Заседание № 92
О проекте федерального закона № 134690-4 "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о предоставлении субъектам Российской Федерации права определять порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований; принят в первом чтении 4 марта 2005 года с названием "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Семёновича Мокрого. Пожалуйста. Вы уложитесь в восемь минут? МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единая Россия". Я постараюсь, Борис Вячеславович. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение во втором чтении выносится законопроект, в котором предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований, если на местном референдуме население не выступило с инициативой по определению структуры органов местного самоуправления. Суть изменений в законопроект, рекомендуемых к принятию, заключается в следующем. В первом чтении редакция законопроекта предполагала обязательность принятия закона о порядке избрания главы муниципального образования. В редакции второго чтения с учетом поправки это является правом только субъекта Российской Федерации. Субъекты могут реализовать это право до 31 мая текущего года. Этот порядок субъекты Российской Федерации вправе установить на первый срок полномочий глав вновь образованных муниципальных образований. Предлагается также принять поправки, которые предоставляют субъектам Российской Федерации право на первом этапе реализации федерального закона более тесно взаимодействовать с представительными органами местного самоуправления при назначении глав местных администраций по контракту. Для этой цели предусматривается возможность формировать конкурсную комиссию для рассмотрения кандидатур на пост главы местной администрации, причем допускается назначение равного количества членов конкурсной комиссии от субъекта и от представительного органа муниципального образования. Этим правом субъекты также могут воспользоваться только однократно, то есть речь о первом сроке полномочий органов местного самоуправления. Должен сказать, что в случае принятия этого законопроекта мы не нарушаем права граждан и не ограничиваем самостоятельность органов местного самоуправления, так как эти положения действуют только на переходный период, при формировании органов местного самоуправления на первый срок полномочий. Законопроект и представленные поправки обсуждались на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления под руководством помощника президента Шувалова Игоря Ивановича. Представленные поправки проходили редакционное согласование и с правовым управлением Президента Российской Федерации. Уважаемые коллеги, законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы, Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний по законопроекту. Комитет просит поддержать принятие данного законопроекта во втором чтении, а для этого прошу принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Здесь всего семь поправок. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 23 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1% Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость обсудить таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, здесь одна поправка? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 07 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8% Результат: принято Принято. Теперь, у нас есть три поправки, внесенные в дополнительную таблицу. Пожалуйста, Владимир Семёнович, ваши комментарии по этим поправкам. МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, вам роздана дополнительная таблица поправок. Одна поправка в таблице рекомендуется к принятию, и две поправки рекомендуются к отклонению. Но я прошу, Борис Вячеславович, поставить на голосование: мы рекомендуем отклонить весь перечень, не рассматривать эти дополнительные поправки, розданные в зале. Для правовой чистоты процедуры, чтобы потом не возникали правовые коллизии, я предлагаю отклонить дополнительные поправки как из одной таблицы, так и из другой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, понятно. Есть у нас три поправки. Первая поправка Алтайского краевого Совета народных депутатов. У нас в решении комитета написано: учтено в поправке 4 основной таблицы - значит, мы ее приняли. Поэтому мы ее просто не рассматриваем и соглашаемся с тем, что она уже учтена. И еще у нас две поправки члена Совета Федерации Рокецкого, комитет их рекомендует отклонить. Я хочу спросить у депутатов: есть ли необходимость отдельно обсуждать каждую из этих поправок? Нет. Тогда ставится на голосование дополнительная таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, состоящая из двух поправок члена Совета Федерации Рокецкого. Кто за то, чтобы принять эту дополнительную таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Уважаемые коллеги, мы сейчас голосуем по таблице поправок, рекомендуемых к отклонению. (Шум в зале.) Сейчас посмотрим результаты голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 35 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1% Результат: не принято Значит, уважаемые коллеги, тогда надо внести ясность. Я ставил на голосование дополнительную таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, и предложил соответственно формулировку: кто за? Прошу голосовать. То есть мы фактически отклоняем эти две поправки. Дело в том, что именно в таком виде они внесены. Называется: дополнительная таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги!.. Пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К. Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу поставить на переголосование данный вопрос. Поставить сейчас на голосование предложение продлить время, чтобы мы закончили этот вопрос с голосованием, а после продления поставить вопрос о переголосовании таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у нас время сейчас есть, у нас еще есть ровно минута. Ставится на голосование дополнительная таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, в режиме переголосования. Кто за таблицу? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 15 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Таблица поправок принята, поправки отклонены.
