Заседание № 166

02.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 134752-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (о страховании средств, размещённых на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 681 по 688 из 7744
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Большая просьба отложить         
рассмотрение пункта 17 сегодняшней повестки дня до получения официального       
отзыва правительства.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 840 по 879 из 7744
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хочу проинформировать вас и Павла Алексеевича       
тоже, что позавчера было заседание комиссии по законопроектной деятельности,    
на котором обсуждён и согласован отзыв правительства на данный законопроект.    
Я информирую вас, что правительство поддерживает данный законопроект с          
замечаниями. Полагаю, что Андрей Викторович Логинов меня поддержит и            
подтвердит это также. И кроме того, я хочу сказать, что комитет настаивает на   
сегодняшнем рассмотрении.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А второй у нас, Медведев? Там много авторов, не только    
Медведев.                                                                       
                                                                                
Вы настаиваете на голосовании, Павел Алексеевич? Я могу только одно сделать:    
поставить на голосование ваше предложение с учётом возражения комитета,         
который настаивает на том, чтобы рассматривать сегодня. Поэтому давайте         
проголосуем. Отзыв правительства имеется, он положительный, но с замечаниями.   
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Медведева не рассматривать         
сегодня пункт 17. Комитет предлагает оставить вопрос в повестке дня.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      5 чел.                                          
Не голосовало                 445 чел.98,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остаётся в повестке дня.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6925 по 7394 из 7744
Пункт 17 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О страховании вкладов     
физических лиц в банках Российской Федерации" и в статью 4 Федерального         
закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных          
банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов   
физических лиц в банках Российской Федерации". Доклад депутата                  
Государственной Думы Павла Алексеевича Медведева. Пожалуйста.                   
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Большое спасибо.                                                 
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Как вы знаете, уже довольно    
долго - более шести лет - в нашей стране действует закон о страховании          
вкладов граждан в банках, который обеспечивает гражданину возврат его денег     
из банка, которые там находились на счёте или на депозите, если банк            
обанкротится. Правда, выплата ограничена 700 тысячами рублей. Законопроект, о   
котором я сейчас вам докладываю, распространяет эту норму и на индивидуальных   
предпринимателей.                                                               
                                                                                
Индивидуальные предприниматели, которые работают без образования юридического   
лица, естественно, по закону должны иметь счёт в банке. К сожалению, в          
последние полтора-два года банки банкротятся со скоростью банк в неделю. И      
индивидуальные предприниматели, которые, как правило, разбираются хорошо в      
своём деле, но плохо разбираются в финансах, попадаются, теряют свой вклад, и   
как минимум вклад оказывается блокированным на много месяцев, пока банк         
находится в процедуре банкротства. Естественно, их маленький, крошечный         
бизнес этого выдержать не может, бизнес умирает, они теряют доход, а их семья   
теряет средства к существованию. Эти люди приходят жаловаться, и жалобы их      
звучат очень остро, возразить им чрезвычайно трудно, тем более что они          
уверены, что они должны были быть застрахованными, потому что они же не         
юридические лица, а физические лица. Я уж не говорю о том, что мы постоянно     
повторяем, что мы малый, а тем более крохотный бизнес защищаем.                 
                                                                                
На закон есть положительные отзывы от правительства и Центрального банка. Вот   
как мне сегодня сообщили, есть даже два положительных отзыва правительства на   
этот закон. Первый отзыв содержал некоторые условия, которые мы, естественно,   
выполнили. Возражает только комитет - Комитет по финансовому рынку. По-моему,   
возражает по недоразумению. Значит, я вынужден перечислить все возражения       
комитета, раз я сделал такое утверждение, что он возражает по недоразумению.    
                                                                                
Первое возражение. При принятии действующего закона, то есть основного          
закона, о котором я говорю, целью его было повышение доверия населения к        
банковской системе, а также стимулирование введения в финансовый оборот         
накоплений граждан, до того хранившихся под подушкой, а в законопроекте речь    
идёт уже не о накоплениях. Действительно, когда я говорю о счетах               
индивидуальных предпринимателей, я говорю не о накоплениях, то есть не о        
депозитах, я говорю о счетах. Так сложилось в моей жизни, что я имел            
некоторое отношение к принятию основного закона, и я позволю себе заметить,     
что цель здесь сформулирована не совсем правильно. В законе, в статье 2, - не   
поленитесь открыть - написано, что охраняет этот закон: он защищает не только   
вклады, но и счета. Вот те из нас, кто получает деньги на счёт банковский, на   
карточный счёт, может быть спокоен - этот счёт защищён. Более того, ровно с     
этой трибуны я однажды имел повод сказать, что, как правило, страшнее           
потерять деньги со счёта, чем с депозита, потому что на депозите, как           
правило, лежит будущий автомобиль, а на счёте - сегодняшний хлеб. На счетах     
вот этих крошечных предпринимателей лежит сегодняшний хлеб. Так сложилось,      
что ко мне из разных мест - от Владивостока до Калининграда - приходят люди     
жаловаться, когда что-нибудь в банках не так. Они приходят и сообщают, какие    
они потеряли деньги. Таких, кто потерял свыше 300 тысяч рублей (напоминаю,      
700 тысяч страхуется), ну, я не встречал. То есть это ничтожные деньги, и это   
действительно сегодняшний хлеб.                                                 
                                                                                
Напоминаю, что я только что процитировал, что авторы сказали про подушку,       
из-под которой деньги должны были быть извлечены с помощью основного закона.    
Это действительно происходит, слава богу.                                       
                                                                                
К сожалению, такая печальная статистика. Вот эти крошечные предприниматели      
очень сплочены, и они друг другу сообщают, что происходит, если банкротится     
банк. И они выводят деньги из банковской системы. Среднегодовая скорость        
ухода денег из банковской системы, по крайней мере в последние два года, - 20   
процентов. Сообщаю вам, что, несмотря на все кризисы, в последние два года      
среднегодовая скорость притока денег физических лиц - 25 процентов. То есть     
если вклад застрахован, если счёт застрахован, то люди банков не боятся, они    
им доверяют.                                                                    
                                                                                
Куда уходят те деньги, которые вот эти крошечные предприниматели уводят из      
банков? Не под подушку, к сожалению. Они, как вы легко догадываетесь, уходят    
в серый наличный оборот, и теперь появилась ещё возможность серого              
электронного оборота. Какие преимущества в этом обороте, вы знаете: не надо     
платить налоги. Обратно их втянуть потом, даже если примем закон, будет очень   
трудно. Если мы сейчас закон не примем, они, вот те, уже нелегальные,           
отнесутся к этому безразлично. Мы сейчас, если не примем этот закон, накажем    
легальных, накажем тех, кто ещё нам верит.                                      
                                                                                
Второе возражение такое: если мы дополнительно к тем физическим, так сказать,   
настоящим физическим лицам, счетам и депозитам настоящих физических лиц, ещё    
кого-то застрахуем, то на систему страхования увеличится нагрузка,              
следовательно, банки её переложат на настоящих физических лиц - будут им        
меньше процент платить. Вот в заключении комитета написано, что это очевидно,   
но это не только не очевидно, это абсолютно неверно. Увеличивается количество   
застрахованных субъектов каждый день. Пришёл в банк Иванов, у которого          
никогда не было счёта, и открыл там счёт, положил деньги - он стал              
дополнительным застрахованным субъектом. Пришёл Петров, открыл депозит и туда   
положил свои деньги первый раз в жизни - он стал новым застрахованным           
субъектом. Таких новых субъектов за время существования закона оказалось так    
много, что вначале общее количество застрахованных было в пять-шесть раз        
меньше, чем сегодня. Увеличилась ли нагрузка? Вначале нагрузка была 0,15        
процента в квартал - вот столько надо было отчислять от этих денег физических   
лиц, а теперь только 0,1, то есть в полтора раза нагрузка уменьшилась,          
несмотря на то что количество субъектов увеличилось в пять-шесть раз. Так что   
этот аргумент не только не очевидный, а просто абсолютно неверный.              
                                                                                
И наконец, последнее замечание связано с тем, что текст закона просто           
абсолютно не понят. Основной закон устроен таким образом, что вот эти           
индивидуальные предприниматели идут вместе с адвокатами и нотариусами, и если   
мы отменяем отмену - извините за такую сложную фразу - страхования для          
предпринимателей, то мы одновременно отменяем отмену его и для нотариусов.      
Давайте для определённости я буду говорить только о нотариусах. То есть счета   
нотариусов оказываются, если закон будет принят, тоже застрахованными.          
                                                                                
