Заседание № 151
26.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 133438-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5552 по 5822 из 7080
У нас по пункту 32 докладчик Владимир Вольфович Жириновский. Я его не вижу в зале. Он сказал, что он в шесть часов уйдёт, а сейчас пока 17.12. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, он сказал, что в шесть уйдёт, его не будет уже в 18 часов. Фиксируем отсутствие докладчика и переходим к пункту 33. У нас есть договоренность, что докладывать этот законопроект будет не Сергей Владимирович Иванов - хотя он в зале, по-моему, или его нет? - а Аркадий Николаевич Свистунов. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Идёт, да? Ну, хорошо. Тогда сейчас всё-таки Аркадию Николаевичу Свистунову дадим слово, а потом выслушаем Владимира Вольфовича. Ну, у нас бывает такое. Вот тут недавно депутата Гудкова мы искали в коридоре, а потом дали ему слово. Бывает такое. Пожалуйста, Аркадий Николаевич. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо большое, коллеги. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления мер наказания за преступления в наркобизнесе). Данный законопроект был разработан депутатами фракции ЛДПР ещё в декабре 2008 года и до сих пор не рассматривался. Основная цель законопроекта - уточнить отдельные понятия и в ряде случаев ужесточить наказания за преступления в наркобизнесе. Если помните, на прошлом заседании мы представляли законопроект о смягчении наказания или вообще об устранении уголовной ответственности за незначительные преступления, но наркобизнес, мы считаем, очень актуальная тема для нашей страны, и поэтому мы предлагаем ужесточать здесь ответственность. К сожалению, несмотря на наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статей, направленных на борьбу с уголовными преступлениями в сфере наркобизнеса, - это статья 228, статья 228-2, статьи 230, 231, 232, 233, в которых устанавливаются меры уголовной ответственности за различные преступления в области наркобизнеса и незаконного приобретения наркотических средств и психотропных веществ, - наркомания у нас не снижается. Нет таких цифр, которые бы свидетельствовали о том, что этих мер достаточно и проблема перестаёт быть актуальной. Наоборот, цифры показывают огромный рост, можно даже сказать, страшный рост числа употребляющих наркотики, а также преступлений в сфере наркобизнеса. Это однозначно говорит о том, что здесь необходимо применять различные меры, чтобы изменить эту ситуацию. В пояснительной записке указано, что ежегодный оборот российского наркобизнеса - оценки, естественно, приблизительные, но тем не менее впечатляющие - составляет порядка 13 миллиардов долларов США, а к началу 2008 года в стране официально было зарегистрировано более пятисот тысяч наркозависимых, хотя многие не регистрируются, и эта статистика довольно лукавая. Специалисты, которые занимаются этой проблемой, уже говорят о шести миллионах наркозависимых. Эту оценку подтвердил начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Как следствие - возрастающий уровень смертности от передозировок, снижение продолжительности жизни, обычно хронические наркоманы не доживают даже до тридцати лет. Ещё одно следствие - это распространение ВИЧ-инфекций. До 80 процентов выявляемых ВИЧ-позитивных граждан являются в то же время наркоманами. По статистике, 70-80 процентов преступлений в Российской Федерации совершается под воздействием наркотиков, ну, или алкоголя. Здесь существует прямая зависимость: человек, который начинает потреблять наркотики, тут же сталкивается с проблемой нахождения средств, так сказать, на эту свою наркозависимость. Соответственно, первое, что он делает (и это трагедия семьи), - он выносит всякое имущество из дома, второе - он идёт на преступление, совершает преступление с целью раздобыть средства на потребление наркотиков. Немаловажным фактором совершения преступлений стала подростковая наркомания. Вот это особенно страшно, поскольку подростки очень падки на всякие такие вещи и очень быстро у них происходит привыкание к наркотикам. Ну и соответственно, это потом всё отражается на семьях. То есть наличие хотя бы одного наркомана в семье - это всё, это трагедия, колоссальная трагедия, которая, в общем-то, ведёт, как правило, к расколу таких семей. Для принятия действенных мер борьбы с наркоманами Президентом Российской Федерации в 2007 году был подписан Указ "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" одновременно с "Положением о Государственном антинаркотическом комитете" и "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации". Так вот, далеко не все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подпадают под категорию тяжких и особо тяжких, тем более что в 2009 году