Заседание № 68
19.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 134114-6 "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части, касающейся срока пребывания на гражданской службе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2209 по 2285 из 8741
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Виктор Филиппович Шрейдер, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Проект был внесён Президентом Российской Федерации, он направлен на сохранение наиболее опытного квалифицированного руководящего состава и позволяет продлевать срок пребывания на гражданской службе по решению президента в должности гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей до семидесяти лет. Уважаемые депутаты, к законопроекту поступили две поправки. Первая поправка внесена депутатами Государственной Думы и уточняет текст законопроекта, предлагая установить порядок принятия решения о продлении срока службы только для федеральных гражданских служащих, она рекомендована к принятию. Вторая поправка внесена в законопроект Законодательным Собранием Тверской области и не соответствует концепции законопроекта, она предлагается к отклонению. Предлагается одобрить таблицу поправок к тексту законопроекта, и рекомендуем Думе принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 45 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 10 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Виктор Филиппович. ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую экспертизу и полностью подготовлен комитетом к третьему чтению, со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по проекту нет. Прошу рассмотреть данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7207 по 7243 из 8741
Далее, 7-й вопрос. Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 10 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 38 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 55
23.10.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 134114-6 "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части, касающейся срока пребывания на гражданской службе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1687 по 2259 из 7442
Так, обсуждаем 14-й вопрос повестки. В первом чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладчик Гарри Владимирович Минх. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Смысл этой инициативы с точки зрения содержательной сводится к тому, что есть необходимость обеспечить сохранение высококвалифицированных, опытных специалистов на государственной службе, причём специалистов, которые относятся к категории руководителей. Вы знаете, что в законодательстве Российской Федерации все должности государственной службы делятся на категории и группы, и служащие одной из этих категорий, а именно руководители, безусловно, должны иметь и весьма высокую квалификацию, и достаточно серьёзный профессиональный опыт, и достаточно серьёзный жизненный опыт. С учётом этих обстоятельств предлагается внести соответствующее изменение в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Хочу вам напомнить, что в настоящее время установлен предельный возраст нахождения на государственной службе - шестьдесят лет. Вместе с тем федеральный закон предполагает возможность продления срока пребывания на государственной службе, но тоже на определённый период, а именно до исполнения шестидесяти пяти лет, причём это делается в специальном правовом режиме, когда с федеральным государственным служащим с его согласия может быть по решению представителя нанимателя этот срок продлён. Повторю, это условие срочного договора - наличие двух обстоятельств: согласие самого федерального государственного служащего и, естественно, добрая воля работодателя. Такое продление возможно, как я уже сказал, до шестидесяти пяти лет. После достижения шестидесятипятилетнего возраста человек может продолжать работать, если у него есть для этого желание и возможности, но это уже будет не государственная служба, это уже будут другие трудовые правоотношения - это будет трудовой срочный договор. Кроме того, федеральный закон предусматривает возможность для лиц, которые относятся к категории "помощники (советники)"... Хочу вам напомнить, что ранее, по прежнему законодательству, которое регулировало вопросы госслужбы, были категории "А", "Б" и "В". Помощники - это категория "Б" - осуществляли обеспечение деятельности лиц, замещающих должности категории "А". Вот по этим лицам предусмотрена возможность работы не до достижения предельного возраста шестидесяти (шестидесяти пяти) лет, а до завершения работы, ну, скажем так, их доверителя. По помощникам это уже есть в действующей редакции, но в отношении руководителей, то есть тех категорий, о которых мы сегодня говорим, таких оговорок нет. Вы знаете, что на должность руководителя, как правило, назначаются лица, которые имеют серьёзный опыт. Это, как правило, люди как минимум не самые молодые, и поэтому в настоящее время предлагается продлить предельный возраст для лиц, которые замещают должности категории "руководители", до семидесяти лет. То есть предлагается, во-первых, возможность продления не до шестидесяти пяти, а до семидесяти лет, а, во-вторых, что касается алгоритма, предусматривается, что это решение принимает исключительно Президент Российской Федерации, причём независимо от того, кто назначает на должность руководителя. Вы знаете, что у нас не все руководители, лица, относящиеся к категории "руководители", назначаются президентом, есть руководители, которые назначаются решением правительства, есть руководители, которые назначаются решениями других должностных лиц, это и должности в Аппарате Государственной Думы, в Аппарате Совета Федерации, в других государственных органах, но тем не менее с точки зрения законопроекта решение о том, чтобы продлить тому или иному руководителю срок гражданской службы до достижения им семидесяти лет, принимает только президент. Как я уже говорил, проблема сохранения наиболее квалифицированных кадров стоит достаточно остро, и вы знаете, что мы с вами уже принимали соответствующее решение о повышении предельного возраста до семидесяти лет, в частности по судьям, по прокурорским работникам, по сотрудникам Следственного комитета. Таким образом, это последовательная работа по закреплению наиболее квалифицированных кадров на государственной службе. И хочу ещё раз подчеркнуть, что здесь также предлагается принцип двух ключей: первое - согласие самого государственного служащего и второе - это, естественно, решение работодателя, представителя нанимателя. И вот предлагается, что от имени этого представителя подобные решения будет принимать президент. Уважаемые депутаты Государственной Думы, таков смысл того законопроекта, который внесён президентом, и прошу вас поддержать эту инициативу президента, проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь. Василий Васильевич Толстопятов. ТОЛСТОПЯТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Хотелось бы только добавить, что необходимость внесения указанного проекта федерального закона вызвана тем, что действующее законодательное положение не позволяет лицам, замещающим должности категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, продлевать срок пребывания на государственной гражданской службе свыше шестидесяти пяти лет, что препятствует сохранению наиболее опытного и высококвалифицированного руководящего состава. Полностью поддерживая идею законопроекта, отвечающую общим установлениям, закреплённым законодательством Российской Федерации в отношении иных работников и сотрудников, предельный возраст пребывания которых на занимаемых должностях составляет семьдесят лет, считаем необходимым подчеркнуть несколько аспектов. По нашему мнению, по мнению комитета, принятие решения Президентом Российской Федерации о продлении срока пребывания на государственной гражданской службе без дополнительного регулирования порядка и условий принятия указанного решения возможно только в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации. В случае если предусмотренные законопроектом меры распространяются на всех без исключения государственных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, было бы целесообразно законодательно определить порядок и условия направления ходатайства Президенту Российской Федерации о продлении срока пребывания на государственной гражданской службе, определить уровень должностей (федеральный или субъекта Федерации), инициатора ходатайства, сроки направления и так далее. Данные предложения могли бы быть рассмотрены и при необходимости учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона № 134114-6 "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. По данному законопроекту поступило пятнадцать отзывов субъектов Российской Федерации, все положительные. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не отметило замечаний правового характера. Профильные комитеты Совета Федерации поддержали концепцию законопроекта. Прошу поддержать мнение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Гарри Владимирович, вопрос к вам: а вот скажите, пожалуйста, как бы вы отнеслись к введению, скажем так, в контексте этого закона обязательного медицинского освидетельствования? Ведь мы же понимаем, что в семьдесят лет, допустим, мужчина может выглядеть и чувствовать себя на пятьдесят, а может, соответственно, и на сто, и при этом тот же столетний мужчина, я имею в виду состояние его физического здоровья, наверное, будет не против остаться на занимаемой им должности. В этом смысле верхняя планка - семьдесят лет - тоже может быть скорректирована, если человек чувствует себя хорошо и соответствующее медицинское заключение получено, то, в общем-то, наверное, он может и до восьмидесяти лет занимать свой пост, а если наличествует обратное, то, собственно говоря, он, на мой взгляд, должен раньше покинуть занимаемую им должность. МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, я думаю, что в вашем предложении, безусловно, есть рациональное зерно, но оно уже учтено: действующей редакцией Федерального закона "О государственной гражданской службе..." предусмотрена обязательная - подчеркну это слово - диспансеризация государственных служащих. Не освидетельствование, как вы говорите, а диспансеризация. Она проводится ежегодно, и лица, которые работают на государственной службе, в обязательном порядке каждый год проходят эту процедуру. По сути дела, человек проходит целый ряд специалистов узкого и широкого профиля и получает справку о том, что он прошёл диспансеризацию. То есть там, естественно, не пишутся слова вот в том контексте, как в вашем вопросе, но содержательная составляющая этой процедуры ровно такая, о которой вы говорите. Так что это общее правило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Ход мыслей президента мне нравится, и думается, что законопроект в принципе правильный, но, Гарри Владимирович, есть такой вопрос: ну зачем президента нагружать до такой степени? Скажем, номенклатура министерства какого-то, руководитель, ему исполнились те годы, которые указаны в законопроекте, - зачем решать этот вопрос президенту, если это министр может сделать успешно и без президента? МИНХ Г. В. Руслан Георгиевич, уважаемый, по крайней мере сейчас такова логика законопроекта, внесённого в Государственную Думу. В определённом смысле это эксклюзив, и поэтому предлагается, что решение подобного плана принимает Президент Российской Федерации. Но что я думаю? Я думаю, что, допустим, мы наработаем определённую практику, поймём, что это не единицы и, может быть, даже не десятки, а сотни, - ну и тогда, может быть, есть смысл подумать. Хотя, с другой стороны, хочу вам напомнить, что, например, сейчас все федеральные судьи (ну, естественно, за исключением высших судов - там особая процедура назначения этих судей), начиная с районного уровня, назначаются Президентом Российской Федерации. С этим можно спорить или не спорить, но это работает, и, как вы знаете, здесь тоже речь идёт о тысячах лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, вот что касается ограничений по возрасту для госслужащих, аналогичные ограничения существовали для других категорий работников, ну, например, для ректоров вузов, директоров академических институтов. Считаете ли вы, что в связи с появлением этого нового закона возникнут параллельно ведомственные документы, которые также разрешат теперь на должностях, допустим, ректоров, директоров академических институтов пребывать до семидесяти лет? МИНХ Г. В. Уважаемый Виктор Евграфович, мы всё-таки сейчас ведём речь о государственной службе. Совсем иной правовой статус у тех лиц, которые работают в этом правовом режиме. Ну и плюс, как вы знаете, вопрос о предельном возрасте - это не вопрос ведомственных инструкций, это вопрос, который может быть решён исключительно на уровне федерального закона. Но повторю: это отдельная категория лиц, это отдельный правовой режим, естественно, постановка вопроса об увеличении предельного возраста для замещения этих руководящих должностей требует всё-таки отдельной проработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Иванов. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, закон о продлении срока пребывания на государственной гражданской службе, это не секрет, связан с тем, что у правящей партии - основного поставщика кадров - маленькая скамейка запасных. Но у других политических партий такие скамейки запасных есть, взять хотя бы представителей парламентских партий, сидящих в этом зале, однако ни на каком уровне из других партий на руководящие должности на государственную службу не берут. Считаете ли вы возможным деполитизировать вопрос принятия на государственную службу и приглашать людей из других политических партий? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Николаевич, я хочу вас, ну не знаю, огорчить или порадовать - с одной стороны, порадовать, а с другой стороны, может быть, и огорчить: у нас государственная служба деполитизирована, и в принципе в действующей редакции федерального закона, нескольких федеральных законов, которые регулируют вопросы государственной службы, одним из принципов деятельности как раз и устанавливается деполитизация госслужбы. Ну и по поводу скамейки запасных. Неудобно на себя показывать, но вот я, например, за свою уже не очень короткую жизнь ни разу не был членом ни одной из политических партий, а я как раз являюсь лицом, которое замещает должность категории "руководители". Я не знаю, на чью скамейку запасных вы готовы меня посадить, тем более что я не в запасе, а действующий руководитель, но ещё раз хочу повторить, что принцип деполитизации госслужбы уже есть и на практике реализуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, а связана ли вот такая перемена в настроениях президента с тем, что президент ныне другой возрастной категории? Я вам напомню, что с этой же трибуны представитель президента нам с таким же пафосом доказывал, как полезно ограничить шестьюдесятью годами, потом доказывал, почему нужно продлить до шестидесяти пяти, теперь - до семидесяти. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, какого представителя президента вы имеете в виду? Если речь идёт обо мне, то, как вы знаете, я всегда выступаю с должным пафосом. (Оживление в зале.) А если говорить уже о содержательных параметрах, то в своё время, когда я докладывал о корректировке федерального закона о госслужбе, о том, что предельный возраст шестьдесят лет, но при этом до шестидесятипятилетнего возраста возможно работать, я говорил, что мы по сути своей ничего не меняем, а возвращаемся к тому, что предлагалось ранее и сейчас действует: чтобы это была не обязанность работодателя - до шестидесяти пяти лет держать государственного служащего, даже если он уже не справляется, а это было право работодателя. Здесь мы абсолютно точно идём в той же логике. И второе. В бытность, когда Дмитрий Анатольевич был Президентом Российской Федерации, мы с вами - я об этом тоже говорил и ещё раз хочу напомнить - увеличивали срок для прокурорских работников, для судейского корпуса, поэтому здесь у нас концептуально подходы какие были, такие и сохраняются, тут ничего не могу вам... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, то, что президент назначает практически всех судей в России, - это действительно работает, о чём свидетельствует рост доверия граждан к российской судебной системе. Но вот непонятна логика: с одной стороны, вы говорите, что надо сохранять наиболее ценные и квалифицированные кадры, с другой стороны, объявляются выборы губернаторов, где подобные ограничения ни по здоровью, ни по возрасту не действуют. А что может быть ценнее, чем умный руководитель региона? И второй момент: это вступает в противоречие с вашим заявлением... не вашим, вернее, а с заявлением о том, что нужен социальный лифт. Теперь этих социальных лифтов, так я понимаю, будет гораздо меньше. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, во-первых, повторяю, что те лица, которые избираются, они не являются государственными служащими, поэтому ваш пример про губернаторов просто из другой немножко категории. Депутат Государственной Думы, другие выборные должности - это не государственная служба, поэтому в этом плане опасения не играют особой роли. Во-вторых, в соответствии с предложенным сейчас нами механизмом по каждому такому эксклюзивному варианту - продление полномочий - должно быть решение президента. Как вы догадываетесь, это означает, что лиц, которые идут в этом специальном правовом режиме, будет не очень много, поэтому здесь дорогу они никому переходить не будут. А когда мы говорим о социальных лифтах, то всё-таки я бы предпочитал, чтобы на лифтах катались более молодые люди. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Хотел бы замечание сделать: лифты работают, но этажи заняты - вот о чём речь идёт. Уважаемый Гарри Владимирович, этот законопроект, что бы мы ни говорили здесь, как бы ни пикировались, знаковый, поскольку он фиксирует на самом деле один очень важный факт - дефицит подготовленных квалифицированных кадров. Вот о чём, собственно говоря, должна идти речь. И это системная проблема, она есть во многих отраслях. Эта проблема существует не только в госуправлении на высшем уровне, но и в госуправлении на уровне субъектов в том числе. И в связи с этим как вы отнесётесь к тем предложениям, которые во время обсуждения данного законопроекта звучали в комитете, - чтобы распространить эту норму не только на высший, федеральный уровень, но и на уровень субъектов Российской Федерации, потому что там тоже есть госслужащие категории "А"? МИНХ Г. В. Действительно, и я об этом тоже говорил, речь идёт о необходимости сохранения наиболее опытных, профессиональных, высококвалифицированных работников. Но хотел бы обратить внимание, что мы с вами сейчас рассматриваем изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Это федеральный закон наиболее общий, базовый, и он имеет отношение ко всем уровням государственной службы. Я думаю, тот вопрос, который вы ставите, будет решаться в рамках предлагаемых изменений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нам понятна логика президента, аргументы, которые привёл представитель президента о необходимости сохранения ценных кадров, но всё-таки надо признать, что, скажем, пятнадцать лет назад эта проблема не возникала. Этот закон, на наш взгляд, отражает одну очень тревожную тенденцию, которая наметилась в нашем обществе, а именно: элита стареет, и она несменяема - вот в чём проблема! Причём наша страна такое уже переживала, мы помним период, который называли застоем, и помним тех людей, которые тогда были во власти, - этих чиновников называли геронтократией. Вот нам бы не хотелось, чтобы опять у нас возникла геронтократия, поэтому, прежде чем принимать этот закон, надо всё-таки подумать о том, чтобы создать естественные механизмы ротации элиты, способствующие появлению новых людей и предотвращению застойных явлений. Понятно, что политическое руководство принимает политические решения, а на местах их реализацию осуществляют чиновники, которым мы и хотим продлить срок пребывания на службе до исполнения им семидесяти лет. Я знаю регионы... в частности один из них - мой родной регион, Ростовская область, которым очень долго управлял один и тот же губернатор, и целые поколения просто были потеряны для власти. Вот оппозиция говорит... вернее, не оппозиция, а некоторые коллеги-депутаты говорят о том, что у нас дефицит кадров, - да нет дефицита кадров, просто, как верно сказал другой мой коллега, этажи заняты! В Ростовской области всё поколение людей от сорока до пятидесяти лет выпало из власти, так сказать, потому что губернатору было около шестидесяти, его команда находилась бессменно у власти. Вывод такой: хотя мы понимаем логику данного законопроекта, всё-таки считаем, что принятие таких законов должно сопровождаться мерами по развитию демократизации политической системы и мерами по обеспечению естественной ротации элиты, иначе может возникнуть застой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Гарри Владимирович, в продолжение моего вопроса: всё-таки диспансеризация и медицинское освидетельствование - это не одно и то же, и факт прохождения диспансеризации не является, скажем так, допуском к службе. Как можно было бы в этом смысле в рамках данного законопроекта вот эту процедуру применить? Вот посмотрите, мы имеем два примера: с одной стороны, генсек Брежнев, который превратился в развалину нельзя сказать, что в совершенно преклонном возрасте, и с другой стороны - действующий президент Путин, который находится в прекрасной физической форме. Ну, каждый чиновник, наверное, всю жизнь движется к своей цели, к высоким должностям, и очень часто занимает эти должности в преклонном возрасте. Знаете, наверное, вот как следствие такого отношения к себе, которое демонстрирует нам действующий президент... мы видим его хорошую физическую форму, и каждый чиновник, мне кажется, вот этой линии должен придерживаться. Введение обязательного медицинского освидетельствования, наверное, способствовало бы выработке соответствующего отношения к себе, к своему организму, дабы действительно можно было на благо общества функционировать долгие-долгие годы. Это первый момент. А ещё я хотел ответить своему коллеге Емельянову Михаилу Васильевичу: здесь, наверное, речь не о возрастных ограничениях нужно вести. Вот вы привели в пример свою область, где губернатор очень долго находился у власти. Вероятно, здесь, как говорит наш лидер Владимир Вольфович, нужно