Продолжаем нашу работу. Где у нас Владимир Семёнович Мокрый? Пожалуйста, на трибуну. Итак, коллеги, мы с вами рассмотрели таблицы поправок по пункту 6. Прошу определиться голосованием по принятию данного законопроекта во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 04 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7% Результат: принято Принято. Владимир Семёнович, пожалуйста, у нас есть еще постановление. МОКРЫЙ В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы приняли законопроект во втором чтении без принятия поправок, изменяющих текст, подготовленный ко второму чтению. Поскольку законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы, в розданных вам материалах по законопроекту имеется текст законопроекта, подготовленный к принятию в третьем чтении. Прошу вас вынести его на голосование с целью принятия в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу вас проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 05 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 134690-4 "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о предоставлении субъектам Российской Федерации права определять порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Совета Республики Татарстан Риммы Атласовны Ратниковой. Пожалуйста. РАТНИКОВА Р. А., представитель Государственного Совета Республики Татарстан. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Федеральным законом № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", переходными положениями статьи 85 этого закона, в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации предоставлено право определять порядок формирования представительных органов муниципальных образований, а порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований должен определяться на местном референдуме по вопросу о структуре органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют лишь дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года, что допускает избрание главы муниципального образования только на муниципальных выборах. Проведение местного референдума является процессом длительным и сложным, сегодня уже на это практически не хватает времени, требуются существенные финансовые затраты, которые затем удваиваются при проведении прямых выборов глав муниципальных образований. Кстати, на фоне социального недовольства, имеющего сегодня место, хотим мы этого или нет, инициирование референдумов, является занятием небезопасным. На практике референдум может быть и не инициирован гражданами, может не состояться, на референдуме решение может быть и не принято, поэтому полагаться только на проведение референдума как на панацею было бы неверным. Государственным Советом Республики Татарстан предлагается в статью 85 131-го федерального закона внести изменение о предоставлении права органам государственной власти субъектов Российской Федерации определять порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований в переходный период, предусмотренный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если в порядке, установленном в федеральном законе, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления. Впоследствии право определения этого порядка в силу 131-го закона остается за представительными органами местного самоуправления, которые должны отрегулировать данный вопрос, закрепив это в своих уставах. Итак, поправка, предлагаемая Государственным Советом Республики Татарстан, не нарушает концепции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", она не нарушает демократической направленности закона, поскольку, во-первых, право граждан на инициирование референдума остается незыблемым: если такие инициативы будут, органы государственной власти субъекта должны помочь им реализоваться, а во-вторых, наша поправка не нарушает избирательного права, поскольку субъекты указанным порядком через свои законы могут предусмотреть как муниципальные выборы, так и избрание главы вновь образованного муниципального образования депутатами из состава представительного органа. Эта поправка поможет субъектам Российской Федерации определить на своей территории тот порядок избрания главы, который соответствует традициям территории и сложившейся практике. Ничего особенного здесь нет, речь идет лишь о том, чтобы дать субъекту право выбрать свою модель: или прямые выборы главы, или избрание главы из числа депутатов представительного органа. То, что обе модели могут эффективно сосуществовать, показывает опыт Германии, где северные земли предпочитают так называемую парламентскую модель, а южные земли - прямые выборы. В некоторых землях есть и смешанные модели, так называемые магистерская и бургомистерская. Так же и в России со временем могут и должны сложиться разные модели, предусмотренные 131-м федеральным законом. Мы полагаем, что принятие данной поправки повысит ответственность субъектов Российской Федерации за проведение муниципальной реформы, поскольку ответственность всегда выше, когда субъекту предоставляется право выбирать. Еще раз хочу подчеркнуть, что речь в законодательной инициативе идет только о вновь образованных муниципальных образованиях, которые, как известно, в федеральном законе выделены в особую категорию, нуждающуюся в опеке государства. Речь также идет о проведении выборов первого созыва, когда у муниципальных образований еще нет своих уставов. В дальнейшем муниципальные образования могут избрать иной путь избрания