Заседание № 87

16.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 134054-4 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (о предоставлении общественным и благотворительным организациям права первоочередного выкупа арендованного ими государственного и муниципального имущества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2223 по 2556 из 4129
Пункт 13, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 43       
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества". Доклад представителя Государственной Думы Ярославской области       
Петра Ивановича Губочкина. Пожалуйста.                                          
                                                                                
ГУБОЧКИН П. И., представитель Государственной Думы Ярославской области.         
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые депутаты! Предмет настоящего проекта закона -    
это права тех общественных организаций, которые на протяжении ряда лет          
арендуют муниципальные или государственные помещения. В условиях действующего   
закона о приватизации они в случае аукционной формы реализации этого            
имущества будут обречены на то, чтобы остаться без имущества, и окажутся        
выброшены буквально на улицу. Мы говорим о том, что малый и средний бизнес не   
выдерживает конкуренции с крупным бизнесом при выкупе, при приобретении         
имущества, естественно, что общественные организации, которые не имеют          
коммерческих целей и не занимаются коммерческой деятельностью, а занимаются     
помощью людям в кризисных ситуациях, продвижением культурных проектов,          
спасением людей от каких-то социальных пороков, когда их имущество будет        
выставлено на аукцион, будут просто обречены.                                   
                                                                                
Суть законопроекта заключается в следующем. Тем организациям, которые уже на    
протяжении ряда лет успешно работают (а деятельность их, соответственно,        
проверяется Минюстом) и арендуют помещения, осуществляют какие-то               
материальные затраты для поддержания этих помещений, законопроектом             
предлагается предоставить право первоочередного выкупа, определенная            
преференция, для того чтобы они сохранили возможность легально продолжать       
свою деятельность, используя это имущество.                                     
                                                                                
Скажу для примера. В Ярославле, который я представляю, в общем объеме           
муниципального имущества доля имущества, принадлежащего общественным            
организациям на правах аренды, составляет 2-3 процента, остальное принадлежит   
организациям коммерческого толка. Эти общественные организации, несмотря на     
то что объем их имущества, так сказать, незначителен, выполняют важную          
социальную функцию, способствуя оздоровлению общества, предотвращению           
негативных социальных явлений. И если мы не примем данный закон, то             
фактически через три года... Вот еще один пример я вам приведу. За время        
действия данного закона в Ярославской области, точнее, в городе Ярославле ни    
одна общественная организация вообще не смогла принять участия в конкурсе по    
причине ограниченных материальных возможностей. Это большая проблема. Я знаю,   
сегодня в Думе принимался закон "Об Общественной палате Российской              
Федерации", и если Общественную палату можно сравнить с сердцем страны и        
общества, то общественные организации на местах - это те капилляры, те          
сосуды, по которым происходит движение кислорода. Поэтому я обращаюсь           
особенно к комитетам по культуре, по делам общественных организаций, по делам   
ветеранов, которые как раз, я считаю, и обязаны защищать интересы широких       
социальных слоев, с просьбой поддержать данный законопроект, потому что он      
имеет прежде всего социальный характер. Спасибо. У меня всё.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Иванович, присаживайтесь.                   
                                                                                
Содоклад члена Комитета по собственности Лианы Витальевны Пепеляевой.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет       
Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию данного         
проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его    
при рассмотрении в первом чтении.                                               
                                                                                
Основными принципами приватизации являются равенство участников в               
приватизационном процессе, открытость приватизации и прозрачность в             
деятельности органов государственной власти и органов местного                  
самоуправления. В последней редакции Федерального закона "О приватизации        
государственного и муниципального имущества" были отменены все внеконкурсные    
и льготные способы приватизации, включая и выкуп арендатором арендуемого        
государственного и муниципального имущества. Причиной отказа от такого          
способа приватизации послужили многочисленные факты злоупотреблений, в первую   
очередь должностных лиц органов местного самоуправления, в процессе             
приватизации.                                                                   
                                                                                
