Заседание № 243
О проекте федерального закона № 135864-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений о реализации права инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на получение земельных участков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, далее 10-й и 11-й вопросы, мы рассматриваем их с одним докладом и одним содокладом: 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части уточнения отдельных социальных гарантий, предоставляемых инвалидам"; 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию в целях экономии времени предлагается один доклад по двум законопроектам, поскольку концепция у них одна. Один законопроект внесён группой депутатов фракции Компартии Российской Федерации и с моим участием, другой - ныне членом Совета Федерации Русских и вашим покорным слугой. О чём идёт речь, уважаемые коллеги? Законопроекты возникли не случайно, а по причине неоднократных обращений к нам со стороны инвалидов в разных регионах Российской Федерации, в частности в моей родной Омской области. Дело в том, что, по мнению людей, которые обращаются, - я думаю, фактически так оно и есть - не исполняется или по-разному трактуется норма, которая содержится в законе "О социальной защите инвалидов...", часть шестнадцатая статьи 17, и которая предполагает, что в первоочередном порядке должны предоставляться инвалидам земельные участки в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства, подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сразу обращаю внимание, уважаемые коллеги: мы когда-то работали активно над этим законом - "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", он принимался путём двойного преодоления вето Бориса Ельцина - в Государственной Думе и Совете Федерации, и тогда, честное слово, никто не думал, что кому-то в голову придёт связывать эту норму с нуждаемостью инвалидов в улучшении жилищных условий. Эта норма рассматривалась как способ поддержки людей с инвалидностью, без всяких дополнительных ограничений, однако сейчас большинство органов власти на местах, а также, увы, и судебных органов трактует эту норму так, что якобы инвалиды должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, для того чтобы получить эти самые земельные участки. Мимоходом хочу заметить, уважаемые коллеги, что у нас довольно интересная ситуация с нуждаемостью инвалидов в улучшении жилищных условий. Когда-то в Жилищном кодексе было прямо написано, что человек с инвалидностью должен получать жильё в первоочередном порядке, теперь ситуация другая. Ну, Галина Петровна Хованская совсем недавно вам рассказывала про 7 миллионов, стоящих в очереди без движения; если очередь и сокращается, то по причине умирания. В отношении людей с инвалидностью эта норма исчезла, теперь право оказаться в очереди (и стоять там до скончания века) имеют только люди, которые признаны социально необеспеченными. Ну а у нас, как вы, наверное, слышали от Алексея Леонидовича Кудрина, нет бедных пенсионеров и, соответственно, нет бедных инвалидов. Почему? Потому что к пенсии, если она ниже прожиточного минимума, доплачиваются определённые суммы. Понятно, что никто не спрашивает, можно ли прожить на этот прожиточный минимум и на эту пенсию, тем более пенсию пенсионера и прожиточный минимум пенсионера, но это, что называется, уже немножечко другой вопрос. Мимоходом позволю себе - я люблю это делать - напомнить вам данные Федерации независимых профсоюзов России. Знаете, сколько на самом деле нужно денег, чтобы более или менее нормально прожить (это называется минимальный потребительский бюджет)? Коллеги, обращаю ваше внимание, особенно фракции, которая имеет соглашение с Федерацией независимых профсоюзов России, - 39 тысяч! Не 11 тысяч с копейками, а 39 тысяч! Для того чтобы обеспечить единый правовой подход и исполнение нормы, мы, авторы законопроекта о социальной защите инвалидов и о внесении изменений в Земельный кодекс, собственно говоря, и предлагаем оторвать, если говорить попросту, право на получение земельных участков от нуждаемости в улучшении жилищных условий - вот, собственно, и вся концепция обоих законопроектов, она немножко по-разному выражена, но суть именно в этом. Повторяю, законодатель имел в виду именно это, а вовсе не нуждаемость в жилищных условиях, когда готовился закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но фактический смысл нормы в последнее время сильно искажён. К сожалению, правительство в своём отзыве и наш профильный комитет в своём заключении не поддерживают законопроект, однако аргументация, которая по этому поводу предлагается, на наш взгляд, является по меньшей мере спорной. Давайте пройдёмся по этим