глав, и пусть практика покажет, какой из этих путей на какой территории будет более эффективным. Инициатива Государственного Совета Татарстана касается не только нашей республики. В России более двух десятков регионов, где до сих пор не было сформировано полноценное двухуровневое местное самоуправление, и этим субъектам сегодня непросто вписаться в новые условия. Добавлю, что данная инициатива нашла понимание в субъектах Российской Федерации. В Государственный Совет нашей республики поступили отзывы с поддержкой указанной законодательной инициативы от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например от Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай, Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан, Народного Собрания Республики Дагестан, Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Парламента Республики Северная Осетия - Алания, Брянской областной Думы, Законодательного Собрания Оренбургской области, Законодательного Собрания Ростовской области, Тамбовской областной Думы (извините, если кого-то, может быть, не назвала). 25 февраля в парламенте Татарстана депутаты еще раз обсудили данный законопроект, и Государственный Совет Республики Татарстан обращается с просьбой о его поддержке и принятии в первом чтении депутатами Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Семёновича Мокрого. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! В представленном вашему вниманию законопроекте предлагается внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнение, предоставляющее субъектам Российской Федерации право установить порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований, если население не выдвинуло инициативы по определению структуры органов местного самоуправления. Как вы уже слышали, во вновь образованных муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления и порядок избрания главы муниципального образования должны быть определены на местном референдуме, проведение которого должно инициировать население в соответствии с законодательством о референдуме. Если инициатива проведения референдума не была проявлена, то в соответствии с положением федерального закона законом субъекта Российской Федерации назначаются выборы главы муниципального образования и выборы представительного органа муниципального образования, а структура органов местного самоуправления определяется представительным органом уже после избрания. С тем чтобы в таком случае избежать неопределенности в положении главы муниципального образования, комитет, рассмотрев данный законопроект, полагает целесообразным поддержать его. Однако данная норма нуждается в доработке. Полагаем целесообразным распространить норму, предложенную в законопроекте, и на случаи, когда местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления не состоялся либо решение на нем не было принято. Также следует иметь в виду, что положения закона могут вступить в силу не ранее последних чисел марта или начала апреля и войдут в некое противоречие с другими нормами федерального закона, поэтому здесь нужны будут поправки. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало аналогичные замечания по законопроекту. В целом концепцию данного законопроекта, еще раз подчеркиваю, Комитет по вопросам местного самоуправления поддерживает. От органов государственной власти субъектов поступило двадцать восемь отзывов, из них семнадцать - положительные. И поэтому я предлагаю данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы есть к докладчикам? Есть. Пожалуйста, Махмудов. Только один. Пожалуйста, включите Махмудову микрофон. МАХМУДОВ М. Г. У меня вопрос к уважаемой Римме Атласовне. Вы назвали ряд регионов, сказали, что они поддержали. Но я вам должен сказать, исходя из практики, что люди уже научились избирать и знают, кого выбирать. И практика показывает, что, когда дается право субъекту определить, то ли будет всенародно избираться на этой территории, или же представительным органом, как правило, субъект останавливается на более легком варианте - через представительный орган, что явно вызывает раздражение у населения. Не считаете ли вы, что надо все-таки отдать предпочтение населению той территории, где проходят выборы, чтобы они избрали того, кого считают нужным? Если вы даете какие-то права субъектам, это вызывает поддержку, но опять-таки нужны какие-то механизмы, чтобы все-таки предпочтение отдавалось мнению населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Римма Атласовна. РАТНИКОВА Р. А. Спасибо за вопрос. Речь идет только о тех муниципальных образованиях, которые создаются вновь. У нас в Татарстане более девятисот советов местного самоуправления, которые на сей день существовали на первом уровне местного самоуправления, они избирают своих глав согласно своим уставам. И мне кажется, что здесь нет никакого посягательства на право народа определяться. Тем более, что речь идет только о самом первом созыве, о переходном периоде, а в последующем уже в январе 2006 года муниципальные образования, если им не понравится предложенный порядок избрания главы, могут внести изменения в свои уставы и избирать их уже по тем принципам, которые им больше подходят. И тот и другой вариант соответствуют закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, уважаемые коллеги? Нет. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 55 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято.