Заседание № 94
15.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 135180-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за оставление без надзора несовершеннолетних родителями или иными законными представителями).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7257 по 7419 из 8421
Пункт 28 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Республики Карелия Риммы Петровны Русаковой. Пожалуйста, Римма Петровна. РУСАКОВА Р. П., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Уважаемые депутаты, данный законопроект предусматривает установление административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за нахождение несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет в ночное время без сопровождения родителей или иных законных представителей на улицах, вокзалах, в скверах, парках и других общественных местах, а также административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допускающих нахождение указанных несовершеннолетних в их помещениях при проведении развлекательных, досуговых мероприятий в ночное время. Я не буду утомлять вас статистикой, я думаю, что в этом зале все достаточно хорошо владеют статистикой, я хочу только остановиться на резолюции Правового управления Аппарата Госдумы на этот законопроект о том, что фактически является ограничением прав несовершеннолетних. Уважаемые законодатели, подумайте, пожалуйста, а нужно ли несовершеннолетним такое право - находиться в ночное время с 23 часов до... в течение ночи на улицах? Нужно ли такое право? Здесь, очевидно, в противоречие вступают предлагаемая юридическая норма... Кстати, обращаясь к этому, я бы хотела сказать, что положения законопроекта не содержат ограничений и не нарушают права ребенка. Здесь вступают в противоречие юридическая и нравственная стороны. Моя точка зрения, как матери, как бабушки: ночью дети должны спать. Поэтому, я думаю, может быть, стоит пересмотреть юридическую норму, чтобы защитить нравственную. Спасибо, уважаемые господа депутаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Москалец сделает содоклад от комитета. С места, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну я не думаю, что нам стоит совсем упрощать законодательную технику, особенно в присутствии представителей законодательных органов субъектов Российской Федерации. Ладно, не буду много говорить. Я попрошу депутатов представить хотя бы только одну ситуацию, житейскую ситуацию. Скажем, едет семья в отпуск, находится в здании аэровокзала. Родители или какой-то из родителей временно отошли по каким-то причинам, или к газетному киоску, или еще куда-либо. У вещей остались два мальчика, пятнадцати и тринадцати лет. Приходят родители обратно, а тут ждет их уже милиция и говорит: "Нужно платить штраф". Не только для родителей, я думаю, и для вас всех сейчас удивительно: за что и на каком основании? И вот тут я отвечаю, что, конечно, не за что, но на основании того проекта закона, который мы с вами сейчас рассматриваем по инициативе Законодательного Собрания Карелии и можем принять. Так разве можно согласиться с таким законопроектом, с такой инициативой? Я думаю, что нет. И могу далее приводить примеры, когда практическая реализация подобной инициативы может порождать абсурдные ситуации. А вообще, в Кодексе об административных правонарушениях предусматривается ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию. И скорее, в этом вопросе нужно обратиться к правоприменительной практике, а не рассматривать вопрос о недостатках существующего законодательства. Комитет единогласно выходит к вам с предложением об отклонении данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов к докладчикам. Есть ли желающие выступить? Вижу две руки: Попов и Лахова. Включите режим записи, пожалуйста. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Пожалуйста, Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые коллеги, вот Римма Петровна выступала по очень важной проблеме, эта проблема сегодня волнует все субъекты Федерации. Сегодня есть пробелы в нашем федеральном законодательстве. Наш комитет работает над законом о правах ребенка, где мы будем вносить запретительную норму. Нас сегодня призывают внести поправки в закон об административной ответственности за то, что нельзя, а что нельзя - у нас это нигде не оговорено, поэтому наказывать за то, что не оговорено, мы пока, извините, не можем. Что касается Правового управления, я считаю, они неправильное сделали заключение. Мы можем ограничивать и свободы, и права, если это будет в интересах ребенка, это говорит статья 55 Конституции. А вот эти поправки, которые вносятся, именно в интересах наших детей. Поэтому мы Римму Петровну приглашаем в наш комитет для того, чтобы мы могли сделать поправки к федеральному закону о правах ребенка вместе с этим субъектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В. Не согласен с примерами, приведенными Александром Петровичем Москальцом. Не убедили они меня в том, что такая норма не нужна. Мое предложение: принять законопроект в первом чтении, а во втором уже постараться доработать вот эти все возможные моменты, связанные с аэропортом, с вокзалом, с речным портом, еще с какими-то учреждениями, где дети случайно могут оказаться без надзора родителей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я просто хотел бы немного смягчить то, что говорил Александр Петрович. Александр Петрович, вероятно, просто сильно устал уже из-за того, что целый день был на трибуне. Я могу сказать, что мы в комитете действительно очень внимательно рассматривали этот законопроект, и если бы была хоть какая-то возможность, мы бы, безусловно, рекомендовали его принять. Тема крайне важная. Но Екатерина Филипповна совершенно правильно говорила, что нормы закона об административной ответственности могут основываться в данном случае только на федеральном законе о том, что делать можно, а что нельзя. К сожалению, наш комитет профильный длительное время занимался тем, что "мариновал" и "мочил" законы о повышении детского пособия, а вот такого законопроекта не разработал. После того как этот законопроект будет разработан и будет несколько исправлена юридическая техника вот здесь, мы подобный законопроект, я думаю, сможем принять. Во всяком случае в утешение карельскому законодателю я хотел бы сказать, что техника законопроекта... Законопроект похож достаточно на законопроект Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, который мы недавно рассматривали, и к чести Законодательного Собрания Республики Карелия, их законопроект написан существенно лучше, но вот, к сожалению, пока еще не подходит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость в заключительном слове? Хотите сказать, да? Пожалуйста, в ложе включите микрофон. РУСАКОВА Р. П. Большое спасибо Екатерине Филипповне. И я бы хотела поблагодарить уважаемых законодателей за то, что поддержали это. Вы знаете, я подготовила достаточно аргументированный доклад по законопроекту, но ввиду того, что, я вижу, в конце рабочего дня все устали, я позволила себе остановиться только на самом болезненном моменте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость в заключительном слове комитета? Нет. Ставится на голосование предложение принять в первом чтении данный законопроект. Комитет предлагает его отклонить. Кто за то, чтобы его принять? Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 32 мин. 04 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Не принимается законопроект.