Заседание № 47
19.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 13441-6 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся общих условий формирования избирательных комиссий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4938 по 5485 из 5734
16-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пожалуйста, Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, в настоящее время Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в который данным законопроектом предлагается внести изменения, регулирует назначение членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, представленных от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, при этом политическая партия не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В соответствии с действующим законодательством ущемляются интересы политических партий, которые являются основными действующими лицами в избирательной кампании, в процессе контроля за ходом голосования и подсчётом результатов. Также они не имеют большинства голосов среди членов комиссии, так как большинство остаётся де-факто за членами комиссии, представленными органами государственной власти субъекта или муниципальными органами власти. Члены комиссии с правом решающего голоса, представленные от государственных и муниципальных органов власти, не являются независимыми, так как их работа, выплата заработной платы, премий полностью зависят от работодателя, который их представил для утверждения в состав избирательной комиссии. В связи с этим при действующем законодательстве большинство членов избирательной комиссии - люди, заинтересованные в итогах голосования за того или иного кандидата политической партии, и они не могут относиться к ходу голосования объективно. Настоящий проект федерального закона предлагает законодательно закрепить избрание не более двух представителей от каждой политической партии в избирательную комиссию. Этим соответственно уменьшается представительство от исполнительной власти и муниципальных органов, как это и должно быть в демократическом обществе, в котором власть не должна вмешиваться ни в какие институты общества. С увеличением числа представленных от политических партий в избирательной комиссии данная норма даёт больше прав политическим партиям на участие в проведении избирательного процесса и осуществлении контроля за ходом голосования на выборах. Тем самым данный законопроект даёт возможность основным участникам избирательных кампаний - политическим партиям - регулировать весь процесс и ход голосования, после чего де-факто политические партии будут отчитываться перед обществом. Одновременно усилится конкуренция среди политических партий во время предвыборной кампании, так как будет отсутствовать преимущество одной партии перед другими. Среди населения появится больше доверия к данному институту общества и власти в целом, чего в настоящее время так не хватает. Введение данной нормы положительно скажется на снижении количества правонарушений в избирательной сфере, которые происходят во время голосования, при подсчёте голосов и после подписания итогового протокола, поскольку не будет монополии членов комиссии с правом решающего голоса, представленных от исполнительной и муниципальной власти. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Цели, которые заявлены автором законопроекта и докладчиком, вне всякого сомнения, благие, и мы, наверное, все двумя руками за то, чтобы так и было, чтобы количество нарушений, жалоб и скандалов, которые происходят во время выборов всех уровней, ну, если не было сведено к нулю, то, во всяком случае, к нему стремилось, вне всякого сомнения. В очередной раз, к сожалению, комитет вынужден констатировать, что цели, которые заявлены, прекрасны, но средства для достижения этих целей, ну, если не абсолютно негодные, то, во всяком случае, не соответствуют тому инструментарию, который должен находиться в руках законодателя. Поймите, для того, чтобы решить ту или иную проблему, недостаточно поменять два слова в той или иной статье, это всем очевидно, для того, чтобы порассуждать на ту или иную злободневную тему с трибуны Государственной Думы, наверное, можно избрать и иные способы, но вовсе не вносить законопроект по любому поводу. Это, так сказать, отступление. Что касается непосредственно претензий со стороны комитета и иных органов, которые рассмотрели данный законопроект и представили свои заключения и отзывы, то суть сводится к следующему. Вы знаете прекрасно, что в результате проводимой политической реформы в нашей стране количество политических партий значительно увеличится, и понятно, что представительство политических партий многочисленных в представительных органах местного самоуправления, в представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации также вырастет. Это неоспоримо, это очевидно. Соответственно, если