принят законопроект, которым, наоборот, смягчена ответственность за преступления в сфере наркобизнеса. Так, в статьях 228 и 231 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовное наказание было смягчено тем, что санкция о лишении свободы на срок до двух лет дополнена словами: либо ограничение свободы на тот же срок. Честно говоря, нам непонятно, зачем это было сделано, потому что вся статистика свидетельствует о том, что число преступлений, связанных с наркотиками, только растёт. Зачем это сделано, мы так и не поняли. Если посмотреть на те страны, которые проводят, на наш взгляд, эффективную борьбу с наркобизнесом, на те же самые Соединённые Штаты, например, или Китай, то там мы увидим прямо противоположную картину: ужесточение, ужесточение наказаний в сфере наркобизнеса. После официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации на представляемый вам законопроект авторами законопроекта он был уточнён, предлагается ужесточить меры уголовного наказания только в части третьей статьи 230 "склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ" в отношении деяний, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Мы предлагаем срок лишения свободы здесь сделать вместо шести - двенадцати лет, как сейчас, восемь - двадцать лет лишения свободы. Почему мы это предлагаем сделать? Потому что такой случай, конечно, наиболее чудовищный. Когда мы представим в любой семье (поставьте себя на место родителей), что вашего ребёнка склонили к употреблению наркотиков, да ещё с такими чудовищными последствиями, повлекшими смерть, то любой родитель, любой родитель скажет, что такой преступник достоин высшей меры наказания за такое преступление, и будет прав. Ему нечего возразить. Мы здесь предлагаем ужесточить наказание и приравнять это наказание фактически к уголовным статьям, которые применяются в связи с убийствами, то есть восемь - двадцать лет лишения свободы. Авторы законопроекта считают, что наказание в части третьей статьи 230 должно быть более строгим, и двадцати лет, на наш взгляд, может быть, и мало. Мы понимаем, конечно, что высшая мера наказания у нас в стране приостановлена, но, если серьёзно говорить, такие преступления достойны самой жёсткой меры наказания. Одновременно авторы законопроекта предлагают уточнить в статьях 229 и 233 слова "психотропных веществ", дополнив словами "и их прекурсоров". Понятно, все знают, что такое прекурсоры, это такие химические вещества, которые являются либо исходными для изготовления наркотических веществ, либо участвуют в различных стадиях процесса по изготовлению этих веществ. У нас имеется соответствующее постановление правительства, где указывается список вот таких средств химических, которые являются прекурсорами, и установлен особый порядок их оборота, этих средств, то есть они подучётны, подконтрольны. Кроме того, административный кодекс устанавливает ответственность за противоправное использование этих прекурсоров. Депутаты нашей фракции предлагают противоправное использование прекурсоров подвести под уголовную ответственность. Почему? Потому что без этих прекурсоров, конечно же, не обойдётся никакая деятельность по изготовлению наркотиков, а эта деятельность, как показывает статистика, в нашей стране приобретает просто массовый порядок. Вы все видели неоднократно репортажи про различные сообщества, например, цыганские или другие этнические сообщества, которые разворачивают чуть ли не в промышленных объёмах изготовление вот таких примитивных веществ, используя эти прекурсоры. И, соответственно, когда их ловят, когда их задерживают, этот пробел в законодательстве позволяет им избежать ответственности уголовной, а понести административную ответственность, уплатить, по их понятиям, учитывая оборот денежных средств в этой сфере, небольшие совершенно штрафы и спокойно вернуться опять же к этой своей деятельности. Отсутствие этого словосочетания "и их прекурсоров", которое мы и предлагаем внести в качестве изменения в закон, отсутствие этого термина сдерживает правоприменительную практику, хотя, нужно прямо сказать, эти прекурсоры являются не менее опасными, чем наркотические и психотропные вещества. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не решает проблему борьбы с незаконным оборотом этих веществ. В официальных отзывах на законопроект, в общем-то, мы не заметили ни слова о том, что мы несколько изменили свой законопроект, учли замечания, которые нам предлагались комитетом, правительством. У комитета было замечание, что ужесточение ответственности, которое мы предлагаем, будет противоречить статье 6 Уголовного кодекса, предусматривающей, что наказание должно быть справедливым. Но, уважаемые коллеги, по-моему, это очень справедливое наказание, если вашего ребёнка преступным путём, насильственным путём заставили употреблять наркотики и это привело ещё к его смерти. По-моему, это, как говорится в Библии, - преступления, которые вопиют к небу, вопиют об отмщении. Мы считаем, что это справедливое наказание. Прошу вас, учитывая изложенное, поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полновесное выступление - двенадцать минут. У комитета только десять, я должен вас огорчить. Валентин Васильевич Бобырев, пожалуйста, содоклад от комитета. БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагается рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесённый депутатами Государственной Думы Владимиром Вольфовичем Жириновским, Ивановым, Лебедевым, Напсо, Черкасовым по вопросу усиления мер наказания за преступления в наркобизнесе. Как уже и говорил передо мной коллега, названным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 229, 230, 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, установив уголовную ответственность за хищение либо вымогательство не только наркотических средств или психотропных веществ, но и их прекурсоров. Вот вокруг этого понятия и пойдёт дальнейший наш разговор. Понятие это уже было названо, но я могу повторить, что прекурсоры - это химические вещества, представляющие собой исходные компоненты или являющиеся участниками промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества. Предлагается также ужесточить наказание за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив подсудность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации. Что же конкретно предлагают авторы законопроекта? По существу названного законопроекта, уважаемые коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание на следующее. В предлагаемой редакции части третьей статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации авторами предусматривается чрезмерное повышение санкции за указанное преступление. То есть предлагается внести изменение в часть третью статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, повышающее меру наказания за склонение к потреблению, подчёркиваю, за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, заменив санкцию статьи: сегодня действующая статья - от шести до двенадцати лет, авторы законопроекта предлагают от восьми до двадцати лет. Это, по мнению комитета, нарушает установленный в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации принцип справедливости, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны в первую очередь соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, авторами законопроекта не вносится никаких изменений в примечания к статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, где закреплено, что крупный размер наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 229 Уголовного кодекса Российской Федерации, установленный пунктом 2 примечаний к статье 228 Уголовного кодекса России, утверждается Правительством Российской Федерации. В случае же установления уголовной ответственности за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ и их прекурсоров в крупных размерах останутся неопределёнными вопросы, какой размер для указанных прекурсоров является крупным и кто в данной ситуации может быть привлечён к уголовной ответственности, что, на наш взгляд, приведёт к определённым проблемам и трудностям при квалификации данной категории преступлений. Таким образом, по мнению комитета, должного обоснования целесообразности внесения предложенных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не усматривается. Соответственно, нет необходимости внесения изменений в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающую подсудность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации. Здесь также следует отметить, что Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. Согласно официальному отзыву Верховного Суда Российской Федерации концептуальная направленность проекта заслуживает определённого внимания. Между тем, по нашему мнению, законопроект нуждается в последующей доработке. Кроме того, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные замечания, которые по своему содержанию соответствуют позиции Правительства Российской Федерации и Верховного Суда. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Васильевич. Коллеги, я обращаю ваше внимание, что у нас остаётся тридцать минут до завершения нашей работы, поскольку сегодня мы договорились, что в 18 часов заканчиваем. У нас ещё один вопрос. Пришёл докладчик, и содокладчик, тоже Валентин Васильевич, в зале. Поэтому я обращаюсь к участникам обсуждения. Есть вопросы по данному законопроекту? Нет. Настаивает кто-то на обсуждении? Нет. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 18 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.