Что нам говорит комитет? Комитет говорит, что мы сказали "а" - застраховали     
счета нотариусов, но не сказали "б" - чьи деньги на счетах нотариусов будут     
считаться застрахованными. Дело в том, что нотариус на своём счёте держит       
деньги Иванова, Петрова и "Газпрома". Он их когда-то должен будет вернуть,      
ну, не буду рассказывать, при каких обстоятельствах. Но мы-то не предлагаем     
страховать деньги Иванова, Петрова и "Газпрома" - "Газпрома"-то и нельзя,       
потому что он не физическое лицо, - мы предлагаем застраховать только счёт      
нотариуса, 700 тысяч, и всё. И если у него долгов 700 миллионов, это его        
дело. Ведь когда индивидуальному предпринимателю или просто физическому лицу    
мы предлагаем застраховать 700 тысяч, мы же его не спрашиваем, кому он эти      
деньги собирается отдать - юридическому или физическому лицу, мы только его     
700 тысяч страхуем. На самом деле комитет не заметил: если бы он хотел, что     
называется, уколоть авторов, он бы ещё сказал, что нам не только "Газпром"      
надо от Иванова и Петрова отделить, нам ещё Иванова от Петрова надо отделить,   
потому что ведь до 700 тысяч только страхуется.                                 
                                                                                
Итак, эта претензия абсолютно не по делу, потому что мы хотим застраховать      
только один счёт, ну, или там сумму до 700 тысяч для данного нотариуса, а       
дальше пусть он расплачивается со своими долгами как хочет. Кстати говоря,      
если сегодня закон будет принят, а при втором чтении вы мне скажете, что не     
надо нотариусов, я с вами соглашусь, потому что нотариусы - это такая капля в   
том море, о котором мы сейчас говорим, в море вот этих крошечных                
предпринимателей, что от нотариусов можно было бы и отступиться.                
                                                                                
Итак, коллеги, нет ни одного возражения, есть поддержка со стороны              
правительства. Обычно, когда приходится перед гражданами извиняться и           
говорить, что вот только что мы обсуждали вопрос, почему нельзя пенсии          
поднять, - ну денег не хватает... Когда человеку говоришь, что нет денег,       
правительство вот объясняет вам, то, конечно, поворчит избиратель, но скажет:   
ну что делать, на нет и суда нет. Но тут-то всё есть! Центральный банк          
говорит, что есть, Агентство по страхованию вкладов говорит, что есть,          
правительство говорит, что есть, и я вам сейчас объяснил, что никаких           
возражений нет.                                                                 
                                                                                
Коллеги дорогие, по-моему, чтобы снять то социальное напряжение, которое        
возникает, когда эти люди оказываются без денег и без хлеба, стоит этот закон   
принять. Мы бесплатно снимем часть социального напряжения.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича       
Резника. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я буду не столь красноречив, поэтому не займу у вас   
много времени. Я попытаюсь высказать основные аргументы, почему комитет не      
поддержал данный законопроект, а именно - я должен воспроизвести его название   
- законопроект "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О          
страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в статью    
4 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в      
признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного            
страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".              
                                                                                
Самая главная причина, почему не следует поддерживать данный законопроект,      
заключается в том, что, когда действующий закон был подготовлен и               
впоследствии принят, целью его было привлечение средств населения в банки. В    
отличие от предприятий, в отличие от индивидуальных предпринимателей, о         
которых сейчас идёт речь, население совершенно не обязано хранить деньги в      
банках. Индивидуальные предприниматели и предприятия, они обязаны хранить       
деньги в банках. Именно для населения этот закон и принимался.                  
                                                                                
Второй аспект. Предприниматели занимаются предпринимательской деятельностью.    
В соответствии с Конституцией предпринимательская деятельность осуществляется   
на свой страх и риск, это предпринимательство, это не социальные                
обязательства государства. Поэтому совершенно непонятно, почему государство     
должно брать на себя соответствующие предпринимательские риски.                 
                                                                                
Третий аспект, о котором я хотел бы сказать. Возникает вопрос: почему мы        
говорим только об индивидуальных предпринимателях? Почему не говорим о малых    
предприятиях, которые по обороту иногда намного меньше, чем отдельные           
индивидуальные предприниматели? Почему мы не говорим в этом случае о средних    
предприятиях, о крупных предприятиях? Последовательность, она как бы            
очевидна.                                                                       
                                                                                
Кроме того, я хотел бы отметить, что счёт индивидуального предпринимателя,      
который он использует для предпринимательской деятельности, имеет               
определённые особенности. Там установлено требование к режиму снятия или        
занесения наличных денежных средств, к кассовой дисциплине и многое другое.     
Там одинаковые практически требования как для предприятий, так и для            
индивидуального предпринимателя.                                                
                                                                                