мы предположим, что от каждой политической партии будут два представителя, то мы должны себе отдавать отчёт, что на все партии, извините, мест не хватит, законодательство же, а именно 67-й федеральный закон, устанавливает предельное количество членов избирательных комиссий разного уровня. Так, например, в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации членов избирательной комиссии не может быть меньше десяти и больше четырнадцати, причём, я напомню коллегам многоуважаемым, половина назначается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, а половина - высшим должностным лицом, ну, скажем, губернатором. Но этот принцип не поставлен под сомнение в данном законопроекте, количество членов избирательной комиссии не предполагается увеличивать. Понятно, если мы это количество будем увеличивать до бесконечности, если мы, не дай бог, допустим, предположим, что все партии, которые участвуют в политическом процессе, имеют своё представительство в этом законодательном (представительном) органе, захотят иметь по два члена в избирательной комиссии, - ну, тогда просто места всем не хватит, это совершенно очевидно. Мы обсуждали эту законодательную инициативу, в том числе приглашали в комитет представителей Центральной избирательной комиссии - их вердикт однозначный. Вердикт Правового управления Аппарата Государственной Думы тоже однозначный. В рамках тех норм законодательства, которые устанавливают предельное количество членов избирательных комиссий в настоящий момент, с учётом того что количество политических партий значительно увеличится... А также ещё один момент не будем забывать - что во многих, допустим, муниципалитетах невозможно найти специалистов, людей, которые готовы посвятить часть своего рабочего времени работе - зачастую круглосуточной работе! - в качестве членов избирательных комиссий, мы их просто можем не найти. Вот чем обусловлены эти рамки - не более половины государственных или муниципальных служащих и только по одному представителю от каждой политической партии. К тому же, коллеги, совершенно очевидно, что если представителей политических партий будет, допустим, не по одному, а по два, то пропорция представительства от различных политических партий никак не изменится. В связи с этим, с учётом того, что изложено в официальных отзывах и заключениях к этому законопроекту, комитет рекомендует его отклонить. Цели прекрасные - средства для их достижения, к сожалению, негодные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, в комитете работают профессиональные люди, и то, что вы говорите, слушать интересно, но мы ведь понимаем, что проект закона, в сущности, направлен только на одну реальную цель - не допустить, чтобы от "ЕДИНОЙ РОССИИ" в избирательных комиссиях на всех уровнях было значительное большинство. Ведь создав Общероссийский народный фронт, вы тем самым получили людей, формально не входящих в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", но реально находящихся в колоссальной зависимости. И наконец, надо прямо сказать, что вся система муниципальных служащих, работники социального обеспечения, учителя и все остальные в жесточайшем зажиме находятся. Всё остальное-то очень интересно у вас звучало, но суровая реальность жизни - вот такая. Ваше мнение? ВЯТКИН Д. Ф. Я не пойму, как вы считаете и на основании чего вы делаете такой вывод. Если представителей от каждой политической партии будет, допустим, не меньше двух, то каким образом меньше будет, ну, как вы утверждаете, "единороссов" - я вот этого понять не могу. И при чём здесь "Народный фронт", который вообще не является политической партией? Где логика-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы замахнулись на святое: президент говорил о "Народном фронте", а вы говорите, что его нет. Но вопрос у меня всё же другой: вот вы, как и многие ваши коллеги, сказали, что это прекрасная идея, но не тот инструмент, - а каким вам видится инструмент?.. (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, вы знаете лично и мы все прекрасно знаем, что есть соответствующая рабочая группа, которая рассматривает предложения по изменению избирательного законодательства. Мы регулярно на заседания комитета приглашаем представителей Центральной избирательной комиссии, которые, поверьте, большие профессионалы во всех этих вопросах и регулярно бывают в регионах и муниципалитетах, где непосредственно знакомятся с результатами, опытом работы муниципальных и областных, региональных избирательных комиссий, и поверьте, всё, что написано в законе, ну, это не с потолка взято. Поэтому милости просим в комитет с вашими предложениями - будем их детально обсуждать. Но я ещё раз повторю: чтобы избежать тех претензий, которые так или иначе высказываются в ходе проведения или по результатам проведения различных избирательных кампаний, требуется комплекс мер, но никак не то, что предложено, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Дмитрий Фёдорович, ну, вы, как сознательный гражданин, наверняка ходите на выборы и наверняка видели, как в пиковые часы там выстраиваются очереди избирателей возле столов, члены избирательных комиссий вообще в мыле: кому-то надо на выезд ехать, там голосовать, у других запарка здесь - а вы говорите, что места всем не хватит. Наоборот, очередей меньше будет, если мы увеличим количество! Может, можно это ко второму чтению предусмотреть? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Владимирович, тогда надо посчитать, сколько для этого потребуется дополнительно денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну, позиция комитета, в общем-то, уже никого не удивляет, но, если можно, я вопрос разработчикам законопроекта адресую. Посмотрите на наши городские муниципальные комиссии (я имею в виду те, которые в городской черте находятся, ну, в той же Москве). Это, как правило, школы и, как правило, преподавательский состав. Насколько я понимаю, у нас преподаватели не являются муниципальными служащими и вроде бы не подпадают под действие этого закона, хотя и являются полностью зависимыми от председателя комиссии, - как правило, директора школы. Вы вот этот вопрос анализировали? Я намекаю в том числе на инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Помните, мы хотели приравнять медиков и преподавателей к госслужащим, с тем чтобы у них и социальный пакет, соответственно, был другой, ну, заодно и этот вопрос решился бы? А разработчики данного законопроекта какой-то вариант рассматривали вот по этому поводу? Они ведь не представители партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Яну Викторовичу Зелинскому? Микрофон, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Антон Владимирович, суть законопроекта в том и заключается, чтобы полностью исключить возможность участия в работе избирательных комиссий людей, зависимых от государственных или муниципальных органов. Вы же прекрасно понимаете, что большинство членов участковых избирательных комиссий - это учителя или медики, потому что большинство участковых комиссий находится в школах, техникумах и вузах. Если мы исключим эту возможность, увеличится вероятность того, что выборы будут проходить честно, и подсчёт результатов голосования в том числе. Вот, например, на последних выборах, в которых я участвовал, 1 июня в Тульской области, большое число голосов получил кандидат от партии ЛДПР, но, несмотря на это, протокол писался так, как было выгодно партии власти, и ничего мы не смогли сделать. Да, мы не подписали протокол, и что? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Дмитрий Фёдорович, вы хорошо говорите, когда выступаете с трибуны, но, откровенно говоря, никаких веских аргументов я так и не услышал, - так скажем, общие убедительные примеры. А в частности... Что касается того, что большие специалисты в Центральной избирательной комиссии работают. Ну побойтесь бога, какие они специалисты? Оторваны от реалий. Вот мы специалисты, скажем, персонально Рябов Николай Фёдорович, который двадцать лет уже проводит выборы на всех уровнях, - мы прекрасно видим, что творится на местах. Это первое. Второе. Что касается рассуждений о том, что партий будет много. За двадцать лет мы их сколько видели в Думе? Максимум пять партий. Пять умножаем на два - десять членов комиссии. Почему в состав комиссии должны включаться так называемые администраторы? Да потому, что своих людей загоняют туда! Вот, пожалуйста, ответьте на всё это. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, так всё-таки вопрос чего касается: некоего подсчёта, который вы произвели, - два по пять? Ну а если будет больше партий, не пять, а больше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. У нас получилось почти по одному от фракции. Николай Фёдорович Рябов. Выступление от фракции? РЯБОВ Н. Ф. Нет, я дам возможность выступить другим персонально от себя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев, тогда вы выступаете от фракции? Пожалуйста. Николай Васильевич, сначала от фракции, а потом уже... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну, фракция решила, что Николай Васильевич представляет. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Знаете, всегда обидно смотреть... Вот начинается напряжение - вроде все начинают понимать, что всё напряжение идёт от необъективности комиссий, их формирования. Быстренько начинают со всех экранов обещать: да-да, мы понимаем, сейчас всё будем делать. Мы внесли двадцать два законопроекта, есть там примерно и такого же свойства, были, точнее, уже отклонены. Но вы понимаете, в чём проблема? Дмитрию Фёдоровичу, может быть, съездить на Украину, там 28 октября будут выборы. У них двадцать восемь человек сидят - все от разных партий и от этого никто не страдает, но это как минимум уже снимает как бы напряжение на самом участке. Если говорить о деньгах, то надо сказать, что та же самая Центральная избирательная комиссия в принципе превратилась в министерство федеральное с колоссальным бюджетом федеральным во время выборов, с колоссальным содержанием. Вы посмотрите, и областные, и краевые избирательные комиссии тоже имеют серьёзные бюджеты, издают буклетики, книжечки, докторские диссертации пишут, но в принципе по большому счёту... Вот вам простой пример. В Ремонтном у нас сложилась, ну, скажем, конфликтная ситуация. Всегда межнациональная проблема самая тяжёлая, с моей точки зрения, все поджигатели межнациональных конфликтов - это вообще страшные вредители государственности. Но проблема в чём? Глава администрации там дважды избирался - по 85 процентов ему рисовали, и совсем недавно он избирался, полтора или два года назад. Собрались люди, на площади стоят триста или пятьсот человек, и он говорит: "Поверьте мне!" Они говорят: "Слушай, мы тебе даже вот столько не верим, потому что мы за тебя не голосовали". Понимаете? Почему так происходит? Потому что, к сожалению, сложилась порочная практика рисования результатов выборов, причём она зиждется как раз на полном соподчинении комиссий всех уровней. Верно здесь говорили, как правило, комиссия - это кто? Учителя, как правило, ноющие о маленькой заработной плате, врачи, сотрудники поликлиник, которых тоже заставляют... Они не хотят, поверьте мне, после декабря подавляющая часть из них говорила: "Да мы не хотим! Зачем нам это надо?!" Но, с другой стороны, если они откажутся, то мы с вами столкнёмся с ситуацией, когда действительно некому будет проводить выборы. Почему? Потому что можно прописать назначение от всех партий, но партии есть в столице, есть в областном, ну в крайнем случае в районном центре, а у нас-то с вами сто тысяч избирательных участков, а подавляющая часть партий, если вы до пятисот сделали... Вот представьте, пятьсот человек в партии, а сто тысяч участков - ну как они её закроют? Та же администрация возьмёт и запишет от некоторых партий тех же сотрудников администрации, как она сейчас делает. Здесь по своей сути правильная постановка вопроса, но, мне кажется, вот те, кто занимается политической кухней и делает то мало, то много партий, немножко играют судьбой страны. Древнейшее высказывание: прочность любого государства зиждется на справедливости законов, поэтому закон должен быть одинаков для всех, а если мы формируем власть и перерисовываем, то какая же тогда справедливость и кто же будет доверять такой власти? У нас именно на этом сегодня основано колоссальное недоверие ко всем уровням власти. Вы ведь посмотрите, все вот эти вещи, которые мы с вами тут допускаем в отношении депутатов, - это дискредитация не отдельных депутатов, это в целом дискредитация законодательного (представительного) органа, чего ни одной разумной власти допускать нельзя, потому что сегодня вы дискредитировали Думу, завтра - правительство, послезавтра - всех остальных, а послепослезавтра друг в друга начнут стрелять и не будет центра притяжения. Я считаю, что авторы правильно подметили проблему. Опять же комитет... Я ведь специально задал Дмитрию Фёдоровичу вопрос - он не первый год депутат, человек грамотный, кандидат юридических наук, ещё квалифицированнее у них Владимир Николаевич Плигин, прекрасно понимающий конституционное законодательство, преподающий, но мы ведь понимаем, что ни Дмитрий Фёдорович, ни Владимир Николаевич не вправе реализовывать даже то, что они как бы понимают, потому что есть высшая сила, которая говорит, что должно быть вот так. И поэтому не надо тут лицемерить, издеваться и говорить, что человек, законодатель - по 104-й статье Конституции и вы, и я, и кто-то другой может вносить... И не надо, коллеги, осуждать то, что человек написал, - ну, он так написал! Вы видите по-другому, но не написали, поэтому, мне кажется, некорректно ваше замечание в адрес автора законодательной инициативы, и тем более от комитета. Мы поддерживаем этот проект и убеждены, что рано или поздно через мордобой, а может, мирно мы с вами всё-таки придём к тому, если захотим, чтобы доверие к власти росло и мы не шли на поводу у кого-то, принимая неправильные решения. Вот всем понятно, уже и президент видит, что ВТО - это дорога не туда, понимаете? Но решение-то уже принято! Лучше не принимать некоторые решения, чем потом откручивать назад. А всё это начинается с выборов, когда нарисовали всех, сформировали по принципу наличия компромата. Но комиссия, сформированная по принципу наличия компромата, она не может быть прочной, поэтому мы убеждены, что надо формировать только на паритетных началах. Давайте ко второму чтению внесём поправочки: только четыре парламентские партии, которые здесь есть. Будет шесть - сделаем шесть, но