Преимущество для арендаторов арендуемого государственного и муниципального      
имущества, предоставляемое законопроектом, означает невозможность участия в     
процессе приватизации иных физических и юридических лиц и нарушает как          
базовый принцип равенства участников гражданских правоотношений в целом, так    
и принцип равенства покупателя государственного и муниципального имущества в    
частности. Кроме того, предоставление законопроектом права органам              
государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно         
определять порядок приватизации означает нарушение принципа транспарентности    
принимаемых решений в процессе приватизации.                                    
                                                                                
Таким образом, по мнению Комитета по собственности, концепция данного           
законопроекта противоречит базовым принципам законодательства о приватизации.   
Правительство Российской Федерации также не поддерживает концепцию данного      
проекта федерального закона. С учетом этого Комитет Государственной Думы по     
собственности рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении   
в первом чтении. Но вместе с тем комитет отмечает наличие реальной проблемы     
приобретения в собственность как рядом общественных организаций, так и          
организациями малого и среднего бизнеса имущества, которое они арендуют, и      
считает необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство в     
части поддержки указанных субъектов. Соответствующий проект федерального        
закона в настоящее время в стадии подготовки, его внесение предполагается в     
апреле - мае этого года. Спасибо.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Лиана Витальевна.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Две руки       
вижу: Кузнецов Виктор Егорович и Плетнёва Тамара Васильевна. Кузнецов Виктор    
Егорович, пожалуйста.                                                           
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Лиана Витальевна, что конкретно предполагается по этим субъектам                
правоотношений в будущем, вот по собственности?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Пепеляевой.                 
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Спасибо. Виктор Егорович, данный законопроект предполагает      
предоставить такое право всем общественным организациям. Комитет по             
собственности считает возможным - и в настоящее время активно обсуждает         
вопрос с правительством - предоставить такое право организациям инвалидов и     
предприятиям малого бизнеса. На данный момент идет согласование, но я           
надеюсь, что мы решим этот вопрос и, действительно, как я сказала, в апреле -   
мае внесем законопроект.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёвой Тамаре Васильевне, пожалуйста, включите микрофон.                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Лиане Витальевне.                                
                                                                                
Конечно, против ваших аргументов даже невозможно выступить - они                
действительно по нынешнему законодательству вроде как и правильные. С другой    
стороны, вы сказали, что равенство всех участников... Равенство - это как бы    
имеют право все. Но ведь если смотреть по возможностям финансовым, то разве     
можно сказать "равенство" в отношении, допустим, общественной какой-то          
организации, которая занимается, ну, детьми например, и коммерческой фирмой!    
Вот недавно в нашей же "Парламентской газете" сообщали о факте: пионерский      
лагерь "Юнга" под Санкт-Петербургом... теперь там стриптиз-клуб. И так в        
принципе будет везде, если мы будем только талдычить наши правила. Из любого    
правила есть исключения, и это в наших руках - сделать эти исключения!          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Пепеляевой.                 
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Тамара Васильевна, вы совершенно правы, что этот вопрос         
требует тщательного изучения. В комитете проводится огромная работа по          
анализу данного вопроса. К сожалению, мы... вы тоже, я думаю, не сможете        
отрицать того факта, что, когда арендаторам арендуемого имущества была          
предоставлена возможность выкупа, были многочисленные злоупотребления. Это      
вопрос не закона, это вопрос правоприменения. Но необходимо определенные        
категории субъектов поддерживать, и мы предполагаем, что такой законопроект     
будет внесен. Предполагали внесение законопроекта в самое ближайшее время -     
на следующей неделе, но появился еще один законопроект, который в еще более     
сложной форме предлагает изменить статью 43. Вот завтра в комитете мы будем     
его рассматривать. После этого, я надеюсь, согласованный с правительством       
вариант поддержки отдельных категорий в субъектах мы сможем представить в       
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Три депутата. Пожалуйста,        
Кузнецов Виктор Егорович.                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, к сожалению, слишком, так сказать, круто      
обошлись вообще с собственностью муниципалитетов в первую очередь. Дело в       
том, что бюджетная политика федеральная и региональная такова, что местное      
самоуправление сегодня не имеет достаточных средств и свою собственность        
использует прежде всего для пополнения бюджета. Приведу один только пример:     
наш с вами Новосибирск, Лиана Витальевна, - это 20 процентов, это несколько     
миллиардов рублей ежегодно, которые получают за счет сдачи в аренду помещений   
разного толка. Конечно, и закон "О приватизации...", и закон "Об общих          
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"           
поставили задачу исключить, вообще говоря, возможность муниципалитетов иметь    
такую собственность. Зарубежный опыт - как раз наоборот: там предоставляется    
возможность иметь любую собственность для решения любых задач обеспечения       
жизнедеятельности населения. Мы свели в своем законодательстве всё это к        
тому, что вплоть до ручки и стола... Конечно, чиновник будет рад тому, что у    
него нет никаких обязанностей, нет никакой заботы... да и желания, вообще       
говоря, у него нет этим заниматься за те же самые деньги.                       
                                                                                
Полагаю, что внесенный законопроект... Вот я представляю сорок советов          
ветеранов, которые сегодня работают в нашей области в каждом районе. Завтра     
мы им предложим выкупать это имущество пусть даже на каких-то                   
привилегированных условиях. Ничего они не выкупят! То же самое - детские        
организации. Да сколько угодно этих организаций! Но, первое, я бы полагал,      
конечно, надо дать право самим муниципалитетам, не настаивать законодательно,   
не давить их, не заставлять сбрасывать всю собственность, которая сегодня       
обеспечивает не просто жизнедеятельность, но все социальные процессы на         
территориях.                                                                    
                                                                                
И второе. В этом законопроекте говорится только о некоторых условиях,           
улучшающих, скажем, положение. Его можно было бы принять в первом чтении и      
доработать, с тем чтобы расширить, вообще говоря, понятие и возможность         
существования и работы в данной ситуации общественных организаций не просто     
инвалидов, как вот там правительство решило вдруг подумать об инвалидах, а      
вообще всех организаций.                                                        
                                                                                
Моя позиция: надо поддержать этот законопроект.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жидких Владимир Александрович, пожалуйста.                                      
                                                                                
ЖИДКИХ В. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Спасибо большое, Борис Вячеславович.                                            
                                                                                
И соглашаюсь с Виктором Егоровичем, и не могу с ним согласиться, со своим       
коллегой, потому что, к сожалению, сермяжная правда жизни говорит об            
обратном: как только у общественной организации появляется имущество, и оно     
становится собственностью общественной организации, так это имущество тут же    
становится яблоком раздора. И примеров таких масса, в том числе и в             
Новосибирске, и в Томске.                                                       
                                                                                
Как мне представляется, сегодня закон "Об общих принципах организации           
местного самоуправления..." дает некий временной лаг - до 2009 года. Я          
считаю, что нам надо использовать этот временной лаг, с уважением отнестись к   
законодательной инициативе ярославцев, но, к сожалению, я усматриваю очень      
серьезную коррупционную составляющую в их предложении. От этого варианта надо   
отказываться, Виктор Егорович абсолютно прав, я тоже считаю, что ни одна        
благотворительная или общественная организация, за которой не стоит крупная     
олигархическая структура, сегодня не может выкупить имущество, ни одна!         
Поэтому нужно дать им время, а муниципалитетам - право определить социальную    
значимость той или иной общественной организации.                               
                                                                                
И в завершение хочу сказать, что у нас из года в год среди наших "афганцев",    
членов союза ветеранов Афганистана, конфликт из-за того, что мы когда-то        
передали здание в собственность. Закончилось это тем, что мы договорились:      
общественная организация "Российский союз ветеранов Афганистана" возвращает в   
областную собственность то здание, которое было ей передано. Иначе это вечный   
конфликт с очень серьезными последствиями.                                      
                                                                                
