Заседание № 144

21.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 134779-8 "О внесении изменений в статью 55-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (об использовании кредитной организацией средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций на уплату налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2615 по 2827 из 5106
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 55-16    
Градостроительного кодекса Российской Федерации". Смоленская областная Дума     
предлагает рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому   
представит законопроект и выскажет мнение комитета Николай Николаевич           
Алексеенко.                                                                     
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом, который внесён      
Смоленской областной Думой, предлагается предоставить возможность               
саморегулируемым организациям, которые действуют по упрощённой схеме            
налогообложения, уплачивать налог с доходов, которые получены от размещения     
данных средств, непосредственно из средств компенсационных фондов. Таким        
образом, мы устраняем правовую коллизию, так как более половины СРО, которые    
действуют по упрощённой системе налогообложения, не могут оплачивать налоги     
из комфондов. Эта норма, в которую мы вносим изменения, действует с 2017        
года, и мы просто уравниваем их в возможностях.                                 
                                                                                
Если простыми словами, в чём суть предложения? Для обеспечения                  
ответственности строительных организаций сформированы фонды возмещения вреда    
и обеспечения договорных обязательств, их средства размещаются на депозитах     
либо инвестируются через соответствующие финансовые институты, уполномоченные   
банки. И в Градкодекс введён конкретный перечень случаев, для чего могут        
использоваться средства комфонда. Так вот в случае применения упрощённой        
системы налогообложения они не могут использоваться для оплаты налогов с        
полученного дохода. В большинстве случаев что делают эти саморегулируемые       
организации? Они просто размещают деньги на депозите без процентов, и, таким    
образом, есть недополучение, скажем так, недокапитализация этих фондов, либо    
организация вынуждена собирать дополнительные взносы со своих членов, а это     
касается более 70 тысяч подрядных организаций.                                  
                                                                                
Законопроект доработан с учётом замечаний правительства, в официальном отзыве   
он поддерживается. У Правового управления есть ряд замечаний к формулировкам,   
которые могут быть учтены ко второму чтению. Коллеги, законопроект              
поддерживается Комитетом Госдумы по строительству и ЖКХ. Прошу вас поддержать   
его, принять в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Камнев Георгий Петрович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАМНЕВ Г. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Николай Николаевич, скажите, пожалуйста, а какой сейчас вообще размер,          
текущий размер этих компенсационных фондов? И как вы считаете, как они          
используются, эффективно, неэффективно?                                         
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н. Ну, по последним данным, фонд возмещения вреда - это 61        
миллиард рублей, фонд обеспечения договорных обязательств - 106 миллиардов      
рублей.                                                                         
                                                                                
Суммы довольно существенные саккумулированы, но пока они, скажем так,           
используются не очень эффективно. Из фонда возмещения вреда выплачено 1,3       
миллиарда рублей, всего 2 процента, из фонда обеспечения договорных             
обязательств - менее 1 миллиарда, это 0,9 процента. С одной стороны, это        
говорит о том, что этот инструмент хотя и создан, но недостаточно эффективно    
работает. С другой стороны, возьмём, например, возмещение вреда: строительный   
цикл довольно длительный - изыскания, проектирование, построили, ввели в        
эксплуатацию, - долго стоит здание, а возмещение вреда происходит после         
разрушения объекта или ещё какого-то ЧП, соответственно, это возмещение         
какого-то отложенного риска. Поэтому они, надеюсь, не будут востребованы, но    
лучше, чтобы они были.                                                          
                                                                                
Вообще, ведётся дискуссия, и я думаю, что здесь можно было бы посмотреть на     
доработку этой нормы о формировании этих фондов в сторону большей               
эффективности. Может быть, посмотреть также в сторону помощи подрядным          
организациям, использовать их при обеспечении заявки либо обеспечении           
выполнения контрактов, такую дискуссию ведём, в том числе с министерством       
строительства. Если эта норма будет принята, это будет существенная поддержка   
для подрядных организаций на рынке.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Николай Николаевич, только что, отвечая на вопрос       
коллеги, вы сказали, что эти фонды используются, мягко говоря, неэффективно,    
когда 0,5 процента и 1 процент или 2 процента от накопленной суммы              
направляется по назначению, а напоминаю, что это обеспечительный платёж, это    
фактически, как в страховании, резервы, страховые резервы. Если в страховании   
актуарные расчёты присутствуют, когда страховые резервы используются, и         
страховой тариф считается на этом основании, то здесь никаких актуарных         
расчётов нет. Вдумайтесь, фактически собираются десятки и сотни миллиардов      
рублей, а по назначению тратится 1 процент, то есть 99 процентов денег с        
отрасли собирается непонятно для чего. Всё это, естественно, ложится в цену.    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, у вас есть какие-то предложения, как эту ситуацию          
исправить, альтернативные варианты?                                             
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н. Ну я чуть ранее об этом и сказал, собственно, что ведётся      
дискуссия, не всеми это поддерживается, в первую очередь, наверное, не          
поддерживается непосредственными бенефициарами. По большому счёту, здесь        
главный бенефициар - это банки. Вот если ближе к нашему законопроекту: если     
мы его принимаем, то СРО будут вкладывать уже не под 0 процентов на депозит,    
а под какой-то процент. А так вкладываются десятки миллиардов в банки на        
беспроцентные депозиты, они прекрасно докапитализируются и так далее.           
                                                                                
Из выходов, я говорю, более эффективный... у нас есть разные идеи, в том        
числе революционные - давайте отнимем комфонды, отдадим сиротам, или в          
достройку, или обманутым дольщикам. Но нужно понимать саму природу этих         
фондов, они сформированы не из бюджета или откуда-то ещё, это взносы            
организаций, которые участвуют в саморегулируемых организациях, они             
сформировали эти фонды добровольно, мы не можем их просто так забрать, мы не    
можем их взять и раздать. Но чтобы это более эффективно работало для            
участников рынка, вот я говорю: посмотреть, возможно, использовать их в         
качестве обеспечения заявки на участие в конкурсах. Бывают часто конкурсы, 20   
компаний, допустим, заявилось, конкурс на 10 миллионов рублей, и каждая по      
250 тысяч рублей банкам заплатила вот этот 1 процент, чтобы обеспечить          
заявку. И потом есть такие случаи, этим торговые площадки грешат: объявляют     
конкурс, собирают платежи, в банки деньги отдают, а конкурс отменяется. На      
самом деле надо посмотреть и с этой стороны. Конечно, эффективность             
использования фондов нужно повышать, но их значимость... для баланса системы    
они нужны.                                                                      
                                                                                
Здесь ещё важно посмотреть правоприменительную практику. Раньше вообще не       
было судов и прецедентов. Сейчас, если достаточно грамотные в регионах          
заказчики, они могут обращать внимание на комфонды, и такие суды уже есть.      
Речь шла только об использованных средствах, но сейчас почти на миллиард дела   
в судах находятся, и там уже заявлены требования к этим комфондам. Это вопрос   
опять же грамотности и дальнейшей эволюции системы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович.                                                          
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Николай Николаевич, есть ли прогнозная оценка экономического эффекта от         
данного законопроекта?                                                          
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н. Айдар Раисович, вчера озадачился этим вопросом. Не было в      
обосновывающих материалах этой цифры, вот связался с руководством НОСТРОЯ, и    
мы примерно подсчитали. Мы видим, что здесь выпадающие, скажем, условно         
выпадающие доходы, или необходимые расходы, участников СРО, то есть             
докапитализация комфондов СРО за счёт этого 3-3,5 миллиарда рублей по году.     
Вот если с 2017 года посчитать, за пять-шесть лет: можно, например, в 2 раза    
больше выделить денег на обеспечение жильём детей-сирот. Я не знаю, как будут   
использованы комфонды в конце концов, какую мы законодательную конструкцию,     
так сказать, докрутим, но эффект довольно значительный: 3-3,5 миллиарда         
рублей по году.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Николай Николаевич.                                             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Буду краток. Мы       
поддерживаем этот законопроект, как мы поддержали законопроект под пунктом 17   
на эту же тему, который мы рассматривали сегодня, но хотелось бы сказать, что   
 законопроект под пунктом 17 мы, к сожалению, приняли в усечённой редакции      
(он правильный, нужно было его поддерживать).                                   
                                                                                
Коллега, выступая с трибуны, сказал, что вот этот компенсационный фонд до       
сегодняшнего дня фактически обогащал банки, сейчас мы эту проблему решим. Но    
в любом случае эти деньги не работают, не идут по назначению, хотя участники    
рынка их платят. И вот это неправильно. Эту проблему нужно решать.              
                                                                                
Что касается фонда возмещения вреда. У нас ведь никуда не делось гражданское    
законодательство, Закон "О защите прав потребителей", по которому застройщики   
платят за все издержки и так далее, то есть эта ответственность никуда не       
делась. У нас по факту получается, застройщики... Почему я про это говорю?      
Потому что это всё в стоимость жилья входит. Это тормозит конкуренцию, потому   
что является ограничением. Размер взноса в компенсационный фонд иногда бывает   
неподъёмен для участников рынка, которые хотели бы зайти на торги. Этим мы      
уменьшаем количество участников торгов, а практика показала, расчёты            
показали, что если участников один или два, то в конечном итоге заказчик        
переплачивает, и эти суммы очень большие. А вот если три участника и более,     
то там экономия получается у заказчика. Это очень важная вещь.                  
                                                                                
Коллеги, ещё раз подчеркну: мы поддержим этот законопроект, но нужно            
обязательно к этой теме вернуться, потому что проблемы в строительстве никуда   
не ушли. Проблемы с обеспечением граждан жильём у нас есть, и нужно упрощать    
доступ участников рынка на торги. Вот решение этих проблем могло бы расширить   
конкуренцию.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет.             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.