Индивидуальный предприниматель, помимо предпринимательского счёта, с которого   
он ведёт предпринимательскую деятельность, может иметь счёт как обычное         
физическое лицо, на который может зачислять после выплаты налогов доходы от     
предпринимательской деятельности. И так предприниматели в основном и            
действуют.                                                                      
                                                                                
Хотел бы ещё отметить, что нотариусы, на которых докладчик в своём              
выступлении ссылался... Там речь идёт не только о нотариусах, но ещё и об       
адвокатах. Не тратя ваше время, хочу отметить, что там совершенно другая        
ситуация: у адвокатов таких вкладов в депозитах, какие бывают у нотариусов,     
нет. У правительства все эти замечания сохранились.                             
                                                                                
С моей точки зрения, данный законопроект выгоден, наверное, в первую очередь    
только банкам и индивидуальных предпринимателей, которые от Владивостока до     
Калининграда жалуются на то, что вот банки разоряются, на самом деле не так     
коснётся, потому что их деньги как физических лиц, если они находятся на        
счетах физических лиц, они защищены. Вот в этой части считаю, что нам лучше     
увеличивать страховые покрытия для физических лиц, а не распылять их            
повсеместно, по другим видам покрытий, то есть не включать другие субъекты,     
чьи вклады, даже не вклады, а счета в данной ситуации были бы защищены.         
                                                                                
По этим причинам комитет не поддержал данный законопроект. Я не стал            
повторять заключение, оно у вас есть, я сказал, что послужило подоплёкой        
заключения. Предлагаем не поддерживать этот проект.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. Задержитесь, пожалуйста,    
на трибуне, вдруг будут вопросы.                                                
                                                                                
По ведению - Федоткин Владимир Николаевич.                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Федоткину.                              
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. И у меня вопрос, я потом задам, если можно.                      
                                                                                
Утром сегодня, когда мы рассматривали порядок работы, договорились, что         
обязательно рассмотрим протокольные поручения. Будем ли мы их рассматривать     
сегодня? Это по ведению вопрос.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, ко мне не поступало такого           
предложения - продлить работу Думы и рассмотреть протокольные поручения.        
Депутат Асеев предложил рассмотреть восемнадцать вопросов, которые стоят в      
повестке дня, поэтому я не имею права рассматривать протокольные поручения.     
Если вы настаиваете, если это ваше предложение, я должна его поставить сейчас   
на голосование.                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы снимаете вопрос, да? Спасибо.     
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Уважаемые депутаты, есть два       
вопроса у фракции КПРФ. Определитесь, пожалуйста, кто - Решульский или          
Федоткин, потому что было принято решение: один вопрос. Пожалуйста, депутат     
Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я боюсь, скоро в зале никого не останется, раз слова лишают      
всех депутатов.                                                                 
                                                                                
Вопрос у меня, Владислав Матусович, к вам. Вы говорите об индивидуальном        
предпринимателе так, как будто это у них хобби - заниматься                     
предпринимательством, понимаете? А они говорят: вы нас с заводов выгнали,       
заводы закрылись, с предприятий, теперь мы вынуждены, чтобы как-то жить,        
заниматься предпринимательством. Государство их загнало в этот угол, а теперь   
государство говорит: как хочешь, так и барахтайся. У него же выбора никакого    
не было! Почему же вы считаете, что государство - которое определило ему        
стезю: только предпринимательство или умирай, работы не найдёшь - помочь в      
такой малости не может? Какой смысл тогда государства? Объясните, пожалуйста.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Владимир Николаевич.                     
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович.                                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Владимир Николаевич, действительно я в некотором затруднении, не   
знаю, как вам ответить, но постараюсь, да, попроще ещё раз. С моей точки        
зрения, роль государства состоит в обеспечении возможности реализовывать себя   
тем, кто в силе это делать, и защитить тех, кто не в состоянии работать. И      
если человек в силу реструктуризации экономики стал заниматься индивидуальным   
предпринимательством, то задача как раз и заключается в том, чтобы              
предоставить ему равные с остальными субъектами предпринимательской             
деятельности возможности заниматься предпринимательством. В этой части, я       
совершенно согласен, надо давать всем равные возможности. И я как раз считаю,   
что какие-то преференции индивидуальному предпринимателю, в отличие от таких    
же предпринимателей, только выбравших другую организационно-правовую форму,     
например малых предприятий, давать не следует.                                  
                                                                                