Считаю эту законодательную инициативу достаточно интересной, но                 
преждевременной. На самом деле нужно определиться по механизму                  
государственной поддержки значимых общественных организаций. Общественная       
организация общественной организации рознь, значительно разнятся во многом их   
цели и задачи. Поэтому предлагаю эту законодательную инициативу в первом        
варианте отклонить и серьезно заняться этой работой.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Чуев Александр Викторович.                                          
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, значимость проблемы, которая сегодня была         
поднята представителем Государственной Думы Ярославской области, с моей точки   
зрения, трудно, вообще, переоценить. Это проблема крайне серьезная. На          
сегодняшний день действует закон "О приватизации...", который как бы            
уравнивает субъекты предпринимательской деятельности, субъекты приватизации     
при подходе к проведению аукционов и конкурсов. Но так ли это на самом деле?    
Существует ли это равенство на практике? Ведь совершенно очевидно, что сам      
принцип аукционного подхода предполагает, что собственником становится тот,     
кто платит большие деньги. То есть, по существу, мы имеем на сегодняшний        
день четкое социальное неравенство и приоритет тех фирм, тех компаний, тех      
участников этого процесса, которые обладают крупными финансовыми капиталами.    
                                                                                
По существу идет в целом ряде регионов, я думаю, уже почти по всей стране       
идет постепенно новый передел собственности: то, что принадлежало               
муниципалитетам, субъектам Федерации, в том числе в федеральной собственности   
находилось, на сегодняшний день таким вот образом перераспределяется в          
частные руки, без какого-либо учета прав арендаторов. К сожалению, прав         
арендаторов каких бы то ни было, в том числе и ранее существовавшего            
приоритетного права выкупа, на сегодняшний день не существует. Кстати говоря,   
в развитых странах как раз наоборот: арендатор такое право имеет в случае,      
если приватизация происходит. Если говорить о коммерческих компаниях, крупных   
коммерческих компаниях, то, в общем-то, наверное, большой проблемы и не было    
бы. Но дело в том, что помимо крупных коммерческих компаний арендаторами        
является огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые     
не обладают крупным капиталом (они прежде всего именно поэтому и являются       
арендаторами), а самое главное, те общественные, некоммерческие,                
благотворительные организации, в том числе и религиозные, которые также в       
основном не обладают собственностью (если, конечно, раньше не успели ее         
получить или, как религиозные, не смогли вернуть ранее по закону) и являются    
арендаторами. На сегодняшний день при таком подходе все приличные, достойные,   
более-менее важные, имеющие какую-либо ценность помещения, - а речь пойдет и    
о памятниках культуры, не забывайте это, мы сегодня говорим и о приватизации    
памятников культуры, архитектуры, имеющих в том числе историческую и            
культурную ценность, - всё это будет идти на аукцион без учета интересов тех    
организаций, которые там располагаются. А какие это могут быть организации?     
Если мы говорим о культуре, это могут быть музеи; если мы говорим о серьезных   
каких-то исторических зданиях, это могут быть и творческие союзы, это могут     
быть и организации инвалидов и ветеранов, это могут быть иные социальные        
организации - детские, молодежные и так далее. То есть мы подрубаем вообще      
развитие гражданского общества. Действие нынешнего закона "О приватизации..."   
фактически создает условия для того, чтобы через какое-то количество лет        
число общественных организаций резко сократилось и они просто не имели бы       
возможности существовать и решать свои какие-то социальные функции.             
                                                                                
Какова здесь аргументация? Аргументация простая: государство должно получать    
деньги от приватизации и аукцион является наиболее выгодной формой              
приватизации, поскольку определяется максимальная цена. Но давайте не будем     
забывать и о том, что коммерческая фирма всегда работает в собственных          
интересах и, однажды заплатив государству за эту собственность, она ему         
больше за нее никогда ничего не даст. В случае же с общественной организацией   
- она постоянно ведет работу. Собственно, и смысл существования большинства     
некоммерческих благотворительных и общественных организаций - это оказание      
каких-либо социальных услуг в основном на безвозмездной основе и оказание       
благотворительной помощи. Они, эти организации, решают социальные вопросы,      
которые не решает государство. И вообще говоря, когда мы, так сказать,          
сегодня в прессе и везде обсуждаем развитие гражданского общества, то уже       
есть понимание того, что развитие социальной сферы должно осуществляться не     
только со стороны государства, но и со стороны гражданского общества. Но мы,    
таким образом, экономическую часть, хозяйственную часть фактически обрубаем,    
потому что общественной организации просто будет негде существовать, а          
средств на то, чтобы приобрести это помещение в собственность, у нее нет. То    
есть, по существу, если оценивать пользу, которую оказывает общественная        
организация государству самой своей деятельностью, то может оказаться, что      
эта польза неизмеримо больше, чем те деньги, которые заплатит коммерческая      
фирма. Как правило, покупателями этих зданий и помещений будут фирмы крупные,   
в лучшем случае средние, которые обязательно их перепрофилируют, выбросят       
оттуда нынешних арендаторов. И самое главное, что, возможно, они же потом и     
вернутся к вопросу аренды, если им это понадобится, но цена этой аренды будет   
совершенно другая, совершенно другого уровня, чем сегодня. То есть, по          
существу, речь идет о тотальном переделе собственности всех уровней.            
                                                                                
Поэтому я считаю, что закон очень важен. Он применяется в ряде регионов, в      
частности, насколько я знаю, в Санкт-Петербурге есть закон сегодня, который     
дает общественным организациям возможность выкупать арендуемые ими помещения    
с рассрочкой, такой закон действует. Здесь есть определенное, может быть,       
противоречие с федеральным законодательством, но этот закон действует на        
сегодняшний день, и опыт этой деятельности достаточно неплохой, можно было бы   
с ним ознакомиться.                                                             
                                                                                
Никто не говорит, что закон нужно принимать именно в таком виде и, может        
быть, для всех категорий общественных организаций. Во втором чтении мы можем    
вернуться к этому вопросу и определиться: какие организации? Может быть, это    
должны быть благотворительные организации, организации образования,             
организации культуры, инвалидные организации, религиозные организации, эти      
категории мы можем определить ко второму чтению, но самое важное на             
сегодняшний день - этот закон все-таки принять, поскольку все разговоры о       
том, что сегодня в комитете разрабатывается какой-то закон, который изменит     
или даст возможность общественным организациям иным образом решать проблемы,    
на мой взгляд, безосновательны, потому что, если мы не решаем их таким          
образом, как это предлагается сегодня в законе, мы не решаем это больше         
никаким образом. Закон "О приватизации..." действует, аукционный порядок        
установлен, и другого порядка на сегодняшний день нет, и другой порядок мы не   
придумаем: либо арендатор имеет приоритетное право выкупать помещение в         
собственность, либо он должен идти на аукцион, и проигрыш его абсолютно         
обеспечен, реального равноправия здесь нет. Я прошу это понимать, это           
фактически социальное неравенство субъектов аукциона. Поэтому я предлагаю       
проголосовать за этот законопроект в первом чтении, а все необходимые           
поправки можно будет доработать ко второму чтению.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2578 по 2759 из 4129
Продолжаем работать, продолжаем обсуждение пункта 13. Кто еще хотел бы          
выступить? Пожалуйста, Воронин Павел Юрьевич.                                   
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Внимательно выслушав выступление коллег из дружественных фракций, я пришел к    
выводу, что они либо очень долго работают депутатами Государственной Думы и     
забыли, как работают муниципалитеты, либо никогда в муниципалитетах не          
работали. О чем идет речь? Государственная Дума Ярославской области             
предлагает сделать дырку в законе: предлагается на три года предоставлять       
рассрочку на выкуп помещения по балансовой цене при условии внесения 40         
процентов стоимости в течение первого года с учетом затрат на ремонт. На        
сегодняшний день арендные ставки - вы все прекрасно без меня это знаете - в     
муниципалитетах раза в три, в четыре, а то и в десять ниже рыночных. Вот        
например, что мы сделали у нас в городе Ставрополе, когда я работал в           
муниципалитете. Мы предоставили право общественным организациям получать 50     
квадратных метров площади бесплатно. Это произвело фурор в городе, и            
катастрофически выросло количество общественных организаций. Например, КПРФ у   
нас получила 500 квадратных метров, зарегистрировав десять общественных         
организаций, так сказать, получила офис в городе - 500 квадратных метров. Это   
не нарушение закона, это, так сказать, этические моменты. Ну, никто не          
запрещает, - пожалуйста, можно пользоваться.                                    
                                                                                
На сегодняшний день у муниципалитетов есть право предоставлять общественным     
организациям помещения в аренду: или на сорок девять лет зарегистрировать       
договор в регистрационной палате, или это право бессрочного пользования. Этот   
договор расторгнуть можно только по соглашению сторон, и, если общественная     
организация данного соглашения не даст, расторгнуть договор невозможно.         
Поэтому я не вижу опасений в том, что по принятому нами закону до 1 января      
2009 года нужно избавиться от всего несвойственного городу имущества,           
помещений, и считаю, что абсолютно ненужный предлагается закон: если            
ярославцы хотят каким-то общественным организациям предоставить помещения,      
они могут это сделать и сейчас, предоставив помещения в бессрочное              
пользование, никто их не заберет. Абсолютно ненужный, несвоевременный и         
опасный закон предложен Государственной Думой Ярославской области. Думаю, что   
его нельзя ни в коем случае принимать. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо большое.                                                     
                                                                                
Мне кажется, что проблема такая существует. Я согласен с коллегой, который      
только что выступал, в том, что, если у муниципалитетов есть добрая воля,       
они, естественно, могут решить вопрос в интересах общественных организаций.     
Вот мы буквально в перерыве с одним из руководителей Государственной Думы       
обсуждали вопрос, связанный с перспективами принятия закона о назначении        
мэров городов, потому что не всегда такая добрая воля есть и, наоборот, сама    
идеология - чтобы муниципалитеты сбросили с себя собственность, в частности     
чтобы не было муниципальных предприятий, - подталкивает неизбежно к тому,       
чтобы приватизировать и помещения, которые сегодня сдаются в аренду.            
                                                                                
Совершенно очевидно, что в этом контексте, при таком развитии событий,          
общественные организации могут быть "вымыты" с тех площадей, которые они        
сегодня занимают, а если у людей нет возможности даже собраться, естественно,   
у них не будет возможности и работать. Что такое общественная организация?      
Это и инвалиды, это и чернобыльцы, это и профсоюзы, это и общества защиты       
прав потребителей. И надо иметь в виду, что очень многие общественные           
организации просто по роду своей деятельности находятся в конфликте с           
муниципальными властями. Скажем, организация по защите прав потребителей - по   
определению, если повышаются коммунальные тарифы, она должна смотреть,          
насколько они законно или незаконно повышены, и, если придет к выводу, что      
необоснованно, подать в суд на мэра города. Если мы исходим из доброй воли      
муниципалитетов, я думаю, мы найдем немного мэров городов, готовых заключать    
договора на сорок девять лет с общественными организациями, которые с ними      
судятся. То же самое профсоюзы: задержки заработной платы, их неповышение в     
условиях, когда за сам размер заработной платы теперь отвечают местные органы   
власти... Поэтому в данном случае полагать, что проблема может быть решена на   
местном уровне, - мне кажется, это неправильно, это просто-напросто             
игнорирование тех реально существующих противоречий, которые есть в обществе.   
                                                                                
То, что предлагают ярославцы, концептуально верно. Мы уже неоднократно          
принимали некие законы за основу, вспомните хотя бы легендарный 122-й закон,    
Жилищный кодекс, потом мы их дорабатывали, хотя вот их лучше было бы не         
принимать даже и в первом чтении. Тем не менее если мы исходим из той           
идеологии, что мы разворачиваем, развиваем гражданское общество - вот сегодня   
приняли закон "Об Общественной палате...", - то нам по определению нужно        
стимулировать развитие общественных организаций, а учитывая, что вопросы,       
связанные с их работой, неизбежно упираются в вопросы, связанные с тем, где     
им собираться, нам надо создать им преференции, дополнительные условия, для     
того чтобы они могли функционировать. В данном случае речь не идет о том,       
чтобы бесплатно давать площади, речь идет просто о неких преимуществах,         
потому что по определению профсоюз - это не бизнес, он проиграет конкурс,       
объединение, скажем, инвалидов - это не коммерческая структура, оно проиграет   
конкурс, и в результате просто-напросто мы загоним всех в подполье, мы людей    
выкинем из помещений, где они находятся, и тем самым просто разорвем, так       
сказать, остатки контактов между властью и населением, что для власти,          
вообще-то, всегда заканчивалось плохо, и в 17-м году, и в 91-м.                 
                                                                                
Поэтому, я считаю, ярославцев надо поддержать, а что касается всех замечаний,   
предложений и прочего, можно будет их рассмотреть уже ко второму чтению.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Нет больше желающих выступать? Черепков Виктор Иванович, пожалуйста.            
                                                                                
ЧЕРЕПКОВ В. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я, и как мэр, и как представитель общественной организации, хочу поддержать     
этот законопроект. Для примера приведу вам один убийственный факт. Партия       
"Свобода и Народовластие", которую я возглавляю, - а это не просто партия, а    
система, состоящая из пятидесяти восьми элементов - до сих пор на территории    
Москвы не имеет ни одного квадратного метра, хотя сегодня численность этой      
партии - сто семь тысяч. Для примера приведу факт, что сто двадцать пять        
структур "единороссов" получили у Лужкова просто так помещения. Я обращался к   
Лужкову и как мэр, и как политик, ну и как депутат, естественно, до сих пор     
ответ только один: вы общероссийская партия, обращайтесь, пожалуйста, в         
министерство имущества. Вот вам жизнь. Как мэр, я очень хорошо знаю, как        
манипулируют этим... Поэтому я поддерживаю предложение ярославцев. Мы должны    
законодательно такие нормы проводить, это жизненно необходимо, чтобы власть     
не имела возможности манипулировать в этом вопросе, как это делают Лужков на    
территории Москвы и тем более другие - и в Тамбове, и в Ростове, и в            
Ярославле.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у полномочного представителя    
президента? У полномочного представителя правительства? Докладчик и             
содокладчик не хотят выступить с заключительным словом? Содокладчик,            
пожалуйста. Пепеляева Лиана Витальевна.                                         
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, с учетом того, что обсуждение данного        
законопроекта шло столь активно и даже эмоционально, я считаю важным еще раз    
пояснить позицию комитета.                                                      
                                                                                
Первое. Безусловно, существуют базовые принципы приватизации - это равенство    
покупателей и открытость процессов. Догма ли это для комитета, или мы считаем   
возможным тем или иным субъектам предоставить государственную поддержку? Да,    
считаем возможным.                                                              
                                                                                
Теперь второе. Каким субъектам? Законопроект предполагает, что это должны       
быть все общественные организации. Считаем, что вряд ли это возможно. Это       
возможно для организаций инвалидов, и, кроме того, мы считаем важным            
предоставить такую государственную поддержку предприятиям малого и среднего     
бизнеса.                                                                        
                                                                                
Третье. Почему мы считаем, что порядок, который предложен данным                
законопроектом, не может быть применен? Да потому, что если в таком виде        
законопроект будет принят, то, как только он вступит в силу, чрезвычайно        
вероятно заключение огромного количества договоров аренды общественными         
организациями, которые близки к должностным лицам, органам государственной      
власти либо органам местного самоуправления, и с учетом того, что сейчас        
ожидается массовая приватизация, массовая продажа имущества, это имущество по   
низким ценам будет продано. Мы считаем важным установить такой порядок, когда   
подобная возможность будет предоставлена только тем арендаторам, которые уже    
заключили договор аренды и длительное время этим имуществом пользовались.       
                                                                                
И четвертое. С учетом активного обсуждения вопроса о том, предполагается ли     
внесение некого иного законопроекта либо не предполагается, я хочу еще раз      
заверить, что действительно в комитете такая проблема обсуждается, не           
исключено, что состоится "круглый стол" в ближайшее время, и такой вопрос мы    
предполагаем максимально быстро рассмотреть. Каким-то субъектам, несмотря на    
наличие главных, базовых принципов, мы предполагаем государственную поддержку   
предоставить.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О приватизации              
государственного и муниципального имущества".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8%                                     
Проголосовало против           25 чел.5,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    114 чел.                                          
Не голосовало                 336 чел.74,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.