аргументам. Аргумент первый. Нам говорят, что предоставление земельных участков - это предмет Земельного кодекса. Возможно. Однако, с одной стороны, эта норма уже давно существует в законе о соцзащите инвалидов, никто её оттуда не убирал, а с другой - мы как раз и предлагаем в одном из законопроектов внести изменения не только в закон о соцзащите, но и в Земельный кодекс. Второе. Нам говорят, что согласно Земельному кодексу предоставление земельных участков - это полномочие субъектов Российской Федерации. Сейчас это действительно так, однако мы как раз и предлагаем внести изменения в Земельный кодекс, для того чтобы стало по-другому, чтобы это было установлено федеральным законом именно во избежание неоднозначной трактовки. Третье. Нам говорят, что слишком много инвалидов могут обратиться за земельными участками в пределах крупных городов, например в городе Москве. Однако, коллеги, вы все знаете, что Новая Москва - это весьма значительная площадь, и, честное слово, количество людей, которые будут обращаться по этому поводу, никак не больше возможностей, скажем, Новой Москвы. Да и другие города имеют возможность расширяться при необходимости. Четвёртое. Нам говорят, что предоставление земельных участков инвалидам может ущемить интересы других категорий граждан, которые в этом нуждаются, например многодетных семей. Однако, во-первых, многодетным семьям тоже очень плохо дают земельные участки, а во-вторых, напоминаю ещё раз: согласно решениям высших судебных инстанций Российской Федерации предоставление льгот и социальных гарантий одним категориям не может, не должно рассматриваться как ущемление других категорий. Два слова о втором законопроекте. Повторяю, концепция та же самая. Юридически он прописан так, что это ближе к нормам действующего законодательства, причём предполагается сохранить действующий порядок, когда передача участков происходит сначала в безвозмездное пользование, лишь по завершении жилищного строительства они могут быть оформлены в собственность. Коллеги, повторю, юридическая техника - вопрос второго чтения. Если мы хотим решать вопрос, мы принимаем законопроект в первом чтении, а дальше пусть юристы выберут наилучший из возможных вариантов, если мы не хотим решать вопрос - ну что ж, значит, норма так и останется мёртвой. Я прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект, в противном случае будет, знаете, по известной формуле, когда приходит человек с инвалидностью к чиновнику и говорит... Можно 30 секунд? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно. Добавьте время. Продолжайте, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Приходит инвалид к чиновнику и говорит: "Скажите, я право имею?" - "Да, конечно". - "Значит, я могу?" - "С чего ты взял?" - "Но я же имею право?" - "Да, конечно". И так до бесконечности. Вот давайте будем избегать такой ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступит Михаил Борисович Терентьев. С места. Включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов внимательно рассмотрел оба законопроекта. По первому законопроекту комитет сообщает следующее. Сегодня места для строительства гаража или стоянки для средств передвижения инвалидов предоставляются вблизи места жительства с учётом градостроительных норм. Это действующая норма. Однако авторы предлагают исключить эту правовую норму о предоставлении места для стоянки вблизи места жительства. Такое изменение явно ухудшит положение инвалидов, особенно инвалидов, передвигающихся на колясках, в условиях зимнего сезона. Другие новации пересекаются со вторым законопроектом. О втором законопроекте я хочу сказать следующее. Вторым законопроектом предлагается внести изменения в закон "О социальной защите инвалидов..." и в Земельный кодекс, дополнив их положением о предоставлении инвалидам и семьям с детьми-инвалидами права (обращаю ваше внимание!), во-первых, на первоочередное получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, независимо от нуждаемости, во-вторых, на получение земельных участков бесплатно без права продажи в течение пяти лет, в-третьих, на получение земельных участков в аренду без проведения торгов. В соответствии с частью шестнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов..." право на первоочередное получение земельных участков у инвалидов уже имеется. Это подтверждено постановлением Президиума Верховного Суда от 17 сентября 2008 года. Вместе с тем Конституционный Суд и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно отмечали, что установленное указанным федеральным законом право является дополнительной гарантией реализации жилищных прав для инвалидов, состоящих на жилищном учёте, что