть на одиноких мам и отцов, которые воспитывались в детских домах? Ведь сузив круг лиц, мы в большей степени защитим этих родителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Я немного не понял вопрос, но тем не менее, если у вас есть какое-то предложение к тексту законопроекта, наверное, всё можно отрегулировать ко второму чтению, то есть, коллеги, нет никаких проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Александр Сергеевич, а хотя бы приблизительно известно, какое количество людей подпадут под вашу льготу? Ведь очень сложно будет определяться руководителям тех же муниципальных больниц, практически во всех из них круглосуточное дежурство, круглосуточная работа - каким образом они будут выходить из этого положения в случае принятия закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, пожалуйста. По карточке Резника включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Очень хороший вопрос, но я затрудняюсь ответить, сколько у нас сегодня детей пятилетнего и четырнадцатилетнего возраста, при этом мы прекрасно понимаем, что это достаточно большое количество. Но, коллеги, я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что было сказано в начале моего выступления: почему в законодательстве предусмотрено, что возраст ребёнка - до 5 лет, чем это обусловлено? Вот основной вопрос! Почему не 6 лет, не 7 лет, не 8 лет? Чем отличаются дети 5 лет от детей 6 лет? Может быть, кто-то расскажет об этом с трибуны, а может быть, в кулуарах, но мы с вами всё-таки находимся в публичной сфере и я думаю, что многие граждане, кто будет смотреть наше обсуждение на сайте "ВИДЕОПАРЛАМЕНТ", захотят получить ответ на этот вопрос от нас, от законодателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов хочет задать вопрос Ирине Валерьевне. По карточке Резника включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Иван Иванович, вы угадали: вопрос именно Ирине Валерьевне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, методом исключения. СТАРОВОЙТОВ А. С. Вы, наверное, догадались, какой я хочу всё-таки задать вопрос: поясните, чем в действительности руководствовался законодатель, определяя вот такую возрастную категорию детей? И может быть, такой несколько философский вопрос: какой совет вы дадите мамам, родителям, которых посылают, например, на ночную работу, притом что ребёнок в 5, 6, 7 лет просто боится оставаться дома один? Какой вы дадите совет нашим избирателям, как быть в такой ситуации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Соколовой включите микрофон. СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Александр Сергеевич, если бы вы присутствовали на заседании комитета, на котором мы обсуждали ваш законопроект, то услышали бы ответ, а фактически историю о том, как в течение четырёх лет, с 2002-го по 2006 год, согласовывалась норма в статью 259 Трудового кодекса, которая как раз предоставила одиноким родителям с детьми в возрасте до 5 лет дополнительные трудовые гарантии, а именно: работа в праздничные и выходные дни, в ночное время, а также служебные командировки возможны только с их письменного согласия. Четыре года достигался компромисс между представителями работников и работодателей, между объединениями работодателей и Федерацией независимых профсоюзов России, - и вот такое решение - до 5 лет - это компромисс, а своё предложение об увеличении возраста с 5 лет до 9 лет, до 14 лет вы даже не пытаетесь в принципе обосновать в законопроекте. Что касается направления матерей на ночную работу, то, знаете, это выбор каждого человека - и женщин, и мужчин, и матерей, и отцов, - где работать и какой режим работы выбирать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Ирина Валерьевна, я прошу прощения за настырность, но всё-таки хочу переспросить: 5 лет - это не граница дошкольного возраста, это не граница младшего школьного возраста, почему вы считаете, что именно с 5 лет ребёнка можно оставлять одного, а не с 7 лет, например, когда он пошёл в школу, или не с 11 лет, когда заканчивается младший школьный возраст и начинается подростковый? И второй вопрос: может быть, вы нам поясните, о каком потенциальном количестве одиноких работниц и работников, имеющих детей, идёт речь? СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Олег Николаевич, представляя предыдущий законопроект того же автора, Александра Сергеевича Старовойтова, я говорила о том, что базовым принципом нашего трудового законодательства, закреплённым в статье 1 Трудового кодекса, является достижение баланса интересов работников и работодателей, и, по сути, вот этот возраст - до 5 лет - это компромисс между интересами работников и работодателей, это балансовая цифра. Что касается того, сколько у нас работников потенциально могли бы получить предлагаемую льготу, то, хочу обратить ваше внимание, согласно переписи населения 2010 года у нас семей с одним родителем более 25 процентов плюс огромное количество людей живёт в фактическом браке, формально являясь одинокими родителями, поэтому речь идёт, безусловно, о миллионах работников - одиноких родителях с детьми в возрасте до 14 лет. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, два этих законопроекта вкупе идут, и они с очень интересным, но тревожным подтекстом. Предыдущий законопроект, о предоставлении ежегодного отпуска женщине, имеющей ребёнка, вроде соответствует требованиям президента о поддержке семей, имеющих малолетних детей, - это всё по вопросу об увеличении рождаемости, ведь у нас сейчас смертность выше рождаемости почти на 40 процентов, то есть нужны какие-то экстренные меры поддержки тех женщин, которые рожают детей. И вдруг я слышу: правительство против, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" против. Так вы хоть договоритесь с президентом, вы за семью или против семьи, рожать женщинам или не рожать! Вот с 25-м вопросом, который мы сейчас рассматриваем, то же самое: вроде отдушина маленькая для тех, кто имеет детей, кто их воспитывает - а это государственное дело, как считалось в советское время, - и опять Правительство России против, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" против. И здесь напрашивается вывод... Мы всё время будем натыкаться на эти частные интересы, говорят, что частнику неудобно, - а государству, что, удобно?! Почему с трибуны у оппонентов из комитета это не прозвучало? Мне кажется, вывод здесь простой: надо создавать нам государственные магазины - на магазины ссылалась Ирина Валерьевна, - надо создавать государственные аптеки, надо создавать государственные предприятия. В советское время не было такой проблемы: брали на работу женщин, они рожали, имели все льготы - и не надо было Верховному Совету этим заниматься, всё было в рамках интересов государства и интересов семьи, а теперь перевернули всё с ног на голову. И об эту проблему - как соблюсти интересы частника - мы всё время будем спотыкаться, пока альтернативно у нас не появятся государственные организации и государственные предприятия. Вообще, меня просто удивляет позиция правительства: интересы частника выше интересов семьи. Но ведь это государственная проблема! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу обратить ваше внимание только на два обстоятельства. Первое. Уважаемая Ирина Валерьевна сказала, если перевести с юридического языка на простой русский, буквально следующее: работодатели хотят 5 лет - значит, 5 лет, то есть доктор сказал "в морг" - значит, в морг. Наверняка профсоюзы требовали более высокой планки. Это называется балансом интересов, хотя на самом деле мы прекрасно понимаем, что условия продиктовала одна сторона. Расчётов нет, точного количества мы не знаем и так далее, и так далее. Второе. У нас действительно довольно много одиноких женщин, и не только живущих в фактическом браке. Если верить Европейскому социальному исследованию, то надо сказать, что мы - страна коллективистская, общинная, соборная, как хотите называйте, - в постсоветский период стали страной одиноких людей. Согласно этому самому Европейскому социальному исследованию, которое в тридцати двух странах его проводили, в социальных государствах Европы порядка 60 процентов женщин в возрасте от 18 лет и старше, в том числе и пожилых, имеют мужа или постоянного друга, у нас - около 40 процентов. О чём это говорит? Это говорит о том, что проблема ещё более острая, чем многим кажется. Я обратил бы ваше внимание и на третье обстоятельство. Законопроект не требует категорически запретить привлекать таких людей, прежде всего женщин, к работе в праздничные дни, в выходные, направлять их в командировки и так далее, речь идёт о том, что нужно договариваться, получать согласие. Только я вас уверяю, что в современной ситуации, когда за работу держатся до последнего, подавляющее большинство женщин такое письменное согласие будут давать, а если не будут, то только в случае, когда ребёнка действительно, извините за непарламентское выражение, просто девать некуда. Так что, мне кажется, логика в законопроекте есть, тем более что ранее не была выбрана какая-либо разумная возрастная граница: начало школьного возраста, окончание младшего школьного возраста, какая-то другая. Мне представляется, что надо было бы принять законопроект в первом чтении, а потом ещё раз подумать о балансе интересов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Заключительное слово Александра Сергеевича Старовойтова. СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, вот было сказано ключевое слово "компромисс". Согласитесь, наверное, огромное количество законопроектов можно было бы без споров, без каких-то дискуссий обозначить как компромисс, и мы бы только