Что касается постоянных ссылок на то, что правительство или Центральный банк    
поддержали данный законопроект, - ну, с замечаниями поддержали. У нас позиция   
другая: мы против.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному           
законопроекту? Есть.                                                            
                                                                                
Депутат Решульский. Пожалуйста, Сергей Николаевич, ваше выступление.            
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Десять минут я не буду выступать, конечно (спасибо, что предоставили слово),    
но вынужден ещё раз просто отметить, что при любых запретах и ограничениях      
всегда можно найти возможности, как их обойти.                                  
                                                                                
Мне не дали задать вопрос простой, надеюсь, сейчас, в ходе своего               
выступления, этот вопрос озвучу и в заключительном слове и докладчик, и         
содокладчик мне, наверное, ответят.                                             
                                                                                
Я всё-таки не понял... Очень аргументированно выступал Павел Алексеевич и       
очень доходчиво объяснил логику и концепцию этого законопроекта. Не менее       
аргументированно выступал и Владислав Матусович, тоже объяснил свою логику.     
Только и один, и другой ссылались (и больше, наверное, Владислав Матусович)     
на то, что, видите ли, это очень выгодно банкам, но не пояснили, а в чём же     
выгода банковской системы или банков. Они у нас не государственные, поэтому     
это тоже непонятно. Когда человек вклад свой открывает в любом из этих          
банков, он тоже на свой страх и риск действует, поскольку можно пойти,          
скажем, в Сбербанк, где проценты значительно, а то и в два раза ниже, чем,      
скажем, в каком-то коммерческом банке, в котором сегодня предлагают 14-16       
процентов. Ну иди, рискни, что ты из этого получишь... Это тоже своего рода     
предпринимательская деятельность, я считаю, - тоже на свой страх и риск         
вкладчик действует. Поэтому вот этот аргумент, Владислав Матусович, как-то      
мне непонятен. И я всё-таки так и не смог разобраться ни по одному докладу,     
ни по другому, в чём же выгода банка, банковской системы в предлагаемом         
концептуальном подходе?                                                         
                                                                                
То, что Павел Алексеевич Медведев предлагает... По его логике, в общем-то, мы   
должны понимать, что этот закон действительно выгоден для людей, которые        
занимаются и предпринимательской деятельностью, и в то же время выводят         
деньги из серого оборота, будем его так называть, и официально работают со      
своими денежными суммами.                                                       
                                                                                
Мне всё-таки кажется, что стоило бы в первом чтении этот законопроект           
поддержать, чтобы во втором чтении вполне аргументированные доводы комитета и   
правительства (кстати, там и у правительства есть свои замечания) можно было    
учесть. Насколько я понял, сам автор тоже согласен с таким подходом.            
                                                                                
И всё-таки я просил бы в заключительном слове пояснить мне, а может, и всем,    
если это интересно, в чём выгода банка, Владислав Матусович.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает выступить? Полномочный           
представитель правительства также. Докладчику, содокладчику нужно ли            
заключительное слово?                                                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Медведеву Павлу Алексеевичу.                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, я вынужден опять пройтись по аргументам, которые         
Владислав Матусович высказал.                                                   
                                                                                
Первый аргумент, вслушайтесь в него: основной закон был принят для того,        
чтобы привлечь вклады граждан в банки, которые не обязаны там их держать, а     
индивидуальный предприниматель обязан. Так чего же его привлекать? Так как      
Владислав Матусович этот аргумент высказывает уже не первый раз, я провёл       
такой эксперимент (зря я это сделал): я одному малому предпринимателю сказал    
это в глаза. Он мне ответил (я только парламентские слова будут                 
использовать): "Так что же вы, вы нас заставили держать счёт в банке, вы же о   
нас забыли, когда этот счёт пропал. Когда вы клянётесь в верности малому        
предпринимательству, сознательно нас обманываете или вы полностью               
сконцентрированы на идее, что мы вас заставили, поэтому привлекать вас не       
будем?" И дальше он сказал: "Если это не цинизм, тогда что называется           
цинизмом?"                                                                      
                                                                                
Следующий аргумент. По Конституции предприниматель занимается своим бизнесом    
на свой страх и риск. Правильно, на свой страх и риск индивидуальный            
предприниматель занимается своим бизнесом, но почему же мы на его страх и       
риск перекладываем банковские риски? Какое мы имеем право этим его нагружать,   
ещё раз повторяю, когда у него оборотных средств в лучшем случае 300 тысяч      
рублей?                                                                         
                                                                                