потребует, естественно, внесения изменений в Жилищный кодекс. О Жилищном кодексе в данных законопроектах речь не идёт. И я соглашусь с Олегом Николаевичем в том, что законодатель, наверное, ранее задумывал одно, а получилось так, как получилось, и теперь эту норму соединяют именно с реализацией жилищных прав. Кроме того, Земельный кодекс предусматривает возможность предоставления инвалидам земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с законами субъектов. Авторами законопроекта устанавливается запрет на продажу земельных участков в течение пяти лет со дня регистрации права собственности. Но мы должны с вами обратить внимание на мнение Правового управления Аппарата Государственной Думы, согласно которому данная норма противоречит Гражданскому кодексу, а также статье 37 Земельного кодекса, в соответствии с которой условия договора купли-продажи земельного участка, ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, являются недействительными. Обращаю ваше внимание на то, что законопроектом одновременно предоставляется право на получение земельных участков в аренду без проведения торгов бесплатно и платно. Сегодня Земельный кодекс предусматривает право приобретения земельных участков в собственность, в аренду без проведения торгов либо в собственность бесплатно и устанавливает различные основания и условия реализации такого права. В данной законодательной инициативе эти критерии никак не прописаны, не устанавливаются какие-либо критерии. Неясно, кто из субъектов регулируемых отношений будет выбирать то или иное основание приобретения земельных участков - заинтересованный гражданин или публично-правовое образование - и какое будет регулирование в случае несогласия гражданина с предложенным вариантом предоставления земельного участка, если выбор модели предоставления будет осуществлён органом государственной власти или органом местного самоуправления. Таким образом, в законопроекте предлагается три конкурирующие нормы и отсутствует механизм, определяющий, какую норму реализовать для гражданина с инвалидностью: или бесплатное предоставление земельного участка, или бесплатное предоставление без права реализации в течение пяти лет либо в аренду без торгов. Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов. Однако в настоящее время имеется дефицит земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Расширение круга лиц, имеющих право на получение земельных участков, потребует увеличения территорий, обеспеченных коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктурой, что повлечёт за собой, естественно, дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. И ещё один важный момент. Авторы предлагают... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Два законопроекта, добавьте время. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Авторы предлагают исключить из действующей редакции пункта 6 статьи 39-5 Земельного кодекса норму закона, в соответствии с которой органами государственной власти субъекта может быть предусмотрено требование о наличии основания для постановки на учёт многодетных семей, а также исключается возможность предоставления иных мер социальной поддержки взамен предоставляемого земельного участка. То есть многие субъекты взамен предоставляемого участка могут давать денежную выплату многодетной семье, а авторы эту норму исключают и не обосновывают, почему они её исключают. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания. Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию. Правительство также возражает. На основании изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить оба законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу вопросов. А, есть вопросы, извините. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Абсолютно согласен с Олегом Николаевичем: это позор, что в стране, где больше всего земли на душу населения, мы людям не можем дать землю. Олег Николаевич, у меня к вам вопрос. Я знаю, что соответствующая программа по многодетным семьям выполнена менее чем на 10 процентов по регионам. А есть ли у вас статистика по регионам, по России в целом, насколько обеспечены землёй люди с ограниченными возможностями, те, кто нуждается в этой земле? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Алексеевич, к сожалению, мы не смогли получить такую статистику. Но, повторяю, норма является практически недействующей. Обращений из различных регионов и городов Российской Федерации достаточно много, все они говорят о том, что, скажем прямо, если человек нуждается в улучшении жилищных условий, это совсем бедный человек, и построить дачу или индивидуальный дом на этом участке он, скорее всего, не может, и это дополнительный фактор, вследствие которого норма является практически спящей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Николаевич, как правило, наши инвалиды, или люди с ограниченными возможностями, люди далеко не богатые. И тем более странно видеть на наших дорогах всё возрастающее количество автомобилей стоимостью несколько миллионов со знаком "Инвалид". Не кажется ли вам, что вот этими вашими предложениями смогут воспользоваться люди, ну, так скажем, нечистые на руку, то есть просто-напросто, пользуясь бедственным положением, они будут выкупать участки или как-то ещё договариваться, потому что у инвалидов действительно вряд ли будет возможность найти средства на постройку того же гаража или дома? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, имея в виду ровно эти соображения, в одном из законопроектов мы предусмотрели норму, за которую нас покритиковало Правовое управление, о запрете на продажу в течение ближайших пяти лет, а другой законопроект предусматривает действующую норму о том, что участок передаётся в безвозмездное пользование и, пока на нём что-нибудь не построили, не передаётся в собственность. С нашей точки зрения, можно установить некоторые другие ограничения, для того чтобы этого не происходило, но это вопрос юридической проработки ко второму чтению. Кстати, хочу сказать, что среди людей с инвалидностью есть и люди в достаточной степени обеспеченные, например паралимпийские чемпионы и призёры, в нашей стране их, слава богу, не так мало, есть небольшое количество достаточно успешных бизнесменов, как правило, это малый бизнес, в редких случаях дело доходит до среднего бизнеса. Но в целом вы, конечно, правы, уровень бедности среди людей с инвалидностью выше, чем в стране в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, мы, видимо, рассмотрим эти два законопроекта, и у нас один законопроект по сокращённой процедуре и один проект постановления. Покажите список желающих выступить. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А. Я очень коротко, с места. Выскажусь, так как тема архиважная - речь о земле и для многодетных, и для людей с ограниченными возможностями, и для других категорий. Олег Николаевич, у меня есть предложение на случай, если законопроекты не будут приняты. Вы ведь помните, как проблема возникла: начали выделять землю без инфраструктуры, в непригодных местах, была проблема большой удалённости. Может быть, это вообще тема для парламентских слушаний? Был соответствующий указ президента, он не выполнен за столько лет. Вы говорите: эти нормы спящие, не работают. Давайте над этим подумаем. Действительно, у нас страна огромная, земли много. Может быть, невыполнение этой задачи надо делать одним из основных критериев, показателей того, что губернатор не справляется, потому что там же и муниципалы завязаны, и регионы завязаны, и Федерация. Как разрубить этот гордиев узел? Либо надо эти указы и законы отменять, то есть землю мы никому не даём, либо всё-таки такая воля есть, а я считаю, что она есть, в нашей стране люди должны иметь право на землю, и не просто на землю, а с коммуникациями и со всеми остальными условиями. Мне кажется, что вы сегодня подняли такой большой вопрос. И даже если не будут приняты вот эти законопроекты, мне кажется, что это тема для серьёзного обсуждения и для больших парламентских слушаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павлова Ольга Ивановна, пожалуйста. Выступление от фракции. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, тема, которую сегодня поднял Олег Николаевич в этом зале, - это острая тема. И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда поддерживала инициативы, которые направлены на усиление мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан. Однако с суждениями автора законопроекта о том, что необходимо обеспечить земельными участками вне зависимости от наличия жилой площади, согласиться не можем. Уважаемые коллеги, зафиксированное в Конституции право на жилище, о котором говорит автор, является конституционной гарантией и обязанностью государства, и в этих целях государство развивает и поддерживает жилищное строительство, принимает и исполняет различные программные мероприятия. Однако право гражданина иметь в частной собственности земельные участки является правом, а не обязанностью государства, и в этом существенная разница. Необходимо понимать, уважаемые коллеги, что земли для индивидуального жилищного строительства по своему целевому назначению связаны с реализацией именно права на жилище, а деление земель по целевому назначению - основной и незыблемый принцип земельного законодательства. Изменение терминологии, подмена понятий в данном случае влекут за собой изменение объёма социальных гарантий и социальных прав граждан, и игра слов в данном случае неуместна. Что касается второго законопроекта, справедливости ради хочу отметить, что в соответствии со статьёй 17 закона о защите инвалидов инвалиду действительно предоставляется земельный участок для жилищного строительства по договору купли-продажи без проведения торгов. Действующим законодательством это право проецируется на региональный уровень, однако на местах реализация такого права часто не соотносится с возможностями регионов в части наличия необходимого объёма земельного фонда либо бюджетных средств. Поэтому, уважаемые коллеги, столь серьёзный вопрос требует всестороннего, комплексного рассмотрения, подобного рода проект должен предполагать разработку целого программного плана его решения. В связи с этим и на основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать принятие данных законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я не стал бы, наверное, выступать по данному вопросу, но всё-таки хочу обратить ваше внимание на один момент. Вот мы каждое утро, в шесть утра, по всем телеканалам слушаем наш гимн: "Россия - священная наша держава, / Россия - любимая наша страна..." - ну и припев: "Славься, страна! Мы гордимся тобой". Вот мы действительно гордимся многими вещами: мы гордимся прошлыми победами, огромной территорией, но что самое главное в любой стране? Это люди этой страны. Вот у нас, как, не знаю... помните эти крылатые слова политрука Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва"? Что касается выделения земли, у нас огромные территории, но, к сожалению, нет земли для выделения ни инвалидам, ни многодетным семьям, а всё почему? Потому что у нас есть священное право, записанное в той же самой Конституции, - право на частную собственность, и землю в эту частную собственность расхватали в первую очередь. Помните, было такое крылатое выражение: "Покупайте землю, её больше не делают"? Вот именно эту поговорку взяли, так сказать, на вооружение наши новые, не знаю, русские, нерусские, какие угодно - и всю землю скупили. Я помню, несколько лет назад, может быть десяток или полтора, едешь по Москве - кругом висят перетяжки: продаётся земля в таком районе, в сяком районе, в пятом, в десятом. Вот поэтому сейчас практически ни одна категория населения - ни одна! - не может получить землю: всё уже куплено, десять раз продано-перепродано, заложено и так далее. Тогда зачем мы с вами говорим о том, что надо помогать инвалидам, многодетным и так далее? У нас с вами просто-напросто нет такой возможности, мы должны об этом честно сказать, уважаемые коллеги, а то мы каждый раз, чтобы перед мировым сообществом выглядеть прилично или ещё где-то, говорим, мол, да, надо пандусы строить, да, надо инвалидов запускать в самолёт вместе с креслом и так далее. На самом деле мы не можем всё это сделать! Почему? Да потому, что жадность во главе угла! Вы думаете, авиакомпании трудно, что ли, обеспечить условия? Нет, не трудно, но это дополнительные затраты. Думаете, трудно, что ли, землю выделить вокруг Курска, Ростова или ещё где-то? Нет, не трудно, но она уже вся продана. На ней ничего нет, она бурьяном поросла, но она продана, кто-то вложил туда свои деньги и ждёт удобного момента, когда за счёт муниципального образования будут подведены туда все коммуникации, а после этого всё можно поделить на участки и продать за большие деньги. Уважаемые коллеги, я вам ещё раз говорю, то, что предлагает Олег Николаевич, может быть, вызывает какие-то споры, но есть финансовая сторона. Я не зря здесь говорил о том, что инвалиды, как правило, люди бедные, они не смогут построить, и те машины, которые я упоминал, стоимостью несколько миллионов рублей, не принадлежат инвалидам, но это реальная возможность хоть как-то инвалиду помочь. Пусть он получит этот земельный участок - да, он его продаст, скорее всего, и лучше, чтобы продал, потому что нет у него других возможностей, его никуда на работу не берут, а этим мы хоть как-то сможем помочь. В другом случае, извините, у нас вариантов просто нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, безусловно, мы сегодня можем много говорить о юридических нюансах этого законопроекта, и, наверное, это будет правильно, потому что есть много вопросов. Но тем не менее самый главный вопрос, который мы сегодня должны здесь обсуждать, - это наш с вами моральный долг в отношении тех людей, у которых особые возможности, в отношении их жизни, их здоровья, их стремления к тому, чтобы, несмотря на свои недуги, всё-таки быть полезными нашему обществу. То есть мы должны оценивать такого рода законопроекты именно с таких позиций, с человеческих позиций, и в таких случаях не всегда юридическая казуистика бывает права. Нужно всё-таки посмотреть на эти законопроекты именно с человеческой стороны, с нашей. Давайте посмотрим. Вот если мы взглянем на статистические данные, на цифры, то увидим, что, оказывается, с 2017 по 2019 год у нас вдруг произошло резкое оздоровление населения и уменьшение количества выданных, так скажем, документов об инвалидности. О чём это говорит? О том, что мы стали лучше жить? О том, что изменилась экологическая атмосфера и ситуация? Нет. О том, что питание стало лучше? Тоже нет. Всё осталось по-прежнему, даже, может быть, и хуже стало, тем не менее статистика меняется в лучшую сторону - но, к сожалению, ситуация меняется только в статистике, поэтому мы не можем говорить сегодня о том, что инвалиды имеют в полном объёме всё необходимое для их нормальной жизнедеятельности, и поддержку государства инвалиды тоже не получают в достаточном объёме. Значит, нужно это исправлять, значит, вот такие законопроекты нужно обязательно поддерживать. У нас ведь тенденция складывается в последнее время - социальные траты уменьшать. Да, конечно, в общем объёме они выглядят неплохо: если мы смотрим бюджет, там достаточно серьёзный процент выделяется на социальную поддержку граждан. Но давайте посмотрим на вот этот, так скажем, маленький ручеёк, посмотрим, что мы делаем именно для этой категории, для этих людей. Давайте проанализируем их занятость, ведь ну не больше... Я смотрела разные цифры, проценты, но совсем... Мы не можем обеспечить её в полном объёме, понятно, что инвалидам трудно устроиться на работу. Есть квоты, но мы можем увидеть, что их недостаточно, что нет рабочих мест, их просто нет, а особенно таких... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время. ГАНЗЯ В. А. ...рабочих мест, которые сегодня требуются такой категории граждан, как люди с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, естественно, мы должны искать любые меры поддержки, любые! В данном случае вот эта мера поддержки поможет получить земельные участки - это в том числе существенная материальная поддержка для инвалидов. Не знаю, как к вам, а ко мне обращается много людей с инвалидностью. Многим приходится помогать, кому-то даже материально, кому-то приходится помогать решить какие-то бюрократические проблемы. Я вам скажу, это глубоко несчастные люди, которые действительно ждут поддержки, и когда они её не получают, когда всё приходится делать, преодолевая какие-то препятствия и препоны... Ну это никак не красит наше общество, а ведь мы объявили себя социальным государством. Мои дорогие коллеги, давайте будем действительно социальным государством - давайте будем оказывать социальную поддержку такой категории граждан, о которой сегодня идёт речь. Я вас очень прошу поддержать оба этих законопроекта, и, естественно, тогда мы с вами сможем претендовать на высокое звание социального государства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна. Олег Николаевич Смолин - заключительное слово, пожалуйста. Можно с места, Олег Николаевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, проходите, конечно. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я, с вашего позволения, 30 секунд потрачу на лирику. Я окончил педагогический институт в Омске и через полтора года получил кооперативную квартиру. Платил по тем временам достаточно много, но зарплата учителя и пенсия по инвалидности мне это позволяли. Сейчас, я вас уверяю, практически никому зарплата учителя и пенсия по инвалидности ипотеку платить не позволят. А мои товарищи, которые работали на предприятиях Всероссийского общества слепых, получали жильё, которое строили предприятия Всероссийского общества слепых. Тогда на них работало 52 тысячи инвалидов по зрению, сейчас - около 6 тысяч, коллеги. Тогда мы безвозмездно перечисляли десятки миллионов тех рублей, мы были спонсором государства российского - теперь мы вынуждены к вам, к правительству, обращаться за поддержкой людей с инвалидностью, в том числе по вопросу рабочих мест. Вы понимаете, к чему я клоню? Мы лишили большинство инвалидов возможности получать жильё, и мы не хотим дать им другую возможность. Кстати, совершенно не обязательно продавать земельные участки. Извините, но, и не нарушая особо букву закона, существует и такая версия: у инвалида - земельный участок, у человека с приличными доходами - деньги; построили таунхаус, полдома - одному, полдома - другому. Вполне возможная версия без нарушения закона. Это первое. Второе, коллеги. Я ещё раз напоминаю: исходная идея закона "О социальной защите инвалидов..." была именно в том, чтобы участки предоставляли в качестве меры социальной поддержки независимо от нуждаемости, и уважаемый Михаил Борисович это подтвердил. Третье. Мы не меняем концепцию закона, мы, наоборот, восстанавливаем исходную концепцию закона, отрывая возможность получения участков от условия нуждаемости в жилье. Ну и наверное, последнее, уважаемые коллеги. Я благодарю за идею парламентских слушаний, мне хочется надеяться, что комитет по труду и социальной политике поддержит эту идею. И кстати, давайте проведём их совместно - не только по инвалидам, но и по сиротам, по многодетным семьям относительно вопроса земельных участков. Если этот законопроект продвинет нас хотя бы отчасти к решению проблемы, значит, мы работали не зря. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Михаилу Борисовичу Терентьеву, содокладчику, включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Мы знаем, что данная тема очень актуальна, но только эти два законопроекта не решают проблемы, по которой так ярко выступает Олег Николаевич. Вводятся конкурирующие нормы, которые не будут работать: непонятно, кто будет принимать решение, будут ли инвалиду продавать участок, или сдавать в аренду, или ещё как-то... Условие нуждаемости прописано в Жилищном кодексе. С этого года в Жилищный кодекс была внесена норма: только в случае, если земля предоставляется под строительство дома, человек становится не нуждающимся в жилье, а если земля предоставляется под обработку, то человек продолжает оставаться нуждающимся (если я не запутался). Кроме того, данный законопроект исключает очень важную норму для многодетных семей. Сейчас у многодетных семей в некоторых регионах на уровне законодательства субъектов есть право: они могут выбрать или землю, или денежную компенсацию. В данном законопроекте - независимо от того, насколько ярко выступают здесь представители других фракций, - исключается эта норма. И ещё один момент, с которым уже лично я не могу согласиться. Первый законопроект исключает норму, которая позволяет человеку на коляске иметь индивидуальную стоянку рядом с домом. Это вообще неприемлемо и не может быть поддержано. Но при этом, я надеюсь, комитет поддержит мысль, что тему нуждаемости в жилье надо, конечно же, более широко обсуждать. И мне было не совсем приятно, что вчера во время обсуждения на "правительственном часе" Мутко ни разу не сказал о проблеме жилья для людей с инвалидностью. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части уточнения отдельных социальных гарантий, предоставляемых инвалидам", 10-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 43 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации", 11-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 20 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 135864-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений о реализации права инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на получение земельных участков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я прошу рассмотрение вопросов с 24-го по 26-й, где я докладчик, перенести на вторник, 21 мая, профильный комитет в лице Ярослава Евгеньевича Нилова не возражает.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, уважаемые коллеги, давайте обсудим предложения. Москвичёв Евгений Сергеевич предлагает по 55-му вопросу заменить содокладчика, содоклад сделает Москвичёв. Нет возражений? Нет возражений, принимается. Коллега Аксаков предлагает замену содокладчиков по 22, 23 и 40-му вопросам, содокладчиком будет Шулепов. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Боярский предлагает 32-й вопрос снять с рассмотрения в связи с его отзывом авторами. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Смолин предлагает рассмотрение 24, 25 и 26-го вопросов перенести на 21 мая в связи с тем, что... Насколько я понимаю, Олег Николаевич, вы считаете более целесообразным рассмотреть их 21-го, учитывая проблемы, которые сегодня у вас должны решаться в вашей личной повестке, правильно? Хорошо. Коллеги, пойдём навстречу Олегу Николаевичу? Пойдём навстречу.
Заседание № 144
О проекте федерального закона № 135864-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений о реализации права инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на получение земельных участков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу рассмотрение вопросов 37 и 38 перенести на октябрь. Я докладчик, с комитетом в лице уважаемого Ярослава Евгеньевича Нилова согласовано. Спасибо.
Коллега Смолин Олег Николаевич предлагает рассмотрение 37-го и 38-го вопросов перенести на октябрь. Нет возражений? Нет. Принимается.