Заседание № 98
05.06.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 134962-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6484 по 6692 из 7817
Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта". Доклад представителя Государственного Совета Республики Татарстан депутата Государственной Думы Ильдара Ирековича Гильмутдинова. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законодательная инициатива Государственного Совета Республики Татарстан, которую мы сейчас обсуждаем, обусловлена целым рядом проблем, складывающихся сегодня в системе высшего профессионального образования как в нашей республике, так и в других субъектах Российской Федерации. Принцип демократического государственно-общественного характера образования, автономности образовательных учреждений - это, безусловно, большое завоевание демократии в сфере высшего образования, однако принцип автономии высшего учебного заведения не должен пониматься как некая гарантия бесконтрольности и безнаказанности вуза. Он не означает выведения вуза из-под контроля органов, наделённых соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законами санкций в случае нарушения вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией. Вместе с тем в настоящее время в субъектах Российской Федерации складывается прямо противоположная ситуация. Контролирующий федеральный орган в лице Рособрнадзора находится в Москве и просто физически не в состоянии обеспечить контроль за всеми высшими учебными заведениями страны и своевременно отреагировать на многочисленные жалобы и обращения, которые поступают из регионов России. При этом в вузах обучаются в основном студенты из того субъекта Федерации, в котором этот вуз расположен. Соответственно, их родители со своими претензиями и тревогами в первую очередь обращаются в республиканские органы образования, а те не имеют возможности хоть как-то помочь в данной ситуации: нет полномочий, они не предусмотрены законом. В результате вузы продолжают осуществлять свою деятельность с нарушениями, а у жителей региона появляется недоверие к местной региональной власти, которая, по их мнению, не в состоянии решить их проблемы. В данном законопроекте применён принцип, аналогичный изложенному в части 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть субъект имеет право по своему желанию за свои деньги путём принятия своего закона осуществлять полномочия по контролю и надзору за высшим образовательным учреждением в части выявления нарушений и представления этой информации Рособрнадзору для принятия необходимых мер. Ещё раз хочу подчеркнуть: именно участвовать, а не принимать решение, выявлять нарушения и сообщать информацию в Москву в Рособрнадзор для принятия решений. Другая проблема. В последние годы в республике обозначился перекос в сторону профессиональной подготовки специалистов гуманитарного цикла. При острой нехватке специалистов инженерно-технического направления 97 процентов коммерческих вузов, находящихся в нашей республике, готовят специалистов гуманитарного цикла. Здесь явно просматривается желание заработать быстрые деньги. При этом складывается парадоксальная ситуация: родители платят за обучение своего ребёнка якобы престижной профессии, а их ребёнок, ещё не закончив вуз, уже потенциальный безработный, так как в республике уже переизбыток людей данной профессии. К примеру, в настоящее время такая ситуация сложилась с юристами, экономистами, педагогами. Аналогичная ситуация, наверное, и в других регионах России. В связи с этим предлагаемый законопроект даст возможность региональным органам образования вместе с вузами активно регулировать процесс формирования перспективных направлений профессиональной подготовки кадров, а также участвовать (ещё раз говорю - не решать, а участвовать) в определении контрольных цифр приёма в вуз в соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации. Окончательное решение за Министерством образования и науки. С учётом сложившейся ситуации в Государственном Совете Республики Татарстан было принято решение разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, который мы сегодня с вами рассматриваем, в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта. Проект закона был подготовлен с учётом изменений, внесённых в Закон Российской Федерации "Об образовании", в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и результатов контрольных мероприятий, проведённых по линии Рособрнадзора, за соблюдением высшими учебными заведениями, их филиалами и представительствами требований законодательства, а также необходимости проведения обучения с учётом потребностей экономики субъекта Российской Федерации. С учётом изложенного прошу уважаемых депутатов Государственной Думы поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту от Комитета по образованию сделает Гаджимет Керимович Сафаралиев. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по образованию на своём заседании 23 апреля этого года самым тщательным образом с участием представителей Государственного Совета Республики Татарстан и представителей Министерства образования Татарстана рассмотрел этот законопроект. Ну, о концепции уже мой коллега, Ильдар Ирекович, рассказал, поэтому это освобождает меня от повторения. Скажу по сути. Дело в том, что принятие предлагаемого закона приведёт к дублированию полномочий федеральных органов государственной власти, первое, и, второе, к увеличению контрольной нагрузки на высшие учебные заведения. Следует отметить, что действующим законодательством уже предусмотрены нормы, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в лице своих представителей или непосредственно участвуют в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, в том числе и высших учебных заведений, так что эта функция имеется. Они участвуют в осуществлении государственного контроля за качеством образования, это прописано в подпункте 2 пункта 3 статьи 38 Закона "Об образовании", а также в пункте 2 статьи 26 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", участвуют в выборах ректоров и в формировании госзаказа на подготовку специалистов. Так что те вопросы, которые поставлены здесь, в общем-то, все решаются в той или иной форме. Также пунктом 11 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что государственные "образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счёт средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приёму обучающихся их целевой приём в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования". Принятие других норм, регламентирующих формирование контрольных цифр приёма, комитет считает нецелесообразным. Кроме того, размещение государственного заказа осуществляется на конкурсной основе. При этом согласование заявок проходит все стадии процедуры согласования со всеми заинтересованными структурами власти. Практически то, что подаётся из регионов, рассматривается в министерстве и всё определяется по той заявке, которую дал регион. По вопросу передачи контрольно-надзорных полномочий в области высших учебных заведений органам государственной власти субъектов Российской Федерации также следует отметить, что Федеральным законом № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что полномочия по контролю и надзору в сфере образования относятся к компетенции Российской Федерации. В то же время предусмотрена передача исполнения значительной части контрольно-надзорных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Сохранение у федерального органа исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий в отношении высших учебных заведений обусловлено необходимостью усиления контроля со стороны Российской Федерации за исполнением законодательства в области предоставления высшего образования, а также необходимостью обеспечения единообразных подходов при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в области высшего образования. Положения 258-го федерального закона в части осуществления контрольно-надзорных полномочий вступили в силу с 1 января 2009 года, и принятие законопроекта негативным образом может повлиять на складывающуюся практику осуществления контрольно-надзорных полномочий в области образования. Правительство Российской Федерации не поддержало представленный законопроект. Правовое управление Аппарата Госдумы также прислало заключение с существенными замечаниями. Хотя я хотел бы сказать, в комитете отмечалось, что в принципе в этом есть определённое рациональное зерно, но в том виде, в котором законопроект представлен, он не может быть принят. На основании этого Комитет Госдумы по образованию предлагает отклонить проект федерального закона, предлагаемый Госсоветом Республики Татарстан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока оставайтесь, Гаджимет Керимович, на трибуне. Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов. Присаживайтесь. Есть желающие выступить? Тоже нет. Всё понятно. У Белякова вопрос. Беляков Антон Владимирович, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Ну, если позволите, вы мне задали вопрос, мне кажется, будет справедливо, если я на него отвечу. У меня складывается впечатление по манере ведения сегодняшнего мероприятия, что партия власти всё больше... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите, пожалуйста, микрофон. Это не вопрос. Я просто попрошу службу безопасности и аппарат обратить на это внимание. Вместо того чтобы действительно реагировать нормально, вы пытаетесь ещё оправдываться. Коллеги, кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я решу этот вопрос, но не с вами уже, а с руководством аппарата. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы даже не понимаете, почему я задала этот вопрос? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 41 сек.) Проголосовало за 15 чел.3,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 16 чел. Не голосовало 434 чел.96,4% Результат: не принято Не принято.