Аргумент Владислава Матусовича: почему мы этот законопроект не распространяем   
на малые предприятия? Это правильный аргумент, и мы хотим его распространить.   
Почему мы не сделали это сейчас? Потому что есть такая страшная беда в          
России: на один паспорт можно зарегистрировать двадцать пять и двести           
пятьдесят предприятий. Эти предприятия юридически будут разными, а каждое из    
них в данном банке будет держать 700 тысяч рублей, но на самом деле эти         
деньги все будут принадлежать одному обычно не очень честному и благородному    
человеку, который эти двести пятьдесят предприятий зарегистрировал. Такой       
концентрации рисков мы не можем допустить. Владимир Владимирович Путин при      
мне своим сотрудникам поручил справиться с этой проблемой. Эта проблема         
примыкает к проблеме фирм-однодневок. Как только с этой проблемой мы            
справимся, следующая поправка будет для малых предприятий.                      
                                                                                
Ну, дальше аргумент непонятный: этот частный предприниматель, индивидуальный    
предприниматель может иметь счёт физического лица и на него доходы свои         
переводить. Ну может, но он же должен держать в банке счёт для обеспечения      
своей деятельности. Этот-то счёт он закрыть не может.                           
                                                                                
Про нотариусов и адвокатов я уже сказал. Если, дорогие друзья, вам не           
нравятся адвокаты и нотариусы - пусть они меня извинят, - мы от них готовы      
отказаться, мы только индивидуальных предпринимателей в чистом виде хотим       
защитить.                                                                       
                                                                                
Далее, этот закон будет выгоден банкам. Это неправда. Пока принимался           
основной закон "О страховании вкладов...", банки были категорически против,     
теперь они безразличны.                                                         
                                                                                
Ну, цена вопроса анекдотическая. Я говорил, что вклады этих самых               
предпринимателей, деньги этих предпринимателей утекают из банков: остался       
всего 1 процент от размера вкладов всех физических лиц. 1 процент - это одна    
сотая, в квартал надо вносить одну десятую процента. Перемножим - получаем      
одну стотысячную. Банкам это абсолютно безразлично.                             
                                                                                
Думаю, что если этот законопроект будет принят, то скорее общество в целом      
выиграет, и банкиры тоже, потому что социальная напряжённость снимется.         
                                                                                
Теперь про увеличение, правда, непонятно, какое отношение этот аргумент имеет   
к нашему законопроекту. Владислав Матусович говорит, что лучше увеличить, то    
есть не 700 тысяч, а 1,5 миллиона выплачивать или даже больше, а не             
размазывать тонким слоем. Ну, правильно: богатым выгодно, чтобы потолок         
страхования поднялся, а бедным выгодно, чтобы страхование было более широко     
распространено.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич.                                
                                                                                
Необходимо Резнику Владиславу Матусовичу заключительное слово предоставить?     
                                                                                
Включите, пожалуйста, Резнику микрофон.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание Павла Алексеевича -      
хотя я полагаю, что Павел Алексеевич это знает не хуже меня, - на то, что в     
первый раз предложение страховать счета индивидуальных предпринимателей         
появилось в обращении Ассоциации российских банков, в их предложениях           
Центральному банку. Ну, это по поводу безразличия.                              
                                                                                
Ну и в остальных вопросах, наверное... Я хотел бы ещё раз напомнить, что        
закон "О страховании вкладов..." был предназначен - и он прекрасно выполняет    
это своё предназначение - для того, чтобы население держало деньги в банках     
нашей банковской системы. Распространять страхование вкладов на                 
предпринимательскую деятельность, начиная с индивидуальных предпринимателей,    
малых предприятий, потом на средние предприятия и крупные предприятия -         
конечно же, это путь абсолютно в никуда, снимающий как риски                    
предпринимательской деятельности, возлагая их на государство, так и риски       
банков, которые всегда будут знать, их менеджмент будет знать, что              
государство в случае потерь денег всё вернёт их клиентам.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Карпович Наталья Николаевна по ведению.                                         
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Я понимаю, что мы сегодня      
работаем дольше, но у нас всего три протокольных поручения. Прошу вас сегодня   
их рассмотреть. Я не думаю, что это займёт много времени. Прошу поддержать      
меня.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, поступило предложение. Есть           
возражения против данного предложения? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 5 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках     
Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "О выплатах Банка        
России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не             
участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в        
банках Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться    
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 31 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.30,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    137 чел.                                          
Не голосовало                 313 чел.69,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.