догадывались, когда и между кем и кем был достигнут этот компромисс. Ирина Валерьевна, конечно, сказала, что это был компромисс между профсоюзами и работодателями, но, уважаемые коллеги, я хочу отметить, что текст данного законопроекта был поддержан профсоюзами и огромным количеством субъектов Российской Федерации. Я приведу пример, возможно, кто-то посчитает его не совсем уместным, но тем не менее. Когда мы с вами открываем Уголовный кодекс Российской Федерации, то понимаем, что для преступлений против детей, не буду углубляться в детали этих преступлений, даётся возрастная граница: где-то - 12 лет, где-то - 14 лет, где-то - 16 лет. Понятное дело, что законодатель здесь руководствовался, наверное, какими-то физиологическими параметрами, тем, как ребёнок растёт, как он развивается, какую духовную пищу он получает и когда, в какой момент в конце концов он становится взрослым ответственным человеком. Именно поэтому у нас оружие можно носить с 18 лет, паспорт получают в 14 лет - законодатель исходил из каких-то критериев. Но мы с вами так и не получили ответ на один простой вопрос: чем всё-таки пятилетний ребёнок отличается от шестилетнего? Ирина Валерьевна пыталась, конечно, всячески это обосновать, но я думаю, что сидящие в зале всё-таки не посчитали эти ответы достаточно убедительными, достаточно аргументированными. И мы с вами сейчас подходим к ещё одному вопросу, а вы знаете фразу "Быть или не быть?" - сейчас в этом законопроекте этот вопрос задаётся несколько иначе, звучит так: "Работа или ребёнок?". А ведь мы говорим о демографии, и если численность населения станет уменьшаться - а мы прекрасно понимаем, что у нас бывают такие годы, когда мы получаем некое подобие демографической ямы, - то мы должны предпринимать все шаги, все возможные шаги, чтобы избежать негативных последствий. Я, конечно, не знаю, откуда уважаемый коллега Федоткин взял такие ужасающие цифры статистики, что у нас смертность на 40 процентов превышает рождаемость, но, возможно, где-то есть такие цифры, и они от нас просто скрываются, но если они действительно где-то опубликованы (честно вам скажу, фракция ЛДПР хотела бы понимать, что это за источник), тогда надо, наверное, не просто выступать в Государственной Думе, не просто предлагать законодательную инициативу, которую мы, в частности, сейчас рассматриваем, для стимуляции в том числе рождаемости, для придания родителям уверенности в том, что детей не составляет сложности воспитывать, поскольку родители не будут сталкиваться с такими требованиями, как, извините, "Выходи в ночное время!" или "Езжай на выходные в командировку, а с кем ты оставишь своего шестилетнего ребёнка, никого не волнует!", - мы должны стоять у стен правительства или у стен Кремля, бить в колокола и кричать: "Вы что творите, уважаемое руководство страны? У нас на 40 процентов смертность превышает рождаемость!". Поэтому всё-таки, коллеги, выступая в стенах Государственной Думы, давайте будем аккуратнее со статистикой, если у нас нет первоисточников. Фракция ЛДПР просит вас поддержать законопроект, потому что он действительно важный, концептуальный, а ко второму чтению, как правильно сказал коллега Смолин, мы действительно считаем целесообразным пригласить представителей профсоюзов, представителей работодателей и поговорить. Возможно, наступил тот момент, когда может быть достигнут консенсус, когда может быть принято сбалансированное решение и возрастная планка поднимется с 5 лет, и пусть даже не до 14 лет, но хотя бы до 8 лет, - поверьте, что для родителей это будет хорошим подспорьем! Но все эти вопросы можно решить ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Ирина Валерьевна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Соколовой включите микрофон. СОКОЛОВА И. В. Уважаемые коллеги, прежде всего от имени комитета благодарю всех за обсуждение и хочу ещё раз обратить ваше внимание на следующее. К чему может привести принятие законопроекта? К тому, что дополнительно появится огромное количество работников, которых работодателю будет сложно привлечь к работе в нужное время - в праздники, в выходные дни, при этом уволить таких работников, чтобы заменить их другими, работодатель тоже не сможет, поэтому ему будет проще вообще не брать их на работу. Кроме того, возникнут конфликты и внутри трудовых коллективов, что также невыгодно ни работнику, ни работодателю. В результате вместо доброго дела для одиноких родителей, вместо дополнительных трудовых гарантий мы получим для них антигарантии в сфере занятости: им просто будет сложнее устроиться на работу. Вполне возможно, всё будет по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда. Прошу поддержать позицию комитета и отклонить законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 38 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.