ограничить срок пребывания губернатора у власти, например, десятью годами, если это кадр ценный, то ему, вне всякого сомнения, будет подобрана другая, не менее ответственная должность, где он сможет приносить пользу и до семидесяти лет, и потенциально до восьмидесяти лет. Вот вы человек, как и я, тоже уже немолодой, со временем вы придёте к своему семидесятилетию, если вы будете хорошо себя чувствовать, ваши мыслительные процессы не будут заторможены, так сказать, то наверняка вы захотите продолжать работать на благо Родины. Посмотрите на ту же Российскую академию наук, где академики работают и в девяносто лет нормально, их график расписан на два-три года вперёд! Кстати говоря, психологи и физиологи уже говорят о том, почему так долго живут члены Российской академии наук: потому что график насыщен, спроектирован на многие годы вперёд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, идея, заложенная в законопроекте, понятна и, я думаю, будет поддержана любым здравомыслящим человеком, ведь речь идёт об индивидуальностях, о личностях, о так называемом золотом запасе, эти люди всегда, во все времена, при любом общественно-политическом строе ценились как самое дорогое в государственном управлении. И с этой точки зрения, безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данную законодательную инициативу. Но проблема на самом деле, конечно, может, даже чуть шире, чем изложено в законопроекте. Нисколько не подвергая сомнению саму идею, я бы просто хотел вернуться... поддержать коллегу Локотя, вас, дружище Локоть, члена нашего комитета, который сказал, что проблему нужно рассматривать не только с точки зрения высших категорий должностей государственной гражданской службы, но и с точки зрения системы подготовки кадров в Российской Федерации в целом. Кадры должны готовить начиная не с уровня губернатора, о чём сегодня здесь многие коллеги говорили, а гораздо раньше, потому что качество нашей жизни зависит не только от руководителей высшего звена, не только от руководителей субъектов Российской Федерации, но и от руководителей и квалифицированных специалистов местного, муниципального уровня. А у нас, к сожалению, сегодня 70 процентов руководителей муниципальных образований находятся в возрасте пятидесяти - пятидесяти пяти лет и старше, и смены, к сожалению, пока мы не подготовили. Да, это полномочия субъектов Российской Федерации, но без создания целостной системы подготовки и переподготовки муниципальных кадров в Российской Федерации проблему с кадрами мы не решим, потому что тот лифт, о котором говорили наши коллеги, начинается с муниципалитета: муниципалитет - региональная власть - федеральная власть. Только тогда, когда в комплексе будут работать все элементы этой системы, мы сможем создать стройную систему подготовки и переподготовки муниципальных кадров. Именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в постановлении о принятии в первом чтении проекта федерального бюджета на 2013 год записала: предусмотреть в 2013 году и в последующие годы целевое выделение ресурсов федерального бюджета на создание системы подготовки и переподготовки муниципальных кадров. И у меня вызвало удивление и недоумение, что некоторые наши коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в частности Оксана Генриховна Дмитриева, возражали против такой статьи расходов, включённой в федеральный бюджет. Уважаемые коллеги, мы можем решать многие проблемы государственного управления, муниципального управления, но без подготовки квалифицированных кадров эффективно решить эти проблемы мы не сможем. Более того, я считаю, что сегодня для того, чтобы каждый человек, который идёт в муниципальную, в региональную власть, представлял, чем он будет заниматься, он должен начиная со школьной скамьи узнавать азы управления на всех уровнях власти, и поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты. Завершайте, пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. И поэтому мы считаем, что, возможно, Комитету по образованию стоит рассмотреть, с учётом того что мы сейчас обсуждаем законопроект об образовании, вопрос о законодательном введении в школьную программу курса "Местное самоуправление и государственное управление". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, после выступления Сергея Генриховича Каргинова мы вернёмся к голосованию по проекту повестки дня, к обсуждению и голосованию по законопроектам второго чтения, поэтому я прошу депутатов, которые по какой-либо причине вышли из зала, вернуться в зал и приготовиться к голосованию. Сейчас выступает Сергей Генрихович Каргинов. Пожалуйста. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я начну с того, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, несмотря на то что наша партия является практически лидером в кадровой политике с точки зрения предоставления молодёжи возможности реализовать себя: у нас самая молодая фракция в Государственной Думе, вчера от ЛДПР был назначен самый молодой сенатор, и самый молодой губернатор тоже наш, и по регионам представителей молодёжи у нас также достаточно много. У нас есть свободные этажи власти, они не заняты, просто спорим мы не о том. Сегодня мы говорим о возрасте шестьдесят, шестьдесят пять, семьдесят лет, завтра - семьдесят пять, восемьдесят лет... Зачем нам спорить о возрасте? Давайте говорить об эффективности: если человек эффективен, неважно, какого он возраста, важно, какую пользу он приносит обществу, ведомству, структуре, в которой он работает, - вот какой критерий должен быть. В этом плане у ЛДПР очень чёткая позиция, и я думаю, что в этом мы можем являться примером: если ты неэффективен, неважно, тридцать лет тебе, пятьдесят или семьдесят, - ты должен освободить место для другого человека, который будет на твоём месте выполнять обязанности более функционально. Тем более, что все мы помним всё-таки, что, когда мы проходили 90-е годы, наша перестройка свалила нас в кадровый голод, и сегодня, кто бы что ни говорил, кадровый дефицит существует, и нельзя списывать со счетов тех людей, которые получили определённый опыт и при Советском Союзе, и в период перестройки, и при существующем строе. Зачем мы выкидываем их на обочину? Они могут принести очень много пользы обществу! Здесь нужен симбиоз, симбиоз мудрости тех, кто сегодня уже в возрасте, и энергии молодых, - вот такой симбиоз сработает на благо России, в этом случае мы получим достаточно серьёзные плюсы. Законопроект можно принимать, не надо ставить ограничения по возрасту, надо брать совершенно другие критерии в этом формате. Если уж быть совсем циничными, то эти люди, работая на должностях, не получают доплаты к пенсии, а это опять же выгода, в том числе и государству. Фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект и считает, что надо менять критерии: не возраст, а эффективность - это самый главный вопрос. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые депутаты, всё-таки я хотел бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что те примеры, которые вы чаще всего приводите, вообще не про то, о чём сегодняшний законопроект. Ни Президент Российской Федерации, ни руководители субъектов Российской Федерации не являются государственными служащими в смысле того законопроекта, о котором мы говорим, это лица, замещающие соответствующие госдолжности - либо Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, поэтому к ним этот законопроект не относится и ваши примеры всё-таки являются образцами холостых выстрелов. Что касается содержательных параметров, то, говоря о том же медицинском освидетельствовании, я сказал, что есть диспансеризация и итоги диспансеризации в самой справке формулируются очень просто и, Дмитрий Иванович, понятны любому человеку: годен для замещения должности госслужбы или не годен по медицинским показаниям. Терминология "медицинское освидетельствование" у нас используется, как вы знаете, в частности, для контроля алкоголя в крови у водителей, это совсем другие отрасли, карательные... И здесь с точки зрения здравого смысла та проблема, о которой вы беспокоитесь, решена абсолютно, поэтому не надо нам термин "диспансеризация", который очень корректен, но даёт тот результат, на который рассчитываем, менять на термин "медицинское освидетельствование", потому что тогда госслужащий выступает не субъектом правоотношений, а объектом, что достаточно обидно. Повторюсь: я не обращал бы внимания на терминологию, а обращал бы внимание на суть. Я думаю, что те проблемы, о которых мы говорим, действительно важные и вопросы госслужбы субъектов тоже этим законом регулируются. Я хотел бы вас поблагодарить за обсуждение, за заинтересованность и попросить поддержать эту инициативу президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Васильевич Толстопятов, вы будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5870 по 5887 из 7442
Далее голосуются законопроекты в первом чтении. 14-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 48 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Законопроект принят.