записать принцип, что комиссия формируется на паритетных началах и не может быть председателем член правящей партии. Так делается в большинстве так называемых демократических стран, именно на этом зиждятся и объективность, и справедливость власти. Мы поддержим этот законопроект и приглашаем и комитет квалифицированный вместе с его специалистами и рабочей группой... Вы создали рабочую группу, чтобы подготовить шесть законов по дореформенным вкладам, - где они? Ни комиссии, ни Резника и ни законов! Но прибыль Сбербанка в два раза выросла, и теперь он 7,8 процента продаёт, но купить никто не может, на лондонской бирже надо покупать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я понимаю, что время позднее, все устали, поэтому я надолго вас не задержу. Начну словами классика: мне Вяткин друг, но истина дороже. Дело вот в чём, уважаемые коллеги. В соответствии с законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме..." определён порядок формирования как комиссий субъектов Российской Федерации, так и окружных и муниципальных - всё это он правильно сказал. В соответствии с этим же законом в обязательном порядке туда включаются представители политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе или в законодательном органе субъекта Федерации, поэтому пугать нас тем, что комиссия вот так непомерно вырастет, поскольку сейчас приняли закон об этих пятисотрублёвых партиях, абсолютно неправильно - не вырастет. А почему выступают против? Тут два момента. Вот если посчитать, то получим следующее. Сейчас четыре политические партии по всей нашей любимой стране имеют представительство абсолютно во всех законодательных (представительных) органах субъектов Федерации. Четыре всего! В комиссии субъекта максимум пятнадцать человек, то есть от пятнадцати отнимайте четыре - остаётся одиннадцать. Вот эти остальные одиннадцать человек - это те, кого выдвигают собрания избирателей мифические по месту жительства, это представители трудовых коллективов и прочие. Никто не видел и не знает, как это всё происходит, но тем не менее так в законе написано. Так вот всего четыре человека, которые заинтересованы в проведении выборов, входят в состав этой комиссии, остальным эти выборы абсолютно не нужны, их туда включили и говорят: пашите, да ещё и в воскресенье, да ещё и не за очень большие деньги. Кстати, о деньгах. Когда я спросил Дмитрия Фёдоровича, он ответил: надо посчитать, сколько это будет стоить. Нисколько, Дмитрий Фёдорович, потому что на выборы выделяется определённое количество денег, и если раньше на комиссию из пятнадцати человек делили, к примеру - утрирую, - миллион рублей, то теперь, если будет по два человека, на комиссию из тех же пятнадцати человек будут делить тот же самый миллион рублей. Но если будет по два - вот в чём основная причина непринятия, - то получится восемь на семь, и здесь уже представители политических партий будут играть первую скрипку. А так у нас нелогично получается, ещё раз говорю: в выборах участвуют политические партии, а процесс контроля за этими выборами обеспечивается представителями абсолютно других структур, которые в этих выборах мало заинтересованы. Вот основной смысл этого закона, уважаемые коллеги. Так что принимать его можно, нужно, ничему он абсолютно не противоречит, кроме одного: он нарушает монополию "ЕДИНОЙ РОССИИ", вот и всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я бы тоже с удовольствием поддержал основную идею, заложенную автором в этот законопроект, но, честно говоря, не верю в то, что это удастся сделать, даже если этот закон будет принят. Почему? Потому что в сложившейся ситуации, когда двадцать - тридцать партий представят своих кандидатов, если есть такая задача - ну, скажем так, грубо сфальсифицировать результаты выборов, то это сделают через этих самых представителей. Никто, я думаю, не сомневается в том, что это сделать будет очень легко, поэтому нужно опять-таки не по хвостам бить, нужно смотреть в корень, а корень, коллеги, в безнаказанности, много раз уже про это говорили. До тех пор пока представители любого уровня избирательных комиссий будут выходить сухими из воды, наделав то, что они наделали, - вот до тех пор мы с вами здесь будем изобретать различные варианты, но толку будет мало. Поэтому необходимо ужесточение ответственности и неотвратимость наказания для всех, кто посягает на конституционное право граждан избирать свою власть на выборах, а не в кампаниях, которые проводятся по схеме "кручу, верчу - выиграть хочу". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. Пожалуйста, Николай Фёдорович. Трёхминутное выступление. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, ещё раз повторяю, прекрасно доказывал несостоятельность этого законопроекта, но я ещё раз приведу несколько примеров. В Нижегородской области 4 декабря, по подтверждённым данным (у нас в руках есть документы), "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приписала сто пятьдесят шесть тысяч голосов, поданных за различные партии. Некий Извольский, заместитель главы района, назначенный от администрации, умудрился приписать пятнадцать тысяч голосов в своём районе. Начальник юридического отдела администрации Канавинского района в районе, где было двадцать тысяч официально, по протоколам, умудрился приписать - вдумайтесь! - ещё двадцать шесть, итого сорок шесть тысяч голосов партия получила. Что касается наказания. Я уже в течение всех этих месяцев, почти уже год, борюсь с ними в судах - ни один суд до сегодняшнего дня так и не рассмотрел ни одной претензии. Это действительно как раз касается усиления ответственности. Более того, сейчас принято решение областной комиссией, что Извольский, заместитель главы администрации... И в Московском районе председатель комиссии Королёв приписывал голоса. Они все едут в ближайшие дни в центральную комиссию на повышение квалификации. Я так понимаю, они будут передавать опыт, как приписывать и как не нести ответственности. К чему я эти примеры привожу? Давайте уйдём от демагогии, пока не будут в комиссиях действительно представители всех партий на пропорциональной основе, ничего изменить невозможно. Бесспорно, что и наши представители, от КПРФ, - глядя правде в глаза - сдают результаты под различными предлогами: под давлением, их перекупают и так далее, и так далее, никто этого не отрицает, но в целом комиссии, сформированные на пропорциональной основе, работают более честно, более порядочно, их результаты ближе к тем результатам, которые мы с вами получаем. Поэтому этот закон необходимо принимать, а если мы отрицаем, так сказать, чистоту этого закона, давайте вместе подумаем и ко второму чтению внесём туда определённые нормы, которые действительно позволят проводить выборы, результаты которых хотя бы приближались к реальным, а то, что происходит сегодня, - это просто безобразие, преступное безобразие! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, два момента: один - стратегический, а второй - тактический. Доктор наук Крыштановская - мне нравятся многие её публикации - до поры до времени писала горькую правду, в одной из статей она заметила: "Надо признать, что элита России не отвечает ни истории страны, ни масштабу стоящих задач". А на днях другой политолог заметил, что у элиты глаза потухли и она уже ни о чём не думает, кроме одного: как сохранить то, что есть, - власть, и как передать по наследству то, что в карман попало. Две убийственные детали. Готова ли сегодняшняя власть к самокритичному взгляду с учётом всего, что в мире происходило за последние сто - двести лет? Нет, не готова. Поэтому судьба этого закона предрешена, хотя я его поддерживаю. А с точки зрения тактики... Я думаю, что Дмитрий Фёдорович не понял моего вопроса. В течение всего 2011 года, точнее, в течение восьми месяцев в Самарской области шёл поток клеветы в адрес представителей Компартии, причём эта клевета тиражировалась сотнями тысяч экземпляров. Мы дошли до генерального прокурора, до министра юстиции, до ФСБ, до прокурора областного, встречались и с руководством областной избирательной комиссии. Зрелище было блестящее: взрослые люди с высшим образованием обсуждали другие проблемы серьёзно, по-деловому, но, как только мы доходили до вопроса о том, кто тиражирует клевету, кто даёт миллионы, кто стоит за этим, все эти большие начальники отводили глаза и говорили: "Вы же понимаете, такие вопросы крайне трудно расследовать..." Идут месяцы, приходят выборы весенние президентские, и вот сценка из жизни: члены трёх территориальных комиссий города Самары за несколько минут до завершения голосования вышибают с треском всех представителей Компартии - наблюдателей и так далее, в ряде случаев и членов комиссий с решающим голосом - и вытаскивают на свет бумагу о том, что всех представителей Компартии отозвали по письму первого секретаря обкома Алексея Владимировича Лескина. Сейчас эта бодяга идёт, уголовные дела возбуждаются и закрываются. Эксперты утверждают, что, конечно, это не его подпись. Как будто бы самоубийца первый секретарь, серьёзный и ответственный человек, за две минуты до завершения голосования принял такое идиотское решение - послать подобное письмо! И что же избирательные комиссии? И что же облизбирком? И что же Центризбирком, куда мы также обращались? Это позорное зрелище, но это тактика поведения сегодняшней элиты! Повторяю: гром не грянет - мужик не перекрестится. Нынешней элите надо серьёзно задуматься... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Ян Викторович Зелинский? Нет. Дмитрий Фёдорович Вяткин? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 18 сек.) Проголосовало за 187 чел.41,6 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.