Заседание № 65
О проекте федерального закона № 135674-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части установления правовых основ формирования и реализации промышленной политики в сфере судостроения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Доклад Александра Юрьевича Спиридонова. Пожалуйста. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов к третьему чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 15 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 135674-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части установления правовых основ формирования и реализации промышленной политики в сфере судостроения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает Александр Юрьевич Спиридонов. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В условиях беспрецедентного санкционного давления, запрета на поставку оборудования, комплектующих, технологий, материалов нам нужно иметь надёжные организационные, экономические, финансовые механизмы для строительства отечественного флота. Данный законопроект - важный шаг, он поможет нам определять достоверно стоимость строительства судов. Судостроители и судовладельцы давно ждут его принятия. Ко второму чтению поступило три поправки, они расширяют возможность проведения экспертизы обоснованной стоимости проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов. Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 56 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 19 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СПИРИДОНОВ А. Ю. Уважаемые коллеги, большое спасибо. Законопроект полностью готов к третьему чтению. Прошу поставить его для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 28 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Прошу учесть.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 135674-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части установления правовых основ формирования и реализации промышленной политики в сфере судостроения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 51, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра промышленности и торговли Виктора Леонидовича Евтухова. ЕВТУХОВ В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за то, что сегодня рассматриваете этот очень важный проект закона - "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Мы его разработали в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ещё от 31 мая 2017 года и ряда поручений правительства. В чём проблема? В настоящее время в области определения стоимости, например, инвестиционных проектов для объектов капитального строительства существует нормативная база. Все проекты сдаются в Главгосэкспертизу, определяется правильность ориентировочной цены контракта, и дальше контракты начинают исполняться. Вот для строительства судов - а это тоже капитальные вложения, они все в программах капитальных вложений различных наших ведомств предусмотрены - нормативная база отсутствует. Соответственно, проведение проверки на предмет эффективности использования направляемых бюджетных средств в этой области затруднено, и, естественно, происходит снижение достоверности определения цены контракта, что в дальнейшем приводит к неэффективности использования тех средств, которые выделяются для строительства судов в рамках государственного заказа, ну и регионального и муниципального в том числе. Что предлагается законопроектом? Во-первых, определить процедуру. Вводятся понятия процедуры определения ориентировочной стоимости строительства судна или серии судов и процедуры определения трудоёмкости при проектировании, строительстве, ремонте и утилизации судов. В чём здесь проблема? Сегодня определяется ориентировочная цена, но она определяется условным методом, я не буду говорить, что пальцем в небо, но, по большому счёту, идёт запрос нескольких ценовых предложений, потом из этих ценовых предложений выбирается, там, два-три, а далее примерно определяется цена контракта. К чему в конце концов мы приходим? Приходим к тому, что верфь заключает контракт, строит судно, стоимость реальная, фактическая становится выше, появляются разногласия, соответственно, сдвигаются вправо сроки строительства судов, и дальше орган государственной власти, который заказал судно, идёт в Минфин и просит дополнительное финансирование, а Минфин, как правило, в общем, не очень с этим согласен. Это первый момент. Второй момент. Мы вводим процедуру проведения проверки достоверности обоснований ориентировочной стоимости строительства судна, о которой я уже говорил. Ну, например, у нас есть такой институт - Центр технологии судостроения и судоремонта, который находится в Петербурге, приказом министра он обозначен как экспертная организация, с большими компетенциями, этот центр существует с советского времени, проводил эту работу. Они проводили экспертизу 110 судов и кораблей в рамках оборонно-промышленного комплекса заранее, и в этом случае по заказам - когда они контрактовались, дальше подводились итоги - было соответствие практически первоначальной цене контракта. Но в большинстве случаев, к сожалению, такая экспертиза не проводится, сегодня это делается добровольно либо заказчиком (как госзаказчиком, так и коммерческим), либо, соответственно, верфью, но дальше опять-таки всё это уходит в споры и непонятно каким образом принимается решение. В данном законопроекте такая норма закрепляется и правительство наделяется полномочиями по нормативно-правовому регулированию порядка определения ориентировочной стоимости судов и, соответственно, трудоёмкости, а также установлению органа, который будет определять экспертную организацию, в данном случае это Министерство промышленности и торговли. Данный законопроект, ещё раз повторю, направлен на то, чтобы максимально эффективно использовать бюджетные средства, которые сегодня выделяются на строительство судов. Приведу пример. Из 172 судов, построенных нашей крупнейшей судостроительной корпорацией "ОСК", которая объединяет порядка 80 процентов верфей Российской Федерации, более половины было построено за счёт средств федерального бюджета. То есть это действительно серьёзная вещь, потому что у нас много судов строится именно за государственные деньги. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Юрьевича Спиридонова. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Очень здорово, что мы принимаем и рассматриваем этот законопроект в преддверии замечательного праздника - Дня кораблестроителя. В настоящее время законодательство Российской Федерации, к сожалению, не в полной мере обеспечивает возможности регулирования ценообразования в сфере судостроения. Это сказывается на достоверности определения цены на строительство судна, что снижает эффективность планирования и использования бюджетных средств. Также в связи с отсутствием полномочий у органов государственной власти по определению ориентировочной стоимости строительства судна на этапе его проектирования представляется затруднительным определить обоснованную начальную максимальную цену контракта. Такая ситуация может приводить к увеличению сроков исполнения государственного заказа, поскольку велика вероятность того, что фактические затраты на строительство судна будут превышать начальную цену. Законопроект устанавливает правовые основы формирования и реализации промышленной политики в сфере проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов и других плавучих сооружений. Законопроектом предусматривается определение максимально достоверной стоимости строительства судна, позволяющей обеспечить обоснованность и эффективность затрат на реализацию инвестиционных проектов, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Для реализации данной цели законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка проведения экспертизы ориентировочной стоимости, выдачи заключения по результатам проведения проверки, установления платы за её проведение, отбора организаций, которые могут осуществлять проверки. Особенно важно, что закрепляются полномочия по утверждению правил разработки и нормативов трудоёмкости. С учётом сказанного Комитет Госдумы по промышленности и торговле поддерживает концепцию проекта федерального закона и предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Виктор Леонидович, что касается судов, морских, речных, это понятно. А вот что касается воздушных судов, особенно в рамках выделения сегодня огромных средств на их строительство и проектирование, - нуждается ли эта отрасль в таком же механизме? И может быть, стоит это сделать сразу, в рамках этого законопроекта? ЕВТУХОВ В. Л. Этот вопрос, наверное, надо адресовать моему коллеге Олегу Бочарову, который отвечает за авиацию, может быть, пригласить его. Они в курсе, что мы такой проект разработали, здесь у нас было отдельное поручение президента. Но здесь ситуация какая? У нас очень много верфей, которые сегодня занимаются кораблестроением, судостроением, и заказчиков много, в том числе заказчиков с госучастием. Там же, может быть, просто поуже сегмент, поэтому, возможно, они считают, что у них чётко идёт определение цены. Но я думаю, что вопрос можно рассмотреть и, соответственно, в дальнейшем вынести. И я бы просил, если можно, этот законопроект принять в эту сессию, потому что у нас данная проблема давно назрела, у нас по огромному количеству судов, к сожалению, сроки сдвигаются вправо, по многим судам есть разногласия по финансированию, и верфи, естественно, просят для себя программы финансового оздоровления, а это дополнительные средства. То есть проблему надо было решать ещё вчера, поэтому пришли к ней сегодня. Просьба принять в эту сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", пункт 51. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 26 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.